Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ахия (Ахиа) Ахия (Ахиа) [ «(мой) брат – Яхве» ]: 1) вениамитянин, сын Егуда ( 1Пар. 8:7 ); 2) сын Иерахмеила из колена Иуды ( 1Пар. 2:25 ); 3) сын Ахитува, священник во времена Саула. В 1Цар. 14:3.18 говорится о том, что он находился в Гиве в день победы Ионафана над филистимлянами. Существует предположение, что имя А. является иной формой имени священника Ахимелеха; но речь может идти и о старшем брате Ахимелеха, его предшественнике в священнич. сане, умершем бездетным; 4) один из храбрых у Давида ( 1Пар. 11:36 ); 5) левит, который во времена Давида присматривал за сокровищами, посвящ. Господу ( 1Пар. 26:20 – в Синод. пер. имя Ахия передано как «братья их»); 6) согл. Неем. 10:26 , один из израильтян, подписавших вместе с Неемией обязательство соблюдать завет; 7) пророк из Силома во времена Соломона. Он возвещает Иеровоаму (который в то время был «смотрителем над оброчными из дома Иосифова»; 3Цар. 11:26.28 ), что в наказание за идолопоклонство царя Господь после смерти Соломона передаст Иеровоаму власть над 10 коленами Израильскими. Совершая это предсказание, А. разодрал свою одежду на 12 частей и 10 из них передал Иеровоаму. Он предсказывает, что Иеровоам будет благословлен Богом, если останется послушным Ему. Когда об этом пророчестве узнал Соломон, Иеровоаму пришлось бежать в Египет ( 3Цар. 11:29–40 ). Став царем, Иеровоам послал свою переодетую жену к А., чтобы она расспросила его о болезни их сына Авии. Господь предупреждает слепого пророка о ее приходе, и А. открывает царице, что над Иеровоамом за его непослушание будет совершен суд Божий – сын Иеровоама умрет, и его род пресечется (см. 3Цар. 15:29 ), а Израиль рассеется ( 3Цар. 14:1–18 ). В 2Пар. 9о событиях во времена правления Соломона говорится: «Прочие деяния Соломоновы ... описаны ... в пророчестве Ахии Силомлянина...» След., существовал письм. текст его изречений; 8) отец израил. царя Ваасы из колена Иссахара ( 3Цар. 15:27 ); 9) сын Сивы, придворный писец во время правления Соломона ( 3Цар. 4:3 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Но Бог в предохранение избранных Своих от соблазна посрамил сие нечестие всенародным обличением. Когда Иеровоам, открывая свой праздник в Вефиле, приступил к алтарю для жертвоприношения, Пророк, пришедший по слову Божьему из Иудеи, воззвал к сему алтарю, что сын дома Давидова именем Иосия пожрет на нем его жрецов и сожжет кости человеческие 564 . Сие предсказание подтвердилось чудом. По слову Пророка рука царя иссохла в ту минуту, как сей указывал ею Пророка, и повелевал его задержать, алтарь расселся и рассыпался пепел его. Царь исцелен молитвою Пророка, но тщетно звал его в дом свой. Приключение иудейского пророка Сей Пророк имел повеление не вкушать хлеба, ни воды в Вефиле и не возвращаться тем же путем, которым пришел туда. Но другой Пророк, живший в сем самом месте, обманув его мнимым откровением, убедил войти в свой дом и угостил его 565 . Во время стола угощавший в самом деле получил откровение и предсказал своему посетителю, что поскольку он послушал слово Божье 566 , то его тело не будет погребено вместе с его предками. Лев умертвил иудейского Пророка на пути и стоял с ослом его над его телом, дотоле, как Пророк самарийский, услышав о сем, пришел взять его. Положив оное в своем гробе, он завещал погребсти себя вместе с ним во свидетельство истины его пророчества. Сие новое знамение, умножая славу предыдущего, должно было показать израильтянам, чего должны ожидать идолопоклонники, если Бог так наказывает за вкушение хлеба и воды в пределах их и за случайное заповеди Его преступление. Суд Божий на дом Иеровоама Поскольку Иеровоам не думал об исправлении своего поведения, то Бог поразил его страшным определением