Ибо иначе этот крайне тонкий диавол не может обольстить или низринуть (в падение) юного, если наперед не увлечет его к скрыванию своих помыслов по гордости или стыду. Очевидным признаком того, что известный помысл есть диавольский, почитают они то, если мы стыдимся открыть его старцу своему. Преп. Симеон Новый Богослов в своем наставлении ученикам советует совершать исповедание помыслов своих духовному отцу своему, если можно, каждый час, если же это невозможно, не пропускать, по крайней мере, ни одного дня без исповедания их. “Тотчас после утрени испытай себя добре и открой своему отцу духовному, что с тобой случилось, имея к нему полную веру. Каждодневно должно исповедовать всякий помысл духовному отцу своему, и что он будет говорить тебе, принимать то, как из уст Божиих, с полным убеждением в истине того непреложной, другому же никому не передавать, что де спросил я отца моего о том то и о том то и он ответил мне то и то, и тем паче не переспрашивать, хорошо ли он сказал мне это и что мне делать в уврачевание себе”. Потому что это суть слова неверия отцу своему и пагубны для души. Это наиболее случается с новоначальными. Преп. Иоанн Кассиан, изучивши старческое устроение на Востоке, также с силою отмечает великое значение исповедания помыслов старцам: “Приобретается истинная рассудительность истинным смирением, коего первым доказательством служит открывать ему не только то, что делаем, но и то, что думаем, ни в чем не доверяясь своему помыслу, но во всем следовать наставлениям старцев и считать хорошим или худым только то, что они признают таковым. Так предание рассуждению отцов своих помыслов заменяет свою рассудительность и научает ей”. Такое исповедание помыслов совершалось обычно наедине со старцем, но, по свидетельству преп. Иоанна Лествичника и других подвижников, иногда старцы требовали и открытого исповедания своих помыслов. И конечно, не простое любопытство заставляло старца видеть со стороны ученика такую совершенную откровенность, но последняя была необходима.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Промысл не насилует движений нашей воли, но помогает им устремляться к добру и оставляет их одних, если они скатываются к злу. Если воля по своему свободному выбору простирается к благу, то Промысл содействует ей в этом ее порыве; если же воля свободным хотением тяготеет к злу, то Промысл ее оставляет, чтобы она действовала самостоятельно. «Подлежащее Промыслу бывает или по благоволению, или по попущению Божию. По благоволению бывает то, что беспрекословно хорошо, а по попущению – противоположное... Выбор дел зависит от нас, а исход их зависит от Бога. При этом исход добрых дел зависит от помощи Божией, ибо Бог по Своему предведению праведно помогает тем, которые своею правою совестию избирают добро; а исход плохих дел зависит от оставленности человека Богом, поскольку Бог по Своему предведению праведно оставляет худого человека». «Бог Своим Промыслом действует так, что всё зло – от нас, а всё добро – как от нас, так и от Его помощи. Бог не желает зла и не творит его, но попускает его, и оно бывает по нашей воле». «Божественное Писание и учение истины признают единого Бога, Который, хотя владычествует над всем Своим могуществом, однако много терпит по Своему благоволению. Он владычествует и над идолопоклонниками, но терпит их по Своему незлобию. Владычествует и над еретиками, отвергающимися Его, но терпит их по Своему великому снисхождению; владычествует и над диаволом, но и сего терпит: терпит его не по слабости, так как бы побеждаем был от него. Ибо диавол есть «начало создания Господня» ( Иов.40:14 ), которое соделалось предметом посмеяния – не для Самого Бога (ибо это недостойно Бога), но для Ангелов, Им же сотворенных. Бог попустил диаволу продолжать жизнь по двум причинам: то есть чтобы диавол, будучи побежден, большему подвергся посрамлению, а люди получили венцы. О Всемудрое Божие Провидение! Он злую волю превращает в средство ко спасению верующих. Ибо как мерзкое намерение братьев Иосифа Он обратил в средство Своего собственного домостроительства и, попустив им по ненависти продать брата, нашел случай воздвигнуть на царство того, кого Сам хотел (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

