Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной». Если нарушил пост по невнимательности Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности? Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил: «Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность». Если нарушил пост по недостатку силы воли Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал: «Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других». Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал: «Пишете, что плохо постились – ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”» О неумеренном, неблагоразумном посте Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия: «А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

http://pravoslavie.ru/57726.html

Записки о России: XVI - нач. XVII в./Пер. и сост.: А. А. Севастьянова. М., 1990. С. 54). Блж. Николай Псковский. Роспись ц. прп. Варлаама Хутынского на Званнице во Пскове. Кон. XIX в. Блж. Николай Псковский. Роспись ц. прп. Варлаама Хутынского на Званнице во Пскове. Кон. XIX в. В «Записках о Московии» Г. Штаден, служивший в опричниках у Иоанна IV, о встрече Н. с царем пишет кратко: «Когда царь пришел к нему на двор, Н. сказал ему: «Довольно! Отправляйся назад домой!» И царь ушел из Пскова». Больше внимания Штаден уделяет социальному положению Н.: он пишет о нем как о зажиточном мужике, к-рый живет «во Пскове во дворе один, без жены и детей», «у него много скота, который всю зиму ходит во дворе по навозу под открытым небом; растет и тучнеет», благодаря этому Н. якобы и разбогател ( Штаден. 2008. Т. 1. C. 119). Подобное описание образа жизни юродивого отчасти расходится с традиц. представлением о юродивом. Мон. Сергий (Шелонин) в «Слове на перенесение мощей митрополита Филиппа», составленном в сер. XVII в., также пишет, что Н. «имяше же доилиц множество, и кокошей без числа», но отмечает, что молоко, масло и яйца он раздавал нищим и больным, «сам же в воздержании мнозе живяше»; скот же его кормили жители Пскова. Царю на трапезе Н. предложил молоко, сыр и яйца, а царевичам Иоанну и Феодору - хлеб и рыбу, ибо был постный день. Царь был удивлен, Н. же сказал, что царю в постный день лучше есть эту пищу, чем плоть человеческую вкушать и кровь пить. «Но иди,- рече,- отсюду вскоре, да не воздвигнется на тя Всеволод и Домант. И се ти есть знамение, яко унший твой конь паде». И тотчас же царю сообщили, что предсказание Н. свершилось. Царь в страхе ушел в Новгород ( Сапожникова. 2001. С. 416-417). Сюжеты 2, 3 и 4 встречаются в описаниях современников Н. (Горсей, Флетчер, Штаден, псковский летописец). Сюжет 1 читается только в «Записи о святом Николае Юродивом» (кон. XVIII в.), при этом составитель этого текста ссылается на устное предание («во Пскове есть изъустное предание…»).

