В книге Е.Л. Ломако упоминается две церкви Симеона Столпника : одна сгорела при пожаре (деревянная), во вторую (каменную) были переданы иконостас, престол, жертвенник и одежды упразднённой Покровской церкви архиерейского дома. Протоиерей О. Пэнэжко в книге «Храмы и монастыри г. Коломны » пишет: « Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами Владимирской иконы Божией Матери и Преподобного Симеона Столпника была построена в 1783 г., у входных дверей была резная из камня икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. По приделу церковь часто называли Симеоновской». Исходя из вышеприведенного текста, мы видим противоречие у О. Пэнэжко и Е.Л. Ломако по дате строительства каменной церкви Иоанна Предтечи (Е.Л. Ломако - 1775 г., О. Пэнэжко – 1783 г.). Можно предположить, что в 1783 году каменная церковь была не построена, а перестроена после пожара 1782 г., в результате которого сгорела рядом стоящая деревянная Церковь Симеона Столпника. «Роспись священнослужителей по состоянию на 1783 г.» (по приходам семнадцати городских церквей и Успенской соборной церкви) свидетельствует о том, что в Коломне несли службу: 2 протоиерея, 1 ключарь, 20 иереев, 13 диаконов, 15 дьячков, 2 псаломщика, 19 пономарей, 2 иподиакона, 4 звонаря, 3 сторожа, 25 певчих. Штат приходской церкви состоял в основном из четырёх человек: иерея, дьякона, дьячка и пономаря, а в соборной церкви были представлены все перечисленные представители духовенства за исключением дьячков. В ряде церквей отсутствовал кто-либо из названных представителей штата в связи с немногочисленностью прихода. Так по состоянию на 1783 г. в церкви Преподобного Симеона Столпника (позже Иоанна Предтечи) числятся: 1 иерей, 1 диакон, 1 пономарь. В то же время в церкви Живоначальной Троицы в Ямской слободе находилось два священника, что свидетельствует о достаточно большой окормляемой пастве. Посмотреть полностью таблицу «Роспись священнослужителей по состоянию на 1783 г.» Вы можете в книге Е.Л. Ломако «Русский провинциальный город Екатерининской эпохи. Коломна второй половины XVIII века».

http://sobory.ru/article/?object=35099

Световым является только центральный, но каждый из пяти обрамляет своеобразный «аркатурно-колончатый пояс» из тонко прорисованных балясин, соединенных дугами и небольшими фронтончиками. Над «поясом» расположен фриз из «городчатых» фигур, а над ним - сильно выступающий карниз. Он не был изначально частью декора барабанов, а появился только в конце XVIII века (после пожара 1792 года луковичные главки заменили на нынешние, более прихотливой формы). Их можно было бы назвать вычурными, но, благодаря удачно найденной форме перехода от барабана к главке, они вполне органично дополнили облик собора Менее органичен пристроенный в XIX веке придел с северной стороны, который существенно нарушил первоначальную композицию. Одной из достопримечательностей собора считается его западный вход, выходящий на закрытую паперть с крыльцом. Он устроен в виде «перспективного» портала из белого камня, каждый «ярус» арок которого покрыт тончайшей резьбой в виде цветов и бусин, напоминающих обрамления оконных наличников. Опираются арки на резные балясины. Вероятно, первоначально здесь находился парадный вход в собор. Паперть, пристроенная несколько позже к собору с западной стороны, заслуживает особого упоминания. Изящно изогнутые арки (особенно необычна нижняя «ползучая» арка) на фигурных столбиках обрамляют два марша лестницы. Очень своеобразно решение крыльца: с трех сторон оно открыто, каждый его проем выполнен в форме подвесной арки с «висячей» гирькой. Углы крыльца декорированы колонками, повторяющими рисунок арочных столбов. Завершает объем крыльца многопрофильный выносной карниз. Все это сооружение увенчано тремя шатрами. Два небольших шатрика по сторонам сделаны восьмигранными, а центральный шатер (существенно большего размера) - шестнадцатигранным. Каждая грань подчеркнута гуртами. Схожие мотивы мы встречаем в облике декоративных шатров над въездными воротами храма Воскресения на Дебре в Костроме (1652 год), однако наиболее близкий аналог такой сложной конструкции мы находим в московской архитектуре – почти идентичное крыльцо пристроено к юго-западному углу храма Святой Троицы в Никитниках, где оно примыкает к приделу, тогда как паперть Благовещенского храма соединяет собор с четырехъярусной колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=04950

