С сайта http://russdom.ru/oldsayte/2004/200405i/20040503 Ирины, мученицы, в Покровском церковь (2-й Ирининский переулок, дом 7). Храм носит название по приделу, а главный престол освящен в честь Живоначальной Троицы. Второй придел был освящен во имя великомученицы Екатерины. Трапезную и колокольню выстроили к 1794 г., главный храм вместо обветшавшего – к 1800 г. Предшественником этого храма была деревянная церковь 1765 года. Церковь имеет форму ротонды в классическом стиле; ограда XIX в. сохранилась частично. В 1891 г. церковь перестроили и расширили. Храм закрыли в 1927 г., он подвергся разрушениям – был обезглавлен, колокольню разрушили до первого яруса. В 1992 г. церковь возвратили верующим, богослужения возобновились в конце 1990-х годов. Церковь Ирины Великомученицы в Покровском 10 октября 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла храм святой великомученицы Ирины в Покровском г. Москвы официально стал Патриаршим Подворьем с Представительством Белорусского Экзархата в России. Настоятелем храма назначен Патриархом Кириллом Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Витебский и Оршанский. Благодаря этому событию начинается новый этап в истории храма вмц. Ирины в Покровском, который находится в Басманном районе г. Москвы уже почти четыре века. История храма начинается с 1635 года, когда к храму святителя Николая чудотворца была пристроена придельная церковь. Название церкви дано в честь св. великомученицы Ирины, покровительницы дочери царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны — Ирины Михайловны. Она родилась в Покровском 22 апреля 1627 года и была первенцем царской четы. Именины Ирины Михайловны приходились на 18 мая по новому стилю, в этот же день был престольный праздник храма вмц. Ирины. Немецкая слобода, сейчас это Басманный район, было местом поселения иностранцев в Москве. Район возникает вдоль Покровской дороги, которая шла от Фроловских ворот Кремля на северо-восток во владимирские земли. С XIV века вдоль Покровской дороги начали заселять окрестности и возводить православные храмы. Село Покровское появляется в это время под названием Рубцово, так как Рубцовы являлись его первыми владельцами. В 1586 году эта территория переходит во владение к Федору Никитичу Романову, а название села со временем становится Покровское.

http://sobory.ru/article/?object=02010

В 1770-е годы Тверь, как многие губернские города, начала обретать регулярную застройку. Это было обусловлено и обстоятельством случившемся в 1763 году, когда центральная часть Твери сильно пострадала от пожара. В огне погибли почти все казённые строения, около восьмисот частных дворов, гостиный двор. Обгорел и кремль, который решили уже не восстанавливать, так как своё оборонное значение к середине XVIII века он утратил. Регулярная перепланировка коснулась и Затьмачья, которое по новому проекту вошло в состав города лишь частично. Троицкая церковь, таким образом, оказалась у самой Старицкой заставы. Видимо, по замыслу архитектора она должна была встречать въезжающих в город со стороны Старицы, представляя собой своего рода " парадный фасад " Затьмацкой стороны. Впоследствии, однако, церковь оказалась отделена от городской границы жилым кварталом, что отняло от впечатления, производимого ею, несколько торжественности, но зато прибавило немного уюта. Тем не менее, вокруг неё сохранена небольшая округлая площадь, благодаря чему Белая Троица хорошо просматривается с четырёх сторон - приятная редкость для городского храма. С течением времени изменялась не только городская среда вокруг Троицкого храма. Сам он тоже менялся сообразно потребностям растущего населения Затьмачья и его усердию к украшению дома Божия. По всей видимости, ещё в XVII столетии он приобрёл дополнительные главы, а к началу XIX века церковь уже совершенно осовременилась. Начать с того, что узкие окна четверика растесали, дабы в храме стало светлее. К счастью, это деяние обошлось без непоправимых потерь - а ведь история знает случаи, когда древние храмы обрушивались полностью или частично, не выдержав расширения оконных проёмов. Затем, в 1787 году, к четверику с юго-западной стороны пристроили Ефремовский придел - в честь почитаемого тверичами св. Ефрема Новоторжского. А уже к приделу " прилепили " в 1812 году колокольню, первоначально двухъярусную. Третий ярус, обозначивший колокольню как существенную доминанту окружающей городской застройки, появился лишь в 1878 году. Немногим ранее, между 1864 и 1867 годом, был сооружён придел во имя свт. Арсения Тверского и мч. Татианы - с северо-западной стороны, в пандан Ефремовскому.

