Ст. 41. …Прочие события Соломоновы... описаны в книге дел Соломоновых… Встречаем указание на какую-то затерявшуюся книгу дел Соломоновых, из которой, очевидно, почерпает свои сказания священный составитель 3-й книги Царств. По всей вероятности, здесь разумеются те подлинные исторические записи современных Давиду и Соломону пророков Нафана, Ахии и Иоиля прозорливца, о которых прямо говорит 2-я книга Паралипоменон 502 . Ст. 43. …И почил Соломон с отцами своими и погребен был в городе Давида, отца своего... По случаю смерти Соломона уместно поставить вопрос, касательно его предсмертного покаяния и обращения к Богу. Хотя об этом обращении и покаянии Писание говорит не столь положительно и ясно, как о падении; однако же, и не столь мало и неопределенно, чтобы можно было относить Соломона к числу нераскаянных и погибших грешников. В самом деле: а) Господь еще отцу Соломона дал следующее знаменательное обетование о сыне его: «Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки, Я буду ему отцем, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим» 503 . Это последнее сопоставление с Саулом явно дает заметить, что речь идет о ближайшем преемнике и о плотском сыне Давидовом – Соломоне. Если же во всей силе обетования Господни должны быть относимы к духовному потомку Давидову, к Мессии, то, тем не менее, Соломон, как прообраз этого Мессии, не может быть представляем сыном погибели. Великие и милостивые обетования Божии Давиду о сыне его повторяются в книге Паралипоменон даже с обозначением самого имени Соломонова 504 ; а в псалмах, с особенной силой говорится о непреложности обетовании, которые с клятвой Господь изрек Давиду относительно его царственного потомства. «Однажды Я поклялся святостью Моей, солгу ли Давиду» 505 ? И действительно, когда пришло время наказать сына Давидова «жезлом мужей и ударами сынов человеческих», т. е. временными бедствиями, Господь говорит о Соломоне: «одно колено останется за ним ради раба Моего, Давида» 506 . Но какая милость была бы от Господа Давиду, если бы сыну его оставлена была некоторая часть земного царства, а царство вечное и небесное было бы отнято навсегда?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

8:11). Поэтому мы должны плакать и рыдать о князьях Израилевых, по вине и гордости которых была опустошена Иудея и взят город Иерусалим.    Глава XX:1. И было в седьмом году, в пятом [месяце], в десятый [день] месяца: пришли мужи из старейшин Израилевых, чтобы вопросит Господа, и сели предо мною.     Чрез одиннадцать месяцев и пять дней после предшествующего видения опять говорится слово в пророку, когда пришли мужи из старейшин Израилевых, чтобы вопросить Господа, и сели пред ним. А что у народа израильского был такой обычай, что, желая узнать что либо от Господа, вопрошали чрез пророков, это засвидетельствовано многими примерами. Саул, ища ослиц, отправляется к Самуилу и получил совет от слуги привести пророку четверть сикля (1 Цар. гл. 9). Когда заболел сын Иеровоама, то посылается в Силом в пророку Ахии (или Авии) жена его, принося дары, хлебы и лепешки, виноград и кувшин меду, чтобы узнать о болезни сына (3 Цар. гл. 14). Давид, будучи и сам пророком, спрашивает другого пророка, Нафана, должно ли строить храм Господу (2 Цар. гл. 7). И Ахав спрашивает, войдет ли он в Рамоф Галаадский, или нет (3 Цар. гл. 22). Также у Исаии (гл. 37) и в книге Царей (4 Цар. гл. 19) возвещается, что будет с Сеннахиримом. Не удивительно, если в Ветхом Завете пророки предвозвещают, что с кем будет, когда мы читаем, что Агав предревал то, что будет с Павлом (Деян. гл. 21). В Второзаконии написано: языцы, ихже погубит Господь пред лицом твоим, сии сновидений и волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой (18, 14). Ибо язычникам свойственно обращаться к халдеям, гадателям, чревовещателям, волхвам, прорицателям, к оракулам бесов, которые издеваются над их заблуждением. Поэтому и теперь старейшины Израилевы приходят к пророку, чтобы чрез него вопросить Господа, и однако они не говорят о вопрошении, хотя тот, кто должен быть вопрошаем, знает, о чем они вопрошают, так что и то служит чудом, что он знает, зачем они пришли, и отвечает на то, что заключала в себе невысказанная и бывшая в их душе речь.    