Запрещается не объективное «суждение» о ближнем, не беспристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений – из гордости и тщеславия, из зависти или обиды. Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто идейная, принципиальная, бесстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот – даже необходима, дабы мы не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы вследствие этого в мире. Во-вторых, что касается Вашего участия в исправлении человека, то оно должно быть рассудительным. Нужно непременно учитывать Ваш уровень стойкости к соблазнам и степень того, насколько другой человек погряз в грехах. Очень легко под видом помощи другому впасть во вредные созависимые отношения! Приведу слова свт. Иоанна Златоуста : Когда близкий тебе человек и себя самого не спасает, и тебя с собою губит, то какое было бы человеколюбие — обоим вам погрязать в бездне погибели, тогда как, разлучившись друг от друга, по крайней мере, один из вас может спастись? Как же, скажешь, Павел желал быть отлучен от Христа ради братий своих? Апостол желал этого не без пользы, но для того, чтобы другие спаслись; а здесь бывает вред для обоих. Потому Спаситель и не сказал только: “вырви”, но и: “брось от себя”, — так, чтобы уже никогда не восстановлять связи с другом, если он останется таким же, как и прежде. Таким образом ты и его освободишь от большого осуждения, и самого себя избавишь от погибели. Чтобы тебе яснее видеть пользу такого закона, применим, если тебе угодно, сказанное для примера к телу. Если бы тебе предстояла необходимость избрать одно из двух: или, сохраняя глаз, быть вверженным в ров и там погибнуть, или, лишившись глаза, сохранить прочие члены тела, — не согласился ли бы ты на последнее условие? Это для всякого очевидно. Это не означало бы, что ты не жалеешь глаза, но что жалеешь все прочие члены. Так же точно рассуждай о мужчинах и женщинах. Если друг твой, который вредит тебе, будет совершенно неизлечим, то он, будучи от тебя отсечен, и тебя освободит от всякого вреда, и сам избавится от большого осуждения, поскольку он, помимо своих грехов, уже не будет подлежать ответственности и за твою погибель.

http://azbyka.ru/vopros/kak-izbegat-dush...

Впрочем, Матфей был и вовсе мытарем – сборщиком податей. Сборщики не просто обирали своих соседей и соплеменников, зачастую в пользу своего кармана, а не казны – но они, сверх того, служили оккупантам-римлянам. Говоря современным языком, они были коллаборационистами. «И он встал и последовал за Ним» – так евангелист Матфей повествует о своем собственном выборе ( Мф 9:9 ). Он бросил доходное место в самом прямом смысле слова – бросил, не найдя себе замены, не сдав дела, возможно, не собрав даже рассыпанных на столе монет… Но удивительна не только эта его готовность – важно, что Христос не отказал никому из тех, кто действительно желал стать апостолом. Он не отдалил от Себя даже Иуду Искариота, когда уже знал, что тот собирается предать Его ( Ин 6:64 ). Обратный путь оставался для Иуды открытым до конца, но он сам предпочел предательство, а затем и самоубийство. Христос избрал этих людей и отправил на проповедь еще прежде Своего распятия и воскресения, когда, казалось бы, они совсем не были к этому готовы. Учиться всему им приходилось по ходу дела, и тут неизбежны были и ошибки, и сомнения. Так, Петр, когда схватили Иисуса, трижды отрекался от него перед другими людьми, боясь преследований ( Мф 26:69–75 ). Другому апостолу, Фоме, непросто далась вера в Воскресение: он не мог принять чужого свидетельства и должен был сам осязать воскресшего Христа. И Христос действительно явился ему, настолько важным было для Него привести к вере и Фому ( Ин 20:24–29 ). Вестники Царя Христос – Царь мира, апостолы – его послы. Ветхозаветные пророки обращались, прежде всего, к Израилю, напоминая ему о вере отцов, открывая ему волю Божию, но перед апостолами с самого начала стояла несколько иная задача. Сам Христос назвал ее так: «будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян 1:8 ). Главное, что от них требовалось – личное свидетельство о Христе перед всеми народами, и такой же остается основная миссия Церкви и по сей день. Казалось бы, звание царского посла исключительно почетно, оно дает его носителю немалые привилегии и полную неприкосновенность. Но об апостолах этого никак не скажешь: они пошли по пути своего Учителя, проповедуя благую весть в разных странах, и такая проповедь приводила их к мученической смерти. Они отправились в поход, чтобы завоевать мир для новой веры, но действовали не мечом, а словом, и кровь, которая проливалась, могла быть только их собственной кровью. Не так ли поступил Сам их Учитель?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

