– Новоначальным трудно определиться с мерой воздержания. Что бы вы им посоветовали? – Детям и новоначальным христианам, которым трудно поститься, нужно выбрать свою собственную форму поста. Если человек не может отказаться от мясной пищи, то пусть откажется от курения, дети могут отказаться от жвачки на время поста. Каждый сам должен сесть и поразмыслить: от чего он может отказаться на время поста. Любое такое решение будет приятно Богу. Искушения Иисуса Христа      К слабым в вере Господь относится с терпением и сердечным вниманием. Сказано: «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит…» (Мф. 12:20), то есть если твоя религиозность, как трость надломленная, ткни ее – и она сломается; или как лен курящийся, махни на него – и он погаснет. Но для Господа дорога любая форма проявления религиозного чувства, и каждое религиозное решение, принимаемое в преддверии поста, угодно Ему. Горе тем, которые совсем не постятся! В древнехристианской книге «Пастырь Ерма» сказано: «Постись Богу следующим образом: не лукавствуй в жизни своей, но служи Богу чистым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце твоем. Веруй в Бога, имей страх Божий и удержишься от всякого злого дела. Делая это, ты совершишь великий и угодный Богу пост, и жить будешь с Богом» . – Как правильно расставить для себя акценты в великопостное время, чтобы, соблюдая внешнюю сторону поста, не забыть о духовной его стороне? – Приводите себе на ум слова из Писания: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Слова «сие надлежало делать, и того не оставлять» означают, что во всем надо исполнять не только внешнюю сторону, но и внутреннюю, которая в религиозной жизни всегда должна преобладать над внешней обрядовой. Святитель Василий Великий учил: «Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть и речи, и обращения, и сближения должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так, чтобы воздержание от пищи было дополнением к подвижничеству». Вы слышите, братия и сестры?! Воздержание от пищи – только дополнение, а главное в посте – суд и милость: суд над собою и милость по отношению ко всем другим. Оказывается, скоромным во время поста является не только колбаса, но и любой пустой разговор; не только котлета, но и любое грубое или ругательное слово. Если мы это поймем, то и начнем поститься по-настоящему.

http://pravoslavie.ru/101576.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

История его, всем известная, повествует о том подробно и ясно, а потому я не буду замедлять свое слово рассказом о ней. Известные всем вещи не требуют долгого сказания о них, достаточно лишь помнить их и поучаться всегда к пользе нашей. Поэтому, взяв слова Евангелия, ныне читаемого на Литургии, и пример многотерпеливого жития святого великомученика, я намерен побеседовать с благочестием вашим о том, сколь полезно каждому христианину «в терпении своем спасать душу свою». Терпение – не простое терпение, ибо многие страдают за дело по вине своей, а терпение в скорбях, случающихся без вины и принимаемых ради любви Божией, – такое терпение приятно и похвально в очах Божиих, как говорит святой апостол Петр: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны» ( 1Пет. 2:19–21 ). Это именно терпение, терпение, не из-за какой-либо своей вины, а ради любви Божией кротко принимаемое, и будет предметом нашей беседы. В особенности же надлежит побеседовать нам о том терпении, которое проистекает из неприязни лжебратий наших, враждующих против нас без причины, гонящих нас неправедно и враждой своей вызывающих нас ко взаимной неприязни, гневу и ярости. Ибо редко кто имеет такое терпение, чтобы с кротостью переносить вражду своего недруга и самому не отвечать взаимной враждой, не гневаться, не озлобляться. А сколько пользы приносит христианину такое терпение, это невозможно и исчислить: не хватит нам, повествующим, времени. Укажем же немногое, что потребно нынешнему времени, предлагая вопросы. Во-первых, спрошу: кто в поднебесной самый крепкий, сильный, храбрый? Думаю, что некоторые здесь вспомнят разговор трех постельничих царя Дария: один из них написал, что сильнее всего вино, другой указал на царя, как сильнейшего, а третий возвысил над всем женский пол. Я же, как христианин, не присоединяюсь ни к одному из них, как к ветхозаконным, ибо они не знали нашей христианской жизни, которая была после них. О, если бы они знали ее, то рассуждали бы иначе! Думается, что они забыли спросить премудрого Соломона, он сказал бы им, кто сильнее. А на их умствование можно ответить: не сильно само по себе вино, если человек не захочет упиться им, не страшна и царская власть, если человек не сделает никакого зла, и женщина не осилит человека, если сам человек не возжелает ее. Иного ответа я желаю на мой вопрос: кто в поднебесной самый сильный и крепкий?