Итак, нам нужно просить Бога, чтобы хранил нас от таких искушений и чтобы избавил нас от всякого зла. Но отсюда же следует, чтобы и сами мы берегли себя от искушения, чтобы мы не шли на него, а если, против воли нашей, впадем когда во искушение, то имели бы силу воспротивиться ему и не поддаться греху. Так кончается молитва Господня, а священник в церкви заключает ее еще возгласом: ЯКО ТВОЕ ЕСТЬ ЦАРСТВО И СИЛА И СЛАВА ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВ. Это значит: мы все, христиане, веруем, что Ты, Отче наш , всемогущий Царь всего, и все, что существует, весь свет есть Твое Царство, везде и во всем является Твоя сила, она все содержит и всем управляет; везде является Твоя слава, которую воспевают Ангелы, и Архангелы, и святые на небе и мы на земле. И это Царство, эта сила, эта слава – вечны, не будет им никогда конца, будут они пребывать во веки веков! И люди отвечают на этот возглас священника: Аминь! То есть: пусть так будет! 320. Слово любви ревнующим о двуперстии Из церковной истории можно узнать, что еще в самые апостольские времена крестное знамение рукою на себе изображали; но как и какие персты к сему изображению слагали, – о том в древних повествованиях нимало не упоминается. Теперь мы по церковному обычаю, когда изображаем на себе Крест, слагаем три перста, соединяя вкупе большой палец, указательный и средний, а оставшиеся два пригибаем к ладони. А вы, называющие себя старообрядцами, слагаете большой палец с двумя последними, а указательный и средний оставляете прямостоящими. Если хотим ведать, какое перстосложение истиннее, то надобно знать, какое сложение перстов согласно с верой, а какое нет, ибо вера содержится в уме и в сердце, а не в пальцах. Ежели спросить вас: для чего вы три перста, большой с последними, соединяете, – вы отвечаете, что таким де соединением трех перстов мы Святую Троицу изображаем. Весьма похвально. Опять спросим вас: что вы оставшимися двумя перстами, указательным и средним, изображаете? – вы отвечаете, что изображаете ими два во Христе соединенных естества, Божеское и человеческое. Опять-таки похвально.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

§21. Что является единственным верным и безошибочным свидетельством о божественных вещах, только это следует принимать за начало Богословия. Но таково только слово Божие. Следовательно, только слово Божие следует принимать за начало Богословия. Обосновывается меньшая (посылка). Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное ( Пс.11:7 ). Откровения Твои несомненно верны ( Пс.92:5 ). Вовек, Господи, слово Твое пребывает 12 на небесах ( Пс.118:89 ). Все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства ( Притч.8:8 ). Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Мф.24:35 ). Слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано ( 1Пет.1:25 ). И помимо многого другого – поистине замечательная похвальная речь Писанию, когда Петр назвал Пророческое слово вернейшим своего видения, какое он имел на горе Фавор, и услышанного им небесного гласа. Мы имеем, говорит он, вернейшее Пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте ( 2Пет.1:19 ). И хотя пророческое слово само по себе не было более верным или более истинным, нежели услышанный на Фаворе глас, ибо и то и другое было изречением Того же Самого Бога, но поскольку последнее было обращено к чувствам Петра, который видел и слышал, то, надо думать, он более верил свидетельству Пророков, нежели своим глазам или ушам. Однако Писание всех людей уличает во лжи: Нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему ( Пс.11:2–3 ). Мало того, весь этот Псалом приводит тот самый аргумент, который мы теперь обосновываем. Я сказал в исступлении 13 , всякий человек лжив ( Пс.115:2 ). Человека вполне правдивого кто отыщет? ( Притч.20:6 ). И то и другое заключение выводит Павел: и что только Бог , без сомнения, праведен, и что все люди лживы ( Рим.3:4 ). И то и другое (заключение выводит) в Своем Лице Бог согласно Исаии: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших ( Ис.55:8–9 ). Аргумент 6

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

