Приказ Народного комиссариата по военным делам РСФСР 39 от 16 января 1918 г. «О расформировании всех управлений духовного ведомства». URL: http://law-news.ru/cp/c25/page_167.html (дата обращения: 23.10.2008)      См.: Беглов А. От соборного Определения - к декрету СНК (К вопросу о генезисе государственно-церковных отношений советского периода)//Альфа и Омега. 2007. 1 (48). С. 147, 163, 167; Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», 20 января 1918 г. (ст. 263)//СУ. 1918. 18. 26 января.  С. 272–273; Декрет СНК о свободе совести, церковных и религиозных обществах, 20 января (2 февраля) 1918 г. //Русская Православная Церковь и коммунистическое государство ... С. 25–28.      Определение Священного Собора о правовом положении Православной Российской Церкви, 2 декабря 1917 г.//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство ... С. 13–15.      Постановление Св. Собора по поводу декрета об отделении Церкви от государства  [принятое в 69-м заседании Собора, 25 января 1918 г.]//Священный Собор Православной Российской Церкви гг.]. Книга VI. Деяния   LXVI–LXXVII. М., 1918. С. 72.      Послание Святейшего Патриарха Тихона Константинопольскому Патриарху Герману V о воздвигнутых на Церковь Божию в России гонениях, 15 (28) мая 1918 г.//Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. Сборник в двух частях/Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 131–132.      Сагарда А. Декрет о свободе совести//Прибавления к Церковным Ведомостям. 1918. 6 (14 (27) февраля). С. 252.          А. Сагарда усмотрел в декрете лицевую и оборотную стороны. Тактика законодателей советского государства состояла в том, что провозглашалось одно, а подразумевалось и делалось другое, диаметрально  противоположное: вместо мира – всеобщая гражданская война, вместо хлеба – голод, вместо свободы совести – узаконенное систематическое насилие и издевательство над нею. Декрет положил начало законодательному и планомерному походу против Церкви: «В стране, покрытой на трудовую народную копейку тысячами православных храмов, монастырей и часовен, в стране, многомиллионный народ которой призывает благословение Церкви на брак, рождение детей, обращается к ней за молитвой во все дни своей жизни и напутствием в последний земной путь, – провозглашается отделение Церкви от Государства». По убеждению А. Сагарды, без преувеличений и по существу декрет «узаконил насилие над верующей совестью», и «в действительности закон преследует ту цель, чтобы граждане вообще никогда и нигде не обучали и не обучались религии» (Там же. С. 252–253).

http://bogoslov.ru/article/1241299

408 Епископ Тобольский и Сибирский Гермоген (Долганов), будущий священномученик, был арестован 15 апреля 1918 г. в г. Тобольске после совершения крестного хода в Вербное Воскресенье, во время которого он благословил крестом царскую семью, наблюдавшую за крестным ходом из дома, где они находились в заключении. Утоплен в р. Туре при приближении частей Белой армии к городу. 409 В ответ на отношение VIII отдела НКЮ от 27 июня 1918 г. Департамент государственного казначейства Комиссариата финансов 10 июля отвечал, что ему не был передан экземпляр Инструкции о порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства. В связи с этим следовала просьба «в спешном порядке» прислать ее в Департамент (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 696. Л. 46). 413 Подготовка проекта Конституции велась Конституционной комиссией ВЦИК, созданной 1 апреля 1918 г. под председательством Я.М. Свердлова. 13 апреля в состав Конституционной комиссии были делегированы: от Наркомнаца В.А. Аванесов, от Наркомпроса Н.