Относительно тех, о которых ты писал мне, что они приносили покаяние. Для принадлежащих к нашему телу 782 мы, хотя и недостойные, будем врачами. Итак, какую епитимию при посредстве братий мы назначили пришедшему сюда Оресту, ибо мы не (357) почли за благо лично видеться с ним по многим причинам, такую же пусть примут и прочие, то есть пусть не причащаются Святых Таин и соблюдают остальное. Ты спрашиваешь: доколе? До тех пор, пока снова не воссияет ясное небо Православия. А если, скажешь, случится смерть? Тогда пусть причащаются. Мы веруем, что грех отпустится им. Ты писал, что вы спорите между собою о том и другом предмете; оставьте ваши споры и живите в мире между собою. Этих надобно принимать не так, как обращающихся от ереси, хотя и в этом случае соблюдается немалое различие между той и другой ересью, но как отрекшихся от имени Господнего или участвовавших вместе с христоборцами в отречении от Него по страху или какому-либо другому обстоятельству. Подлинно, в отречении от Него они явно участвовали с отвергшими святую икону Его. Ибо отвержение образа относится к первообразу, как вещает вещающий [ Василий Великий ] 783 . И это не иначе, хотя некоторые и хотят уменьшить такое отречение. А если бы те, которые прежде не были православными и не были научены истине, от Божественного Промысла просветившись истиной, прибегли к нам, то было бы иное дело; их надобно принимать не как случится, но с согласия многих православных, как объяснил божественный Василий [Col. 1149] прибывшим из Египта в Месопотамию, укоряя их за неосторожное принятие 784 . Разве вы не знаете, что говорит тот же отец в другом письме? «Не признаю епископом и не причисляю к иереям Христовым того, кто оскверненными руками к разорению веры возведен в начальники» 785 . Таковы ныне те, которые не по неведению, но по властолюбию вторгаются на [епископские] престолы, добровольно выдавая истину и взамен получая председательство в нечестии. По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, говорит апостол, какая мне польза? ( 1Кор.15:32 ). Скажу и я: если, по вашему мнению, после отречения или общения с христоборцами такие тотчас должны быть принимаемы и оставаться без епитимии, то для чего я напрасно подвергаюсь опасностям каждый день, а не уклонился к противникам и потом тотчас чрез покаяние присоединился к православным без епитимии? Не обманывайтесь: худые сообщества развращают (358) добрые нравы. ( 1Кор.15:33 ). Бодрствуйте в Господе. Что общего у света с тьмою ( 2Кор.6:14 ), чтобы у нас делалось подобно христоборцам? Ибо они, говорят, приходящих к ним из Православия принимают с радостью, без епитимии. Увы, следовательно, нам должно было бы и увенчивать отрекшихся от Христа, и прославлять, как они некоторых из тех. Братия, умоляю вас, не будьте дети умом ( 1Кор.14:20 ), но усовершайтесь в истинном ведении.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Дети почти работники. Дети с 7–8 лет могут быть практически полноценными участниками в работе по наведению порядка в доме. Это люди, по уровню развития, психическим и физическим возможностям способные выполнять собственно работу – выполнять посильное, но взрослое, ответственное дело. В 7 лет «в прошлом» ребенок был способен уже выезжать с отцом в военный поход, способен был пасти скот, быть няней, и не только у своих младших братьев и сестер, но зарабатывать так на жизнь. Не будем обсуждать, чем хороша и чем плоха ранняя социализация. И ни в коем случае не призываю возрождать традиционную ситуацию, в которой дети с семилетнего возраста оказываются вовлечены во взрослую жизнь своего класса. Просто обращаю внимание: ребенок в 7–8 лет – не грудной младенец, он способен к серьезной работе, и такие простейшие действия, как подмести пол, помыть зеркало, пропылесосить в двухкомнатной квартире, он как человек точно способен выполнить и запросто может это сделать, причем без подсказок и контроля со стороны родителей. Еще и еще раз подчеркну – конечно, это все не просто бывает. И все же – это возможно. Все равно придется напоминать и организовывать. Одна крайность – считать школьника «еще маленьким» для домашних дел, но другая – наоборот ожидать от него слишком многого. На самом деле здесь очень многое зависит от конкретного ребенка. Один уже с 7-ми лет все выполняет хорошо, правильно, вовремя, без напоминаний. А другому надо сто раз напомнить. И тут далеко не всегда дело в воспитании, речь может идти о детях из одной и той же семьи. Один ребенок сам по себе собранный, внимательный, в том числе к мелочам, а другой – просто более рассеянный, медлительный, легко отвлекается. У меня самой есть два близких по возрасту ребенка одного пола, и вот одному – и говорить не надо, сам пришел, убрал всю кухню (даже лучше, чем я это сделала бы сама); а другому скажешь, ласково напомнишь, строго напомнишь, только с четвертого раза сделает – и кое-как. Тут просто стоит принять это самое: все разные. И «неудобному» ребенку – который в других отношениях просто сокровище! – просто всегда все напоминать и каждый раз иметь в виду: придется сказать три раза. И обязательно проверить и показать, что он сделал не так, просить доделать или переделать. И для такого ребенка особенно важно – хвалить результат, причем выделяя реальные достижения: не забыл постель застелить, ровно книжки расставил, умничка! И так – много лет без надежды на изменение ситуации. Ничего страшного в этом нет, просто – терпение и еще раз терпение. «Терпением вашим стяжите души ваша» – это немного и про это тоже.

