«С благодарным чувством принял я приглашение проф[ессора] В.Э. Регеля, – писал Рункевич в начале февраля 1921 года в Воронеж 722 , – и в наст[оящее] время, получив отношение факультета от 28 янв[аря] за спешу подтвердить о своем согласии и желании вступить в состав профессоров Ворон[ежского] Университета. Cirriculum vitae и список научных трудов при сем прилагаю, самые же книги вышлю из Петрограда, где предполагаю быть в ближайшие дни. Вместе с тем, как я и сообщал уважаемому проф[ессору] В.Э., считаю необходимым оговорить, что в настоящее время я предполагаю читать не курс истории, а курс истории русской литературы, который в значит[ельной] части мною уже и подготовлен, незаконченные научные работы некоторое время задержат меня в Москве, так что лекции в Воронеже могли бы быть читаемы мною лишь в опред[еленный] срок» 723 . Однако Рункевичу так и не пришлось занять профессорскую кафедру в Воронежском университете, «научные работы» в Москве задержали его еще на несколько лет. Ответственность за церковные архивы не позволила ему оставить Москву и уехать устраивать собственную судьбу. Закончив свои контакты с Главархивом и уладив еще некоторые дела, Рункевич в конце 1922 года или начале 1923 года вернулся в Петроград. О последних днях жизни историка в Петрограде почти ничего не известно. Видимо находился он там не в самых лучших условиях и, кажется, искал работу. Сохранилось письмо его младшего брата Николая к академику С.Ф. Платонову, датируемое 18 февраля 1924, из которого видно, что он хлопотал перед академиком о работе за себя и за брата 724 . 12 марта (не ясно, по старому или новому стилю) 1924 года Степан Григорьевич Рункевич в возрасте пятидесяти семи лет скончался 725 . Где был похоронен – неизвестно. Память о нем быстро затерлась. Видимо, мало кому было тогда дела в «красном» Петрограде до человека «из бывших». В Петрограде оставался жить со своей семьей младший брат историка – Николай Рункевич. До 31 августа 1918 года он служил преподавателем в Училище правоведения – до самого дня его закрытия властями 726 . После этого он занимал должность управляющего Торговых комитетов союза международного торгового товарищества 727 (по другим источникам с сентября 1918 года по 1 февраля 1919 года служил делопроизводителем в Комиссии финансов) 728 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В этих словах был двойной расчет: во-первых, лишить Гитлера претензии на роль защитника христианской цивилизации, а во- вторых, отождествляя христианство с прогрессивностью, цивилизацией и свободой, подсказать Сталину новые линии пропаганды, которые заставили бы его изменить свою религиозную политику. Но Сталин не спешил. Непосредственно тема защиты христианской цивилизации так никогда сталинской пропагандой и не была принята. И до знаменитой встречи Сталина с тремя митрополитами 4 сентября 1943 г. уступки по отношению к Церкви носили символический или косметический характер. Виднейшими церковными сподвижниками Сергия-старшего по военно-патриотической деятельности были митрополит Ленинградский Алексий и экзарх Украины митрополит Николай (Ярушевич) , который, в отличие от своего прибалтийского коллеги, отступал вместе с советской армией и которому Сталин разрешил остаться в Москве. Там он сразу стал сотрудничать с правительственными органами, работавшими на внешний мир и заграницу, стал членом государственной Чрезвычайной комиссии по расследованию немецких преступлений на оккупированных территориях, и как член этой комиссии, подписал лживое заявление, обвинявшее немцев в катынском расстреле тысяч польских офицеров. Митрополит Алексий, подобно московскому Сергию, выпускал патриотические воззвания и призывы жертвовать на войну. На эти многомиллионные пожертвования верующих Церковь впоследствии дала армии танковую бригаду и эскадру истребителей, а митрополит Сергий воспользовался сбором средств для фактической легитимизации Церкви. В 1942 г. он в телеграмме Сталину сообщал о сборе Церковью средств на войну и просил разрешения Церкви для этой цели открыть свой счет в банке. Сталин ответил телеграммой благодарности с разрешением открыть счет в банке на имя Церкви. Так Церковь де-факто, впервые с 1918 г., была признана юридическим лицом, хотя законодательно это нигде зафиксировано не было. Другой уступкой было разрешение церквам на пасху 1942 г. проводить крестные ходы с горящими свечами в затемненной Москве и снятие комендантского часа на эту ночь. В том же 1942 г. вышла пресловутая «Правда о религии в России». Правды в ней было мало, но знаменательно, что она была напечатана в издательстве бывшего Союза воинствующих безбожников, что по-видимому по недосмотру, даже было отражено в выходных данных первого выпуска книги. Кое-где в 1942 г. открыли ранее закрытые храмы. Церковь на оккупированных территориях в начале войны и гитлеровская религиозная политика в отношении православия