http://pravenc.ru/text/2565938.html

Находясь на службе у литовского князя Ольгерда [ 4 ], Антоний и Иоанн, старались скрыть от него свою принадлежность к христианству, но не могли достигнуть этого, потому что они слишком заметно отличались от язычников своими христианскими обычаями и поступками. Так, они не желали, подобно другим, ни стричь волос на голове и бороде так, как стригли язычники, ни есть по постным дням скоромной пищи; не исполняли они и других нечестивых обычаев, противных христианству. И когда однажды князь спросил их, — почему они не следуют древним литовским обычаям, святые безбоязненно исповедали себя христианами. Князь стал принуждать их отказаться от христианской веры и вкусить предложенных за трапезой мясных блюд. Но они, твёрдо сохраняя христианскую веру, не хотели вкусить мясного, так как тогда был постный день. Тогда князь приказал посадить их в мрачную темницу, куда святые отправились с радостью, как будто шли не в темницу, а на царский трон, хваля и благодаря Бога за то, что Он сподобил их пострадать за Его святое имя. После пребывание святых в темнице в течение целого года, Иоанн, истомленный темничным заключением, убоявшись мучений, послал к князю просьбу освободить его из заключения, обещая исполнять все княжеские приказания. Обрадованный князь повелел выпустить обоих братьев и поставил их в числе первых лиц при своем дворе. Иоанн по внешности был подобен нечестивым, исполняя все обычаи их и поступая по воле их князя; в сердце же своем он сохранял христианскую веру, тайно молясь Христу Богу, Коего он не дерзал исповедывать открыто, боясь мучений. Антоний же нисколько не изменил своих христианских обычаев, но открыто поступал так, как подобает поступать истинному христианину. Брата своего Иоанна он укорял за его малодушие и страх и всячески увещевал его покаяться и, не страшась мучений, снова открыто исповедать Христа. Язычники же видя, что старший брат Иоанн во всем повинуется князю, не обращали внимания на младшего брата Антония. Однажды, когда по обыкновению эти оба брата Иоанн и Антоний были у князя, Иоанн вкусил от поданных ему мясных блюд, — хотя и был постный день, — блаженный же Антоний не хотел вкусить этой пищи, открыто исповедуя себя христианином. Тогда Антоний, по повелению князя, снова был заключен в темницу; Иоанн же был в презрении у всех — христианами он был не любим, как вероотступник, язычниками же был укоряем, как человек непостоянный, который не сохранял ни старой, языческой веры, ни новой христианской, в которую перешел, оставив язычество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но постепенно в Типиконах студийской традиции начинают появляться указания о полном запрете на совершение к.-л. литургии, в т. ч. Л. П. Д., в первые дни Великого поста. Напр., в пользовавшемся большим авторитетом во мн. визант. монастырях Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. Л. П. Д. установлена в те же дни, что и в Студийско-Алексиевском уставе, но за исключением понедельника 1-й седмицы ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 515; см. также: C. 509-510, 544-546, 553). В южноитал. Николо-Казолянском Типиконе 1205 г. сказано, что в понедельник и вторник 1-й седмицы Великого поста Л. П. Д. совершается только при архиерейском богослужении , а в мон-рях и, вероятно, на приходах она не служится (Там же. Т. 1. С. 826). Здесь же уже нет Л. П. Д. и в Великую пятницу. В афонском Георгия Мтацминдели Типиконе , составленном ок. 1042 г. на груз. языке, Л. П. Д. не служится в сырную среду и в понедельник, вторник и четверг 1-й седмицы поста, но в сырную пятницу, в будние дни др. великопостных седмиц и в Великую пятницу она все еще совершается ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 273-280, 282, 289). По наблюдению - вероятнее всего, верному - прот. Стефана Алексопулоса, отмена Л. П. Д. в нек-рые дни Великого поста (и прежде всего в начальные дни 1-й седмицы, а также в Великую пятницу) была связана с желанием подчеркуть постный характер этих дней и с этой целью полностью устранить вкушение в них пищи или предельно ограничить его ( Alexopoulos. 2009. P. 62-63). Отсутствие Л. П. Д. и, следов., сугубо постный характер нек-рых будних дней Великого поста влекли за собой потенциальное понижение статуса тех праздников годового неподвижного богослужебного круга , к-рые приходятся на этот период. Поэтому в Типиконах появляются указания о совершении Л. П. Д. не только в те или иные будние дни поста, но и в даты главных праздников этого времени года - естественно, если они выпадут на будние дни, а не на субботу или воскресенье (когда в любом случае служится полная литургия). При этом, поскольку Л. П. Д. совершается на вечерне, получается, что вечерня в такие праздники не открывает собой следующий богослужебный день, как обычно, а замыкает день уходящий.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

