Голубцов Георгий, протоиерей. Поездка на Всероссийский церковный собор. Дневник: (29 января – 18 апреля 1918 г.)//Российская Церковь в годы революции. (1917–1918). Сборник/публ. М.И. Одинцов. М., 1995. С. 121–269. Дестивель Иакинф, священник. Поместный собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. и принцип соборности. М., 2008. Доклад Отдела о высшем и окружном церковном управлении об образовании новых епархий и викариатств//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 42–43. Доклад Отдела о Высшем Церковном Управлении о будущих Соборах Российской Православной Церкви и их составе//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 18–24. Доклад Отдела о Высшем Церковном Управлении в церковных округах//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 31–34. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1–2. Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Собора. М., 2012. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 2. Протоколы Соборного Совета. М., 2013. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 3. Протоколы Священного Собора. М., 2014. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 4. Документы Совещания епископов и Судной комиссии Собора. М., 2015. Кравецкий А. Г. Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). Б. м., 2012. Кривошеева НА., Мраморнов А. И. Подготовка Всероссийского Церковного собора в апреле – середине августа 1917 года и документы о предсоборных трудах//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1. Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Собора. М., 2012. С. 5–32. Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX – начале XX в. М., 2002. Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России. М., 2015. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XIX в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И напрасно пытаются создать шум вокруг церкви, создать народное брожение, какую-то священную войну за веру, на которую никто не посягает. Напрасно столичный епископат сплетает сам себе венец мучеников за веру Христову и окружает себя ореолом великого печальника за христиан! Народ видит истину. А слепо послушное и рабски покорное рядовое духовенство пусть знает, что на роли статистов в политической игре оно так же смешно и жалко, как на роли слепых рабов своего политиканствующего епископата! Вениамин Славский» (Известия ВЦИК. 1918. 19. 25 января). 317 Имеется в виду епископ Григорий (Янковский) – 17 (30) ноября 1917 г. назначен епископом Екатеринбургским и Ирбитским. Прибыл на кафедру в начале 1918 г. 318 В.И. Ленин собственноручно сделал правку и дополнения в представленный на заседание СНК от 20 января 1918 г. машинописный проект декрета. Вместо зачеркнутого текста «Религия есть частное дело каждого гражданина Российской Республики» Ленин рядом написал: « Церковь отделяется от государства». 319 Слово «навсегда» вычеркнуто. Ленин написал к пункту 3 примечание: «Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность или непринадлежность граждан устраняется». 321 В пункте 8 было вычеркнуто слово «смерти»; переставлен порядок слов: вместо «рождений, браков» – «браков и рождений». 322 Слова «Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центральной государственной власти в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ» были вписаны вместо зачеркнутого текста: «Порядок учета, хранения и хозяйственного распоряжения... местной и центральной государственной власти». 325 Обращение членов Священного Собора от 22 января (4 февраля) 1918 г. было вызвано антицерковными публичными лекциями, с которыми выступал в Петрограде с 13 (26) января 1918 г. сотрудник Наркомюста РСФСР И. А. Шпицберг. 326 Сообщение протопресвитера Н.А. Любимова о планируемом крестном ходе было заслушано на 67-м заселении Собора от 22 января (4 февраля) 1918 г. (Священный Собор Православной Российской Церкви... Вторая сессия. С. 33). 327 Вопрос о декрете был поставлен 11 (24) декабря (протокол заседания СНК РСФСР 24, п. 12), проект декрета был утвержден на заседании Коллегии Наркомюста 19 января (1 февраля) 1918 г., а затем внесен на обсуждение СНК, и в ночь на 21 января ( на 3 февраля) (протокол 52, п. 2) был утвержден под названием «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах» (см.: Декреты советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 371–373). 