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ежегодно 18 сентября, в канун мученической кончины святого Ианнуария, перед кафедральным собором в Неаполе собираются толпы народа. Ранним утром следующего дня кардинал во главе процессии направляется в капеллу и берет сосуды с кровью святого, которая в этот момент чаще всего плавится. Кардинал несет сосуды с чудесной кровью вдоль главного нефа, показывая реликвии народу. В это время свыше 10 тысяч верующих радостно рукоплещут. В жидком состоянии кровь будет еще восемь последующих дней. Чаще всего на ее поверхности появляются пузырьки, и кровь таинственно «кипит». Восемь дней чуда крови святого Ианнуария – это дни молитвенного бдения. Чудо крови святого Ианнуария – знамение, которое пробуждает живую веру в реальное присутствие воскресшего Господа. Память священномученика Ианнуария Православная Церковь празднует 4 мая (21 апреля по ст. ст.). Кровь целителя Пантелеимона В королевском монастыре Воплощения Господня в Мадриде хранится одна из самых известных и почитаемых святынь христианского мира – кровь святого великомученика и целителя Пантелеимона, которая раз в год принимает жидкое состояние. Кровь, которая пребывает в твердом состоянии в течение всего года, становится жидкой без всякого вмешательства человека, так же как кровь священномученика Ианнуария. Это чудо в Мадриде происходит накануне дня памяти мученической кончины святого, 26 июля (по григорианскому календарю). Так происходит с того момента, как пузырек с кровью святого Пантелеимона был принесен в этот монастырь в 1616 году. Между 1914 и 1918 годами, когда шла Первая мировая война, а также в 1936 году, когда началась гражданская война в Испании, это чудо не повторялось. Каждый год многочисленные верующие приезжают в Мадрид, чтобы почтить святыню, а просто любопытные – чтобы понаблюдать за этим чудесным явлением. С 1993 года запрещено прикладываться к святыне. Чудо можно наблюдать через телевизионную систему. Данная мера стала необходима, чтобы сохранить святыню. После того как святой великомученик и целитель Пантелеимон был обезглавлен, один христианин собрал частицы его крови и другие останки святого. Кровь хранилась в стеклянном пузырьке. В какое-то время святыня, по всей видимости, попала в реликварий Римских пап, поскольку в начале XVII века была подарена папой Римским Павлом V (1605–1621) Иоанну Суниге, вице-королю Испании в Неаполе. Супруга Иоанна Суниги и подарила святыню королевскому монастырю Воплощения Господня в Мадриде, поскольку в этот монастырь в 1611 году поступила ее единственная дочь Альдонса.