http://sobory.ru/article/?object=00015

Завершение раскопок и начало кладки фундамента Казанского собора. Фотография. 1990 г. Завершение раскопок и начало кладки фундамента Казанского собора. Фотография. 1990 г. Неширокая сводчатая арочная галерея (внутренний размер 2,8-3 м) окружала собор с 3 сторон. Ее юж. часть первоначально заканчивалась на уровне вост. лопатки собора, а северная вела к сев.-вост. приделу равноап. Аверкия Иерапольского, решение о строительстве к-рого было, по-видимому, принято в процессе возведения собора (в ходе строительных работ, когда основной объем вывели до высоты апсиды, кладку сев.-вост. плеча галереи остановили и над ним выложили четверик придельного храма в 2 раза шире, чем плечо галереи). Перед зап. галереей со стороны площади было расположено широкое (до 1/3 фасада) открытое белокаменное крыльцо (6-7 ступеней). Казанский собор в Москве после реставрации П. Д. Барановского. Фотография. Нач. 30-х гг. XX в. Казанский собор в Москве после реставрации П. Д. Барановского. Фотография. Нач. 30-х гг. XX в. Еще один принципиально важный элемент архитектуры собора - шатровая колокольня, известная по изображениям XVIII в. (существующая колокольня восстановлена по гравюрам). Квадратное основание колокольни (сторона 4/5 м), возведенное одновременно с собором, встык примыкало к зап. арке сев. галереи. Ее шатровое завершение с увенчанным арками 8-гранным звоном, кокошниками в основании шатра, плоскими гуртами на ребрах, одним рядом окошек-слухов и луковичной главкой в целом типично для зрелой архитектуры XVII в.; т. о., нельзя отвергать предположение, что в XVII в. колокольня могла быть перестроена. Однако наличие шатровой колокольни (еще более развитых форм) у ц. Св. Троицы в Никитниках, а также известия о строительстве шатровых колоколен в 30-х гг. XVII в. в Троице-Сергиевом и Макариевом калязинском мон-рях позволяют также считать, что одновременно с первоначальным зданием К. с. могла быть построена шатровая колокольня, к-рую в этом случае надо рассматривать как достаточно ранний пример становления этого типа колоколен.

http://pravenc.ru/text/1319816.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кипран (Зёрнов), еп.Дмитровский. Фотография. Ок. 1961 г. (Зёрнов Михаил Викентьевич; 25.01.1911, Москва - 5.04.1987, там же), архиеп. бывш. Берлинский и Среднеевропейский. Семья происходила из обедневшего купеческого рода. С 11 лет прислуживал в московском храме в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Барашах у Покровских ворот. Исполнял должности звонаря, пономаря, ризничего. В 15 лет лишился отца и стал единственным кормильцем семьи. В 1928 г. окончил среднюю школу и поступил с благословения духовника в театр-студию под рук. Р. Н. Симонова. Позднее был помощником режиссера на киностудии, работал заведующим костюмерным цехом в театре В. Э. Мейерхольда, актером в Театре сатиры. До 1938 г. одновременно с работой в светских учреждениях продолжал прислуживать в церкви, самостоятельно изучал курс духовной семинарии. Осенью 1943 г. подал прошение патриарху Сергию с просьбой о принятии в клир Московской епархии. К прошению было приложено сочинение «Как я верую», о к-ром дал положительный отзыв Саратовский и Сталинградский архиеп. Григорий (Чуков ; впосл. митрополит). Начал сотрудничать с «Журналом Московской Патриархии», где в дальнейшем многократно публиковался. После сдачи экзамена на священнический чин 10 авг. 1944 г. был рукоположен Крутицким и Коломенским митр. Николаем (Ярушевичем) целибатом во диакона, а 12 авг. того же года - во иерея. Получил назначение священником в храм во имя Св. Троицы в пос. Наташино (ныне в черте г. Люберцы Московской обл.). Одновременно являлся внештатным секретарем митр. Николая (Ярушевича). В мае-июне 1945 г. был членом церковной делегации, сопровождавшей патриарха Алексия I во время визита на Св. землю, написал о патриаршем паломничестве статью для «Журнала Московской Патриархии». 20 июля 1945 г. назначен настоятелем Троицкого храма в Наташине. 27 дек. 1945 г. переведен в Москву на должность настоятеля храма в честь Покрова Пресв. Богородицы в Черкизове. 12 мая 1948 г. назначен настоятелем московского храма в честь Преображения Господня на ул. Б. Ордынка (также известен по приделу в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» как Скорбященский храм), был возведен в сан протоиерея. Скорбященская ц. до того более 10 лет была закрыта и использовалась как складское помещение, однако ее внутреннее убранство сохранилось, что позволило в скором времени начать богослужения. Уцелела и святыня храма - икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». С июня 1950 г. прот. М. Зёрнов являлся секретарем по приему посетителей в Управлении делами МП. Исполнял поручения в области межцерковных связей; неоднократно входил в состав делегаций РПЦ в зарубежных поездках, участвовал в приеме иностранных делегаций.