суда Своего. К сему открыт был случай болезнью сына его Авии. Желая узнать, что с ним последует, царь велел своей супруге переменить одежду 567 и отправиться тайно в Селом к Пророку Ахии. Сей, будучи слеп от старости, узнал ее по откровению при входе в его дом, и велел ей сказать Иеровоаму, что Бог не только за его измену и неблагодарность истребит его дом от младенца до совершеннолетнего 568 , но после 569 и всего Израиля за участие в его преступлениях исторгнет из земли его и рассеет за Евфратом. Как бы в залог сих событий он предсказал ей смерть Авии, долженствовавшую последовать точно во время ее возвращения в дом свой, и присовокупил, что сей один из потомков Иеровоама будет пристойно погребен и оплакан, потому что Бог в нем обрел нечто доброе. Царствование Ровоама, первого царя иудейского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

К известиям богослужебного характера принадлежат: список левитов, которые несли ковчег завета ( 1Пар.15:2–28 ); хвалебная песнь Давида при перенесении ковчега на Сион, список левитов, назначенных на служение при скинии ( 1Пар.16:4–43 ); распоряжения Давида относительно построения храма ( 1Пар 22.1 ); разделение левитов для служения при храме ( 1Пар 23.1 – 26:1 ); последние распоряжения Давида в присутствии старейшин ( 1Пар.28:1–29 ); описание светильников, столов и дворов при храме ( 2Пар.4:6–9 ); пение и игра левитов при освящении храма ( 2Пар.5:12–14 ); описание медного амвона, на котором молился Соломон ( 2Пар.6:12–13 ); поглощение жертв и всесожжений упавшим с неба огнем ( 2Пар.7:1–3 ); жертвоприношение Соломона и чреды священников и левитов при их служении в храме ( 2Пар.8:13–16 ); восстановление законного культа при Асе вследствие речи пророка Азарии ( 2Пар.15:1–15 ) и при Иосафате ( 2Пар.19 ); идолопоклонство после смерти Иоддая, обличительная речь пророка Захарии и ее последствия ( 2Пар.24:15–22 ); уничтожение идолопоклонства при Езекии ( 2Пар.29–31 ) и при Иосии ( 2Пар.34:3–7,35:2–19 ). Все указанные случаи уклонений кн. Паралипоменон дают полное право считать их, по крайней мере в области дополнений и пропусков, независимыми от кн. Царств. Но самостоятельность в этом отношении заставляет предполагать, что и параллельные отделы кн. Паралипоменон не извлечены из кн. Царств, как думают Ветте и Шрадер. За это ручается между прочим различие в плане и распределении однородного материала в данных книгах (ср. 1Пар.10 и 1Цар.31 ; 2Пар.2 и 3Цар.5:15–32 ). Не представляя компиляции кн. Царств, кн. Паралипоменон составлены на основании общих с ними источников, откуда и их взаимное сходство. Что же касается различия, то оно объясняется тем, что автор Паралипоменон пользовался неизвестными писателю кн. Царств источниками, которые цитируются им в конце царствования каждого царя (записи Самуила-прозорливца, пророков Иафана и Гада, записи Нафана, пророчество Ахии Силомлянина и видения прозорливца Иедо, книга царей иудейских и израильских).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

11 И Иеровоам, сын Наватов... поднял руку на царя. Если Адер и Разон были врагами внешними, то Иеровоам ефремлянин был врагом внутренним, также посланным Соломону в наказание за грехи. из Цареды. Поселение в тридцати трех километрах к востоку от Иоппии, в землях колена Ефремова. 11 Милло. См. ком. к 9,15. 11 поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Иеровоам начальствовал над работниками, взятыми Соломоном из колен Ефрема и Манассии (5,13–16), и хорошо знал об обидах, которые те таили на Соломона (12,4). 11 пророк Ахия Силомлянин. Силом город в землях колена Ефремова, приблизительно в девятнадцати километрах к востоку от Цареды. 