исполняющих определенную церковную службу (διαχοναν τιν, γουν υπηρεσιαν), как это видно из слова διαχονεν (служить), употребленного в тексте правила Относительно всех таких служителей церкви, правило постановляет, что они должны подчиняться своему епископу, когда последний, ради важных нужд церкви, пожелает произвести их в высшее достоинство, т.е. возвести из одной степени на другую высшую. Если же кто-либо из церковнослужителей воспротивится этому и не пожелает подчиниться своему епископу, быть может по той причине, что на занимаемой степени ему выгоднее находиться, вследствие больших денежных доходов, или по нежеланию принять на себя больший труд, в таком случае правило предписываете лишить таковых и той службы, какую исполняли они, находясь на прежней степени (εν κενω τψ βαθμ). В правиле сказано, что так нужно наказать церковнослужителей, не пожелающих повиноваться своему епископу, когда тот пожелает произвести их в высшие степени ради важных потребностей своих церквей (δια τινας αναγκαστικ; ατιας των εκκλησιν αυτν). А если такой важной нужды нет? И в таком случае епископ, на основании установленного церковного порядка (κατ την κκλησιαστικν τζιν, secundum ordinem ecclesiasticun), имеет полное право возводить своих клириков на высшие степени, хотя бы они того и не хотели Относительно епископов было установлено еще Апостольским правилом, что всегда должно быть точно обозначено, что составляет их частную собственность и что церковную; при этом, насколько свободно они могут располагать по желанию своим частным имуществом, настолько они должны охранять имущество церковное, всегда памятуя, что за ними наблюдает Бог (Ап. 40, а также ср. и антиох. 24). Но и в этой частной собственности епископа нужно различать то, что он приобрел во время своей службы, как епископ, от того, что он приобрел независимо от этой службы. Этим последним имуществом, приобретенным по наследству или другим каким-нибудь частным, но законным образом, епископ мог располагать по своему усмотрению; тем же, которое он приобрел от доходов своей церковной службы, он не может распоряжаться по своему желанию, но обязан передать его в церковь при жизни или после смерти Все, что было установлено в этом отношении для епископов, распространено данным карфагенским правилом и на все духовенство, находившееся на службе в церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Если же одна или несколько частей утрачивают чистоту веры, то Церковь не раздробляется от этого, а только уменьшается в своем объеме, оставаясь по прежнему единой. Церковь Святая. Отречение от Церкви нераскаянных грешников. –Церковь – свята и по своему началу, так как создана Самим Спасителем ( Еф. 2:19–21 ), и по своему назначению, так как цель ее – освящение верующих ( Еф. 5:25–27 ; Кол. 1:22 ; Тит. 3:14 ), и по своему устройству, так как Глава ее – Сам Господь Иисус Христос, в ней всегда пребывает Всесвятой Дух со всеми освящающими нас благодатными дарами ( Рим. 8:14–17 ), она имеет освященную от Господа иерархию, – пастырей и учителей, преподающих святое учение и совершающих святые таинства ( Еф. 4:12; 5:26 ; Ин. 17:17–19 ). Согрешающие, но очищающие себя покаянием – не препятствуют Церкви быть святою, подобно тому, как красоте дерева не препятствуют некоторые листья, не совсем распустившиеся или поблекшие. Сам Господь в одной из притчей сравнивает Свою Церковь с полем, на котором до «времени жатвы, вместе с пшеницей произрастают и плевелы. Цель Церкви этим нисколько не нарушается, ибо она в том и состоит, чтобы освящать грешных людей, почему и установлено в Церкви, между прочим, таинство покаяния, а грешники нераскаянные, неисправимые отсекаются от Церкви, как омертвевшие члены отрезаются от тела или как засохшая ветвь срубается с дерева. Отсечение грешников от Церкви совершается или невидимым действием суда Божия ( 2Тим. 2:19 ), или видимым действием церковной власти ( 1Кор. 5:13 ). 