И желательно с такими вопросами сразу идти у священнику, в интернете такого насоветуют вам, мало не покажется! Прошу меня простить и прошу молитв о р.Б. Николае. Ни обращение к врачам, ни обращение к психологам, ни помощь педагогов и воспитателей не позорят ни Церковь, ни имя христианина. Не надо путать душепопечение и духовное делание с психологией. Безусловно, в психологии как области знаний много всякой грязи, по-другому и не скажешь. Греховная жизнь рождает и греховные учения. Но существует христианская психология, познающая человека через Бога, она не противопоставлена православному вероучению, а является помощницей на пути того познания, о котором сказано: “Познай себя самого; и это есть воистину истинное смирение, научающее смиренномудрствовать и сокрушающее сердце, и сие самое делати и хранити понуждающее. Если же ты не познал еще себя, то не знаешь и того, что есть смирение, и делания и хранения его еще не коснулся: ибо познание есть конец делания заповедей”. (преподобный Никита Стифат). «Те законы, которые изучает психология, не есть что-то постороннее или потустороннее – они некая данность. Они тоже следствие грехопадения, но Господь дает нам возможность знанием об этих законах и процессах обладать и этим знанием пользоваться. Не стоит это игнорировать: как врачей сотворил Господь, как говорили отцы, так в каком-то смысле Он сотворил и психологов». Игумен Нектарий (Морозов) Способ «избавиться от мерзких мыслей» однозначный – не думать их. Неверно думать, что наши мысли нам не подвластны. Противостоять мы не можем появлению чувств, они часть нашей телесной природы, и то мы вполне можем научиться управлять ими – через наши мысли. А вот наши мысли – это наш ВЫБОР. Ты не понимаешь, как это: «побеждать и побеждаться от нас зависит»? А как же иначе? Приходит прилог какого помысла скверного; в твоей воле состоит принять оный или отвергнуть; когда сочетаешься с ним и сложишься, то уже пленилась и стала побеждена, а когда отвергла прилог, то победила . (Преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

http://azbyka.ru/vopros/kak-perestat-per...

Ты передаешь ребенку это волшебство и красоту в искаженном виде, и потом он слышит слово «Церковь» и говорит себе: «А, это то принуждение, порядок любой ценой, консерватизм…» Так думают о Церкви, что это какое-то скучное и мрачное пространство, уставленное ограничениями и преградами. А Церковь – место свободного пространства, где душа твоя дышит полной грудью, сердце бьется нормально, где ты не трясешься, не боишься, где твое «я» – настоящее, такое, какое есть, честное и искреннее, и ты такой, какой ты есть, грешный и раскаивающийся. Согрешишь – поплачешь, покаешься… и так будет продолжаться до тех пор, пока Христова любовь не возьмет в тебе верх. Грех в конце концов ослабевает. Потому что знаешь, что такое грех? Грех – это всего лишь обман! Потом грех уже не будет тебя влечь, ты не будешь вынужден грешить, но и наступать на горло собственной песне тоже не будешь. Выбор в пользу добра будет происходить спонтанно, потому что у тебя больше не будет желания грешить. Грех не будет тебе нравиться, потому что ты уже будешь полон чего-то другого. Подумай об этом, как это просто. Если кто-нибудь курит, значит, больше нет ничего, что вызывало бы у него наслаждение, вот он и нашел себе это. А если семья станет доставлять ему тепло и усладу, он не захочет сигарет. Тогда его уже не надо будет прессинговать и говорить: «Перестань же наконец. Дом с самого утра уже превратился в какой-то дымоход!» Намеки уже не будут нужны. Этот неправильный менталитет распространился и на пространство Церкви. К сожалению, мы передаем его детям и поэтому видим совсем другого Бога, не Того доступного и подлинного, каким Он явился на землю. Ты помнишь, как ученики шли и говорили Господу, чего они хотят? Они говорили несуразные и легкомысленные вещи, которые сегодня нас удивляют. Мы недоумеваем, читая, как сами апостолы Иаков и Иоанн говорят Ему: «Мы хотим сесть слева и справа от Тебя, когда придешь судить мир. Дай нам почета и власти!» (ср.: Мк. 10: 35–37). Сегодня ты скажешь: «Ну как же это нелепо! Господь ведь хотел, чтобы они были смиренными!» Сегодня ты судишь так, но я все-таки думаю по-другому.

