Слово Божие есть меч обоюдоострый. Кто умеет владеть сим мечом, тот поражает им врагов своего спасения, а кто не умеет владеть им, как должно, тот легко может нанести вред своей же душе. Должно помнить, что этим оружием часто пользуются и враги наши – диавол и его слуги верные, разные лжеучители. Припомни, что повествуется в Евангелии: когда сатана искушал Господа, он ведь ссылался и на Священное Писание : «...верзися низу, – говорил он Спасителю, – писано бо есть: яко Ангелом Своим заповестъ о Тебе (сохранити тя), и на руках возмут Тя, да не когда преткнеши о камень ногу Твою» Твою ( Мф.4:6 ). Подобным образом искушал он и святых подвижников; так, например, склоняя их к нарушению священного обета девственной чистоты, он указывал на слова Писания: «Честна женитва во всех и ложе нескверно»( Евр.13:4 ) Все ереси, все лжеучения и расколы произошли оттого, что люди не понимали истинного смысла Священного Писания. Прочитает человек какое-нибудь место в Писании и начнет толковать его по-своему, как вздумалось, погрешит в своем толковании, а там и от единства Церкви Божией отделит себя, сделается через то лжеучителем и ересеначальником. Так было со всеми еретиками. Вздумал Арий протолковать по-своему слова Христа Спасителя: «Отец Мой болий Мене есть», ( Ин.14:28 ) – и преткнулся своим мудрованием, и впал в богохульную ересь: Сына Божия Отцу единосущного он назвал такой же тварью, как и Ангелы Божии, за что и предан был анафеме на первом Вселенском Соборе. Македонин также по своему смышлению стал толковать слова Христовы о Духе Святом, и также стал ересеначальником, и предан анафеме на Втором Вселенском Соборе. И сколько было таких безумных толкователей Священного Писания! И все они были упорными противниками святой Церкви Православной, сынами погибели! Один толковал по-своему вторую заповедь Божию и стал инокоборцем; другой вздумал по-своему же толковать слова Апостола: «един Ходатай Бога и человеков – человек Христос Иисус», ( 1Тим.2:5 ) – и стал мудрствовать, будто уж вовсе не нужно призывать в молитве на помощь ни Матери Божией, ни святых Ангелов, ни святых угодников Божиих; третий прочитал слова того же святого Апостола: «благодатию бо есте спасени чрез веру», ( Еф.2:8 ) – и начал толковать, будто уж и добрых дел совсем не требуется для спасения; иной неправильно понял слова Священного Писания о Божием предопределении и стал утверждать, будто хорошо ли, худо ли живешь, – для спасения все равно: уж если определено тебе погибнуть, то погибнешь, как не старайся угодить Богу...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Этот метод контекстуального изъяснения Священного Писания может быть весьма полезным, но не в его рационалистической подаче, а под водительством Церкви – непогрешимого вождя через все глубины и высоты вечных, Божественных истин Священного Писания. Без благодатного руководства Церкви человеку при изъяснении неисчерпаемых истин Святого Божия Откровения ничего не стоит уклониться в душепагубные заблуждения. Это можно наблюдать во всех еретиках: самих себя выбирая проводниками по сокровенным тайнам Божественных истин Священного Писания и низвергаясь в бездну собственных грёз, они погибают в своих растленных умозаключениях. Мало цитировать Священное Писание – подобает ссылаться на него через Церковь и Церковью. «Нет еретика, – говорит святой Иларий, – который не ссылался бы на Священное Писание, но, ссылаясь на него, еретики в действительности извращают и хулят его». Апостольское учение о Церкви как единственном истинном и непогрешимом руководителе в истолковании Священного Писания находим у Викентия Леринского. На возражение: «Если писаное Божие слово свято, совершенно и вполне понятно при сличении одних мест с другими, то какова нужда добавлять к сему еще и авторитет церковного понимания Священного Писания?» – он дает такой ответ: «Эта нужда состоит в том, что Священное Писание, по причине самой его высоты, не все понимают в одном и том же смысле: один толкует