29 Церковь Соборная. – Церковь называется Соборною или, что тоже, – Кафолическою или Вселенскою, потому, что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом; но заключает в себе истинно-верующих всех мест, времен и народов ( Мф. 28:19 ; Кол. 3:11 ). Церковь по объему своему охватывает не только землю, но и небо, а равно и тех, кто «пребывает в преисподней». Указывая Божественную славу Искупителя, ап. Павел говорит: «об имени Иисусове всякое колено поклонится; небесных, земных и преисподних» ( Флп. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Житие Варлаама Важского: «Смирениемъ же и повиновениемъ всх преодолваше. Сего ради мняшеся быти яко единъ отъ убогихъ, а не яко начальникъ месту сему и властелинъ великому Новуграду» (ЖВВ, с. 18). Житие Антония Сийского: «Обртает же ся образомъ смиренъ и длом, яко не зная кому узрти преподобнаго Антониа, не мнти имат его игумена суща и начялника святому мсту, но яко единого от послднейшей братии» (ЖАС, с. 278). 6) Тема аскетических подвигов. Она выражена в Житии Варлаама Важского не самой распространённой в агиографии формулой «телу своему враг». Тем не менее, она является ёмким выражением темы аскетических подвигов, обязательной в житиях преподобных. В Житии Антония Сийского присутствует вариант той же формулы. Житие Варлаама Важского: «На всякъ день подвизался, тлу своему врагъ бываше» (ЖВВ, с. 18 Житие Антония Сийского: «И сего ради паче всего на земныя труды упражняшеся, сице многими времяны и плоти своей видимый враг бываше, поминая апостольское слово: „Егда тломъ немощьствую, тогда духомъ силенъ есмь“» (ЖАС, с. 255). Как видим, в Житии Антония Сийского формула, использованная в Житии Варлаама Важского, дополнена одной из двух формул, которые, по наблюдениям Т.Р. Руди, наиболее часто используются в житиях при описании аскезы 534 . Тема аскетических подвигов связана в Житии Варлаама Важского с темой верности Христу: «...не солга бо блаженный яко врный Христовъ рабъ. Якоже бо великъ бяше преже приятия иноческаго пребывания въ добрыхъ дтелх, сице наипаче и по приятии ангельскаго подобия показовашеся врен во исправлении Владыц своему, на всякъ день подвизаяся, тлу своему врагъ бываше. Не даяше бо покоя себ, врагу противляяся на всякъ часъ» (ЖВВ, с. 18). Как правило, в житиях преподобных тема верности Христу охватывает всё житийное повествование, потому что вся жизнь подвижника является выражением этой верности. Однако иногда агиографы уделяют ей особое внимание. В иноческих житиях она может возникать в связи с темой принятия подвижником монашеского пострига, и аскетическими подвигами в монастыре, где был совершён постриг. Так, в Житии Антония Сийского эта тема трактуется как верность промыслу Божию, позволившему Антонию учиться монашеской жизни у великого подвижника, игумена Пахомия, который, постригши Антония в монахи, оставил его на обучение у себя. Антоний, имея перед глазами такой пример и такие возможности для обучения, зажигается стремлением ему подражать: «Преподобный же Антоние не солга Божию смотрению никакоже» (ЖАС, с. 253). Появление темы верности Христу в Житии Варлаама Важского объясняется, очевидно, необходимостью представить его жизнь в миру и после принятия пострига, как единый по своей сути подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приди, господин и отец, дабы чад своих научить страху Божьему, покажешь ты нам добрый пут спасения и предложишь великое смирение желающим жить по твоей набожности, дабы и мы, чада твои, возвеличивали Господа с тобой, удостоит