На это нам Сам Господь Бог Иисус Христос в постный день сказал: «Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф.4:8-11). Или вы хотите сказать, что режим Зеленского от Бога? Если «да», то это богохульство, если «нет», то митрополитов УПЦ надо по новому крестить, потому что они молятся за него, на ком кровь православных русского и украинского народа. Эта власть бесовская. Россия не захватчик и не агрессор, а спаситель и освободитель Святой Руси, данной нам Богом. Истинно так! 6. Ответ на 5, Сергей: У христианина нет задачи " не признать власть " - есть задача не выполнять греховных указаний любой власти. Пётр и Иоанн сказали властям: " Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? " (Деяния апостолов 4:19) - но не сказали же, будто, дескать, " не власть вы нам " . На это нам Сам Господь Бог Иисус Христос в постный день сказал: «Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф.4:8-11). Или вы хотите сказать, что режим Зеленского от Бога? Если «да», то это богохульство, если «нет», то митрополитов УПЦ надо по новому крестить, потому что они молятся за него, на ком кровь православных русского и украинского народа. Эта власть бесовская. Россия не захватчик и не агрессор, а спаситель и освободитель Святой Руси, данной нам Богом. 5. Ответ на 1, влдмр: Не за что здесь упрекать священноначалие УПЦ Руководство УПЦ признало фашистскую сатанинскую киевскую власть над собой Что значит " не признать " власть над собой, если ты гражданин страны, и это - её законная власть? Христиане, в т.ч. иерархи, не оспаривали власть языческих императоров, османских султанов, атеистических советов. У христианина нет задачи " не признать власть " - есть задача не выполнять греховных указаний любой власти. Пётр и Иоанн сказали властям: " Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? " (Деяния апостолов 4:19) - но не сказали же, будто, дескать, " не власть вы нам " .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/20/zh...

Большинство дней православного календаря относится к постным: это среда, пятница (за исключением сплошных седмиц – тех недель, когда пост отменяется), а в монастырях еще понедельник, а также четыре длительных поста: Великий (семь недель перед Пасхой), Рождественский или Филиппов (с 15 ноября по 24 декабря), Петров или Апостольский (начинается через неделю после Троицы и заканчивается 11 июля) и Успенский (с 1 по 14 августа). Кроме того, праздники Воздвижения Креста Господня, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) также относятся к постным дням. Каждый пост имеет свой устав, но в разных монастырях он приобретал свои особенности. Монашеская еда, по уставу, должна была быть простой и недорогой. По столовым обиходникам монастырей видно, что пища была довольно разнообразной и максимально полезной, такой, чтобы восстановить силы даже в самый изнурительный пост. Причем обязательно учитывалось, что не все могут есть одну и ту же пищу, поэтому предлагалась равноценная еда на обмен. Например, молочную кашу или молоко можно было поменять на яйца, репу – на огурцы и т. д. Не допускалось на трапезе и дублирование блюд: если подавали караваи, то калачи отменялись. В монастырях ели один или два раза в день. Согласно общему правилу, в постные дни – понедельник, среду и пятницу – был только обед, ужина не полагалось даже в постные дни Пятидесятницы. Обычный постный обед монаха Волоколамского монастыря состоял из половины мягкого хлеба на брата и двух вареных блюд без масла: щей с белой капустой или борщом и каши (вместо каши иногда подавали «горох битой» или «горох цыженой», то есть гороховую гущу), или «кашу на ухе», второе блюдо можно было поменять на огурцы. Перед повечерием монахи Волоколамского монастыря собирались к шегнуше пить квас. Однако, по уставу преподобного Корнилия Комельского, монахам его монастыря пить квас в постные дни не разрешалось ни после обеда, ни перед мефимоном; в эти дни все, кроме больных, пили только воду. Если в постный день случался большой или малый праздник со славословием, то к щам подавали вариво с маслом: капусту или лапшу, или «цыженой горох» и, кроме того, – по четверти калача как праздничное блюдо (если кормили лапшой, то калачи не подавали).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Воронеже архимандрита Серафима и застала революция. Глава 4. На краю гибели Мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будит его Бог войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями сокрушительными. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Русский мыслитель и церковный писатель Сергей Фудель передал в своих воспоминаниях историю из судебной практики конца XIX в. «Деревенская девочка возвращалась после пасхальных каникул из дома в школу и несла с собой немного денег, корзиночку с домашними пирогами и несколько штук крашеных яиц. На дороге ее убили с целью ограбления. Убийца был тут же пойман, денег у него уже не нашли, пироги были съедены, но яйца остались. На случайный вопрос следователя, почему он не съел и яйца, убийца ответил: «Как же я мог? Ведь день был постный " ». Страшно читать эти строки. Но именно они помогают понять, почему пришла на Русь страшная катастрофа, почему тот, кто совсем недавно отстаивал в храмах длинные службы, потом сам же эти храмы разорял и осквернял. К сожалению, как писали еще за десятки лет до революции русские святые, писатели и философы, вера в людях стремительно угасала, а ее проявления часто приобретали извращенные формы. Съесть яйцо в постный день или яблоко до Преображения – недопустимый грех , а убийство – да что ж такого? Всякое бывает, Бог простит... Архимандрит Серафим ясно понимал, что духовная ситуация в стране близка к кризису. Первую мировую войну он воспринимал как наказание за грехи. В одной из проповедей он прямо сказал, что пока на фронте льется мученическая кровь, масса живет в тылу так, будто ничего не происходит: гремит музыка, кинематограф представляет публике безнравственные фильмы, сады наполнены праздной публикой. Но самое страшное было еще впереди. В феврале 1917 г. в стране рухнула монархия. Император Николай II передал власть своему брату – великому князю Михаилу Александровичу, но тот власть не принял. Правда, отказывался от нее он условно. В своем манифесте великий князь заявил, что если народ захочет и дальше управляться монархом, то он займет престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