21 января (3 февраля) 1918 г. декрет был опубликован в «Известиях ВЦИК» под этим названием. 23 января (5 февраля) он появился в официальном органе СНК «Газете Рабочего и Крестьянского правительства», где получил название «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После выхода постановления Совнаркома от 5 сент. 1918 г. о красном терроре аресты священно- и церковнослужителей, а также прихожан и расправы над ними участились. Так, в нач. сент. 1918 г. в с. Верх-Язьва (ныне Красновишерского р-на) члены продотряда на паперти церкви убили свящ. Алексия Ромодина; тогда же был расстрелян священник Георгиевской ц. в с. Пятигоры (ныне деревня Косинского р-на) сщмч. Михаил Денисов . В ночь на 10 сент. 1918 г. арестовали клириков пермской Троицкой ц. на Слудке священников сщмч. Константина Широкинского и Евгения Будрина. Они были расстреляны 4 окт. того же года. 9 окт. 1918 г. арестован и в том же месяце расстрелян единоверческий священник из с. Воробьи (ныне деревня Нытвенского р-на) сщмч. Симеон Конюхов . В авг.-окт. 1918 г. Белогорский Никольский мон-рь был разорен, 41 насельник обители (в т. ч. архим. прмч. Варлаам (Коноплёв)) убит, 102 насельника угнаны на принудительные работы, остальные мобилизованы в армию. Братия Серафимо-Алексеевского скита Белогорского мон-ря замучена. 17 окт. в Перми арестовали в. у. Пермской епархией Соликамского еп. Феофана (Ильменского). Накануне вступления в Пермь колчаковских войск, в ночь на 24 дек. 1918 г., архиерей был убит вместе с группой насельников Белогорского мон-ря. В нач. дек. 1918 г. в Чердыни были арестованы настоятель местной Преображенской ц. прот. сщмч. Евграф Плетнёв и его сын, мч. Михаил. Их доставили в Пермь, где убили незадолго до занятия города колчаковскими войсками. В кон. дек. 1918 г., при приближении белых войск к Чердыни, красноармейцы покинули город, взяв заложников из числа видных граждан, в т. ч. благочинного 1-го округа Чердынского у., настоятеля чердынского Воскресенского собора прот. сщмч. Николая Конюхова . Вскоре его расстреляли с др. заложниками в с. Юрла (ныне Юрлинского р-на). По данным белой прессы, к кон. янв. 1919 г. в ходе террора большевики уничтожили на территории Пермской епархии 123 чел. духовного звания. Собор святых Пермской митрополии (празднование установлено в 2015) включает имена 83 новомучеников, убитых богоборцами в 1918 г.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

С осени 1918 года процесс национализации церковного имущества шел полным ходом на территории губерний, находившихся под контролем советской власти. В этих обстоятельствах как высшая церковная власть, так и в целом духовенство и верующие на местах были поставлены перед необходимостью признавать и исполнять требования советского религиозного законодательства. Православной Церкви в России отныне предстояло осуществлять свое служение в новых правовых условиях советской действительности. Константин Ковырзин   ПРИМЕЧАНИЯ 1 Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. 13 июня. 2 См.: Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. М., 1918. Вып. 2. С. 6–8. 3 Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 6. М., 2016. С. 164. 4 Там же. С. 273. 5 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 277. Л. 138. 6 Обстоятельный историко-правовой анализ декрета см.: Шершнева-Цитульская И. А . Правовой статус Русской Православной Церкви в Российском государстве (1905–1945 гг.). М., 2011. С. 105–122. 7 Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. М., 1918. Кн. VI. С. 71–73. 8 Там же. С. 139–140. 9 См.: Церковные ведомости. 1918. 7–8. С. 32–35. 10 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 554. Л. 203. 11 Подробнее об этом см.: Шкаровский М. В. Александро-Невская Лавра в год революционных потрясений (1917–1918)//Христианское чтение. 2010. 1. С. 6–33. 12 См.: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. М., 1918. Кн. VI. С. 33–34. 13 Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 25. 14 Подробнее см.: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Пг., 1918. Кн. IX. Вып. 1. С. 25–31. 15 Заявления делегации Собора в Совет народных комиссаров от 14/27 марта и 6/19 апреля 1918 г. см.: Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России. Октябрь 1917–1918 гг.: Сборник документов. М., 2016. С. 154–155, 156–159. 16 См.: Красиков П. А. Советская политика в религиозном вопросе//Революция и церковь. 1919. С. 1–3.

http://e-vestnik.ru/history/pered_litsom...