нас Господь твоими светлыми молитвами, дабы последовали твоими святыми стопами. Ибо ты трудился на апостольском созидании, кладя основы святой Христовой вере; ради того примешь большую награду от Христа, раздающего дары каждому по трудам. Приди, пастырь добрый Богом дарованного тебе стада, приди и заколи себя за нас, подобно Владыке своему, начальнику пастырей, Христу, дабы стать примером стаду своему и источать ароматное миро для тех, кто с верой припадает к раке с твоими мощами. Приди, свет Божий, горящий благодатью Божьей и светящийся Духом святым. Владыка твой Христос ждет тебя, дабы ты принес ему плод доброй земли, твою непорочную душу, которую ты очистишь строгим воздержанием и великим смирением и принесешь ее Христу как непорочный дар. Приди, зрак мудрого востока; свершились пророчества пророков и сбылись все божественные дела, и все пророки встали до Иоанна, и теперь царство небесное ждет всех, кто любит Бога. Потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего ( Рим.10:4 ), пришел он на краю времени и свершил каждое желание отцовское, по своему неизъяснимому милосердию приклонился и снизошел до образа нашего, богатый милостью смотрит он на твою смиренность и дает тебе силы, дабы, придя на Святую Гору, получил ты царство небесное. Силой оно добывается, господин мой крепко любимый, вселяющиеся в него, хватают то царство. Ибо земля, ненапоенная с высших высей, распадается и вопиит к Творцу своему, дабы дал ей дождь в свое время, ранний и поздний ( Втор.11:14 ), да взойдет посеянное в ней семя, и сама земля напоенная возвеселит лицо свое. Ибо, святой господин, отец мой, то, что было сокрыто от первых родов, в последние лета откроет тебе даритель света, Христос, как добрую ризницу, дабы напоил паству свою благоверием и обогатил себя небесными дарами, возвеселил чад твоих Богом данной тебе благодатью и полил их миром благоуханным.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Ссылки на первенствующих христиан, совсем, будто бы, отчуждавшихся от своей Родины и избегавших служения своему народу, нисколько же не доказывают правоты воззрения гр. Толстого. Напротив, эти христиане и в эпоху гонений на них содействовали благу своего народа и своей Родины, как могли. 1384 Отрекались же иногда они только от такой государственно-общественной службы, которая то в одних, то в других отношениях была связана с оскорблением и поруганием их религиозных верований. Когда во время пыток и истязаний грозили им изгнанием из отечества, ссылкой в чужие края, они действительно высказывали иногда, что изгнание не существует для того, кто имеет Бога в своем сердце, ибо Господня земля и сущее на ней, и что для них истинное отечество на небе. Однако, странно было бы заключать из этого, будто бы первенствующие христиане были совершенно равнодушны к своей земной Родине и к своему народу. Учение о том, что земля временное для вас пристанище, есть общехристианское учение. Между тем, Сам основатель христианской религии, Христос. любил Свою по человечеству Родину и Свой по Его человечеству же народ и даже плакал в виду бедствий, имевших разразиться над ними. В словах христианских мучеников, что для них не на земле настоящее отечество и что для них повсюду Родина своего рода, выражалась, конечно, только та мысль, что потерять Родину и быть удалену от своего народа за христианские убеждения не значит еще быть в таком несчастии, с которым для человека все потеряно и которое должно повергать его в отчаяние. Находясь и в изгнании, христианин, с другой стороны, не лишался же возможности любить преимущественно свою Родину и свой народ и выражать свою любовь к ним добрым словом и молитвою за них. Разве могут противники патриотизма доказать, что гонимые