Храм был закрыт в 1953 (по другим данным в 1956) году и превращен в склад. К 1980-м годам пришел в аварийное состояние. Отдан верующим в 1989 году, восстановительные работы начаты только в 2000 году. На Пасхальной неделе 2007 года настоятелю храма, ответственному епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации иерею Сергию Захарову вручен антиминс для проведения в Свято-Троицком храме регулярных богослужений. 2 мая 2007 года в Троицком храме д. Горбачиха настоятель Пятницкой церкви г. Дрезна священник Сергий Захаров в сослужении клирика церкви священника Владимира Карельского отслужил первую Божественную Литургию. http://www.malinovo.ru/church_drezna.html Троицкая церковь в Дрезне на бывшем погосте Десятая Пятница была возведена в 1849 году на средства прихожан и местных благотворителей. Главный престол этого величественного храма был посвящен Живоначальной Троице, но по приделу святой мученицы Параскевы он также назывался Пятницким, а сам погост – «Пятницким на реке Березовке». Церковь действовала в самые суровые годы гонений, но уже в 1953 году была закрыта в связи со строительством военного объекта. В 1990 годы в Дрезне был устроен новый деревянный храм мученицы Параскевы, а старый каменный на погосте в настоящее время восстанавливается. Деревянная церковь мученицы Параскевы Пятницы на погосте у реки Березовки существовала с древних времен. В начале XVII столетия церковь и погост относились к древней княжеской Куньевской волости, которая позднее вошла в состав Богородского уезда. В дозорных книгах за 1646 год есть такая запись: «Погост Пятницкий, у Березовки, а на погосте церковь деревянная, у церкви во дворе поп Андрей». Деревянный храм на погосте Десятая Пятница также упоминался в документах 1717 года. Необычное название погоста «Десятая Пятница» не было единственным в Подмосковье. Историк С.Б. Веселовский в работе «Городки, погосты, села и деревни» упоминал второе подмосковное селение с таким же названием, которое находилось в Подольском уезде (позднее оно стало называться деревней Сальково).

http://sobory.ru/article/?object=02463

Однако в дореволюционной краеведческой литературе старинная Трехсвятительская церковь чаще упоминается как " Трех Святителей, на Кулишках " . Теперь московскому слуху более привычно это название для Всехсвятской церкви на Славянской площади, но известно, что в древности местность " Кулишки " имела большие границы и простиралась выше - к Ивановской горке и далее. Есть предание, что когда-то здесь было болото, где водились кулики - птицы, обитающие в болотистой местности. А по одной из многочисленных версий " кулишками " в старину вообще именовали заболоченные участки земли. Или же эта территория получила свое имя во времена Дмитрия Донского, который прошел здесь со своим войском на Куликово поле, и тем же путем вернулся в Кремль с победой, повелев заложить тут Всехсвятскую церковь. В действительности, говорят современные ученые, кулишками назывались в древности расчищенные поляны среди леса, который густо покрывал эту территорию, и теперь правильнее произносить " кулижки " . Достоверно известна эта местность с XIV века столетия. Тогда и появилась здесь, на Кулишках, первая деревянная церковь, будущая Трехсвятительская: предполагают, что она существовала с 1367 года, а известна в документах с 1406 года. Однако изначально эта церковь была освящена во имя свв. Флора и Лавра, поскольку была выстроена близ находившихся здесь царских конюшен, а эти святые почитались покровителями лошадей и домашних животных. Есть даже версия, что именно по этой Фроловской церкви на Кулишках, а не по одноименному храму на Мясницкой первоначально были названы Фроловскими главные ворота Кремля (см. публикацию от 31 августа прошлого года). И еще рядом с этой церковью стоял один из загородных домов митрополита, упраздненный только в 1656 году. Потом церковь была переосвящена - ее главный престол освятили во имя Живоначальной Троицы, один из приделов - во имя свв. Флора и Лавра, а другой во имя Трех Святителей Вселенских. И с 1699 года по этому приделу вся церковь стала называться Трехсвятительской.

