Но потом эта Реформация пошла еще более опасным путем. Они стали отрицать святые иконы; отрицая вот эти всякие лжесвятыни, стали отрицать обряды. И в результате протестантизм оказался таким местом – рассадником всех сект. Почти все секты вышли из протестантов. Поэтому Западная церковь – больна, она духовно больна. И прежде всего потому, что они не были в общении со словом Божиим. А Восточная церковь – мы, православные христиане, никогда не расставались со словом Божиим. Никогда! Во-первых, Восточная церковь получила Евангелие на греческом языке, от апостолов. В древности Восточная церковь – это в основном были греко-говорящие люди. Ветхий Завет – это была Септуагинта, греческий перевод. Когда Восточная Церковь , Православная христианская Церковь, распространялась на разные земли, сразу делали переводы Священного Писания. Когда свет Православия пришел в славянский мир, Кирилл и Мефодий, равноапостольные братья, сделали перевод славянской Библии, и наши предки принимали веру с текстом Священного Писания. Когда этот язык устарел, был сделан русский синодальный перевод. То есть мы – народ, который не расстается с Библией . А они кричат, что знают Библию. Они полторы тысячи лет жили без Библии. Вот представьте: человека не кормить, не кормить, а потом дать ему пищу. У него что произойдет? Заворот кишок. А они полторы тысячи лет жили без Библии, потом у них появилась Библия, и у них заворот мозгов произошел, потому что они все ее по-разному стали истолковывать. Все по-разному. Баптисты – по-своему, адвентисты – по-своему, лютеране – по-своему, англикане – по-своему, «свидетели Иеговы» – по-своему. Заворот мозгов, иначе не скажешь. – А вот святые, они как? Католики и православные – и все равно святые. Могут ли православные христиане молиться и взывать к святому католической церкви? – Я понял вопрос. Раскол произошел в 1054 году, и все те святые, которые были в Западной Церкви до раскола, они считаются и нашими святыми. Поэтому у нас в календаре много святых Римских пап: папа Лев, папа Григорий Двоеслов , святитель Антипа Римский… Вот во время Великого Поста мы совершаем Литургию Преждеосвященных Даров, ее составил папа Римский Григорий Двоеслов. И мы их всех почитаем. Все святые Западной Церкви, которые были до 1054 года, у нас признаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ввиду изречений Писания, поучающего: " спроси отца твоего, и он возвестит тебе, - старцев твоих, и они скажут тебе " (Втор. 32:7), также: " приклони ухо твое, и слушай слова мудрых " (Притч. 22:17), и еще: " сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое " (Притч. 3:1), думается мне.., меньшему из всех рабов Божиих, что с помощью Божией будет очень не бесполезно, если я изложу письменно то, что благоговейно принято мною от Святых отцов... Приступлю же к этому во имя Божие, и запишу завещанное мне предками предание, не с заносчивостью какого-нибудь сочинителя, а скорее с точностью верного переписчика... Два источника православной догматики Часто со всеусердием и величайшим вниманием обращался я к весьма многим украшенным святостью и даром учения мужам с вопросом: каким бы образом удобнее было мне, идя верным, как бы царственным, и прямым путем, отличать истину вселенской веры от лживости еретических уклонений, и всегда все давали мне почти слово в слово такого рода ответ: если кто, я ли, другой ли всякий, хочет избежать еретической лжи и пребыть в здравой вере здравым и невредимым, то должен, с помощью Божией, двояким образом оградить свою веру: во-первых, авторитетом Священного Писания, а во-вторых, преданием Вселенской церкви. Часто со всеусердием и величайшим вниманием обращался я к весьма многим украшенным святостью и даром учения мужам с вопросом: каким бы образом удобнее Но может быть спросит кто-нибудь, если писанное слово Божие свято, всесовершенно и всегда вполне вразумительно при снесении одних мест его с другими, то какая же надобность присоединять к нему еще авторитет церковного его разумения? - Та надобность, что Священное Писание, по самой его возвышенности, не все понимают в одном и том же смысле, но один толкует его изречения так, другой иначе, так что почти сколько голов, столько же, повидимому, можно извлечь из него и смыслов. По-своему объясняет его Новациан, по-своему Савеллий, по-своему Донат, Арий, Евномий, Македоний, по-своему Фотин, Аполлинарий, Прискиллиан, Иовиниан, Пелагий, Целестий, по-своему, наконец, Несторий. А потому-то и совершенно необходимо, при таком множестве бесчисленно разнообразных изворотов заблуждения, направлять нить толкования пророческих и апостольских Писаний по норме церковного и вселенского их понимания. Признаки истинного предания

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/110/...

