и юго-вост.- были угловыми, 5-я находилась в середине юж. участка стены, обращенного к Б. Кинешемской дороге (Кинешемскому тракту). В юго-зап. башне была устроена малая часовня. В 1859 г. с зап. стороны к Екатерининскому приделу Троицкого собора была пристроена каменная ризница. В 1857 г. М. Р. м. посетил новый правящий архиерей - еп. Костромской и Галичский Платон (Фивейский) . Мон-рь и ландшафт настолько понравились еп. Платону, что он избрал его местом жительства на покое. В 1862 г. в юго-вост. углу обители на средства кинешемского купца 1-й гильдии А. И. Платонова (1811-1871) были возведены деревянный дом с мезонином и небольшая ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Предполагалось, что еп. Платон впоследствии поселится в нем (в документах дом именовался архиерейским корпусом). Однако деятельный и энергичный владыка так и не ушел на покой. По завещанию архиеп. Платона в 1877 г. этот дом был передан в собственность бывш. настоятеля Лухского Никольского мон-ря архим. Сергия, последний же в 1885 г. передал его мон-рю. С 1885 г. и вплоть до закрытия обители в этом доме жили настоятели, а с 1901 г.- настоятельница обители. Не сохранились изображения монастыря XVIII в. Особое значение имеет литография 1869 г., отпечатанная в типографии Троице-Сергиевой лавры , на к-рой М. Р. м. изображен «с высоты птичьего полета» со стороны Волги. На литографии запечатлены все строения: Троицкая ц. с приделами прп. Макария и вмц. Екатерины, архиерейский и настоятельский корпуса, братские трапезная и кельи, «странная» и «образная» лавки, скотный дом, кладовая, сарай для лошадей и «екипажей», «ярманковые» лавки, почтовая дорога, «етапный дом», «запасные» магазины, амбары и склады для пристани, колодец, баня, ледник. На литографии видно и монастырское кладбище у алтаря Троицкого собора. На протяжении всего XIX в. численность братии была невелика: в 1868 г.- 12 насельников (строитель, иеромонах, 2 иеродиакона, 8 послушников), 2 белых священника и 2 белых диакона, в 1887 г.- 18 чел. (настоятель, 2 иеромонаха, иеродиакон, монах и 13 послушников).

http://pravenc.ru/text/2561268.html

В советское время храм действовал до 1930 г., когда он был закрыт по просьбе разместившихся в палатах Аверкия Кириллова Центральных государственных реставрационных мастерских. После закрытия представители мастерских подали заявление на снос колокольни, мешающей хорошему освещению в палатах. Снос грозил и всей церкви: об этом ходатайствовал Б.Иофан, автор знаменитого неосуществленного проекта Дома Советов. В 1932г. снесли колокольню, а церковь оставили, несмотря на соседство Дома на набережной. В 1958 г. в стенах храма разместился НИИ музееведения. В 1992 г. в храме были возобновлены богослужения. Николая, святителя, на Берсеневке, в Верхних Садовниках церковь (Берсеневская набережная, дом 18–22). В 1390 и 1404 гг. на этом месте упоминается Никольский монастырь. Первое упоминание церкви в этой обители (церковь Николая Чудотворца на Песку) относится к 1475 году. В документах 1625 г. церковь уже значится каменной. Несмотря на то, что ее главный престол был освящен в честь Святой Троицы, уже тогда храм называли по приделу. Название это сохранилось до наших дней, хотя и сейчас Троицкий престол – главный. Ныне существующая церковь была построена по заказу думного дьяка Аверкия Степановича Кириллова, заведовавшего царскими садами в Верхних Садовниках (он был потомком династии государевых садовников), одновременно с каменными жилыми палатами в 1656–1657 гг. Скорее всего, храм с трапезной был возведен на подклете прежней церкви 1625 г. Современный храм – трехапсидный, бесстолпный, пятиглавый, с центральным световым барабаном. С севера устроено крыльцо и притвор, в котором находилось захоронение Аверкия Кириллова и его жены Ирины. Декоративная обработка отличается пышностью, даже вычурностью, что было характерно для середины XVII века, времени, часто называемом «русское узорочье». Окна оформлены наличниками различной формы из лекального кирпича. Четверик церкви был завершен тремя рядами килевидных кокошников со сложным профилем (перекрыты плоской кровлей в XVIII веке). Стены украшены изразцами XVII века, среди которых изразец с изображением двуглавого орла – государственного герба царя Алексея Михайловича.

