Посещение храма Саввы Сербского стояло в программе моей поездки на первом месте. С него, по сути дела, и началось мое погружение в «сокровенную» Сербию. Геополитический рок Башня Гардош Но сначала мой гид по имени Радула, блестяще эрудированный и милый человек, повез меня к башне Гардош в белградском районе Земун. Башня стоит на холме, а с холма открывается прекрасный вид на Дунай и Саву. По рекам, собственно, и проходила граница между двумя империями – Османской и Австро-Венгерской. Сидим на террасе кафе, пьем турецкий кофе, по-сербски – «домача кафа», то есть домашний кофе, и размышляем о судьбах Сербии, о геополитическом роке, который с давних времен преследует эту страну, поневоле ставшую ареной борьбы между различными внешними силами за господство на Балканах. День изумительный, в прозрачном осеннем небе ярко светит солнце, и нам хочется верить, что когда-нибудь этот рок оставит-таки Сербию в покое. Благодатное Небо В Пасхальные дни на Сербию сыпались бомбы. Операция НАТО называлась «Ангел милосердия» Храм Саввы Сербского воздвигнут на горе Врачар, где турки-османы сожгли мощи святого. Это один из самых больших православных храмов в мире, не уступающий по своим размерам Софийскому собору в Стамбуле. Внутри еще ведутся отделочные работы. Ведутся неспешно, но основательно, с использованием высококачественных строительных материалов, «чтобы на века», как замечает мой гид. По уже законченному, сияющему фресками приделу храма, освященному в честь святых мучеников Ермила и Стратоника, можно представить себе, как будет выглядеть главный придел. В храме находится список с Богородичной иконы «Благодатное Небо», подаренный Русской Православной Церковью в год очень болезненного для сербов отсечения от Сербии Косова, колыбели сербского Православия. На иконе надпись – «Царица Небесная, спаси землю Сербскую». Стоя перед иконой, мы с Радулой вспоминаем, как в светлые Пасхальные дни 1999 года с неба на Сербию сыпались бомбы и ракеты. Операция НАТО называлась «Ангел милосердия»…