первенствующие христиане не делали ничего такого? Если бы они вздумали сделать это, то исторические факты оказались бы не на стороне их, а против них. Обращаясь к наиболее авторитетным церковным писателям первых веков христианства, мы не найдем и у них какого-либо порицания и отвержения того, что есть в патриотизме естественного и прекрасного. Любовь к Родине и к своему народу не только признается, как факт, но одобряется и ими, поскольку им приходилось касаться её в своих творениях. Так, например, св. Климент, епископ римский, говорит одобрительно о любви к Родине и к родному народу, указывая в особенности на наиболее доблестные примеры проявления её. «Многие цари и вожди, замечает он, предавали себя во время моровой язвы на смерть, чтобы своей кровью спасти граждан. Многие удалялись из своих городов, чтобы прекратилось возмущение в них. Блаженная Иудифь, во время осады города, испросила позволение у старейшин пойти в стан иноплеменников. И пошла она, подвергая себя опасности из любви к своему отечеству и осажденному народу, и Господь предал Олоферна в руки женщины. Не меньшей опасности подвергла себя совершенная по вере Есфирь, дабы избавить от предстоявшей погибели двенадцать колен израилевых. 1385

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

И нет ничего удивительного в том, что эта поэма святого Григория, как лица столь интересного по своему глубокому и многостороннему образованию и столь важного по своему общественному положению среди современников своих, лица, так сказать, самой судьбой возведенного в герои своей жизни, во многих отношениях необыкновенной и всецело поучительной, – что названная поэма его легла в основу всех позднейших исторических и библиографических о нем исследований, начиная с жизнеописания его одноименным с ним пресвитером и кончая самоновейшим историческим исследованием о нем современного французского аббата Людовика Монто. С точки зрения побуждений и цели, которыми мотивировано происхождение этой поэмы, она является апологией, вызванной клеветами и злословиями против святого Григория недостойных завистников его, по крайней мере оправдываемой изумительными фактами, которые должны были волновать Восточную Церковь ; цель написания апологии автор указывает сам, говоря в начале ее, что он приступил к рассказу об обстоятельствах жизни своей «чтобы не дать укрепиться лживым о нем речам; потому что злые люди любят на пострадавших слагать вину в том, что сами сделали им худого, чтоб этой ложью еще более причинить им зла, а себя избавить от обвинений» 149 . В этой необходимости защиты святой Григорий пишет стихотворение о жизни своей, начиная с самого детства своего. Содержание поэмы дает возможность разделить ее всю на две не равные по своему внешнему объему, как и по своему апологетическому значению, части, между которыми граничным пунктом может удобно служить момент вступления святого Григория в Константинополь (ст. 697). В первой части, составляющей около трети всей поэмы, после вступления, указывающего на предмет и цель стихотворения, поэт кратко, но связно и последовательно рассказывает все обстоятельства своей предшествовавшей жизни, доходя в своем повествовании до времени вступления своего в Константинополь (ст. 1–606). Во второй части, составляющей, по намерению автора, центр тяжести всего повествования и обнимающей более двух третей его, он с большой подробностью описывает свою жизнь в Константинополе, рассказывает как о своих достойных удивления и уважения делах, так и своих достойных сочувствия несчастиях и страданиях, со всей искренностью благоговейного христианина высказывая все цели и побуждения всех своих действий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Govoro...

