Сл. 26-е, § 21-й). Кто иногда слушается, а иногда не слушается отца, тот подобен человеку, который к больному своему глазу в одно время прикладывает целебную мазь, а в другое известь: ибо Св. Писание говорит: един созидаяй, а другий разоряяй, что успеет более, токмо труд ( Сир. 34, 23 ). (Сл. 4-е, § 60). Объявляющий всякого змия своему наставнику показывает истинную к нему веру, а кто скрывает что-нибудь, тот еще блуждает по беспутьям (Сл. 4-е, § 46). Как не имеющий путеводителя удобно заблуждает на своем пути, хотя бы и весьма был умен, так и идущий самовластно путем иноческим легко погибает, хотя бы и всю мудрость мира сего знал (Сл. 26-е, § 51). Как корабль, имеющий хорошего кормчего, при помощи Божией, безбедно входит в пристанище, так и душа, имея доброго пастыря, удобно восходит на небо, хотя и много грехов некогда сделала (§ 50-й). От послушания рождается смирение, от смирения же – дар рассудительности (духовной), от рассудительности – дар рассмотрения, а от сего – прозрение. Кто же не пожелает идти добрым путем послушания, видя, что от него проистекают такие блага? сей то великой добродетели и добрый Певец сказал: уготовал еси благостию Твоею, Боже, нищему ( Пс. 67:11 ) послушнику пришествие Твое в сердце его». (Сл. 4-е, 105). Преподобный авва Руф говорил, что живущий в послушании духовному отцу своему получает большую награду, нежели тот, кто по своей воле живет в пустыне отшельников. При этом рассказывал он об одном отце, который видел четыре чина на небе. В первом чине стоял человек, который болен и благодарит Бога; во втором чине человек, который с любовью принимает странных и с терпением служит им; в третьем – отшельник, который живет в пустыне и никого не видит; в четвертом – человек, живущий в послушании духовному отцу своему и повинующийся ему ради Господа. Сей после за послушание свое носил золотую цепь и щит, и имел большую славу в сравнении с другими Я, сказывал старец, спросил своего путеводителя: почему этот меньший имеет большую пред другими славу? Он отвечал мне: страннолюбивый все делает по своей воле; кто живет в пустыне, удалился туда также по своей воле; а сей, живущий в послушании, отказывается от всех своих желаний, и во всем зависит от Бога и отца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

3139 О черном священнице Иякове... – Поздняя традиция отождествляет упоминаемого здесь Иакова со святым Иаковом Галицким, считая последнего учеником преподобного Паисия. Житие Паисия Галицкого не даёт для этого оснований, поскольку чудо со священником Иаковом относится к «допаисиевской» истории иконы. 3145 Цата – украшение в форме полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем, подвешенное к венцу как ожерелье. 3148 ...преосвященном Фотии, митрополите Московском... – Фотий (Грек) был митрополитом Киевским и всея Руси с 1 сентября 1408 г. до своей кончины 8 июля 1431 г., впоследствии был признан святым. 3149 ...сыну своему болшому князю Василию Димитриевичу великое княжение Московское дарова... – Василий Димитриевич (30 сентября 1371 – 28 февраля 1425), сын Димитрия Ивановича Донского, получил великое княжение Московское и Владимирское в 1389 г. после смерти своего отца. 3150 ...другому сыну своему князю Георгию Димитриевичу – Галич, Звенигород, Русу, Вышъгород с волостми и со всеми пошълинами... – Юрий Димитриевич (26 ноября 1374 – 5 июня 1434), сын Димитрия Ивановича Донского, по завещанию своего отца получил в удел Звенигород, Галич, Рузу и Вятку, великий князь Московский (25 апреля 1433 – не позднее 28 сентября 1434 и 31 марта 1434 – 5 июня 1434). 3151 ...третиему сыну своему князю Андрею Димитриевичу – Можаеск... – Андрей Димитриевич (14 августа 1382 – 9 июля 1432), сын Димитрия Ивановича Донского, князь Можайский и Верейский (13891432). 3152 ...четвертому сыну своему князю Петру Димитриевичу – город Дмитров. – Пётр Димитриевич (29 июля 1385 – 10 августа 1428), сын Димитрия Ивановича Донского, после смерти своего отца князь Дмитровский. 3153 Каин. – Рассказ о сыне Адама и Евы Каине, убившем своего брата Авеля, читается в 4-й главе библейской книги Бытия… 3154 ...