11 разодрал ее на двенадцать частей. Ахия совершил символическое действо, являющееся, по сути, своего рода инсценированной притчей. Подобные действия усиливали впечатление от речей пророков, в которых звучали Божий слова о судьбах Израиля (22,11; Ис. 20 ; Иер. 13,11 ). В данном случае разодранная одежда Ахии символизировала надвигающееся раздробление царства. 11 возьми себе десять частей. От имени Бога Ахия призывает Иеровоама взять десять из двенадцати частей, символизирующих десять северных колен, над которыми Иеровоаму вскоре предстояло воцариться. Как и восстания, поднятые Адером и Разоном, мятеж Иеровоама это суд Господень над Соломоном. 11 одно колено. См. ком. к ст. 13. 11 Я оставляю его владыкою на все дни жизни его. См. ком. к ст. 12 и 13. 11 из рук сына его. Т.е. из рук наследника Соломона Ровоама (12,1–24). 11 дабы оставался светильник Давида... во все дни. Образ светильника метафорически передает идею «неугасимости» царствования рода Давидова в Иерусалиме (15,4; 2Цар. 21,17 ; 4Цар. 8,19 ; 2Пар. 21,7 ; Пс. 131,17 ). 11 будешь царем над Израилем. Т.е. над десятью северными коленами. Когда речь идет о периоде разделенного царства, под словом Израиль часто подразумеваются десять колен, образовавших северное царство, а Иуда, соответственно, означает ту часть страны, которой по-прежнему правили потомки Давида. 11 если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе. Требования завета, которым должны были подчиняться Саул, Давид и Соломон (см. 2,2–4 и ком.), теперь предъявляются и Иеровоаму.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2. Древнейшей частью Книги Судей являются Песнь Деворы (XII b.) и отдельные сказания о героях: Гедеоне, Самсоне, Иеффае, повествование о странствии Данитов (Суд гл. 17, 18). 3. При Давиде или Соломоне были составлены сборники «Яшар» и «Книга войн Ягве». Цитаты из них приводятся в «Девтерономич. Истории». 4. К эпохе Давида, когда Ковчег перенесли в Иерусалим, были записаны рассказы о древней святыне народа (1 Цар 4-7, 2 Цар 5-6). 5. При Давиде же, очевидно, было записано пророчество Нафана с обетованием его дому (2 Цар 7, 8). 6. История Давида была написана в Х в. Это мастерское произведение художественно-исторической прозы. Автор больше всего интересуется юностью Давида и его воцарением. Самому царствованию Давида он уделяет значительно меньше места и о его успешных войнах говорит вскользь. Очевидно, важнейшей темой книги было именно воцарение Давида, его права на престол и осуществление на нем обетовании Божиих. Автор, видимо, был свидетелем многих описываемых событий. 7. Книга дел Соломоновых (3 Цар 11, 41) написана при Соломоне и вошла лишь небольшими отрывками в Историю. 8. Летописи царей Израиля и Иуды часто упоминаются в Библии и, очевидно, являются главным источником Девтерономиста. Наиболее полное впечатление о характере этих книг дают главы 18—19 4 Цар. Летописи доводили события почти до самого конца периода царей. 9. Сказания об Илии и Елисее есть отрывки из более полных «Житий» пророков, которые в VIII b. распространялись среди Сынов пророческих. Глава 22 книги 4 Царств оканчивает рассказ на 622 г. и не видит катастрофы, которая произошла в 609 г. Благочестивому царю Иосии 22-я глава обещает мирную кончину, но в гл. 23 рассказывается о гибели царя на поле боя. Из этого делают вывод, что первая редакция Девтерономиста была осуществлена еще до смерти Иосии, когда надеялись, что благочестие принесет ему внешнее процветание. 10. В заключение нужно упомянуть книги Паралипоменон, или Хроник, которые были написаны ок. IV b. и были посвящены, как выражается о. А. Князев, «церковной истории Израиля». Эти книги начинаются со времени Давида и кончаются 538 годом, эдиктом Кира об освобождении иудеев из плена. Сами по себе эти книги есть еще в большей степени, чем «Девтерономич. История», богословское писание. Но в распоряжении автора были также неизвестные теперь источники. Он упоминает не только летописи, но и Мидраш (толкование) на книгу Царей, записи Самуила, книги пророков, Нафана, Гада, Ахии и др. Уже это одно не позволяет относиться к книгам Паралипоменон как к писанию только богословскому, лишенному всякой исторической ценности. 