http://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-very/3

Затем начались споры по поводу того, должно ли все имущество монастыря остаться в его ведении. Обсуждение проходило бурно. Избранный товарищем председателя собрания Бакшеев как будто в запале сказал представителям советской власти: «Нас 600 человек, а когда нужно – будет собрано до 60 тысяч» . Эту фразу большевики восприняли как угрозу, хотя на самом деле, как позднее выяснилось, смысл ее был иной: «Для принятия монастыря пока достаточно и 6 человек, а в случае надобности Бакшеев сказал что, может быть, тогда соберутся и 60000 человек» . В результате собрание постановило образовать религиозную общину монастыря и взять все его имущество в пользование общине с принятием по описи всех богослужебных предметов . Местная советская власть посчитала собрание контрреволюционным. Начались дознания и допросы. Одним из первых по делу был допрошен 65-летний настоятель монастыря архимандрит Иннокентий. Ранее он служил протоиереем, потом овдовел, принял монашество, с 1916 г. был в Саввинском монастыре настоятелем и благочинным окружных монастырей . Допрашивался о. Иннокентий как обвиняемый, хотя выяснилось, что на собрании он почти ничего не говорил и лишь слушал шумные споры граждан. Дело расследовалось в нескольких советских инстанциях: сначала местный совдеп передал его в уголовно-следственную комиссию Волоколамского уезда, откуда оно уже было передано в ЧК. 4 июня г. дело было направлено Чрезвычайной комиссией в революционный трибунал, а 7 июня – принято последним к производству. В начале сентября следственная комиссия трибунала представила обвинительное заключение. Обвиняемым был И.О. Бакшеев и председатель второго мартовского собрания Д.И. Молчанов. Бакшеев обвинялся в несанкционированном созыве первого собрания и агитации против декрета «Об отделении…» на втором, а Молчанов – в непринятии мер к успокоению граждан. По-видимому, судебного заседания по делу не проводилось, и в итоге оно было замято: 17 декабря 1919 г. трибунал прекратил его по амнистии VI съезда советов . Проанализированное дело, связанное с Иосифо-Волоцким монастырем, очень интересно тем, что события, которые в большинстве приходов и обителей происходили в 1918 г., в этой обители разыгрались на год позже. С чем связана была такая медлительность прихожан и местных властей, пока не ясно. Может быть, и с провинциальностью Волоколамского уезда. В этом контексте характерно, что даже в допросах, произведенных в 1919 году (а не в переходных 1917–1918 гг.) в уездной уголовно-следственной комиссии продолжали ссылаться статью 443 Устава уголовного судопроизводства 1864 г.!

http://bogoslov.ru/article/1549891

В частности, в марте 1918 г. он все еще состоял гласным Городской Думы Сергиева Посада (сохранилось приглашение ему явиться на заседание). Правда, эта Дума была вскоре же разогнана большевиками. По Месткому Главархива он выполнял много общественных поручений, в том числе и по закупкам продовольствия в 1918–1920 годах. В частности, в августе 1920 г. Иван Александрович был выбран в Комиссию по улучшению продовольственного вопроса и был уполномочен на ведение переговоров с соответствующими организациями, в сентябре направлен в Гомельскую область на закупку яблок и одновременно для розыска военных архивов, оставленных частями старой армии. 131 По Месткому Центрархива выполнял отдельные поручения, а в 1925– 26 гг. состоял членом экономической комиссии. В начале 20–х годов происходит его знакомство, а затем и бракосочетание с сотрудницей Главархива Татьяной Алексеевной Смысловской, дочерью боевого генерала, попавшего в 1914 году в немецкий плен с армией Самсонова. В 1922 и 1924 гг. в их семье родились две девочки, Ольга и Елена. Материальные заботы Ивана Александровича увеличились, и потому приходилось подыскивать еще работу по совместительству. С 1919 года Иван Александрович жил на Остоженке (д. 9, кв. 5) по удостоверению, выданному 3–им Московским отделением 1–й секции ЕГАФ (за N 473, от 24.11.1919). По–видимому, здесь же жила и его сестра Мария, по окончании Высших Женских Курсов работавшая научной сотрудницей в Историческом музее. Здесь же позднее поселился и брат Николай (священник с 1949 г.), окончивший Тимирязевскую Академию, и здесь он жил долго, чуть ли не до 1941–42 гг. с супругой Марией Францевной. Примерно в 1924 году Иван Александрович получает от ЦеКУБУ (Центральная Комиссия по улучшению быта ученых) в доме N 15 по Зубовскому бульвару «голубятню» – большую однокомнатную квартиру в 40 квадратных метров. Под самой крышей в центре потолка был обширный застекленный проем – окно. Квартира (N 13) располагалась на седьмом этаже, рядом с машинным отделением лифта, работавшего только до шестого этажа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Периодика, издававшаяся тремя крупнейшими группами Исследователей Библии, вовлечёнными в начале 1920-х в спор о времени исполнения Времён Язычников. Но большинство групп Исследователей Библии отклонило выводы Пасторального Библейского Института. Первую контратаку предпринял П. С. Л. Джонсон (P. S. L. Johnson), основатель Национального Миссионерского Движения рядовых прихожан и редактор его периодического издания Настоящая истина – The Present Truth. В выпуске за 1 июня 1921 он опубликовал ответную статью с характерным названием: „Сторож! сколько ночи?” – пересмотрено ( " Watchman, What of the Night?» – Examined, стр. 87–93), в которой выступил в защиту понимания Пастором Расселом хронологии событий из Дан.1:1 и Дан.2:1 , и 70-летнего опустошения, а также дополнил это понимание несколькими собственными аргументами. Затем последовали другие статьи в выпусках за 1 июля и 1 сентября. А в 1922 в „драку” ввязалось и ОСБ. По-видимому, хронологические изменения в Вестнике стали известны многим Исследователям Библии со всех сторон и стали причиной немалых волнений также и среди читателей Сторожевой башни. Это открыто признаётся в первой статье из серии статей на эту тему – «Времена Язычников», опубликованной в Сторожевой башне за 1 мая 1922: «Примерно год назад начались какие-то волнения вокруг хронологии, ключевой аргумент которых состоял в том, будто бы брат Рассел представил неверную хронологию, а в особенности ошибся в отношении Времён Язычников» С годами волнения в отношении ошибки в хронологии продолжают нарастать, и некоторые обратились в активную оппозицию к тому, что писалось ранее. Это привело к возникновению обеспокоенности в умах некоторых дорогих овец Господа и побудило их поднять вопрос: Почему же СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ не скажет что-нибудь?» Начиная с этой статьи, ОСБ опубликовало серию статей в защиту хронологии Пастора Рассела. Вторая статья под названием Хронология, опубликованная в Сторожевой башне за 15 мая 1922, открывается словами выражения подтверждения веры в даты Рассела и ввела новую дату – 1925 год: «У нас нет никаких сомнений в отношении хронологии, связанной с датами 1874, 1914, 1918, и 1925. Некоторые заявляют, что нашли новый свет в связи с периодом «семидесятилетнего опустошения» и израильского плена в Вавилоне, и ревностно пытаются побудить других поверить в то, что брат Рассел ошибался».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