http://pravoslavie.ru/149630.html

Следовало бы нам чувствовать радость, а не горечь, когда люди плохо с нами обращаются, не по нашей вине. Не нужно стараться, чтобы люди нас оправдывали, когда мы правы. Бог справедлив, и мы устремляем взор к иной жизни, а потому не имеет смысла искать понимания у людей, чтобы они обращались с нами хорошо, признавали наши достоинства, не обижали нас и так далее. Тому, кто ищет подобного в этой жизни, надо знать, что путь, которым он идет, не приведет его в рай. Вот так, брат Дионисий. Христос и Пречистая да хранят тебя. С любовью Христовой, монах Паисий». 20. Разные темы 1 На вопрос, чувствуют ли души святых, когда мы к ним взываем, и имеет ли о. Паисий извещение, что его слышат, старец ответил: «Я имею такое извещение, что меня слышит святой, ведь и я его слышу. Нужно ли еще беседовать об этом?» 2 Сказал старец: «Бывает, если скажешь что-то другим, то получается, как в турпоходе. Распределяется все необходимое. Тот, у кого есть что-либо духовное, дает, чтобы помочь другому пойти в рай, и не думает о себе. Однако, если люди хвалят его больше, чем надо, что выходит? Одни получают пользу, а другиенет. Конечно, Бог видит намерения человека, но надо, чтобы мы сами были внимательными. Плохо, если получается такой турпоход, когда один верующий говорит другому что-то для помощи, а тот начинает его хвалить». 3 Сказал старец: «Есть много снов, происходящих от борьбы. Надо на них обращать внимание. А вообще в отношении снов мы должны быть осторожны». 4 Сказал старец: «Бог не предопределяет, а предузнает. Он судит, как Всеведущий, о каждом человеке, – открыть ли ему истину Христову? Господь смотрит: если человек станет православным, то как будет жить? И соответственно рассудит». 5 Сказал старец: «Когда умирают жестокие люди, заказывайте по ним панихиды и, прежде всего, творите милостыню. Есть много бедных. Просто раздавать милостыню нищим более ценно, чем многий пот». 6 Сказал старец: «Кладбища делались непроницаемыми для дождя, но это никак не спасало тела умерших от тления, хотя есть средства, которые препятствуют ему. Поэтому надо быть осторожными в нашем суде. Естественно, во многих случаях причиной гниения является грех». 7