http://pravoslavie.ru/89.html

На южной стене паперти достопримечательные фрески: сотворение мира, отдельно дни творения и особо седьмой день его (по шестидневном творении Бог в образе старца почивает на одре), и затем изображения главнейших событий в жизни первобытных людей от Адама по времена Ноя; на средине стены фресковые изображения восседающих на широкой скамейке праотцов Авраама, Исаака и Иакова с душами праведных на лоне в виде младенцев; вверху – на своде овальное изображение Святой Троицы, так называемого «Отечества» 7 . Господь Саваоф представлен восседающим на троне с благословляющими перстами; между седой брадой Его и лоном изображен голубь как символ Святого Духа, а ниже – сидящий на коленах Саваофа Иисус Христос с благословляющими перстами; по обеим сторонам по три херувима; далее в выложенной из кирпича рамке редкостная икона, так называемая «Недреманное око» с надписью вверху слов из СХХ псалма «Се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля» (4 стих), представляет Спасителя лежащим на одре с предстоящими по правую Его сторону Богоматерью у головы и ангелом у ног с орудиями крестных страданий, а вверху парящий ангел с рипидой 8 . Здесь же на паперти замечательны современные храму фресковые иконы местночтимые, признаваемые чудотворными: а) по правую сторону главного входа вышеупомянутая икона Спасителя, и б) в конце прилегающей к Екатерининскому приделу паперти икона, в изящном киоте с мелкой резьбой, Знамения Божией Матери (непосредственно на кирпичах). На стенах и сводах паперти с северной стороны изображены проповедь святых апостолов, апостольский собор и семь вселенских соборов, но уже возобновленным письмом. Что же касается внутренних сторон наружных папертных стен, то они, равно и своды на паперти же, украшены священными картинами, также поновленными применительно к прежним контурам. Сверх того, еще при входе в самую большую и вместе центральную часть, занимаемую церковью во имя Воскресения Христова, обращают на себя внимание археологов пелены с цветными узорами, писанные под изображениями находящихся по сторонам входной двери двух ангелов, записывающих входящих в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

5. ко ЕОРТУ. 6. отцю ЛС. 7. Нет ОР. 8. неведамо Р. 9. его Е. Нет У. 10. юнну О, унну У. 11. сущю ЛС. Нет У. 12. слыша О. 13. про Т. 14. чюдъном Л, чудном Т. 15. мужи ЕОПСТ. 16. Макарьи ЕРСТ. 17–18. Нет Р. 19. Доб.: слышати Р. 20. божествным Т. 21. сподобляеться РС. 22. Начяти П. 23. навершити ЕОПРТУ. 24. сеи ЕРТ. 25. же ЕРТ. 26. достигшю Л. 27. Нет Р, речению У. 28. Доб.: в святыню Р. ф. Апостроф с верхней петлёй буквы «в» напоминает лигатуру «въ». 29. вни Р, вниити У. 30. во ЕРТУ. 31. начя П. 32. соб ЕРТ, себе ЛУ. 33. угождению Р, угожение ТУ. 34. насътворит Е, сътворит Л, сотворит ПРТУ. 35. Доб.:тако Т. 36. требе ЛС. 37. монастыреви ЛОР. 38. Нет У. 39. отцю С. Нет У. 40. Макарью П. 41. приходящю ЛС. 42. ко ЕТУ. 43. благовръному Е. 44. Еоргию Т. 45. Ивановичю ЛПРСУ. 46. поклонению У. 47. сотворяюще ЕРТ, сотворяющю Л, сътворяюшу О, сътворяющи П, сотворяющу У. 48. умиленным ЕПСТУ, умилным Л. 49. серцем ЕТ. 50. княж Т. 51. твоеи Т. 52. господьство ЕЛСРТУ. 53. Доб.: и Е. 54. хотящю Л, хотяши ПС. 55. создати ЕЛОПРТУ. 56. каменну ПУ. 57. во ЕРТУ. 58. держав ЕОПУ, дрьжаве РС, державе Т. 59. во ЕПРСТУ. 60. святыа ПС. 61. Нет ЕРСТ. 62. живоначалныя ЛОПУ, живоначялныя Ρ, живоначальныя Т. 63. Троицы ET Троица ЛОПРСУ. 64. приделу ЕОРТ, приделу ЛСУ, приделу П. 65. деснеи ПС. 66. стране ПС. 67. во ЕЛОРСТУ. 68. пресвятыа ЕЛОПРСТУ. 69. Владычице ЕРТ, Владычицы С, Нет У. 70. нашеа ОС, нашия Р, нашиа Т. 71. Богородица ЕЛОПРТУ, Богородици С. 72. Доб.:и ЕОТ. 73. Приснодвыя Ε, приснодвыа Т. 74. Мария ЕПРТУ. 75. Доб.:и славнаго ея ЕЛПРТУ, и славнаго еа С. 76. Нет ЕЛПРСТУ. 77. всеми П, всм Т. 78. славна Т. 79. княз Л. ц. Буква «ж» выносная. 80. ж Л. 81. Еоргию Т. 82. удивльшюся ЕЛ, удивлешюся С, удивлешуся У. 83. веселящуся П, веселящюся С. 84. глаголаше О, глагола Т. 85. хотящю ЛС. 86. не Т. 87. Нет Р, азъ С. 88. приложю ЕЛС исприлоложу Р. 89. чассть Л, чясть П. 90. съвоего Е. 91. господьства ЕЛРСТ. 92. начинания ЕПРТУ. 93. Михаил ЕОРТ, Михаило Л. 94. Нет Е. 95. рачаше ЕЛОПРСТУ. 