его слова так, другой иначе, так что из него, как видится, можно извлечь почти столько смыслов, сколько имеется людей. По-своему объясняет Священное Писание Новациан, по-своему Савеллий, по-своему Донат, Арий, Евномий, Македонии, по-своему Фотин, Аполлинарий, Прискиллиан, Иовиниан, Пелагий, Целестин , по-своему, наконец, Несторий. Оттого-то – при таком множестве разного рода заблуждений – безусловно необходимо управлять ходом истолкования пророческих и апостольских писаний, согласуясь с нормой их церковного и вселенского понимания (secundum ecclesiastici et catholici sensus normam)». Наконец, есть и такие, кто руководящим принципом в истолковании Священного Писания считает озарение Святым Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Кто какие дары получил от Господа Бога своего, тот тем и должен вспомоществовать ближнему своему. Кто восприял от Господа дар веры, тот должен стараться силою веры своея обращать ко Иисусу Христу как неверующих, так и слабоверующих. Кто одарен от Господа любовию, тот должен огнем любви своея согревать охладевшие сердца, воспламенять внутренность ближних своих, и прилеплять их как к Спасителю своему, так и к братии своей. Кто стяжал от Господа дар твердого упования, тот должен ободрять слабых грешников, унывающих и отчаявающихся о спасении своем по причине грехов своих. Кто приобрел от Господа дар небесныя премудрости, тот должен наставлять оною в незнании находящихся. Кто просвещен от Господа Божественным Светом Его, тот должен просвещать и научать в невежестве и различных заблуждениях пребывающих. Кто получил от Господа дар благочестия и страха Господня, тот всячески должен побуждать и других к люблению истинного благочестия и к пребыванию во страхе Божием. Кто удостоился от Господа той неизреченной Благодати, которая внутренность человека Христианина очищает, назидает, духа его оживляет, просвещает, и освящает, кратко, возрождает, тот непременно должен по внутреннему возрождению своему напрягать и устремлять духа своего к тому, чтобы оною же Божественною Благодати Господней силою очищать, назидать, оживлять, просвещать, и освящать, кратко, духовно возрождать и других. Тако всякой Христианин обязан помогать тому ближнему своему, которого увидит в сих духовных нуждах находящимся, находящимся или в неверии и маловерии, или в хладнокровии и ожесточении сердца, или в унынии и от чаянии, или в незнании, невежестве и заблуждениях, или в нечестии, грехах и беззакониях, кратко, в невозрождении, должен помогать повинуяся из любви Господу Богу своему, и ожидая от Него великой милости Его, вечного спасения. Ибо таковая духовная помощь пользует обоим, и получающему помощь, и помогающему, что Апостол Иаков объясняя тако глаголет: Братие, аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его; да весте, яко обративый грешника от заблуждения пути его спасет душу его от смерти, и покрыет Благодатию Божиею, к которой он привел его, множество грехов 11 его, для себя же умножит вечное блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

1 Иоанн Лествичник. Слово 4, 72; Исаак Сирии. Слово 2//Слова подвижнические. С. 12. 2 Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви, 1, 59//Добротолюбие. Т. 3 3 Симеон Новый Богослов. Слово 72,3//Слова. Вып. 2. 4 Феодор Эдесский. Сто душеполезнейших глав, 42//Добротолюбие. Т. 3. 5 Иоанн Лествичник. Слово 4, 9.   бить и разленить ко всякому виду добродетели 1 . Но кто объявляет другим болезнь свою, тот близок к уврачеванию и легко найдет его 2 . Потому прежде всего исповедуй доброму судье своему согрешения наедине, если же повелит, то и при всех 3 , не стыдись открывать ему все борющие тебя помыслы, если хочешь найти отраду и облегчение, ибо для демонов нет больше радости, когда человек скрывает свои помыслы 4 , и не думай, что неприлично исповедовать грехи твоему отцу, споспешнику твоего спасения, падши пред ним на землю 5 , но в присутствии его будем обучать себя крайнему смирению и молчанию, ибо молчаливый муж есть сын любомудрия, который всегда приобретает многий разум 6 . Открывающий всякого змия своему наставнику показывает истинную к нему веру, а кто скрывает что-нибудь, тот еще блуждает по беспутиям и пребывает неисцелен, и исправляется только частым вопрошением о них отцов 1 Феодор Эдесский. Сто душеполезнейших глав, 42//Добротолюбие. Т. 3. 