http://pravenc.ru/text/1684752.html

черты. Успенская ц. в Тотьме (1808) имеет черты классицистической постройки, колокольня - в стиле «тотемского барокко». Базиликальная ц. во имя прп. Варлаама Хутынского в Вологде (1777-1780) сочетает черты рококо и раннего классицизма (проектировал неизв. мастер столичного уровня). Необычный вид придают ей стройная колокольня с ионической полуротондой входа и высоким четвериком звона, грани к-рого вогнуты, пирамидальный купол с тонким грушевидным шпилем и завершение храма небольшим овальным фонарем с маленькой главкой и двумя декоративными вазами на постаментах. Ц. св. Иоанна Предтечи (по приделу - в честь Св. Троицы) в Белозерске (1810) сооружена на средства купца Ивана Горина по проекту архит. В. И. Баженова , составленному в сер. 90-х гг. XVIII в. Ее основной объем представлял собой массивную 2-ярусную ротонду с полукруглой алтарной апсидой и необычными, овальными в плане приделами с 4-колонными портиками. Широкая 3-нефная трапезная с закругленными углами соединена с храмом коротким переходом. Лучшим классицистическим храмом Вологды считалась Благовещенская ц. (1801) - ротонда с огромным куполом. 2-этажный ампирный кладбищенский храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (1836-1838, с кон. 40-х гг. XX в. кафедральный собор) украшают дорические портики с мощными фронтонами, венчает купол на высоком барабане с колоколами в проемах, превращающих его в необычный для своего времени храм-колокольню. Престол верхней, холодной, церкви посвящен Рождеству Христову, нижняя церковь с 1939 г. оставалась единственным действующим храмом в В. е. Классицистическое завершение с высоким шпилем, но с готическими стрельчатыми арками звона получила колокольня XVII в. Сретенской ц. Величием и гармонией отличается построенный в духе строгого классицизма 2-этажный 5-главый Вознесенский собор Спасо-Суморина мон-ря близ Тотьмы (1796-1825, архит. В. М. Казаков). Сохранились полностью перестроенные в стиле классицизма соборы Богоявления в Тотьме (1744-1749, 1816-1822, архит. И. А. Фохт, перестраивался в 60-х гг.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Торжок. Церковь Власия. Власьевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Впервые эта церковь упоминается в Писцовой книге Торжка 1625 г.: «Храм во имя священномученик Власей Епискуп Саватийский древян клецки, да в приделе Пётр Митрополит ... строение мирское того приходу посацких людей». Каменное здание церкви было построено в 1721 г. Главный престол был посвящён Казанской иконе Божией Матери, но в народе по привычке храм именовался по боковому приделу Власьевским. В 1815 г. в церкви обновлялись настенная живопись и иконы. Храм был закрыт в 1937-1939 гг. В наши дни бывшее здание Власьевской церкви представляет из себя руины. Дело в том, что ещё в 1956 году решением Горисполкома ветхое здание храма было передано Райпотребсоюзу для сноса, чтобы на оставшемся после сноса фундаменте восстановить кирпичный склад для продтоваров. Уже тогда, во время обследования храма, документы комиссии зафиксировали, что у здания с 1941 г. отсутствовала кровля, часть стен была разрушена. Решение исполкома не было выполнено полностью: церковь не разобрали до фундамента - склад разместили в сохранившихся стенах храма. Но в 1990-е гг. склад выехал в другое место, здание опустело и начало катастрофически разрушаться не без помощи местных жителей, которые растаскивают остатки каменной кладки на кирпич. По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, " Лилия Принт " , 2002. Власьевская церковь.(Казанская церковь) в Торжке, памятник архитектуры, построена в 1721 в Затверецкой части города. В основе композиции 2-столпный четверик, характерный для церквей 17 в. Первонач. наружный декор уничтожен при переделке 1889, когда В.ц. была оформлена в поздне­клас­сическом стиле с элементами псевдорусского стиля. Власьевская церковь пятипрестольная, названа по приделу св. мученика Власия; гл. придел - в честь иконы Казанской Богоматери (отсюда 2-е назв.). Верхние объемы церкви и колокольни разобраны в конце 1930-х гг. Впервые эта церковь упоминается в Писцовой книге Торжка 1625 г.: «Храм во имя священномученик Власей Епискуп Саватийский древян клецки, да в приделе Пётр Митрополит ... строение мирское того приходу посацких людей». Каменное здание церкви было построено в 1721 г. Главный престол был посвящён Казанской иконе Божией Матери, но в народе по привычке храм именовался по боковому приделу Власьевским. В 1815 г. в церкви обновлялись настенная живопись и иконы. Храм был закрыт в 1937 -1939 гг.

