Книга Деяний святых апостолов приводит нам комбинированный пример – служанка пророчествовала, будучи одержимой, а ее хозяева поддерживали ее, так как получали от этого доход (Деян. 16: 16–19). Деятельность лжепророков называется в числе причин, из-за которых погибли Израильское и Иудейское царства. « Ты же, сын человеческий, обрати лице твое к дщерям народа твоего, пророчествующим от собственного своего сердца, и изреки на них пророчество, и скажи: так говорит Господь Бог: горе сшивающим чародейные мешочки под мышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтобы уловлять души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души? И бесславите Меня пред народом Моим за горсти ячменя и за куски хлеба, умерщвляя души, которые не должны умереть, и оставляя жизнь душам, которые не должны жить, обманывая народ, который слушает ложь» (Иез. 13: 17–19). Перечислим имена упоминаемых Писанием лжепророков: Анания, сын Азура (Иер. 28: 1); Ахав, сын Колии; Седекия, сын Маассеи (Иер. 29: 21), Шемаия Нехеламитянин (Иер. 29: 31); Седекия, сын Хенааны; Ноадия–лжепророчица (Неем. 6: 14). Имена эти очень характерные: Анания – «дар Господа», Шемаия – «Бог слышит», Седекия – «правда Господня». Действительно профессионалы. Пророков Вааловых и пророков дубравных в этот список не вносим, поскольку это откровенные язычники, не претендующие на то, чтобы возвещать волю Бога Израилева. Заметим, однако, что в трудные моменты жизни даже те, кто пренебрегал волей Божией, стремятся обратиться к истинному пророку. Так, царь Иеровоам посылал к пророку Ахии (3 Цар. 14: 2–3), царь Седекия тайно призывал к себе из темницы пророка Иеремию (Иер. 37: 17; 38: 14), к нему же пришли начальники иудейские, чтобы узнать, бежать ли им в Египет (Иер. 42: 1–3). Однако, к сожалению, и тогда слово пророка оставалось отвергнутым. В заключение этого раздела следует осветить еще один вопрос. В Писании мы встречаем упоминание о «сынах пророческих» или «учениках пророческих» (см., напр., 3 Цар. 20: 35; 4 Цар. 2: 7; 4: 38). О роде их занятий, очевидно, следует судить из самого названия, тем более что подробностей их деятельности Писание нам не сообщает. Святитель Филарет Московский о них говорил: «Из среды пророческих учеников Бог избирал достойнейших в действительные пророки. Причина же такового избрания Божия заключалась в том, что они способны были к принятию пророческого духа, и как сыны пророчестии большую имели доверенность у народа, нежели другие люди» с. 159].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Однако Моисей не записал всего, хранившегося до него в Свящ. Предании. Нет в книгах Моисея, например, пророчества Еноха, которое на основании Ветхозаветного Священного Предания записал уже в Новом Завете ап. Иуда ( Иуд. 1:14–16 ) 4 нет указаний на прообразовательное значение ветхозаветных жертв, что находим в послании ап. Павла к Евреям; нет указания на участь ангелов, «не сохранивших своего достоинства», что находим в посланиях ап. Иуды ( Иуд. 1:6,9 ) и ап. Петра ( 2Пет. 2 и 4 ст.), сообщающих об этом на основании Ветхозаветного Священ. Предания; нет имен двух египетских чародеев, противившихся Моисею, каковых на основании Ветхозаветного Священного Предания назвал ап. Павел – это Ианний и Иамерий ( 2Тим. 3:8 ). И нигде в Священном Писании Ветхого Завета не записан спор Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея, что записал ап. Иуда ( Иуд. 1:9 ), на основании Ветхозаветного Священного Предания. Да и не все ветхозаветные священные книги сохранились. Нет, например: «Книга браней Господних» ( Числ. 21:4 ), «Книга Праведного» ( 2Цар. 1:18 ), «Книга дел Соломона» ( 3Цар. 11:41 ), «Книга Царей Израильских» (1 Парал. 9:1), «Летописи Царей Иудейских» ( 4Цар. 20:20 ), «Записи Самуила Провидца, Нафана пророка и Гада Прозорливца» (1 Парал. 29:29) с описанием царствования Давида; «Записи Нафана пророка, пророка Ахии и прозорливца Иоиля» с описанием царствования Соломона (2 Парал. 9:29). Вот почему Моисей повелел хранить передаваемое устно (Второз. 