Теперь обратимся к мусульманским толкованиям пророчества Аввакума. К пророчеству Аввакума мы приобщаем и слова Моисеева благословения 905 : Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею. Он сказал: Ягве пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана, и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона. 906 Пророк Аввакум воспел: Бог от Фемана грядет, и Святый – от горы Фаран 907 О Моисеевом благословении Али Вячеслав Полосин размышляет так: «Установить личность обещанного пророка [имеются в виду слова Мои­сея: Я воздвигну им пророка из среды братьев их... 908 . – Г.Ф.] нам очень помогает другое пророчество Моисея, когда он говорит «о блес­тящем божьем свете», приходящем из Фарана, то есть горы Мекки. Слова, написанные во Второзаконии (33, 2), звучат так: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами (десятью тысячами) святых; одесную Его огонь закона. В этих словах Господина уподобили солнцу. Он придет от Синая, откро­ется от Сеира, однако воссияет он в своем полном великолепии от Фарана, откуда он должен был появиться с десятью тысячами святых, с огнем зако­на в его правой руке. Никто из израильтян, в том числе и Иисус, не имеет никакого отношения к Фарану. Агарь (по-арабски Хаджар) со своим сыном Измаилом бродила по пустыне Вирсавии (Бер Шевы), а позже они жили 909 в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли египетской 910 . От его первенца Кидара (по-арабски: Аднана) произошло поколение арабов, которые с той поры являлись жителями пустыни Фаран. А Мухаммад, как всем известно, происходит из династии Измаила и его сына Кидара, и появился он пророком в пустыне Фаран, и пришел в Мекку с десятью тысячами святых (верующих), и дал огонь закона всем верующим!» 911 . Далее Али Полосин переходит к рассмотрению пророчества Аввакума. «Пророческие слова у Аввакума заслуживают особого внимания. Его (святого из Фарана) слава покрывала небеса, земля была наполнена хва­лой ему 912 . Слово хвала тут многозначно, так как само имя «Мухам­мад» буквально означает «похвальный»...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Господь исполнил ее просьбу, и она в третий день мирно почила на могиле своих дочерей. Христиане похоронили ее в той же могиле и почитали святую Софию мученицей Христовой, ибо мучима она была не менее возлюбленных чад своих, хотя и не пришлось ей пострадать, подобно им, телом.      Дорогие братия и сестры, святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, убеждала дочерей не дорожить своей цветущей юностью, своей временной жизнью ради приобретения жизни будущей и этим оказала им самую большую любовь. Так же должны и мы смотреть на эту кратковременную, скоропреходящую жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни, которой не будет конца. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, — и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает — и нет более человека. А если так, то жертвовать временной жизнью ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего есть высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа есть мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35). Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28). Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32). Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). Таким образом, Господь требует от нас жертвенной любви к Нему, любви делом, подобно тому, как засвидетельствовали ее делом святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, принеся Ему свои жизни.      Итак, будем помнить, дорогие, что жизнь наша кратковременна и что дана она нам для приготовления себя к вечности, что наступит, непременно наступит Воскресение и будущая вечная жизнь.

http://pravmir.ru/ishhite-prezhde-carstv...