http://sobory.ru/article/?object=06243

Новый монастырь чаще называли Феодоровским по приделу. По формам, полученным после реставрации 1990-х гг., храм и колокольня выглядят, как выглядели церкви, построенные в середине XVII в. Архитектурные формы и детали свидетельствуют о желании сделать монастырский храм в середине XVII в. похожим на тип монастырских храмов, сложившийся в XVI веке: пятиглавый собор с отдельно стоящей колокольней. В трапезной был сделан второй придел, симметричный приделу преподобного Феодора Студита, – святого Аверкия Иерапольского, чья память совершается 22 октября (4 ноября) – в день взятия Китай-города Вторым ополчением. Работы по украшению интерьера проводили патриаршие мастера, в том числе Назарий Истомин, писавший образа и выполнивший Царские врата для главного иконостаса. Колокольня, основание которой возможно относится к 1626–1627 гг., по-видимому, также перестраивалась в своей верхней части. В 1709 г. обитель упразднили, братию перевели в соседний Новинский монастырь, а церковь стала приходской. В ее приходе жил Василий Иванович Суворов, и в 1720 г. в этом храме был крещен его сын Александр, будущий великий полководец. Его родители были похоронены около алтаря храма, и доска с их надгробия сохранялась еще в XIX в. Феодоровская церковь пострадала во время пожара 1812 г. и была кардинально переделана. Четверик храма перекрыли большим сферическим куполом, из которого в центре выступала одна главка на тонком барабане. Алтарь перестроили в одну большую апсиду, сферический свод которой гармонировал с куполом. Своды трапезной заменили плоским потолочным перекрытием. Внутри проход из трапезной в центральную часть храма был расширен и украшен двумя ионическими колоннами. Храм получил ампирное оформление, характерное для 1820-х годов. В 1865–1873 гг. алтари приделов из трапезной выдвинуты на восток, в линию с главным престолом. Храм закрыли в 1920-е гг. В 1929 г. была сломана шатровая колокольня, от которой сохранился только нижний ярус. Церковь пострадала от осколков бомбы в Великую Отечественную войну. В 1950-1980-е гг. церковное здание занимали различные учреждения. Общественность предлагала сделать в храме музей А.В. Суворова. Реставрация началась в конце 1980-х гг. К 1990 г. были воздвигнуты пять глав, началось восстановление колокольни. В 1993 г. храм освятили. В нем хранится чудотворный список с Песчанской иконы Божией Матери, прославленной в городе Изюме. В иконостасе северного придела хранится икона святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, с частицами его мощей. В храм в 2000 г. один из прихожан передал икону Спасителя, хранившуюся у него в доме и спасенную в 1930-х гг. его бабушкой при разорении церкви Феодора Студита. Этот небольшой образ – единственное, что осталось от старого убранства. Храм назван по приделу, главный престол – Смоленской иконы Божией Матери. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17