Епископ Григорий прочитал: «Итак мы представим и из богодухновенного писания и из известных наших отцов ясные свидетельства в пользу рассмотренного и исследованного нами учения, говорящие согласно с нами и подтверждающие наше благочестивое стремление. Изследовавший их не будет противоречить нам, а кто не знает их, тот пусть поучится и примет их, потому что они от Бога. И во первых (мы приведем) изречения божественного (писания), где говорится: Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися ( Иоан. 4, 24 ), и еще: Бога никтоже виде нигдеже (Иоан. И, 18), и: ни гласа Его (нигдеже) слышасте, ни видения Его видесте ( Иоан. 5, 37 ) и где также называются блаженными не видевшие Бога, но верующие в Него (Иан. 20, 29). Диакон Епифаний прочитал: «Пусть никто не удивляется тому, что некоторые, стремясь исказить, по своему усмотрению, правильное учение, пользуются при этом словами писания. Даже и ересеначальники поводы к своему заблуждению собирают в богодухновенном писании; своими нечестивыми рассуждениями они искажают то, что правильно изречено Духом Святым. Это провозгласил и Петр, эта высшая труба апостольская; он говорит: яже ненаучени и неутверждени развращают ( 2Пет. 3, 10 ) по своему желанию; потому что еретикам свойственно искажать, по своему желанию, смысл истинных и божественных догматов. Так изречение: Господь созда мя (стяжа мя) начало путей Своих в дела Своя ( Притч. 8, 22 ), святые отцы обыкновенно принимают (в объяснение) домостроительства воплощения Христова, а Арий, Евномий и их приверженцы принимали его в объяснение высшего божественного рождения и потому уклонились от истинного смысла. Также и Аполлинарий, дурно понявши смысл в евангельском изречении: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий ( Иоан. 3, 13 ), впал в непристойность, говоря, что Бог с неба сошел с плотию, которую Он имел и на небе, как предвечную и консубстанциональную Себе. Исказил он по своему усмотрению и апостольское изречение, которое говорит: вторый человек Господь с небесе ( 1Кор. 15, 47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

преподобный Максим Исповедник 3. Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия 1. Един есть Бог, – безначальный, непостижимый, всю всецело имеющий силу быть (сый), всякую совершенно мысль исключающий о " когда» и " как» есть, как для всех недоступный и никакой тварью непознаваемый в естестве Своем. 2. Все сущее называется домыслимым, познаваемым, – таким, – познанию о чем имеются доказательные начала. Бог же именуется недомыслимым, но из домыслимого, познаваемого веруется, что Он есть. 3. Познания сотворенных вещей имеют в доказательство свое, собственные основания естественным путем получаемые, которыми естественно и определяются. Бог же по основаниям в сих вещах находящимся, только веруется, что Он есть, давая благочестивым исповедание и веру в то, что Он есть, твердейшую всякого доказательства. Вера есть истинное познание, имеющее недоказываемые начала, будучи удостоверением в вещах, превышающих ум и слово, 4. Бог есть начало, средина и конец всего сущего: начало, как Творец, средина, как Промыслитель, конец, как Завершитель, ибо, как говорит Писание, «из Того, и Тем и в Нем всяческая» ( Рим. 11, 36 ). 5. Нет души, боле досточестной, чем та, которая по естеству разумна. Бог, яко благой, создавая всякую душу по образу Своему, приводит ее в бытие самодвижной, – (свободной). – Потом каждая по произволению своему или честь избирает, или бесчестие наживает, произвольно, делами своими. 6. Бог, как написано, есть солнце правды ( Малах. 