2 Иоанн Лествичник. Слово 4, 10. 3 Там же. 4 Исаия Египетский. Слово 1, 2. 5 Иоанн Лествичник. Слово 4, 66. 6 Там же. 4, 78.   духовных 1 , ибо верование своему помыслу есть ложное знание, кто желает избавиться сего, пусть не верит помыслу, а о всем пусть советуется со старцами 2 и их свидетельством пусть довольствуется, ибо они говорят по воле Божией 3 . Но, каждодневно исповедуя помыслы духовному отцу своему, должно, что он будет говорить, принимать то, как из уст Божиих, с полным убеждением в истине сказанного, другому же никому не передавать, что-де я спросил отца своего о том-то и о том-то и он ответил мне то-то, тем паче не переспрашивать, хорошо ли он сказал мне это и что мне делать в уврачевание себя. Потому что это суть слова неверия отцу своему, и пагубны для души 4 . Впрочем, не всякому должно говорить помыслы, кому бы не случилось, но открывать старцам духовным, имеющим рассудительность 5 , не на того обращая внимание, кто преклонных лет, а на того, кто украшен духовным ведением, делами и

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Бог повелел Моисею приготовить к исходу от земной жизни брата своего Аарона этими словами: «Пусть приложится Аарон к народу своему... и пусть Аарон отойдет и умрет» ( Чис.20:24,26 ). Потом Господь и Моисею сказал: «И ты когда увидишь землю Ханаанскую, приложись к народу своему» (27:13). И сказал Господь Моисею: «Отмсти мадианитянам за сынов израилевых, и после отойдешь к народу своему» (31:2). Всех людей Кореевых, по слову Моисея, поглотила земля, и они живые сошли в преисподнюю (26:30). И говорит Господь: «И умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу своему, как умер Аарон, брат твой, на горе Оре, и приложился к народу своему» ( Втор.32:50 ); «И когда весь народ оный отошел к отцам своим...» ( Суд.2:10 ). Господь сказал царю Иосии: «Я приложу тебя к отцам твоим...» ( 4Цар.22:20 ). «Для чего не умер я, выходя из утробы? – восклицал Иов среди своих искушений, – и не скончался, выходя из чрева? Зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я, и почивал, спал бы, и мне было бы покойно с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни, или с князьями, у которых было золото, и которые наполнили домы свои серебром; или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света. Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем, и не слышат криков приставника. Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего» ( Иов.3:11–19 ). «Я знаю, – говорит Иов, – искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою эту; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его» (19:25,26,27). Далее, разве в книге царя и пророка Давида, в его книге Псалтырь, не открывается сознание будущей, вечной, загробной жизни? Св. Давид свидетельствует, что состояние умерших улучшается попечениями живых, и что уже умершие сами себе ничем не могут помочь ( Пс.6:6 ); «и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 ); все эти и подобные им выражения заключают в себе идею вечности. Далее, говорит пророк Иов: «Прежде нежели отойду, – и уже не возвращусь, – в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» ( Иов.10:21,22 ). Приведенные здесь места Ветхого Завета служат прямым опровержением ложного мнения некоторых критиков, будто в Ветхом Завете вовсе не говорится о бессмертии души и о ее загробной, личной жизни. Такое ложное мнение совершенно опровергнуто Анри Мартеном и профессором Хвольсоном, оказавшим в этом случае важную услугу своими исследованиями в Крыму могил и надгробных памятников евреев, умерших еще до Рождества Христова. В надписях видна живая вера евреев в бессмертие души и в ее загробную жизнь. Этим важным открытием вполне также опровергается другая нелепая мысль Ренана, будто евреи идею о бессмертии души заимствовали у греков.