С царской семьей позволили ехать далеко не всем приближенным и условия пребывания в Екатеринбурге их ожидали совсем другие. Для содержания узников был подготовлен дом в центре города. Дом этот не был случайным. Он принадлежал некоему инженеру Ипатьеву, которому приказали съехать. Зачем же понадобился именно этот дом, если в городе было достаточно брошенных после революции особняков? Общеизвестно, что династия Романовых началась в Ипатьевском монастыре. Видимо, кто-то очень хотел, чтобы эта династия закончила свое существование в Ипатьевском доме. Круг должен был замкнуться, монархия должна быть уничтожена. Это была идея никак не малограмотных красноармейцев. При въезде в город без всяких объяснений были арестованы ближайшие друзья царя- генерал Татищев и князь Долгорукий. По злой иронии судьбы, преданного Татищева очень плохо встретили в городе, основанном предком его- В.Н.Татищевым. Красноармейцы убили безоружного генерала и бросили его тело за городом. «Я молю только об одном- чтобы меня не разлучили с Государем и дали мне умереть вместе с ним»- говорил Илья Леонидович в заключении. Этого ему не позволили. Отправляясь в поездку, князь Долгорукий взял с собой два револьвера, понимая, что царской семье грозит опасность. Немудрено, что большевики в первую очередь лишили царя двух самых преданных мужчин, которые постояли бы за него не словом, а делом. Государь очень ждал и надеялся, что его друзьям позволят снова быть вместе с ним, но тщетно. Князь Долгорукий был подло убит выстрелом в затылок. Посмотреть в лицо этому мужественному человеку убийцы не смогли. Так же, как и Татищева, князя оставили не погребенным. При въезде в Екатеринбург были арестованы Анастасия Гендрикова и Екатерина Шнейдер. В начале сентября 1918 года они были расстреляны, а их тела брошены. Мужественные женщины вместе служили царской семье, вместе и встретили смерть от рук убийц-большевиков. Для тех, кто все-таки попал в дом Ипатьева, жизнь стала очень тяжелой. Охрана вела себя отвратительно: солдаты нецензурно ругались, пели похабные песни, курили в комнатах, плевали на пол, рисовали на стенах неприличные рисунки, говорили царице и великим княжнам пошлости. Управы на них не было никакой, мало того, они еще и ели за одним столом с заключенными, что превращало обеды в пытку. Прогулки были сокращены до минимума, окна замазаны белилами, закрывать двери в комнаты было запрещено. Почти три месяца унижений, физических и нравственных страданий вытерпели заключенные в этом доме. Эти страдания стали их последним очищением перед мученичеством.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/16/...

На показательном процессе саратовского духовенства в октябре 1918 г. неоднократно звучала мысль о том, что в то время никто не удивлялся кратковременным арестам духовенства. Священников ненадолго арестовывали и вскоре отпускали. К сожалению, у нас очень мало сведений о кратковременных арестах. Видимо, они далеко не всегда документировались, либо документировались ЧК, архивные материалы которой до сих пор закрыты для исследователей. Те же дела, которые заводились в ревтрибунале, касались более продолжительных задержаний. Пока следователи губернского центра раскручивали дело епархиального совета во главе с епископом Германом (Косолаповым), не дремали и новые власти в уездах (прежде всего, исполнительные комитеты и чекисты). Так, в июне 1918 г. был арестован священник села Невежкино Аткарского уезда Василий Перов и увезен на автомобиле в тюрьму г. Аткарска. Прихожане о. Василия, как видно из материалов дела по обвинению его в контр-революционных действиях, отличались преданностью своему пастырю и не сильно поддерживали антицерковные идеи. Ещё в сентябре 1917 г. в Невежкине вели активную антиправославную агитацию прапорщик Иван Войцман и учительница Мария Беляева, но жители села предложили им покинуть село и прекратить агитацию. После того как уже при новой власти, в начале 1918 г., подобная агитация возобновилась, невежкинцы снова пресекли ее . Впрочем, нужно сказать, что, отвергая атеистические идеи, и прихожане, и сам сельский клир были настроены революционно и вели себя в духе времени. Прося освободить своего пастыря, прихожане записали в протоколе экстренного собрания жителей села: «Население им (священником Перовым. – А.М. ) довольно, и контреволюционного он ничего не учинял, а шел рука об руку с народом, церковную землю немедленно отдал в общество при первой же революции, при свержении Николая на площади, после молебна, он с псаломщиком Василием Петровичем Мироновым участвовали главарями в торжественном празднестве с пением революционных песен» . Поддержал о. Василия и сельский сход соседнего большого села – волостного центра Большие Копёны, а епархиальное собрание послало в ревтрибунал подписанную епископом Германом просьбу об освобождении священника. В результате обвиняемого сначала освободили из-под стражи, но потом снова арестовали. 17 июля 1918 г. о его освобождении ходатайствовал епархиальный архиерей – епископ Досифей (Протопопов). В итоге священник Перов был отпущен на свободу, подписав в аткарской ЧК обязательство выехать из села Невежкино . Ревтрибунал не довел дело до суда, но и не прекратил его официально.