В Херсонской губернии три священника были распяты на крестах. В Ялте зверски большевиками убит популярный священник Сергей Щукин . В Крыму шайка большевиков захватила трех священников – Николая Попова , Агафона Гарина и Александра Казанчева – и после долгих истязаний и глумлений убила их. Настоятель Островского собора Псковской епархии Ладинский , когда его большевики вели на смерть, пел псалмы и пред кончиной проклял большевиков. Священника Котурова при эвакуации Чердыни мучители схватили, сорвали с него одежды и до тех пор поливали его на морозе водой, пока он не превратился в ледяную статую. И страстотерпец не проронил ни одного жалобного стона, ни одного слова. Архимандрит Вениамин , последний настоятель Соловецкого монастыря, жил отшельническою жизнью в одинокой избе в окрестностях Архангельска. Ночью местные большевики сожгли его избу вместе с ее насельником, предварительно забив окна и двери. Архимандрит Матфей , ректор Пермской духовной семинарии, изрублен шашками. Священник Андрей Зимин со всей семьей (село Черниговка, Никольско-Уссурийский край) убит в 1918 г. Священник Иоанн Литвинцев убит со всей семьей (село Вишневка, Никольско- Уссурийский край) в 1918 г. Священник Петр Дьяконов у Надеждинского завода Верхот. у. Пермской губернии в 1918 г. закопан в землю по голову и в нее расстрелян. Отец Феодор села Голышмановского Тобольской губернии убит в июне 1918 г. Отец Павел села Усть-Ница Турин, у. Тобольской губернии убит в июне 1918 г. Священник Георгий Паргачевский с. Ивановки Амурской области расстрелян разрывными пулями в 1918 г. Священник Симеон Ионин (Троицкий уезд Оренбургской епархии) расстрелян в 1918 г. Протоирей Николай Русанов расстрелян в Кустана Оренбургской епархии в 1918 г. Протоиерей отец Александр Земляницын , отец Иоанн Евстратьев , отец Петр Холмогорцев (кафедральный протоиерей), отец Михаил Пеньковский и некоторые другие в 1918 г. были увезены из Челябинска и пропали без вести. Многие из священников, бежавших при отступлении добровольцев из Воронежской губернии, вернулись и заняли свои места, но и многие из них расстреляны. Один из видных воронежских священников отец Митрофан Девицкий , не добравшись до Воронежа, был схвачен и расстрелян на глазах родителей, жены и детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Протоколы Синода 1721–1917 гг.: 6–9.03.1917 г.//Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Канцелярия Святейшего синода. Оп. 209. Д. 2832. 1207–1530. - л. 16; Указы Московской конторы Св. синода монастырю//Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ). Ф. 420. Московский Симонов ставропигиальный мужской монастырь. Оп. 1. Д. 1102. - л. 10-10 об.; «Церковные ведомости», 1917, 9–15 Так в документе. Правильно - «Голицын». Князь Голицын Владимир Васильевич (1878 - не ранее декабря 1919), генерал-лейтенант русской армии. Из потомственных дворян Рязанской и Тверской губерний. Окончил Полоцкий кадетский корпус и Александровское военное училище. Участник Русско-Японской и Первой мировой войны. В 1917 г. входил в окружение командующего русской армией Л.Г. Корнилова. Участник Ледяного похода Добровольческой армии. После гибели генерала Л.Г. Корнилова уехал в Сибирь. В июле 1918 г. принимал участие во взятии Екатеринбурга, вскоре был назначен начальником гарнизона Екатеринбурга. Находясь на этом посту, инициировал и оказывал всяческое содействие расследованию по делу царской семьи. В августе-декабре 1918 г. – командир 7-й Уральской дивизии горных стрелков. С 24 декабря 1918 г. по 11 июня 1919 г. – командир 3-го Уральского корпуса горных стрелков. 28 августа 1919 г. назначен начальником формирования добровольческих отрядов. В декабре 1919 г. во время отступления колчаковской армии пропал без вести. Гришин (Алмазов) Алексей Николаевич (1880-1919), военный деятель Белого движения. Родился в дворянской семье. Образование получил в Воронежском кадетском корпусе. В 1902 г. окончил Михайловское артиллерийское училище. Участник Русско-Японской и Первой мировой войн. Подполковник (1917). Весной 1918 г. под псевдонимом «Алмазов» возглавил работу подпольных антибольшевистских организаций в Сибири. 13 июня 1918 г. назначен командующим формируемой в Сибири Западно-Сибирской (Сибирской) армии. 1 июля 1918 г. занял пост военного министра Временного Сибирского правительства. 10 июля 1918 г. за военные заслуги получил чин генерал-майора. После конфликта с английским консулом Т. Престоном 5 сентября 1918 г. был отправлен в отставку и выехал в расположение Добровольческой армии на Дон. В декабре 1918 г. – марте 1919 г. – военный губернатор Одессы. 5 мая 1919 г. застрелился, не желая сдаваться в плен, когда пароход «Лейла», на котором он плыл по Каспийскому морю, возвращаясь в Сибирь, был захвачен красным миноносцем «Карл Либкнехт». Документы штаба Гришина-Алмазова были частично уничтожены, а частично попали в руки красных.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/20/...