http://sobory.ru/article/?object=02394

Центральные грани снабжены большими оконными проёмами. Внутри храм просторен, поскольку строился с тем расчётом, что на молебны будут приходить сотни прихожан. К сожалению, отдалённость его от крупных населённых пунктов сделало эти места довольно безлюдными. На первом этаже, находятся три придела. Если зайти в храм с центрального входного портала, то через притвор попадаем в просторную трапезную, всё пространство которой разделено двумя массивными столпами, удерживающими всю центральную часть церкви - второй этаж и купол. Арочный проход ведёт в основной объём храма, к главному приделу в честь праздника Преображения Господня. Здесь много воздуха и света, благодаря открывающемуся внутрь пространству башни и двух рядов её окон. Трёхъярусный иконостас центрального придела пока не завершён, иконы для его верхнего ряда ещё не заняли своё место. По левую руку находится северный придел, освящённый во имя Святой Живоначальной Троицы (первоначально он был освящён в 1788 году, в настоящее время в восстановленном храме его освящение ожидается в ближайшее время). От основного объёма и амвона его отделяют арки. Иконостас Троицкого придела полностью готов, он выполнен из дерева и украшен очень искусной резьбой - в одной стилистике с Казанским приделом. Иконы его размещены на трёх ярусах. Они были написаны в иконописной мастерской, возглавляет которую Илья Ильинский. В этой мастерской художники создают иконы по православным канонам и с соблюдением древних традиций. Они используют только краски, приготовленные на основе природных материалов - глин, яичных желтков и минералов. Работу мастерской благословили Святейшие Патриархи Московские и всея Руси Алексий II и Кирилл. По правую руку находится южный придел, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери в память о старой деревянной церкви, предшественнице нынешнего здания храма. Этот придел был построен и освящён самым последним из приделов на нижнем этаже - после перестройки церкви в 1787 году, прежде это была неотапливаемая часть храма.