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Но поскольку мы, насколько возможно, увенчали золотую главу презлатыми цветами хвалений, давайте обратимся и к другим членам, чтобы, воспевая Предтечу отчасти, не показаться приносящими недостаточную хвалу. Итак, что сиятельнее и световиднее тех рук, которые удостоились быть возложенными на Христа при Крещении? Ведь если присутствует Божественный огонь, то разумей, что при прикосновении к Божией главе длани Предтечи, как в сочетании с огнем, стали пламенными, не изменив собственной природы. Междорамия его в блещании злата ( Пс. 67:14 ), как воспевается, у несущего на плечах крест Христов. Чрево его сосуд слоновый на камене сапфирове ( Песн. 5:14 ) – у изгоняющего наслаждения, что вокруг пупа чревного. Чресла его, вместившие освящающее целомудрие, – у принявшего дар девства. Округления бедр его как ожерелье ( Песн. 7:1 ) – у препоясанного мечом бесстрастия. Голени его – мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях ( Песн. 5:15 ), то есть на добродетелях; стопы богоходящие – у приготовляющего стези Господни (ср. Мф. 3:3 ). Каждый член этого священнейшего и бесстрастнейшего тела есть оружие правды, сосуд избранный, освященный. Оно возмужало чистотой, стало совершенным вечной молитвой. И не следует мне пропустить и того, что вовне, – я говорю об одежде и поясе. Но праотец Иаков [Col. 454] изготовил для любимого сына Иосифа разноцветный хитон ( Быт. 37:3 ), а великий евангелист Матфей описывает [одежду] сего мужа как одноцветную и неукрашенную. Ибо, по его словам, он носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих ( Мф. 3:4 ), показывая и в этом символы умерщвления греха, хотя в том случае разноцветность нужно понимать в ином смысле. И разве справится мой разум и язык с тем, чтобы насытиться восхвалением тебя в каждом из членов, о величайшее украшение человечества? Но так как я стеснен и беден и в том, и в другом, прости как человеколюбивейший и утверди меня всячески, твоего наималейшего слугу, вместе с духовным отцом и преданной тебе паствой; сохрани же невредимыми и всех песнопевцев твоего божественного величия во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава со Всесвятым Отцом и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Как и с другими заповедями, у людей всегда есть самые веские и уважительные причины ее нарушить. Никто не говорит – «я убиваю или подстрекаю к убийству просто по злобности своего сердца». Люди, в которых вы сами видите нелюдей и фашистов, всегда видят самые уважительные причины делать то, что они делают. Это в Ваших глазах они – проклятые Богом и людьми злодеи, а в своих – достойные, хотя и несколько трагические фигуры, терпящие опасности и трудности ради Великого Правого Дела. Поэтому давайте обратим внимание на одну истину. Есть то, что имеет значение, и то, что не имеет. Имеет значение то, покоряетесь ли Вы Иисусу Христу как Господу и решаете ли Вы хранить Его заповеди. Если Вы отказываетесь – это тоже имеет значения. «ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех ее на ней» (Чис.15:31). А вот как Вы рационализируете этот отказ, кого цитируете, какие доводы приводите – это уже не имеет значения. Никакого. У каждого убийцы – тем более, у каждого участника массовых убийств – всегда есть своя система доводов и обоснований, всегда есть своя легенда, в которой его деяния выглядят не просто оправданными, а даже достойными и похвальными, исполнением тяжелого, но славного долга. Не нужно думать, что убийцы «нелюди». Нет, беда в том, что именно люди – причем превращение цивилизованного человека, знающего языки, читавшего всякие хорошие книги, в дикаря с дубиной можно наблюдать в прямой онлайн-трансляции. Если вы думаете, что с Вами так произойти не может, то есть ненулевая вероятность, что это происходит с Вами прямо сейчас. Все люди, которые выбирают путь ненависти и насилия – и оказываются в скоростном лифте в ад – всегда имеют для этого самые уважительные причины, благословение самых важных для них авторитетов, в том числе религиозных, самые священные и несомненные основания. Это ничего – абсолютно ничего – не меняет в том, что они попирают заповеди и отправляются в ад. «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:22,23).

http://pravmir.ru/mozhno-li-opravdat-ubi...