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Авва Фока, находясь однажды вдали от своего духовного отца, который был ему и отцом по плоти, искушаемый демоном блуда, исповедал свой грех постороннему старцу и сказал ему: „прошу тебя ради Бога: никому об этом не сказывай, ни даже отцу моему“ 657 . Значит, старец Фоки не знал путём —755— исповеди об искушениях своего сына по плоти и по духу. Встречаются изречения писателей-подвижников, которые стараются упорядочить иноческую исповедь. Таковы наставления преп. Исаии 658 . Из них видно, что современные ему иноки (IV в.) исповедовались иногда кому попало, – невеждам, а это было вредно не только им самим, но и тем, кому они исповедались, потому что соблазняло последних. Подвижник советует приносить исповедь отцам, т.е. лицам из старшей монастырской братии. Здесь ещё нет непременной обязанности ходить на исповедь к своему старцу, хотя у того же преп. Исаии находим упоминания об исповеди авве или духовному наставнику 659 . Подобные рассуждения встречаются в творениях Иоанна Кассиана , который говорит об исповеди то рассудительнейшим отцам, то своему старцу 660 . Более ясно об исповеди —756— одному только старцу своему выражается Иоанн Лествичник : „прегрешения свои объявляй учителю (τ διδασλ παγγλλει), скажи: вот моя язва, отец“... „Прежде всего исповедаемся доброму нашему судии и притом ему одному; если же повелит, то и всем“ 661 . Исаак Сирин предписывает новоначальному иметь „одного собеседника и со-таинника“, а Бенедикт Нурсийский постановляет: „злые помышления, на сердце приходящие, должно тотчас разбивать о камень Христа и открывать духовному старцу“ 662 . Вообще мысль об исповеди своему старцу разрабатывается, кажется, в связи с мыслью о его единстве, а эта последняя, как говорилось раньше, выяснилась не сразу 663 . Впрочем, предписание об исповеди своему только старцу едва ли и было когда-нибудь абсолютным, так что приведённым выше наставлениям можно дать и другое, толкование. Врачевание больной совести – дело очень трудное. Для этого требовалось, как скоро увидим, обладание особыми духовными дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Что же будет результатом сказанного?– спросил я. – Вот что, – ответил о. Иоанн. – Дай Господи, поскорее того, чтобы такое соотношение между гражданским и церковным, какое должно быть по православному смыслу, раскрылось и действовало во всем христианском мире, и чтобы, таким образом, все мы под попечительным руководством святой церкви, но с нестесняемой духовной во Христе самостоятельностью, каждый в своем деле и взаимно подкрепляя друг друга, в христиански-гражданских или прямо-церковных служениях или отправлениях, служили и работали общему нашему Отцу небесному и Его Сыну – нашему Спасителю, и Св. Духу, Духу истины и любви! Дай, Господи, этого если еще не по открытой к тому восприимчивости живых, то к упокоению усопших, не тысяч, а неисчислимых миллионов христианских душ, запутавших в этой жизни с той или другой стороны, церковной или гражданской, и ждущих за гробом Христова утешения! Разговор о том, как вразумлять в истине Христовой неверующих, неправомыслящих, иноверных, неведающих и недоумевающих, имея в виду и загробную судьбу умерших в таких состояниях. Случилось мне однажды быть у о. Иоанна в то время, когда прибыл к нему один молодой собрат его по священству. Я скоро приметил, что этот молодой священник одного из соседних приходов приехал к о. Иоанну не случайно и не для одного удовольствия свидания, но нарочно побеседовать и посоветоваться по делу своего пастырского служения. Приятно было видеть взаимные отношения обоих священников, похожие на отношение двух дружных братьев – старшего и младшего. Юный пастырь ревновал подражать опытному своему собрату и воспользоваться его знаниями, усвоить себе его