96. таково Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Даровской. Церковь Троицы Живоначальной (новая). Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты В связи с ростом числа прихожан иереем Николаем Бевз было подано прошение в Вятскую Епархию о строительстве нового храма. Храмозданная грамота была выдана. Работы по закладке фундамента и возведению нового храма во имя Святой Троицы начались в 2011 году. Храм строился на пожертвования населения, главным спонсором строительства стал Н.Л. Юферев. Срубы были поставлены летом 2014 года, купола икресты – в ноябре того же года. Работы по внешнему и внутреннему убранству церкви (оборудование отопления, отделка помещения, приобретение алтаря и колоколов) планировалось закончить к лету 2017 года, к 300-летию основания поселка. Свято-Троицкая церковь переместится на свое законное место. Храм деревянный, рубленный, однопрестольный. В продольном основании прямоугольный придел, над которым установлен сруб меньшего размера в несколько бревен, его продолжает большой восьмерик. С запада к приделу примыкает колокольня, сложенная из двухъярусного восьмерика меньшего размера, к востоку – пристрой. Над большим восьмериком и восьмериком звонницы поднимаются шестигранные конусообразные шатры. Шатры и крыша придела покрыты профнастилом под черепицу. Над двумя шатрами и пристроем установлены восьмигранные барабаны, их венчают три позолоченных купола с крестами. herzenlib.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37612

В запрестольном аркосалии, окаймленном серебряным «сиянием», – большая икона Спасителя, со связанными руками и в терновом венце, с клеймами Страстей, в дорогом серебряно-вызолоченном окладе. За престолом – высокое Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей (слева) и Иоанном Богословом (справа). Над Крестом – традиционная надпись «И Н Ц И» (Иисус Назорей, Царь Иудейский) на трех языках. Как сказано в Евангелии, «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский... и написано по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал» (Ин. 19:19–22). Уместно сказать здесь несколько слов о последующей судьбе некоторых святынь Голгофы. Сегодня на святом месте является подлинной лишь сама скала, послужившая некогда природным «пьедесталом» для Спасительного Креста. Крест был, как известно, обретен св. царицей Еленой и находился частью в Иерусалиме, частью в Риме и Константинополе. В Риме, в церкви Санта Кроче Ин Джерузалеме, хранятся три фрагмента (щепы) Креста, один из св. гвоздей и Titulus Crucis – дощечка с надкрестной надписью краской (на греческом, латинском и едва различимом еврейском)... Переходим к правому, католическому приделу. Как и большинство католических св. мест в Иерусалиме и Палестине, он принадлежит францисканцам. Серебряный алтарь, выполненный мастером Домиником Портиджиани (из монастыря Сан-Марко во Флоренции), пожертвован в храм в 1588 г. Фердинандо Медичи, великим герцогом Тосканским. Он предназначался первоначально для Камня Миропомазания, чем и объясняется его вытянутая, удлиненная форма. Но из-за трений между конфессиями, францисканцы вынуждены были поставить его в принадлежащем им приделе Голгофы. Из описаний паломников известно, что во времена крестоносцев церковь на Голгофе была вся украшена мозаиками. Сохранилась из них лишь одна – фрагмент «Вознесения Христова» на своде центральной арки. Нынешний свой вид католический придел Голгофы приобрел в 1937 г., автором проекта реставрации был уже известный нам А. Барлуцци.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

По моему требованию приказано, чтобы немедленно были доставлены тебе и художники, и ремесленники, и все необходимое для постройки. Что касается колонн и мраморов, то какие признаешь ты драгоценнейшими и полезнейшими, – рассмотри обстоятельно и, немало не медля, пиши ко мне, чтобы я видел, сколько каких требуется материалов, и ото всюду доставим их. Сверх того хочу знать, какой нравится тебе свод храма – мозаичный или отделанный иначе? Если мозаичный, то прочее в нем можно будет украсить золотом» (Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998. С. 118). Первоначальный вход в базилику был с востока, одна из арок, ведущих в ее атриум, находится на территории Русского Александровского подворья. Но мы, напомним, входим теперь в храм с южной стороны. Архитектурная история храма многообразно отразилась и на судьбе Голгофы. Многострадальную гору, на которой распят был Спаситель, строители и реставраторы разных эпох «усекали», «выравнивали», «обтесывали». Современный вид Голгофа как единый архитектурный объект приобрела в результате общего ремонта храма после пожара 1808 г. Помимо наружной лестницы с улицы, которой практически не пользуются, наверх ведут, как говаривали в старых путеводителях, два «всхода» – правый, сразу от дверей храма, «латинский» (т.