1Кор.15:20 .  Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. «Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершым бысть». Он первый сокрушил державу смерти, а за начатком, конечно, последует все смешение. И слово сие подтверждает Апостол древним примером. 1Кор.15:21 .  Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. «Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых». Потом от естества переходит Апостол к лицам, чрез это делая учение сие более ясным. 1Кор.15:22 .  Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. «Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут». Обратите внимание на основание рода, и увидите, что за прародителем последовали и потомки; и все стали смертными, потому что он приял смертность. Так все естество человеческое последует за Владыкою Христом и приобщится воскресения, потому что и Он «перворожден из мертвых» ( Кол. 1, 18 ), как Адам есть первородный. Не без причины же Христа наименовал здесь Апостол Человеком, зная, что Он Бог, но чтобы, показав соестественность, подтвердить учение о воскресении. Поскольку же сказал, что «вси оживут», по воскресении же будет разделение живших целомудренно и предававшихся в жизни невоздержанию, страдавших неверием и просиявших верою и, одним словом, стремившихся к делам похвальным и к делам укоризненным, то по необходимости присовокупил: 1Кор.15:23 .  Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. «Кийждо же во своем чину». Так и Господь в Священном Евангелии учит, что агнцев «поставит… одесную», а козлов ( «козлища») «ошуюю» ( Мф. 25, 33 ). «Начаток Христос», то есть первый воскрес Он. «Потом же» Христовы «в пришествии Его» – во время скончания. Христовыми же называет Апостол не только уверовавших во Христа после Его вочеловечения, но и просиявших благочестием и добродетелию под законом и прежде закона. 1Кор.15:24 .  А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

По 2-м стихословии седален, глас 3: Подобен: К расоте девства: Превечный Бог и безначальный, еже восприят естество человеческое, обоготворив тайно днесь вознесе. Ангели предтекуще апостолом показоваху Сего идуща на небеса со славою многою, Томуже поклонившеся глаголаху: слава Богу вознесшемуся. [Дважды.] По полиелеи седален, глас 5. Подобен: С обезначальное Слово: Сошедый с небесе на земная, и долу лежащий во адове стражи, совоскресивый яко Бог Адамов зрак, вознесением Твоим Христе на небеса возвед, престолу Отеческому Твоему соседителя соделал еси, яко милостив и Человеколюбец. [Дважды.] И чтение празднику: Похвальная словеса, творение кир Андреа, или прочих. Степенна, 1 антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: В зыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне. Стих: В си языцы восплещите руками: В сякое дыхание: Евангелие от Марка: зачало 71. [Мк. 16, 9 – 20.] Воскрес Иисус заутра в первую субботу, явися прежде Марии Магдалини, из неяже изгна седмь бесов. В оскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она (же) шедши возвести с Ним бывшим, плачущимся и рыдающим: Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; И они слышавше, яко жив есть и виден бысть от нея, не яша веры. Но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. По сих же двема от них грядущема явися инем образом, идущема на село. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И та шедша возвестиста прочим: и ни тема веры яша. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Последи (же) возлежащим им единомунадесяте явися, и поноси неверствию их и жестосердию, яко видевшим Его воставша не яша веры. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И рече им: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет.

http://pravmir.ru/voznesenie-gospoda-bog...

