Это да получим и мы все благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 132. О кончине брата Григория и о том, чтобы мы были всегда готовы к исходу Братия и отцы. Учащаются вести о смерти, слышимые нами в настоящее время издали и вблизи, и особенно [о смерти] духовных наших братьев и отцов. И действительно, кроме других, нас оставил и брат Григорий, которого и жизнь похвальна, и кончина блаженна, так как он скончался в гонении за Христа. Что же означает это? Конечно, и мы должны перейти отсюда – малые и великие, старые и молодые. Ибо наказание смерти для всех одно, и один раньше, а другой позже окончит жизнь. После этого как нам не размышлять о том, что мы должны испытать при разлучении души от тела? Как мы перенесем присутствие Ангелов, если мы не облеклись в оружия света? Как мы пойдем тем путем, если вместе с собою не принесем путевых запасов вечной жизни? Как мы минуем начальника этого мира, о котором сказал Господь: грядет сего мира князь и во Мне не имать ничесоже ( Ин.14:30 ), если мы не сделаемся свободными от порабощающих [нас] страстей? Блажен, говорит [Господь], раб той, егоже, пришед господин его, обрящет тако творяща: аминь глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его ( Мф.24:46–47 ). Вот приятнейший голос! Аще ли же речет злый раб той в сердцы своем: коснит господин мой приити, и начнет бити клевреты своя, ясти же и пити с пияницами: приидет господин раба того в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть, и растешет его полма, и часть его с неверными положит: > ту будет плач и скрежет зубом ( Мф.24:48–51 ). Ужели не страшит нас эта притча? Ужели не смиряет [нашей] плоти эта угроза? И это – не басни и не пустые слова. Слово даже не достигает [выражения] действительной истины обозначаемого. Ибо и плач тот не соответствует этому плачу, и скрежетание зубов этому скрежетанию, но [между ними] такая разница, как у снов с действительностью. Потом и огонь тамошний не погаснет, а здешний гаснет; и червь [тот] не умрет, а здешний умирает ( Мк.9:44–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

661//(Иер 35, 6, 7, 19). Все они, не довольствуясь приношением десятины из своих приобретений, но отвергая и саму добычу, приносили Богу преимущественно самих себя и свои души, которые человек не может ничем заменить, как свидетельствует Господь в Евангелии: какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф 16, 26). глава 5 Живущие под благодатью евангельской должны превзойти заповеди закона Поэтому мы должны знать, так как от нас уже не требуется исполнять заповедь закона (Моисеева), а евангельское слово ежедневно внушает нам: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и при–ходи, и следуй за Мною (Мф 19, 21), что когда приносим Богу десятины из своего имения, то мы состоим еще как бы под тяжестью закона, еще не достигли совершенства Евангелия, которое повинующихся ему вознаграждает не только благодеяниями настоящей жизни, но и будущими благами. Закон исполнителям своим обещал не награды Царства Небесного, но утешения этой жизни, говоря: кто сохранит это, тот будет жив чрез это (Лев 18, 5). А Господь ученикам Своим и апостолам говорит: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф 5, 3). И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф 19, 29). И справедливо. Ибо не столько похвально воздерживаться от непозволенного, сколько — от позволенного, и притом из уважения к тому, кто позволил нам пользоваться этим по причине нашей немощи. Итак, если и те, которые, десятины плодов своих верно принося, служат древним заповедям Господним, не могут восходить на верх евангельского совершенства, то те, которые не делают и этого, как далеко отстоят от него, сами ясно видите. Ибо как могут быть причастны- 662// ми евангельской благодати те, которые пренебрегают исполнять даже более легкие заповеди закона? О легкое–ти их свидетельствуют и повелительные слова Законодателя, предрекая проклятие неисполняющим: проклят (всякий человек), кто не исполнит (всех) слов закона сего и не будет поступать по ним! (Втор 27, 26); а в Евангелии говорится о высоте и превосходстве заповедей: кто может вместить, да вместит (Мф 19, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