К. Крупская. Кроме того, национальные комиссариаты также участвовали в подготовке предложений. Окончательная разработка проекта Конституции для представления его V съезду Советов была возложена на особую комиссию ЦК РКП(б) во главе с В.И. Лениным (ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 1 Д. 36. Л. 60 об. – 61). 415 Речь идет о священномученике епископе Балахнинском, викарии Нижегородской епархии Лаврентии (Князеве) и священномученике протоиерее Алексии Порфирьеве. 416 Речь идет об Августине (Пятницком) (1884–1918), архимандрите, последнем настоятеле Оранского Богородицкого мужского монастыря Нижегородской епархии. Расстрелян в августе 1918 г. большевиками. 417 Речь идет о так называемом Ярославском мятеже 6–21 июля 1918 г. – направленном против Советской власти восстании в Ярославле, которое организовала подпольная офицерская организация «Союз защиты Родины и свободы». Кроме организационного ядра в 106 человек, в восстании участвовал броневой дивизион солдат, интеллигенция, представители меньшевиков и правых эсеров. Восставшими был занят и превращен в военную базу Толгский монастырь, находившийся на левом берегу Волги в 13 км от Ярославля (см.: Ярославское восстание. Июль 1918/Под ред. В.Ж. Цветкова при участии игумена Петра (Кузовлева). М., 1998).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1994. Вып. 12. Ч. 1. С. 38. [xiii] Там же. С. 38-39. [xiv] РГИА, ф. 815, оп.11, д. 96, л. 4. [xv] Там же, л. 3-3 об . [xvi] Утро России. 1918. 20 января. [xvii] Там же; «Просто» насилие. С. 39. [xviii] Попов И.В. Новомученик протоиерей Петр Скипетров//Церковный вестник. 2000. 4. С. 23-25; Петроградский церковно-епархиальный вестник. 1918. 1. С. 4-5. [xix] «Просто» насилие. С. 40. [xx] Наши ведомости. 1918. 20 января. [xxi] РГИА, ф. 796, оп. 445, д. 792, л. 9 об , ф. 815, оп. 14, д. 159, л. 14, 18. [xxii] Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяние. Кн. VI. Вып. 1. М., 1918. С. 58-59. [xxiii] Степанова И. Житие Петроградского митрополита//Вечерний Ленинград. 1990. 11 августа. [xxiv] Наш век. 1918. 20 января. [xxv] Степанов (Русак) В. Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе. Ч. 1. Нью-Йорк, 1987. С. 98. [xxvi] Ленин В.И. Биографическая хроника. Т. 5. М., 1974. С. 98, 178, 218-219. [xxvii] Наши ведомости. 1918. 24 января. [xxviii] «Просто» насилие. С. 41. [xxix] РГИА, ф. 815, оп. 11-1918, д. 96, л. 8-9. [xxx] Там же, оп. 14, д. 99, л. 7-8. [xxxi] Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Кн. VI. Вып. 1. С. 58-59. [xxxii] РГИА, ф. 815, оп. 14, д. 159, л. 26. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: Единство перед угрозой Почему сблизились Константинопольский Патриархат и Русская Православная Церковь в годы Второй мировой войны Единство перед угрозой. Почему сблизились Константинопольский Патриархат и Русская Православная Церковь в годы Второй мировой войны 04.03.2021 18.09.2018 31.01.2018 18.04.2016 04.05.2015 Последние комментарии 06.04.2024 00:13 05.04.2024 20:56 05.04.2024 20:36 05.04.2024 20:21 05.04.2024 19:54 05.04.2024 18:06 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

2 мая 1918 г. в Витебской духовной семинарии состоялся последний выпуск. Вечером этого дня все выпускники собрались в Витебском кафедральном Николаевском соборе на благодарственный который отслужил ректор протоиерей Сергий 11 мая 1918 г., в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, на который приходился храмовый праздник Витебской духовной семинарии – торжественное богослужение состоялось в Успенском соборе Витебска, поскольку здание духовной семинарии было занято польскими легионерами, которые впоследствии разграбили не только семинарию, но даже и домовой храм святых Кирилла и Мефодия при 1 июня 1918 г. по ордеру Витебской ГубЧК прошли обыски в редакции журнала «Витебская церковно-общественная жизнь» и у преподавателей семинарии – членов редакционного комитета, недавно избранных на эти должности епархиальным съездом. 