сродник наш Святополк... – Имеется в виду Святополк Окаянный, убийца своих братьев, святых князей Бориса и Глеба. Сказание о Борисе и Глебе см.: наст, изд., т. 1, с. 328351, 527531. 3156 ...преставися в лето 6897-е месеца майя в 9 день. – Димитрий Иванович Донской скончался 19 мая 1389 (6897) г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первоначальное образование под надзором строгих иноков Симоновского монастыря имело влияние на всю жизнь святителя. Сам неуклонно держась правил церковных и закона христианского в исполнении своих обязанностей, он требовал и от других строгого исполнения своего долга. И неоднократно в его суде над нарушителями сего долга изрекался грозный приговор суда Божия. По сказанию жизнеописателя, ключник святого Ионы Пимен, обличённый в том, что отказал бедной вдове в малой мере мёда для её подкрепления в немощи, в тот же день, по предсказанию святителя, лишился жизни. Другой слуга святого Ионы, которому поручено было раздаяние милостыни бедным, отказавший в подаянии также нищей вдове, за жестокосердие и обман пред святителем, по его обличении, немедленно впал в болезнь и вскоре помер 260 . Достойно замечания, что в том и другом случае строгость суда постигала виновных за недостаток любви. Строгость святителя в отношении к своим подчинённым открывается и из других случаев, известных по современным памятникам. В 1455 году архиепископ Ростовский, Феодосий, по недоразумению, разрешил в навечерие Богоявления Господня, случившееся тогда в Воскресенье, инокам на рыбу, а мирянам на мясо. Святой Иона, узнав о сем, вызвал архиепископа в Москву, созвал других, епископов, и на Соборе полагал лишить его святительского сана за самовольное нарушение церковного правила. Но Великая Княгиня София вступилась за архипастыря Ростовского, и суд был смягчён. Феодосий осудил и отверг нововведение и дал торжественно обещание впредь во всем держаться церковных правил 261 . Епископ Полоцкий Симеон позволил себе в послании к своему митрополиту назвать себя его братом. Святой Иона обличил его неуважение к своему начальнику, «Сам рассуди, – писал первосвятитель к своему епископу, – прилично ли мне писаться братом святейшего Патриарха, когда я имею его на себе рукоположение? Нет! Но он, по любви духовной, может, но не обязан, писаться ко мне, своему сыну и богомольцу, как ему угодно. Так и я могу именовать себя в посланиях вашим братом, но не вы – ко мне» 262 . В области князя Можайского, митрополичий десятинник и дворяне, во время своего объезда, были избиты жителями Вышгорода. Святой Иона, требуя удовлетворения от князя за сию обиду, писал: «я и сам – великий господарь. Спроси своих старых бояр, бывало ли когда при твоих предках такое неуважение к Церкви Божией и к прежде бывшим Святителям? Тебе известно, что и бывший Великим Князь Витовт, и нынешний Король, великий государь, и притом не нашей веры, равно и все князья и паны их веры, оказывают нам честь. Если ты не оборонишь меня, то страшись воздаяния от Бога, а я буду защищаться законом Божиим. Если же в чём виноват мой десятинник, я выдам его тебе без суда, головою, как и прежде поступал» 263 . Здесь требование справедливости, в отношении к обиженным, сливалось с другим не менее справедливым требованием уважения к священному сану Господина обиженных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«В мире скорбни будете, – вещает Господь Своим друзьям, – но дерзайте, (яко) Аз победих мир» ( Ин.16:33 ). Апостолы, полные любви к Господу, внимательно слушали каждое слово Божественного Учителя, настроение у них также было скорбное; не понимая многого из того, что говорил им в прощальной беседе Христос, они ясно чувствовали только одно, что скоро совершится что-то страшное с их Господом и с ними самими, идущими за Ним. А Господь при них же, окончивши с ними прощальную Свою беседу, как Первосвященник, приносящий в жертву Господу не агнца во всесожжение, но Самого Себя, возносит молитву к Богу и Отцу Своему. В Своей первосвященнической молитве Он