5. БЫЛ ЛИ ДАВИД ЕДИНСТВЕННЫМ АВТОРОМ ПСАЛМОВ?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Являлись ли тельцы изображениями Самого Ягве? Это сомнительно уже по той причине, что пророки Илия и Елисей, проповедовавшие в Ефреме, не выступали против тельцов. Будь они такими кощунственными изображениями, ревнители веры обязательно осудили бы их. У. Ф. Олбрайт обратил внимание на то, что многие боги изображались стоящими на тельцах. Из этого он сделал вывод, что тельцы Иеровоама I играли в его храмах роль херувимов, были чем-то вроде священного трона незримого Бога (как и херувимы Ковчега). Но суеверная толпа со временем стала смотреть на эти изображения как на идолов. Во почему уже в VIII веке пророк Осия выступил с резкими нападками на почитание тельцов (8,5; 10,5 сл.). Так или иначе, религиозный раскол и культовые нововведения вызвали недовольство у пророка Ахии, который прежде был на стороне Иеровоама. Уже будучи слепым старцем, он предсказал, что «восставит Себе Господь над Израилем царя, который истребит дом Иеровоамов» (3 Цар 14,14). 4. Последствия разделения царств сказались очень скоро. Опасаясь попыток Иерусалима восстановить господство над Севером, Иеровоам I призвал на помощь своего союзника, фараона Шешонка (евр. Шишак, синод. перевод Сусаким). Тот немедленно воспользовался представившейся возможностью и в 936 году вторгся в Иудею. Ровоам, чтобы избежать осады, решил откупиться; контрибуция была немалой, царю даже пришлось взять сокровища Храма. Но Шешонку этого оказалось мало. Он хотел вернуть прежнюю власть над Палестиной. Из его анналов явствует, что он не ограничился Иудеей, а захватил ряд городов, принадлежавших Иеровоаму I. Разделение царств с годами ведет к их постоянному политическому ослаблению. Потеряв единство, они оказываются неспособными противостоять более сильным соседям. Через сто лет после Иеровоама I Палестина лишь недолгие десятилетия удерживает независимость. Контроль над ее царствами переходит то к Ассирии, то к Египту, то к Халдее. Бл. Иероним сравнивал раскол ветхозаветных царств с церковными разделениями и распрями. И то и другое наносило существенный урон народу Божию. Тем не менее политический упадок Израиля имел и провиденциальный смысл. Он постоянно подрывал земные надежды и утопии, заставляя задумываться о духовных целях Промысла Божия; он давал простор великим пророкам, которые могли свободно обличать народ и царей. При более сильной власти их проповедь столкнулась бы с неодолимыми преградами. Вопросы для повторения

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Южная скала называлась Сене, а северная Боцед, то есть, сияющая. Долина, которую описывает лейтенант Кондер, почти прямо идет к востоку, и таким образом южная сторона ее почти постоянно находится в тени в течение дня. Поразителен и живописен контраст между этим темным прохладным цветом южной стороны и красноватыми или бурыми оттенками северной скалы, увенчанной ослепительной белизной верхних меловых наслоений. Чтобы наблюдать за движением филистимлян, Саул занял северную оконечность холма Гивы 36 , где под гранатовым деревом, что в Мигроне, поднял свое копье, в знак своей команды. Здесь он зорко следил за неприятелем и, будучи слишком слаб, чтобы начать наступательное движение, выжидал более благоприятного случая. Но в его войске был один храбрый человек, который не мог терпеливо выносить подобной бездеятельности, и нетерпение его возрастало с каждым днем. Это был отважный