Он отрок, по написанному: «велие ти есть, еже назватися тебе отроком моим " ( Ис.49:6 ); Он бедный, поскольку, будучи богат, обнищал, ( 2Кор.8:9 ); Он и премудрый, ибо «преспеваше премудростию и возрастом, и благодатию у Бога и человек» ( Лк.2:52 ). Он родился в царстве старика, почему и говорит: «аще от мира сего было бы царство мое, слуги мои убо подвизалися быша, да не предан бых был Иудеом: ныне же царство мое несть отсюду» ( Ин.18:36 ); – в царстве того старика, который показал Ему все царства мира и славу его, родился прекраснейший отрок и из дома узников, о которых Иеремия говорит в Плаче: «еже смирити под нозе его вся узники земныя» ( Плач.3:34 ), вышел на царство, отошёл в страну далекую и, вопреки тем, которые не захотели власти Его над собою, чрез несколько времени возвратился царём. Итак, Екклезиаст пророчественным духом видел всех живущих, которые могут быть причастниками юноши, говорящего: «Аз есмь живот» ( Ин.14:6 ), и оставив старого глупого царя, следовать за Христом. Вместе с тем указываются два народа из Израиля: первый, бывший до пришествия Господа, и последний, имеющий принять за Христа антихриста, – что первый не совершенно отвергнут (ибо первая церковь была собрана апостолами из Иудеев), а под конец Иудеи, имеющие принять вместо Христа антихриста, не будут радоваться во Христе. Еккл.4:17 . Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают. Храни ногу твою, когда идешь в дом Божий и приближайся, чтобы слушать. Ибо дар неразумных жертва, поскольку не знают зла, которое они делают. Даёт наставление в жизни и хочет, чтобы мы не претыкались, идя в церковь . Ибо похвально не входить в дом Божий, а входить без претыкания. И если бы все, находящиеся в церкви Божией, способны были слушать слово, то никогда не прибавил бы: «приближайся чтобы слушать». И один только Моисей близко приступал, чтобы слушать Бога, а прочие не могли приступать ( Исх.24:2 и след.). А неразумные, не зная, что это есть врачевство против греха, думают, что они могут удовлетворить Богу принесением даров, и не понимают, что и это зло и грех – хотеть исправить сделанное не послушанием и добрыми делами, а дарами и жертвами. С этим согласно и сказанное в другом месте: «послушание паче жертвы» ( 1Цар.15:22 ) и: «милости хощу, а не жертвы» ( Ос.6:6 ). 3 Без сомнения это современный Иерониму знаменитый еврейский ученый, – впрочем не упоминаемый ни у талмудистов, ни у писателей иудейских. Читать далее Источник: Творения блаженного Иеронима Стридонского. - 1880-1903. (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных...)/Ч. 6. - Киев : Тип. Корчак-Новицкого, 1880.– 529 с./Толкование на книгу Екклезиаст, к Павле и Евстохии. 1-136 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

После смерти Иеровоама II над Израилем воцарился его сын Зхарьяху (Захария), последний представитель династии Ииуя. Процарствовал он недолго, всего лишь полгода (4Цар 15:8-9). А затем, вполне в традициях Северного царства, «составил против него заговор Селлум, сын Иависа, и поразил его пред народом, и убил его, и воцарился вместо него» (4Цар 15:10). Писатель Четвертой книги Царств видит в этом событии исполнение обещания, данного Богом основателю династии Ииую: «Таково было слово Господне, которое Он изрек Ииую, сказав: сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом. И сбылось так» (4Цар 15:12). Для Израиля, где, в отличие от Иудеи, власть не была централизована и где сильны были родоплеменные традиции колен, царствование одной династии на протяжении девяноста лет (а именно столько царствовал Ииуй и его потомки) было довольно долгим периодом стабильности и благоденствия. В этом, говорит писатель Четвертой книги Царств, была награда Ииую за его рвение в искоренении финикийского культа Ваала, официально введенного в Израиле Ахавом. Ииуй покончил с «домом Ахавовым», истребил всех его потомков, положив тем самым конец династии Амврия (омридов). В 4Цар история Ииуя, начиная от его тайного помазания на царство пророком Елисеем до его смерти, описана подробно, особенно пластично и ярко описываются кары, которым подверг Ииуй «дом Ахава» и жрецов Ваала (4Цар 9-10). Репрессии были столь жестоки, что надолго запомнились в Израиле (ср. Ос 1:4). Но хотя Ииуй и проявил похвальную ревность в борьбе с культом Ваала и с его проводниками, в утверждении, очищении и централизации культа YHWH он не был столь же ревностен: «Истребил Ииуй Ваала с земли Израильской. Впрочем, от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, от них не отступал Ииуй – от золотых тельцов, которые в Вефиле и которые в Дане. И сказал Господь Ииую: за то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым все, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом.