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Александр Архангельский о трагедии в Париже: с кем мы – с жертвами или убийцами? 8 января, 2015. Александр Архангельский Французская культура относится к сатире по-другому. Не так, как наша и тем более арабская. Она ВСЕГДА про политику. Даже если «про бога» Теракт, произошедший в Париже, а также наше отношение к нему осмысляет писатель, публицист Александр Архангельский. Есть правило:  когда вы идёте на похороны, надо взять с собой цветы, принять скорбное выражение лица и не говорить гадости близким покойного. Это железное правило в  российском Фейсбуке было тотально нарушено; увы – в «православном сегменте» тоже. Сколько самоупоения собственной моральной правотой, сколько знания всех тайн истории; сколько язвительной благодарности: спасибо Тебе, Господи, что я не как этот бумагомарака. Тогда как выбор в эти дни предельно прост: между жертвой и убийцей. Кажется, нетрудно сделать, а? Что же до самих картинок, то они ислам не оскорбляли. По крайней мере, судя по тому, что видел я. Чего, кстати, не скажешь, о карикатурах «Шарли Эбдо» с использованием христианской символики; там бывало, прямо скажем всякое. И это мягко выражаясь. Но ведь никому из христиан в голову не приходило брать в руки оружие и идти «наказывать» редакцию или «хотя бы» бить в ней окна! Почему же нужно делать для кого-то исключение? Косвенно поддерживать насилие? Вставать на сторону террора или как минимум оправдывать его тем, что «эти сами нарвались». Есть еще одна важная вещь. Принимать ее совсем не обязательно, но как минимум нужно понять. Французская культура  относится к сатире по-другому. Не так, как наша и тем более арабская. Она ВСЕГДА про политику. Даже если «про бога». Французский художник, рисуя шаржи на икону или травестируя святыню, вплоть до прямого богохульства, думает никак не о религии, а о свободе. Он все время повторяет нам, что нет ни одного объекта, свободного от равенства в свободе. (Прошу прощения за тавтологию.) Перед смехом и сарказмом все равны ; это, если угодно, одна из главных традиционных ценностей французов.

http://pravmir.ru/aleksandr-arhangelskiy...

Отец Мефодий если что и пересказывал из прочитанного, то уже именно в своем изложении. И у него обязательно всегда была некая предыстория: кто ему эту книгу посоветовал, что он в ней открыл для себя, как он думал о чем-либо до этого и что переосмыслил после прочтения книги. И рассказывал он все это очень живо, увлекательно. Но всегда этот аскетический зазор ощущался. Как перестраивать душу на «евангельский лад» – Это как? Архимандрит Мефодии (Петров). Фотография Ивана Трандина – Аскеза (от др.-греч. σκησις – «упражнение») – это не столько отказ, сколько делание. Причем именно с целью стяжания благодати. Вот для него никакой опыт не был самоценен в рамках выгод этого мира. Или вот, допустим, помню, изливаешь батюшке душу. Друзьям на что пожалуйся, особенно если это твоего внутреннего состояния касается, – тебе сразу же советы начинают давать! А вот отец Мефодий никогда никаких советов не давал. Это было так поразительно. Он-то как раз пастырь, от него-то и ждешь поддержки. И ты ее получал. Но по-другому. Советовать в лоб – как это часто бывает – он просто не умел. Именно в силу усвоенной им кротости, в которой и кроется мудрость. Он еще поначалу и не очень хорошо говорил по-русски. Он же македонец, в Россию попал, вообще ни одно слова не зная на нашем языке, – просто шел туда, куда его Промысл Божий вел. Но у меня и потом было такое ощущение, что он этот языковой барьер как бы приспосабливал для духовных целей, – чтобы посмиряться, лишнего слова не сказать. А если и сказать, то подчас и юродствуя: ой, мол, перепутал «Многая лета» и «Вечную память». Так он и навык не выпячивать себя, хотя как любой балканец был ярок и горяч, так что, если и оказывался в центре внимания, мог пошутить над собой же. Но в личных беседах он как-то сприклонялся, выслушивал все, что ты скажешь, а потом просто переводил тему разговора на евангельскую притчу или эпизод из жизни Спасителя. Порою это было так высоко, что ты, может быть, даже не сразу мог усвоить это применительно к своей ситуации, но душа все равно откликалась, перестраивалась, как говорят отцы, на «евангельский лад» и уже по-другому многое воспринимала.

http://ruskline.ru/opp/2021/08/31/vadim_...