   Другой пример: были в Вифании две сестры — Марфа и Мария. Обеих любил Христос, и обе любили Христа и веровали, что это Он — Мессия. И вот, когда Он пришел к ним, Марфа заботилась о многих вещах, оказывая гостеприимство и занимаясь хозяйством, а Мария, когда приблизился к ней Носитель такого Духа, каким был Христос, села у ног Его в жажде слушать каждое Его слово. И что же? — Когда Марфа, перегруженная ежедневными работами и заботами и всеми неловкими вещами хозяйства, обратилась ко Христу и сказала: «Скажи Марии, чтобы она мне помогла», то Господь ответил с любовью: «Марфа, Марфа, ты заботишься с такою любовью сейчас о приеме, но Мария большую часть избрала. Эта часть уже не отымется от нее» (см. Лк.10:38—42).    Видите, какая разница: план любви этической, или видимой, наших нормальных человеческих отношений, — похвальный, но еще не дающий нам вечности Божественной. А Господь говорит: «небо и земля прейдут, словеса же Мои не прейдут» (Мф.24:35).Читая эти слова Христа, мы невольно вспоминаем: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Видите, как близко две сестры жили между собою, и вместе с тем какая огромная дистанция была в их жажде. Одна, Мария, готова принять в обстановке небрежности и повседневных недоглядок, и другая же показует всю свою любовь в каждом внешнем проявлении. Видите разницу уровней: один — «В начале бе Слово», и другой — любовь «всем сердцем и всем умом» (ср. Мф.22:37), но еще не выходящая за пределы возраста духовного, который мы назвали этическим. Так и в других немногих евангельских примерах находим мы глубочайшие мысли, идеи и проявления жизни, о которых, перейдя на иную терминологию, мы скажем, что это — «вторая ступень», это уже не этика, а онтология.    Последнее время на Земле мы встречаемся с контрастным явлением: с попранием, самым невероятным по жестокости, всего человеческого, с одной стороны, и, с другой, — со стремлением постичь человеческую личность: что такое человек как персона, где ум персоны вращается.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В письме от 1/14 ноября 1925 года А.С. еще определеннее высказывается по данному вопросу, раскрывая шаткость основ, на коих зиждется папство, утверждающееся, между прочим, и на 34-м Правиле Св. Апостол, из которого и православные иерархи черпают идею патриаршества, превратно толкуя это правило, отождествляя старшего в области епископа (окружного митрополита в современном понимании) с патриархом и присваивая ему права, канонами не предусмотренные. Вот что пишет А.С.: «…Ежедневно наблюдая страшный и неуклонный натиск польского католичества на слабое беззащитное православие отданных большевиками Польше русских областей, я в последнее время сосредоточил свою мысль на апостоле Петре , преемниками которого считают себя римские папы, и хочу поделиться с Вами своими наблюдениями. Андрей, брат Симона, был одним из двоих учеников Иоанна Крестителя, услышавших от него слова об Иисусе: «Вот Агнец Божий», последовавших за Иисусом в его жилище и пробеседовавших с ним с утра до вечера. Андрей нашел брата своего Симона и говорит ему: «Мы нашли Мессию», что в переводе на греческий язык значит «Христос», т.е. Помазанник. Он провел его к Иисусу. Иисус взглянул на него и сказал: «Ты – Симон, сын Ионы; ты должен называться Кифа», что в переводе на греческий язык значит «Петр», т.е. камень. Вот как описывает Иоанн Богослов ( Ин. 1:35-42 ) первое знакомство Иисуса с Симоном. Важно отметить, что Иисус прозвал Симона «Камнем» не после продолжительного с ним общения, а под мгновенным впечатлением первой встречи. Какой смысл могло иметь это прозвище в устах Иисуса: похвальный для Симона или порицательный ? По моему мнению порицательный . Как знаток человеческой души, безошибочно угадывающий ее сокровеннейшие движения и настроения, Иисус по первому взгляду определил Симона как человека увлекающегося, но непостоянного. О людях этого типа в притче о сеятеле Иисус говорил: «Слово, посеянное на каменистом месте (у Луки: упадшее на камень ), означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его; но не имеют в себе корня и непостоянны : потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас отрекаются (соблазняются)» ( Мк. 4:16-17 ). Таков был Симон, и в этом смысле Иисус прозвал его «Камнем» и был в определении его душевных качеств вполне прав и точен, потому что, действительно, Симон быстро вспыхивал, легко увлекался, но в нем не было постоянства, и при первом же гонении за слово он трижды отрекся от Иисуса.