21 февраля 1918 г. Внесение редакционной поправки 26 февраля 1918 г. 1. Отказ от выступления с комментариями 2. Первое уточнение о соборе средств в пользу духовных учебных заведений 3. Второе уточнение о соборе средств в пользу духовных учебных заведений 7 марта 1918 г. О средствах духовных учебных заведений 9 марта 1918 г. 1. О внешкольном образовании 2. О преподавании Закона Божия 27 марта 1918 г. 1. Высказал мнение: «Православный миссионер должен быть в священном сане» 2. Комментарий по теме «Миссионеры и сектанты» 3. Комментарий о повестке дня 2 апреля 1918 г. 1. Доклад «О типе духовных учебных заведений» 2. Ответ на замечания по докладу 3 апреля 1918 г. 1. Первый ответ на замечания по докладу 2. Второй ответ на замечания по докладу 5 апреля 1918 г. Высказано мнение: «Насильственное пастырство есть зло» 6 апреля 1918 г. 1. Мнение по вопросу о расторжении церковного брака 2. Первое критическое замечание о мнении архим. Вениамина (Федченкова) 3. Второе критическое замечание о мнении архим. Вениамина (Федченкова) 4. О преобразовании духовно-учебных женских заведений 19 июня 1918 г. 1. Первое высказывание о национализации семинарии и Епархиального дома 2. Второе высказывание о национализации семинарии и Епархиального дома 11 июля 1918 г. Об участии женщин в жизни Церкви 13 июля 1918 г. 1. Первое предложение фиксировать в протоколе неявку соборян 2. Предложение о назначении представителей Собора в Госкомиссии по духовным учебным заведениям 31 июля 1918 г. 1. Высказано мнение «Обучение прихожан – не частое дело священника» 2. Выступление при обсуждении господдержки духовных учебных заведений 3. Мнение о состоянии Варшавской епархии 10 августа 1918 г. 1. Доклад «О Церковном страховании» 2. Мнение о средствах страхования 3. Ответ на замечания по докладу 4. Ответ на замечания по докладу 5. Доклад «О Церковном кооперативе» 6. Ответ на полемику по докладу 7. Высказывание о гонениях на Церковь 1 Православная энциклопедия/Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2000. Т. 1. С. 247.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1918.14  (27) февраля – по решению Поместного Собора возглавил комиссию по расследованию обстоятельств мученической кончины митрополита Киевского Владимира 1918,1 апреля (н. ст.) – назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским 1918,22 марта (4 апреля) 1918 – избран в комиссию по борьбе с большевизмом в Церкви 1918.19  мая – июль – находился в Баку; направил три письма, патриарху Тихону от 24 мая, 5 и 20 июня 1918,4  июня – председательствовал на собрании представителей всех приходов г. Баку, в отсутствии возможности созвать епархиальное собрание; избраны члены Временного Бакинского епархиального совета 1918,4  июля – избран митрополитом Нижегородским на Нижегородском епархиальном съезде духовенства и мирян, получив более 2/3 голосов 1918,  4 июня – постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода об утверждении вместо митрополита Кирилла на Тамбовскую кафедру избранного свободным голосованием клира и мирян Тамбовской епархии епископа Козловского Зиновия (Дроздова) 1918.12  июля – прибыв в Астрахань, получил телеграмму патриарха Тихона, что «благо Церкви требует ныне пребывания его на Кавказе», а не на Нижегородской кафедре; направился в Тифлис, но по обстоятельствам военного времени добраться до Тифлиса не смог 1918, август – прибыл в Москву на третью сессию Поместного Собора 1918.20  августа – избран заместителем члена соборного Совета 1918.13  сентябряпо предложению соборного Совета возглавил делегацию для передачи Совету народных комиссаров постановления Собора от 24 августа (6 сентября) о необходимости отмены инструкции