Осенью 1918 г. от уездных чрезвычайных комиссий центральным руководством требовалась, в отличие от первой половины 1918 г., достаточно высокая степень координации с губернским центром, проведение единообразной репрессивной политики (а от губернских центров — еще более высокая степень координации с ВЧК), и что-то в этом отношении гжатские коммунисты, по всей видимости, нарушили. Если в первой половине года вершителями насилия от имени советской власти в отношении священнослужителей выступали лица, действующие большей частью по своему разумению, в русле разве что самых общих установок, — притом люди часто предельно жестокие и беспринципные, — то во второй половине 1918 г., когда институт чрезвычайных комиссий сформировался и начал эффективно и единообразно работать, большевики сами положили предел самочинным (выходившим за рамки формулируемых ими директив и единых планов) расстрелам на местах. Например, расстрелявший 2 июня 1918 г. священника Духовской церкви г. Духовщины Феодора Маркова «агитатор-организатор советской власти» Емельянович-Волков (именно так называлась должность этого сотрудника отдела управления и члена РКП(б)), имевшего на своей совести многие другие случаи насилия, шантажа, издевательств, «расстреливавшего без всякого повода людей», не позднее сентября 1918 г. был за названные преступления расстрелян чрезвычайной комиссией Западной области . Расстрелы православных священнослужителей в качестве заложников в сентябрьские дни «красного террора» определенно понимались Священноначалием и рядовыми верующими — современниками этих событий как преследование священнослужителей за веру. Например, мучениками за веру и Церковь назвала Комиссия Собора 1917—1918 гг. о гонениях на Православную Церковь вятских священников, расстрелянных в качестве заложников за покушение на Ленина . Имена священнослужителей Смоленской епархии, расстрелянных в качестве заложников в сентябре 1918 г., органы епархиального управления, а следом и высшая церковная власть внесли в составлявшийся в 1918—1919 гг. «Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь» .

http://bogoslov.ru/article/2603607

410 Протокол Соборного совета от 29 августа/11 сентября 1918 г. за 120, п. 8. О языке. 2. Этот и последующие документы опубликованы в: Котт. 90–92; Богослужебный язык. 140–145. 412 Отношение Епископского совещания в Соборный совет 1557 от 11/24 (в рукописи ошибочно – 11/25. – Н.Б.) сентября 1918 г. О языке. 4. 413 Отношение Соборного совета в Священный Синод Православной Российской Церкви от 2/15 октября 1918 г. за 4139. О языке. 7. 415 Как и мнение известного слависта Дж. Биллингтона, что «реформисты» в современной Русской Православной Церкви «следуют рекомендациям Церковного Собора 1917–1918, совершая литургию на разговорном языке (vernacular) вместо непонятного церковнославянского» (Billington. 26). И уж совсем неосновательно утверждение другого автора, будто на Соборе 1917–1918 гг. «80% архиереев выступали за русификацию богослужения» (Мечковская. 242). 417 Не соответствует действительности недавно высказанное утверждение: «Собор это предложение Соборного совета так и не утвердил. Среди документов Поместного Собора решения по этому вопросу не существует» (Богослужебный язык. 143), – Текст постановления см.: Деяние 170. 77; Священный Собор. 367. 419 Аналогичное постановление было вынесено также Киевским епархиальным собранием, которое на заседании 20 мая 1918 г. постановило: 1) богослужебным языком должен быть только церковнославянский; 2) переводы богослужебного языка на украинский недопустимы. См.: Владимирские ЕВ. 1918. 9. С. 68. 422 Постановления ВЦС (1918-I). 180. Возможно, речь идет о чтении не богослужебных текстов, а прологов, синаксарей и святоотеческих поучений. 424 См.: Постановление Заместителя; Кравецкий. Проблема языка. 80–82. О употреблении русского языка в богослужении в храмах Патриаршей Церкви в первые годы советской власти см. также: Зайцев. 103–104. 425 Чельцов. Воспоминания. 