а) во имя Преп. Сергия Радонежского. По сему храму прежде монастырь писался: Троицкий Сергиев или Живоначальной Троицы Сергиев; б) во имя Св. Николая, а между ними вход в Соборную церковь . В этом приделе погребены возобновители этой обители господа Хитровы; к приделу сему также с запада пристроен ещё притвор; 2) к северу от Соборной – ЦЕРКОВЬ во имя Благовещения Божьей Матери; при ней с южной стороны 3) во имя св. Иова многострадального, с северной – БИБЛИОТЕКА и над нею 4) КОЛОКОЛЬНЯ; под этими церквями и колокольней – погреба и КЛАДОВЫЕ; 5) с западной стороны над воротами – ЦЕРКОВЬ не отделанная ещё в совершенстве, а потому и не освящена; 6) при ней понизменные КАЗНАЧЕЙСКИЕ КЕЛЬИ, а от Благовещенской к северу в двух флигелях 7) БРАТСКИЕ КЕЛЬИ; 8) к юго-западу от Соборной Троицкой церкви – НАСТОЯТЕЛЬСКИЕ КЕЛЬИ; 9) кругом монастыря – ограда. Всё сие (кроме Настоятельских келий) каменного строения. В Синодике монастырском записано, что Питирим, Митрополит Сарский и Подонский, бывший между 1657 и 1664 годами, по ходатайству боярина Хитрова, дал Настоятелю этой обители шапку и ковёр. Лявренский или Лявленский монастырь Архангельской Епархии мужской, упразднённый. Находится в Архангельском уезде на устье речки Лявли, расстоянием от города Архангельска в 32 вёрстах. Когда построен этот монастырь неизвестно, а существовал ещё и в XVI столетии, ибо в Указе при Государе Царе Василии Иоанновиче, в 1610 году данном, значится, что в прежние времена на сем месте Новгородская посадница Настасия над гробом брата своего Стефана поставила храм Успения Пресвятой Богородицы, где с начала через несколько лет Игумены с братией находились. в 7115/1607 году Игумену Лаврентию земли от оной посадницы и от других вкладчиков из Княжестровской волости отделены и за оным монастырём утверждены. Но в 7141/1633 году по Указу Государя Царя Михаила Феодоровича велено приписать этот монастырь к Сийскому монастырю, от которого Настоятели и монашествующие были отделяемы; в писцовых же книгах при Царе Алексее Михайловиче о Лявренском монастыре упоминается так: «в Княжестровской волости монастырь Успения Пресвятой Богородицы на устье речке Лявли, а на монастыре чёрный поп Герасим, да дьячок Гришка Семёнов». По Духовным Штатам, в 1764 году состоявшимся, этот монастырь упразднён и обращён в приходскую церковь . Лятский Никольский или Николаевский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Основателем Троицкой обители на «Белых песках» был игумен Владимир Белопесоцкий. Преподобный Владимир был родом из Новгорода, до избрания монашеского пути нес военную службу. Краевед И. П. Солонкин предполагал, что до пострига он мог быть знатоком в строительстве фортификационных сооружений. В 1470-е годы игумен пришел в окрестности Каширы, и основал монастырь рядом с переправой на берегу Оки, которая связывала Москву, Коломну и Серпухов. В 1498 году каширский правитель Магмед-Амин пожаловал игумену Владимиру и Троицкому Белопесоцкому монастырю земли, пашни и лес, расположенные на территории современного города Ступино. Вероятно, деревня Средняя появилась в этих монастырских владениях с 1510-х годов. Игумен Владимир скончался в 1520-х годах и был погребен в Троицком соборе Белопесоцкого монастыря. В упоминавшихся писцовых книгах сказано: «Да у Троицы ж под папертью придел, что лежит начальник и строитель старец Володимер». Вскоре после кончины преподобного Владимира деревянные постройки монастыря были уничтожены крымскими татарами. В середине XVII века деревянные стены и башни были заменены каменными. Архидиакон Павел Алеппский во время путешествия в Москву в свите антиохийского патриарха Макария в середине XVII столетия посещал Троицкую обитель на Оке. Монастырь в то время уже был выстроен из камня и кирпича. Над святыми вратами была устроена высокая как башня Никольская церковь, а главный Троицкий собор, окруженный каменными галереями, венчали три купола с позолоченными крестами. Издавна