Народного комиссариата юстиции от 17 (30) августа 1918 г. «по проведению в жизнь Декрета об отделении Церкви от государства» 1918,18–19 сентября – на 168–169 заседаниях Поместного Собора обсуждался доклад митрополита Кирилла «О церковных округах», сделанный от Отдела о высшем церковном управлении; на 169-м заседании митрополит Кирилл сделал доклад «Об управлении духовно-учебными заведениями, церковно-приходскими школами и законоучительством в светских учебных заведениях» (результат совместной работы соборных отделов «О духовно-учебных заведениях», «О церковно-приходских школах», «О преподавании Закона Божия» и издательского отдела)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковные Ведомости. 1918. 185. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о бытии архиепископу Тамбовскому и Шацкому Кириллу [Смирнову] митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским Святейший Патриарх и Священный Синод 19 марта (1 апреля) 1918 г. за 185 постановили: Преосвященному Кириллу, архиепископу Тамбовскому и Шацкому, быть митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. Церковные Ведомости. 1918. 13/14 (01.04).1918. 204. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об утверждении в должности преподавателя Старицкого духовного училища Николая Пиловского Святейшим Патриархом и Священным Синодом 19 марта (1 апреля) 1918 г. за 204 постановлено: избранного Педагогическим Собранием Правления Старицкого духовного училища на должность преподавателя греческого языка и истории при классном воспитательстве в том же училище протоиерея Николая Пиловского утвердить в означенной должности. Церковные Ведомости. 1918. (01.04).1918. 205. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об увольнении иеромонаха Игнатия [Садковского] от должности помощника библиотекаря Московской Духовной Академии Святейшим Патриархом и Священным Синодом, 19 марта (1 апреля) 1918 года за 205 постановлено: иеромонаха Игнатия уволить, согласно прошению, от должности помощника библиотекаря Московской Духовной Академии с 1(14) января 1918 года. Церковные Ведомости. 1918, 206. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о возведении монахини Дорофеи в сан игумении Моздокского женского монастыря Святейшим Патриархом и Священным Синодом 19 марта (1 апреля) 1918 года за 206 постановлено: избранную сёстрами Св. Георгиевского Моздокского женского монастыря на должность настоятельницы сего монастыря казначею того же монастыря монахиню Дорофею утвердить в означенной должности с возведением её в сан игумении. Церковные Ведомости. 1918. 22.03(04.04).1918. Первая телеграмма-вызов Святейшего Патриарха архиепископу Пензенскому и Саранскому Владимиру [Путяте] в связи с преданием его суду совещания епископов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

2-4, 6-21, 23, 24; 1877. 2, 3, 5, 9-18, 21), «К столетию 1-го Орловского духовного училища» (1918. 1, 2, 5/6-12) Д. Д. Готовицкого. В целом в номерах журнала за 1917-1918 гг. представлена хроника революционных потрясений в Орловской губ. и по всей России, а также реакция на них церковных людей, прежде всего клириков. Еп. Макарий (Гневушев) напомнил о долге правосл. людей «перед Родиной, ныне находящейся в тяжелом, опасном и переходном состоянии» в «Архипастырском послании» (1917. 12/13/14. С. 215-227), а в обращении «К православному духовенству Орловской епархии» (1917. 22. С. 333-346) констатировал, что «захватывают в свои руки власть люди, жаждущие только разорения государственного» (в том же номере опубл. указ Синода об увольнении еп. Макария на покой). Революционный разгул и анархия, последовательные гонения на Церковь после Октябрьского переворота описаны в статье «Темный лик России» В. Азбукина (1917. 