П. Вполне. К. А что священствующим должно быть святыми и омовенными и мужественно отрясать мертвый, так сказать, и охлажденный помысел, не дышащий добродетелью, это Бог разъяснял, говоря: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего; только к ближнему родственнику своему, к матери своей и к отцу своему, к сыну своему и дочери своей, к брату своему и к сестре своей, девице, живущей при нем и не бывшей замужем, можно ему прикасаться, не оскверняя себя; и прикосновением к кому бы то ни было в народе своем не должен он осквернять себя, чтобы не сделаться нечистым. Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем. Они должны быть святы Богу своему и не должны бесчестить имени Бога своего, ибо они приносят жертвы Господу, хлеб Богу своему, и потому должны быть святы» ( Лев. 21, 1–6 ). Если кто тщательно исследует предмет в его истине, то для человека совершенно никаким осквернением не может быть смерть другого. Но смертность телесная есть образ смертности внутренней и душевной, которою необходимо оскверняется приблизившийся к ней или хотением, или деланием того же самого: поэтому святым прилично удаляться и находиться возможно далее от мертвых дел, и прекрасно – не сходиться с недугующими таковыми делами; ибо написано: «Кто прикасается к смоле, тот очернится» ( Сир.13, 1 ). Причастен может быть, и очень легко, порочности другого не остерегающийся прилепляться ему. Но закон дозволяет освященным неповинно оскверняться по отношению к отцу и матери, детям и братьям, а также и близким родственникам, чрез приближение даже к бездушным телам их, из уважения к естеству, и не обращает внимания на эти, бывшие образом, прегрешения, лишь бы знаемые Богу не казались жестокими, надменными и несострадательными. Закон ясно говорит: «Почитай отца твоего и мать твою, ... чтобы продлились дни твои на земле» ( Исх. 20 12). И в другом отношении и смысле, говорим, запрещено освященным скорбеть: как можно отягчаться скорбью о смерти тем, которые являются священнодействователями жизни и приносят жертвы Богу в разрешение от смерти (ибо смерть Христова, прообразуемая овцами и тельцами, есть разрешение от смерти)? Так и божественный Павел ясно пишет крещенным во Христа в надежде жизни и воскресения: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Конечно, во всей Российской империи не найдется купца, мещанина или крестьянина, который, услышав подобное суждение о нашей Церкви, не принял бы его за злую насмешку. Правда, выражение глава местной Церкви употреблялось в законах империи; но отнюдь не в том смысле, какой присвоивается ему в других землях; и в этом случае разница так существенна, что непозволительно обращать это выражение в орудие против нас, не попытавшись, по крайней мере, понять предварительно его значение. Этого требует справедливость и добросовестность. Когда, после многих крушений и бедствий, русский народ общим советом избрал Михаила Романова своим наследственным государем (таково высокое происхождение императорской власти в России), народ вручил своему избраннику всю власть, какою облечен был сам, во всех ее видах. В силу избрания, государь стал главою народа в делах церковных, так же как и в делах гражданского управления; повторяю: главою народа в делах церковных и, в этом смысле, главою местной Церкви, но единственно в этом смысле. Народ не передавал и не мог передать своему государю таких прав, каких не имел сам, а едва ли кто-либо предположит, чтоб русский народ когда-нибудь почитал себя призванным править Церковью. Он имел изначала, как и все народы, образующие православную Церковь, голос в избрании своих епископов, и этот свой голос он мог передать своему представителю. Он имел право или, точнее, обязанность блюсти, чтобы решения его пастырей и их соборов приводились в исполнение; это право он мог доверить своему избраннику и его преемникам. Он имел право отстаивать свою веру против всякого неприязненного или насильственного на нее нападения; это право он также мог передать своему государю. Но народ не имел никакой власти в вопросах совести, общецерковного благочиния, вероучения, церковного управления, а потому не мог и передать такой власти своему царю. Это вполне засвидетельствовано всеми последующими событиями. Низложен был патриарх; но это совершилось не по воле государя, а по суду восточных патриархов и отечественных епископов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/337/...