http://bogoslov.ru/article/1426309

- «был арестован, допрошен следователем Сергеевым и успел умереть в тюрьме единственный очевидец событий, произошедших в «расстрельной» комнате в июле 1918 года, Павел Медведев... - была допрошена начальником уголовного розыска Кирстой сестра секретаря Белобородова, Владимира Мутных, Наталья Мутных, видевшая членов Царской семьи в Перми в сентябре 1918 года живыми; - были найдены и допрошены Кирстой свидетели, видевшие в сторожке у разъезда 37 арестованную красноармейцами девушку, назвавшуюся царской дочерью... Допрос следователем Сергеевым единственного свидетеля, видевшего трупы и видевшего расстрелянных в доме Ипатьева людей живыми, П. Медведева, происходил 20 февраля 1919 г. Допрос Н. Мутных, свидетельницы, видевшей членов Царской семьи живыми через месяц после объявления об их расстреле, следователь Кирста производил в начале марта 1919 г. Смерть П. Медведева зафиксирована 27 марта 1919 г. А что с ним было до этого момента? Уже, находясь за рубежом, подполковник Белоцерковский (начальник Кирсты) хвастался, что П. Медведев умер из-за того, что он, подполковник Белоцерковский, " сильно его ударил " . Можно предположить, что, пока следователь Соколов разбирал материалы Сергеева, Павла Медведева пытали в контрразведке с целью уточнения показаний Н. Мутных. О результатах этих допросов неизвестно, поскольку Кирсте запретили продолжать его расследование. То, что Соколов, видимо, не счел важным для себя повторный допрос важнейшего свидетеля П. Медведева и даже не проверил факт смерти последнего, было его самой большой ошибкой. Смерть главного свидетеля П.Медведева от сыпного тифа 27 марта 1919 г. была удостоверена только священником Градо-Екатеринбургской Михайло-Архангельской церкви А. Глубоковским. На удостоверении не было не только подписей следователя или тюремного врача - не было даже подписи начальника тюрьмы. Т. е. смерть главного свидетеля по уголовному делу об убийстве Царской семьи не была установлена официально. Разбираться с этим Соколов не стал» Приведенная выше публикация - фрагмент из книги Ю.И. Сенина «Подлинная судьба Николая 2 или кого убили в доме Ипатьева» (М. Эксмо, 2010). Представленную в нем хронологию событий «Следствия по делу об убийстве Царской семьи» необходимо дополнить:

http://ruskline.ru/analitika/2016/07/15/...

Не хочу придавать излишнее значение символике чисел. Но в связи с данной суммой лет вспоминается кощунственная книга Марка Ксавинова «Двадцать три ступени вниз», в названии которой глумливо «обыгрывались» 23 года Царствования Государя Императора Николая II и 23 ступени лестницы, ведущей со второго этажа Ипатьевского особняка в полуподвальную расстрельную комнату, в которой было совершено цареубийство. Что если заведомо сатанинская мистика числа 23 , которую «обыгрывал» М.Касвинов, теперь сыграет злую шутку с самим следователем, возбудившим следственное дело 666 -93 и теперь оказавшемся на 23-й «ступени»?! В каком-то смысле я «накаркал» следователю в заметке, которую писал 23 Ноября для «Руси Православной», о проблемах дорасследования ракетного расстрела российского пассажирского самолета над Черным морем 4 октября 2001 года « Дела надо доводить до конца! », где вспоминал и дело 666 -93, которое В.Н.Соловьев в 1993–2001 годах пять или шесть раз открывал и закрывал по своему усмотрению. Но оставим судьбу В.Н.Соловьева на волю Божью, а вернемся к нынешней ситуации. Весьма интересна фигура сорокалетнего генерала-майора юстиции, и.о. руководителя Главного Следственного Управления Следственного Комитета России Игоря Викторовича Краснова, который вступил в эту должность в начале Октября нынешнего года. Теперь он возглавил бригаду следователей и криминалистов по дорасследованию многих обстоятельств цареубийства 4/17 июля 1918 года, а не только по генетическим экспертизам «екатеринбургских останков». В качестве старшего следователя по особо важным делам при Председателе СК РФ И.В.Краснов с сентября 2014 по март 2015 года расследовал хищения денежных средств, выделенных на строительство космодрома «Восточный», а с 28 февраля 2015 года генерал-майор И.В.Краснов возглавил следственную группу по делу об убийстве Бориса Ефимовича Немцова. Видимо, для обстоятельного рассмотрения всех версий этого преступления руководителю следствия пришлось познакомиться и с обстоятельствами государственной карьеры Б.Е.Немцова и, возможно, прикоснуться к некоторым тайнам 1997–1998 годов, столь «фейерверкных» для нижегородского махинатора, что его даже некоторые прочили в преемники Б.Н.Ельцину.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/28/sm...

