И. Сахаров II. Памятники русского церковного пения Памятниками Русского церковного пения мы почитаем: сохранившиеся наши нотные крюковые книги, в библиотеках; наши печатные издания с линейными нотами, составленные по древним рукописям. Каждые из них будет обозревать отдельно. А. Рукописные нотные книги Рукописные нотные книги встречаются в наших библитеках с XII века. Все они разделяются: на древние, средние и новые. К первым принадлежат: Стихирари, Кондакари; ко вторым: Минеи, Демественники, Праздники, Триоди, Стихиры, Литургии, Всенощники, Паннихиды, к третьим: Ирмологии, Октоихи, Обиходы и Праздники. I. Стихирарь Под сим названием встречаются три разряда нотных книг, употреблявшихся в древней Русской Церкви во время отправления богослужения. 1)Стихирарь месячный, содержащий избранные стихиры Святым и праздникам по порядку месяцеслова. Его надписание: Стихираръ месячный о Боге починаем. В списках XV и XVI столетий в надписании находим полное название, вероятно произведение Русских писцов: «Книга глаголемая Стихирарь месячной, иже есгь диачее око. Без той убо мнящеся пения исправляти, яко во тьме шатаются. Имеет же сия книга на всяк праздник, Владычен и Богородичен, и напомнить Святых великих, иж под теми и прочих святых мжей, во все лета празднуемых: стихиры, и подобны и самогласны на Славах и ныне, по чести ради Святых певаем от начала Сентября до конца Августа месяца». 2)Стихирарь постный, содержащий в себе пение от Недели Мытаря и Фарисея до Недели всех Святых. Его надписание различно: 1)Стихирарь постный ο Бозе почившем. Неделя ο Мытаре и Фарисее. 2)Зачало постного Стихираря. Последование Четыредесятницы. Стихирарь в этом составе заключает в себе избранное пение из Триодей постной и цветной под одним общим надписанием. 3)Стихирарь полный, содержащий в себе нотное пение всего церковного обихода. Его надписание: Книга глаголемая Стихирарь, творение Преподобного и Богоносного Отца нашего Иоанна Дамаскина . Здесь помещались пение ирмолойное и октойное, в виде отдельных ирмосов, стихир и кондаков. Состав этого разряда чрезвычайно разнообразен. При сличении нескольких списков, откроется первоначальньй состав без последующих внесений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

431. (1335.) Стихирарь крюковый, полууст., нач. XVII века, в четверть, 301 лист, без начала, заставки с красками. Начинается Ирмологом с 4 песнями 5 гласа. л. 37. Подобны на 8 гласов. л. 43. Из обихода церковного. л. 67. Охтаек сиречь осмогласник, творение Иоанна Дамаскина . л. 126. Стихиры избранным Святым и праздникам, по порядку месяцеслова. л. 225. Стихараль постный. л. 276. Канон за умерших. л. 281. Указание ирмосом в Охтае, потом устав ирмосов 12 месяцов,. без конца. 432. (1340.) Стихирарь крюковый, скороп., XVII века, в четверть, 249 листов. л. 2. Книга глаголемая Ирмолой, творение препод. отца нашего Иоанна Дамаскина . л. 70. Книга глаголемая Охтаики. В конце избранные стихиры. л. 125. Обиход церковный. л. 174. Покаянна и подобны на 8 гласов. л. 190. Указание ирмосов по месяцеслову, Триоди и Октоиху. 433. (1349.) Стихирарь крюковый, полууст., XVII века, в осьмую долю, 433 листа, заставки с красками. л. 1. Обиход церковный. л. 128. Книга глаголемая Ирмолой, творение препод. отца нашего Иоанна. Дамаскина. л. 270. Октоих. л. 387. Стихиры, декабря 6 и мая 9, святителю Николаю, потом препод. Макарию желтоводскому, июля 25. л. 424. Задостойники. 434. (1352.) Стихирарь крюковый, полууст., XVII века, в осьмую долю, 336 листов. л. 3. Книга глаголема Ирмолой, творение препод. отца нашего Иоанна Дамаскина . Впереди стих за трапезою на понахиде поют. л. 177. Книга глаголемая Охтай. л. 218. Обиход церковный, в коем (л. 242) помещены: Имена знаменью, Стихиры избранным Святым и праздникам, без конца. 