http://pravoslavie.ru/115305.html

Как образовывалось это доверие в сердце батюшки – тайна. Можно только сказать, что за долгую жизнь он выработал очень простое и действенное правило, которому учил и других: «Живи одним днем». Но не в том смысле, как полагают многие: «Живем один раз – насладимся же жизнью в этот день по полной программе…» Нет. Этот ценный совет о другом. Он помогает человеку не увязнуть в непрестанных заботах о своем завтрашнем дне и его проблемах, зачастую возникающих только в представлении; помогает отсекать ненужные движения рассудка – в них легко запутаться, не зная источника мыслей; не погружает внимание в область воображения – стихию, где часто являются благовидные образы от духов злобы, приносящих в душу тревогу и тяжесть. Один глубоко удрученный человек поведал другому о своих заботах и спросил: «Почему мне так ужасно тяжело?» – «Потому, – ответил тот, – что ты вместе с настоящей ношей захватил и будущую и несешь эту и будущую ношу своей силой, не Божией», полагаясь только на себя. Это невидимый недуг нашего времени. Жить одним днем – означает верой возлагать заботы о своем завтрашнем дне на Бога, давая возможность беспокоиться прежде всего Ему. Не переставая трудиться и в день сегодняшний, человек исключает общеизвестную крайность: «помоги мне, Боже, на боку лежа». Иначе Бог ленивому не станет помогать и в день завтрашний. Святитель Иоанн Златоуст, растолковывая евангельские слова «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 34), говорит: «Но как же, – скажешь ты, – разве Христос не повелел просить хлеба? Но Он присовокупил: насущного , и опять к этому прибавил: сегодня . То же самое Он и здесь внушает; не просто сказал: “не заботьтесь”, но: не заботьтесь о завтрашнем дне. Таким образом, Он вместе дарует и свободу нам, и обращает душу нашу к предметам более необходимым. Видишь ли, как и здесь Он уверяет Своих слушателей, что они непременно получат настоящие блага? Тот, кто подает большее, тем скорее даст меньшее.

http://pravoslavie.ru/150694.html

Хотя христианство в то время было уже господствующей религией; но, тем не менее, язычество имело ещё большую силу и составляло немалое препятствие к распространению христианства и вредило нравственности христиан. В самой церкви христианской было множество внутренних споров и раздоров по причине множества в то время ересей и особенно ереси арианской. Эти раздоры были причиной того, что на православных христиан воздвигаемы были гонении. Кроме того, была сильная распущенность нравов, особенно среди высшего сословия. Все эти обстоятельства делали время жизни празднуемых Святителей трудным и опасным, как для них самих, так и для церкви Христовой. Но они весьма близко принимали к сердцу наставление апостола Павла: блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри: искупующе время, яко дние лукави суть. Принимая же сие наставление лично к себе, они, в то же время, громко внушали оное своим пасомым, не стеснялись никакими обстоятельствами, не взирали ни на какие препятствия. Они не были рабами своего времени, не подчинялись тому или другому ложному направлению, не склонялись ни перед каким ложным авторитетом, не боялись даже сильных мира. Но с силой опровергали современные ложные направления; смело говорили в глаза сильным мира истину Христову и за веру Христову терпели не только разные притеснения и гонения, но и смерть. Припоминая современные обстоятельства, жизнь и деятельность прославляемых Святителей среди сих обстоятельств, и представляя наше настоящее время, невольно скажешь: как бы благовременны были теперь подобные ревнители веры и благочестия, и такие пастыри церкви, каковы были празднуемые нами Святители – Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст . В самом деле, каково наше время? Наше время лучше описанного нами времени празднуемых трёх Святителей только в том отношении, что теперь нет гонения на веру и церковь Христову, что наша православная церковь есть господствующая церковь , что православие покровительствуется и защищается церковными и государственными законами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Но вскоре нечто похожее я нашел у древних отцов. Вот что пишет преподобный Исаак Сирин, говоря о том, что самое худшее может случиться с монахом: «Отчаяние из-за богооставленности, родившееся от неверия твоего». Вот оно – то самое пресловутое «выгорание»: «отчаяние от богооставленности». Откуда оно проистекает? – «Рождается от неверия твоего». И далее пишет преподобный Исаак: «Отчаяние предаст тебя унынию, уныние предаст тебя расслабленности, последнее же уведет тебя от надежды твоей». И заключает: «Из того, что может случиться с тобою, нет ничего хуже». А вот отрывок из Гимна преподобного Симеона Нового Богослова: «Я возгордился, Владыка, так как понадеялся на себя и, увлекшись попечением о чувственных вещах и житейскими заботами, пал, несчастный. И, охладев, сделался черным как железо. И оттого, еще долгое время лежа, я ржавчину принял. Посему взываю к тебе, Человеколюбче, прося о том, чтобы мне снова очиститься и быть возведенным к прежней доброте. И света Твоего насладиться ныне, всегда и во веки веков. Аминь». Неверие… Ржавчина... Сделался черным… – разве это не именно то, о чем мы говорим? И выход из этого состояния указывает святой: покаяние, обращение в Богу. Как все известно, как просто. Но как порой невыполнимо! И особенно когда к охваченному малодушием, изнемогшему в духовной брани иноку назойливо (как бесы, по другому не скажешь) приступают ложные утешители и самозваные советчики, усугубляя роковую готовность совершить непоправимую ошибку. Что должно сделать, чтобы свести до минимума обсуждаемые нами случаи? Это необычайно обширная тема, начиная от обязательного возрождение практики продолжительного духовного испытания послушников и вплоть до едва ли не практически всех вопросов, касающихся устроения монашеской жизни. Но есть одна из проблем, представляющихся несомненно принципиальной и важной, решение которой не вызовет особых затруднений. Синодальной комиссии по монашеству не раз доводилось сталкиваться со случаями, когда постриженники некоторых монастырей, намеревающиеся выйти из обители и вернуться в мир, как это ни поразительно прозвучит, просто не имеют никаких представлений о том, что монашеские обеты невозвратны. Тем более не знают они о содержании церковного предания и взглядах святых отцов на саму возможность и канонические последствия оставления монашества. Все, что должно быть известно каждому иноку на данную тему, становилось для них открытием и диковинной новостью. Впрочем, представления о высочайшей ответственности и невозвратности монашеских обетов даже у части насельников благополучных обителей порой носят весьма приблизительный характер.

