Ни об одном еще иудейском царе священные историки ничего подобного не сообщают. 3)  Внутренним доказательством происхождения книги Екклесиаста от Соломона служит общее ее содержание, тон, характер и множество исторических указаний, объясняемых личностью и эпохою Соломона. в этом отношении исследователи, первее всего, обращают внимание на возраст и душевное состояние мудреца Екклесиаста и политическое состояние при нем иудейского царства. Из книги Екклесиаст несомненно видно, что писатель ее был, при написании ее, уже в старческом преклонном возрасте. Он уже всего насмотрелся и все испытал в «суетные дни свои» (7:15); познал «суетность» увлечения земными благами: постройками, богатством, роскошью, увеселениями и чувственными увлечениями (2:1–15); он ожидает уже скорой передачи всего своего труда преемнику с ненадежными и неизвестными способностями (2:18–19). Картинное описание старческой дряхлости с ее дрожанием ног, потерею зубов, помрачением зрения, бессонницей и прочими спутниками, предвещающими скорый отход в могилу в сопровождении плакальщиц (12:1–8), – по общему мнению беспристрастных толковников, взято с собственного жизненного опыта писателя, дожившего до значительных пределов старости. 4)  Каково же было душевное сосояние Соломона в старческие годы, а равно и политическое состояние иудейского царства в это время и есть ли соответствие между ними и Екклесиастом и его временем? Есть и очень близкое. 1)  Правда, исторические ветхозаветные книги мало говорят о настроении и душевном состоянии Соломона в последние годы его жизни, но много дают оснований делать ясные заключения. Так, политическое состояние иудейского царства в это время не могло радовать престарелого знаменитого царя. Непосредственно за воцарением Ровоама последовавшее общее возмущение Иудеев и отпадение десяти колен от иудейского царства, мотивированное «тяжким игом и жестокой работой», наложенной на Евреев Соломоном ( 3Цар.12:4 ), подтвержденное тогда же и Ровоамом, присоединившим к «тяжкому игу» своего отца и «наказание бичами» (12:11), дает полное основание утверждать, что возмущение народное было ясно заметно еще при Соломоне. Его, вероятно, имели в виду «старцы-советники» Ровоама, предлагавшие последнему «на сей день говорить ласково» с народом ( 3Цар.12:6–7 ). Иеровоам, ставший во главе возмутившихся Израильтян при Ровоаме, неспокойно, без сомнения, вел себя и при Соломоне. Откровение пророка Ахии о царствовании его над 10 коленами ( 3Цар.11:29–39 ) не осталось тайною для многих его современников, страдавших от «тяжкого ига» Соломона. гонение, воздвигнутое на него Соломоном, еще более делало известною в народе его личность и ставило в параллель Давиду, невинно гонимому Саулом ( 3Цар.11:40 ). Нет сомнения, что популярность Иеровоама среди еврейского народа, рядом с народным недовольством правлением самого Соломона, хорошо были известны последнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Такие повторения одного и того же известия со стороны писателя книг Царств, в виду краткости его повествований, нередко обнимающих все царствование в двух – трех стихах, повторения стоящие иногда рядом, в двух непосредственно соприкасающихся предложениях, не совсем понятны. Но оно будет понятно, если повторяющееся выражение представим стоявшим в царской израильской летописи, первый раз в заключении специальной летописи предшествовавшего царя, второй раз в полной форме во главе подробной специальной летописи нового царя, представлявшей нечто независимое от летописи предшествовавшей и последующей. Далее из летописи царя Надава книга Цар. заимствует известие о его низложении Ваасою и об истреблении последним, по обычаю восточных узурпаторов, всего рода Надавова до последнего человека. Что 27-й стих должен стоять в кавычках, как выписка из летописи, это видно из его отношения к следующему 28-му стиху; после того как в стихе 27-м указано место погибели Надава, в стихе 28-м прибавляется известие о времени его погибели, при чем то и другое известие начинаются тожественным предложением: и поразил его Вааса. В сплошной речи одного писателя оба эти известия скорее соединились бы в одно под управлением одного подлежащего и сказуемого. Но повторение будет понятно, если эти известия поставим в кавычках, как выписки из источника, где они стояли в других не непосредственных между собою отношениях. На это уполномочивают нас