Ст. 2—3. И было слово Господне ко мне, говорящее: сын человеческий! говори с старейшинами Израилевыми, и скажешь им: так говорит Господь Бог: не вопросит ли Меня вы пришли? Живу Я, не буду отвечать вам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Что могли отвечать ему на эти слова приближенные? Сами приближенные, очевидно, находились в тревоге, и в них закрадывалось опасение, что мрачное настроение царя, проявляющееся в столь враждебных действиях против Давида и Ионафана, может со временем обратиться и на них. Положение их во всяком случае было затруднительное, и они не знали, что отвечать царю. Но вот, когда все молчали, находившийся здесь беззастенчивый Доик, видевший, какой прием первосвященник оказал Давиду в Номве, решил вывести приближенных из затруднения, и для того, чтобы отвратить от них подозрительность царя, направил ее в другую сторону, именно на первосвященника. Выступивши вперед, он сказал Саулу: «я видел, как сын Иессея приходил в Номву к Ахимелеху, сыну Ахитува, и тот попросил о нем Господа, и дал ему продовольствия, и меч Голиафа, филистимлянина, отдал ему». Этот донос вполне достиг своей цели. У Саула тотчас же явилась мысль, что и первосвященник находится в заговоре с Давидом, и в его отуманенной злобой голове быстро составился план страшного мщения изменникам. Он немедленно потребовал, чтобы Ахимелех и окружающее его священники явились к царю. Этот Ахимелех был правнук Илия и наследовал первосвященство от своего брата Ахии, или даже разделял с ним эту должность, причем один из них сопровождал Саула, а другой оставался при святилище. Номва находилась недалеко от Гивы, и живший там священнический род, числивший в себе 85 лиц, скоро приведен был к Саулу. Разгневанный царь укорял Ахимелеха в изменничестве и в сочувствии Давиду в его злых замыслах, передал ему о сообщении Дойка, что он, будто бы, оказал Давиду содействие, испрашивая для него указания Божия, снабдил беглеца священными хлебами и отдал ему даже национальный трофей, именно меч Голиафа. Ахимелех не отрицал этого обвинения. Он действительно поступил так, как обвинял его царь, но он действовал совершенно без всякого сознания виновности, без всякого злого умысла и даже не знал, что он этим навлекал на себя неудовольствие Саула. Давид, передал он, собственный зять царя, наиболее верный из всех его слуг, тот, который пользовался преимуществом права доступа к царю во всякое время, – явился к нему в Номву под предлогом, что он прибыл туда по поручению царя, вследствие чего и желал воспользоваться его советом и указанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Как ни прискорбно было Саулу видеть такие ужасные последствия своего необдуманного обета, он не хотел отступить от раз данной клятвы, и готов был привести заклятие в исполнение. «Пусть то и то сделает мне Бог, воскликнул Саул, и еще больше сделает; ты, Ионафан, должен сегодня умереть!» Но этого не должно было случиться: юная жизнь славного воина не должна была прекратиться так преждевременно. Ему предстояло другое дело, прежде чем его могла постигнуть печальная кончина. Народ, пораженный всем происходящим, доселе оставался в безмолвии и всецело подчинялся Саулу; но когда дело дошло до того, что необдуманный обет Саула должен быль привести к гибели храбрейшего юноши, которому народ, да и сам царь, обязаны были только что одержанной победой над злейшим врагом, то народ единогласно восстал против этого. Господь показал, что дал свою силу и помощь Ионафану в его геройском деле. Так неужели же можно теперь обвинять того, дело которого одобрено было Богом? По лагерю пронесся единогласный ропот протеста, и народ сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь; и волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне». Саул, борясь между исполнением того, что он считал своим долгом, и протестом народа, наконец был вынужден уступить народу, и Ионафан был спасен от страшных последствий совершенной им ошибки. Царь признал, что вина во всем этом деле главным образом лежала на нем самом; он послушался совета Ахии и прекратил преследование филистимлян, оставив таким образом врага хотя и разбитым, однако же не настолько ослабленным, чтобы лишить его возможности совершать нападения в будущем. Так самоволие и нетерпеливость царя в значительной степени омрачили светлое торжество израильского народа над его злейшим врагом. Глава 7. Окончательное отвержение Саула и помазание преемника ему Царствование Саула всецело было занято войнами. Как только поражение филистимлян и их отступление в свою собственную землю освободило царя и его владения от этого сильного врага, и народ, выходя из своих убежищ, стекался опять на свои места жительства и сосредотачивался вокруг царя, Саул сразу же приступил к образованию регулярного войска и обратил