435. (1362.) Стихирарь крюковый, скороп., XVII века, в осьмую долю, 302 листа. л. 1. Богородичны и крестобогородичны минейные на 8 гласов. В конце разводные строкн из Богородичников. л. 71. Стихиры, начин. от недели мытаря и фарисея, оканч. неделею всех Святых. л. 180. Стихиры избранным Святым. 436. (1361.) Стихирарь крюковый, скороп., XVII века, в осьмую долю, 221 лист. л. 2. Стихирарь постный, заглавный лист утрачен, вместо его помечен порожний. л. 191. Из обихода церковного.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Неизвестный. Но если монастырь – это древняя Апостольская Церковь в ее чистоте, откуда же явились «игумены», «старцы», «послушники», эти особые монастырские уставы, монастырские «правила», «пятисотницы», поклоны, словом весь уклад монастырской жизни? К чему все это? Ведь обходился же без этого «монастырь в миру», как ты называешь Апостольскую Церковь. Духовник. Уходя от мира и начав замкнутую, обособленную не только внутренне, но и внешне, духовную жизнь, монастырь не мог оставаться таким, как это было во время апостолов. Было иное взаимоотношение с миром, иначе протекала внутренняя борьба, создавался совершенно иной уклад жизни. И монастырь стал создавать свои методы для достижения духовных задач, применительно и к этим новым условиям замкнутой церковной жизни и к этому новому внутреннему самочувствию людей, порвавших и внешнюю связь с мирской жизнью. «Монашеский устав» – и богослужебный, и постный, и общежительный, все правила и весь строй монашеской жизни – все создано духовным опытом, молитвой, подвигом. В монастыре всё от внутренней жизни, а не от ума. Во всем веяние Духа благодати Божией, которая обильно напояла избранных Христовых воинов. Они проходили путь христианского совершенствования в этих новых условиях, и каждый оставлял в сокровищнице монастырского устава свою драгоценную лепту. Неизвестный. Но можешь ли ты подробнее сказать, что именно создал монастырь в смысле методов для достижения духовных задач? Духовник. Молитва, пост и послушание – это то, чем жило монашество. И если вся Церковь создавала богослужебный и постный устав и укрепляла принципы послушания, то монашество создавало это по преимуществу. Ведь Церковь и монастырь не есть нечто противоположное друг другу или различное по существу. Монастырь – определенная часть земной Церкви, но, ведя борьбу с врагом спасения, и Церковь в миру, и Церковь в монастыре, каждая делала свое дело, решала свои задачи в меру своих сил. Неизвестный. Я бы хотел, чтобы ты подробнее сказал мне о молитве, посте и послушании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Постных дней бывает разное количество. Год на год не приходится, но, как правило, их чуть больше, чем дней непостных, чем мясоедов. Все зависит от продолжительности Петрова поста, который связан с пасхалией, пасхальным кругом. Он наступает через неделю после Пятидесятницы, дня Святой Троицы, и максимально может достигать 5 с половиной недель, а минимально может составлять 8 дней. Посты существовали уже у первых христиан, во всяком случае, по Вознесению Христа. Существует и евангельский рассказ о том: Спасителя упрекнули в том, что Его ученики не постятся и не совершенствуются в аскетических упражнениях, присущих не всему ветхозаветному иудейскому миру, но, безусловно, присущих фарисеям (наиболее усердным, честно говоря, тогда иудеям). Как известно, Спаситель ответил на это: «Я же сейчас с ними, какая у