Фашисты, действительно, рассчитывали, что, призвав народ нашей страны на борьбу с большевизмом, они обретут союзника в лице русской Церкви и займут эту огромную территорию. Но сердца верующих людей были наполнены любовью к своему Отечеству. Восхищение и трепет вызывает то, что, несмотря на внутреннее противоречие, эта любовь победила, и народ, объединившись на борьбу с врагом, выстоял и одержал героическую Победу. Можно со всей уверенностью сказать, что к этому подвигу в равной степени были причастны и чада гонимой в те годы Православной Церкви. Митрополит Алексий (Симанский) , будущий Патриарх, прожил в осажденном Ленинграде весь период блокады, молитвой и пастырским словом поддерживая свою паству. — Как Вы думаете, могут ли этим опытом сегодня воспользоваться наши современники? — Вне всякого сомнения. Конечно, как тогда, так и теперь, обстоятельства жизни порой вынуждают человека второстепенное делать главным, а главное — второстепенным. Но любовь к Отечеству, к своей земле и своему народу — это как раз то, что свойственно духу Русской Церкви и что должно нас всех объединять. Если же говорить о монахах, то, прежде всего, именно они являются воинами Христовыми. Дух монашества — это дух служения Богу, Матери-Церкви, своему Отечеству и народу Божию. А любое служение неизбежно связано с необходимостью самоотвержения. Мать служит ребенку, старший служит младшему, монах, сообразуясь со своим призванием, в мирное и военное время служит своему ближнему, своему народу и своему Отечеству. Если оскудеет эта добродетель, мы потеряем ту живительную силу, которая веками питала нашу Церковь и наше монашество. — Какие выступления монашеского направления Рождественских чтений Вам особенно запомнились? — Очень ярким показался мне доклад игумении Филареты (Калачевой) о том, как сестры Пюхтицкого монастыря, на территории которого располагалась в годы войны одна из частей немецкой армии, дерзновенно заступались за военнопленных, работавших на оккупантов. Как, проявляя милосердие и сострадание к больным и немощным, они умели с кротостью и вместе с тем настойчиво вступиться за тех, кто нуждался в заботе. Как, не провоцируя конфликтных ситуаций, но обращаясь к доброму началу в человеке, они могли убедить немецких солдат не усугублять страданий несчастных людей. Это очень важный пример для нас.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5589172...

Смирятся гордые и вознесутся смиренные. Заградят уста свои ругатели и умолкнут, и покроет их срам, и станут в дерзновении, и поднимут головы свои поруганные. Будут в скорби оскорбляющие, и воспримут отраду оскорбляемые. Обнищают и взалчут богатые и насыщенные, и обогатятся нищие, и насытятся алчущие, и ищущие Господа не будут лишены никакого блага (Пс 33:11). Будут отвергнуты изгнавшие, и будут приняты изгнанные. Восплачут смеющиеся и радующиеся с миром сим, и утешатся плачущие. Будут унижены прославляющие себя, и прославятся унижающие себя. Возжаждут и пожелают капли воды на каждый день веселящиеся, и насытятся от тука дома Господня, и потоком сладости Его будут напоены (Пс 35:9) богобоящиеся и служащие Ему. Будет каждому свое. Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал 6:7). И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:46). Тогда начнется вечность бесконечная. Одни в небе, вожделенном своем Отечестве будут без конца, после трудов, скорбей, напастей, воспринятых здесь ради благочестия, упокоеваться, радоваться, веселиться, утешаться, царствовать со Христом-Царем, а другие в аду будут также без конца страдать и мучиться с дьяволом и ангелами его. 12) Блажен и мудр, кто здесь, в мире сем живет так, как путник, как странник и пришелец, и, не имея здесь постоянного града, ищет будущего, которого художник и строитель Бог (Евр 13:14; 11:10). Блажен, кто от времени и временного отвращает очи и обращает к вечности и вечному, воистину блажен! Ибо таковой не будет искать на пути богатства, славы, почестей, утешения и этим, как бременем, отягощаться (ибо какая ему нужда во всем том, что скоро или не скоро на пути оставит?), но всегда к желанному своему Отечеству и городу будет возводить очи сердечные так, как странник к дому своему, как путник к цели своей, как изгнанный и пленный к Отечеству своему, как удаленный к отцу своему, как трудящийся к покою своему, как бедствующий к блаженству своему, как сидящий в темнице к свободе своей, как подвижник к чести и славе своей. Ибо где сокровище его, там будет и сердце его (Мф 6:21). Туда желания свои, воздыхания свои и товары свои, для этого приличные, посылать будет. Избери и держи крепко, душа моя, блаженство сие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Местом