15 июня все они были арестованы. Протоиерей Сергий Артоболевский после допроса был освобожден в тот же день, а Н. Богородский и Н. Махаев заключены в тюрьму и освобождены только 6 В июне 1918 г. союз педагогов Полоцкой епархии отправил в Москву делегацию в составе преподавателя семинарии А. А. Красковского, А. А. Новикова, Н. Г. Цитовича, встретившихся с Патриархом Тихоном, представителями Комиссариата народного просвещения и различных духовных учреждений. Выяснилось, что вопрос о передаче духовных учебных заведений в ведение Комиссариата народного просвещения будет рассматриваться только 20 июля (н. ст.) 1918 г. и до решения вопроса в центре он не может решаться на местах. Сохранялась возможность работы духовных образовательных учреждений в статусе частных 29 июня 1918 г. Витебский губернский совет депутатов принял решение о передаче имущества церковных школ и училищ городскому отделу До 2 июля 1918 г. Полоцкий епархиальный училищный совет (Витебск) должен был выполнить требование местного отдела народного образования о передаче всех церковно-приходских школ в ведение государства. В июле 1918 г. состоялось объединение деятельности Витебской духовной семинарии и Успенского собора, которое предполагалось еще в 1914

http://sedmitza.ru/lib/text/6864886/

Последние заседания Собора проходили в условиях разрушения гетманского режима под напором войск С. В. Петлюры. 19 нояб. Собор выступил с призывом к укр. народу сплотиться вокруг гетмана и его правительства ради спасения Украины и России и торжества Православия. 30 нояб. епископат от имени Собора опубликовал послание, в к-ром предостерегал народ Украины от братоубийственной вражды и насилия и призывал его оставаться законопослушным и верным заповедям Евангелия. Собор высказался за обращение к странам Антанты с просьбой о помощи режиму Скоропадского. В послании от 22 нояб. Собор объявлял о сохранении канонического единства с Патриаршей Церковью и высказывал предостережение противникам церковного единства и канонического строя. На заседании 13 дек. Собор вновь высказал осуждение бывш. членам ВПЦР, отметив их ведущую роль в организации травли митр. Владимира (Богоявленского). 16 дек. 1918 г. соборные заседания были прерваны гос. переворотом и приходом к власти Директории. Т. о., политические события неблагоприятно сказались на церковной жизни Украины. Арх.: ЦГАВО Украины. Ф. 1071, 1072, 3984; ЦГИА Украины. Ф. 182. Ист.: Bicmi з Украïнського Правосл. Церк. собору. К., 1917. 1; Киевлянин. 1917-1918; Краткая летопись первого Всеукр. Церк. Собора и его важнейшие постановления в янв. и июне 1918 г. К., 1918; Положение о временном Высшем управлении Правосл. Церкви на Украине и письма свт. Патр. Тихона. К., 1918; Скрынченко Д. Всеукр. Церк. Собор//Киевский правосл. вестн. 1918. 4; он же. Всеукр. Церк. Собор: (Зап. участника)//Малая Русь. К., 1918. Вып. 3. С. 29-46; Хроника Всеукр. Церк. Собора//Церк.-обществ. мысль. 1918. 15-20; Лunkibcьkuй В. Biдpoджehhя Церкви в Ykpaïhi (1917-1930). Торонто, 1959; Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994; Игнатуша О. М. Док-ти державних apxibib Украïни з icmopiï Украïнськоï Автокефальноï Правосл. Церкви (1917-1930 рр.)//Apxibu Украïни. 1994. 1/6. С. 44-56; Зеньковский В. , протопр. Пять месяцев у власти (15 мая - 19 окт. 1918 г.). М., 1995; Скоропадський П. Спогади, kiheць 1917 - грудень 1918. К., 1995.