«Не до праздника, не до гостей, когда не только в церкви, а и на гумнах – Иван Постный!» – оговаривалась старая молва крылатая. «Не бойся того поста, когда в закромах нет пуста! Страшен – мясоед, когда в амбаре жита нет!», «В год хлебородный – пост не голодный!», «Господь хлебца уродит – и с поста брюхо не подводит!» До 20-х гг. XIX в. совершался праздничный обряд, приурочивавшийся непосредственно ко дню 29 авг. Собиралась молодежь со всего села к околице. Приносилась туда заранее кем-нибудь из старых людей накануне приготовленная глиняная, одетая в холщовый саван, кукла: без малого в рост человеческий. Особенностью этой куклы было то, что она делалась без головы. Эту безголовую куклу поднимали две молодых девушки и бережно, в благоговейном молчании, несли на руках впереди толпы к реке, где на самом крутом берегу останавливались и клали свою ношу наземь. Вся толпа начинала причитать над куклой, как над дорогим и близким ей покойником. По прошествии некоторого времени оплаканного глиняного покойника принимали на руки двое молодых парней и при вопле толпы с размаху бросали в воду. Этот обезглавленный человек в саване олицетворял, в глазах совершителей обряда, св. Иоанна Крестителя, неразрывно сливавшегося в народном воображении с побежденными красным летом темными силами. На Ивана Постного в Тульской губ. наблюдали за полетом птиц. Если журавли летели от Тулы на Киев, то, по приметам, вскоре после Семена-дня наступят холода. «Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю!», «Лебедь несет на носу снег!», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает!», «Сколько раз бухало (филин) будет бухать, по столько кадей хлеба будешь молотить с овина!». «Чай, примечай, куда чайки летят!» Длинный ряд тульских примет-поговорок о птицах заканчивался остроумным замечанием: «Петух не человек, а свое все скажет и баб научит!» Иван Постный – последний предосенний праздник – был на Руси «полетним» не только потому, что окончательно завершал собой летние красные дни, открывая широкую дорогу торную ненастной осени, но и оттого, что являлся последним, заключительным, праздником целого года. Через двое суток после этого дня (1 сент.) начинался новый год, шел день Новолетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Празднование Крещения Господня 19.01.2024 96 Время на чтение 7 минут Вот детство. Суровая зима. «Крещенские морозы». Сочельник. Литургия – после обеда, к вечеру. Но никто ничего не кушает – до святой воды, которая освящается в первый раз еще после литургии сочельника. Завтра будет крестный ход на реку, и воду будут святить вторично. Почему? Не думалось об этом. Отложим этот вопрос и сейчас. Так искони велось, «по уставу»: что тут думать?! А нынешняя вода завтра соединится с водой, принесенной с реки, и будет стоять целый год. И – дивное чудо – она не портится! В этом все мы были уверены. И эта вера не теперь выдумана нами. Еще святой Иоанн Златоуст († 407) говорил: «В сей праздник, в память Крещения Христова, коим Он освятил естество вод, около полуночи, все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят ее во весь год. И происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительного времени; но почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденной и свежей и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». А я сам слышал, что это и теперь совершается. Однажды же мне сообщили, что вода эта не испортилась вот уже сорок пять лет! Вспоминаю, что после принесения домой святой воды мы, отпивши от нее сами, кропили ей все: и комнату (у нас был домик лишь в одну комнату), и коровник, и отделение для свиней, и погреб – при пении «Во Иордане». Потом зажженной свечечкой коптили кресты над всеми дверями. Никто не объяснял нам, почему это делалось, но мы делали это в той вере, что крестами закрывался вход в наше жилище и даже в скотское помещение «нечистому духу». Потом мы увидим, что это имело глубокий смысл. Но почему именно на день Богоявления делалось знамение креста, этого мы богословски не могли объяснить, да и не думали: жили верой, но как-то связывали с искуплением, с распятием, с Крестом… Это вскрылось много после… Затем уже садились за постный стол. На юге же России в этот сочельник, как и в Рождественский, делалась «богатая (обильная) кутья». Считалось, что, хотя еще не наступило шестое января, но праздник уже открылся: пропели «Во Иордане», освятили воду, постились до нее, а потом уже «обедали», а точнее, «вечеряли». Служба кончалась поздно, к вечеру; а утреня начиналась завтра ранним утром. Но обед был постный: и это правильней, по уставу. При Златоусте, как мы видели, крещенская служба совершалась ночью, как и на Пасху, – только у нас позднее; а у сербов и теперь ночью.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/18/...