http://pravoslavie.ru/117216.html

в 31 день, т. е. в среду страстной недели, был я в вышеупомянутом братском монастыре у преждеосвященной обедни; в том монастыре церковь соборная великая, в ней восемь столпов, около шести столпов сделаны хоры. Строение в той церкви изрядной резной работы, золоченное. Та церковь подписана вся стенным письмом изрядным, иконостас резной, золоченый, великий, изрядной работы. На страстной неделе в той церкви иконостас весь и святые иконы завешаны были крашениною вишневою, и по той крашенине писаны страсти Христовы живописным добрым письмом. Служба в той церкви отправляется греческого обыкновения, зело чинно, святые иконы у столпов изрядных писем и зело богатым украшением убраны. Та церковь построена во имя святых Богоявлений. У той церкви по обеим сторонам по приделу, один во имя Сошествия Св. Духа, другой во имя Рождества Пресвятыя Богородицы… Апреля во 2-й день, т. е. в великий пяток, был я у вечерни в братском монастыре; вечерня была в то время в теплой церкви; та теплая церковь каменная, без сводов и с накатным потолком; иконостас в той церкви и всякое строение изрядное; построена та церковь св. евангелиста Иоанна Богослова, и как на вечерне пропели стиховну, в то время из алтаря священники вынесли на главах плащаницу и понесли в большую соборную церковь Св. Богоявлений, а священников было в облачении пять человек, а дьяконов было в облачении три человека. Как несли св. плащаницу в то время звон был в монастыре великий; та плащаница писана по белому атласу, и положили ту плащаницу в большой соборной церкви, пред царскими дверями. Под сею плащаницею в соборной церкви вместо гроба был стол обит полотном, а сени над плащаницею, и иных надписей и лампад, и никакого добра и украшения не было. И как принесли в большую церковь, в то время пели стихиру: «приидите ублажим» партесное и целовали плащаницу все. Потом казнадей сказывал казание на кафедре о распятии и погребении Господни, а в великую субботу кругом церкви там плащаницу не носят… Апреля в 3-й день, т. е. в великую субботу, был я у обедни в братском мо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В издании 1813 г. помимо Всехсвятского храма упоминается расположенная к востоку 2-этажная «крестообразная об одной главе» Покровская ц., возведенная в 1806-1810 гг., при строителе иером. Ионе «иждивением доброхотнодателей». На верхнем этаже храма имелось 2 придела: правый - во имя апостолов Петра и Павла, устроенный на средства московского купца Аникеева и освященный 22 дек. 1812 г., и левый - во имя свт. Николая Чудотворца, освященный 9 марта 1813 г. Над восточными св. воротами возвышалась каменная 3-ярусная колокольня (1799) «вышиною со щипцем и крестом около 15 сажен». При входе в монастырь справа располагались обветшавшие деревянные настоятельские кельи, к югу от Покровской ц.- 2-этажный бывший семинарский корпус, в котором устроены кельи, трапезная и подсобные службы. В сев.-зап. углу мон-ря стоял каменный корпус муж. богадельни на 12 чел., построенный в 1799 г. на средства купца Мещанинова, рядом - деревянная баня (1812). М. П. м. был обнесен каменной оградой «на 180 саженях» с 4 угловыми каменными башенками. За оградой к северо-западу на Семёновской (ныне Таганской) ул. находилось каменное здание жен. богадельни, построенное в 1810 г. «госпожею Хлебниковою» (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 579-581). Т. о., в период с последнего десятилетия XVIII по 1-е десятилетие XIX в. при перестройке Покровской ц. был упразднен придел прп. Иоанна Дамаскина, но появились Никольский и Петропавловский приделы. Также за это время была перестроена колокольня и существенно реконструирована каменная ограда. Разборку предыдущей ограды Снегирёв относит к 1783 г. ( Снегирёв. 1863. С. 20-21). Обе церкви пострадали в 1812 г., в 1814-1815 гг. были восстановлены. Колокольня. Фотография. 1905 г. Колокольня. Фотография. 1905 г. Вехой в истории храмостроительства в М. П. м. была деятельность М. Д. Быковского, который возвел 5-купольную соборную церковь, «вместившую в себе часть старой, впоследствии разобранной: в середине ее, под куполом остались прежние четыре столпа, или пилоны, соединенные арками, также и восточная стена главного алтаря. К среднему большому куполу присоединены четыре осмигранные боковые с главами, покрытые белою жестью и увенчанные вызолоченными крестами. Кругом среднего трибуна под сводами храма помещена ризница, освещаемая окнами из боковых куполов... В средней части престол в честь Воскресения Христова, северный, во имя Тихфинския Божией Матери, южный, в память св. мц. Александры, празднуемой 6 ноября» ( Снегирёв. 1863. С. 23). Как уточнял Александровский, собор был перестроен и расширен Быковским в 1854-1856 гг. и освящен в честь Воскресения словущего 7 окт. 1856 г., а придел мученицы Александры - 11 нояб. 1856 г. ( Кириченко. 1988. С. 212-216, 224-226; Паламарчук. 1992. С. 316;). Т. о., главный престол Всех святых был упразднен; престол Воскресения Христова стал главным, а к приделу Тихвинской иконы Божией Матери был добавлен придел мц. Александры.

http://pravenc.ru/text/2564208.html

Тут же в средней части храма, на особом тетраподе, ближе к южному приделу, помещается известная уже нам Афонская икона Божией Матери Почаевской, пожертвованная схимонахом Киприаном в 1882 году. Она вышиною в 1, аршина, вся на плотной кипарисной доске, самаго художественного византийского письма. Народ глубоко чтит эту св. икону, так что не бывает службы, чтобы кто-либо не служил молебна пред нею. Пред нею же каждонедельно совершается общий акафист по субботам по обычаю, заведенному покойным о. Стефаном Хойнацким. За сим церковь во многих местах декорирована хоругвями, каковых со всех трех бывших церквей, за исключением старых, в настоящее время насчитывается около 30-ти. Хоругви эти расставлены покойным о. Стефаном симметрически по стенам, к которым , прикрепляются железными крючками, да две из них поставлены у клиросов в обоих приделах. Между ними есть старинные с 1805 – 1814 г. В числе этих хоругвей имеются и так называемые Цеховые, о которых речь впереди. Благодаря тому же обстоятельству, что в новой церкви в настоящее время собраны все ризничные и утварные сосуды и принадлежности из бывших трех церквей, о церкви этой можно по всей справедливости сказать, что она «утварью и ризницею вполне достаточна», хотя особенно редких вещей здесь не имеется. Исключение из этого могут составлять разве Евангелия, из коих первое, самое большее, ныне находящееся на главном престоле, принадлежало прежде Георгиевской церкви. Оно обделано в медный позолоченый оклад с финифтами, Синодальной печати 1815 года. В нем весу более пол-пуда. – Другое Евангелие в приделе Крестовоздвиженском, в красном сукне с серебряными хорошей работы украшениями, Киевской печати 1773 г., находилось прежде в церкви Крестовоздвиженской. На нем надпись: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. (Сия книга Евангелие, по обещанию покойного, первоклассного Киево-Никольского монастыря Иеромонаха Сильвестра Бордеженка, в м. Полонное в церковь до Храму Воздвижения честнаго Креста за отпущение его грехов и всех сродников на вечныя времена да будет от церкве неотлучна; надана 1806 года, Мая 5 дня» По преданию, помянутый Сильвестр был из крестьян Полонского Крестовоздвиженского прихода, из фамилии доселе существующих Бордюгов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