все свое внимание на укрепление и обеспечение своего правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Видя, что войско его не будет сражаться, если ему не обеспечена будет милость Божия принесением жертвы, он, поэтому, решил немедленно совершить жертвоприношение и, пользуясь присутствием в стане священника Ахии (См. 1Цар. 14:3 ), совершил жертвоприношение. Но едва была совершена первая часть жертвоприношения и дым от жертвенника еще поднимался к небесам, так что жертва мира была еще не принесена, неожиданно явился на место действия и сам Самуил. Замедление его зависело или вследствие затруднения идти прямым путем в виду неприятеля, или же он нарочно медлил для того, чтобы подвергнуть испытанию веру и терпение Саула. Во всяком случае к концу седьмого дня он вдруг явился пред лицом нетерпеливого царя. Всегда питая уважение к великому пророку, которому он так много был обязан, и желая воздать ему общественную честь, Саул вышел навстречу к нему с смиренным приветствием. Самуил поглядел вокруг себя, и увидев курящийся жертвенник и остатки жертв, с явным неудовольствием спросил: «что ты сделал?» Саул, видя недовольство Самуила, смущенно отвечала «я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени: филистимляне же собрались в Михмасе; тогда подумал я: теперь придут на меня филистимляне в Галгал; и я еще не вопросил Господа, и потому решился принести всесожжение». Но оправдание это не было достаточным в глазах пророка, и он отвечал ему: «худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе». Совершая это самовольство, Саул совершил большее преступление, чем сколько можно думать с новейшей точки зрения. Он явно доказал этим, что менее надеялся на высшую помощь, чем на силу своего войска. Такое самовольство составляло великое преступление. В израильской монархии основным началом было подчинение гражданской власти воле Божией, в лице пророков и священников. Нарушив это начало, Саул нарушил основное условие своего избрания на царство, так как он заявил незаконное желание действовать не как представитель высшего Царя, а как самовольный независимый правитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

6) Как святые и Ангелы Божии, будучи на небе, знают о нуждах и слышат молитвы живущих на земле? Святые и Ангелы Божии знают на небе о наших нуждах и слышат наши к ним молитвы по особому дару Божию, – по дару высшего ведения и прозрения. Святые угодники Божии еще при жизни на земле прозревали не только далекое будущее и предсказывали о том, что имело совершиться чрез несколько сот и даже тысяч лет, но проникали в тайны сердца человеческого, зная, не смотря на огромные разделяющие их от людей пространства, не только о том, что люди делают, но даже о том, что они думают. Так, св. пророки за многие века и даже тысячелетия предсказали о времени, месте рождения Мессии-Христа, об обстоятельствах Его жизни и смерти; они предсказывали о назначенной нам благодати, «исследывая на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующих за ними славу» ( 1Петр. 1:10–11 ). Когда жена нечестивого царя Иеровоама, переодевшись, чтобы не быть кем-либо узнанной, пришла к слепому от старости пророку Ахии спросить о судьбе больного ее сына, пророк, извещенный о ее приходе Господом, сказал ей: «войди жена Иеровоама, для чего тебе было переодеваться? Я грозный посланник к тебе... Встань и иди в дом твой, и как скоро нога твоя вступит в город, умрет дитя» ( 3Цар. 14:1–12 ). И дитя, действительно, умерло, лишь только жена Иеровоама переступила через порог дома своего (ст. 17). Пророк Елисей передавал царю Израильскому о всех планах,. какие строил царь Сирийский, чтобы погубить царя и его войско; он «пересказывал царю Израильскому и те слова, которые он говорил в спальной комнате своей» ( 4Цар. 6:8–12 ). Елисей же обличил и наказал проказою слугу своего Гиезия, тайно взявшего серебо от исцеленного от нее военачальника Неемана ( 4Цар. 5:25–27 ), а ап. Петр наказал смертию Анания и Сапфиру, утаивших от него часть из цены проданного их имения ( Деян. 5:1–11 ). Совершенно естественно и понятно, что, освободившись от бренных тел и пребывая на небе в Боге, источнике всякого знания, святые еще легче могут знать чрез Бога, и действительно знают, о том, что творится на земле, могут слышать, и действительно слышат, наши к ним молитвы и по любви к нам молятся о нас пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Например, читаем в 1Пар.10:13 : «Саул погиб за то, что обратился к волшебнице». Здесь, очевидно, имеется в