внушает ученикам Своим, что они, как избранные Отцом Небесным для продолжения Христова дела на земле, во всем должны быть подобны своему Учителю ( Мф.23:8 ). «Все еже о нас смотрение исполнив» (Евхаристическая молитва), наш Спаситель стоит пред последним, самым великим делом, ради которого Он и сошел с небес и соделался совершенным человеком. Поэтому после первосвященнической Своей молитвы Господь живо почувствовал весь ужас ожидавших Его страданий и крестной смерти, душою Его овладела смертельная скорбь ( Мф.26:38 ; Мк.14:34 ). В таком смертельно скорбном настроении Он и входит в Гефсиманский сад со Своими верными Ему учениками. Хочет Он пред Своими страданиями излить Свои чувствования Богу и Отцу Своему. На собезначальное Отцу и Святому Духу Слово Отчее возложено было в предвечном совете Пресвятой Троицы падшего в тление человека воссоздать, сделать его снова причастником Божеской нетленной жизни. «Слово стало плотию» ( Ин.1:14 ), – говорит Иоанн Богослов, – стало обитать с людьми, искони бывшее у Бога Слово «полное благодати и истины» ( Ин.1:14 ). Для соприсносущного Отцу Слова Отчего, конечно, не было нужды обращаться к Отцу Своему с молитвою о том, чтобы миновала Его чаша страданий. Слово как Бог – бесстрастно. Но для спасения человека, впадшего в тление, потребно было, чтобы Отчее Слово приняло на Себя человеческое тело, чтобы во плоти (но безгрешной) первого Адама и совершить это воссоздание. Сын Божий, ипостасно соединившись с человеческим телом, как Богочеловек и исполнил на земле всю волю Божию. Но человеческое тело, которое принял Сын Божий, – Отчее Слово, – как родившееся неизреченным образом от Пренепорочной Девы Марии, не будучи причастно греху, во всем было подобострастно нашему телу, подверженному всяким немощам, и в этом-то теле и должно было Отчему Слову совершить спасение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

38. Напряжённо внимающий своему учителю и руководителю, как Богу, противоречить не может. Кто думает и говорит, что имеет то и другое (т. е. Что он и внимает отцу своему, как Богу, и противоречит), тот да ведает, что находится в заблуждении: ибо не знает, какое расположение к Богу имеют люди Божии. 39. Кто верует, что в руке пастыря его находится его жизнь и смерть, тот никогда не воспротиворечит. Неведение же сего рождает прекословие, причиняющее духовную и вечную смерть. 40. Пока не состоится решение над подсудимым, ему даётся слово самооправдания, говорить судье о том, что наделал; по раскрытии же дел его и произнесении над ним решения судии, он уже ни мало, ни много не противоречит тем, кои наказывают его ( во исполнении приговора). 41. Прежде чем вступит монах в это судилище (покаяния — монастырь) и откроет лежащее на сердце его, может быть можно ему говорить что против, одно по неведению, другое по замышлению скрыть иные свои дела. По открытии же и искренней исповеди своих помыслов, уже нельзя ему никогда противоречит своему по Богу судье и владыке, даже до смерти. Ибо монах, вступивший в сие судилище и в начале обнаживший сокровенности сердца своего, с самых начатков жизни здесь носит, если имеет здравый смысл, убеждение, что он достоин бесчисленных смертей, но верует, что через своё послушание и смирение избавится от всякого мучения и наказания, если, конечно, истинно знает силу таинства сего.  42. Кто неизгладимо сохраняет сие в уме своём, тот никогда не подвигнется сердцем на недолжное, когда его учат, вразумляют и обличают. Ибо впадающий при сем в пагубный грех прекословия и неверия духовному отцу своему и учителю, ещё живой бедственно низводится во глубину ада, и становится жилищем сатаны и всего его нечистого воинства, как непокоривый сын погибели. 