334 и разгра- —118— ничивает, это поистине непостижимо и затруднительно. Однако это удобно постичь тем, кто скрепляет Еммануила в единство, и для них вполне уже готово неподдельное познание священных догматов. Ведь когда со-вечный Родившему Его и существующий прежде всех веков Сын сошёл в природу человека, не выскользнув из Божественного бытия, но восприняв человечество, с достаточным основанием можно мыслить, что Он рождён от семени Давида и имеет совсем недавнее рождение в человечестве. Притом воспринятое – не чужое Ему, но поистине собственное. Потому что оно считается как единое с Ним, точно так же, как, без сомнения, это можно усмотреть и в человеческом составе. Ведь согласись, что, хотя он и соткан из вещей неподобных по природе – я, конечно, подразумеваю душу и тело, – но обе вместе они считаются за одного человека. Как по одной плоти иногда именуется целое живое существо, а при наименовании души мыслятся обе вместе, по такому же точно способу прими и относящееся к Самому Христу 335 . Ибо один есть Сын, один Господь Иисус Христос, и прежде плоти, и тогда, когда Он явился как человек, и мы не станем отвергать искупившего нас Владыку, пусть даже Он < > 336 и указывает на Себя через человеческие свойства и из того, что соответствует истощанию. 337 —119— А – Обращаясь к иудеям, Господь наш Иисус Христос сказал: Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраама делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину: Авраам этого не делал ( Ин.8:39–40 ). Пишет же и Павел о Нём: Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию ( Евр.5:7–8 ). Однако неужели из-за этого мы станем считать Христа за простого человека, который ни в чём не превосходит то, что свойственно нам? В – Да не будет! А – Позволим ли, чтобы Божия премудрость и сила (ср. 1Кор.1:24 ) сошла в таковую степень немощи, что страшится смерти и испрашивает спасения от Отца, и отлучим Еммануила от того, чтобы Он был жизнью по природе? Или, обратив к человечеству и к мере такого, как наше, естества то, что 338 в речах о Нём, мы всё-таки совершим нечто похвальное и усмотрим Его превосходящую мир славу из того, что свойственно Ему как Богу, сознавая, что Тот же Самый есть 339 , или же Бог вочеловечившийся?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» ( Быт. 2:24 ; Мф. 19:5; Еф. 5:31 ). Значит, поясняют хлысты, человек, женившись, становится одной плотью – той плотью, которая с пренебрежением относится к Духу Божию ( Быт. 6:3 ), «желает противного духу». «Дела плоти... суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» ( Гал. 5:17,19–21 ). Так. обр., заключают хлысты, люди, вступившие в законный, церковный брак, чрез брачное сожитие теряют возможность заботиться о своем спасении, упражняться в добрых делах. 232 Но заключение их неправильно. В указанных местах хотя употреблено одно и то же слово «плоть», но в различном смысле, и мысли в них совершенно различные. В первом месте оно употреблено в смысле человек и, взятое в связи, указывает на особенную, чрезвычайную близость между мужем и женой, как физическую, так (в особенности) духовную. Эта последняя представляется настолько тесной, что муж и жена по своим мыслям, чувствам и желаниям становятся как бы одним человеком, одной личностью. 233 В другом же месте словом «плоть» обозначаются греховные стремления и проявления в жизни людей, противободрствующие добрым стремлениям человеческого духа. 234 4) Ап. Павел называет брак блудом. «Блудодеяния ради (т. е. для блуда, с целью блуда), – говорит он, – кийждо свою жену да имать и каяждо жена своего мужа» ( 1Кор. 7:2 ). Славянский предлог «ради» хотя соответствует иногда предлогу «для» и употребляется для означения цели, но здесь, как видно из греческого текста послания (ап. Павел писалъ на греч. яз.) и контекста речи, он означает: «по причине», «вследствие», или, как в русском переводе: «во избежание». Из контекста же речи видно, что апостол не только не называет брак блудом, а, напротив, считает вступление в брак делом похвальным и даже необходимым в том случае, когда человек не находит в себе силы, или вернее дара безбрачия ( Мф. 19:11 ; ср. 1Кор. 7:7 ). Во взбежание блуда, говорит он, каждый имей свою жену и каждая своего мужа, так как лучше жениться, чем разжигаться похотью (Кор. 7:9). По тем же соображениям св. апостол советует состоящим в браке, с одной стороны, не лишать друг друга супружеского сожития, кроме времени поста и молитвы, а с другой – не искать плотского удовлетворения вне брачного союза (–4, 5, 10, 11 и 39 ст.ст.). Ввиду сказанного нельзя, конечно, согласиться и с тем толкованием хлыстов, что будто бы в разбираемых словах ап. Павла о браке заключается ирония, т. е. что этими словами он будто бы говорит так: «вот вы считаете брак святым, ну так и женитесь, но знайте, что вы вступаете в брак с целью блуда». 235