Ионафан. Он не мог долее сносить, чтобы дерзкий враг похвалялся своим превосходством, и одушевленный патриотизмом и народным воспоминанием о подвигах древних судей Гедеона, Гофониила и Самсона, он решился попытаться нанести какой-нибудь отчаянный удар неприятелю, или, в случае неудачи его, погибнуть. Он ничего не сообщил о своем намерении отцу; не спросил даже совета у первосвященника Ахии (правнука Илия), находившегося в войске с уримом и туммимом, но, прямо полагаясь на помощь Всевышнего и на свое собственное мужество, предпринял один из отважнейших подвигов, какие только известны в древности. Смотря на израильтян, как на недисциплинированный, лишенный должного вооружения, сброд трусливых людей, которых нечего было опасаться, филистимляне естественно не с особенною строгостью содержали караулы и были мало приготовлены к противодействую какому-нибудь неожиданному нападению. Ионафан видел это с своего высокого положения в Гиве и решился воспользоваться этим. Он сообщил о своем намерении своему оруженосцу, юноше, одушевленному тем же мужеством и вдохновленному тою же верою в божественное покровительство, как и он сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Это был плохой совет, но Ровоам решил ему последовать. Вот как рассказывает о том, что произошло дальше, Иосиф Флавий: «Слова царя поразили всех как молния, и сперва все замерли, как будто их хотели подвергнуть предварительному испытанию. Затем вдруг все заволновались и стали выражать свое неудовольствие громким криком и грозным заявлением, что у них более не будет ничего общего с родней и потомством Давида… Вместе с тем они приготовились к открытому восстанию против Ровоама, и возбуждение и гнев их были настолько сильны, что, когда царь послал к ним для успокоения волнения и для смягчения настроения пылкой молодежи или вообще недовольных его ответом податного чиновника Адорама, они не только не стали его слушать, но немедленно закидали его камнями до смерти. Когда Ровоам это увидел, то испугался, как бы чернь не побила его самого камнями, подобно тому как сделала это с его подчиненным… немедленно сел на свою колесницу и спасся бегством в Иерусалим. Между тем колена Иудово и Веньяминово признали Ровоама своим царем, тогда как весь остальной народ с этого дня отложился от потомства Давидова и выбрал Иеровоама своим властелином» . Так сбылось предсказание Ахии, и единое Израильское царство раскололось на два государства — Иудею и Израиль. Вне всякого сомнения, в значительной степени такой ход событий был предопределен той роковой ошибкой (если не сказать больше), которую допустил Ровоам, общаясь с советом старейшин. Но нет никаких сомнений и в том, что семена этого раскола нации и государства были посеяны именно Соломоном, его политикой. И если судить любого государственного деятеля по тому наследию, которое он после себя оставил, то итоги правления Соломона на первый взгляд оказываются плачевными. «После своей смерти Соломон оставил своему наследнику, Рехавааму, государство куда меньшее по размерам, чем то, которое вручил ему его отец Давид; государство, состоящее исключительно из земель еврейских колен, с пустой казной, с ослабленной армией, настроенным на мятеж населением и усилившимися на всех границах внешними врагами» , — констатирует явно не испытывающий особой симпатии к Соломону Натан Шор.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/4/