к. ведет к католическому приделу), левый, со стороны Кафоликона, «греческий» (т.к. ведет к главному, православному приделу). Обозначения чисто условные, сегодня паломники без разбора поднимаются по той и другой лестнице. ...Семнадцать ступеней – и мы на Святой Голгофе. Высота платформы, в которую, по сути, превращена она стараниями зодчих, составляет 4,5 м, площадь 11,5 х 9,25 м. Вся эта площадь образует как бы единый храм, разделенный двумя массивными колоннами на два нефа. Левый принадлежит православным, правый – католикам. Сначала о православном. Престол из розового мрамора, в 1 м высотой, украшен спереди декоративными, коринфского ордера, колонками, а по бокам опирается на утолщенные, как у нас, на Руси, говорят, «бочонком». Под престолом – обложенное серебряным кругом отверстие, в которое водружен был Крест Христов. Вся поверхность скалы покрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола, в застекленных проемах, можно видеть серый камень «живой» Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя: И вот, завеса в храме раздраласъ надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись ( Мф. 27, 51 ). На Голгофе никогда не бывает дневного света, померкшего тогда, в тот единственный страшный час. Только несколько рядов лампад спускаются со сводчатого потолка, освещая таинственный полумрак.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

При раскопках на Голгофе найден был также небольшой языческий алтарь для жертвоприношений с фрагментами обожженных костей и золой. Тем самым археология и здесь полностью подтверждает свидетельства блаж. Иеронима и других христианских писателей. Святая Голгофа Архитектурная история храма многообразно отразилась и на судьбе Голгофы. Многострадальную гору, на которой распят был Спаситель, строители и реставраторы разных эпох «усекали», «выравнивали», «обтесывали». Современный вид Голгофа как единый архитектурный объект приобрела в результате общего ремонта храма после пожара 1808 г. Помимо наружной лестницы с улицы, которой практически не пользуются, наверх ведут, как говаривали в старых путеводителях, два «всхода» – правый, сразу от дверей храма, «латинский» (так как ведет к католическому приделу), левый, со стороны Кафоликона, «греческий» (так как ведет к главному, православному приделу). Обозначения чисто условные, сегодня паломники без разбора поднимаются по той и другой лестницам. ...17 ступеней – и мы на Святой Голгофе. Высота платформы, в которую, по сути, превращена она стараниями зодчих, составляет 4,5 м, площадь – 11,5 x 9,25 м. Вся эта площадь образует как бы единый храм, разделенный двумя массивными колоннами на два нефа. Левый принадлежит православным, правый – католикам. Сначала о православном. Престол из розового мрамора, в 1 м высотой, украшен спереди декоративными, коринфского ордера, колонками, а по бокам опирается на утолщенные, как у нас на Руси говорят, «бочонком». Под престолом – обложенное серебряным кругом отверстие, в которое водружен был Крест Христов. Вся поверхность скалы покрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола, в застекленных проемах, можно видеть серый камень «живой» Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27:51). На Голгофе никогда не бывает дневного света, померкшего тогда, в тот единственный, страшный час. Только несколько рядов лампад спускаются со сводчатого потолка, освещая таинственный полумрак.