в Белопесоцкой обители существовала и церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Эта церковь, как и общее посвящение обители Живоначальной Троице, указывала на духовную связь между Белопесоцким монастырем на Оке и Троицкой обителью на горе Маковец – в Сергиевом Посаде. Об этой связи сложено немало легенд. Согласно одной из легенд, благоверный князь Дмитрий Донской в 1380 году дал обет Богу поставить церковь вблизи переправы через Оку в случае победы над Мамаем. Можно предположить, что именно церковь в селе Среднем могла стать напоминанием об этом предании и обете святого князя. Первый храм на этом месте был посвящен великомученику Димитрию Солунскому – небесному покровителю Дмитрия Донского. В новой каменной церкви Тихвинской Божией Матери в селе Среднем, построенной в 1819 году на средства поручика Василия Григорьевича Карпова и купца Михея Федоровича Бобкова, в память о прежнем храме был устроен придел Димитрия Солунского. Возможно, по этому приделу Тихвинскую церковь продолжали называть Дмитриевской и дальше. Именно так ее называл Н. Волков в статье о Серпуховском уезде (часть Ступинского района ранее относилась к Серпухову) 1849 года: «У Белопесоцкого село Среднее с церковию во имя Св. Димитрия Солунского – по сторонам Серединного-Оврага».

http://sobory.ru/article/?object=08222

Переславль-Залесский. Церковь Сергия Радонежского. Троице-Сергиевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты По выходе из городских валов дорога на Ростов пересекает р. Трубеж, мост через реку назывался Сергиевским по имени церкви Преподобного Сергия Радонежского (другие приделы - Святой Троицы, Великомученицы Екатерины и Казанской иконы Божией Матери), взорванной в конце 1930-х гг. В 1929 г. Главнаука определила, что эта церковь, построенная в 1782 г. на средства прихожан, «является наиболее интересным в историко-архитектурном отношении зданием города данной эпохи. Чрезвычайной художественностью по искусству резьбы по дереву отличается убранство верхнего этажа...» Храм закрыт в 1920-х гг. Погиб тонкой резьбы иконостас, и только створки царских врат со скульптурным изображением «Тайной Вечери» были перенесены в Переславский музей. Сергиевскую церковь по приделу часто называли Троицкой, даже в официальных документах. С 1822 г. до своей кончины в 1830 г. священником в Троицкой церкви был Григорий Маркович Радугин. Иван Мефодиевич Кохомский с 1833 г. диакон Троицкой церкви Переславля. С 1875 по 1901 г. священником Троицкой церкви был Владимир Иванович Свирелин, окончивший Владимирскую семинарию в 1846 г. С 1848 г. был рукоположен во священника Владимирской церкви Переславля, в 1853 г. переведен в Переславский собор, с 1885 г. - протоиерей. В 1901 г. вышел за штат. В 1898 г. праздновался его юбилей, 50-летие служения во священническом сане. Его сын Владимир в 1876 г. окончил Переславское Духовное училище и в 1883 г. Вифанскую семинарию. С 1901 г. священником Троицкой церкви Переславля был Алексадр Григорьевич Розанов. До этого, с 1886 г., он был священником Феодоровского монастыря. В 1916 г. настоятелем храма снова был священник Александр Розанов. Елховский вспоминал: «В первые же дни войны (1914 г.) провожали из Переславля офицеров запаса. Среди них были и наши бывшие семинаристы: Розанов Иван - сын священника Троицкой (Сергиевской) церкви, что у Сергиевского моста, отца Александра Розанова, Капацинский Василий и другие. Мы их провожали после напутственного молебна в городском соборе уже часов в 9 вечера». При храме было приходское Сергиевское училище. С 1880 г. учителем при Сергиевском приходском училище был Василий Александрович Смирнов. В 1878 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию, в том же году назначен учителем в с. Синжаны Меленковского уезда, и всё в том же году перевелся учителем в школу при Гусевском заводе (ныне г. Гусь-Хрустальный). Источник: Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=35293