http://sobory.ru/article/?object=02257

III. Ссылки и примечания Римскими цифрами указаны разделы - I (источники) и II (литература), в скобках арабская цифра означает порядковый номер источника или работы в списке указанных разделов. 1. II (22). Т. 3. С. 580. 2. О том, что киевские Золотые ворота были сделаны во образ константинопольских, см.: II (12). С. 70; II (28). С. 415. 3. I (1). Вступ. статья. С. 5. 4. Там же. Текст. С. 97. 5. II (12). С. 73. 6. Там же. С. 70-71. 7. I (2). С. 32-33. 8. Там же. Комментарий. С. 629 (уточненная датировка). 9. Там же. С. 45. 10. Там же. Введение. С. 14. 11. II (6). Иллюстрации. 12. Кудрявцев М.П. познакомил меня с этими и иными выводами и в устных беседах и в подробных личных письмах, где любезно разъяснил сущность дела, привел нужные планы и схемы расположения храмов и монастырей древних городов. 13. II (3). С. 113-119. 14. II (12). С. 73. 15. Подробней об устройстве алтаря и символике его частей см. нашу работу II (18). Разд. I. Гл. 3 " Алтарь " . С. 35-54. 16. Кудрявцев М.П., Мокеев Г.Я. настаивают на том, чтобы называть этот собор Троицким (см., напр.: II (14). С. 143-144; II (15). С. 65) на том основании, что центральный восточный придел посвящен Святой Троице. С этим нельзя согласиться. В обычных храмах, где все приделы находятся в восточной части, действительно, центральный является главным и по нему именуется весь храм. Но Покровский собор " на рву " имеет сложную композицию; в нем главным и центральным является Покровский придел, а восточный Троицкий - побочным, наряду с другими. В летописном тексте о постройке этого храма ясно говорится, что он посвящался Покрову Божией Матери. Но в XVI и в конце XVII века его иногда именовали Троицким (см. иллюстрации " Книги избрания на царство " ). Однако название храма не по главному престолу, а по приделу - не редкость; тот же Покровский собор по пристроенному приделу стали называть собором Василия Блаженного. Воскресенский собор Нового Иерусалима центральным восточным приделом имел подземную церковь Константина и Елены, но называется по главному центральному приделу Воскресения. Поэтому, если придерживаться канонически правильного названия, то собор на Красной площади нужно наименовать Покровским.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/304/...