рассмотренные цитаты, указывающие параллельный кн. Цар. известия о заговорах против израильских царей в государственной летописи. К летописным известиям писатель кн. Царств прибавляет свою пророческую характеристику Надава и исполнившееся его погибелью пророчество Ахии о доме Иеровоама (ст. 26, 29, 30). В известиях о царствовании Ваасы (15, 28–30, 33–34; 16, 1–7) следующие известия кн. Цар. можно считать общими с израильскою царскою летописью: двукратное известие о его воцарении, краткое и распространенное (ст. 28 и 33), краткое известие о войне бывшей между ним и Асою, царем иудейским, о смерти и месте его погребения (16, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Ни об одном еще иудейском царе священные историки ничего подобного не сообщают.    3) Внутренним доказательством происхождения книги Екклезиаст от Соломона служит общее ее содержание, тон, характер, и множество исторических указаний, объясняемых личностью и эпохою Соломона. В этом отношении исследователи, первее всего, обращают внимание на возраст и душевное состояние мудреца Екклезиаста и политическое состояние при нем иудейского царства. Из книги Екклезиаст несомненно видно, что писатель ее был, при написании ее, уже в старческом преклонном возрасте. Он уже всего насмотрелся и все испытал в «суетные дни свои» (Еккл.7:15); познал «суетность» увлечения земными благами: постройками, богатством, роскошью, увеселениями и чувственными увлечениями (2:1—15); он ожидает уже скорой передачи всего своего труда преемнику с ненадежными или неизвестными способностями (Еккл.2:18—19). Картинное описание старческой дряхлости с ее дрожанием ног, потерей зубов, помрачением зрения, бессонницей и прочими спутниками, предвещающими скорый отход в могилу в сопровождении плакальщиц (12:1—8), — по общему мнению беспристрастных толковников, взято с собственного жизненного опыта писателя, дожившего до значительных пределов старости.    Каково же было душевное состояние Соломона в старческие годы, а равно и политическое состояние иудейского царства в это время и есть ли соответствие между ними и Екклезиастом и его временем? Есть и очень близкое.    1) Правда, исторические ветхозаветные книги мало говорят о настроении и душевном состоянии Соломона в последние годы его жизни, но много дают оснований делать ясные заключения. Так, политическое состояние иудейского царства в это время не могло радовать престарелого знаменитого царя. Непосредственно за воцарением Ровоама последовавшее общее возмущение иудеев и отпадение десяти колен от иудейского царства, мотивированное «тяжким игом и жестокой работой,» наложенной на евреев Соломоном (3Цар.12:4), подтвержденное тогда же и Ровоамом, присоединившим к «тяжкому игу» своего отца и «наказание бичами» (3Цар.12:11), дает полное основание утверждать, что возмущение народное было ясно заметно еще и при Соломоне. Его, вероятно, имели в виду «старцы-советники» Ровоама, предлагавшие последнему «на сей день говорить ласково» снародом (3Цар.12:6—7). Иеровоам, ставший во главе возмутившихся израильтян при Ровоаме, неспокойно, без сомнения, вел себя и при Соломоне. Откровение пророка Ахии о царствовании его над 10 коленами (3Цар.11:29—39) не осталось тайной для многих его современников, страдавших от «тяжкого ига» Соломона. Гонение, воздвигнутое на него Соломоном, еще более делало известной в народе его личность и ставило в параллель Давиду, невинно гонимому Саулом (3Цар.11:40). Нет сомнения, что популярность Иеровоама среди еврейского народа, рядом с народным недовольством правлением самого Соломона, хорошо были известны последнему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Вокруг Исраэля бен Элиезера собрались ученики, чья деятельность вызвала недовольство со стороны ортодоксальных раввинов. Считая, что традиц. религ. образование сильно преувеличивает роль рассудка и подавляет живое духовное чувство искусственными схемами, хасиды ставили акцент на личном переживании Бога, на личной праведности и роли харизматического лидера (цаддика). Эти тенденции не противопоставлялись строгому соблюдению закона, как это было в саббатианском движении; напротив, предельно строгое соблюдение обрядового закона понималось как необходимое условие возрождения подлинного благочестия. После смерти Исраэля бен Элиезера на главенство в хасидской общине претендовал раввин Яаков Йосеф из Полонного, старейший из учеников