дальнейшего жительства Адама следует считать Месопотамию. Место его погребенияпо иудейскому преданию – Иерусалим (Голгофа). Святые отцы, не стремясь к исследованию этих преданий, размышляли, в основном, о духовном значении библейских слов. О духовно-нравственном значении библейских слов о рождении Сифа, говорит св. Иоанн Златоуст : «Роди, – говорит, – Адам и роди... по виду своему, и по образу своему, и нарече имя ему Сиф». А о рожденном прежде, то есть, о Каине ничего такого не сказал, наперед уже давая знать о наклонности его к злу; и справедливо: Каин не сохранил отеческих нравов, но тотчас уклонился к злу. Здесь же Моисей говорит: «по образу своему и по подобию своему», то есть (Адам родил сына) однородного родившему, с теми же добродетельными свойствами, являющего в себе посредством дел своих образ отеческий, могущего своею добродетелью вознаградить за преступление старшего (сына)» 302 . Мессианское значение находит в этом тексте прп. Ефрем Сирин : «Поживе Адам сто тридесять [прп. Ефрем придерживается арамейского, согласного с еврейским, текста. – Г.Ф.], и роди сына по виду своему и по образу своему. В Сифе, который по всему подобен был Адаму, представлено нам подобие Сына Божия, Который есть образ родшего Его Отца, как Сиф есть образ родившего его Адама» 303 . На ком женился Каин, уйдя от лица Господня в землю Нод ( Быт. 4:16–17 )? Разве там уже жили люди? На ком женились первые сыны Адамовы? Каин взял жену не в земле Нод, а ушел вместе со своей женою в землю Нод, которую там и познал. Предание свидетельствует, что первые дети рождались близнецами – брат и сестра, и так создавали свои семьи. Со ссылкой на Георгия Кедрина, пишет св. Димитрий Ростовский : «Родися же с Сифом купно и сестра его Асвама: (яко же с Каином Калмана и со Авелем Делвора) тако бо изначала естество человеческое от Создателя устроено бысть, еже родити двое – двое, мужеск пол и женск, да умножатся человецы на земли. И сопрягашеся тогда брат сестре своей купнородной, дóндеже расплодишася людие» 304 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Мы крайне мечтательны, самолюбивы, горды, завистливы, тщеславны; богами, богами стали мы или хотим стать таковыми по своеволию своему, по самолюбию и гордости своей, по тщеславию своему, по своим несметным богатствам, кои скопили своей алчностью, жестокосердием, скупостью, неправдою, по своему общественному положению, по своим удовольствиям и наслаждениям, коим непрестанно предаемся, по своим во зло употребленным искусствам, и завлекаем в свои сети людей неопытных, по своему ложно направленному образованию, по своему гордому, заносчивому умишку, по своему крепкому телесному сложению. После утрени. Какое щепетильное у меня самолюбие и гордость диавольская! Сегодня во время утрени отец настоятель чрез сторожа, а не сам лично передал мне предложение губернатора сделать сбор в соборе в пользу Мариинского попечительства для призрения слепых (от 2 апреля в Неделю о слепом, 2 мая, и я обиделся и смутился, впал в тесноту, скорбь и в адский огонь, выразив мое недоумение настоятелю по этому поводу; я услышал от него ответ, что он сделал это без всякой задней мысли, случайно, и я, покаявшись в своем самолюбии и подозрительности, успокоился, припавши к престолу Господа в Покровском приделе. О, как я страстен и еще не обновился, не исправился, не смирился, не стал кротким во глубине души. Для чего же был пост? Исповедь? Покаянные молитвы, песнопения, поклоны? Умиление и слезы? Для чего праздновал тайну Воскресения Христова столь торжественно, радостно? Если не последовало, не пришло еще мое духовное воскресение, исправление, обновление, освящение, примирение с Богом и с собою, со своей совестью, с вечными законами правды и святыни, если не последовала во мне коренная, совершенная перемена к лучшему, то для чего были все хотя малые, но иногда очень усердные труды самоиспытания, покаяния, благоделания, хотя и нечистого? Я бил воздух и не сделал дела, не достиг цели. Аще не Господь созиждет дом душевный, всуе трудишася зиждущии [ Пс.126:1 ]. Не без Тебя ли я трудился, Господи, в созидании дома душевного? – С Тобою, с Тобою, да созидаю и да созижду его, Господи!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