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Народ ждёт, что мы, как представители и носители христианской совести, присоединимся не к тем, кто убивает и одобряет убийство. Моё предложение к Собору: присоединиться к слову Святейшего Патриарха, подобно тому, как Собор присоединился в своё время к посланию Его Святейшества с анафематствованием. Настоящее слово прекрасно выражает, представляет собою самую суть того, что говорилось о событии на Соборе в пятницу июля 1918 г. – Сост.], пред совершением панихиды. Мы делом уже выразили своё согласие с словом Патриарха... 1. Выписки из Деяний 8 сессии Священного Собора 1917–1918 гг.: Рукопись. М., 1929 2. Кандидов Б. Церковно-белогвардейский Собор в Ставрополе в мае 1919 г М.: Московский рабочий, 1930 Сообщение Святейшего Патриарха Тихона Священному Собору о положении церковных дел на Украине и Всеукраинском Священном Соборе, согласно донесениям Председателя последнего – епископа Балтского Пимена [Пегова] (выписка из 138-го Деяния Священного Собора) ...7. Председательствующий (митрополит Новгородский Арсений Стадницкий) : Его Святейшество сообщит Священному Собору донесения Председателя Всеукраинского Собора. 8 . Святейший Патриарх Тихон (с кафедры ораторов): Я вчера вечером получил донесения от Председателя Всеукраинского Церковного Собора, епископа Балтского Пимена [Пегова], очень интересно. Позвольте поделиться и представить вниманию Собора для сведения, а потом эти донесения мы обсудим в Отделах. ... Святейший Патриарх зачитывает: «Первое донесение» от 4(17) июля 1918 г. за 207, с приложением к нему «Проекта положения о временном высшем управлении Православной Церкви на Украине» (четыре раздела, 19 пунктов); «Второе донесение» от 11(24) июля 1918 г., за 267, о времени работы двух сессий Всеукраинского Собора и предположительных сроках созыва третьей сессии; «Третье донесение» от 11(24) июля 1918 г., за 272, о постановлении Всеукраинского Собора о безусловной обязательности для всех епархий Украины постановлений Всероссийского Собора и Святейшего Патриарха; Доклад от 11 (24) июля 1918 г., за 268, относительно состава Высшего Церковного Совета Украинской Автономной Церкви и Донесение от 11(24) июля 1918 г., за 269, об определении Всеукраинского Собора организовать особую следственную комиссию по выявлению всех обстоятельств убийства митрополита Киевского и Галицкого Владимира [Богоявленского].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Возможно, речь идет о Григории (Яцковском; 1866–1932 гг.), 11 июля 1910 г. хиротонисан во епископа Краснослободского, викария Пензенской епархии, с 13 декабря 1912 г. епископ Бакинский, викарий Грузинской епархии, с 13 ноября 1917 г. епископ Елисаветпольский, викарий Тифлисской епархии, с 17 ноября 1917 г. епископ Екатеринбургски и Ирбитский. Возможно, что имелся в виду Григорий (Соколов) (1843–1928),, в 1917 или 1918 г. возведён в архиепископа. Исполнял обязанности управляющего Пензенской епархией после 10 марта до 30 апреля 1918 г. Антоний (Храповицкий; 1863–1936 гг.), 7 сентября 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, 14 июля 1900 г. переведен на самостоятельную Уфимскую и Мензелинскую кафедру, с 22 апреля 1902 г. епископ Волынский и Житомирский.В 1905–1907 гг. поддерживал «Союз русского народа» и другие монархические организации. В 1906/07 г. член Государственного совета, в 1912–1916 гг. членом Святейшего Синода, участвовал в подготовке Поместного собора 1917–1918 гг. и был его членом. 1 мая 1917 г. уволен с кафедры с назначением местожительства в Валаамском монастыре. В августе 1917 г. избран архиепископом Харьковским и Ахтырским, 28 ноября 1917 г. возведен в сан митрополита, 7 декабря избран членом Святейшего Синода. 