4, 2 ), всех равно осиявающее лучами благости Своей. Душа же, по настроению своему, обыкновенно бывает или воском, как Боголюбивая, или грязью, как веществолюбивая. Как грязь по естеству своему солнцем иссушается, а воск естественно им умягчается: так и всякая душа веществолюбивая и мipoлюбubaя, приемля от Бога внушения вразумительные и по настроению своему отревая их, жестеет, как грязь, и сама себя подобно Фараону, ввергает в пагубу; всякая же Боголюбивая душа при этом умягчается, как воск и восприемля отпечатления образов Божественных вещей делается в духе жилищем Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Вопросим еще: для какой цели даровал Господь Бог бытие человеку? Для той, чтобы человек служил ему яко тварь Творцу своему, как добрый и верный раб Господу своему. Но, увы, человек изменил своему священному долгу и вместо того, чтобы служить Всеправедному Богу истиной и правдой, стал служить дьяволу ложью и обманами; вместо того, чтобы служить Пресвятому Богу святостью и чистотою мыслей и деяний, стал служить духу нечистому разными нечистыми и непотребными делами – гордостью, завистью, невоздержанием; вместо того, чтобы угождать и служить Богу, иже есть любы и Благость, любовью и милостыней, люди стали угождать духу злобы – злобой и скупостью и немилосердием. Но благословен Господь Бог, в Троице покланяемый! Он не попустил, чтобы человек навсегда оставался в рабстве греха и дьявола. Как древле Он послал Моисея извести Израильтян из Египта и освободить от рабства Фараона, так в кончину веков послал Он Единородного Сына своего в мир, дабы род человеческий спасти от плена и работы вражьей. Слово плоть бысть; Бог явился во плоти; Сын Божий вочеловечился, да разрушит дела диавола, и да научит нас вседушно служить Богу Отцу Небесному, научит и словом своим и примером. Созерцая и уже вкушая сии и иные многие плоды пришествия в мир Христа Сына Божия и Его воплощения, что сотворим мы, Христиане? Во-первых, благословим и возблагодарим Пресвятую Единосущную и Животворящую Троицу – Отца и Сына и Св. Духа. Отца, так возлюбившего мир, что послал Сына Своего, дабы спасти его; благословим Сына, который из послушания к Отцу Своему и из любви к нам грешным благоволил снити с Небес и вочеловечиться от Пресвятой Девы; Духа Св. наитием и содействием которого совершилось неизреченное воплощение Бога–Слова. Во-вторых, будем и сами себя спасать от того, от чего пришел спасти нас Единородный Сын Божий. Пришел Он восстановить в нас образ Божий, по коему созданы: станем же удаляться от того, чем к великому унижению своему можем уподобляться бессмысленным животным. От чего? От невоздержания, от гнева, от злобы, от пресыщения и пр. Воплотился Сын Божий для того, чтобы избавить нас от рабства греху и дьяволу . Перестанем же любить грех и греховные действия, душою ли или плотью они совершаются; станем противиться всею силою дьяволу и страстям, коими он воюет на нас и не редко одолевает. Христос рождается; Христос с Небес! Странное, чудное и несказанное сие рождество видя, устранимся мира, ум на Небеса преложше сего бо ради Высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к Высоте. Тому Христу Родшемуся и Его Пречистой Матери, вопиющая Аллилуйя! Аминь. Поучение 26

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Начальствующий бес стал опять повторять своему подчиненному приказание войти в монаха, но в это время монах усилил свою молитву ко Господу и Царице Небесной, чтоб не попущено было врагу обладать им. Бес опять подошел к нему, стал его дергать, мучить и усиливался войти в него. Монах продолжал чтение акафиста. На вопрос начальствующего беса к подчиненному, почему он медлит войти в монаха, бес отвечал, что пламенная струя, исходящая из уст монаха, опаляет его. Тогда начальствующий бес повелел дать подчиненному своему несколько ударов и вновь повелительно приказал, чтоб подчиненный его вошел в монаха. Опять подошел бес к монаху и сказал своему повелителю: «Не могу войти, пламень выходит из уст монаха от призывания