– Чем вызывающее поведение юродивых отличалось от столь же вызывающего поведения шутов, скоморохов, да и просто хулиганов? – Шут – это наемный рабочий, своего рода придворный чиновник, задача которого – развлекать монарха или честно высказывать ему что-то, что другие придворные от него скрывают, потому что бояться впасть за это в немилость. Но шут все это делает совсем не во имя христианских ценностей. Скоморох – это артист. Поведение хулигана прямо противоречит христианской этике. Ничто из этого не свойственно юродивым. Юродивый – в первую очередь – это подвижник, вся жизнь которого посвящена Богу и Богом же вдохновлены его слова и поступки. Бывает, юродивый высказывает сильным мира сего то, что другой сказать не осмеливается. Но это происходит не для того, чтобы их развлечь, не с их разрешения, и юродивый при этом сильно рискует. Он прибегает к чудачествам не для того, чтобы окружающие повеселились. Наоборот, как правило, он навлекает на себя их гнев. Иногда юродивые делают что-то, что внешне противоречит христианской этике (например, воруют у богатых, чтобы отдать бедным; едят мясо в постный день; бывают в публичном доме). Но все это они делают, оставаясь душою незапятнанными, потому что цель таких поступков для них – помочь людям стать лучше. Если продолжить три озвученных примера: юродивый ворует и отдает бедным, чтобы богатый человек стал более порядочным и щедрым; юродивый ест мясо в постный день, чтобы напомнить об опасности чересчур увлечься внешней, формальной стороной церковной жизни; юродивый идет в публичный дом, чтобы призвать людей жить по-другому. – В допетровскую эпоху на Руси юродивые безнаказанно могли ругать царскую власть. Почему безнаказанно? Потому что цари воспринимали их как шутов или потому что видели в них вестников Божией воли? – Не всегда безнаказанно. Некоторых избивали и сажали в тюрьму после того, как они говорили. Хотя другие юродивые могли впечатлить своих слушателей тем, что угадывали их самые сокровенные мысли или предсказывали события, которые вскоре и вправду случались. Бывало, в юродивом видели человека с особенным духовным даром или святого, а к таким принято было прислушиваться.

http://religare.ru/2_94935.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010