27/28. С. 83-87), в анонимных публикациях «Дни ожесточения» (1917. 44/45. С. 393-395), «Расстрел священника [сщмч. Иоанна Кочурова]» (1917. 46/47. С. 447-448), «Церковный Собор в дни междоусобной брани в Москве» (1917. 48/49. С. 469-476), «Страждущая Церковь» (1918. 2. С. 39-41), «Гонение на Церковь» (1918. 3/4. С. 60-61), «Церковь в наши дни» (Там же. С. 63-65), «Убийство митр. Владимира [Богоявленского]» (1918. 3/4. С. 77; 5/6. С. 118-120), «Убийство священника [сщмч. Иоанна Панкова] и его семьи» (1918. 11. С. 285-286), «Арест еп. Амвросия [Смирнова] и роспуск епархиального собрания» (1918. 15. С. 390-392), в ст. «Из дневника сельского священника» свящ. М. П. (1918. 16. С. 410-412). В журнале сообщалось об антицерковных декретах новой власти, публиковались ответные постановления и воззвания Собора, послания патриарха Тихона, а также был помещен ряд статей, в которых сделана попытка осмыслить исторические изменения церковно-гос. отношений и собственно церковной жизни в новых условиях, напр. «Церковь и государство» (1917. 20/21. С. 309-318) и «Положение Церкви в различных государствах Европы» (1917. 23/24. С. 351-367) Полунина, «Значение изучения церковной истории для современного пастыря» А. Л. Ключёва (1918. 9. С. 177-182), «К вопросу о реформе церковной жизни» П. Н. Мочульского (1918. 15. С. 380-383; 16. С. 407-410). Исторический интерес представляют яркие публицистические статьи В. Д. Ковригина (впосл. протоиерей) «Тайна Церкви» (1918. 5/6. С. 103-106), «О лекциях бывшего православного миссионера Г. В. Щелчкова» (1918. 17. С. 441-445) и др., а также факт перепечатки из центральных газет статей выпускника Орловской ДС проф. С. Н. Булгакова «О даре свободы» (1917. 36/37. С. 279-282) и «Смысл патриаршества в России» (1917. 48/49. С. 463-469).

http://pravenc.ru/text/2581555.html

     Выписка из Постановления Святейшего Патриарха и Священного Синода в соединённом присутствии с Высшим Церковным Советом о мероприятиях к сохранению духовно-учебных заведений в ведении Церкви, 07(20).02.1918 г.//Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России … С. 91–93.      Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти, 28 февраля 1918 г.//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство... С. 32; Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России … С. 97.      Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на православную Церковь, 5 (18) апреля 1918 г.//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство... С. 19–20.      О православном приходе (Приходский Устав), 7 (20) апреля 1918 г.// Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 3-й. [Репринт. изд. 1918 г., вып. 1–4]. – М., 1994.  С. 13–41; Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Управления (ВЦУ) Православной Российской Церкви 17 (30) мая 1918 г. о пастырских училищах//Прибавления к Церковным Ведомостям. 1918. 23–24 (1 (14) июля). С. 167–168; Положение о пастырских училищах//Там же. С. 168–174.      См.: Определение Священного Собора Православной Российской Церкви «О духовных семинариях и училищах и о пастырских училищах», 7 (20) апреля 1918 г.// Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 3-й. Приложение к «Деяниям» второе [Репринт. изд. 1918 г., вып. 3]. – М., 1994. С. 53; Определение Священного Собора Православной Российской Церкви «О женских училищах епархиальных и духовного ведомства», 7 (20) апреля 1918 г.//Там же. С. 54      Протокол 7 заседания XV-ro Отдела Св. Собора от 21 сентября 1917 г.//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 398. Л. 9-а.      Там же. Л. 9-а, 9-б.