43–45. Михаил Павлович Чельцов (1870–1931), канд. богосл. КазДА (1894), магистр богосл. СПбДА (1898), петербургский епарх. миссионер, затем преподаватель богословия и настоятель церкви священномуч. Симеона при Институте гражданских инженеров в Петербурге (1903). В 1906 – член «Братства ревнителей церковного обновления». Председатель епархиального совета (1919), наст. Троицкого Измайловского собора (1920). В 1918–1920 четыре раза подвергался аресту. Настойчиво противодействовал обновленческому расколу. В 1922 арестован и приговорен к расстрелу вместе со священномучеником Вениамином, но помилован. В 1930 вновь арестован, расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В нач. авг. 1918 г. в с. Кучки (ныне Пензенского р-на) было подавлено вооруженное выступление крестьян против продотряда, посланного для реквизиции у них хлеба. В числе 13 расстрелянных по обвинению в активном участии в выступлении был священник. Среди расстрелянных 2 сент. в овраге близ с. Азарапина (ныне Наровчатского р-на) оказался свящ. Петр Богословский. После выхода постановления СНК от 5 сент. 1918 г. о красном терроре убийства представителей духовенства участились. Так, 27 сент. того же года близ г. Мокшан (ныне поселок Мокшанского р-на) расстреляли группу помещиков, крестьян-середняков и духовных лиц. 3 окт. 1918 г. в Инсаре (ныне в Мордовии) по ложному обвинению расстрелян свящ. Александр Ксенократов. В кон. окт. того же года в с. Хомутовка (ныне не существует, находилось в совр. Спасском р-не) произошло вооруженное выступление крестьян против описания имущества сельской церкви, ареста священника и изъятия хлеба и денег. 20 нояб. 1918 г. в Спасске расстреляли 40 чел., в т. ч. хомутовского свящ. П. М. Кедрина (1867-1918). По данным ВЧК, с 1918 по 1920 г. арестовано 59 представителей духовенства (в т. ч. 35 чел.- в 1918), из них расстреляно 14 чел. ( Аристова. 2012. С. 75). В авг. 1918 г. Путята организовал и возглавил Пензенский епархиальный народный совет. 5 сент. 1918 г. путятинский Христианский союз направил властям отношение «с указанием на противозаконные деяния нелегального учреждения, именующего себя Пензенским Епархиальным управлением» (цит. по: Дворжанский. 1999. С. 278; Аристова. 2012. С. 91). 20 сент. того же года в ходе красного террора в квартире еп. сщмч. Иоанна в Преображенском монастыре и в сторожке пензенской Покровской ц., где находилась канцелярия архиерея, по распоряжению Губернской следственной комиссии Ревтрибунала провели обыск. 24 сент. еп. сщмч. Иоанн был арестован, заключен в пензенскую тюрьму и приговорен к расстрелу. Однако в тот же день архиерея освободили. 27 сент. сторонники Путяты попытались захватить Петропавловскую ц. во время богослужения, возглавляемого еп.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

«Руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»: Документы Центрального государственного архива Московской области о деятельности Московского революционного трибунала. 1917-1922 гг./Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии Д.Б. Павлова //Россия. XX век. Альманах. 2008 (электронная копия на: Рапорт киясовского волостного комиссара П. Гусева серпуховскому уездному комиссару от 3 августа 1917 г.//ЦГАМО. Ф. 4612. Оп. 1. Д. 241. Л. 21. Там же. Л. 13. Там же. Л. 14 и 14 об. Объяснение священника села Киасовки Иоанна Гжельского//Там же. Л. 10 - 10 об. Объяснения псаломщика Павла Успенского//Там же. Л. 11. Обвинительное заключение от 25 марта 1918 г.//Там же. Л. 2 об. Там же. Л. 5. Допрос священника М.Д. Сахарова от 3.10.1918//ЦГАМО. Ф. 4612. Оп. 1. Д. 300в. Л. 50. Копия приговора Московского ревтрибунала от 11.12.1918//Там же. Л. 3. Допрос священника М.Д. Сахарова от 3.10.1918//Там же. Л. 51. Допрос А.Л. Павловой от 1.10.1918//Там же. Л. 28. В обвинительном заключении и приговоре шла речь о том, что священник Сахаров присутствовал и на сходе, где «продолжал свою преступную агитацию» (Там же. Л. 3). Допрос И.Г. Ермилова от 1.10.1918//Там же. Л. 31. Допрос И.И. Мухина от 22.10.1918//Там же. Л. 45 об. Копия приговора Московского ревтрибунала от 11.12.1918//Там же. Л. 3. Там же. Л. 96. Там же. Л. 151. Суслов А. Георгиевская церковь поселка имени Цюрупы//Наше слово (Газета Воскресенского района Московской области). 2007. 9 июня. 61. С. 11. Здесь же автором приводится информация об упоминаемом в деле священника Сахарова диаконе Константине Никольском. В другой части этой же статьи сообщаются биографические данные об о. Михаиле: Суслов А. Георгиевская церковь поселка имени Цюрупы//Наше слово (Газета Воскресенского района Московской области). 2007. 2 июня. 58. С. 5. Наконец, в другой публикации того же автора есть данные о священномученике Сергии Лосеве - сыне служившего в храме о. Михаила Сахарова и упоминаемого в деле псаломщика Александра Дмитриевича Лосвева, см. Суслов А. Пострадавшие в годину гонений//Наше слово (Газета Воскресенского района Московской области). 2007. 10 ноября. 125. С. 6. Были использованы электронные версии газеты, на момент написания статьи доступные на сайте http://www.mosoblonline.ru.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010