В годы советской власти священник Веденский не был репрессирован, но притеснениям подвергался, в частности, был выселен из своего дома, который был отдан под школу и вселен в бывшее здании школы, которое требовало капитального ремонта. Была попытка отобрать его сад и т.д. О его последних годах пока ничего не известно. По воспоминаниям старожилов, его дочь преподавала в Таболовской начальной школе. В 1918 г. на землях с. Таболово был образован совхоз " Гаврилово " . Церковь продолжала действовать. Но, как в других церквях России, в 1922 г. из нее была изъята ценная утварь. Среди изъятых предметов были две большие серебряные крышки от Евангелия, большой и малый кресты, серебряная большая риза от иконы Николая Угодника и др. предметы. Общий их вес составил 16 фунтов 34 золотника.  В 1932 г. совхоз " Гаврилово " передается в ведение Центрального научно- исследовательского института эпидемиологии и микробиологии Наркомздрава РСФСР. Институт считал, что существование действующей церкви, приход которой в начале 1930-х гг. значительно расширился, на его территории не допустимо. И не смотря на то, что храм Успения Пресвятой Богородицы в те годы обслуживал верующих селений Дыдылдино, Таболова, Малое Таболово, а также деревень Петровской и Апаринки, с общим количеством прихожан до 1700 человек, институт обратился в Исполком Ленинского райсовета с просьбой о закрытии церкви. Райисполком первоначально не поддержал просьбу института, предложив ему провести антирелигиозную кампанию. В сентябре 1933 г. Институт обращается с аналогичным заявлением в Совнарком РСФСР. Кроме предложения о закрытии церкви, были предложены и варианты переноса церкви из с. Таболово: в Расторгуево (видимо, с. Ермолино) или в с. Ямонтово. Предлагалось также перенести церковь в с. Дыдылдино, хотя руководство института знало, что церковь в с. Дыдылдино была закрыта еще в 1930 г. Совнарком РСФСР направил обращение Института в Мособлисполком, который дважды рассматривает вопрос о закрытии церкви в с. Таболово и решил ее закрыть. Окончательно вопрос о ликвидации церкви Успения Пресвятой Богородицы был решен на заседании президиума ВЦИК СССР 1 октября 1934 г. Постановление было кратким " …постановление Московского облисполкома утвердить, указанную церковь ликвидировать " . Так была прекращена деятельность храма Успения Пресвятой Богородицы и возобновилась она только в 90-х гг. XX века. Несмотря на то, что церковь была официально признана памятником архитектуры, подлежащим охране, она использовалась как хранилище документальных фильмов, ее внутренний интерьер был изуродован 13 каменными боксами с металлическими дверями, в которых хранились коробки с кинопленками.