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Ходя по земле Палестины, Иисус Христос со Своими учениками пришел в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой (см. Лк. 10, 38). Упоминаемое в Евангелии селение – Вифания, где и жили верные друзья Господа – Лазарь с сестрами Марфой и Марией. Хозяйством дома руководила заботливая и энергичная Марфа. Ее сестра Мария была человек иного склада: тихая, вдумчивая и чувствительная натура. Мария села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне (см. Лк. 10, 39–40). Марфа с радостью приняла в дом Иисуса и начала суетиться с приготовлением угощения. Гостей много, соответственно, и работы много. Хочется все сделать повкуснее и получше. К тому же и самой хотелось послушать любимого Учителя, ведь сердце всегда с глубокой радостью отзывалось на Его слова. Одной трудно управиться, и Марфа с дружеским упреком обратилась ко Христу: для Него же и Его учеников старается, ведь они устали, им надо отдохнуть и подкрепиться. Но вместо сочувствия услышала в ответ упрек в таком же дружеском тоне: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10, 41–42). Смысл Христовых слов в том, что усердие Марфы, само по себе похвальное, направлено, однако, на заботы временные, сиюминутные. И не так уж существенно важно для Христа, какого качества будет еда. Тем более, что завтра снова надо будет принимать пищу. Еда только на время утоляет голод и насыщает человека, Мария же выбрала более важное дело: слушание слов Спасителя, то есть духовную пищу. А Его учение утоляет духовный голод человека и дает вечные ценности, которые никто и ничто отнять у человека не может. Дело Марфы принесет лишь временную пользу. То же, что делает Мария, принесет ей пользу духовную и вечную. При значимости и важности забот о телесных потребностях труды духовные намного важнее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Лк.6:45 . Мк.7:21 –23. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. Притч.4:23 . Солнце да не зайдет во гневе вашем. Еф.4:26 . В прошлый раз были указаны те дела милости, посредством которых христианин может угодить Богу и заслужить помилование для себя. Спрашивается теперь, откуда проистекают эти дела? Где их источники? Слово Божие научает нас, что таким источником их служит наше собственное сердце. Сам Господь Иисус Христос говорит о сем: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища своего выносит злое». Так, и добрые, и худые дела проистекают из нашего собственного сердца. Вот почему Господь в числе заповедей для блаженства предложил и заповедь, касающуюся собственно сердца. Заповедь эта читается так: «блаженны чистые сердцем, ибо те Бога узрят». Посмотрим, чему научает нас эта заповедь. По смыслу ее все, желающие блаженства, должны быть чистыми сердцем. Но что же есть чистота сердца, о которой говорится здесь? В обыкновенной жизни если человек говорит и поступает с другими откровенно, как внушает ему сердце, то о нем говорят, что он чистосердечен. Таким образом, чистосердечие, понимаемое в этом смысле, есть то же, что искренность или прямота, и противоположно лукавству и лицемерию. Примером людей нечистосердечных и лицемерных служат фарисеи, ибо они по наружности казались благочестивыми, исполненными любви и добрых дел, а внутри, в сердце своем были нечестивы, исполнены хищения и неправды. На такое качество их указал Сам Господь, когда назвал их гробами окрашенными, которые снаружи кажутся красивыми, а изнутри исполнены смрадных костей. Между тем, не таковы люди чистосердечные; они не показывают лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце своем, но в добрых поступках своих всегда проявляют только добрые расположения своего сердца. Чистосердечие посему есть качество весьма похвальное в человеке, но оно еще не составляет той чистоты сердца, которая требуется шестою заповедью для блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