У самого входа в заветное ограждение скромно ютились две пары, возбуждавшие во мне искреннее сострадание: больная, с трудом стоявшая на ногах старуха, поддерживаемая девочкой-подростком, должно быть, внучкой, и два мужика, судя по обдерганным лаптям и одежонке, прибредшие из дальней губернии – один высокий, худой, с мутным и неподвижным взглядом, другой – маленький, юркий и голубоглазый, с рыжею бородкою клином. Я протискался ближе и осведомился у рыжей бороды – откуда они. Оказалось, что оба они оренбургские, что высокий мужик совсем слепой и что так как они были много наслышаны, «что в городе Кронштадте у отца Иоанна слепые прозревают и калеки ходят, то вот они, значит, и прибыли по этой самой причине». К чести аристократической дамы следует сказать, что она заметила несчастного слепого, что-то шепнула сторожу; и слепой очутился внутри ограждения со своим верным товарищем. Следом за ними, каким-то чудом, прошли туда и больная бабушка с внучкой. Меня тоже начало подмывать проникнуть как-нибудь в заветную решетку, чтобы разглядеть поближе отца Иоанна, когда вдруг вся огромная толпа, переполнявшая церковь , колыхнулась, как один человек, и электрической искрой пробежал по рядам радостный шепот: «Батюшка!., батюшка!..» Действительно, одна из боковых алтарных дверей приотворилась, и на пороге показался отец Иоанн. Что тут произошло, я решительно отказываюсь воспроизвести с достаточною наглядностью! Лишь только он показался, как толпа неудержимой волной, тесня и давя друг друга, хлынула в его сторону, а стоявшие за заветной решеткой вмиг очутились на самом амвоне и чуть не сбили его с ног. При содействии псаломщика и двух сторожей, отец Иоанн быстро перебрался к левому приделу и сделал шаг вперед, чтобы пройти с этой стороны. В одно мгновенье та же толпа, точно подтолкнутая какой-то стихийной силой, стремительно шарахнулась влево и, простирая вперед руки, перебивая друг друга, крича и плача, настойчиво скучилась у церковной решетки, преграждая путь своему доброму пастырю. О чем кричали, о чем молили – ничего нельзя было разобрать, потому что все эти мольбы и крики сливались в один неясный, оглушительный и растерянный вопль. Отец Иоанн, затиснутый в угол, стоял покорно прижавшись к стенке, и на утомленном лице его отпечатлевалась – не то мучительная тоска, не то бесконечная горечь при виде этой исступленно мятущейся у ног его жалкобеспомощной толпы.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

http://hram-flora-lavra.ru/p0004.htm Флора и Лавра, мучеников, на Зацепе церковь (Дубининская улица, дом 9/3, строение 1). Известна в этой местности с 1625 г. Современное церковное здание построили в 1778 г. Ампирная трапезная появилась в 1835 г. В том же году возвели колокольню. В 1862 г. храм перестроили и расширили. Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», но укоренилось называть его по приделу. Второй придел устроили во имя апостолов Петра и Павла. В 1913 г. с запада к зданию пристроили помещение ризницы. Храм закрыли в конце 1930-х годов, снесли верхние ярусы колокольни и главу над церковным куполом. Богослужения возобновились в 1991 г. Ныне восстановленная церковь имеет прежний вид. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 В 2015 году в рамках Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы подрядной организацией ООО «ЭШЕЛЪ» на колокольне и трапезной были отреставрированы фасады с декоративными элементами, кровля, колонны, окна и двери. В 2016 году планируется продолжение работ на четверике и апсиде. Предстоит реставрация белокаменного лепного декора, штукатурного и отделочного слоя, цоколя, колонн, гранитной паперти, окон, металлических элементов, утепление подкупольного пространства, устройство гранитных полов. Деревянная церковь в Ямской Коломенской слободе (на Зацепе) впервые упоминается в архивных документах в 1625 году. Строительство основной части ныне существующего здания было завершено в 1839 году. А через столетие, в конце 1930-х гг., храм был закрыт. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 храм отнесен к объектам культурного наследия федерального значения. Решением Исполнительного Комитета Московского городского совета народных депутатов от 8.01.1991 передан общине верующих Русской Православной Церкви. С этого времени на приходе были возобновлены регулярные богослужения, начались ремонтно-реставрационные работы. Силами общины были восстановлены исторические объемы колокольни, воссоздано завершение главного купола, подняты колокола, написаны и установлены три иконостаса, частично заменены коммуникации.