19 мая 1918 г. избран на Киевскую кафедру. В декабре 1918 г. по распоряжению С. В. Петлюры арестован, освобожден при посредничестве французской военной миссии летом 1919 г. В ноябре 1920 г. покинул Россию. Евлогий (Георгиевский; 1868–1946 гг.), 12 января 1903 г. хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии, с 18 июля епископ Холмский и Люблински, депутат Государственной думы 2-го созыва, с 20 мая 1912 г. архиепископ. С 14 мая 1914 г. архиепископ Волынский и Житомирский, с сентября управляющий церковными делами в занятой русской армией Галиции. Участвовал в работе Предсоборного совета и в 1-й сессии Поместного собора 1917–1918 гг., входил в состав избранных Собором членов Священного Синода. В 1918 г. участвовал во Всеукраинском православном церковном соборе, избран Высшую церковную раду. 4 декабря 1918 г. арестован в Киеве властями Украинской директории. После освобождения при посредничестве французской военной миссии, в сентябре 1919 г. возглавил Церковно-общественный комитет ВВЦУ на Юго-Востоке России. 16 января 1920 г. эмигрировал в Константинополь.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199039/

163 Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Т. 1. С. 37; Бакулин Б. С. Несвоевременные воспоминания//Религия и демократия: На пути к свободе совести. С. 149–150. 165 Плаксин Р. Ю. Крах церковной контрреволюции 1917–1923 гг.. С. 17; Титлинов Б. В. Указ. соч. С. 56–57; Левитин А., Мавров В. Указ. соч. С. 153–154; Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка обновленческого раскола русской православной церкви. С. 121. 167 Тихон (Беллавин Василий Иванович, 1865–1925) – Патриарх Московский и всея России. Родился в г. Торопце Псковской губ. Закончил в 1888 Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Преподавал в Псковской духовной семинарии, Казанской Духовной Академии. 19.10.1897 хиротонисан во епископа Люблинского, с 1898 епископ Алеутский и Аляскинский. Десять лет руководил Православной Церковью в Америке. С 1907 архиепископ Ярославский, с 1913 архиеп. Виленский. 23.06.1917 избран на Московскую кафедру, 5.11.1917 избран и наречен Патриархом. В 1918–1923 неоднократно находился под арестом. Скончался 7.04.1925 в Москве. 169 Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 1. М.: Изд-е Соборного Совета, 1918. С. 17–33; Бакулин Б. С. Указ. соч. С. 160–161. 170 Левитин А., Шавров В. Указ. соч. С. 101; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917–1945. С. 217. 171 Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 2. М.: Изд-е Соборного Совета, 1918. С. 6. 172 Церковные Ведомости (Прибавления), 1918, 1. С. 23–27, 2. С. 82–83; Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Кн. VI. Вып. 1. М.: Изд-е Соборного Совета, 1918. С. 58–59; Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб.,), ф. 143, оп. 1, д. 84, л. 31 об. 174 Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства РСФСР (СУ), 1918, 18, ст. 263; Титлинов Б. В. Указ. соч. С. 116. 175 Церковные Ведомости, 1918, 3–4. С. 20–22; Петроградский Церковно-епархиальный Вестник, 1918, 27 февраля, 4 мая; Введенский А. И. Церковь и государство. С. 221; ЦГА СПб., ф. 143, оп. 3, д. 5, лл. 48–53, 72–73.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в тот же день митрополит написал на указе резолюцию: «Прошу Преосвященнейшего Прокопия на прежнем основании продолжить исполнение обязанностей наместника Лавры, впредь до новых распоряжений Высшей церковной власти». Таким образом, епископ Прокопий еще более двух месяцев руководил практической жизнью обители. Права же настоятеля некоторое время были ограничены указом Свят. Синода от 19 января 1918 г., согласно которому принятие решений о пострижении в монашество было предоставлено Духовному Собору и настоятелю Лавры, а о рукоположении и награждении насельников - Синоду по представлениям настоятеля. Один из первых указов владыки