http://bogoslov.ru/article/1241299

В сер. дек. 1918 г., после ареста архиеп. Евлогия, еп. Дионисий принял на себя временное управление приходами Холмской губ. Украинской народной республики (УНР), получив соответствующее подтверждение со стороны укр. властей. Холмская губ. УНР, образованная в 1918 г., должна была охватывать территорию Холмской губ. Российской империи, признанную по Брестскому миру в составе Украинского гос-ва, но из-за отказа австр. властей пропустить туда чиновников УНР центр Холмской губ. временно разместился в Брест-Литовске, а власть укр. губернатора Холмщины распространялась на Брестский, Кобринский, Пружанский уезды и на часть Бельского у. бывш. Гродненской губ. Церквами этих уездов де-факто управлял переизбранный в нояб. 1918 г. Холмский временный епархиальный совет, реэвакуированный в кон. 1918 г. в Киев и оттуда переехавший в нач. 1919 г. в Брест-Литовск, т. к. в Холм его представителей ни австр. власти, ни образованное в нояб. 1918 г. правительство Польши не допускали. В рапорте от 31 дек. 1918 г. Холмская духовная коллегия признавала управляющим Холмской епархией еп. Дионисия, жившего тогда в Киеве, и рассчитывала на его помощь в реэвакуации епархиальных учреждений (консистории и семинарии) на Холмщину (Там же. Д. 543. Л. 4-6). В 1918-1919 гг. еп. Дионисий осуществлял временное руководство приходами Украинского Полесья - в Пинском, Речицком и Мозырском уездах бывш. Минской губ., в Гомельском у. бывш. Могилёвской губ., к-рые 14 авг. 1918 г. образовали Полесскую губ. УНР с центром в Мозыре. Еп. Дионисий получил эти полномочия 23 авг. 1918 г. по решению патриарха Тихона и Высшего церковного совета ; фактически эти приходы были присоединены к Киевской епархии , что вызвало негодование белорус. националистических кругов. 11 нояб. 1918 г. патриарх приостановил полномочия еп. Дионисия по управлению Полесьем из-за протестов Минского и Туровского архиеп. Георгия (Ярошевского) . Однако это решение не было выполнено, из-за того что назначение на Полесье Дионисия поддерживали и власти УНР, и Киевский митр. Антоний (Храповицкий). 22 нояб. 1918 г. Всеукраинский Собор учредил Полесское духовное управление на территории Полесской губ. УНР, 3 дек. главой управления с полномочиями правящего архиерея утвердили еп. Дионисия (был разработан проект самостоятельной Полесско-Мозырской епархии), его викарием был назначен Гомельский еп. Варлаам (Ряшенцев) , живший с окт. 1918 г. в Киеве. В письме от 17 янв. 1919 г. Минский архиеп. Георгий просил власти УНР и Киевскую митрополию вернуть в его юрисдикцию Полесскую губ., убеждая их в своей лояльности к Украине, тем не менее какое-то время еп. Дионисий продолжал руководить приходами Полесья. Управляя приходами Холмской и Полесской губерний, Дионисий имел титул «епископ Кременецкий».

http://pravenc.ru/text/2459003.html

Святейшим Патриархом и Священным Синодом от 9 февраля 1918 г. за 3 постановлено: избранному свободным голосованием клира и мирян Енисейской епархии на кафедру Енисейского епархиального архиерея викарию Симбирской епархии епископу Алатырскому Назарию – быть епископом Енисейским и Красноярским. Церковные Ведомости. 1918. 7/8 9. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о благословении с выдачей Патриарших грамот – Николая Пузырева, Марии Пузыревой и Сергея Мельникова (Новгородская епархия) Святейшим Патриархом и Священным Синодом от 9(22) февраля 1918 г. за 9 постановлено: Петроградского коммерции советника Николая Пузырева, жену его Марию Пузыреву и церковного старосту Михайло-Архангельской города Новгорода, что на Торговой стороне, церкви Сергея Мельникова благословить иконами Всемилостивого Спаса с выдачею грамот от Святейшего Патриарха, во внимание к щедрым пожертвованиям Пузыревых на украшение храмов Новгородского Свято-Духова женского монастыря и ввиду долголетней отлично-усердной службы Мельникова Церкви Божией. Церковные Ведомости. 1918. 7/8 02.1918. Благословенная грамота Святейшего Патриарха Тихона Марии Пузыревой Церковные Ведомости. 