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Впрочем, это случилось не только с семенем, но и с неводом. И в нем было много бесполезного. Настоящую притчу Христос предлагает для укрепления и наставления учеников Своих, чтобы они не унывали, хотя и большинство приемлющих слово их погибнут. То же было и с самим Господом; и хотя Он наперед знал, что так именно будет, не переставал, однако же, сеять. Но благоразумно ли, скажешь, сеять в тернии, на каменистом месте, при дороге? Конечно, в отношении к семенам и земле это было бы не благоразумно; но в отношении к душам и учению это весьма похвально. Если бы земледелец стал так делать, то справедливо заслуживал бы порицания, потому что камню нельзя сделаться землей, и дороге не быть дорогой, и тернию не быть тернием; но не то бывает с существами разумными. И камню можно измениться и стать плодородной землей; и дорога может быть не открытой для всякого проходящего и не попираться его ногами, а может сделаться тучной нивой; и терние может быть истреблено, и семена могут расти беспрепятственно. Если бы это было невозможно, то Христос и не сеял бы. Если же такое изменение происходило не во всех, то причиной этого не сеятель, но те, которые не хотели измениться. Христос исполнил Свое дело; если же они пренебрегли Его учением, то явивший столь великое человеколюбие не виновен в том. Заметь еще и то, что не один путь погибели, но различные, и один от другого далеко отстоящие. Те, которые подобны дороге, это — нерадивые, беспечные и ленивые, а камень изображает только слабейших. " Посеянное на каменистых местах " , говорит Христос, " означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге " (Матф. 13:20-21,19). Не одно и то же, когда учение теряет силу свою без всяких козней и притеснений, и — когда оно бывает недействительно при искушениях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

1Тим.4:6 .  Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. «Сия вся сказуя братии, добр будеши служитель Иисуса Христа». Ибо служителю свойственно исполнять повеленное и передавать единоверным Владычние приказания. «Питаемь словесы веры, и добрым учением, емуже последовал еси». Тебе первому из всех надлежит прилежно заниматься духовным учением и обогащаться оным. Правила же его приял ты в точности. 1Тим.4:7 .  Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии. 1Тим.4:8 .  Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. «Скверных же и бабиих басней отрицайся». Апостол снова напомянул сказанное в начале; ибо «бабиями баснями» назвал иудейские учения, не закон, но лживое перетолкование закона и неблаговременное его хранение. «Обучай же себе ко благочестию. Телесное бо обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешняго и грядущаго». Имеющие попечение о телесном благосостоянии, говорит Апостол, недолго им пользуются; а подвиги благочестия и в этой жизни делают подвижников славными, и в будущей уготовляют к тому, чтобы сподобиться неветшающих венцов; «обучением» же благочестию назвал Апостол похвальную жизнь, потому что жизнь походит на подвиг. 1Тим.4:9 .  Слово сие верно и всякого принятия достойно. «Верно слово и всякаго приятия достойно». Поскольку упомянул о жизни будущей, она же была нечто невидимое, то по необходимости слово о ней назвал «верным»; потому что достойно веры, как украшенное истиною. Но оно и похвально. Ибо Подвигоположнику надлежит подвижников наделить наградами. Потом Апостол вместо примера представляет себя самого. 1Тим.4:10 .  Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. «На сие бо и труждаемся и поношаеми есмы, яко уповахом на Бога жива, Иже есть Спаситель всем человеком, паче же верным». Ибо для чего несем на себе этот великий труд и приемлем от всех поношения, если нет никакого воздаяния за труды? Но воздаяние есть, потому что подвигоположник для подвизающихся – вечный Бог , Спаситель всех человеков, преимущественно же уверовавших в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

В письме от 1/14 ноября 1925 года А.С. еще определеннее высказывается по данному вопросу, раскрывая шаткость основ, на коих зиждется папство, утверждающееся, между прочим, и на 34м Правиле Св. Апостол, из которого и православные иерархи черпают идею патриаршества, превратно толкуя это правило, отождествляя старшего в области епископа (окружного митрополита в современном понимании) с патриархом и присваивая ему права, канонами не предусмотренные. Вот что пишет А.