них может быть скорбь? Вот когда Меня не будет, когда Меня отнимут у них, тогда они и попостятся». Это был, безусловно, очень многозначный ответ. Во времена Апостольской Церкви посты уже существовали. И первыми, несомненно, были однодневные, совершаемые еженедельно, в среду и пятницу, а не многодневные посты. Скорее всего, нестрогие, без какой бы то ни было установленной постной практики. В первые три с половиной — четыре века христианства установились (некоторое время, даже после первого Вселенского Собора 325 года, различные по времени) многодневные посты. Как утверждают историки Церкви, к концу четвертого столетия, хотя и не везде, не во всех диоцезах, не во всех поместных Церквах, существовали все четыре известных нам многодневных поста. Великий пост был везде, а Успенский, по всей вероятности, установился повсеместно только после третьего и четвертого Вселенских Соборов, когда было догматизировано почитание Богородицы. Постная практика повсюду была различной. Та практика, которая составляет нынешний постный устав, связана с двумя монастырскими уставами — Иерусалимским и Студийским, которыми очень увлеклись во времена высокого Средневековья, то есть примерно в XI–XIV веках, и которые на всех оказали очень большое влияние. Но установлены они были конкретно для тех монастырей. За пределами монастырей никаких постных уставов вообще не существовало даже в Средневековье.

http://azbyka.ru/postnyj-ustav-sushhestv...

Простые вопросы: Фотофакт: 222 китайских новомученика . Заметка о канонизированных в 1902 году православных китайских мучениках, погибших 11 июня (24 по новому стилю) 1900 года во время избиения христиан в Пекине, и посвященная им икона//Фома. - – июнь 2010. – С.38. – (раздел « Вера », рубрика « Простые вопросы. Фотофакт »). Простые вопросы: Что означает широкая лента, которую держит в руке диакон во время богослужения?; Почему церковь не выгонит священников-еретиков, вещающих по радио (есть такая волна) про опасности ИНН, про «святость» Сталина, Распутина и прочие ереси? Почему позволяется им выступать публично, фактически от лица Церкви, и нести такую чушь? Отвечает Александр Ткаченко //Фома. - – июнь 2010. – С.39. – (раздел « Вера », рубрика « Простые вопросы »). Ответ священника:   Водка – постный продукт? «От своего православного друга однажды услышал, что водка – постный продукт. Неужели Церковь действительно так считает?». Отвечает протоиерей Сергий Архипов , священник Покровского храма г. Жиздра, Калужская область. Фото из архива автора и фото Ильи Лаптева//Фома. - – июнь 2010. – С.39. – (раздел « Вера », рубрика « Простые вопросы. Ответ священника »). ЛЮДИ (раздел). – С.40-69. Русский патриот из Китая . Беседа с Иваном Сергеевичем Арцишевским , представителем в России Объединения членов рода Романовых, организатором первого Конгресса соотечественников в Москве и в Санкт-Петербурге и первого Крестного хода по Невскому проспекту (1993). Беседовала Анна Ершова . Фото Мадины Астаховой, архивные фото Александра Спицына и фото из архива И. С. Арцишевского//Фома. - – июнь 2010. – С.40-45. – (раздел « Люди »). Елизавета Киктенко . Война с забвением. Будни поисковых отрядов. О посвященных Великой Отечественной войне поисковых работах, ведущихся в Ленинградской области, которые духовно окормляет протоиерей Вячеслав Харитонов , настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице (Санкт-Петербург). Фото из архива поисковых отрядов и Олега Алексеева, командира отряда «Святой Георгий»//Фома. - – июнь 2010. – С.46-48. – (раздел « Люди »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-86-i...