дух и направление. О. Иоанн вскоре дал понять своему собрату, что я у него свой человек, что и я желал бы по-своему служить делу Христовой истины. И таким образом я, к своему назиданию и удовольствию, сделался слушателем взаимного их собеседования, которое нахожу полезным передать рассуждающим и любящим истину. В приходе молодого священника, кроме огромного большинства крестьян, между которыми значилось несколько и раскольников, находится несколько домов мелкопоместных дворян. Есть и немец-протестант, женатый на римской католичке, Наконец, даже есть и корчма или что-то в роде этого с еврейским семейством. Такое смешение языков! Со всеми ими священнику приходится входить в разные сношения и на них всех он, по внушению одного святителя, смотрит как на принадлежащих его приходу, за которых придется ему отвечать пред Положившим душу Свою за спасение всех, – придется дать отчет, заботился ли он и довольно ли заботился о вразумлении их Христовой истиной. Признаюсь, что мне впервые пришлось встретить священника, и притом молодого, с такими стремлениями и понятиями. О. Иоанн готов был всячески содействовать своему юному собрату.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

1.3. Порядок этот выражается, главным образом, плодами дел, но и высотой помыслов. Ведь часто так бывает, что тот, у кого пустые и ничтожные мысли, кто думает о земном, имеет высокий духовный сан или восседает на учительской кафедре, а иногда тот, кто духовен и столь далек от попечений земной жизни, что «судит о всем, а о нем судить никто не может» ( 1Кор.2:15 ), совершает более скромное служение или даже остается среди простого народа. Однако это означает пренебрегать установлениями как закона, так и Евангелия и ничего не делать «по порядку своему». И если кто из нас занят мыслями о том, что есть и что пить, и всецело поглощен мирскими делами, однако каждый день час или два посвящает Богу и ходит в церковь помолиться, или кто мимоходом слушает слово Божье, но думает только о мирских заботах и о своем чреве (ср. Фил.3:19 ), таковой не исполняет повеление входить «по порядку своему» ( Чис.2:2 ) или все совершать «благопристойно и по порядку» ( 1Кор.14:40 ). Ибо Христос установил такой порядок: искать «прежде Царства Божия и правды Его» ( Мф.6:33 ) и верить, что Бог даст нам все необходимое во вторую очередь. И «пусть каждый войдет в стан по порядку своему». 1.4. Не думаешь ли ты, что те, кто исполняет священническое служение и хвастается своим священством, входят «по порядку своему» и делают все, что подобает этому сану? Не думаешь ли ты также, что и дьяконы входят по порядку своего служения? Почему же тогда мы часто слышим, как люди злословят, говоря: «что за епископ!» или «что за священник!» или «что за дьякон!»? Разве не говорят такое, когда видят, что священник или иной служитель Бога делает что-то не соотносящееся с его саном или поступает в чем-то несообразно священническому или левитскому устроению? А что сказать о девственниках или воздержниках или всех тех, кто, как видится, посвятил себя благочестию? Если они совершат какой-нибудь постыдный или бесчестный или дерзкий поступок, разве Моисей тотчас не осудит их, разве не скажет: «Пусть каждый войдет в стан по порядку своему» ( Чис.2:2 )? Так путь же каждый знает свой порядок и что подобает тому порядку, который он получил; пусть тщательно взвешивает он свои слова и поступки, пусть будет он сдержан на своем пути и скромен в облике, дабы соответствовали они значению его порядка и не услышал он от Бога слова: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» ( Рим.2:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Авва Фока, находясь однажды вдали от своего духовного отца, который был ему и отцом по плоти, искушаемый демоном блуда, исповедал свой грех постороннему старцу и сказал ему: «Прошу тебя ради Бога: никому об этом не сказывай, даже отцу моему» 516 . Значит, старец Фоки не знал путем исповеди об искушениях своего сына по плоти и по