Вениамина после назначения его священноархимандритом был посвящен правильности богослужения: «Председателю Духовного собора сделать соответствующие распоряжения и иметь неослабное наблюдение за точностью исполнения церковного устава и благоговейным совершением богослужения в Лавре...; все церковное чтение должно быть неторопливо и внятно, и чтец обязан выходить для чтения на середину храма, особенно в соборе... Вообще на уставность и чинность богослужения прошу обратить особое внимание, без совершенно ненужного промедления и затягивания в пении в ущерб полноте службы» [xxxii] . Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 815, оп. 11-1917, д. 65, л. 59; Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.) М., 1975. С. 200, 202-203. РГИА, ф. 815, оп. 14, д. 155, л. 18, 55. Там же, д. 753, л. 1-2. [iv] Там же, оп. 11-1917, д. 82, л. 40-42. [v] Там же, л. 41-49. [vi] Там же, оп. 14, д. 158, л. 87-91. [vii] Там же, оп. 11-1918, д. 64, л. 1; Наши ведомости. 1918. 11 января. [viii] Церковные ведомости (Прибавления). 1918. 1. С. 23-24. [ix] РГИА, ф. 815, оп. 11-1918, д. 96, л. 1. [x] Церковные ведомости (Прибавления). 1918. 1. С. 26. [xi] Там же, С. 27. [xii] «Просто» насилие. К 75-летию попытки захвата Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры большевиками в 1918 году//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

608 Оранский Богородицкий мужской монастырь расположен в с. Оранки Нижегородского уезда Нижегородской губ. Основан в 1634 г. как пустынь в честь Оранской иконы Божией Матери дворянином П.А. Глядковым (Гладковым). С 1866 г. общежительный мужской монастырь 1-го класса. В ночь на 18 августа 1918 г. на острове Мочальном на Волге вблизи Нижнего Новгорода были расстреляны в качестве заложников 15 монахов Оранского монастыря, его настоятель архимандрит Августин и настоятель Нижегородского храма Казанской иконы Божией Матери Николай Орловский. В том же году были реквизированы и разворованы местными жителями хуторское хозяйство и часть построек монастыря. В 1920 г. монастырь закрыт большевиками. Один корпус оставлен братии во главе с архимандритом Димитрием (Архангельским). В 1921–1923 гг. в обители был организован церковный приход, но в 1928 г. он был упразднен, а архимандрит Димитрий арестован, приговорен к трем годам ссылки (в 1937 г. расстрелян). Монастырь возрожден в 1993 г. 609 Речь идет о событиях апреля 1918 г. в Крестовоздвиженском женском монастыре Нижегородской епархии. Здесь перед Вербным Воскресением отряд латышских стрелков попытался конфисковать монастырское имущество. Игуменья Мария отказалась отдать ключи, ее поддержали монахини и паломники, по которым была открыта стрельба. Обитель была закрыта и по некоторым данным в ней был устроен концентрационный лагерь для заложников из бывших царских офицеров (см.: Забвению не подлежит: Неизвестные страницы нижегородской истории (1918–1984). Н. Новгород, 1994. С. 148). 614 В мае 1918 г. Череповец стал губернским центром. СНК РСФСР учредил Череповецкую губ., в которую вошли пять уездов – Кирилловский, Белозерский, Тихвинский, Устюженский и Череповецкий, а также были переданы четыре волости из Пошехонского уезда Ярославской губ. 615 На почве проводимой большевиками в деревне продовольственной реквизиции эта губерния с марта по осень 1918 г. была охвачена крестьянскими восстаниями. Особенно крупное крестьянское восстание под руководством меньшевиков и эсеров началось в ноябре 1918 г. в Починковской волости Череповецкого уезда. К нему присоединились крестьяне шести соседних волостей. Движение между городами Вологдой и Череповцом было временно прервано. Восстание подавлено 2 декабря 1918 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010