Из надписи на могиле протоиерея Матвея Остроумова мы узнаём, что после закрытия Богоявленской церкви он был последним настоятелем Митрофаньевской церкви на одноимённом кладбище в Брянске и скончался 27 сентября 1935 года. Запись в акте о смерти ЗАГС дает другую дату: 27.09.1933 умер Матвей Андреевич Остроумов, проживавший по адресу: г. Брянск, ул. Некрасовская, д. 82. Национальность – русский, причина смерти – старость. Видимо настоятелем Митрофаньевской церкви о. Матвей был недолго: В 1929-м году Брянский окрфинотдел предложил закрыть Митрофаньевский храм, что и было сделано в феврале 1930 года, через некоторое время храм был разрушен, а впоследствии, в 1949-м году, закрыто и кладбище . Могила прот Матвея Остроумова в Брянске Их еще судьбы безвестные ждут Глядя на оборванные нити судьбы следующих за о. Никодимом Троепольским юровских клириков, мы можем представить себе – от чего Господь избавил о. Никодима, преподав ему мученический венец в самом начале гонений на Церковь. В начале войны все пятеро детей о. Виктора ушли добровольцами на фронт Место священника в Юрово пустовало почти два месяца. Потом «определён и перемещён на священническое место въ с. Юрово, Трубчевского у., свящ. с. Боршни, Трубчевского у., Виктор Воскресенский – 4 мая 1918 г.» . Следующие 10 лет, до 1929 г., о. Виктор прослужил в Юрово. Он имел пятерых детей: сыновья Василий 1910 г.р., Александр 1913 г.р., Павел 1916 г.р., дочери Мария 1915 г.р., Раиса 1919 г.р. . В начале войны все пятеро детей о. Виктора ушли добровольцами на фронт. Дочь Раиса – инвалид войны . Легко догадаться, почему под страхом раскулачивания о. Виктор переехал в с. Бережки Песоченкого р-на и до своего ареста в 1937-м г. служил там священником. Обвинялся о. Виктор в том, что «проводил контрреволюционную агитацию, высказывал пораженческие и террористические взгляды по отношению к Советской власти, высказывался в защиту троцкистов и шпионов... собирал активных церковников, среди которых проводил контрреволюционную агитацию» . Вину свою не признал . 31 октября был приговорен к расстрелу . 16 ноября 1937 года расстрелян . Спустя более полувека, 20 мая 1989 года, протоиерей Виктор Воскресенский был реабилитирован прокуратурой Калужской области .