http://sobory.ru/article/?object=02241

Москва. Церковь Казанской Иконы Божией Матери у Калужских ворот. Церковь Иконы Божией Матери Казанская, что на Житном дворе /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Архитектурные стили: Эклектика , Неовизантийский стиль Год постройки:Между 1876 и 1886. Год утраты:1972 (снесена) Архитектор:Н.В. Никитин Ссылки:   Адрес: Москва, ул. Житная (у юго-западного угла д. 16) Координаты: 55.730715, 37.613862 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:метро Октябрьская Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью У Калужских ворот Земляного города издавна находились стрелецкие слободы. В XVII столетии здесь известна Введенская церковь. Она упоминается еще в 1627 году, но тогда находилась на Пречистенке; в Замоскворечье ее перенесли в 1676-м. В 1694 году на углу площади Большой Якиманки стрельцы построили храм Казанской Богоматери, что на Житном дворе. В конце XVII века здесь был расселен стрелецкий полк под командованием Ильи Дурова. Казанским, как это часто бывало, храм именовался по приделу, а главный престол был посвящен Николаю Чудотворцу. О храме напоминает доныне Казанский переулок; о дворе, где хранилось зерно – Житная улица. Обликом этот храм с шатровой колокольней напоминал сохранившуюся церковь Успения в Казачьей слободе на Большой Полянке. Храм XVII века сохранился после перестройки в 1814 году, но до советского времени не дожил. Новое огромное церковное здание поднялось здесь (Большая Якиманка, 51) в 1876-1886 годах, освящен храм был 21 сентября 1886 года. Строил его – «тщанием местного настоятеля протоиерея Ключарева» архитектор Н.В.Никитин. Эта церковь, похожая скорее на крупный городской собор, была архитектурно-историческим мемориалом – памятником освобождения Болгарии от османского ига в ходе недавней русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