Исраэля бен Элиезера, однако движение хасидов возглавил Дов Бер Межиричский (также известный как Маггид), который перенес резиденцию в Межирич (Волынь). В 1766 г. раввин Дов Бер стал главой общины; рабби Яаков явился первым теоретиком хасидского движения. Ему принадлежит 1-я книга в истории хасидизма «Толдот Яаков Йосеф» (Родословная Яакова Йосефа), изданная в Кореце в 1780 г. Исраэль бен Элиезер предстает в этой книге не только как прославленный праведник (слухи о его благочестии и чудесах получили широкое распространение), но и как глубокий мыслитель (в книге ок. 280 цитат из его высказываний). Приведены свидетельства мистического опыта Исраэля бен Элиезера, автор считал его человеком, имеющим особые духовные познания. На традиц. и часто задаваемый вопрос, кто был учителем Исраэля бен Элиезера, рабби Яаков отвечал, что мистическое знание его учитель получил от самого прор. Ахии, обличавшего Соломона и Иеровоама (см.: 3 Цар 11. 29-39; 14. 6-16) и, согласно рабби Яакову, жившему при Моисее, и при Давиде, и при прор. Илии (будучи учителем последнего). Книга содержала критику современных автору раввинистических авторитетов и встретила недоброжелательное отношение религ. лидеров. Большой вклад Дов Бера в доктринальное развитие хасидизма заключался в том, что он внес в хасидизм каббалистические представления. При Дов Бере хасидизм укрепил свои позиции на Украине, затем в Белоруссии, Литве и Польше. Миссионером хасидского движения был Ахарон бен Яаков из Карлина, распространявший идеи хасидизма в Литве. Рабби Менахем Мендель из Витебска возглавлял общину хасидов в Минске. В районе Витебска действовал Аврахам бен Александр Кац из мест. Колышки.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Пророчество Ахии сбылось сразу после смерти Иеровоама. Его сын Нават через два года после воцарения был убит ( 3Цар. 15:25–28 ). И родоначальник следующей, второй династии Вааса из колена Иссахарова воцарился над Израилем ( 3Цар. 15:33 ). Эта династия тоже представлена только двумя лицами – это Вааса и его сын Ила . Первый правил 24 года, второй – только 2 и был убит начальником половины колесниц, Замврием, сумевшим продержаться на троне только 7 дней, после чего был осажден начальником израильского войска Амврием и сам себя сжег вместе с царским дворцом. 16.2. От Ахава до Ассирийского плена Из третьей династии, родоначальником которой стал Амврий, мы знаем четырех царей – самого Амврия, его сына Ахава – наиболее известного из всех израильских царей после Иеровоама, Охозию и Иорама. Царствование Амврия – одно из самых ярких царствований Израиля в политическом и военном смысле. При нем был основан город Самария ( 3Цар. 16:24 ), который с тех пор стал столицей Северного царства. Амврий с политической точки зрения был настолько успешен, что даже столетие спустя, при царях другой династии, в ассирийских документах Самария продолжает называться «домом Амврия». Оценить, каково было наследство, оставленное Амврием Ахаву, позволяет хотя бы тот факт, что во время знаменитой битвы при Каркаре, когда против ассирийской армии выступила коалиция западных царств, одних только колесниц Ахав смог выставить две тысячи. То есть Ахав получил царство от своего отца в процветающем состоянии. Но при этом в Третьей книге Царств правлению Ахава посвящено всего пять стихов. Ахав , как и его отец, были достаточно благосклонно расположены к окрестным народам и к их культуре. Это проявилось, в частности, в том, что в жены Ахаву Амврий взял Иезавель, дочь царя Сидонского, то есть благополучие царства строилось еще и на хороших отношениях с финикийцами. Иосиф Флавий говорит, что Ефваал, отец Иезавели, был прежде жрецом Астарты 173 . Через Иезавель в Израиле начинается активное насаждение культа Ваала Мелькарта финикийского, сидонского божества. Одновременно с этим начинается борьба с почитателями Бога Израилева. Слуга Ахава Авдий спас от смерти 100 пророков ( 3Цар. 18:3–4 ), но многие были истреблены. Об этом свидетельствует пророк Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