Неизвестный . Значит Церковь была только в монастыре? Духовник . Нет. Единая Церковь была и в миру, и в монастыре. Но монастырь был самой несокрушимой для врага твердыней ее святости. Неизвестный . Но если монастырь – это древняя Апостольская Церковь в ее чистоте – откуда же явились «игумены», «старцы», «послушники», эти особые монастырские уставы, монастырские «правила», «пятисотницы», поклоны, словом весь уклад монастырской жизни? К чему все это? Ведь обходился же без этого «монастырь в миру», как ты называешь Апостольскую Церковь . Духовник . Уходя от мира и начав замкнутую, обособленную не только внутренне, но и внешне, духовную жизнь, монастырь не мог оставаться таким, как это было во время Апостолов. Было иное взаимоотношение с миром, иначе протекала внутренняя борьба, создавался совершенно иной уклад жизни. И монастырь стал создавать свои методы для достижения духовных задач, применительно и к этим новым условиям замкнутой церковной жизни и к этому новому внутреннему самочувствию людей, порвавших и внешнюю связь с мирской жизнью. «Монашеский устав» – и богослужебный, и постный, и общежительный, все правила и весь строй монашеской жизни – все создано духовным опытом, молитвой, подвигом. В монастыре все от внутренней жизни, а не от ума. Во всем веяние Духа благодати Божией, которая обильно напояла избранных Христовых воинов. Они проходили путь христианского совершенствования в этих новых условиях – и каждый оставлял в сокровищнице монастырского устава свою драгоценную лепту. Неизвестный . Но можешь ли ты подробнее сказать, что именно создал монастырь в смысле методов для достижения духовных задач? Духовник . Молитва , пост и послушание – это то, чем жило монашество. И если вся Церковь создавала богослужебный и постный устав и укрепляла принципы послушания, то монашество создавало это по преимуществу. Ведь Церковь и монастырь – не есть нечто противоположное друг другу или различное по существу. Монастырь – определенная часть земной Церкви, но, ведя борьбу с врагом спасения, и Церковь в миру, и Церковь в монастыре, каждая делала свое дело, решала свои задачи в меру своих сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

2) В понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмицы великой Четыредесятницы. 3) В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Часы царские поются трижды в году: пред праздником Рождества Христова, Богоявления Господня и в Великую Пятницу; Православной Церковью не положено совершать царские часы в субботу и неделю, так как в эти дни отменяется пост, a царские часы есть служба поста (Тип., 25-го декабря). Потому, если Рождество Христово или Богоявление случатся в воскресение или в понедельник, так что канунами праздников будут воскресение или суббота, то царские часы в таком случае совершаются не накануне праздника, не в субботу, не в воскресение, a в пятницу. Пасхальные часы отправляются во всю Пасхальную седмицу, до субботы включительно. Часы вседневные совершаются во все те дни, в которые не положено часов великопостных, царских и пасхальных. Часы Первый Третий Шестой Девятый Приидите поклонимся, трижды 43 . Пс. 5 -й: Глаголы моя внуши Господи 44 . Пс. 89 -й: Господи, прибежище был еси нам. Пс. 100 -й: Милость и суд воспою Тебе, Господи. Слава и ныне. Аллилуиа, трижды. Господи помилуй, трижды. (На великопостных часах: Тропарь постный. Если положена кафизма, то пред нею: Слава и ныне. По конце кафизмы: Слава и ныне. Аллилуиа, трижды. Господи помилуй, трижды. Тропарь постный. Слава и ныне). Слава – тропарь