М. 1915. 2. С. 50–53. Переиздана: Епископ Арсений. Духовный дневник. Вып. 6. 1914 год. М. Печатня А. И. Снегиревой . 1915. С. 90–92. Храм Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище (Дроболитейный пер., 5). Кладбище, основанное во время эпидемии чумы 1771 г., названо так по приделу Троицкой церкви, сооруженной здесь в к. XVII в. на месте еще более древнего храма. Нынешний каменный храм был построен по проекту архитектора А. Г. Григорьева в 1830–1835 гг. (северный придел – преп. Сергия Радонежского – 1874; южный – перенесения мощей преп. Параскевы Пятницы Сербской – 1774). В 1911 г. храм был великолепно отделан усердием Е. Нос. Близ южной стены была погребена мать Святителя Филарета, Митрополита Московского – Евдокия Никитична Дроздова (†20.3.1853). См.: Апушкина Е. В. Забота о могиле матери//К свету. 9–10. [М. 1993. Сост. С. В. Фомин.] С. 35–37. Храм после революции не закрывался, однако долгое время оставался в руках обновленцев. 152 Печатается по: Епископ Арсений. Речь в III Кадетском корпусе в день храмового праздника 23 ноября 1914 г.//Голос Церкви. М. 1915. 2. С. 53–55. Переиздана: Епископ Арсений. Духовный дневник. Вып. 6. 1914 год. М. Печатня А. И. Снегиревой . 1915. С. 92–94. Церковь Св. блгв. Вел. Кн. Александра Невского при III Кадетском корпусе (ул. Красноказарменная, 4, угол 1-го Краснокурсантского проезда, 1) была освящена 23.11.1879. Ныне в здании корпуса располагается Московский окружной дом офицеров. 153 Печатается по: Епископ Арсений Серпуховский. Духовная беседа//Душеполезное чтение. М. 1916. 4. Июль–август. С. 24–37; 5. Сентябрь–октябрь. С. 20–26; 6. Ноябрь–декабрь. С. 24–29. 155 В одном из выпусков «Моих дневников» архиепископа Никона (Рождественского) за 1912 г. содержатся любопытные сведения о ближайшем сотруднике вл. Арсения по журналу «Голос Церкви» И. Г. Айвазове в связи с обличениями кощунств Л. Н. Толстого: «...Мне невольно припомнился наш безбожник граф Толстой; никакая цензура не могла пропустить его богохульных выходок в печать; мы, верные сыны Церкви, читая их в подпольных изданиях, возмущались ими, ужасались, страшась гнева Божия не только на богохульника, но и на тех, кто имеет у себя его богохульные писания, а большинство русских людей, слепо покланяющихся его художественному таланту, вовсе не зная о его богохульствах, удивлялись нам, за что мы его осуждаем, за что Церковь отлучила его от общения с собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

При митр. Тихоне (Воинове) строились каменные храмы в старинных, небогатых мон-рях, таких как собор во имя Св. Троицы в Феодоровском мон-ре (1700, не сохр.), где центральный объем был увенчан 3 поставленными в ряд главами ( Фролов. 2005. С. 107). Каменные здания возводили на границах старинного посада, как, напр., ц. ап. Андрея на ул. Проломной (1701, не сохр., рядом с ней была возведена Богоявленская ц.). На продолжении ул. Б. Красная возвели ц. Грузинской иконы Божией Матери (1702; 1838; 1852, не сохр.), чье посвящение напоминает о святыне загородной Раифской обители, к-рую митр. Тихон чрезвычайно любил; по ней сама улица получила название Грузинской. В загородных монастырях строились надвратные храмы, посвященные небесному покровителю митр. Тихона - свт. Тихону, еп. Амафунтскому: в Воскресенском монастыре (Новом Иерусалиме, 1706) - небольшое 2-ярусное сооружение, арка проезда декорирована полуколонками, окна - наличниками с «гребнями» (Там же. С. 108, 110); престол с подобным посвящением был также в Раифской обители ( Филарет (Златоустов). 2005. С. 7). Как ступенчатая, на высоком подклете, сильно выдвинутая на восток, возведена в Раифском мон-ре ц. во имя преподобных отцов в Синае и Раифе избиенных (1708), ее 2-этажный объем почти лишен декорации. При митр. Тихоне церковь надстроили храмом во имя Пяточисленных мучеников (1709, отремонтирована в 1832-1834), что усилило ее сходство с башней или надвратным храмом. Возводились одноглавые бесстолпные храмы в старых пригородных селах и слободах, возникших в петровское время: ц. арх. Михаила в архиерейском с. Архангельском (ныне в черте Казани) (нач. XVIII в., не сохр.) с ярусной колокольней, трапезной, 2-светным четвериком с богато убранными наличниками и высокой полусферической кровлей с маленькой главкой; ц. Рождества Богородицы (по приделу - Макариевская) в Адмиралтейской слободе (ныне в черте Казани) (1712; перестроена в 1907) того же типа и декора, с 4-скатной кровлей над храмом ( Фролов. 