4:9–10; 32–33; 32:6–7). И праведный Иов говорит: «спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их... они научат тебя, скажут тебе, и от сердца своего произнесут слова» (8:8–10). Также и Псалмопевец пишет: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты совершил во дни их, во дни древние» ( Псал. 43:2 ), «что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господню и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил» ( Псал. 77:3–4 ; орав, прор. Иоиля 1:3). Так, у евреев наряду со Священным Писанием сохранялось и Священное Предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Может ли Господь дать человеку милость Свою ради кого-нибудь другого или по заступлению кого-либо другого?   Может. И в св. Писании часто передается, что люди в молитвах своих просили у Господа милости ради других лиц. Моисей молился Богу о еврейском народе так: «да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой... Вспомни Авраама, Исаака и Израиля.... После этой молитвы отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх. 32:11, 13, 14). Также и Соломону Господь говорил, что не карает его «ради Давида», отца его (3 Цар. 11:12—13). Наконец, как передается в кн. прор. Даниила, по молитве и ходатайству Ангела, заступавшегося за Иудеев, им дана милость от Господа (Дан. 10:8—14). Могут ли праведники знать наши нужды?   Конечно, могут и знают. Еще при жизни своей на земле праведники знают, по благодати Божией, много тайного, что грешным людям недоступно.    Когда Гиезий, слуга прор. Елисея, согрешил, догнав исцеленного от проказы Неемана Сириянина и выпросив у него два таланта серебра и две перемены одежд, то Елисей сразу узнал о грехе своего слуги, и, по возвращении последнего, сказал: «разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? ....Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек» (4 Цар 5:26, 27).    О том же прор. Елисее говорится, что во время войны царя Сирийского с Израильтянами он передавал Израильтянам тайные намерения врага. «И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским? И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей.» (4 Цар 6:11, 12).    Также и слепому пр. Ахии Господь открыл, что к нему пришла жена царя Иеровоама (3 Цар 14:4—6).    И Ап. Петр узнал, что Анания и Сапфира согрешили Духу Святому, утаивши часть денег, вырученных от продажи их имущества (Деян. 5:3, 4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Первое открытое столкновение Иеровоама с Соломоном произошло после его брака с дочерью фараона: Иеровоам позволил себе вслух критиковать Соломона за то, что тот едва не проспал утреннее богослужение. В эти дни и произошла встреча Иеровоама с пророком Ахией, предопределившая всю его последующую судьбу. «В то время случилось Иеровоаму выйти из Иерусалима; и встретил его на дороге пророк Ахия Силомлянин, и на нем была новая одежда. На поле их было только двое. И взял Ахия новую одежду, которая была на нем, и разодрал ее на двенадцать частей, и сказал Иеровоаму: возьми себе десять лоскутков, ибо так говорит Господь Бог Израилев: „вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен, а одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима, который Я избрал из всех колен Израилевых. Это за то, что они оставили Меня и стали поклоняться Астарте, божеству Сидонскому, и Хамосу, богу Моавитскому, и Милхому, богу Аммонитскому, и не пошли путями Моими, чтобы делать угодное пред очами Моими и соблюдать уставы Мои и заповеди Мои, подобно Давиду, отцу его. Я не беру всего царства из руки его, но Я оставляю его владыкою на все дни жизни его ради Давида, раба Моего, которого Я избрал, который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои. Но возьму царство из руки сына его и дам тебе из него десять колен; а сыну его дам одно колено, дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицом Моим, в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего. Тебя Я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царем над Израилем; и если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе, и будешь ходить путями Моими, и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид, то Я буду с тобою, и устрою тебе дом верный, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля…“» ( 3Цар. 11:29-38 ). Некоторые комментаторы считают, что эта встреча пророка Ахии и Иеровоама состоялась в дни, когда Соломон праздновал свадьбу с дочерью фараона. Пророк, разъясняют они, был в новой одежде потому, что находился в числе гостей на этой свадьбе. Но Ахия покинул свадебный пир, взбешенный как самим браком царя с иноземкой и языческим характером свадьбы, так и тем, что Соломон, в отличие от своего отца Давида, не желал прислушиваться к советам пророков. В крайне расстроенных чувствах Ахия вышел из города и встретил решившего отправиться в отпуск домой Иеровоама.