им противного нам имени». Тогда начальствующий бес с великим упреком сказал своему подчиненному: «Я тебе говорил: “Не доводи его до бесчувственного состояния, ибо монахи имеют обычай после этого сознавать свою немощь и призывают в помощь Распятого”. Если б он тогда-то (указав на время) не упился, то не вздумал бы повторять этих ненавистных нам слов». После чего повелел умножить удары подчиненному своему. В это самое время раздался звон колокола на правило, и бесы, попирая один другого, бросились вон из келлии, от чего произошло сотрясение столь сильное, что монах упал на пол с кровати. Отдохнувши от этого истязания, отправился к утрене, исповедал все духовнику, после чего старался быть воздержнее. Матерь утешения Под день праздника Покрова Пресвятой Богородицы один из иеромонахов обители нашей был тяжко болен. Пред началом бдения к нему вошел духовник, коему он выразил свою скорбь, что он нисколько не может участвовать в богослужении. Духовник, уходя от него, сказал ему: «Я иду в соборный храм святого великомученика Пантелеймона для принесения из оного части Животворящего Древа и главы святого великомученика Пантелеймона в наш Покровский храм (что делается ежегодно на праздник этот)». Когда духовник ушел, иеромонах стал молиться Божией Матери сими словами: «Вот глава святого великомученика Пантелеймона, а с нею и сам он невидимо для нас будет присутствовать в храме Твоем, Владычица; быть может, помолится и за нас, чад своих, собранных им в свою святую обитель».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Желаешь ли ты, о монах, чтобы Иисус взирал на тебя любящим оком, чтобы любила тебя Матерь Иисусова и утешала тебя Их благодать? Сердцем сокрушенным молись ко Христу своему, то есть молись из сердца до боли. Желаешь ли ты, о монах, чтобы неизъяснимым образом тебе явился Христос и чтобы явилась тебе Матерь Божия, Владычица Ангелов, Царица Архангелов, Радость всех святых, благолепие, украшение и благоухание рая? Умно и непрестанно молись ко Христу своему из сердца до боли. Желаешь ли ты, о монах, чтобы душа твоя была привлечена прекрасным видением Иисуса и Всенепорочной Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, Богоотроковицы и Невесты Неневестной? Умно и непрестанно молись ко Христу своему из сердца до боли. Желаешь ли, наконец, ты, о монах, чтобы при взоре на святую икону Христа и Божией Матери очи твои проливали теплейшие слезы? Умно и непрестанно молись ко Христу своему из сердца до боли. Аминь. Сладчайшее видение об этой книге бывшее писателю после того, как он при содействии благодати Божией написал ее Как-то я встал в полунощное время, чтобы совершить по четкам последование ко Святому Причащению, дабы после «Честнейшей» начать приготовления к Литургии 288 . Вечером предшествующего дня я подъял чрезвычайный телесный труд, после которого, потому что понуждал до боли свое сердце к молитве, лишился не только телесных сил, но и душевных. По этой причине я не смог даже поужинать и лег спать голодным и уставшим. Итак, когда в полночь я восстал от сна, слабость моего сердца и тела еще не прошла. То есть грудь моя еще не оправилась от боли, которую получила от понуждения молитвы, и тело не отдохнуло от прежних огромных трудов. Поэтому я, будучи не в силах стоять, по своему обычаю, сел лицом на восток. Сидя так, я, по причине, о которой сказал выше, занимался молитвой без сильного понуждения, однако не без боли в груди и тяже-лых сердечных воздыханий. Но, болезнуя, я часто воздыхал из глубины себя, вспоминая об изобретательной злобе демонов, о своем собственном недостоинстве и о всех своих остальных долгах, по причине которых я каждый день являюсь пред Богом должником, но не оплачиваю своих долгов так, как нужно.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/trezve...