http://sobory.ru/article/?object=06748

Настоятельство в этом монастыре с самого начала было Игуменское, а с 1694 года, по просьбе братии Вологодских граждан, Патриархом Адрианом рукоположен в Архимандрита из Рождественского Сямского монастыря Игумен Сергий, и дана ему в служение среброкованая шапка. С тех пор до Штатов 1764 года продолжалось там начальство Архимандрическое. Крестьян имелось за монастырем до 1764 года, 1.964 души. По Штатам положен в 3 классе степенью 3 с настоятельством Игуменским; но ныне там Настоятелем Архимандрит Август Албенский на Игуменской вакансии, переведённый из Вологодского Спасокаменного монастыря в 1799 году Декабря 16 дня. Из зданий замечательны в этом монастыре: 1) СОБОРНАЯ каменная ЦЕРКОВЬ во имя Святой Троицы, пристроенная к приделу Иоанна Предтечи; 2) примыкающая с правой стороны к сему приделу ЦЕРКОВЬ во имя Преподобного Павла, основателя сей обители, и в оной мощи его почивают под спудом: но когда почитание их началось, не известно; 3) наверху соборной церкви, в самой главе церковной – ЦЕРКОВЬ во имя Сергия Радонежского Чудотворца; 4) при Настоятельских кельях – ЦЕРКОВЬ во имя Успения Пресвятой Богородицы; 5) каменные двое Настоятельских ПОКОЕВ двухэтажные, из коих одни предоставляются для приезжих, а внизу под оными кладовые; 6) при святых воротах – каменный КОРПУС двухэтажный братских КЕЛИЙ, а с другой стороны – конюшни каменные же; 7) ОГРАДА вокруг монастыря деревянная, рубленная в террасы. Вне монастыря на горе построена ЧАСОВНЯ над колодезем, ископанным самим Преподобным Павлом, коего и келья отшельническая была при оном. Из вещей его сохранились в монастыре только: 1) КРЕСТ медный литой, коим благословил его Преподобный Сергий Радонежский, на коем сверху припаяны после две другие иконки; 4) дупло того дерева, в коем Преподобный Павел жил три лета. При монастыре, на речке Нурме, находится монастырская мельница и пашня, обрабатываемая братией и служителями. Грамоты, относящиеся к истории Павлова монастыря I. Hecyдuмaя, данная от Государя Царя Михаила Феодоровича. Божьей милостью Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович, всея Русии Самодержец, пожаловал Вологодского уезда Живоначальной Троицы Павлова монастыря Игумена Алимпия с братией, или кто по нём в том монастыре иной Игумен и братия будут, что они Нам били челом и положили Нашу жаловальную грамоту рве (7125/1617) года за подписью Дьяка Нашего Ивана Болотникова с прежней жаловальной грамоты блаженной памяти Деда Нашего, Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея России, на их монастырскую вотчину и на всякие угодья, а владеть им той вотчиной и всякими угодьями по-прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Москва. Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах. Троицкая церковь в Воробьёве Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм на этом месте упоминается с 1644 г., но истинное время его основания неизвестно и относится, скорее всего к более раннему периоду. Само село Воробьево известно с 1453 г. Существующий храм построен в 1811-1813 гг. в стиле классицизма, внутреннее убранство современно постройке. Главный престол освящен во имя Троицы Живоначальной, южный придел - святителя Николая, северный - преподобного Сергия Радонежского, приставной престол - во имя святителя Ионы, митрополита Московского. Храм никогда не закрывался. При храме есть благотворительная служба. Троицы на Воробьевых горах церковь (улица Косыгина, дом 30). На высоком крутом берегу Москвы-реки, перед почти 300-метровым высотным зданием Московского университета и буквально в нескольких шагах от известной смотровой площадки на Воробьевых горах, стоит храм Живоначальной Троицы. В 1937 г. закрыли стоящую неподалеку Троицкую церковь в Троицком-Голенищеве, из нее в храм на Воробьевых горах перенесли два антиминса и соорудили приставной престол в главном алтаре во имя бывших в закрытом храме приделов святителя Ионы, митрополита Московского, и мученика Агапия. Деревянная церковь известна на Воробьевых горах с древнейших времен. В 1451 г. великая княгиня Софья Витовтовна купила небольшое село на высоком берегу Москвы-реки. В 1700 г. документальные источники называют стоящую в селе «церковь Сергия, что в Саду» (по-видимому, названа по приделу), а в 1720 г. упоминают в ней придел преподобного Алексия, человека Божия. Известно также, что в 1785 г. эта древняя церковь перестраивалась, а в конце XVIII века разобрали летний царский дворец. В 1811–1813 гг. близ места, где стояла деревянная церковь, выстроили и освятили каменный Троицкий храм с правым приделомсвятителя Николая и левым – преподобного Сергия Радонежского. Он был небольшим, типичным для подмосковных сел. Колокольня, трапезная и главный храм располагались традиционно по оси восток – запад. Мощный купол-ротонда, стоящий на кубическом основном объеме, завершал барабан с небольшой главкой. Южный вход имел далеко вынесенный портик с тосканскими колоннами. Двухъярусная колокольня, на нижнем ярусе которой соорудили главный вход в храм, красиво дополнял всю композицию. На месте престола старого храма тогда же в 1811 г. установили небольшой белокаменный обелиск, увенчанный крестом. Этот обелиск сохранился до сих пор – в шести метрах справа от входа в храм. Буквы на нем давно стерлись, однако хорошо видно изображение трубящего архангела. Сохранилась также и старая ограда с арочным входом. Впрочем, некоторые источники утверждают, что от 1811 г. до нашего времени в неприкосновенности дошла лишь колокольня. Примечательно, что накануне военного совета в Филях в 1812 г. в только что отстроенной Троицкой церкви молился М.И. Кутузов.