виду обращение его к Аэндорской волшебнице, повествование о чем опущено в книгах Паралипоменон и существует в 1Цар.28гл. Еще: 2Пар.10:15 : «исполнил Господь слово Ахии к Иеровоаму, сыну Наватову». Какое слово? Очевидно, пророчество, также не упоминаемое в кн. Паралипоменон, а находящееся лишь в книге Царств ( 3Цар.11:27–30 ). Еще: 2Пар. 30, 6 «обратитесь к Господу… и Он обратиться к остатку, уцелевшему у вас от руки царей Ассирийских». Здесь, очевидно, разумеются израильтяне, не уведенные в ассирийский плен Салманассаром по завоевании Самарии. Но о завоевании Самарии и пленении израильского царства повествуется лишь в 4Цар.,17гл., а в книгах Паралипоменон умолчано. Особенно, заслуживают внимания следующие выражения во 2Пар.32:24–25:31 : «И помолился (Езекия в болезни) Господу и Он услышал его и дал ему знамение. Но не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его… но как смирился Езекия… то не пришел гнев Господень во дни Езекии… Только при послах царей Вавилонских, которые присылали к нему спросить о знамении, бывшем на земле, оставил его Бог». Всякому читателю здесь невольно бросаются в глаза явные пропуски и недомолвки. Прежде всего, какое «знамение» здесь разумеется и при том столь важное, что узнали о нем в Вавилоне и прислали «спросить» к Езекии? Очевидно, возвращение солнечной тени, о коем повествуется лишь в книгах Царств ( 4Цар.20:9–11 ). Еще больший пропуск заметен в повествовании о том, что «возгордился» Езекия. Чем и как «при послах Вавилонских» он возгордился? Очевидно, опять разумеется подробно рассказанная лишь в книгах Царств похвальба его своею кладовою, богатством, оружейным домом и пр. ( 4Цар.20:12–14 ). Такой же пропуск и в дальнейшем повествовании о «смирении» Езекии и о том, что «гнев Божий во дни его не пришел». Опять имеестся в виду, опущенное в книгах Паралипоменон, но существующее в книгах Царств повествование о том, что пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Суета сует – все суета! ( Еккл. 1, 2 ) Видел я все дела, какие дела­ются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа! ( Еккл. 1, 14 ) Но ты бойся Бога ( Еккл. 5, 6 ). Благо будет боящимся Бога, которые благоговеют перед лицом Его ( Еккл. 8, 12 ). Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше? ( Еккл. 6, 11 ) Доброе имя лучше дорогой масти и день смерти – дня рождения ( Еккл. 7, 1 ). Сетование лучше смеха, потому что при печали лица сердце делается лучше ( Еккл. 7, 3 ). Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла ( Еккл. 8, 5 ). Не­честивому же не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет перед Богом ( Еккл. 8, 13 ). Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека ( Еккл. 12, 13 )... Всех книг Соломон написал четыре: Притчи, Премудрость, Эк­клезиаст и Песнь Песней. Времени царствования Соломона в Иерусалиме над всем Израилем было сорок лет. И почил Соломон с отцами своими, и погребен был в городе Давида, отца своего, и воцарился вместо него сын его Ровоам ( 3Цар. 11, 42–43 ) (от которого – во исполнение пророчества Ахии – при самом восшествии его на престол отложились 10 колен Израилевых). День девятнадцатый. Память преподобного Зинона Зинон, подвизавшийся на Синае (в IV в.), отличался духовною мудростью и обладал даром чудотворений. Беседуя однажды о значе­нии молитвы, он между прочим сказал: «Кто хочет, чтобы Бог скоро услышал молитву его, тот, когда станет перед Богом и прострет руки свои к Нему, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, дол­жен от всего сердца молиться о врагах своих. За это доброе дело Бог услышит его, о чем бы он ни молился...» Говорили о Зиноне, что сна­чала он не хотел ни от кого ничего принимать. И потому делавшие ему приношения уходили от него, скорбя о том, что он не брал. А другие приходили к нему, нуждаясь получить от него что-нибудь, но ему не­чего было им дать, и они также отходили со скорбью. Видя это, старец сказал: «Что мне делать? И те скорбят, которые приносят, и те скорбят, кому нечего получить...» и решил так: «Если кто принесет – возьму; а если кто попросит – отдам ему...» Так делая, и сам был спокоен, и другие были довольны. День двадцатый. Преставление благоверного князя Глеба Андреевича