3.3. Екклесиаст говорит: «И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе» ( Еккл.4:2 ). Разве он ясно не показывает этим, что считает выше тех, кто умер для мира, и не утверждает, что ниже те, кто живут для мира? Ибо если хочешь понимать это по букве, то как же тогда мертвые заслуживают большей похвалы, чем живые? Ведь обычно хвалят за стремление к добру и благие намерения. Однако обычная смерть не приходит от стремлений или намерений. Как же тогда кто-то удостаивается похвалы за то, что претерпевает противное своим намерениям? Ведь тогда фараон, царь египетский, потонувший в море, будет вознесен выше Моисея, вышедшего из морских волн живым. И египтян, погибших в морских водах, восхвалят больше, чем людей Божиих, которые «прошли по суше среди моря» (ср. Исх.14:29 ). И поэтому не должно тебе понимать это таким образом, но знай, что восхвалят тебя как мертвого, когда сможешь сказать: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ). И если отрекся ты от мира, отверг пороки, если не влечет тебя больше ко греху, если ты мертв для греха, то ты выше того, кто живет для него, и в тебе будет эта достойная похвалы смерть. Ибо никого не хвалят за обычную смерть, которая приходит к каждому по закону природы. 3.4. Хотя мы несколько отклонились от темы, необходимо было обсудить тот отрывок, где слово Божье повествует о том, как Мариам за грех осуждения понесла наказание, став, «как мертворожденный младенец» (ср. Чис.12:12 ), и показать, что выкидыш может быть и похвальным, и достойным порицания. И Апостол, зная, что в том устроении, о котором мы говорили выше, есть и похвальные выкидыши, говорит о себе: «А после всех явился и мне, как некоему выкидышу 15 » ( 1Кор.15:8 ). Он определяет свое место как находящегося выше живущих и выше мертвых, но пребывающего позади тех, кто еще не родился. Поэтому Мариам становится, «как мертворожденный младенец»; ибо эти люди не могли сформироваться «до совершенства» в законе, как и Павел утверждает, говоря: «Ибо закон ничего не довел до совершенства» ( Евр.7:19 ). Наконец, тот же Апостол говорит о некоторых отпавших от веры и обратившихся как бы в выкидыши, в своем стремлении возвратить их к устроению совершенного рождения: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» ( Гал.4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

5. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 6. истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. И, правильно ли я Вас поняла, Вы призываете к акциям гражданского неповиновения? Дорогой Игорь, молитва- есть достойнейшая альтернатива молчанию, по моему разумению, а вы как думаете? Дорогой Даниил, спасибо за благой совет! Заметили ли вы, что Христос в приведённом вами эпизоде уже обличён Синедрионом в богохульстве, влекущем за собой смертную казнь? Христос молился о врагах: : Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят (Лк. 23, 34) Пилат же гневался. Чей пример Вам кажется более достойным подражания? И о советской власти: такие люди как Сидур, создавая произведения на тему Страстей Христовых подвергались гонениям и репрессиям, сам факт принятия кем-либо христианства мог привести к тяжелейшим последствиям и был уже подвигом. Дело не в без 23.07.2016 - 15:33 И о советской власти: такие : И о советской власти: такие люди как Сидур, создавая произведения на тему Страстей Христовых подвергались гонениям и репрессиям, сам факт принятия кем-либо христианства мог привести к тяжелейшим последствиям и был уже подвигом. Дело не в безгласности, а в том, к кому христианин свой голос обращает. Верный вектор – беседа с Господом, остальное же всё - суета и томление духа! Храни вас Господь! 24.07.2016 - 17:07 Дорогая Ольга, не могу не : Дорогая Ольга, не могу не сказать Вам похвальное слово: мне нравится то упорство, с каким Вы заняты отысканием истины. Однако из всего богатства цитируемого вами корпуса отрывков, мне хотелось бы остановиться на двух и пристальней вглядеться в их содержание. В первом эпизоде Христос изгоняет торгующих из ХРАМА. Не с базарной площади или какого другого места, а из ДОМА БОЖИЯ. Здесь дело не в торговле, а в неприемлемости выбора места для неё. Если бы между нами шла речь о таком же деянии, я во всём была бы согласна с Вами! Но музей – другое дело.

http://radonezh.ru/analytics/iz-vystuple...