духу. Встречаются изречения писателейподвижников, которые стараются упорядочить иноческую исповедь. Таковы наставления преп. Исаии 517 . Из них видно, что современные ему иноки (IV в.) исповедовались иногда кому попало – невеждам, а это было вредно не только им самим, но и тем, кому они исповедовались, потому что соблазняло последних. Подвижник советует приносить исповедь отцам, т. е. лицам из старшей монастырской братии. Здесь еще нет непременной обязанности ходить на исповедь к своему старцу, хотя у того же преп. Исаии находим упоминания об исповеди авве или духовному наставнику 518 . Подобные рассуждения встречаются в творениях преп. Иоанна Кассиана , который говорит об исповеди то рассудительнейшим отцам, то своему старцу 519 . Более ясно об исповеди одному только старцу своему выражается преп. Иоанн Лествичник : «Прегрешения свои объявляй учителю (τ διδασλ παγγλλει), скажи: «Вот моя язва, отец " " … «Прежде всего исповедуемся доброму нашему судье, и притом ему одному; если же повелит, то и всем» 520 . Преп. Исаак Сирин предписывает новоначальному иметь «одного собеседника и сотаинника», а « Бенедикт Нурсийский постановляет: «Злые помышления, на сердце приходящие, должно тотчас разбивать о камень Христа и открывать Духовному старцу» 521 . Вообще мысль об исповеди своему старцу разрабатывается, кажется, в связи с мыслью о его единстве, а эта последняя, как говорилось раньше, выяснилась не сразу 522 . Впрочем, предписание об исповеди своему только старцу едва ли и было когданибудь абсолютным, так что приведенным выше наставлениям можно дать и другое толкование. Врачевание больной совести – дело очень трудное. Для этого требовалось, как скоро увидим, обладание особыми духовными дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Если так будем расположены внутренно в душе нашей и так поступать согласно с сим и наружно, тогда будем благонадежны, что нас ради Пострадавший и тридневно Воскресший Господь наш Иисус Христос не оставит нас милосердием Своим ни в сей, ни в будущей жизни. Аминь. Недостойн. Иером. Амвросий. 1890, март. 42. Братия о Господе, сестры и матери! Приближается великий христианский праздник Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Поздравляю всех вас с сим знаменательным христианским торжеством и сердечно желаю вам встретить и провести оное в мире и радости и утешении духовном. По обычаю своему для пользы душевной предлагаю на рассмотрение псаломские слова: еда забудет ущедрити Бог или удержит в гневе Своем щедроты Своя 379 . Многие из христиан и верующих, по слабости человеческой и малодушию своему, особенно в скорбях и болезнях, имеют обычай нередко говорить: забыл меня, или нас, Бог . Вот святой Давид за это и упрекает нас псаломскими словами: Еда забудет ущедрити Бог или удержит во гневе Своем щедроты Своея? Слова эти показывают, что Господь изливает щедроты Свои на создание Своё не только тогда, когда люди ведут себя, как должно, но и тогда, когда они прогневляют Господа, как сказано в Евангелии, что всеблагий Господь, по милосердию Своему, солнцем Своим сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и неправедныя 380 . Сам Господь чрез другого пророка глаголет к созданию Своему: Скорее жена забудет исчадие свое. Аз же не забуду тебе 381 . Ошибка и заблуждение человечества происходит от того, что мы не понимаем, как следует, намерения Божиего и волю Божию о нас. Господь, по благости Своей и милосердию Своему, хочет даровать нам вечное блаженство на небе в Царствии Небесном, а мы, по слепоте своей, более желаем и ищем счастия и благополучия временного на земле. Вот Господь по благости Своей и по любви к роду человеческому и вразумляет нас разными скорбями и болезнями и другими бедствиями, как свидетельствует апостол: Его же любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, его же приемлет. Аще ли же без наказания есте, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове 382 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010