11) Встретит перемена всех, живущих на лице земли, достанется всякому свой жребий. «Праведно Богу» всем «воздать» должное – «оскорбляющим и оскорбляемым» ( 2Фес 1:6–10 ), Богу, Который «воздаст каждому по делам его» ( Мф 16:27 ): тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое», и прочее ( Рим 2:6–9 ). Смирятся гордые и вознесутся смиренные. Заградят уста свои ругатели и умолкнут, и покроет их срам, и станут в дерзновении, и поднимут головы свои поруганные. Будут в скорби оскорбляющие, и воспримут отраду оскорбляемые. Обнищают и взалчут богатые и насыщенные, и обогатятся нищие, и насытятся алчущие, и  «ищущие Господа не будут лишены никакого блага» ( Пс 33:11 ). Будут отвергнуты изгнавшие, и будут приняты изгнанные. Восплачут смеющиеся и радующиеся с миром сим, и утешатся плачущие. Будут унижены прославляющие себя, и прославятся унижающие себя. Возжаждут и пожелают капли воды на каждый день веселящиеся, и  «насытятся от тука дома Господня, и потоком сладости Его будут напоены» ( Пс 35:9 ) богобоящиеся и служащие Ему. Будет каждому свое. «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал 6:7 ). «И пойдут сии» (грешники) «в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф 25:46 ). Тогда начнется вечность бесконечная. Одни в небе, вожделенном своем Отечестве будут без конца, после трудов, скорбей, напастей, воспринятых здесь ради благочестия, упокоеваться, радоваться, веселиться, утешаться, царствовать со Христом-Царем, а другие в аду будут также без конца страдать и мучиться с дьяволом  и ангелами его. 12) Блажен и мудр, кто здесь, в мире сем живет так, как путник, как странник и пришелец, и, «не имея здесь постоянного града, ищет будущего, которого художник и строитель Бог» ( Евр 13:14; 11:10 ). Блажен, кто от времени и временного отвращает очи и обращает к вечности и вечному, воистину блажен! Ибо таковой не будет искать на пути богатства, славы, почестей, утешения и этим, как бременем, отягощаться (ибо какая ему нужда во всем том, что скоро или не скоро на пути оставит?), но всегда к желанному своему Отечеству и городу будет возводить очи сердечные так, как странник к дому своему, как путник к цели своей, как изгнанный и пленный к Отечеству своему, как удаленный к отцу своему, как трудящийся к покою своему, как бедствующий к блаженству своему, как сидящий в темнице к свободе своей, как подвижник к чести и славе своей. «Ибо где сокровище его, там будет и сердце его» ( Мф 6:21 ). Туда желания свои, воздыхания свои и товары свои, для этого приличные, посылать будет. Избери и держи крепко, душа моя, блаженство сие.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Если первый грех есть результат сознательного волевого акта праотца, то его последствия - " второй грех " , в противоположность первому, есть как бы " невинный " , поскольку он является неожиданным и непредвиденным следствием первого. Этот грех естества и есть смерть " (75:158,159). 89. В Быт.5:3 сказано: " Адам родил сына по подобию своему, по образу своему " Как учит святитель Иоанн Златоуст: " Здесь же Моисей говорит: по образу своему и по подобию своему, - то есть (Адам родил сына) однородного родившему, с теми же добродетельными свойствами, являющего в себе посредством дел своих образ отеческий, могущего своею добродетелью вознаградить за преступление старшего (сына). Здесь Писание, говоря по образу своему и по подобию своему, сообщает нам не о телесных чертах, но о состоянии душевном, дабы мы знали, что этот сын (Сиф) не будет таким же (как Каин) " (13:191). 90. Греховное состояние природы человека (склонность ко греху, или уклонение ко злу), как уже указывалось выше, проявляется в приверженности человека желать и получать удовольствие (наслаждение, блаженство) путем греховных действий, или через грех. 91. На зависимость физического состояния человека от его грехов ясно указывается в Ин.5:14: " Потом Иисус встретил его (исцеленного Иисусом человека, находившегося в болезни тридцать восемь лет (Ин.5:5-9) - П.В.) в храме и сказал ему: не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже " (Ин.5:14). См. также: Лев.18:5; 20:22; 25:18,19; 26:1-46; Втор.5:29,33; 11:8-32; 28:1-68; Иез.18:1-32. 92. Приведем ответ святителя Николая Сербского на вопрос: почему дети страдают за грехи родителей? " Позвольте и мне вас спросить: а как бы иначе Господь Бог устрашил людей, чтобы они не грешили, если бы наказание за их грехи не переносил бы на их детей? Наш народ на собственном опыте убедился, что дети страдают за грехи родителей. Поэтому так часто слышно предостережение тому, кто задумал лжесвидетельство или другое неправедное дело: " Остановись, ведь у тебя дети! " Эта библейская истина, впрочем, находит отражение и в обычном законодательстве, в том смысле, что из-за преступления родителя и дети теряют имущество. Кроме того, теряют и в смысле морали, теряют репутацию, зачастую не только сыновья, но и внуки, и правнуки " (из писем святителя Николая Сербского. Цит. по 64:300). См. также прим. 64, 68.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010