У него был корабль, привозивший золото. Говорится о царице Юга, приходившей послушать мудрости его; о великом богатстве его, о золотом оружии, которое он сделал, о царстве его, от ка­ких до каких пределов оно простиралось. Далее об идоло­служении его и об оскорблении, которым он прогневал Бога. За это Бог угрожает ему разрушением царства, прекращением мира. Против него восстают Адер Идумеянин и Разон (у св. И. Златоуста: Ездром); восстает против него и раб его Иеровоам. К Иеровоаму при­ходит пророк Ахия и велит ему разорвать одежду на десять частей, предсказывая ему, что он будет царствовать над де­сятью коленами. Так как Соломон хотел убить его, то он убежал в Египет; он возвратился из Египта по смерти Соломона. Народ, пришедши к Ровоаму, сыну Соломонову, про­сил, чтобы правление его было более легким, нежели Соломо­ново; но он, по внушению некоторых молодых сверстников своих, грозил, что оно будет для них еще более тяжким. Потому отделились десять колен и сделали своим царем Иеровоама. Когда Ровоам хотел воевать против Иеровоама, Бог не допустил этого. Когда заболело дитя у Иеровоама, он посылает свою жену к пророку Ахии узнать об исходе бо­лезни. Тот сказал, что дитя умрет, и оно умерло. Иеровоам ставит двух тельцов, одного в Вефиле и другого в Дане, чтобы народ не ходил в Иерусалим. Когда он там прино­сил жертву, пришел человек Божий и предсказал об Иосии. Тогда иссохла рука царя и рассыпался жертвенник; но по мо­литве пророка Божия царь исцелился. Он приглашал пророка к своему столу, но тот отказался, соблюдая заповедь Божию, которую после нарушил, за что и был умерщвлен львом. Иеровоам оставался в своем нечестии; и Ровоам предавался идолослужению во все годы своего царствования. Пришел Суса­ким и взял сокровища. После Ровоама царствовал Авия, сын его, а после этого сын Авии — Аса. После Иеровоама царствовал сын его Нават (в тексте Адав); его умертвил Вааса, который, воцарившись, вел войну с Асою; последний при помощи (сына) Адера сирий­ского одержал над ним победу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глава 7    Когда же Соломон молился и оканчивал молитву, сошедший с неба огонь истребил принесенные жертвы. И еще показывает история, что псалмы принадлежат всехвальному Давиду. Сказует же так: «и левиты во органы пояху песни Господеви, яже сотвори Давид царь в исповедание пред Господем: яко благ, яко во век милость Его в песнех Давидовых рукою его» (2 Пар. 7:6). Глава 8    Таково же было благочестие у Соломона, что дочь фараонову переместил во вновь выстроенный дворец, сказав: «да не обитает жена моя в дому Давида царя Израилева, понеже освящен есть, аможе вниде кивот Господень» (2 Пар. 8:11). Поставил же придверников и певцов по учреждениям Давидовым. Глава 9    Дерева, привозимые от Хирама, Иосиф назвал певговыми, и, по сказанию книги Царств, употреблены были оные на подпоры дому Господню и дому цареву (3 Цар. 10:12), а по сказанию настоящего бытописания, — на степени в дом Господень и в дом царев (2 Пар. 9:11). Дознаем также отсюда, что пророк Нафан, Ахия силонитянин и Иоиль, произнесший определение на Иеровоама, имели написанные ими книги. Ибо сказано: «прочая словеса Соломоня первая и последняя, не се ли сия писана суть в словесех Нафана пророка и в словесех Ахии силониты и в видениих Иоиля видящаго, противу Иеровоама сына Наватова» (2 Пар. 9:29). А еще дознали мы отсюда, что человек Божий, повелевший алтарю в Вефиле сокрушиться и которого за преступление заповеди Божией растерзал лев, назывался Иоилем. Глава 10    Вопрос. Как должно разуметь сказанное: «не послуша царь людий, яко бе превращение от Бога, да восставит Господь слово Свое, еже глагола рукою Ахии силониты» (2 Пар. 10:15)?    Те, которые пользуются Божественным о них промышлением, будучи умудряемы Богом, усматривают что должно делать. А лишенные сей благодати несутся, не зная куда. Сие и здесь изобразило слово, а именно что Владыке Богу угодно было за беззаконие отца раздробить царство на две части. Глава 11    Когда же произошло разделение и Иеровоам сделал золотых юниц, жрецы и левиты, у десяти колен жившие, переселились в царство Давидово, потому что там был Божий храм. Но здесь показывает история, что и против воли «изгна их Иеровоам и сынове его, еже не служити Господеви; и постави себе жерцы на высоких, и идолом, и суетным и тельцем, ихже сотвори Иеровоам» (2 Пар. 11:14—15). За жрецами же и левитами последовали и все благочестивые из других колен. Ибо сказано: «пошли вслед их от всех колен Израилевых, иже вдаша сердце свое, да взыщут Господа Бога Израилева; и приидоша во Иерусалим пожрети Господу Богу отец своих; и укрепит царство Иудино» (2 Пар. 11:16—17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2898...