С.: “…Ежедневно наблюдая страшный и неуклонный натиск польского католичества на слабое беззащитное православие отданных большевиками Польше русских областей, я в последнее время сосредоточил свою мысль на апостоле Петре , преемниками которого считают себя римские папы, и хочу поделиться с Вами своими наблюдениями. Андрей, брат Симона, был одним из двоих учеников Иоанна Крестителя, услышавших от него слова об Иисусе: “Вот Агнец Божий”, последовавших за Иисусом в его жилище и пробеседовавших с ним с утра до вечера. Андрей нашел брата своего Симона и говорит ему: “Мы нашли Мессию”, что в переводе на греческий язык значит “Христос”, т.е. Помазанник. Он провел его к Иисусу. Иисус взглянул на него и сказал: “Ты – Симон, сын Ионы; ты должен называться Кифа”, что в переводе на греческий язык значит “Петр”, т.е. камень. Вот как описывает Иоанн Богослов ( Ин. 1:35-42 ) первое знакомство Иисуса с Симоном. Важно отметить, что Иисус прозвал Симона “Камнем” не после продолжительного с ним общения, а под мгновенным впечатлением первой встречи. Какой смысл могло иметь это прозвище в устах Иисуса: похвальный для Симона или порицательный ? По моему мнению порицательный . Как знаток человеческой души, безошибочно угадывающий ее сокровеннейшие движения и настроения, Иисус по первому взгляду определил Симона как человека увлекающегося, но непостоянного. О людях этого типа в притче о сеятеле Иисус говорил: “Слово, посеянное на каменистом месте (у Луки: упадшее на камень ), означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его; но не имеют в себе корня и непостоянны : потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас отрекаются (соблазняются)” ( Мк. 4:16-17 ). Таков был Симон, и в этом смысле Иисус прозвал его “Камнем” и был в определении его душевных качеств вполне прав и точен, потому что, действительно, Симон быстро вспыхивал, легко увлекался, но в нем не было постоянства, и при первом же гонении за слово он трижды отрекся от Иисуса.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Дурным людям свойственно не принимать обличения. Что следует говорить обличаемым Кто другой превосходил в святости и в рассуждении святого Ефрема Сирина ? Однако он, придя в город Эдессу и встретив блудницу, посмотрел на нее пристально, а она на него. И на вопрос, почему она так пристально разглядывает его, ответила: «Я смотрю, как подобает, ибо взята от тебя, мужчины. Ты же не смотри на меня, а лучше в землю, из которой был взят ты». Услышав столь мудрое обличение от блудницы, святой Ефрем получил великую пользу и восславил Бога. Об этом говорится в слове, составленной в его честь Григорием Нисским : «Выслушав такой неожиданный ответ, мудрый муж признал его для себя весьма полезным, и посему прославил непостижимое могущество Бога, который дарует нам то, чего надеялись, и чрез то, чего не надеялись» (Похвальное слово преподобному отцу нашему Ефрему). Кто был строже и внимательнее великого отца Василия? Однако он пишет епископам Побережья, что если они обличат его, то он узнает о своем проступке. Они же получат награду от Бога за то, что выявили его скрытый грех: «Мы, будучи обличены, узнаем о грехе нашем, вы после обличений получите прощение от Господа за то, что удалились от общения с нами, грешниками, а обличившие получат награду за то, что указали всем на скрытое наше зло» (Епископам Побережья). Вот так мудрым, смиренным и добрым людям присуще любить своих обличителей и считать их истинными и верными друзьями. Как говорит Соломон, «обличай мудрого, и он возлюбит тебя... научи правдивого, и он приумножит знание» ( Притч. 9:8 ). И продолжает: «Обличающий человека, продолжает он, найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком» ( Притч. 28:23 ). И напротив, дурным и высокомерным людям свойственно ненавидеть обличителей и считать их врагами. Как говорит Соломон, не «обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя» ( Притч. 9:8 ). «Человек грешный, – добавляет Сирах, – уклоняется от обличения» ( Сир.32:19 ). Сказал об этом и пророк Амос: «Они», – подчеркивает пророк Амос, – «ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду ( Ам.5:10 ). Такого же мнения придерживается и Григорий Богослов : «Как поступают более смелые и храбрые из нас, явно не стыдимся ни греха, ни врачующих грех, идем, как говорится, с открытой головой на всякое беззаконие. Какое расстройство ума! или как еще приличнее назвать такую болезнь! – Кого надлежало бы любить, как благодетелей, гоним от себя, как врагов...» (Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Творение святого Космы Песнь 1 Ирмос Христос раждается – славите! Христос с Небес – срящите! Христос на земли – возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися. Толкование