http://sobory.ru/article/?object=03962

Вскоре должен был начать свою работу Поместный Собор Православной Российской Церкви, в задачи которого входила выработка форм управления Русской Церкви, но и здесь Временное правительство, хотя и разрешало Собору «выработать... законопроект о новом порядке свободного самоуправления Русской Церкви» , однако тут же и объявляло о зависимости Церкви от государственной власти, постановив: «Сохранить впредь до принятия Государственной властью нового устройства высшего церковного управления все дела внутреннего церковного управления в ведении Св. Правительствующего Синода и состоящих при нем учреждений» . Временное правительство было недовольно мужественным епископом и 7 сентября 1917 года министр исповеданий А.В. Карташев, не находя законных формулировок для своего предложения уволить епископа Гермогена и действуя точно в том же духе, в котором действовал В.К. Саблер, но уже без императора, предложил Святейшему Синоду дать епископу Гермогену, прибывшему из Тобольска для участия в Поместном Соборе, для видимости какое-нибудь поручение, чтобы задержать его в Петрограде или в Москве и не допустить до управления епархией . Однако на этот раз в новых исторических условиях просьба министра была проигнорирована, и член Синода митрополит Платон (Рождественский) сообщил епископу Гермогену, что Синод не будет задерживать владыку в Москве, так как ходатайство министра мотивировано крайне слабо . 25 октября 1917 года к власти пришли большевики. 11 декабря Совнарком постановил передать все учреждения, имеющие отношения к образованию, включая духовные семинарии и академии, вместе с землями и со всем находящимся в них имуществом, Комиссариату народного просвещения . 21 января 1918 года был издан декрет Совнаркома об отделении Церкви от государства. В соответствии с этим декретом «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается... Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют... Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ» .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Закрыть itemscope itemtype="" > Хроника одного трибунала Первое в советской истории публичное судилище над духовенством провели в 1918 году саратовские большевики 22.10.2009 432 Время на чтение 10 минут Почти сразу после прихода к власти в октябре 1917 года большевики приступили к реализации своей антирелигиозной политики. Говоря о первых декретах как ее составляющей части, в том числе о самом известном из них - январском декрете " Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви " (он же - декрет " О свободе совести, церковных и религиозных обществах " ), необходимо понимать, что самым важным проявлением антирелигиозной настроенности новых властей являлось все же не " законотворчество " , а физическая борьба с духовенством, верующими и вообще всеми несогласными. Методы красного террора Уже в самом начале 1918 года в советской России началось формирование системы революционных трибуналов, которые должны были судить " врагов революции " , опираясь не столько на большевистские декреты и принятую в 1918 году Конституцию, сколько на классовые понятия и партийные директивы. Несмотря на наличие трибуналов, большая часть людей, погибших за веру в первый год властвования большевиков, были убиты во внесудебном порядке. Их уничтожила либо ЧК, либо Красная армия, либо откровенные уголовники, выдававшие себя за власть на местах. Скоро в недрах складывавшегося государственного аппарата созрело понимание того, что одними убийствами без суда и следствия бороться с Церковью невозможно. Не могли повлиять на массовое сознание и закрытые, недоступные для широкой публики судебные разбирательства. Нужно было создать видимость народного, пролетарского " правосудия " , выносящего суровые приговоры " контрреволюционерам в рясах " . Однако если даже такое понимание и возникало, осуществить его на практике было не так-то просто. Следственные комиссии созданных на местах трибуналов с первого дня своей работы стали собирать материал для обвинения священников в антисоветских деяниях. Но такого материала либо было недостаточно, либо инициативу ведения подобных дел перехватывали чекисты - как в случае с московским трибуналом, когда крупное дело по обвинению известного проповедника и миссионера протоиерея Иоанна Восторгова до суда доведено не было и он вместе с другими страдальцами был расстрелян в первый день красного террора, 5 сентября 1918 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Йошкар-Ола. Церковь Входа Господня в Иерусалим. Карта и ближайшие объекты Входо-Иерусалимская церковь в городе Царевококшайске была построена в 1754 году на средства купца Алексея Матвеевича Карелина. Храм был трехпрестольным, главный из них освятили в честь Входа Господня в Иерусалим, правый придел — во имя Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи, левый — в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковь славилась своими святынями, особо почиталась верующими икона явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, которая уцелела в годы гонений за веру и хранится сейчас в Богородице-Сергиевой пустыни, находящейся в Килемарском районе РМЭ. С 1886 года при Входо-Иерусалимском храме действовала богадельня, построенная на средства благотворителей. В 1888 году она была преобразована в Богородице-Сергиев женский черемисский монастырь, а Входо-Иерусалимский храм на 33 года стал монастырским. При нем действовала двухклассная школа, здание которой сохранилось до настоящего времени. Духовенство Входо-Иерусалимского храма также преподавало Закон Божий в церковно-приходской школе деревни Большая Ноля и земских училищах деревень Большое Чигашево, Ноля-Вершинино и Ельняги. В годы гонений за веру приход Входо-Иерусалимской церкви испытал их в полной мере. 11 сентября 1918 года по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности был расстрелян священник данного храма Антоний Николаев. В 1921 году Богородице-Сергиев монастырь был закрыт, а церковь вновь стала приходской. В начале 1920-х годов духовенство Входо-Иерусалимского храма, по-видимому, уклонялось в обновленчество, но вскоре принесло покаяние и затем твердо исповедало Православие. Строгой духовной жизни прихожан церкви во многом способствовало то, что в 1926-1928 годах здесь служил бывший настоятель мужского Мироносицкого монастыря игумен Сергий (Мытиков). 8 января 1930 года Облисполком принял постановление о закрытии Входо-Иерусалимского храма и передаче имущества властям. Церковь была разрушена, кирпич пошел на гражданское строительство. В настоящее время на бывшей монастырской территории начато строительство нового храма, предполагается и возрождение монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=21226