Немногим уступают в поэтическом отношении двум только что отмеченным стихотворениям гимны: 29( " " μνος εις Θεν«) [ «Песнь Богу«] и 31(» " μνος λλος«) [ «Песнь другая«]. По своему содержанию, тону и языку эти гимны представляют такое близкое сходство с двумя смежными с ними гимнами 30 и 32), что, не будь они разного стихотворного размера, они удобно могли бы слиться с ними – именно гимн 29 с гимном 30, а гимн 31 с гимном 32 – в одно органическое целое. Из прочих гимнов заметнее других выделяется песнь 38) под заглавием » μνος εις Χριστον μετ την σιωπν, εν τω Πσχα« [ «Песнь Христу после безмолвия на Пасху " ]. В этом пасхальном приношении Господу – Христу, Воскресшему из мертвых, есть места, согретые искренними движениями сердца, есть строфы, оживленные бесспорно поэтической экспрессией. Но в общем стихотворение это и по языку, и по изложению слабее вышеозначенных гимнов. Самое содержание его не совсем точно отвечает своему заглавию, по крайней мере, дает меньше, чем сколько обещает сюжет заглавия. Строфы, относящиеся собственно к Воскресшему Господу, по своему объему составляют только третью часть всего гимна, а по своему месту – последнюю; и притом эта-то именно главная часть гимна и обнаруживает всего больше вялости движения, расплывчивости и слабости композиции, бедности языка. Строфы эти гораздо ниже гимнов Иоанна Дамаскина , в которых он прославляет и воспевает воскресшего Спасителя. Напротив, в первой части гимна, прославляющей общие Божественные свойства Христа, язык стихотворения, за исключением начального четверостишия, отличается своей характерной поэтической образностью и картинностью. Таково, например, следующее место гимна, не теряющее своей оригинальной поэтической художественности даже и в прозаическом русском переводе его: «По Твоему манию, Царь, высокошественное солнце, востекши на огнистый круг, затмевает собою звезды, как Ты затмеваешь умы. По Твоему манию то живет, то исчезает попеременно и опять является в полном свете око ночи – луна. По Твоему манию зодиакальный круг и этот размеренно кружащийся хоровод определяют меру годовых времен, неприметно между собою растворяемых. И неподвижные и подвижные, возвращающиеся на прежний свой путь, звезды суть глагол Твоей Божественной мудрости. Твой свет – все те небесные умы, которые воспевают славу Пренебесной Троицы. Твоя слава – человек, которого поставил Ты здесь ангелом, песнословцем сияния Твоего, о бессмертный Свет и вновь родившийся для смертного, бесплотная Высота, напоследок же, чтобы избавить от гибели смертных, Плотоносец!» 460 3. Эпитафии и эпиграммы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Govoro...

Хозяин за потерю скотины лишает пастуха платы. Так и пастырь лишается от Христа платы за погубление словесной овцы и отдается в наказание. Пастух бывает не виновен, если не из-за его нерадения, но каким-либо другим образом скотина погибнет. Так и пастырь будет невиновен, когда христианин не из-за его нерадения и недосмотра погибнет, но из-за своего небрежения и своеволия, то есть если пастырь его учил, наставлял, увещевал и образ добрых дел ему показывал, но тот его, пастыря своего, не слушал. Пастухам стадо скота повинуется, поэтому туда идет, куда его гонят. Так и христиане должны пастырям своим повиноваться и делать то, чему они учат, по увещеванию апостольскому: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая (Евр. 13:17). Пастырь! Помни, что ты сторож стада овец Христовых. Люди! Внимайте, что Христос говорит о пастырях, которые учат, но не делают: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают (Мф. 23:2–3). 22. Жених и невеста   Что между собой жених и невеста, то и Христос и христианская душа. Невеста жениху обручается. Так и душа человеческая верою обручается Христу, Сыну Божию и омывается банею Крещения. Невеста оставляет дом и родителей и прилепляется к одному своему жениху. Так и христианская душа, обручившаяся с Христом, Сыном Божиим, должна оставить мир и мирские прихоти и прилепиться к одному своему Жениху Иисусу Христу; к чему Святой Дух через пророка увещевает ее: Слушай, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей (Пс. 44:11–12). Невеста одевается в платье цветное и украшается, чтобы понравиться жениху своему. Так и душа христианская должна одеваться в подобающее для нее одеяние и украшать себе внутри, чтобы понравиться своему Жениху, Иисусу Христу. Одеяние души указывает Святой Дух через апостола: облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3:12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