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Во 2-й книге Паралипоменон для истории Соломона составитель в качестве источников указывает: записи Нафана пророка, пророчество Ахии Силомлянина и видения прозорливца Иоиля (или по другим чтениям Иеддия, Иддо) об Иеровоаме сыне Наватовом. Следовательно, пророчества Ахии Силомлянина не оказывается в истории Соломона по книгам Паралипоменон, но оно есть в книге 8-й Царств; следовательно, общий первоисточник заключал в себе рассказ пророка Ахии об Иеровоаме, и этот рассказ опущен хронистом, потому что он ограничивается историей Иудейского царства и обходит молчанием такие подробности, которые бросают некоторую тень на знаменитейших царей Иерусалима. Опустив рассказ, составитель однако ссылается на его первоначальный источник, опять так же, как это замечено было выше относительно записей Самуила. Что же касается видений Иоиля об Иеровоаме, сыне Наватовом, то из них не вошло ни одной даже незначительной подробности ни в книги Паралипоменон, ни в книги Царств. В 26-й главе ( 2Пар.26:22 ) составитель замечает: «Прочие деяния Озии, первые и последние, описал Исайя, сын Амоса, пророк». В книге пророка Исайи этого описания не находим, следовательно, в данном случае нужно видеть особый исторический труд пророка Исайи, не сохранившийся до нас, и на него важно распространить то же заключение, какое мы сделали о произведениях предшествующих пророков. Вообще все цитаты Паралипоменон необходимо считать заимствованными, может быть, с самыми незначительными исключениями. Свидетельство книг Царств дает подтверждение этому выводу: их составитель, которого нельзя упрекнуть в отвращении к цитатам, не приводит ни одного из упомянутых хронистом отдельных произведений. Вместо записей Нафана, пророка Ахии Силомлянина и видений Иоиля он указывает на книгу дел Соломона. Если бы он действительно имел под руками источники, указанные хронистом, этого никак не могло случиться и на этот раз, и в дальнейшем течении исторического рассказа, где он почти каждое царствование сопровождает ссылками на «летописи царей иудейских и израильских».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

II. Первый период пророческого служения в израильском царстве Библейские сведения о пророческом служении в десятиколенном царстве, при первых царствующих в нём династиях вплоть до вступления на израильский трон Ахава, кратки, отрывочны и скудны. По историческим книгам ветхозаветного канона мы не видим еще той непрерывной и широкой общественной деятельности пророков, какая отмечает следующую эпоху их служения. Но и теперь мы нередко встречаем пророков, безбоязненно держащих знамя своего служения и не преклоняющихся перед мирской силой. Уже теперь можно предвидеть тот характер, какой примет пророческое служение в этом царстве. Пророки и теперь принимают живое участие в обстоятельствах своего времени, стараются руководить царями и указывают им закон, какого они должны держаться, а при уклонениях от него царей возвышают против них свой обличительный голос. Начало пророческого служения в десятиколенном царстве совпадает с самим возникновением последнего. Деятельность первого израильского пророка Ахии стоит на самом рубеже разделения Еврейского царства и первая, известная по Библии ( 3Цар.11:29 ), встреча его с Иеровоамом составляет первый момент пророческого служения, который касается имеющего возникнуть в ближайшем будущем десятиколенного царства. Издавна подготовлявшееся естественным путем разделение одного царства избранного народа Божия совпало, наконец, с планами божественного промышления о наказании дома Давидова через отнятие от него десяти колен ( 3Цар.11:39 ); первоначальное неясное брожение среди народа, недовольного Соломоновым царствованием, созрело в решимость его к восстанию; приискан и глава для восстания, составлен к этому и замысел, и разделение одного народа на две неравные части уже существует внутри его, не обнаруживаясь пока вовне фактически. Скорое отделение десяти колен от дома Давидова уже неминуемо, и тут-то происходит встреча пророка Ахии с Иеровоамом, и пророк по божественному внушению начертывает Иеровоаму план его будущей деятельности в звании царя израильского, которого он должен неуклонно держаться, если желает сохранить за собою царство. На этом основании мы и начинаем свое изображение пророческого служения с первой встречи пророка Ахии с Иеровоамом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