праздника или святого. И ныне – Богородичен: Что Тя наречем. (На царских часах: тропари пророчества. Вонмем. Прокимен паремии. Премудрость. Того-то чтение. Вонмем. Паремия. На царских часах: Апостол. Евангелие). Стопы моя направи. Да исполнятся уста моя. Трисвятое. Отче наш. Кондак праздника или святого. Господи помилуй, 40раз. Иже на всякое время. Господи помилуй, трижды. Слава и ныне. Честнейшую Херувим. Именем Господним благослови Отче. Боже, ущедри ны. (На великопостных часах – великие поклоны). Молитва: Христе свете истинный 45 . Благословен Бог наш. Царю небесный. Трисвятое. Отче наш. Господи помилуй, 12-ть раз. Слава и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Затем уже садились за постный стол... На юге же России в этот сочельник, как и в Рождественский, делалась «богатая (обильная) кутья» Считалось, что хотя еще не наступило шестое января, но праздник уже открылся: пропели «во Иордане», освятили воду, постились до нее; а потом уже «обедали», а точнее, «вечеряли»... Служба кончалась поздно, к вечеру; а утреня начиналась завтра ранним утром. Но обед был постный: и это правильней, по уставу. При Златоусте, как мы видели, крещенская служба совершалась ночью, как и на Пасху, — только у нас позднее; а у сербов и теперь ночью. А вот и полночь. Существует, и доселе, предание, что в 12 часов ночи вода «колеблется», как в Пасху солнце при восходе «играет». И одна монахиня говорила мне, что и она сама, и другие монахини видели это знамение в резервуаре около их фонтана. Утром службы... И не кончая литургии, трогался из церкви крестный ход на реку, при пении стихир «Глас Господень (то есть Иоанн Предтеча) на водах вопиет, глаголя...», «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан». И всегда мне представляется множество народа... Даже больше, чем на Пасху: тогда кое-как размещались в храме, хотя давка была такая, что не было (как, например, в Ростове-на-Дону) — никакой возможности протискаться после каждой песни канона. Но на Крещение Господне народ никак не мог вместиться в храм: и большая часть, тысяч пять-шесть, терпеливо стояла во дворе в ожидании освящения воды... Какая требовалась вера! Какое Христоподобное смирение! Какое терпение! Стояли по три-четыре часа! Ах! От такой веры и сейчас хочется плакать слезами умиления. Опустишь голову и заплачешь... Удержишься, поднимешь голову, посмотришь на это множество — и опять хочется плакать от радости... Едва-едва протиснулись мы до центра храма. А на реке, по льду, до высеченного восьмиконечного креста... Зачитали паремии... Но никто их и не понимал, да и не до этого было: все терпеливо ждали освящения воды. А между тем первая же паремия, из пророка Исаии, такая радующая! Она говорит о процветании безводной пустыни: «Тако глаголет Господь!» Далее приведу (для ясности) по-русски: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет как нарцисс! Великолепно будет цвести и радоваться... Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие! Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь: вот — Бог ваш; придет отмщение, воздаяние Божие! Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень; и язык немого будет петь... И превратится ... жаждущая земля в источники вод... И будет там большая дорога; и путь по ней назовется путем святым... Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; ...а будут ходить искупленные... И радость вечная будет над головою их! Они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся!» (Ис.35).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4096...