2005. С. 63, 64); Георгиевская ц. в Армянской слободе (позднее Суконная слобода, ныне в черте Казани) (1714(?), известна с 1739, не сохр.). Ступенчатая композиция и декор в стиле московского барокко были использованы для надвратного храма во имя свт. Алексия, митр. Московского (1720), в Успенском Зилантовом мон-ре (в 3-м ярусе), наличники окон к-рого имеют черты допетровской архитектуры, а не нарышкинского барокко. По-видимому, к казанским постройкам типа восьмерик на четверике относился и Рождественский храм на Шошме (Яранский р-н Кировской обл., 1-я четв. XVIII в., не сохр.). Это великолепное произведение нарышкинского барокко отличалось удачно найденными пропорциями и качественным декором; до наших дней сохранилась его 3-ярусная колокольня. Храм находился тогда в пределах Казанской губ. и К. и Т. е.; ни дата постройки, ни имя заказчика не известны, хотя уникальный характер архитектуры подразумевает его незаурядные возможности.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Сергия Преподобного, что в Рогожской. Построена в 1796–1800–1818 годах на средства с. с. Г. П. Смольянского. Колокольня 1864 года. Главный престол Св. Троицы. Другой придел Николая Чудотворца. Бориса и Глеба, что на Поварской. Построена генералом Жеребцовым в 1801 году. Главный престол Спаса Нерукотворенного Образа. Другой придел Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Иоанна Предтечи, что в Казенной. Земляной Вал, угол Покровки. Построена в 1801 году архитектором М. Ф. Казаковым. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Димитрия Ростовского . Воздвижения Креста Господня, в Никольском единоверческом монастыре над воротами. Построена в 1801 году, освящена 19 декабря 1854 года. Димитрия Царевича, в Голицынской больнице, на Калужской. Здание построено в 1796–1802 годах по проекту М. Ф. Казакова. Иверской Божией Матери, что на Ордынке. По приделу, называется также «Георгия Великомученика, что на Всполье». Построена в 1789–1802 годах на средства капитана И. И. Савина. Другой придел Иоанна Воина. 306. Симеона, Сродника Господня, в колокольне Андроньева монастыря, построенной в 1765–1799 годах архитектором Р. Казаковым. Церковь освящена 25 октября 1803 года. Ржевской Божией Матери, что на Поварской. Построена в 1653 году, перестроена в 1804 году; внутри можно различить остатки стен древней церкви. Колокольня XVIII века. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Космы и Дамиана. Марии Магдалины, во Вдовьем Доме, на Кудринскойплощади. Устроена в 1805 году. Николая Чудотворца, Кузнецкая улица, Лужннковский переулок. Главная церковь построена в 1805 году, трапезная и верхний ярус колокольни – в 1847 году. Приделы: 1) Введения во храм, 2) Преподобного Сергия. Петра и Павла, в Мариинской больнице, на Новой Божедомке. Построена в 1805–1806 годах. Успения Пресвятой Богородицы, что на Могильцах. Пречистенка, Мертвый переулок. Построена архитектором Леграном в 1799–1806 годах на средства с. с. В.И. Тутолмина. Приделы: 1) Спиридона Тримифунтского, 2) Николая Чудотворца. Феодора Стратилата. Чистые Пруды, Архан-гельский переулок. Построена в 1806 году почт-директором Ключаревым. Придел «Нечаянной Радости».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Ежедневно в Скорбященскую часовню стекаются богомольцы и приходить из разных, даже самых отдаленных мест, по нескольку писем и телеграмм, с просьбами помолиться пред св. иконой о болящих, обиженных, убитых горем или несчастиями и т.п. Нередко пишут и просят помолиться пред чудотворною иконой и люди инославных исповеданий: лютеране, католики, армяне. Вообще без преувеличения можно сказать, что в настоящее время эту св. чудотворную икону почитают во всех концах нашего обширного отечества. – Другие чудотворные и свято чтимые иконы Всех скорбящих Радость находятся: в г. Вологда, в Воскресенском соборе в зимнее время, а летом в Софийском соборе (явилась и прославилась исцелениями в 1766 г.); в Вологодской церкви тюремного замка (принадлежавшая (св. благовер. кн. Иоанну, память коего 19 мая); в г. Воронеже: в Богословском храме (древнего письма, почитавшаяся, по преданию, чудотворной еще около начала XVIII