http://bogoslov.ru/article/4241753

Напомним, что обета девства в ветхозаветное время не существовало, потому что брак и деторождение были подчинены мессианским ожиданиям, и это делало их единственно возможным жизненным путем и подвигом. Свт. Иоанн Златоуст обращает внимание, что Господь не обратился к апостолам с прямым призывом к безбрачию, но раскрытием высоты идеи брака помог им самим дойти до еще более высокой добродетели девства и безбрачия, так что апостолы сами пожелали жизни, свободной от трудностей брачного союза. Но предложенное самими учениками девство – это не универсальный выход из положения. Если брак – это жизнь по естеству, то целомудренное безбрачие – это подвиг выше естества (уже поэтому монашество в Церкви будет названо ангельским чином): «Не ангельское ли свойство – душе, связанной с плотью, жить не по плоти и быть выше самой природы?» 233 – следовательно, этот путь доступен не всем. «Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19: 11–12 ). Как видим, Господь поощряет намерение апостолов; в ответе Он выделяет три типа людей, которым дано безбрачие, но собственно подвигом и добродетелью оно представлено только в одном случае – когда соединено с усилием воли. 1) Скопцы от чрева матери, то есть люди от рождения неспособные к брачной жизни, но для них безбрачие не подвиг, а скопчество, то есть отсутствие движения естественных страстей, не добродетель: «Не высоко думайте о себе, скопцы по природе! Может быть, что вы и непроизвольно целомудренны, потому что целомудрие ваше не подвергалось искушению и не доказано опытом. Что сделано доброго по естественному влечению, то не заслуживает одобрения, а что сделано по свободному произволению, то похвально… Покажи мне, что желаешь добра… Не прелюбодействуйте в отношении к Божеству!.. Итак, сохраняя телесное целомудрие, не любодействуй душевно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Воззрения этих людей были совершенно противоположны христианскому учению, которое проповедовал апостол. Эпикурейцы были материалисты, полагавшие высшее счастие человека в беззаботном наслаждении земными благами. Стоики держались противоположного эпикурейцам воззрения на жизнь, высшее достоинство полагая в нравственном самообладании; но им недоставало нравственного самопознания – понимания нравственной немощи человеческой природы, что так необходимо для понимания христианского вероучения. Эпикурейцы и стоики вступали в беседы с апостолом Павлом, а часто и в споры, но ни те, ни другие не приняли проповедуемого им учения. Одни из них, отказываясь даже понять апостола, с гордым презрением спрашивали: что хочет сказать этот суеслов? В других же проповедь апостола возбудила лишь любопытство своею новостию: кажется, он проповедует о чужих божествах, – говорили они (потому что, – замечает дееписатель, – он благовествовал им Иисуса и воскресение) 35 . Движимые любопытством (ст. 21), они привели апостола в ареопаг, место собрания верховного совета греческой республики, и попросили его пред собранием образованнейших людей своей страны раскрыть более подробно новое учение, им проповедуемое. Приглашение апостолу говорить высказано тоном столько же вежливым, сколько и тонко ироническим: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что- то странное ты влагаешь в уши наши. 22 И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. 23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. 22–23. В ответ на это приглашение апостол предлагает слушателям евангельскую проповедь. Он начинает свою речь похвалою набожности афинян, о чем, говорит он, заключаю я из того, что у вас между другими находится и жертвенник с надписью: «неведомому Богу». Такое начало, конечно, должно было расположить в его пользу слушателей. Однако же для обозначения этого похвального свойства в афинянах он избирает такое слово, которое значит, собственно, суеверие, суеверный страх пред почитаемыми богами ( δεισιδαιμονεστρους), и уже тем самым делает тонкое указание, что набожность их не имеет должного освещения истиною и должного удовлетворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