К кому, как ни к булочнику, должны обращаться те, кто нуждается в хлебе? Или у кого другого, как ни у винодела, обретают вино те, у кого оно закончилось? А те, кто нуждается в серебряных или золотых монетах к кому, как ни к меняле, должны идти? Точно так и те, кто желает торжественно воспевать и восхвалять праздники Христовы, у кого должны искать словеса восхваления и воспевания, как ни у восхваляющего и воспевающего их, Великого, говорю, в Богословии Григория? Потому что он не только украсил Владычные праздники, составляя к ним свои слова и похвальные речи, будучи превосходным Троичным Богословом, но и позволил всем последующим красть его слова и творения кражей похвальной и необвинительной. Творящий же такую кражу не только не стыдится, но, напротив, украшается ею. Да что я говорю? Григорий – этот ум Богословия – не только позволил красть его слова, но и сам с неизреченным братолюбием приглашает вкусить мысленный хлеб его мудрости, укрепляющий душу, и испить его разумного вина, веселящего сердце, и призывает гласом велиим, повторяя слова Премудрости: Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; ( Прит.9:5 ), иногда же слова невесты Песней: Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные! ( Песн.5:1 ), а иногда призывает словами пророка Исаии: Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко ( Ис. 55:1 ). Потому и божественный Косма – священных праздников песнотворец и Музоначальник – желая торжественно воспеть спасительное для нас Рождество Господне, повторяет в данном ирмосе слово в слово за этим великим Богословом, составителем торжественных и похвальных слов к праздникам. Ибо так начинает тот своё похвальное слово на Рождество Христово: «Христос раждается – славите; Христос с Небес – срящите; Христос на земли – возноситеся; пойте Господеви вся земля».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

5). Силой Божией через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. «Итак, готово спасение на небесах, – пусть только станет достойным тот, кто хочет обрести его. Но, поскольку, никто лишь собственным старанием не может сделаться достойным прийти ко спасению, справедлива предпосылка: силой Божьей через веру соблюдаемых. Ибо никто не в состоянии силой своей воли сохранить свою причастность добру, но должен стремиться к помощи Его» (св. Беда). 6). О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно от различных искушений, " Нужно поскорбеть, потому что нельзя прийти к вечной радости иначе, как через скорбь и печали века сего, однако, замечает он, немного, потому что там вечная награда быстро воздастся и покажется легким все, что казалось тяжким и жестоким средь мучений мира сего» (св. Беда). «Прибавляет: если нужно, научая, что не всякий верный, ни всякий грешный испытывается скорбями и ни тот, ни другой не оставляется в них навсегда. Праведники скорбящие страдают для получения венцов, а грешники в наказание за грехи. Не все праведники испытывают скорби, чтобы ты не почел злобу похвальной и не возненавидел добродетель. И не все грешники испытывают скорби, – для того, чтобы не подверглась сомнению истина воскресения, если бы здесь еще все получали должное» (блж. Феофилакт). 7). Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести, и славе в явление Иисуса Христа, «Поскольку речь об искушениях производит смущение, то апостол указывает цель искушений; потому что чрез них опытность ваша становится очевиднейшей и драгоценнейшей золота, как и золото, испытываемое огнем, дороже ценится людьми» (блж. Феофилакт). 8–9). Которого, не видев любите и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченной и преславной, достигая наконец верой вашей спасения душ, «Прибавляет апостол и нечто иное, увлекающее к перенесению скорбей. Если, говорит, не видев Его телесными глазами, любите Его по одному слуху, то какую почувствуете любовь, когда увидите Его и притом являющегося в славе? Если так привязали вас к Нему страдания Его, то какую привязанность должно произвести на вас явление Его в невыносимом блеске, когда и вам в награду подастся спасение душ?» (блж. Феофилакт). «Душа, спасшаяся от врагов своих, Божией силой перейдя горькое море и видя, как перед ее очами гибнут враги, которым она прежде служила, радуется неизреченной радостью и прославленная, бывает утешена Богом и успокаивается в Господе» (прп. Макарий Великий . Слово 11:3–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010