http://sobory.ru/article/?object=02278

Гнилое. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1863. Адрес: 309595, Белгородская обл., Чернянский р-н, с.Гнилое, административно является частью с. Окуни Координаты: 51.013558, 37.834961 Проезд:на левом берегу р.Оскол напротив д.Яблоново Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь располагается в небольшом селе Гнилое, в живописном месте у кромки леса на берегу речки Оскол. Строительство, по словам местных жителей, велось во второй половине девятнадцатого века силами и средствами прихожан, при поддержке частных благотворителей, чьи имена, к сожалению, утрачены в истории. С точки зрения архитектуры здание представлено стилем эклектика с большим влиянием позднего классицизма. Основной объем имеет форму классического равнозначного крестовика, на котором возвышается приземистый восьмигранный барабан, увенчанный сферическим куполом, в котором устроены арочные световики по нижней линии. Луковичная позолоченная главка оканчивается кованым крестом, сохранившимся в оригинальном виде с момента возведения. Восьмигранная трехъярусная колокольня примыкает к левому приделу, в котором устроена трапезная. Благодаря тому, что во времена Советского Союза приход не закрыли, все росписи и фрески дошли до наших дней в оригинальном виде. Информация: http://www.2rf.ru/rest/7571#descr Малоизвестная деревушка с неказистым названием Гнилое, что в Чернянском районе Белгородской области, может гордо похвастаться настоящим памятником архитектуры и церковного зодчества века. Здесь возвышается храм Живоначальной Троицы, который насчитывает долгую историю существования. Известно, что до середины века в этом селе стояла ветхая полуразвалившаяся деревянная церковь, освященная во имя Великомученика Дмитрия Солунского. По прошению местной церковной общины на месте утраченного храма в 1863 году началось строительство нового каменного здания, которое позднее было освящено как храм во имя Живоначальной Троицы. По данным переписи, в начале ХХ века при нем располагался большой приход численностью 4146 верующих.

http://sobory.ru/article/?object=16894

Болхов. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Святой Живоначальной Троицы расположена рядом с собором Спаса Преображения на территории бывшего кремля. Это один из старейших и ярчайших памятников архитектуры города Болхов. Нынешний 5-главый храм возведен вместо деревянного в 1708 году из красного кирпича. Строителем его считается старинный купеческий род Бобковых. Дивные узоры церкви, ее выразительный силуэт делают храм настоящей жемчужиной русской православной архитектуры: ажурные архивольты, красочные ширинки с разноцветными изразцами, карнизы с поясом кокошников из раковин, сочетание красного кирпича и белого камня. Оформление исполнено в духе Московских посадских храмов XVIII столетия. Колокольня с богатым убранством была пристроена позже. В Троицкой церкви хранилась явленная Казанская икона Божией Матери. Под горой с храмом, на месте чудного явления купцом Качановым была построена каменная часовня, которая до настоящего времени не сохранилась. С августа 2001 года по настоящее время эта церковь восстанавливается. В 2005 году полностью выполнены реставрационные работы колокольни. Строительство ведется организацией ОАО " Орелстрой " . В настоящее время реставрируются стены и главы храма, покрываются листовой медью и готовятся к водружению купола. Храм Святой Живоначальной Троицы г. Болхова — памятник истории и архитектуры федерального значения — один из немногих в Орловской области, сохранивших свой первоначальный архитектурный облик. Чтимые святыни: Ковчег с частицей мощей святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского; доставлен в храм в октябре 2010 года. В храме представлена реставрированная икона Преображения Господня из Церкови Преображения Господня в Спас-Чекряке. Почитаемой святыний была явленная икона Казанской Божией Матери. Под горой, на месте явления. купцом качановым была построена каменная часовня. Церковь располагается рядом со Спасо-Преображенским собором на терриории бывшего Кремля; это один из самых старейших храмов и самый яркий архитектурный памятник Болхова. Когда-то он образовывал комплекс с церковью святого Иоанна Богослова, существовавшей до конца XVIII века. Видимо после упразднения последней Иоанно-Богословский придел был перенесен в Троицкую церковь к уже существовавшему приделу святой великомученицы Параскевы. Нынешняя церковь возведена вместо деревянной в 1701-1708 гг. из красного кирпича. Строителями ее считался старинный купеческий род Бобковых.