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В следующем отделе, истории Соломона ( 2Пар.1–9 глл.), точно также священный историк упоминает о многих древних и современных Соломону письменных памятниках. Он говорит: «прочих деяния Соломона, первыя и последних, описаны в записях Нафана пророка, и в пророчестве Ахии Силомлянина и в видениях прозорливца Иоиля о Иеровоаме, сыне Наватовом» ( 2Пар.9:29 ). Таким образом, для царствования Соломона было три записи, составленных современниками его, авторитетными пророками. Существовала ли до времени писателя Паралипоменон упоминаемая писателем третьей книги Царств «книга дел Соломоновых» ( 3Цар.11:41 ), неизвестно. Но несомненно, кроме пророческих записей был еще официальный летописный памятник, содержавший, например, измерение храма и его притворов и украшений ( 2Пар.3:11–12 ), даже вес гвоздей ( 2Пар.3:9 ), толщину моря медного (4:5) и т. п. частности не пророческого характера; также перечень построенных Соломоном крепостей (8:1–6), украшений дворца (9:15–20) и других подобных частностей. – Во всяком случае, об эпохе Соломона и его «делах» были подробные записи современников, из коих иногда брались частные сведения писателем Паралипоменон. Например, у него читаем: «и выдвинулись шесты, так что головки шестов ковчега видны были перед давиром, но не выказывались наружу, и они там до сего дня» ( 2Пар.5:9 ). Так мог говорить только писатель – современник Соломона, потому что при Ровоаме уже Сусаким «взял сокровища дома Господня, все взял он, и щиты золотые " … ( 2Пар.12:9 ). Тем более подобным грабежам подвергался Соломонов храм после, при Ахазе, Манассии, а при Навуходоносоре сожжен самый храм и разрушен ( 2Пар.28:21–24; 33:7; 36:7, 18–19 ). При писателе Паралипоменон существовал уже 2-й храм. Очевидно, процитированное замечание полностью взято из древнего современного Соломону письменного памятника. Вообще, описание всего храма, со всеми его подробностями, и освящения его с молитвами Соломона ( 2Пар.6–7 глл.), повесть о царице Савской (9 гл.) и прочих событиях носят характер повести историка-очевидца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Третью и четвертую книги Царств знал и подтверждает их историчность писатель книг Паралипоменон. Содержание и повествование последних очень часто бывают непонятны и разумно необъяснимы без снесения с книгами Царств, как общеизвестным уже историческим писанием. Например, читаем в 1Пар.10:13 : «Саул погиб за то, что обратился к волшебнице». Здесь, очевидно, имеется в виду обращение его к Аэндорской волшебнице, повествование о чем опущено в книгах Паралипоменон и существует в 1Цар.28 главе. Еще: 2Пар.10:15 : «исполнил Господь слово Ахии к Иеровоаму, сыну Наватову». Какое слово? Очевидно, пророчество, также не упоминаемое в кн. Паралипоменон, а находящееся лишь в книге Царств ( 3Цар.11:27–39 ). Еще: 2Пар.30:6 : «обратитесь к Господу... и Он обратится к остатку, уцелевшему у вас от руки царей Ассирийских». Здесь, очевидно, разумеются израильтяне, не уведенные в ассирийский плен Салманассаром по завоевании Самарии. Но о завоевании Самарии и пленении израильского царства повествуется лишь в 4Цар. 17 гл., а в книгах Паралипоменон умолчано. Особенно заслуживают внимания следующие выражения во 2Пар.32:24–25:31 : «И помолился (Езекия в болезни) Господу и Он услышал его и дал ему знамение. Но не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его... но как смирился Езекия... то не пришел гнев Господень во дни Езекии... Только при послах царей Вавилонских, которые присылали к нему спросить о знамении, бывшем на земле, оставил его Бог». Всякому читателю здесь невольно бросаются в глаза явные пропуски и недомолвки. Прежде всего, какое «знамение» здесь разумеется и при том столь важное, что узнали о нем в Вавилоне и прислали «спросить» к Езекии? Очевидно, возвращение солнечной тени, о коем повествуется лишь в книгах Царств ( 4Цар.20:9–11 ). Еще больший пропуск заметен в повествовании о том, что «возгордился» Езекия. Чем и как «при послах Вавилонских» он возгордился? – Очевидно, опять разумеется подробно рассказанная лишь в книгах Царств похвальба его своею кладовою, богатством, оружейным домом и пр. ( 4Цар.20:12–14 ). Такой же пропуск и в дальнейшем повествовании о «смирении» Езекии и о том, что «гнев Божий во дни его не пришел». Опять имеется в виду, опущенное в книгах Паралипоменон, но существующее в книгах Царств повествование о том, что пророк Исайя явился с грозною речью о вавилонском пленении и вызвал смирение и покаяние Езекии и молитву: «да будет мир во дни мои» ( 4Цар.20:14–19 ). С указанными «пополнениями», очевидно, хорошо известными и писателю Паралипоменон и его читателям, понятно цитируемое повествование Паралипоменон. Надеемся, другого вывода и не может быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010