http://pravoslavie.ru/159367.html

1916. 10-22. 340.       История одной книги//Украинская жизнь: Сборник. 1917. 1. 341.       Черниговский Спасо-Преображенский собор и его архитектурные особенности//ТКДА. 1917. 1. 342.       Ученые труды по исследованиям новооткрытых в Киеве Зверинецких пещер Эртеля и Каманина//ИОРЯС. 1918. Т. XXIII. Кн. 1. 343.       Опыт реставрации плана Киева в " Тератургиме " А. Кальнофой-ского 1638 года//   ИОРЯС. 1918. Т. XXIII. Кн. 1. 344.       Воспоминания старого археолога// та держава. Видання у 1918. 5, 7, 10, 11. 345.       О положении архивного дела на Украине// та держава. Видання у 1918. 17, 18. 346.       Об охране памятников киевской старины//Слово. Киев, 1918. 5, 6. 347.       Украинская академия. По поводу годичного акта в Киевской духовной академии 26 сентября (9 октября) 1918 г.//Слово. Киев, 1918. 8. 348.       Киевские храмы в честь иконы Пресвятой Богородицы//Слово. Киев, 1918. 12. 349.       Новое объяснение происхождения праздника покрова Богородицы//Слово. Киев, 1918. 12. 350.       Украинский писатель И. Котляревский//Слово. Киев, 1918. 17. 351.       Святой князь Никола Святоша и Троицкая церковь над св. вратами Лавры//Слово. Киев, 1918. 27. 352.       46-я годовщина Церковно-археологического общества и музея//Слово. Киев, 1918. 26. 353.       Украинская старина. Киевская икона Пресвятыя Богородицы Пирогощая//Слово. Киев, 1918. 32. 354.       Г. С. Сковорода//Слово. Киев, 1918. 35. 355.       старовина. Преподобний й церкви//Слово. Киев, 1918. 35. 356.       старовина. Святой Димитрий Ростовский как духовный и украинский писатель //Слово. Киев, 1918. 35. 357.       Украинская старина. Холмская икона пресв. Богородицы как свидетель единения Холмской Руси с Украиной//Слово. Киев, 1918. 39. 358.       Храмовый праздник киевского Златоверхо-Михайловского монастыря//Слово. Киев, 1918. 42. 359.       К вопросу о реставрации Софийского собора//Слово. Киев, 1918. 45. 360.       Киево-Подольская Введенская церковь и древнейшая гавань Киева//Слово. Киев, 1918. 53.

http://bogoslov.ru/person/401224

После Февральской революции 1917 г. мн. Е. в. прекратили существование, другие выходили нерегулярно, иногда в газетном формате. Появились новые заглавия: «Вестник Екатеринославского губернского комитета Православной Церкви» (март-авг. 1917, в сент.-дек. выходил под названием «Свободная Церковь»), «Церковная правда: Свободный голос клира и мирян о церковных делах» (апр.-нояб. 1917, с приложением «Известий по Симбирской епархии» - по июль 1918), «Оренбургский церковно-общественный вестник» (апр. 1917 - дек. 1918), «Известия Екатеринбургской Церкви» (апр. 1917-1919), «Голос свободной Церкви» (Рязанская епархия, май 1917 - июль 1918), «Православная Волынь» (май 1917-1918), «Вестник церковного единения» (Воронежская епархия, июнь 1917 - июль 1918), «Костромской церковно-общественный вестник: Журнал для духовенства и мирян Костромской епархии» (июль 1917 - март 1918), «Донская христианская мысль» (июль 1917 - нояб. 1919), «Бессарабский церковный голос» и «Голос Бессарабской Церкви» (1917), «Петроградский церковно-епархиальный вестник» (1918), «Киевский епархиальный вестник» (1918), «Курский епархиальный вестник: Издание духовенства и мирян Курской епархии» (1918), «Официальные известия по Омской епархии» (1918), «Голос духовенства и мирян Черниговской епархии» (1918), «Голос Подольской Церкви» (1918), «Томский церковно-общественный вестник» (1918, в 1919 возобновилось изд. «Томских епархиальных ведомостей» ), «Уфимский церковно-народный голос» (1918-1919), «Голос Якутской Церкви» (1918-1919). В 1917 г. офиц. издания выходили в 61 епархии, в 1918 г.- в 46, в 1919 г.- в 15 епархиях, из них лишь 3 - в губерниях, занятых большевиками («Владимирские ЕВ», «Новгородские ЕВ» и «Вестник Орловского епархиального совета»). В 1920-1922 гг. выходили «Архангельские ЕВ» (янв.-февр. 1920), «Распоряжения Высшей церковной власти» (Вятка, 1920), «Голос свободной Церкви» (Владивосток, 1920), «Известия епархиального совета» (Владивосток, 1921-1922), «Забайкальский церковно-общественный вестник» (Чита, сент. 1921 - окт. 1922).