43. Умоляю тебя, взявшего на себя иго послушания, часто обращать сие в мысли своей и со всяким старанием подвизаться, чтоб не попасть, как сказано, в ад на муки вечные; но всякий день так молиться тепло Богу и говорить: Боже и Господи всяческих, имеющий власть над всяким дыханием и всякою душою, Един могущий уврачевать меня, услыши моление мое. И во мне бедном гнездящегося змия, наитием всесвятого Духа Твоего, умертвив истреби. Научи и настрой меня, нищего и обнаженного от всякой добродетели, припадать к стопам отца моего, и его святую душу расположи к состраданию и милостивости ко мне. Даруй, Господи, смирение в сердце мое и помыслы, подобающие грешнику, положившему каяться Тебе. Не остави в конец душу, единожды сочетавшую Тебе, Тебя исповедавшую, Тебя вместо всего мира избравшую и всему предпочетшую. Ты ведаешь, Господи, что я желаю спастися, хотя злой обычай мой полагает тому препятствие. Но Тебе, Владыко, возможно все, невозможное для людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

– Итак слова: Вот Я посылаю вестника Моего, и он приготовит путь пред лицем Моим произнесены от лица Иисуса Христа в том смысле, что Он послал Иоанна в пустыне иудейской проповедать крещение покаяния в отпущение грехов. А дальнейшие слова: И вслед затем придет к храму Своему Владыка, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы хотите, Он произносит о Себе, как бы о ком-то другом соответственно обычаю Писаний. Но ни для кого не является сомнительным, что этот Владыка есть Спаситель, Который есть Творец всего и Ангел завета и называется Ангелом великого совета. А другие думают, что слова: Вот Я посылаю вестника Моего и приготовить путь пред лицем Моим сказаны от лица Отца; а следующие затем слова: Вслед за тем придет ко храму Своему Владыка, Которого вы ищете и Ангел завета, Которого вы хотите, эти толкователи относят к Господу Спасителю, как сказанный от лица Бога Отца. А путь Иоанном приготовляется, и тропинки для Бога нашего уравнивает он именно в сердцах верующих, в которых прежде этого Бог не мог ходить вследствие развращения их и неверия. А под храмом разумеется или церковь , или каждый из верующих в церкви. «Устрояйте жилища духовные, священство святое, принося духовные жертвы и удобоприемлемые Богу чрез Христа Иисуса» ( 1Пет.2:5 ). О тех же, которые уверовали, говорится: «Не знаете ли вы, что вы есте храм Божий, и Дух Божий обитает в вас?» ( 1Кор.3:16 ). Слова: Вот Я посылаю вестника Моего Иудеи считают сказанными относительно Илии пророка, а следующие слова: Вслед затем придет ко храму Своему Владыка, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы хотите, они относят к Помазаннику ( λειμμνον), т.е. ко Христу своему, Который по их уверению должен [или: имеет] придти в последнее время. Но я удивляюсь, каким образом исход событий не внушает им познания истины. В самом деле, ведь Владыка [по слову пророка] найдет храм Свой, который [ныне] разрушен до основания, или может быть [они воображают], что пред пришествием Христа он должен быть снова выстроен другим; но тогда что же больше будет делать Он, когда все будет восстановлено другим? Господь наш, изъясняя место Евангелия об Илии в отношении к Иоанну Крестителю, говорит: «Если хотите, он есть Илия, который имеет придти» ( Мф.11:14 ), о котором и здесь тот же пророк, которого мы изъясняем, говорит: «Вот Я посылаю вам Илию пророка, прежде чем наступит день Господа великий и страшный» ( Мал.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

На евтихианстве Леонтий в своих трудах останавливается недолго, конечно, потому что в его время оно едва ли существовало в своем первоначальном виде. Евтихианские принципы усвоило себе и проводило в VI веке севирианство – одна из самых внушительных по числу последователей и своему влиянию на религиозноцерковную жизнь на Востоке сект. Такому своему выдающемуся значению и успехам севирианство было обязано, прежде всего, своему вождю Севиру, ревностнейшему и даровитейшему последователю монофизитства. Твердости убеждений этого мужа, его преданности своему делу отдавал должную справедливость и наш автор, когда говорил: «Он (Севир), горячо противодействуя догмату (Халкидонскому), сам никак не хотел быть осужденным всецерковным Собором ( πανεκκλησω συνδω) " 1076 . Севир был весьма плодовитым писателем, но из его сочинений ничего не сохранилось в цельном виде на греческом языке. Только у писателей, полемизировавших с