22. Хорикий: Прекрасное по естеству ничего не стоит, из свободного же произволения – похвально. 23. Эпиктет: Если хочешь спокойно и приятно жить, старайся, чтобы все живущие с тобой люди были благими. Благими же они будут, если тех, которые желают, ты будешь воспитывать, а нежелающих отпустишь. Ибо убегут вместе с беглецами и порок, и рабство, взамен же тебе прибавятся доброта и свобода. 24. Сократ: Кто добровольно терпит несчастья, тот от благой надежды радуется, а обманы и мимолетные наслаждения ни телесного здоровья достаточно не приносят, ни какого-либо достойного упоминания знания душе не доставляют. 25. Феаг Пифагореец: То, что насильно, не без печали и страха, то, что добровольно, не без удовольствия и благосклонности. 26. Из Николаевых «Нравов»: Тины 37 , моряков принимая гуманно, делаются друзьями; чужаков, пришедших добровольно, очень почитают; тех же, что [пришли] не по своей воле, наказывают. Слово 56-е. О словах «познай себя» 1. Лк. 6, 41 : Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 2. Рим. 14, 4 : Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. 3. Еккл. 11, 9 : Ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. 4. Притч. 13, 10 : У советующихся [с самими собой] – мудрость. 5. Сир. 13, 16 : Будь осторожен и весьма внимателен, ибо ты ходишь с падением твоим. 6. Свт. Василий Великий : Внимательное умственное наблюдение за собой дает тебе руководство к размышлению о Боге. 7. Вспоминая о [своей] природе, никогда надменно не вознесешься; помни о себе, дабы внимать себе. 8. Что ты, человек, так страдаешь, что другого осуждаешь и за чужим пороком усердно наблюдаешь, своего же позорного никак не полагаешь [пред очами своими]? 9. Знать себя есть из всего прочего самое наитруднейшее дело. Ибо не только глаз, смотрящий на внешнее, не может сам на себя взглянуть, но и сам наш ум, чутко надзирая за чужими грехами, оказывается весьма медлительным в познании собственных недостатков.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

быстро смертных Радость проходит и гибнет! 28. Биант: Биант сказал некоему призывавшему смерть после гибели детей: «Что ты ее зовешь, как будто если не позовешь, то она не придет?» 29. Он, увидев выброшенный меч, сказал: «Кто тебя погубил или кого – ты?» 30. Он же, спрошенный: «Какая из смертей худшая?», ответил: «Которая приходит от преступления законов». 31. Сократ: Сократ, осужденный афинянами на смерть, когда его жена стенала и говорила: «О Сократ, как несправедливо умираешь!», ответил ей: «А ты хотела бы, чтобы я умер справедливо?» 32. Он же сказавшему ему, что афиняне осудили его на смерть, ответил: «Прежде них – уже природа». 33. Он же, спрошенный: «Что в аду?», ответил: «Я туда не ходил и с теми, кто там, не встречался». 34. Филистион: Не [физическая] гибель, но порочная жизнь души есть смерть для души. 35. Если бы никто не умирал, то порок остался бы ненаказанным. 36. Секст: О домашних заботься, пока они живы, а ушедшим должно быть смешанным с землей, ибо это и благочестно, так как душа вместе с телом не погребается. Итак, поэтому напрасно не заботься много о гробницах. 37. Анаксагор: Полагаю, что есть два училища смерти: время до рождения и сон. 38. Из гном Филистиона: Кавсиане о тех, кто рождался, плакали, а тех, кто умер, ублажали. Слово 37-е. О мире и войне 1. Лк. 10, 5 : В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему. 2. 2Кор. 13, 11 : Братия… будьте мирны, – и Бог любви и мира будет с вами. 3. Притч. 17, 1 : Лучше укрух хлеба со сластию в мире, нежели дом исполнен многих благих… со бранию. 4. Сир. 25, 1–2 : Тремя я украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми: это – единомыслие между братьями, и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою. 5. Свт. Василий Великий : Каково есть благо мира, надо ли говорить мужам – сынам мира? Ибо ничто так не свойственно христианам, как миротворчество. За это и Господь нам величайшую награду обещает. 6. Свт. Григорий Богослов : Лучше похвальная война, чем мир, отделяющий от Бога. 7. Свт. Иоанн Златоуст : Кто приумножал мир для всех, а войну вел со страстями, тот готовил тихую гавань для своей души.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010