http://pravenc.ru/text/190001.html

Центральный архив (ЦА) ФСБ России, д. Р–33149, л. 71–71 об., 72. Капчинский О. Госбезопасность изнутри. Национальный и социальный состав. М., 2005. С. 60–61, 135 и др. Сборник приказов и распоряжений ВЧК–ОГПУ–НКВД Союза ССР. Т. 2. Ч. 1: 1920 (ГА РФ, ф. 9401, оп. 2, д. 512, л. 217–219). Иван Николаевич Полукаров (1895–1920 гг.), заведующий Отделом по борьбе с контрреволюцией ВЧК с 18 марта по 19 мая 1918 г. По некоторым сведениям, с 16 июля 1918 г. и по август 1918 г. и.о. заведующего Отделом была В. Н. Яковлева (до 16 июля помощник заведующего Отделом, в августе–сентябре 1918 г. заместитель заведующего Отделом). Николай Алексеевич Скрыпник (1872–1933 гг.), с 11 ноября 1918 г. по март 1919 г. член ВЧК; с июля (или августа) 1918 г. по 9 декабря 1918 г. заведующий Отделом по борьбе с контрреволюцией ВЧК; с 9 декабря и до конца 1918 г. (или до начала января 1919 г.) заведующий Секретно-оперативным отделом ВЧК. Капчинский О. Указ. соч. С. 60–61, 135. ЦА ФСБ России, ф. 1, оп. 2, д. 6, л. 35. Александр Максимович Трепалов (1887 или 1888 г.– 1937 г.), в органах ВЧК с декабря 1917 г.; в 1918 г. заведующий секретным (политическим) отделением Отдела борьбы (по борьбе) с контрреволюцией ВЧК; с октября 1918 г. заместитель заведующегоОтдела контроля складов при ВЧК; с начала декабря 1919 г. член коллегии отдела (ЦА ФСБ России, ф. 1, оп. 2, д. 6, л. 35; РГАСПИ, ф. 17, оп. 100, д. 405; Архив Управления ФСБ России по Омской области, д. 305808; Капчинский О. Указ. соч. С. 60–61, 135). Положение о Секретно-оперативном отделе ВЧК было принято на заседании ВЧК от 22 ноября 1918 г. (ЦА ФСБ России, ф. 1ос, оп. 2, д. 1, л. 121). ГА РФ, ф. Р–1235, оп. 93, д. 201, л. 2; ЦА ФСБ России, ф. 1ос, оп. 2, д. 1, л. 122. По другим сведениям, обязанности заведующего Отделом по борьбе с контрреволюцией на последнем этапе его существования (с ноября по 8 декабря 1918 г.) исполнял М. Я. Лацис. Российский государственный архив социально-политической истории (далее – РГАСПИ), ф. 2, оп. 2, д. 133, л. 11. Иван (Иоанн) ИвановичВосторгов (1864–1918 гг.), с 25 января 1906 г. проповедник-миссионер, один из виднейших деятелей монархического движения; с 1907 г. председатель «Русской монархической партии» («Русский монархический союз»), возглавлял также «Русское монархическое собрание». C 9 сентября 1909 г. настоятель Князе-Владимирской церкви при Московском епархиальном доме, один из инициаторов проведения V Всероссийского съезда русских людей в Москве. С 31 мая 1913 г. настоятель Покровского собора на Рву (храма Василия Блаженного). Издавал газеты «Церковность», «Русская земля», журнала «Верность». В 1917 г. секретарь Миссионерского совета при Святейшем Синоде. Участвовал в работе Поместного собора 1917–1918 гг. 30 или 31 мая 1918 г. арестован за призывы москвичам во время Крестного хода 9 (22) мая защищать веру православную.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199039/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010