http://sobory.ru/article/?object=34814

Известнейшие доселе храмы удивляют зрителей или огромностью, или смелостью архитектуры и великолепием; но все это есть дар случая и возможности, которые едва ли чему научают, тогда как в храме должно быть все тайною буквою или знамением (Исход. 25:40). Для того, к приближению, сколько возможно, к означению цели и к имени Иисуса Христа, предполагается устройство его в следующем: Внутренностью своею храм сей представит, по обыкновению три раздела, т. е. трапезу или Ветхий Завет , самую церковь или Новый Завет и алтарь или Святая Святых. Но в соответствие семи церквей, в Апокалипсисе принимаемых (1:12, 16, 20), предполагает быть в нем семи престолам, а именно: в трапезе два из Ветхого Завета – 1-й в память Св. Праотцев, чаявших пришествие Мессии и хранивших обетование о нем; 2-й в память Иоанна Крестителя, яко провозвестника грядущего Агнца; в церкви: 1-й Благовещения, 2-й Рождества Христова, 3-й Богоявления, 4-й Преображения и 5-й главный в алтаре – Воскресения Христова, как символа совершенного православия Агнца, Искупителя рода человеческого, с восприятием от Отца славы и державы над миром ( Мф. 18:18 ). В первом приделе отправляются литургии по понедельникам, во втором по вторникам и т. д., – но в главном алтаре только в воскресные и высокоторжественные дни. – Во внутренности храма назначаются 4 столпа – знамение 4-х сил природы и 4-х Евангелистов, на них же утверждена вселенная и проповедь истинной религии; в здании верхней части, изображающей престол Вышняго и гору Сионскую, в самом центре свода храма в соразмерной величине, изображается всевидящее око, прочие же принадлежности и украшения внутренние должны соответствовать каждому приделу и великолепию. В числе принадлежностей для крестных ходов иметь эмблему 1812 г. Всевидящее око: храм должен быть без обыкновенных окон, но вместо их осветят его с боковых фазов, только семь прорезов с стеклянными просветами, как эмблема семи светильников пред Господом (1:12,20) и потому будут они размещены при каждом приделе или престоле; в верхней же части храма, вместо окон, осветят купол четыре дуги из семицветных стекол: эмблема радуги, знаменующей в общем и частном смысле Ветхий Завет избавления и спасения нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, расположенная в южной части Киева, на правом высоком берегу Днепра, была основана прп. Антонием Печерским в 1051 г., когда в подземных пещерах поселились первые монахи. С умножением братии над пещерами была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы и новые кельи. Великий князь Изяслав Ярославович отдал монастырю, получившему название Печерского, всю гору над пещерами, которые после переселения братии в большой монастырь были обращены в усыпальницу для монахов. Со временем надземная обитель стала называться Верхней лаврой, а склоны горы и пещерный холм – Нижней; причем пещерки и кельи, где подвизался прп. Антоний, обрели имя Ближних пещер, а старый пещерный монастырь – Дальних. С конца XI в. в монастыре велась летопись, началось каменное строительство, возникла архитектурная школа, чье влияние испытывали все восточнославянские земли. Монастырь часто подвергался нападениям и разорениям от половцев и татар, приходил в запустение, но каждый раз довольно скоро восстанавливался. С 1596 г. монастырь возглавил борьбу против унии; в его типографии (1595) печатались богослужебные и полемические книги. В 1620 г. прибывшие в Киев восточные иерархи совершили в монастыре ряд архиерейских хиротоний, восстановив православный епископат и заменив отпавших в унию. Митрополит Петр Могила основал здесь училище, впоследствии соединенное с братским училищем и послужившее началом Киево-Могилянской коллегии (1632). В 1688 г. монастырь первым из русских обителей получил статус Лавры, войдя в ведение патриарха Московского. С 1786 г ее настоятели – киевские митрополиты. В 1881 г. настоятелем Лавры был Киевский митрополит Филофей (Успенский, † 1882), которого в 1882 г. сменил митрополит Платон (Городецкий) . В 1920-х гг. Лавра была упразднена. На ее территории возник один из крупнейших музеев СССР. Во время Великой Отечественной войны в 1942 г. в Нижней лавре начал действовал монастырь, однако в 1961 г. его вновь закрыли. В 1988 г. монашеская жизнь возродилась в Дальних пещерах, а в 1989 г. Церкви возвратили Ближние пещеры. На территории Нижней лавры, ставшей единым монастырем, открылась Семинария, а позднее и Киевская Духовная академия. Верхняя лавра остается в велении музея-заповедника. В Лавре было 20 церквей. Главный Успенский собор (Великая церковь ), построенный в 1089 г., был взорван 3 ноября 1941 г. На всю высоту вместе с куполом уцелел придел ап. Иоанна Богослова, частично сохранились опорные столбы и алтарная часть южного нефа древней сердцевины храма, примыкающая к указанному приделу. В настоящее время ведется восстановление святыни. Константинополь

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Албаши. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 1901 г. в хуторе Албаши была освящена каменная Успенская церковь, выполненная в «русско-византийском» стиле, с узорной кирпичной кладкой. Центральный объём храма завершался большой главой с православным крестом в сопровождении четырёх главок поменьше, нёсших чисто декоративные функции. По внешним замерам длина храма составляла 22,8 м при ширине 12,98 м. Внутренняя часть храма, представляла собою «корабль» (напоминание о ковчеге библейского праотца Ноя) — вытянутый с запада на восток прямоугольник площадью 129,3 кв.м, делилась на три части: притвор площадью 36 кв.м; среднюю часть, квадрат которой был образован четырьмя массивными столпами, несущими световой барабан и главу; отделённое от средней части алтарной преградой алтарное помещение, равновеликое по площади приделу. Слева и справа к алтарю примыкали два небольших помещения, соединённые с ним проёмами в боковых стенах – жертвенник (для совершения проскомидии) и диаконник (для хранения приношений). Северный и южный входы в храм предварялись небольшими притворами, освещёнными через вертикальные окна по обеим сторонам дверей. Стоимость здания составила 20 тысяч рублей, иконостаса 1000 рублей. В 20 верстах от храма священнику и псаломщику была нарезана причтовая земля в количестве 52 ½ десятины. Деревянная колокольня «на столбах» была устроена в церковном дворе, западнее храма. В 1922 г. из церквей станицы и хутора были отобраны ценности для «спасения голодавших». В это же время был арестован отец Николай Воробьёв, священник из хутора Албаши. Хуторским активом были разграблены ценности и утварь Успенской церкви, а в 1934-1935 гг. сбили с неё кресты и разрушили главы. Церковь была превращена сначала в зернохранилище, а затем в клуб, существующий до наших дней. Восстанавливается с 2007 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=52557

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010