– Хотя писатель книги Паралипоменон ссылается большею частью на те же книги, на которые ссылается и писатель рассматриваемых книг Царств, однако, не на них только, а указывает на новые, о которых не упоминается в книгах Царств под этим заглавием. Так, для истории Соломона он ссылается на писания Нафана пророка, Ахии Силониты и Иоиля видящего ( 2Пар. 9:29 ); для истории царей Иудейского и Израильского, кроме общей «Книги дней словес» их, он указывает еще особенные пророческие писания, содержащие изображение царствования того или другого царя; напр., на подробное описание царствования Ровоамова он указывает «в словесех Самеа пророка и Адда провидящаго» ( 2Пар.12:15 ); ссылка на «словеса Адда» есть при описании царствования Авии ( 2Пар.13:22 ); историю Иосафата Иудейского подробно описал, по указанию книги Паралипоменон, пророк Ииуй, при чем замечается, что он написал книгу царей израилевых ( 2Пар.20:34 ); далее – на подробное описание царствования Озии он указывает в писаниях Исайи, сына Амосова, пророка ( 2Пар.26:22 ); им же описано и царствование Езекии ( 2Пар.32:32 ); царствование Манасии, по его же указанию, подробно описано в «книгах провидящих» ( 2Пар.33:18,19 ). – Отсюда видно, что различные царствования были описаны различными пророками, современниками описываемых ими событий, и сколько можно заключать из сходных мест книг Паралипоменон с книгами Царств, эти записки весьма сходны с книгами царей Иудиных и израилевых, на которые ссылается писатель последних двух книг Царств. – Книга словес Соломоновых так же весьма походила на цитуемые писателем Паралипоменон речи Нафана пророка и Ахии Силониты и Адды провидящего, как это можно заключать из сходства описания царствования Соломона в книгах Царств и Паралипоменон, из коих одни – указывают на первый источник, а другие на последний. – Что эти записки пророков были сходны с книгами словес царей Иудиных и израилевых, это видно еще из того, что и те места книги Паралипоменон, где цитуется одни лишь эти записки пророков, а не книги словес царей Иудиных и израилевых, весьма сходны с теми местами книги Царств, где описываются те же происшествия, с указанием, как на источник на книги словес царей Иудейских и израильских.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВААСА [евр.    ], 3-й израильский царь (ок. 900-877 гг. до Р. Х.), сын Ахии из колена Иссахара, из незнатного рода (1 Цар 16. 2). B. взошел на трон, предательски убив Навата, не успевшего поцарствовать и неск. месяцев, во время сражения с филистимлянами близ г. Гавафон. После этого он уничтожил все семейство Навата и его отца Иеровоама , согласно пророчеству Ахии (3 Цар 14. 10). Хотя в убийстве Навата В. невольно исполнял божественный замысел, он руководствовался эгоистичными мотивами, оставаясь идолопоклонником, как и уничтоженные им предшественники. Прор. Ииуй предостерегал В., что судьба его дома будет подобной Иеровоамову (3 Цар 16. 1-7). Это исполнилось, когда впосл. Замврий , один из его слуг, организовал заговор против сына В. Илы и уничтожил весь его род (3 Цар 16. 9). Эта борьба за трон происходила в Израиле в атмосфере жесткого соперничества между племенными центрами и группами. В течение всего правления В. не затухал приграничный конфликт с иудейским царем Асой , поводом для к-рого послужило построение В. г. Рама в 6 км к северу от Иерусалима (3 Цар 15. 16-17). Город превратился в хорошо укрепленную крепость, что позволило В. препятствовать уходу части населения в юж. царство. Согласно Свящ. Писанию, мн. жители сев. царства приходили в Иерусалим, «дабы приносить жертвы Господу, Богу отцов своих» (2 Пар 11. 13-17; 3 Цар 12. 27), а не поклоняться идолам. Аса с помощью дорогих подарков убедил правителя Дамаска Венадада Бен Хадада нарушить мирный договор с Израилем вторжением в его сев. границы. Перед лицом этой угрозы В. остановил военные действия на юж. границах. Аса немедленно захватил Раму и продвинул границу на неск. километров на север, где использовал строительный материал, оставленный B., для создания собственных укреплений (3 Цар 15.18-22). Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ЗАМВРИЙ (IX в. до Р. Х.), 5-й израильский царь, к-рый пришел к власти вслед. переворота и занимал престол всего 7 дней (3 Цар 16. 9-20)