ним, мы находим более или менее подробные цитаты из его различных книг 1077 . Есть произведения Севира в переводе на сирийский язык, но издание их пока еще осуществлено отчасти 1078 . Печальное положение с литературным наследием Севира является, между прочим, причиной того, что и догматические воззрения его остаются до сих пор не выясненными точно и бесспорно 1079 . Однако для Леонтия Византийского Севир не представляет собой ничего неопределенного. Он с полной уверенностью смотрит ни Севира как на явного еретика и врага Церкви Христовой. Вполне осознавая могучую силу и влияние этого религиозного вождя, Леонтий всегда охотно заводил о нем речь в своих полемических трудах. Некоторые из этих трудов посвящены исключительно обличению Севира и его адептов, например Capita Triginta, Эпилисис. Но что же собственно еретического и угрожающего Православию представляло собой учение Севира? Севир заявил о себе как об ожесточенном противнике Халкидонского собора и его определения о Лице Иисуса Христа. Он считал это определение неслыханной новизной, идущем совершенно вразрез с учением Отцов Церкви, особенно свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

И как Самуил рнавал о будущем ( 1Цар. 10 ; 1Цар. 13 )? Как Ахия знал о том, что далеко от него, как бы присутствуя там ( 3Цар. 14 )? Откуда у этих и других святых людей столь длинные уши и быстрые глаза, которые видят и слышат то, что находится далеко? Не обманывайте себя и не обманывайте других, насмешники. Если и живя на земле святые имели от Бога дар знать о том, что находится далеко от них, то тем более они обладают им сейчас, царствуя на Небе. Иначе пришлось бы сказать, что жизнь святых на земле была бы более блаженной и прекрасной, чем на Небе. Доказательство пятое Христос, Спаситель наш, по Своему Человеческому естеству молится за нас на Небе ко Отцу Своему. Ибо так говорит Апостол: Христос Иисус умер, но и воскрес Он и одесную Бога, он и ходатайствует за нас ( Рим. 8, 34 ). Он говорит также в другом месте: Иисус имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу ( Евр. 7, 24–25 ). Об этом говорит также Иоанн Богослов: Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали.; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наших ( 1Ин. 2, 1–2 ). Если наш глава Христос молится за нас, то что препятствует нам верить, что это делают и члены Его Тела, то есть Божии святые? Так же, как, живя на земле, Божии святые во всем поступали согласно Христу и, сообразуясь с Его волей, следовали Его стопам, так и ныне, на Небе, они еще больше следуют воле Христа, чем на земле. Ибо там нет места спорам и сопротивлению, а есть только премирное согласие с волей Христа. Христос же молится о нас не по Божественному Своему естеству, по которому Он равен Отцу и исполняет просимое, но по Своему Человеческому естеству, по которому Он меньше Отца и достоин быть услышанным. Вы ГОВОРИТЕ: Достаточно одного посредника, Христа, так говорит и Апостол Павел: един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1 Тим. 2, 5–6). ОТВЕЧАЮ: Действительно, по слову Апостола, один посредник Христос. Но что следует за этими словами? Предавший Себя для искупления всех Понимаешь ли разницу в посредничестве? Один посредник Христос в посредничестве искупления и избавления. Но не один в посредничестве прошения и моления. Ибо если один ходатай Христос, единством и отвержением иных ходатаев, то напрасно так часто просит Апостол Павел о молитве тех, кто живет на земле, что изложено в первом доказательстве. Но подробнее об этом расскажем второй части, которую я и начинаю с Божией помощью. Часть II. Камень претыкания и соблазна

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