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В два часа дня у папистов совершался обряд умовения ног. По выбору патриарха введены были 12 учеников из ближайшей папистической школы, – мальчиков от 10-ти до 15-ти лет и рассажены на скамьях по сторонам амвона. Патриарх, препоясанный полотенцами, подходя к избранному, преклонял колена, омывал ему ноги благовонными водами, целовал их и одарял каждого омытого большим крестом из масличного дерева и евангелием. Затем в четыре часа читались 12 страстных евангелий. Да простит мне читатель, что я занимаю его внимание папистическими обрядами; что меня интересовало, тем делюсь и с другими, в предположенье, что они не посетуют на меня за это и позволят сказать несколько слов и о латинской страстной пятнице. В 6-ть часов вечера сказанного дня я застал в Святогробском Воскресенском храме целые массы разноплеменного и разноверного народа, с турецким войском во главе и под ружьями. Теснота, шум и крик нестерпимый. Кавасы то и дело раздвигают толпу, и для водворения порядка употребляют специальное азиатское средство – макароны, т. е. батоги, толщиною в палец. Я, во избежание давки и других невзгод, забрался на хоры. Но вот послышалось стройное пение мужских голосов и затем детское, необыкновенно умилительное: это латины из своего придела вынесли громадный крест с рельефным изображением на нем Распятого Господа, в предшествии несметного сонма духовенства разных рангов. Пришедши к приделу Поругания, так названному от той колонны, к которой привязан был Искупитель мира во время бичевания и на которой обоснован этот придел, процессия остановилась; на главу модели Распятого возложен терновый венец и произнесена проповедь на польском языке; засим взошли на Голгофу; здесь крест положен был на полу, в боковом католическом приделе, на том самом месте, где злобные воины пригвождали Господа ко кресту, и лежал до тех пор, пока сказана была проповедь по-немецки, по окончании которой он был поднят и водружен на Голгофе, сбоку нашего православного, – и раньше до половины вложенные в руки и ноги гвозди вбиты здесь до шляпок, при этом проповедь говорилась на французском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Немного нужно соображения, чтобы понять древнее назначение теперешнего южного придела. При снятии пола в центре этой круглой башни открыто основание столба, поднимавшегося, очевидно, к древним сводам её и поддерживавшего вившуюся вокруг него лестницу. Но и независимо от этого открытия, небольшие полукруглые ниши, постепенно возвышающиеся по внутренней стене до самого верха башни, дают ясно заметить, что они следовали за извитиями помещавшейся здесь некогда лестницы. Этот ряд постепенно возвышающихся нишей оканчивается под теперешним сводом у восточной стороны башни. Лестница, без всякого сомнения, вела на хоры древней церкви, которые тянулись к востоку над теперешним придельным южным алтарем. Над этим алтарем был, конечно, и ход на хоры, впоследствии заложенный. Следы этого хода, действительно, можно заметить и теперь, если смотреть на южный придел с его наружной восточной стороны. Над пристроенным к этому приделу алтарем, вверху, можно ясно различить значительное углубление в стене, по размерам и форме своей именно соответствующее предполагаемой входной двери на хоры, завершавшейся аркою в виде цинтра. При наружном же обзоре обоих приделов с восточной стороны можно заметить и следы древних стен, продолжавшихся от этих приделов к востоку. Поверхность придельных стен, гладкая с запада, севера и юга, с восточной стороны на известном расстоянии от углов (около трех аршин) представляется крайне шероховатою, так однако же, что шероховатость начинается по перпендикулярной – сверху вниз – линии. Такая шероховатость только и может быть объяснена недостаточною отчисткою древних стен церкви, соединявшихся здесь со стенами притвора. Так как прямая линия, по которой тянулись эти стены к востоку, совпадает с линией внешних стен придельных алтарей, то последние, по всей вероятности, представляют собою остатки первых. Мы не имели возможности проверить свое предположение исследованием самой кладки этих алтарей; но не могли не заметить, что часть древнего карниза в северном приделе уцелела, между прочим, на этой стене изнутри, а самые стены не одинаковой толщины на всем их протяжении. Сужение стен начинается не постепенно, а сразу, оставляя значительную впадину в них, которая идет вверх не перпендикулярно, но уступами; что легко объясняется, если строители алтарей делали пристройку к готовой древней стене.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010