Затем уже садились за постный стол… На юге же России в этот сочельник, как и в Рождественский, делалась «богатая» (обильная) кутья. Считалось, что хотя еще не наступило шестое января, но праздник уже открылся: пропели «Во Иордане», освятили воду, постились до нее, а потом уже обедали, а точнее — вечеряли… Служба кончалась поздно, к вечеру, а утреня начиналась завтра ранним утром. Но обед был постный: и это правильней, и по уставу. При Златоусте, как мы видели, крещенская служба совершалась ночью, как и на Пасху, только у нас позднее; а у сербов и теперь ночью. А вот и полночь. Существует и доселе предание, что в 12 часов ночи вода «колеблется», как в Пасху солнце при восходе «играет». И одна монахиня говорила мне, что она сама и монахини видели это зна­мение в резервуаре около их фонтана. Утром службы… И, не кончая литургии, трогался из церкви крестный ход на реку при пении сти­хир: «Глас Господень (то есть Иоанн Предтеча) на водах вопиет, глаголя…», «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан…» И всегда мне представляется множество народа… Даже больше, чем на Пасху: тогда кое-как размеща­лись в храме, хотя давка была такая, что не бы­ло (как, например, в Ростове-на-Дону) никакой воз­можности протискаться после каждой песни канона; но на Крещение Господне народ никак не мог вместиться в храм, и большая часть, тысяч пять-шесть, терпеливо стояла во дворе в ожидании освящения воды… Какая требовалась вера! Какое христоподобное смирение! Какое терпение! Стояли по три-четы­ре часа! Ах! От такой веры и сейчас хочется плакать сле­зами умиления! Нагнешься и заплачешь… Удержишь­ся, поднимешь голову, посмотришь на это множество, и опять хочется плакать от радости… Едва-едва протискались мы до центра. А на реке, по льду, до высеченного восьмиконечного креста… Зачитали паремии… Но никто их и не понимал, да и не до этого было: все терпеливо ждали освяще­ния воды. А между тем, первая же паремия, из про­ рока Исайи, такая радующая! Она говорит о процве­тании безводной пустыни: Тако глаголет Господь! Даже приведу (для ясности) по-русски: Возвеселится пусты­ня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и рас­цветет, как нарцисс! Великолепно будет цвести и радовать­ся… Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие! Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот — Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие! Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого бу­дет петь… И превратится… жаждущая земля — в источники вод… И будет там большая дорога; и путь по ней назовет­ся святым… Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него… а будут ходить искупленные… И радость вечная будет над головою их! Они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся! (гл. 35).

http://pravmir.ru/pochemu-prazdnik-kresh...

Угрешского монастыря. Выписано из отписных книг 151 года. 2352. Книга Соборник Праздничный письменный в десть, переплетен в доски. 2353. Книга Иоанна Лествичника толковый, письменный, в десть. 2354. Книга Соборник постный письменный, в десть, переплетен. 2355. Книга Соборник, письменный, в десть, переплетен. 2356. Книга житие Соловецких Чудотворцев, письменная, в полдесть. 2357. Книга житие Филиппа митрополита, письменная, в полдесть. 2358. Книга Соборник, письменный, в десть, переплетена в доски. 2359. Книга Обиход письменный монастырский старинный, в полдесть на бумаге, переплетен в доски, поволочен кожею, кожа ветха, застежка одна. 2360. Книга Апостол толковый письменный, в десть, на бумаге переплетен в доски, поволочен кожею красною, жуки и застежки медные. 2361. Книга Патерик Скитский, поволочен красною кожею, жуки и застежки медные. 2362. Книга ветха Феодор Студит письменный, на бумаге, в десть. 2363. Книга Пролог, скорописный в десть, на бумаге ветх с Марта. 2364. Книга Пролог, письменной, на бумаге, в десть, с Сентября, переплетен. 2365. Книга Измарагд, письменный в полдесть, на бумаге, ветх. 2366. Книга Иосафа Царевича, письменная, на бумаге, ветха. 2367. Книга Никонское послание письменное, на бумаге, переплетена в доски, поволочена кожею красною. 2368–2369. Две книги Иоанна Лествичника , письменные, на бумаге, в полдесть, переплетены, поволочены кожею. 2370. Книга Соборник, в полдесть, в белой коже, ветх, переплетен. Белозерского Уезда ферапонтова Монастыря. Выписано из отписных книг 154 года. 2371–2374. Четыре книги Григория Богослова . 2375–2377. Три книги Правила Святых Отец. 2378. Книга Патерик Азбучный. 2379. Книга Дионисия Ареопагита . 2380–2382. Три книги Василия Великого . 2383. Книга Соборник постный. 2384. Книга Торжественник. 2385. Книга Исак Сирин. 2386. Книга Симеона Богослова . 2387. Книга Никон. 2388–2389. Две книги Никон же на двое расписаны. 2390. Книга Савва Сербский. 2391. Книга поучение Студитова. 2392–2393. Две книги Лапсаиты. 2394–2406.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010