Но как? В образе раба, тихий как жених, кроткий как агнец. Как капля тихая – на руно, как овца – на заклание и как агнец незлобивый, ведомый на жертву, так Он приходит, нося на Себе не только разумную, но и бессловесную природу человеческую, и на бессловесном сидя, научает людей не превозноситься, низлагая сильных с престолов и вознося смиренных, алчущих исполняя благ, и богатящихся отпуская ни с чем (ср. Лк. 1: 52–53 ), – имея спутниками у Себя только двенадцать человек, и то бедных, и чрез них-то созывая к Себе народы. Он-то и есть жезл, произросший из корня Иессеева (см. Ис. 11: 1 ), – Он, Кому, навстречу вышедши сегодня, еврейские дети предносят масличные ветви как Милостивому и вайями прославляют как Победителя смерти, говоря: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! ( Мк. 11: 9 ). Ибо что говорит Евангелист? И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу ( Лк. 19: 29–31 ). Ученики слово Слова приводят в действие: привели ослицу и осленка, покрыли их одеждами своими, и Иисус воссел поверх их (см. Мф. 21: 6–7 ). Противолежащее селение есть образ настоящей жизни: ибо сия жизнь была «против» Бога и далека от Него. Итак, когда Бог уже приблизился к этому селению, когда, воплотившись, Он соделался с нами Бог ( Ис. 8: 10 ; Мф. 1: 23 ), тогда Он и посылает двух учеников, то есть два Завета, привести к Нему два народа – ветхую ослицу, состарившуюся синагогу, и нового осленка, еще не наученный народ, – язычников. Слова противолежащее селение обозначают и то, что Господь послал освободить от наказания и призвать к небу и того (Адама), который поселен был «против» рая сладости, и видя которого, наконец, спасаемым, древние пророки, апостолы и священнопроповедники священнолепно выходят навстречу [Господу], Нисшедшему с горней высоты на вольное страдание в Сионе, и богоглаголивыми голосами своими, как бы одушевленными масличными ветвями, выражают похвальную песнь: благословен Грядущий во имя Господне! Что ты говоришь, [евангелист]? Видишь Сидящего на жалком осле, и восклицаешь: осанна в вышних! ( Мк. 11: 10 )?! Видишь зрак раба, а говоришь: во имя Господне ( Мк. 11: 10 ), Бог Господь (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Подлинно Ты обрела благодать, достойная благодати. Обрела благодать Ты, Которая потрудилась, возделывая поле благодати, и пожала многоплодный клас благодати. Обрела бездну благодати Ты, Которая невредимой сохранила ладью сугубого девства 315 : ведь Ты сохранила душу девственной не менее тела; а отсюда сохранилось и девство тела. И родишь Сына, – сказал ангел, – и наречешь Ему имя Иисус (Як. 1:31), Иисус же означает Спаситель 316 . Ибо Он спасет людей Своих от грехов их ( Мф. 1:21 ). Что же отвечает на это Сокровищница подлинной премудрости? Она не подражает праматери Еве, но, напротив, исправляет Ее неосмотрительность и, выставляя заступником естество, вот как отвечает на слова ангела: Как будет [мне] это, когда я мужа не знаю? ( Лк. 1:34 ), – «Ты говоришь невозможное, – говорит Она, – ибо слова твои разрушают законы естества, которые установил Творец. Не допускаю мысли стать второй Евой и ослушаться воли Создателя. И если ты не говоришь противного [воле Его], то разреши недоумение, объяснив способ зачатия». На это посланник истины Ей [ответил]: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сын Божий ( Лк. 1:35 ), – «Совершаемое ныне неподвластно законам естества, ибо Создатель и Владыка естества своей властью изменяет его пределы» 317 . Она же, услышав со священным благоговением имя, которое всегда чаяла и чтила, устрашилась кары за преслушание и изрекла слова, исполненные трепета и радости: Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему ( Лк. 1:38 ). 9 . О, бездна богатства и мудрости и ведения Божия, – скажу тут и я вместе с апостолом. Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ( Рим. 11:33 ). О, неистощимая благость Божия! О, неизмеримая любовь Его! Называющий не существующее как существующее, наполняющий небо и землю, Которому небо престол и земля подножие ног ( Рим. 4:17 ; Иер. 23:24 ; Ис. 66:1 ), соделал чрево рабы Своей пространным жилищем для Себя и в нем совершил самое дивное из всех таинств. Ведь Он, будучи Богом, становится человеком, сверхъестественно рождается в [положенные] сроки рождения, разверзает [материнскую] утробу, не разрушая запоры девства; и подъемлется перстными руками [Тот, Который есть] сияние славы и об раз Ипостаси Отца, держащий все словом силы Своей ( Евр. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010