Настоятельство в этом монастыре с самого начала было Игуменское, а с 1694 года, по просьбе братии Вологодских граждан, Патриархом Адрианом рукоположен в Архимандрита из Рождественского Сямского монастыря Игумен Сергий, и дана ему в служение среброкованая шапка. С тех пор до Штатов 1764 года продолжалось там начальство Архимандрическое. Крестьян имелось за монастырем до 1764 года, 1.964 души. По Штатам положен в 3 классе степенью 3 с настоятельством Игуменским; но ныне там Настоятелем Архимандрит Август Албенский на Игуменской вакансии, переведённый из Вологодского Спасокаменного монастыря в 1799 году Декабря 16 дня. Из зданий замечательны в этом монастыре: 1) СОБОРНАЯ каменная ЦЕРКОВЬ во имя Святой Троицы, пристроенная к приделу Иоанна Предтечи; 2) примыкающая с правой стороны к сему приделу ЦЕРКОВЬ во имя Преподобного Павла, основателя сей обители, и в оной мощи его почивают под спудом: но когда почитание их началось, не известно; 3) наверху соборной церкви, в самой главе церковной – ЦЕРКОВЬ во имя Сергия Радонежского Чудотворца; 4) при Настоятельских кельях – ЦЕРКОВЬ во имя Успения Пресвятой Богородицы; 5) каменные двое Настоятельских ПОКОЕВ двухэтажные, из коих одни предоставляются для приезжих, а внизу под оными кладовые; 6) при святых воротах – каменный КОРПУС двухэтажный братских КЕЛИЙ, а с другой стороны – конюшни каменные же; 7) ОГРАДА вокруг монастыря деревянная, рубленная в террасы. Вне монастыря на горе построена ЧАСОВНЯ над колодезем, ископанным самим Преподобным Павлом, коего и келья отшельническая была при оном. Из вещей его сохранились в монастыре только: 1) КРЕСТ медный литой, коим благословил его Преподобный Сергий Радонежский, на коем сверху припаяны после две другие иконки; 4) дупло того дерева, в коем Преподобный Павел жил три лета. При монастыре, на речке Нурме, находится монастырская мельница и пашня, обрабатываемая братией и служителями. Грамоты, относящиеся к истории Павлова монастыря I. Hecyдuмaя, данная от Государя Царя Михаила Феодоровича. Божьей милостью Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович, всея Русии Самодержец, пожаловал Вологодского уезда Живоначальной Троицы Павлова монастыря Игумена Алимпия с братией, или кто по нём в том монастыре иной Игумен и братия будут, что они Нам били челом и положили Нашу жаловальную грамоту рве (7125/1617) года за подписью Дьяка Нашего Ивана Болотникова с прежней жаловальной грамоты блаженной памяти Деда Нашего, Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея России, на их монастырскую вотчину и на всякие угодья, а владеть им той вотчиной и всякими угодьями по-прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

На север от этого места устроен придел во имя св. благоверного князя Александра Невского, из каррарского мрамора, по воле императора Николая I, в память рождения сына и наследника его Александра Николаевича. Придел освящен в 1820 г. преосвященным митрополитом Серафимом и снабжен державным жертвователем богатой ризницей и утварью. Здесь же подле, придел св. благоверной княгини Ольги. Устроен он по воле государя императора Павла I в память великой княжны Ольги Павловны и освящен в 1807 году. Влево, соответственно приделу св. княгини Ольги, устроен другой придел во имя святого Александра Невского, воздвигнутый по повелению императора Павла I, и освящен в 1807 году. Далее к востоку находятся два придела: один во имя св. Иоанна Златоустог о, другой – св. Захарии и Елизаветы. Оба придела устроены иждивением императрицы Елизаветы Петровны – первый в память ее восшествия на престол, второй – тезоименитства. За этим приделом находится палата, где хранится монастырская библиотека, имеющая большое количество книг на разных языках, как печатных, так и письменных харатейных. Тут же придел во имя Преображения Господня, по самой середине хор, против гроба Господня. Престол этот устроен в 1808 году статс-дамой Е. Р. Дашковой и снабжен ей богатой ризницей. При сходе тою же лестницей, внизу, – придел 12 и 70 апостолов. Придел устроен первоначально строителем обители старцем Сергием на его собственные келейные деньги в 1704 г.; в 1783 году обновлен генералом А. Б. Загряжским. Далее к западу придел зачатия св. Анны, устроенный иждивением девицы А. И. Сухотиной и освященный в 1809 году. В соответствие приделу 70 апостолов, устроен придел св. Марии Магдалины. Алтарь из чистого благого мрамора, колонны мраморные же, капители бронзовые позолоченные; образа писаны на меди; лампады, подсвечник, паникадило серебряные; вся церковная утварь и ризница богатые; образ св. Мари Магдалины украшен драгоценными камнями. Все это сделано на средства императрицы Марии Федоровны в 1801 году. За этим приделом, близ больших северных дверей, находится придел в честь Сошествия Св. Духа, устроенный иждивением гг. Карповых и освященный в 1821 г. Как в этом последнем приделе, так и в других, находящихся на хорах, живопись, по мнению знатоков, считается превосходной и в высшей степени художественной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010