http://sobory.ru/article/?object=04690

175. Спаса Нерукотворенного Образа, что на Убогих Домах. По приделу Параскевы Мученицы церковь обыкновенно называется «Пятницы на Божедомке». Находится в Царицынском переулке, на Пречистенке. Построена на бывшем дворе боярина А.П. Салтыкова в 1694–1696 годах «коштом Царицы Марфы Матвеевны по собственному ея обещанию в вечное поминовение супруга своего Царя Феодора Алексеевича». Трапезная и колокольня XIX века. Другой придел Николая Чудотворца. 176. .Живоначальной Троицы, что на Хохловке. Близ Покровского бульвара, в Хохловском переулке. Построена в 1696 году женой окольничьего Е. А. Чириковой. Приделы: 1) Владимирской Божией Матери, 2) Димитрия Ростовского . 177. Спаса Нерукотвореннаго Образа, в Зачатьевском монастыре, над воротами. Построена в 1696 году окольничьим А. Римским-Корсаковым. 178. Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе. Близ Землянки и Николоямской улицы, в Лыщиковом переулке. Построена в 1696 году, обновлялась, в XVIII веке и в 1832 году. Приделы: 1) Казанской Божией Матери, 2) Иоанна Дамаскина . 179. Николая Чудотворца, что в Гнездниках. Тверская, близ Леонтьевского переулка. Главная церковь конца XVII в., трапезная 1751 года. Главный престол Благовещения Божией Матери. Другой придел Димитрия Ростовского . 180. Николая Чудотворца в Толмачах. Между Ордынкой и Полянкой, угол Большого и Малого Толмачевских переулков. Главная церковь построена в 1697 году гостями Добрыниными. Трапезная и колокольня выстроены в 1833 году по проекту архитектора Шестакова. Главный престол Сошествия Святого Духа. Другой придел Покрова Персвятой Богородицы. 181. Спаса Преображения, что на Песках, Арбат, Спасопесковский переулок. Церковь конца XVII века. Обновления были в 1743 и 1842 годах. Приделы: 1) Михаила Архангела, 2) Николая Чудотворца. Николая Чудотворца, что на Ямах. Николоямская улица, близ Рогожской. Главный храм построен в 1697 г., трапезная и колокольня в XIX веке. В 1867–1878 годах вся церковь значительно переделана. Главный престол Св. Троицы. Другой придел Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Димитрия Солунского, в Никитском монастыре. Упоминается уже под 1625 годом. Воскресения Словущего, что в Остоженке. Упоминается уже под 1625 годом. Перестраивалась в первой половине XIX века. Приделы: 1) Покрова Пресвятой Богородицы, 2) Варвары Мученицы. Феодора Студита . Находится у Никитских ворот. Церковь и колокольня построены патриархом Филаретом в 1624–1626 годах. Обновление было в 1865–1873 годах. Главный престол Смоленской Божией Матери. Другой придел Аверкия Иерапольского. При церкви был монастырь, упраздненный в 1709 году. Покрова Пресвятой Богородицы, что на Варварке. Иначе называется по приделу «Георгия Великомученика, что на Псковской горе». Главная церковь построена в 1626 году, колокольня и придел Петра Митрополита в 1838. Илии Пророка, что на Новгородском подворье. Ильинка, в здании Теплых рядов. Построена в 1626 году, обновлена в 1864 году. 48. Покрова Пресвятой Богородицы, что в Покровском. Построена в 1619–1627 годах в тогдашнем дворцовом селе Рубцове в память отражения от Москвы королевича Владислава. Колокольня XVIII века. Приделы: 1) Преподобного Сергия, 2) Димитрия Царевича. 