В первый день был расстрелян 91 человек Бутовский полигон и «Коммунарка». Больше всего расстрельных дел — крестьян и церковных… 8 августа, 2012 Бутовский полигон и «Коммунарка». Больше всего расстрельных дел — крестьян и церковных… Бутовский полигон и «Коммунарка» 1917-1953 «Мы не ведем войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материала и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом смысл и сущность Красного террора». Мартын Лацис, заместитель председателя ВЧК. Газета «Красный террор», 1 ноября 1918 года. Начало страшным, необъяснимым с человеческой точки зрения событиям на Бутовском полигоне и в других подобных местах было положено задолго до 1930-х гг. Как известно, террор стал обыденным методом партийной борьбы еще до революции. Но он все-таки был вне закона и не являлся государственной политикой. Открытые массовые расправы с неугодными режиму людьми начались в первые же дни после октябрьского переворота. С объявлением Красного террора в сентябре 1918 г. и предоставления революционным трибуналам ничем не ограниченного права в определении меры репрессии в апреле 1919-го, других подобных же документов страна покрылась сплошной сетью узилищ, застенков и местами массовых казней. Расстрелы бывших царских офицеров, дворян, священников и других «контрреволюционных элементов» в 1918–1919 гг. происходили в Кремле, в московских парках, на всех почти городских кладбищах, в подвалах тюрем, монастырей, превращенных в тюрьмы, в храмах (следы этих расправ обнаружились в последние годы при восстановительных и реставрационных работах). Считались «расстрельными» московские монастыри: Спасо-Андрониковский, Ивановский и Новоспасский. Последний был обращен в застенок еще в начале января 1918 г., причем одним из первых его узников стал сам наместник монастыря архиепископ Серафим (Голубятников). По всей видимости, он там и

http://pravmir.ru/v-pervyj-den-byl-rasst...

В качестве приложения к докладу было дано чинопоследование поставления в диакониссы, составленное на основе чинов IX в., изданных Гоаром, епископом Порфирием (Успенским) и А. А. Дмитриевским , а также краткое изложение этого чина в Синтагме Матфея Властаря 51 . Доклад Отдела «О восстановлении чина диаконисс» был передан в Соборный совет, который рассмотрел доклад лишь за 11 дней до закрытия Собора, 6 сентября 1918 г. Решение Соборного совета свелось к следующему: «Доклад напечатать и раздать членам Собора» 52 . Члены Отдела продолжали надеяться, что доклад будет рассмотрен, о чем свидетельствует протокол заседания 17 сентября 1918 г., на котором протоиереи П. Миртов и Т. Теодорович предложили «просить Соборный Совет, чтобы при обсуждении на Священном Соборе доклада о диакониссах был прочитан доклад по этому вопросу митрополита Владимира, как воспоминание о бывшем председателе отдела и  завет его  и как ценный документ по этому вопросу. Желательно было бы, чтобы этот доклад был отпечатан и роздан членам Собора». Это предложение было принято Отделом единогласно и 19 сентября внесено в Соборный совет 53 , но, видимо, уже не могло иметь последствий, поскольку Собор на следующий день прекратил свою работу. В материалах Отдела сохранился доклад, подготовленный в начале деятельности Отдела митр. Владимиром (Богоявленским) . Текст доклада дан в Приложении 7. Среди документов Отдела представляет интерес комплекс материалов, связанных с поставлением в диакониссы Ольги Дементьевны Клюевой. Это, во-первых, выписка из протокола Собора 67 от 22 января 1918 г. о передаче в Отдел прошения о поставлении в диакониссы, доклады Агапита, епископа Екатеринославского и Мариупольского, и Иоанна, епископа Приазовского и Таганрогского и приходского Совета при Никольской церкви г. Ростова-на-Дону. В докладе приходского совета содержится просьба о поставлении вдовы Клюевой: «Вдова Клюева находится в почтенном возрасте (61 год), кончила курсы Одесской Мариинской женской гимназии, отличается преданностью Святой Православной греко-российской Церкви, благотворительностью и щедродаятельностью для нашей церкви. Желательна всем приходом, а утверждение ее в должности диакониссы послужит к вящей славе богоспасаемого града Ростова (2 августа 1917 г.)» 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010