Когда недовольство народа царствованием Соломона выросло до размеров враждебных начинаний против Соломона, когда явился в лице Иеровоама человек, на котором все недовольные могли сосредоточить свои надежды, и уже вышел из города с целью предпринять восстание, тогда встречается с ним пророк Ахия и решительно возвещает ему божественное предназначите, чтобы дать понять ему, что он только орудие гнева Божия на уклонившегося от закона Иеговы царя, но допущен быть главою народа, – что он должен помнить закон Божий и не забывать, что счастье владык земных находится всецело в руке Божией. Свои слова пророк подкрепляет символическим действием. Разорвавши бывшую на нем новую одежду на двенадцать частей, он дает десять из них Иеровоаму в знак даруемой ему от Бога власти, присовокупив: «так говорит Господь Бог Израилев: вот Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен» ( 3Цар.11:31 ). Значение символического действия объяснено самим пророком. Новая одежда Ахии означала целое и политически могущественное царство, которое должно было раздробиться. В данном поступке пророк Ахия стоит в таком же отношении к Иеровоаму и Соломону, в каком некогда стоял Самуил к Давиду и Саулу. В своей речи пророк уясняет Иеровоаму, что разделение должно наступить только по смерти Соломона ( 3Цар.11:35 ), – и только в том случае, если Иеровоам, как раньше Давид, будет ходить во всех заповедях и постановлениях Иеговы и не будет подобен Соломону, он сохранит царство за своим домом; семя же Давида хотя и будет унижено, но не вечно ( 3Цар.11:37–39 ). Довольно важно здесь и то обстоятельство, что Ахия встретил Иеровоама на поле, когда Иеровоам хотел уже восстать против законного царя, и они были «только двое» ( 3Цар.11:29 ). Возвещение Ахии не было таким образом предназначено для всеобщего сведения 139 , и в этом для Иеровоама было указание – не поднимать возмущения тотчас, но ожидать спокойно и смиренно, пока Господу будет угодно исполнить возвещенное ему решение через совпадение обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Когда же Соломон молился и оканчивал молитву, сошедший с неба огонь истребил принесенные жертвы. И еще показывает история, что псалмы принадлежат всехвальному Давиду. Сказует же так: «и левиты во органы пояху песни Господеви, яже сотвори Давид царь в исповедание пред Господем: яко благ, яко во век милость Его в песнех Давидовых рукою его» ( 2Пар.7:6 ). Глава 8 Таково же было благочестие у Соломона, что дочь фараонову переместил во вновь выстроенный дворец, сказав: «да не обитает жена моя в дому Давида царя Израилева, понеже освящен есть, аможе вниде кивот Господень» ( 2Пар.8:11 ). Поставил же придверников и певцов по учреждениям Давидовым. Глава 9 Дерева, привозимые от Хирама, Иосиф назвал певговыми, и, по сказанию книги Царств, употреблены были оные на подпоры дому Господню и дому цареву ( 3Цар.10:12 ), а по сказанию настоящего бытописания, – на степени в дом Господень и в дом царев ( 2Пар.9:11 ). Дознаем также отсюда, что пророк Нафан, Ахия силонитянин и Иоиль, произнесший определение на Иеровоама, имели написанные ими книги. Ибо сказано: «прочая словеса Соломоня первая и последняя, не се ли сия писана суть в словесех Нафана пророка и в словесех Ахии Силониты и в видениих Иоиля видящаго, противу Иеровоама сына Наватова» ( 2Пар.9:29 ). А еще дознали мы отсюда, что человек Божий, повелевший алтарю в Вефиле сокрушиться и которого за преступление заповеди Божией растерзал лев, назывался Иоилем. Глава 10 Вопрос . Как должно разуметь сказанное: «не послуша царь людий, яко бе превращение от Бога, да восставит