http://pravoslavie.ru/77685.html

Такие требования очень часто можно услышать от только что вступивших в брак молодоженов. Когда я слышу подобные высказывания, то поправляю их, говоря: «Чада мои, вы заложили неправильный фундамент для семейной жизни. Когда ты требуешь чего-то от кого-то, то твои требования часто будут становиться предлогом для спора и ссоры. Если ты требуешь любви от другого, говоря: “Единственное, чего я от тебя требую, – это чтобы ты меня любила. Я хочу, чтобы ты меня уважала. Чтобы ты была хорошей женой”, – всё! с этого момента начинается непрекращающаяся ссора, потому что затем ты скажешь: “Ты не та, о которой я мечтал”. Сначала надо отдать человеку всего себя, а затем уже брать. А требовать чего-то с самого начала – это большая ошибка. Скажи лучше своей жене: “То, чего я по настоящему желаю, – это любить тебя, и я буду стараться всегда первым делать первый шаг навстречу тебе в моменты разногласий”». По учению Церкви, настоящая любовь «не ищет своего», как пишет апостол Павел. «Любовь всё покрывает, всё терпит, всегда надеется». Господь Иисус Христос совершенно возлюбил человека – так, как никто другой не смог его полюбить. Свою любовь Он доказал Своей Великой Жертвой за него. В браке мужчине очень содействует образ Христа, любящего Свою Церковь. И мужчина также должен любить свою жену по этому подобию. То есть в браке у тебя есть возможность воплотить свою любовь, отдать всего себя без претензий, без взаимных обменов, без требований чего-то для тебя самого. Тогда твоя вторая половина, видя твое великодушие, будет крайне растрогана и охотно поделится с тобой всем своим внутренним богатством, насколько это возможно. Я постарался объяснить вам, где появляется первая трещина, постепенно увеличивающаяся и влекущая за собой все прочие проблемы. Давайте будем стремиться отдавать свою любовь, всего себя другому без ограничений. Давайте предпримем труд слушать и услышать другого человека. А чтобы услышать другого, нужно сначала замолчать и превратиться самому в слух. Женщина да будет слушать мужа, а муж жену. И так супруги, скрепленные прочным союзом, дадут своим детям самое лучшее, что у них есть, ведь своим детям любящие родители с такой охотой преподносят свою любовь и свое участие и внимание. Я вам желаю всего доброго, чтобы вы всегда радовали свои семьи. Учите ваших детей всему доброму. Учите своих детей быть активными и учите их добиваться своих благих целей, чтобы они стали благословенными от Бога. Рейтинг: 9.6 Голосов: 132 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Татьяна 14 января 2015, 19:03 а где вторая часть статьи, пожалуйста подскажите. Ольга 10 октября 2014, 12:13 Прочитала обе части статьи. Спаси Господи! Поучительно. step step 4 августа 2014, 18:38 Ваша статья поучительна. Спасибо. Людмила 31 июля 2014, 17:49 Спасибо за статью! Татьяна Ивановна 30 июля 2014, 17:10 Очень полезная и поучительная статья. Спасибо! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/72600.html