Преемник Тиглат-Фелассара, царя Ассирийского, Салманассар, пришедши в землю Израильскую, обложил Осию данью. Чтобы свергнуть с себя иго Ассирийское, Осия тайно вступил в союз против Салманассара с Египетским царем Со . Открывши эти сношения, царь Ассирийский захватил Осию и заключил в темницу; потом прошел по всей стране и обложил Самарию. Три года он держал ее в осаде; наконец, взял ее в шестый год царствования Езекии и в девятый год Осии, последнего царя Израильского. Жителей Израильской земли он увел в Ассирию и поселил одних за Тигром, и смежной с Армениею области Калахене (Халах), других– в Месопотамии на реке Ховаре, вливающейся в Евфрат, в области Гозан, а иных–в городах Мидии. Таким образом сбылось пророчество Ахии, изреченное за два века с половиною жене Иеровоама, и исполнились угрозы пророков Господних, не перестававших увещавать Израиля покинуть идолослужение и гнусности, за которые Хананейские народы истреблены были руками самих Израильтян с лица земли. Израильтяне отвергли завет Господа Бога своего и не слушали Его пророков: и Господь отринул Израиля от лица Своего. 4. Цар.17:24–33 На место Израильтян Салманассар переселил в Самарию и окрестные города жителей Вавилона, Сирии и Месопотамии. Они поселились здесь со своими гнусными обычаями и идолами, которым жертвовали чистотою и даже жизнию детей своих. Так как они не хотели познать Господа Бога, Который эту землю некогда избрал для Своего народа, то Господь послал на них львов, которые стали убивать их. Царю Ассирийскому донесено было, что народ, переселенный в города Самарийские, не умеет угождать Богу той земли, и потому этот Бог пустил на них львов, которые убивают их. Тогда царь Ассирийский повелел возвратить одного из переселенных жрецов, который бы научил пришельцев служить Богу этой земли. Возвратившийся жрец поселился в Вефиле и учил новых жителей Самарийских почитать истинного Бога и соблюдать закон Моисеев, Естественно, он не мог внушать им обращаться в Иерусалим для поклонения Богу Израилеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Так как он в Израильском царстве поддерживал идолослужение, введенное Иеровоамом, то пророк Ииуй, сын Анания, предсказал ему ту же самую участь, которая, по пророчеству Ахии, постигла дом Иеровоама. Сам Вааса умер естественною смертию, но сын его, Ила, на втором году своего царствования, погиб от руки Замврия. Это был один из двух начальствующих над колесницами. Сделавши заговор против Илы, он напал на него в ту пору, когда Ила шумно веселился у своего домоправнтеля. Занявши его престол, Замврий истребил весь дом и весь род Ваасы, но сам царствовал только семь дней. Войско, стоявшее под Гавефоном филистимским, когда узнало, что Замврий насильственным образом овладел престолом, провозгласило царем военачальника своего Амврия; и тотчас же, оставя осаду Гавефона, двинулось в Ферсе и осадило столицу. Замврий, видя, что ему не останется никакого спасения, поджог дворец и погиб в пожаре его. Но не весь народ признал царем Амврия; другая половина избрала Фамвния. Разделение продолжалось четыре года. Амврий, по числу последователей, был сильнее соперника своего, и, по смерти его, овладел царством один. Это случилось на тридцать первом году царствования Асы, царя Иудейского. Спустя два года, царь Израильский перенес свою столицу из Ферсы в Самарию, которую он отстроил вновь. Город получил название от Семира, владельца горы, на которой расположена была Самария, и которую он уступил Амврию за два таланта серебра . Оставивши столицу прежних царей, Амврий не оставил их нечестия, напротив, стал поступать еще хуже, чем все его предшественники. Он оставил после себя престол сыну своему Ахаву в тридцать осьмом году Асы. 3Цар. 15:23 ; 2Пар. 16:12–14 Старость Асы не имела ничего для него отрадного и не представляла ничего утешительного для истинных ревнителей благочестия. В тридцать девятом году своего царствования он почувствовал жестокую болезнь в ногах, но не обратился с молитвою о помощи к Богу, а исках пособия у одних врачей. Когда он умер, сын его Иосафат сделал ему великолепное погребение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010