745 Вениамин (Василий Антонович Благонравов; 1825–1892), епископ Иркутский и Нерчинский, с 1878 г. возведён в сан архиепископа. Право славный миссионер и писатель. 746 Басин И. В. Авторство «Откровенных рассказов странника духовному своему отцу»//Символ=Simvol. P.: Bibl. Slave de Paris, 1992. 27. Июль. С. 167–177. 747 Феодосий (Благонравов, ум. 30 ноября 1880), миссионер, иеромонах, благочинный, а затем казначей Вышенской пустыни. Рукопись о. Михаила была послана к нему для представления на отзыв еп. Феофану, но, пока посылка была в дороге, о. Феодосий умер. 748 Письмо 39. 3 дек. 1880 г.//Письма Вениамина, архиепископа Ир кутского (ум. 1892), к Казанскому архиепископу Владимиру (ум. 1897)/с предисл. и примеч. К. В. Харламповича . М.: Тип. П. П. Рябушинского, 1913. С. 134–135. 750 Откровенные рассказы странника духовному своему отцу: Написанные слышавшим, по убеждению следующего изречения в слове Божием: «Тайну цареву добро есть храните, дела же божии открывати славно»: То вит. XII, 7. 3 е изд., испр. и доп. Казань: Михаило-Арханг. Черемис. монастырь, 1884. – 162 с. 751 Пентковский А. От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника»//Символ=Simvol. P.: Bibl. Slave de Paris, 1992. 27. Июль. С. 137–166. 752 Василий (Гролимунд), иером. Послесловие//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. 5 е изд., доп. P.: YMCA Press, 1989. С. 293–332. 753 Пентковский А. От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника»//Символ=Simvol. P.: Bibl. Slave de Paris, 1992. 27. Июль. С. 137–166. 756 Василий (Гролимунд), иером. Послесловие//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. 5 е изд., доп. P.: YMCA Press, 1989. С. 293–332. 757 Переписка крестьянина самоучки деревенского поэта Максима Васильевича Карасева с патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами, протоиереями, иереями и др. лицами». Ч. 1//ОР РНБ. Ф. 359. Собр. Н. Я. Колобова. 383.1. Читать далее Источник: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, 2016. – 308 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Так – церковь есть религиозный союз. Политическая партия не есть религиозный союз. Церковь имеет догматы, таинства и каноны. Политическая партия не может и не смеет их иметь. Церковь исходит из веры и ею строит дух человека. Политическая партия исходит из соображений государственной целесообразности и хозяйственной пользы и ими направляет внешнее поведение человека. Церковь по установлению своему благодатна: она есть орудие Царства Божия. Политическая партия устанавливается человеческим произволением и есть порождение земной государственности. Церковь ищет перерождения души и духа. Политическая партия ищет легального захвата государственной власти. Церковь не борется силою и понуждением. Политическая партия добивается именно права бороться понуждением и силою. Итак, по самому существу своему и по всему существу своему церковь не может и не должна становиться политической партией и выступать с какой-нибудь партийной программой культурного творчества. Церковь, сливающая или смешивающая себя с какой бы то ни было политической партией, унижает и извращает свою природу, связывая себя с одною партией и ограничивая для других партий доступ к себе, церковь прикровенно становится партийной организацией. Принадлежность к политической партии сама по себе не может быть тем смертным грехом, за который полагается церковное отлучение. Связанность церкви с одною партией делает ее партийной церковью; такая церковь низводит свое представление о Царстве Божием до уровня политической программы и изменяет своей кафоличности; в то же время она придает данной политической партии значение благодатной исключительности и тем сеет величайший соблазн в душах. Подобно этому, Церковь не призвана к светской власти, к ее захвату или подчинению. Церковь и государство взаимно инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению. Государство не может действовать благодатно: установлять догматы, совершать таинства, растить Царство Божие. Церковь не должна брать меча – ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны. Бесспорно, государство выше политической партии так, как родина в целом выше своих частей; но и партия, и государство остаются учреждениями человеческого порядка и земного ранга.

http://azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-kul...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010