1918. 7/8 02.1918. Благословенная грамота Святейшего Патриарха Тихона Сергею Мельникову Церковные Ведомости. 1918. 7/8 10. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о награждении настоятеля церкви при Российской миссии в Буэнос-Айресе (Аргентина) протоиерея Константина Изразцова митрою 59 Святейшим Патриархом и Священным Синодом от 9 (22) февраля 1918 г. за постановлено: наградить настоятеля церкви при Российской Миссии в Буэнос-Айресе протоиерея Константина Изразцова митрою. Церковные Ведомости. 1918. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о возведении в сан игумена настоятеля Трифоно-Печенгского ставропигиального монастыря иеромонаха Иннокентия Святейшим Патриархом и Священным Синодом от 9(22) февраля 1918 г. за 11 постановлено: возвести настоятеля Трифоно-Печенгского монастыря иеромонаха Иннокентия в сан игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

47 В храме в честь чудотворной Черниговской иконы Божией Матери, воздвигнутом над пещерами (собор был освящен в 1893 г.). 48 Туницкий Николай Леонидович (16.09.1876–30.03.1930) – экстраординарный профессор по кафедре Русской литературы МДА (1913–1919). 49 В результате Брест-Литовского сепаратного мирного договора между Украинской народной республикой, с одной стороны, и Германией и Австро-Венгрией, с другой, подписанного 27 января (9 февраля) 1918 г., территория Украины была оккупирована немецкими войсками. 50 Грушевский Михаил Сергеевич (29.09.1866–24.11.1934) – украинский историк, профессор Львовского университета; с марта 1917 по 29 апреля 1918 гг. возглавлял Центральную Раду (Совет) Украинской народной республики, а фактически, как видим и из дневника, до 27 апреля. 51 Скоропадский Павел Петрович (3.05.1873–26.04.1945) – генерал-лейтенант Русской императорской армии, после 1917 г. – украинский политический деятель, с 29 апреля по 14 декабря 1918 г. – гетман (правитель) Украинской державы, установленной после роспуска Центральной Рады и упразднения Украинской народной республики. Режим гетмана Скоропадского просуществовал до ноября 1918 г., после чего пал в результате как внутренних противоречий, так и лишения поддержки немецких войск, покинувших оккупированные территории Украины после поражения Германии в Первой мировой войне. В середине декабря 1918 г. Киев был взят войсками атамана С. В. Петлюры, и была восстановлена Украинская народная республика во главе с высшим органом власти – Директорией. В декабре Гетман Скоропадский отрекся от власти и тайно уехал в Берлин. 52 Сепаратный мирный договор, подписанный в Бухаресте 24 апреля (7 мая) между Румынией и Центральными державами, не ратифицированный румынским королем Фердинандом. 53 Автор имеет в виду поражение и выход Советской России из Первой мировой войны, ознаменованные Брестским сепаратным мирным договором 3 марта 1918 г. Читать далее Источник: Дионисий (Шленов), игумен. Воспоминания и дневники : А.Д. Беляев : Лавра и академия в пасхальные дни 1918 года (дневники 15.04.1918–28.04.1918)//Богословский вестник. 2018. Выпуск 2. 29. С. 283-301.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Скачать epub pdf Родился 2 июля – г. Скончался отец – 23 фев[раля] 1889г. Шуйское Дух[овное] Училище – 1896–1902 гг. Начал прислуживать в алтаре август – 1899 г. Владимирская Духов[ная] Семинария  – 1902–1908 [гг.] Прислуживал при архиерейском богослужении, сначала митродержцем ректора, потом рипидоносцем  – 1902–1906 [гг.] То же и иподиаконом – 1906–1908 [гг.] Посвящен в 1-ую степень церковного клира – чтеца 6 мая 1907 г. Московская Духов[ная] Академия – 1908–1912 [гг.] 1 Пострижен в монашество – 12 окт[ября] 1912 г. Посвящен во иеродиакона – 14 окт[ября] 1912[г.] Посвящен во иеромонаха – 17 окт[ября] 1912 [г.] Преподаватель Полтавск[ой] Дух[овной] Сем[инарии] 2  – нояб[рь] 3  1912 г, – сентябрь 1913 г. Преподаватель Владимирской Дух[овной] Сем[инарии] 4 – 1913– 1918 гг. Член Поместного Всероссийского Собора 5    – янв[арь] – сент[ябрь] 1918 [г.] 6 Член Владимир[ского] Епархиал[ьного] совета 