Господь слово Свое, еже глагола рукою Ахии Силониты» ( 2Пар.10:15 )? Те, которые пользуются Божественным о них промышлением, будучи умудряемы Богом, усматривают что должно делать. А лишенные сей благодати несутся, не зная куда. Сие и здесь изобразило слово, а именно что Владыке Богу угодно было за беззаконие отца раздробить царство на две части. Глава 11 Когда же произошло разделение и Иеровоам сделал золотых юниц, жрецы и левиты, у десяти колен жившие, переселились в царство Давидово, потому что там был Божий храм. Но здесь показывает история, что и против воли «изгна их Иеровоам и сынове его, еже не служити Господеви; и постави себе жерцы на высоких, и идолом, и суетным и тельцем, ихже сотвори Иеровоам» ( 2Пар.11:14–15 ). За жрецами же и левитами последовали и все благочестивые из других колен. Ибо сказано: «пошли вслед их от всех колен Израилевых, иже вдаша сердце свое, да взыщут Господа Бога Израилева; и приидоша во Иерусалим пожрети Господу Богу отец своих; и укрепиша царство Иудино» ( 2Пар.11:16–17 ). Глава 12

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Учреждение ханаанизирован-ного культа Ягве, почитаемого в образе тельца, священного животного ханаанского божества Ваала, считается главным «грехом Иеровоама». Этот синкретический культ явился переходной ступенью к настоящему язычеству в дни Ахава и Иезавели. 13, 1–33; 14, 1–18. Осуждение пророками религиозных нововведений Иеровоама I. В двух рассказах, следующих за повествованием о религиозном расколе, осуждаются синкретические учреждения северного царства. В 13, 1–33 говорится о проклятии вефильского жертвенника «человеком Божиим», пришедшим из Иудеи, с предсказанием его будущего разрушения. Могила этого пророка в Вефиле, по Промыслу Божию, должна была напоминать о незаконности вефильского культа во все годы его существования. Далее в 14, 1–18 излагается пророчество Ахии Силомлянина о конце дома Иеровоама, как наказание за введение им ханаанизированного культа Ягве. Эти повествования воспроизводят эпизоды из истории борьбы пророков северного царства против чуждых культов (ср. Ам. 7, 10 сл.) и свидетельствуют о грубости религии Иеровоама. Посылая к пророку Ахии в Силом свою переодетую жену узнать об исходе болезни их сына, Иеровоам, очевидно, не сознавал ясно, что, обманывая пророка Господня, он обманывает также и Бога. Его обман сразу же был раскрыт прозорливцем Ахией. Обращение к пророку Господню мыслилось Иеровоамом как следование религии Ягве, для пророка же его ханаанизированная религия являлась идолопоклонством (ст. 9), поэтому пророк Ахия, предсказавший некогда воцарение Иеровоама, теперь предвозвещает гибель его дома за религиозное развращение народа Господня. Иуда при Ровоаме, Авии и Асе. 14, 21 – 15, 24. 14, 21–31. РОВОАМ (931 – 913), сын Соломона от аммонитянки, недолго был верен Господу (3 года по 2Пар. 11, 17 ). При нем в Иудее были устроены «маццебы», «ашеры» (РБ «высоты и статуи»), представлявшие мужские и женские аттрибуты ханаанской религии, а также капища на высотах и в рощах. Эти принадлежности ханаанских жертвенников проникали в религию Ягве, когда ее сводили к уровню естественных религий. Отправление ханаанизированных культов включало сакральное распутство. Как наказание иудеев-отступников от Ягве священный автор описывает нашествие фараона Сусакима (Шешонка). В пятый год Ровоама Сусаким вторгся в Иудею, взял многие укрепленные города ее ( 2Пар. 12, 14 ) и принудил Ровоама уплатить огромную контрибуцию, для чего были ограблены большинство сокровищ и украшений храма и дворцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010