в., свято чтимая ныне не только городскими, но и жителями окрестных сел, празднуемая кроме 24 окт., и на 3-й день Святой Троицы), в Ильинской церкви (написанная в 1847 г. в память избавления от холеры) и в Рождество-Богородичной церкви (пред ней по субботам читается акафист); в Киевской Сретенской церкви (перенесенная с Львовских городских ворот в эту церковь , где ныне по пятницам и субботам перед нею читается акафист); в Нижегородском кафедральном соборе (писанная не позднее ΧVΙΙ в., глубоко чтимая жителями города и еженедельно по вторникам после литургии чествуемая чтением пред ней акафиста); в Богоявленской церкви г. Орла (до 1848 г: находившаяся в Гостином дворе); в Полтавском кафедральном соборе (копия с Московской иконы, украшенная привешенными к ней двумя крестами с частицами животворящего древа, мощей пр. Сергия Радонежского и некоторых Печерских угодников, чествуемая чтением акафиста перед ней по субботам до литургии); в С.-Петербурге: в Больше-Охтенской Свято-Духовской церкви (бывшая раньше в частном доме и прославившаяся в 1876 г. чудесных исцелением одной старицы, три года лежавшей без движения) и в Вознесенской церкви бывшего Морского Госпиталя на Выборгской стороне (перенесенная из церкви Ораниенбаумского госпиталя); в Воскресенской церкви (называемой также по ее приделу Захариевской) г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Никольский храм стоит сразу за палатами Аверкия Кириллова. Предполагают, что он построен (строительство велось с 1656-го по 1657 год) на средства Кирилловых и соединялся с их палатами особым каменным переходом. Этот храм — классический пример московской архитектуры русского узорочья: горка кокошников, кирпичный декор, яркая раскраска, собранное стройное пятиглавие. Его главный северный речной фасад украшен изразцами с изображением двуглавых орлов — то ли знак государевой принадлежности Садовнической слободы, то ли должности ктитора. Интересно, что церковь Николая на Берсеньевке так названа москвичами по приделу Николая Чудотворца, а главный престол храма освящен во имя Святой Троицы. Почитание москвичами архиепископа Мир Ликийских действительно безмерно, но думается, что рядом с рекой молитва местных жителей о заступничестве великому святому звучала наиболее пронзительно. Церковь Николы на Берсеньевке не единственная на Замоскворецкой набережной: в районе Средних Садовников напротив Кремля стоит высокая колокольня Софийского храма. По мнению московских краеведов, сюда по приказу Ивана III переселили знатных новгородцев после присоединения Новгородской земли к Московскому княжеству. Мудрый политический ход великого князя: жители Новгорода, недовольные «московской крепостью» и оппозиционные государю, расселяются по разным провинциям; москвичи, напротив, перебираются в Новгород. От того переселения в Москве появились два храма Премудрости Божией Софии — на Лубянке и в Садовниках. Расселение в Средних Садовниках новгородцев географически очень верно, московский ландшафт ясно показывает им, «кто в доме хозяин»: новгородская (замоскворецкая) плоскость легла против великокняжеской крепости на Боровицком холме. Это еще яснее тем, кто бывал в Новгороде: новгородское пространство плоско, горизонтально, затопляемо, мокро — князь переселил новгородцев в привычную для них плоскую местность. Новгородцы построили Софийскую церковь в память о своем городском Софийском соборе. Тут важна еще одна деталь: в Новгороде княжеский двор находился, как и в глубокой древности, на Ярославовом дворище, на противоположном от крепости-детинца берегу Волхова, двор великого князя уподоблялся здесь двору еще одного знатного (пусть даже и очень знатного) человека, коих в городе было немало. Для московского самодержца картина очень странная: его двор стоит за пределами крепости, на противоположном берегу реки. Переселяя новгородцев в Замоскворечье, Иван III «посадил» их в иное пространство: новгородская плоскость ныне в подчинении Боровицкого холма, око государя зорко смотрит из Кремля на «дом Святой Софии» (так называли Новгород его жители). Символично, не правда ли?

http://pravmir.ru/stoyali-na-ploskosti/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010