Хотя их порицали по всей вселенной как возмутителей, мятежников и нововводителей, но они не только опровергли такое мнение, но заставили всех о себе думать совсем напротив - как о спасителях, попечителях и благодетелях. И все это они совершили великим терпением. Потому Павел и говорил: по вся дни умираю (1 Кор. XV, 31), и пребывал в опасностях до конца жизни. Итак, достойны ли будем какого-нибудь извинения мы, когда, видя такие примеры, даже и наслаждаясь миром, расслабеваем и падаем? Никто против нас не воюет, а мы закалаемся; никто нас не гонит, а мы изнемогаем. Нам определено спасаться среди мира - и того мы не можем сделать! Апостолы и тогда, как вся вселенная горела и вся земля пылала огнем, шли в средину пламени и исторгали оттуда горящих; а мы и себя не можем сберечь. Какое после этого мы будем иметь оправдание, какое прощение? Нам не угрожают ни бичевания, ни темницы, ни власти, ни синагоги, и ничто тому подобное, - напротив, мы сами начальствуем и владычествуем. И цари теперь благочестивы, и христиане пользуются всякими почестями, властью, славой, наслаждаются спокойствием; и при веем том мы не побеждаем. Те, будучи каждодневно уводимы на казни, и учители и ученики претерпевая бесчисленные раны и непрестанные уязвления, веселились более, нежели пребывающие в раю; а мы, даже и во сне не потерпев ничего такого, слабее всякого воска. Скажешь: они творили чудеса. А разве за то их не бичевали? Разве за то не изгнали? То-то и удивительно, что они часто терпели такие страдания даже от облагодетельствованных ими, и все-таки, восприемля зло вместо благ, не приходили в смущение; а ты, оказав какое-нибудь ничтожное благодеяние другому, а потом получив от него какое-либо огорчение, ропщешь, негодуешь, и раскаиваешься в том, что ты сделал.       6. Теперь, если бы случились (чего не дай Бог никогда) брань и гонение на церкви, подумай, сколько бы было уничижения, какое бы было поношение! И вполне естественно. Раз никто не упражняется в искусстве борьбы, то каким образом окажется кто-нибудь славным победителем во время состязаний? Какой же ратоборец, раз он не учился приемам борьбы, будет в состоянии с успехом и достоинством бороться с противником на Олимпийских играх? Не должно ли и нам каждодневно упражняться в борьбе, бою и беге? Не видите ли, что так называемые пятиборцы, когда им не с кем бывает бороться, повесив туго набитый песком мешок упражняют на нем все свои силы, а более молодые приучают себя к сражению с противниками в борьбе с своими товарищами? И ты подражай им, и занимайся подвигами любомудрия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глава 23. О неосуждении §1. Ежели увидишь или услышишь кого согрешающего, берегись оклеветать и осудить его. Не судите, да не судими будете, им же бо судом судите, судят вам ( Мф. 7:1 ). Также не должно разглашать братних согрешений. Ты о нем скажешь одному, тот другому, другой третьему, третий четвертому скажет – и так все будут знать и соблазняться, что тяжко есть. А ты всему тому причиною будешь, который братнее согрешение наперед прочим объявил. Обрати всяк ум и очи твои на себя самого, и рассматривай себя, и обличай себя, и обвиняй себя пред Богом за грехи твои, чего требует дело покаяния. Обличай и обвиняй себя пред Богом и проси от Него милости, яко же мытарь, да от Него оправдишися. Глава 24. О запрещении злых пожеланий Десятая заповедь краткими словами все то в себе заключает, о чем прочие девять заповедей научают, и на такое совершенство человека возводит, к какому никто из язычников взыти не мог ( Рим. 7:7 ). Она учит не только делом никого не обижать, но ниже помышлением, ни хотением ( Мф. 5:22 ). Следовательно, сия заповедь к следующим должностям обще нас обязывает: 1)Мы должны ближнего любить. Кто ближнего любит, тот увеселение почерпает от благополучия ближнего. Кто радуется о благополучии ближнего, тот почитает за добро свое то, что ближний многими совершенствами обогащен. Итак, никогда не станет он обеспокоивать ближнего в том, что до его владения принадлежит, но всякому свое по правосудию постарается воздать. 2)По силе сего предложенного правила, любви рачитель никогда и никаким образом не изобидит никого ( Рим. 13:10 ). Если же уразумеет, что чем-нибудь вред ближнему нанес, то он всеми силами потщится оный удовлетворением загладить ( Мф. 5:23 ). И для того христианин отнюдь завидовать другому и злобствовать не станет. 3)Следовательно, христианин всякого человека почитает за брата и друга своего, за всех молится ( Иак. 5:14 ), всех милует ( Лк. 6:36 ), всех ставит выше себя ( Рим. 12:10 ), желает всем благополучия ( Рим. 9:3 ) и делает всякому, сколько может, благодеяние ( Гал. 6:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