В целом складывается типичная картина- русофобия под маской антисоветизма. Поскреби антисоветчика- обнаружишь русофоба. Спасибо, что в очередной раз доказали данную формулу, господин " учитель " . 30. Ответ на 31, Русский Сталинист: В целом складывается интересная картина собирания земель владимиро- московскими князьями, если конечно это можно назвать собиранием. 1169 год - разгром Киева, 1327 год - разгром Тверского княжества, 1569 год - разгром Великого Новгорода. Закон - тайга, прокурор - медведь, по другому тут и не скажешь. 29. Ответ на 28, учитель: Борьба Москвы и Твери за право стать центром объединения Руси- это действительно одна из интереснейших страниц нашей Отечественной истории. Но не стоит передёргивать и выставлять московских князей монстрами, а тверских- ангелами. И те, и другие были типичными средневековыми феодальными правителями со всеми вытекающими отсюда последствиями. И в случае победы Твери Москве не поздоровилось бы точно так же, как Твери в реальности. Тот же святой князь Михаил Тверской, казнённый в Орде, отнюдь не был безгрешным ангелом с крыльями за спиной. В серии ЖЗЛ издательства " Молодая Гвардия " несколько лет назад вышла его биография. Также на эту тему можно почитать Преснякова " Образование Великорусского Государства " . 28. Ответ на 27, Русский Иван: Про Шемяку и Василия Косого...в красной бойкой интерпретации,очень интересно узнать,от божественного и бесподобного нерусского сталиниста.Но лучше про Иосифа Длинные руки,Владимира Пятиконечного.Ну,очень! Кончай ёрничать над Русской историей, Гусский Ванья, или от своих сородичей шифриных и жванецких научился? А про Шемяку и Косого почитай на досуге Зимина " Витязь на распутье " . 27. Ответ на 27, Русский Иван: Про Шемяку и Василия Косого...в красной бойкой интерпретации,очень интересно узнать,от божественного и бесподобного нерусского сталиниста.Но лучше про Иосифа Длинные руки,Владимира Пятиконечного.Ну,очень! Вот что бывает с человеком, когда он начитается Солоневича. 26. Ответ на 26, Русский Сталинист:

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/04/pe...

- Но это же был подвиг, по-другому и не скажешь. - Да, подвиг, потому что люди рисковали жизнью всей семьи, укрывая человека, которого искал НКВД. - Вы думаете, что именно это сформировало личность Патриарха Алексия? - И это тоже. Ведь забыть такое невозможно. И отец Александр тоже запомнил это на всю оставшуюся жизнь и был бесконечно признателен. Снова встретились они много лет спустя, когда Святейший Патриарх Алексий в 1993 году был с визитом в Америке - был юбилей Православия на Североамериканском континенте - это был тот самый визит, который ему пришлось прервать из-за трагических событий в связи с расстрелом Белого дома... Вот тогда они впервые в Штатах встретились, а потом уже и отец Александр приехал в Россию. - Когда вы общались с владыкой Алексием на похоронах Святейшего Патриарха Пимена, вы предполагали, что рядом с вами - будущий Патриарх? - Как вам сказать... Чуть раньше была такая история. В то время я очень близко общался с одним моим другом, практически ровесником - он был только-только рукоположен - отцом Михаилом Гоголевым. Сейчас он секретарь Синода Среднеазиатской митрополии, епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев). Я был тогда сотрудником Издательства Московской Патриархии и иподиаконом митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, и от Журнала Московской Патриархии иногда ездил в Ленинград, где правящим архиереем был владыка Алексий, в командировки. Отец Михаил служил в почти безлюдной деревне в Ленинградской области. Условия там были совершенно спартанские: некому было ни петь, ни читать, да и прихожан - полторы старушки. Это был 1988-й год. Тогда не было ни для кого секретом тяжелое здоровье Святейшего Патриарха Пимена, было известно, что у него прогрессирующая тяжелейшая форма сахарного диабета. И конечно, внутри Церкви люди строили догадки, обсуждали, кто будет следующим Патриархом. Больше всего, конечно, склонялись в пользу двух кандидатур, которые были тогда на слуху, они были очень активны: митрополит Владимир (Сабодан) и митрополит Филарет (Денисенко), патриарший экзарх Украины , митрополит Киевский. И когда я приехал к отцу Михаилу в гости на приход, мы этот вопрос, естественно, обсуждали. И вдруг отец Михаил, нынешний владыка Геннадий, к моему величайшему удивлению, сказал: «Ты знаешь, а Любушка блаженная сказала, что наш владыка будет следующим Патриархом!»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010