И утром, на другой день, в воскресенье, поехал князь великий в славный город Москву. Как въехал он на мост, вновь наведенный (тогда у великого князя в повозке в оглоблях были впряжены четыре коня вороных), и как кони на мост вступили, тогда мост обломился, повозку же великого князя дети боярские удержали, а гужи у коней обрезали. И вернулся оттуда князь великий, досадуя на городовых приказчиков, но опалы на них не положил. Поехал князь великий на паром под Дорогомилово и въехал в славный свой город Москву через Боровицкие ворота, и внесли его в спальные покои. В тот же день приехал к великому князю брат его князь Андрей Иванович. И стал князь великий держать совет с боярами, а бояре у него тогда были: князь Василий Васильевич Шуйский, Михаил Юрьевич, Михаил Семенович Воронцов, казначей Петр Иванович Головин, и дворецкий его тверской Иван Юрьевич Шигона, и дьяк его Меньшой Путятин, и Федор Мишурин. И призвал их к себе великий князь и стал говорить о своем сыне, о князе Иване, и о своем великом княжении, и о своей духовной грамоте, и о том, как управлять царством после него, ибо сын его мал, только трех лет, на четвертый пошло. И тогда князь великий приказал писать духовную свою грамоту дьяку своему Григорию Никитичу Меньшому Путятину, а в товарищах у него велел быть дьяку своему Федору Мишурину. Тогда же князь великий добавил к себе в думу для совета о духовной грамоте своих бояр – князя Ивана Васильевича Шуйского и князя Михаила Васильевича Тучкова; и князя Михаила Львовича Глинского прибавил, поговоря с боярами, потому что он в родстве с ним через жену свою, великую княгиню Елену. И тогда же вскоре приехал в Москву к великому князю брат его князь Юрий Иванович. И начал с этими боярами совещаться князь великий и наказы давать: и о сыне своем великом князе Иване, и о великой княгине Елене, и о своем сыне князе Юрии Васильевиче, и о своей духовной грамоте. И начал совещаться великий князь с отцом своим, митрополитом Даниилом, и с владыкою коломенским Вассианом, и со старцем своим Мисаилом Сукиным, и с отцом своим духовным Алексеем-протопопом о том, чтобы принять ему иноческий сан, ибо давно уже думал он о монашестве. И, когда еще был на Волоке, князь великий приказал старцу своему Мисаилу Сукину и отцу своему духовному Алексею: «Смотрите, старец Мисаил и протопоп Алексей, чтобы не случилось так, что вам меня в мирском платье придется в гроб положить. Даже если бы я был здоров, то и тогда сокровенное мое помышление и желание – постричься в иноки». И на Волоке уже князь великий велел старцу своему Мисаилу приготовить для него платье монашеское. Когда же он ехал к Москве, то по дороге призвал к себе дворецкого своего тверского Ивана Юрьевича Шигону и дьяка своего Меньшого Путятина, и начал им свой завет наказывать – о пострижении его, чтобы не положили его в гроб в мирском платье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти фабриканты церковные двояко виноваты: и тем, что берутся за дело, к которому не призваны и способов не имеют, и тем, что не трудятся увидеть истинную Церковь Божию, которая по неложному обетованию Божию должна быть на земле до скончания века, или нарочно искривляют глаза свои, чтоб не видеть ее, когда она стоит воочию их. Этот труд искания и обретения истинной Церкви был бы достоин похвалы; а этот труд – фабрикования церкви – смеха достоин. Тот спасителен, а этот в пагубу ведет и фабрикующего и увлекающихся вслед его... Папа изменил многие догматы, все таинства перепортил, расслабил правила церковного руководства и исправления нравов, и все пошло не по намерению Господа – хуже и хуже. Потом явился Лютер – умный человек, но своенравный. Папа, говорит, изменяет все, что вздумает, почему же мне не изменять?! И начал все строить и перестраивать по-своему, и учредил таким образом новую веру – лютеранскую, далеко не похожую на ту, которая Господом заповедана и святыми апостолами нам предана. После Лютера выступили философы. – Вот, говорят, Лютер завел у себя новую веру, хоть из Евангелия, будто, но по своему уму. Почему же нам и помимо Евангелия не составить учение по одному своему уму? – И начали умствовать и гадать – и о Боге, и о мире, и о человеке – всякий по-своему, и наделали столько учений, что голова помутится от одного перечисления их. И стало у них теперь: веруй как вздумаешь, живи как хочешь, наслаждайся, чем душе твоей угодно. – Широко у них: все преграды разметаны. Но путь сей широкий ведет в пагубу, как Господь сказал. – Вот куда завело послабление в учении!.. Ни у папистов, ни у протестантов, ни у англичан... нет истины Божией, – настоящей, чистой, полной. Она пребывает в единой истинной Церкви православной. То правда, что сами они в обольщении думают, что обладают истиной, но истина далека от них. Паписты первые отпали от истины, но думают, что они-то и удерживают ее. Протестанты обличили несостоятельность папистов во многом, но сами не попали на истину, а еще дальше отбежали от нее, построив свою новую веру, и по своему суемудрию, а не по истине Божией, думать же и они думают, подобно папистам, что напали на истину, которой чуждыми сочли папистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Многие из христиан и верующих по слабости человеческой и малодушию своему, особенно в скорбях и болезнях, имеют обычай нередко говорить: «Забыл меня Бог или нас». Вот святой Давид за это и упрекает нас псаломскими словами: Ужели Бог забудет оказывать милость? Или удержит Свои щедроты во гневе Своем? ( Пс. 76, 10 ). Слова эти показывают, что Господь изливает щедроты Свои на создание Свое не только тогда, когда люди ведут себя как следует, но и тогда, когда они прогневляют Господа, как сказано в Евангелии, что Всеблагий Господь по Милосердию Своему повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф. 5, 45 ). Сам Господь через другого пророка глаголет к созданию Своему: скорее женщина забудет грудное дитя свое… Я же не забуду тебя ( Ис. 49, 15 ). Ошибка и заблуждение человечества происходят оттого, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь, по благости Своей и милосердию Своему, хочет даровать нам вечное блаженство на небе, в Царствии Небесном, а мы, по слепоте своей, более желаем, ищем счастья и благополучия временного, на земле. Вот Господь по благости Своей и по любви к роду человеческому и вразумляет нас разными скорбями, и болезнями, и другими бедствиями, как свидетельствует апостол: Ибо Господь, кого любит, того нака зывает; бьет же всякого сына, которого принимает... Если же остаетесь без наказания… то вы незаконные дети, а не сыны ( Евр. 12, 6, 8 ). Немало между нами и таких, которые хотят и вечное блаженство получить в Царствии Небесном, и вместе желают и временное иметь счастье и полное благополучие. Но это невозможно, как объявляется в Слове Божием, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное ( Деян. 14, 22 ) и что наследие со Христом получают только те, которые Христа ради на земле переносят различные скорби и страдания, как свидетельствует апостол: «Аще с Ним, т.е. со Христом, страждем, то с Ним и прославимся» 156 . Когда же в скорбях наших и болезнях будем малодушествовать и роптать на Бога, и на людей, и на участь свою, в таком случае не прославимся, но и осудимся. Постараемся же исправиться хотя не делами, то, по крайней мере, душевным и мысленным расположением, как говорит Иоанн Лествичник : «Не постихся, ни бдех, ни на земли лежах, но смирихся и спасе мя Господь». И другой святой, Исаак Сирин , говорит: «Смирение и без дел прощает многие согрешения, а дела без смирения бесполезны» (прп. Амвросий, 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010