– Геронда, некоторые молодые люди спрашивают: «А зачем было распинаться Христу? Что, разве Он не мог спасти мир по-другому, без распятия?» – Да тут Он спас его Распятием, и людей это не трогает! А что говорить, если бы Он спас его по-другому? А некоторые говорят: «Бог-Отец никак не пострадал. Это Сын принес Себя в жертву». Но, по-моему, любой отец предпочел бы сам пожертвовать собой, только бы не отдавать в жертву свое дитя. Для отца больше страдания доставляет видеть, как жертвует собой его дитя, чем жертвовать собой самому. Но что ты скажешь людям, если они не понимают, что значит «любовь»? А еще один человек сказал мне следующее: «У Адама было двое детей – Авель и Каин. Так откуда же взялась потом жена Каина?» Однако, почитав Ветхий Завет, человек узнает, что после рождения Сифа Адам «роди сыны и дщери». А Каин после убийства своего брата убежал в горы. Он и не знал, что та, которую он взял себе в жены, была его сестрой. Бог устроил так, чтобы люди были одного рода-племени, «чтобы между ними не было злобы и преступлений, чтобы они говорили: «Мы дети одних родителей – Адама и Евы», и это сдерживало бы человеческую злобу. Но даже несмотря на это – посмотри, какая злоба живет сегодня между людьми! Как же я мучаюсь с некоторыми из людей, подобных тем, о которых сказано выше, когда они приходят ко мне в каливу! В конце концов [видя, что дальше вести с ними беседу бесполезно], я говорю: «У меня болит голова, а аспирина нет». А они, уходя, еще расстраиваются, обижаются. «Мы проделали такой дальний путь, а он говорит нам, что у него болит голова», – сетуют они, не понимая, почему я жалуюсь на головную боль. А некоторые предлагают: «Так, может быть, тебе аспирину принести?» БЕССТЫДСТВО ИЗГОНЯЕТ БОЖЕСТВЕННУЮ БЛАГОДАТЬ Требуется многое внимание. Развязное и невнимательное поведение – это препятствие для Божественной Благодати. Отсутствие уважения к людям – самое большое препятствие для того, чтобы к человеку приблизилась божественная Благодать. Чем большее уважение к родителям, учителям, вообще к старшим имеют дети, тем большую Божественную Благодать они приемлют. Чем они развязнее, непослушнее, тем больше их оставляет Благодать Божия.

http://pravmir.ru/o-besstydstve-i-neuvaz...