http://pravenc.ru/text/153789.html

А я предполагаю одно из двух: или врачами названы заговаривающие и волхвующие, или Аса верил только врачам, не имея надежды на Бога. Ибо люди, украшенные благочестием, пользуются врачами, как Божиими служителями, зная, что и врачебное искусство, подобно другим искусствам, дал людям Сам Бог и Он же повелел произрастать травам из земли; знают однако же и то, что искусство врачей ничего не может сделать, когда неугодно сие Богу, но в такой мере имеет силу, в какой благоволит сие Бог . Дом же Иеровоама Бог подверг конечной гибели по предсказанию Ахии силонитянина. Ибо сказано: «Вааса, царь Израильский, изби весь дом Иеровоамлъ и не остави ничтоже от всего дыхания Иеровоамля, дóндеже искорени всех по глаголу Господню, егоже глагола рукою раба своего Ахии силонитскаго» ( 3Цар.15:29 ). Но то же было и с Ваасой, потому что и он возлюбил то же нечестие и беззаконие. Сын его Ила поражен Замврием. Сей же Замврий по бывшему предречению истребил весь дом Ваасы ( 3Цар.16:12 ), но когда народ избрал царем Амврия 15 , осажденный Замврий зажег дом, в котором жил, и, с ним сгорев, кончил жизнь ( 3Цар.16:18 ). И мы научаемся чрез сие, что живущих порочно Владыка Бог карает одних чрез других и одного порочного предает другому, более порочному, употребляя последнего как бы вместо исполнителя казни. Поскольку же иные спрашивают, откуда самаряне ведут сие название свое, то заметим, что нетрудно дознать сие из настоящей истории. Ибо сказано: «купи Амврий гору Семерон у Семира господина ея двема таланты сребра; и созда гору, и нарече имя горе, юже созда, во имя Семира господина горы оныя» ( 3Цар.16:24 ). Так от Семира гора названа Семирон, а от горы – город Самария. Самария же есть город, именуемый ныне Севастиею. В ней имели дом цари десяти колен. А когда десять колен отведены были в плен и земля та сделалась пустою, цари ассирийские переселили в оные города жителей из восточных стран. И они от Самарии стали именоваться самарянами. Сказав сие об Амврии, писатель перешел к колену Иудину и, между прочим, удивляется Иосафату и говорит, что сотворил он правое пред Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Но и этого мало: сам народ за поклонение идолам и за учреждение священных дубрав будет колебаться, как тростник на воде (намек на волнения в народе) и наконец, будет развеян по ту сторону Евфрата. Предсказание о смерти сына Иеровоамова исполнилось в точности: он умер едва лишь мать возвратилась от пророка ( 3Цар.14:1–18 ). В этом обличении пророком Ахией Иеровоама мы видим новое доказательство того, как при религиозном падении Израиля Иегова открывает пророкам все новые случаи к возвещению своей воли. Все священники удалились из страны по влиянию царской власти, но она бессильна запретить обличение хотя бы одному истинному пророку, которому Бог повелевает говорить. Это последнее обличение Иеровоаму должно было быть для него особенно страшным: вызванный им себе божественный приговор шел из уст пророка, возвестившего ему некогда царство, а из исполнения первого возвещения Иеровоам мог заключать о необходимом исполнении и этого приговора. Если он еще мог сомневаться во всяком другом пророческом возвещении, даже в том, которое было запечатлено чудесными знамениями при совершаемом им самим богослужении в Вефиле, то в данном случае сомнение было невозможно. Что наиболее замечательно в речи пр. Ахии, это определенное возвещение наказаний Израилю пленом – и выселение его по ту сторону Евфрата. Преступление Иеровоама, введшего Израиля в грех , должно было по смыслу пророчества навлечь наказание не только на его дом, но и на весь народ, тем более, что и последний не был неповинен в нечестии своего царя: без согласия народа предприятие Иеровоама едва ли имело бы успех. Таким образом, большая часть вины падает и на народ, хотя Иеровоам остается главным виновником и обольстителем народа. Далее, из речи Ахии мы видим и то великое уважение, каким пользовался пророк у царя, который оставляет пророка ненаказанным, – а равно упорство Иеровоама, до того закосневшего в своем нечестии, что пророк не видит возможности улучшений и при преемниках из его дома и возвещает последнему истребление.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010