«Призвав народ»: «Посрамив и пристыдив тех, оставил их как неисцелимых, и обращает слово к народу, как более достойному» (Евф. 3иг.), «дабы преподать ему высокое, великое и исполненное многого любомудрия учение» (Злат.). – «Слушайте и разумейте»: усиленное призывание ко вниманию, показывающее важность предлагаемого (ср. Феофил.).– «Не то, что входит в уста» и пр.: не то, что принимается устами в пищу и питие, «оскверняет», т.е. делает нечистым и виновным пред Богом, человека. – «То, что выходит из уст»: дурные речи, а равно и действия оскверняют человека, ибо выходящее из уст дурное из сердца исходит ( Мф.15:18 ) и показывает в человеке дурную нравственность. – Осуждается ли здесь предписанная законом и соблюдаемая в христианстве разборчивость в пище? Очевидно, нет. Во-первых, здесь выражается лишь общая мысль, что не пища оскверняет человека, а дурная нравственность; о родах пищи здесь нет речи. Во-вторых, сила речи здесь не в слове пища, а в словах об умовении рук (ср. Мф.15:20 ). «Не сказал (Господь), что разборчивость в пище ничего не значит, и что Моисей предписал оную напрасно; но, заимствуя доказательство из свойства вещи, говорил: не то, что входит в уста, сквернит человека, но то, что выходит из уст... Смотри, как Господь нигде не дерзает прямо восставать против закона. Посему и не сказал – «пища», но – «не то, что входит в уста», что можно было относить и к неумовению рук; и хотя Он им говорил сие о пище, но можно было думать, что Он говорил и об умовении рук. Ибо разборчивость в пище столь строго была соблюдаема, что и после воскресения Петр говорил: «нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого» ( Деян.10:14 ). Посему-то и сам Христос первоначально не прямо говорил о пище, но сказал: «то, что входит в уста», и после, когда, по-видимому, говорил о сем яснее, прикровенно заключил речь свою, сказав: «а есть неумытыми руками не оскверняет человека» ( Мф.15:20 ), дабы слышавшие думали, что Он с сего начал и о сем рассуждал доселе» (Злат.). Разборчивость в пище должна быть выражением нравственного состояния или действия, и в сем случае похвальна ( 1Кор.10:25–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Соединение с Богом – вот надежды предмет. Показать каждому сословию и званию надежду во Христе. Пастырям – Пастыреначальника, имеющего наградить их за пастырство (явится Пастыреначальник... 59 ). Царям – Царя царей, и прочее, и прочее. Бедным – нас ради обнищавшего, да мы нищетою Его обогатимся ( 2Кор. 8, 9 ); богатым – Наследника всего Отеческого достояния, Имже и веки сотворены [ Евр. 1. 2 ]; ученым – Ипостасную Премудрость, в Ней же сокрыты все сокровища премудрости и ведения [ Кол. 2, 3 ]; девственникам – Высочайшего Девственника; находящимся в супружестве – Создателя мужского тела и женского; воинам – Победителя. Надежда наша в здешней жизни – Тело и Кровь Сына Божия и молитва ко Господу, очищающие от грехов. Имя Божией Матери есть имя святыни беспримерной, имя благости и милосердия. Избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Tu. Царство Твое даровал ecu будущее, день невечерний, жизнь нестареющаяся. Господь – мысленное Существо. В людях смотри на мысленное же и всею силою души возлюби их: с ними соединяется Виновник и Царь мысли и слова, в них обитает Триипостасный Бог духов и всякой плоти. Придем к нему и обитель у него сотворим [ Ин. 14. 23 ]. Так как Господь есть Мысль, Слово, Дух, то вера, или сообразность сердца с Богом, соединяет мысленно, словесно 60 духовных с Богом; потому-то вера есть средство к получению всех благ от Бога, потому-то молитва веры делает чудеса с нашею душою, равно как и с другими. Потому-то вера сердечная – величайшее сокровище в человеке, потому-то ложь, лукавство – величайшее зло и гибель для человека, оттого то есть, что отец лжи – духовный отец духовного зла – есть диавол и сатана, обольщающий всю вселенную [ Откр. 12, 9 ]. Чудна вера христианская и преисполнена чудес: одно знамение, одна тень креста имеет при вере чудесную силу укрощать страсти и скорби сердечные; ту же силу имеет вещественный образ креста, ту же силу – образ (тень) Спасителя, ту же – имя Его сладчайшее – Иисус Христос. Так как диавол есть мысленное существо, лживое, злобное, имеющее в самом существе своем духовный, мертвящий огонь, как Святой Дух есть огнь животворящий, то прикосновение к душе диавола приносит с собою прилив злобы, сомнения, неверия, лжи или клеветы и хулы на Бога и на людей и на все Божие, беспокойного нетерпения и мучительного, попаляющего огня. И вот что значит: и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот [ Мф. 7, 27 ], то есть на сердце человеческое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010