1918–1920 [гг.] Член Владимирского Епархиального Совета – 1918–1920 г. Наместник Владимирского Рождествина монаст[ыря] – 1920–1921 гг. Возведен в сан архимандрита – 20 янв[аря] 1920 г. Настоятель Боголюбова монастыря – с 18 июня 1921 [г.] Хиротонисан во епископа Ковровск[ого] 7  – 27 июня 1921 г. Арестован 8  – 17 марта 1922 г. В срочном порядке препровожден в Рев. Воен. Трибунал и освобожден – 18 марта 1922 [г.] Арестован в Вел[икую] Среду – 30 марта 1922 [г.] В заключении во Владимирской тюрьме был с митр[ополитом] Сергием (Страгородским) 9  архиеп[ископом] Вятским Павлом (Борисовским) 10 , епископом Суздальским Василием (Зуммером) 11 . Показательный суд во Владимире по обвинению в связи с пропажей церков[ных] ценностей в Сузд[альском] Спас[ском] монастыре 12    – 27 мая 1922 г. Приговорен к 1 году заключения], по амнистии освобожден – 28 мая 1922 г. Арестован – 15 июля 1922 [г.] Во Владимирской тюрьме был с епископом Муромским Серафимом (Руженцевым) 13 Без допроса освобожден – 25 июля 1922 г. Арестован – 10 сентяб[ря] 1922 г. Во Владимирской тюрьме был с архиепископом Крутицким Никандром (Феноменовым), впоследствии митрополитом Ташкентским 14 , архиепископом Астраханским Фаддеем (Успенским) 15 , епископом Звенигородским Николаем (Добронравовым) 16 , епископом Вязниковским Корнилием (Соболевым) 17 , епископом Переславским Дамианом (Воскресенским) 18  и епископом Суздальским Василием (Зуммером) 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Остальные члены Императорской фамилии находились вне юрисдикции центральных органов Советской власти. Примечательно и то, что именно в начале марта 1918 года Президиум Уралсовета постановил обратиться в ВЦИК с предложением о переводе царской семьи в Екатеринбург . Таким образом из Петрограда, которому угрожало немецкое наступление, были вывезены практически все члены Императорской фамилии. Стоит поставить акцент на том, какие органы принимали решения об их высылке: – Михаила Александровича – « выслать в Пермскую губернию впредь до особого распоряжения. Местожительство в пределах Пермской губернии определяется Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» –Постановлением Совнаркома РСФСР от 9 марта 1918; – Великих князей в г. Вятку и г. Вологду– « впредь до особого распоряжения с правом свободного выбора места жительства в пределах Вологодской, Вятской и Пермской губ.» – Постановлением Совета Комиссаров Петроградской трудовой коммуны от 26 марта 1918; – Семьи бывшего Императора Николая II – « поручить Комиссариату юстиции и двум представителям Крестьянского съезда подготовить следственный материал по делу Николая Романова. Вопрос о переводе Николая Романова отложить до пересмотра этого вопроса в Совете Народных Комиссаров. Место суда не предуказывать пока» – Протокол заседания Совнаркома РСФСР от 20 февраля 1918. Из представленного можно сделать вывод о том, что: – во-первых, личность Михаила Александровича Романова для Совнаркома имела особо значение, совершенно отличное от других лиц Императорской фамилии; – во-вторых, Пермскому Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов делегированы специальные полномочия по организации ссылки и возложена соответствующая ответственность; – в-третьих, слова « впредь до особо распоряжения» имеют синонимический смысл: «без установления определения срока длительности», а также экстрасемантический смысл: ограничение свободы и установление полной зависимости от чужого решения. Анализ известных документов центральных органов власти (ВЦИК– 01.04.1918, 06.04.1918, 04.05.1918, 09.05.1918, 25.05.1918, 18.07.1918; СНК – 20.02.1918, 09.03.1918, 02.05.1918; ЦК – 16.05.1918, 19.05.1918), связанных с упоминанием имен Михаила и Николая Романовых, показывает интересную закономерность: из 11 известных совещаний в пяти и более приняли участие: Я.М. Свердлов – в 10 из 11; М.Ф. Владимирский, В.А. Аванесов и Г.И. Теодорович – в 7 из 11; В.И. Ленин и М.Н. Покровский – в 5 из 11.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010