Много было и таких, которые, обошед мимо славящихся красотой женщин, предавались безобразным. Отсюда ясно, что любовь зависит не от красоты лица. В противном случае они избрали бы красивых, а не безобразных. Итак, где же причина сей страсти? Если не от красоты лица сия любовь, то откуда же она происходит, и где искать ее источник? От злого духа? Точно, она и от него зависит. Но мы не того доискиваемся. Посмотри лучше, не виновны ли и мы? Действительно, она не есть только навет диавола, но вместе с ним мы и сами еще первые виновника оной. Ибо сия страсть ни от чего так легко не рождается, как от привычки, от услужливых слов, от праздности, лености и оттого, что у нас нет никакого дела. А привычка великую, очень великую, имеет силу, даже обращается в необходимость природы. Но если привычка рождает ее: то очевидно, что она же и погасить ее может. Многие увлеченные сей любовью, освобождались от нее тем, что не видели более любимых ими лиц. Сначала это покажется жестоко и очень неприятно; но со временем сделается приятным, а наконец, если только захочешь, и без труда освободишься от сей болезни. „А это отчего, – ты скажешь, – что я, и без привычки еще, пленяюсь при первом взгляде?” И это также происходит или от праздности телесной, или от пищи, или от беспечности о своих обязанностях, или оттого, что человек вовсе не занимается даже необходимыми для него делами. Такой человек, повсюду блуждая, как бы кто заблудившийся в пути, легко увлекается всяким злом; и его душу, как душу рассеянного юноши, всякий, кто хочет, увлекает в рабство. Поскольку существенное свойство души – непрестанно быть в действии: то если ты прекратишь ее деятельность в добром, – она, как не могущая оставаться в бездействии, по необходимости устремляется к другому роду действий. Как незасеянная и ненасажденная земля и сама собой производит траву: так и душа, не упражняемая в добрых делах, а по природе своей непрестанно стремящаяся к деятельности, по необходимости предается злым делам. И как глаза, не могущие не смотреть, необходимо смотрят на худое, когда не имеют пред собой хорошего: так и помысл не занимаемый предметами полезными и необходимыми, по нужде останавливается на бесполезных и вредных.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Корреспондент: Фондом предпринимаются какие-нибудь действия, чтобы вернуть площадку, на которой можно было бы спокойно, как прежде, обсуждать вопросы патриотической повестки дня? А.В. Бочкарев: Конечно, действия предпринимались и предпринимаются. Тут ещё сказалась и ковидная ситуация - мы записывались на встречу к Замминистра культуры, но она пока не состоялась. Но дух и намерения чиновников можно просчитать и по-другому. Вот пример, чтобы понять как. Наследники Вячеслава Михайловича Клыкова, а точнее один из его сыновей обратились к Губернаторам Курской, Белгородской областей и к Никите Сергеевичу Михалкову с просьбой помочь с обращениями по вопросу открытия в здании Фонда Музея Народного художника, скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова, который долгое время был Президентом нашего фонда и благодаря которому здание и было отдано Фонду в 1993 году. Тем более, что нами в свое время была подготовлена и предложена такая концепция. Но в лице заместителя министра культуры РФ г-на Обрывалина был дан ответ, что музей Клыкова не актуален в Москве . То есть у нас музей Ельцина актуален, Центр толерантности актуален, всевозможные этнические центры актуальны, а музей известного русского скульптора, которому нет равных в ХХ веке, человеку эпохи (кстати Клыков дважды был человеком года), памятники которого во многом судьбоносны в истории России, его музей «не актуален»! А на чем тогда воспитывать детей? На каких ценностях? Кто эти люди, которые принимают подобного рода решения?! Чем они сами живут? Чем дышат? Каков их нравственный мир? Он мне не понятен совершенно. Корреспондент: Создается впечатление, что существует какое-то засилье извращенцев в области культуры и в министерствах и департаментах на местах. У Вас нет такого ощущения? А.В. Бочкарев: Есть такое впечатление! Почему–то всевозможные фестивали, выставки безнравственные, бездуховные и, более того, богохульные я бы сказал, находят воплощение. Фильмы полностью ложные не только находят отклик у чиновников, хотя и они должны были бы, как любые развратные действия, пресекаться государством, но и имеют еще и мощную финансовую поддержку. Сейчас не хватит времени перечислить все эти лживые фильмы типа «Сволочи» или «Матильда», или про Иоанна Грозного и все эти недавние выставки. Им несть числа, образчикам всей этой порнографии, по-другому и не скажешь. На это выделяются огромные деньги - наши деньги, деньги народа. Что это такое, когда за свои же деньги народ убивает себя, убивает себя духовно?!

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/07/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010