49. Екатерины Мученицы. Во Дворце, около Верхоспасского собора, внизу. Построена в 1627 году зодчим Джоном Тайлером. 50. Живоначальной Троицы, что в Никитинках. Другие названия той же церкви: «Великомученика Никиты, что на Глинищах», «Грузинской Божией Матери, что на Варварке». Построена ярославским гостем Григорием Леонтьевичем Никитниковым в 1628 году. В 1653 году церковь расширена. Наименования престолов: 1) Св. Троицы, 2) Иоанна Богослова , 3) Св. Никиты. В 1904 году внизу устроен престол Грузинской Божией Матери. 51. Воскресения Словущего, что на Успенском Вражке. Тверская, Брюсовский переулок. Построена в 1629 году. Трапезная и колокольня XIX века. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Пророка Елисея. Последний придел построен первоначально в 1620 году в память дня встречи Царем Михаилом Феодоровичем отца своего Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена, и существовал, как отдельная церковь до 1812 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Новый придел пристроен по благословению святителя Филарета Московского, на имя которого в октябре 1866 г. было подано прошение княгиней Аглаидой Петровной Оболенской: «Имею я желание на собственное мое иждивение к каменной Троицкой церкви, состоящей в моем имении… вновь пристроить с правой стороны Трапезы придел во имя Божией Матери Печерской в симметрию к существующему с левой стороны приделу во имя Св. Пророка Илии с устройством под ним вновь фамильного склепа, ассигновываю на то 5000 рублей серебром. Представляя при сем и фасад церкви в имеющем быть ея виде, равно и смету архитектора и гр. инж. Грудзина на предполагаемую перестройку». В 1877 году был переделан старый троечастный алтарь храма в Троицком, вместо которого построен со одним полукружием. В 1878 году был отреставрирован старый иконостас главного Троицкого престола. К 1877-1878 годам относится масляная живопись, которую выполнил живописец Дмитрий Алексеевич Култыгин. К сожалению, храм Святой Троицы села Троицкого так же, как и множество других православных святынь, был задет временем безбожия. В 1930-е годы храм был закрыт. В Храме размещалась сельская библиотека, затем общежитие, его пытались взорвать, кирпичная кладка разбиралась для собственных нужд, так что к концу 80-х годов от боковых приделов оставались лишь руины, алтарь и колокольня были полностью разрушены. В 1992 году храм был передан Русской Православной Церкви и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем был назначен протоиерей Владимир Переслегин. С этого года начались реставрационные работы и был водружен крест над руинами храма. В 1996 г. начались ремонтно- восстановительные работы по четверику. В 2000 г. в главном приделе была отслужена первая литургия и с тех пор Божественная служба совершается регулярно. В 1996 году отреставрированы своды и стены четверика и восьмерика, вновь возведены полностью утраченные стены и своды алтаря. В 1997 году воссоздана луковица и установлен новый позолоченный крест. В 1999–2000 гг. проведена укладка белокаменных полов в четверике и главном алтаре, изготовлен и установлен белокаменный Престол с мозаикой по 4-м сторонам, позолоченные резные царские врата. Построены деревянные хоры.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Пресвятой...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010