20 июля утром Царь батюшка уехал из Сарова, помолившись преп. Серафиму в последний раз; тот же сонм священнослужителей служил Царю и напутственный молебен. Христолюбивый, православный Царь преклонил в последний раз колена пред своим новым молитвенником; долго Он, преклонив главу на св. раку, стоял на молитве. С ним помолились и Государыни Царицы и все великие князья, бывшие в Сарове. Помолился Царь и уехал, завещав народу своему стремление к святой и непорочной жизни, почтение и поклонение к праведникам Божиим; Царь завещал своему народу любовь к св. Церкви и храмам Божиим. «Когда Соломон произнес все сие моление и прошение к Господу, тогда встал с колен от жертвенника Господня... И стоя благословил все собрание израильтян громким голосом, говоря : благословен Господь Бог , Который дал покой народу Своему Израилю, как говорил! не осталось не исполненным ни одного слова из всех благих слов Его... Да будет с нами Господь Бог наш, как Он был с отцами нашими, да не оставит нас, да не покинет нас, наклоняя к Себе сердце наше, чтобы мы ходили по всем путям Его и соблюдали заповеди Его и уставы Его и законы Его, которые Он заповедал отцам нашим; и да будут слова сии, которыми я молился ныне пред Господом, близки к Господу Богу нашему день и ночь, дабы Он делал, что потребно для раба Своего, и что потребно для народа Своего Израиля, изо дня в день, чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его; да будет сердце ваше вполне предано Господу Богу нашему, чтобы ходить по уставам Его и соблюдать заповеди Его, как ныне. (3 Ц. 8)... Таково завещание русскому народу его благочестивейшего Царя Николая Александровича... Когда Государь проезжал из Сарова, то приказал сказать своему народу, что он в восхищении от того времени, которое он провел в св. обители. Это великая радость! Значит, Государь отдохнул от трудов своих в Саровской молитве Своей; дорог русскому сердцу и последний привет Царский... А когда Царь уезжал из Сарова, то Ему последнее прекрасное приветствие сделал Архипастырь Тамбовский от лица Саровской пустыни и русского народа; в этом привете кратко и величественно правдиво выражены чувства и Св. обители и всех русских сердец.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Слово в день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. (30 августа 1868 г.) Приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы. Возьмите иго мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо мое благо, и бремя мое легко есть (Днев. Еванг. Мф. 28–30 ). Кому из вас, слуш., незнаком этот трогательный голос небесной любви, призывающей к миру и покою грешное человечество, измученное и стенающее под бременем жизни! Сколько безграничной любви к человечеству, но вместе и необыкновенной простоты в этом божественном голосе! «Бедные люди, – как бы так говорил Спаситель наш, – несчастные потомки, падшего праотца! Напрасно вы изобретаете так много средств, чтобы найти свой потерянный рай на той самой грешной земле, которая стала для вас местом изгнания и наказания не доказали ли вам тысячелетия, что вам не уйти от грозного приговора, который вы заслужили от правосудия небесного? Тщетно же вы ищете иных путей к своему счастию и покою, кроме меня. Я есмь путь, истина и живот; обратитесь же ко мне, – и я упокою вас. Возьмите только на себя мое иго, примите мой закон, подчините свою колеблющуюся и грешную волю моей святой воле и идите туда, куда я поведу вас, – и обрящете покой душам вашим; по тому-что иго мое благо, и бремя мое легко». Что же мы видим? Как отвечает человечество на столь любвеобильный голос Богочеловека? – По слову самого Спасителя, – меньшинство только идет на призыв Его, большинство же стремится по тому гладкому и широкому пути, который ведет – страшно сказать – в пагубу! Обратимся к своему времени, и поглядим на себя. Как много, в самом деле, среди нас людей, которые, называясь христианами, о христианстве знают только почти понаслуху, которые ничем не заявляют, что высокие обетования христианские им не чужды, что евангельские правила жизни для них вожделенны, что они не чужие, а родные дети Христовой церкви? Как много среди нас таких людей, который напротив открыто заявляют, что они хотят жить сами по себе; что они, не мешая жить всякому по своему, и себя не желают стеснять никакими чужими правилами нравственности; хотя бы то были евангельские правила; что они даже считают себя, по своим привычкам, по роду своей жизни, по своему образованию и по многим другим причинам, выше всей церковности христианской, пред которой благоговеет будто бы одна простодушная, но недалекая толпа, что – и они люди иного духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010