Нам гораздо труднее поддерживать тот уровень, который незатруднителен для жителей Средиземноморья. Даже на побережье Таврии (в Крыму) у нас холоднее, чем в Элладе, и уже не все растет. Однако при этом мы ухитряемся сохранять в календаре пост, который у греков вообще вышел из употребления. Как это произошло — сказать затруднительно. По всей вероятности, он не был повсеместным, и потому отпал. Это длинный Петров пост. Он отпал, хотя грекам, у которых в это время уже поспели растительные продукты нового урожая, соблюдать июньский пост было бы нетрудно. [Комментарий редактора “Азбуки веры”: В Греции Петров пост не вышел из употребления, но имеет на 13 дней меньшую продолжительность, как у большинства Поместных православных церквей. Соответственно, когда в России Петров пост менее 13 дней (он бывает от 8 до 42 дней), то в Греции его нет.].  Зато его трудно соблюдать русским, которые его усердно сохраняют. Он существует только в нашей Церкви и у тех, кто у нас учился, то есть у более поздних православных. У балканских славян, как и у греков, он вышел из употребления. В дореволюционной России он иначе назывался «голодным постом», потому что к концу весны и началу лета запасы прошлого года подъедались, а новых еще не было. Очень легко, даже безо всякой рыбы, соблюдать двухнедельный Успенский пост. И совершенно в ином положении Петров пост, особенно если учесть, что он представляет собой только дань чести апостолам. Если так уж необходимо сохранять благочестивые воспоминания об апостолах, почему бы не вспомнить, что единственным безгрешным человеком, обладавшим абсолютной личной святостью, была Богоматерь, в честь которой совершается двухнедельный пост. Тогда почему бы не установить однонедельный, фиксированный Петров пост, неделю до дня апостолов Петра и Павла. Нигде нет, а в наших монастырях есть еще один, кроме среды и пятницы, постный день — понедельник, называемый «архангельским». Правда, никто не знает, какой архангел его установил и откуда это взялось. Но мы бедная страна, холодная, так сделаем же себе еще пожестче правило, чем у всех нормальных христиан.

http://azbyka.ru/postnyj-ustav-sushhestv...

Число и заглавия статей те же, что под 414, но порядок иной, более правильный. Прибавлений, следующих за пасхалией (и лунником), в сем списке нет. На первых листах внизу киноварью: Лета 7084 (1576) мес. апреля в 23 дал сию книгу, глаголемый Стихарарь, в дом... (на след. 3 листе подпись выскоблена) и чюдотворцов Сергиа и... (конец на л. 4 и на 5 также счищены, последние слова были: тояже пустыни постриженик) чернець Герасимишко Дылев малоусолець по своих родителех во веки, докуды святая та обитель стоит; и аще кто покусится сию книгу... (кажется, было: от Генадиевой пустыни) которым коварством отторгнути, игумен или строитель или чернець или белець, да будет проклят в сем веке и в будущем, и да судится со мною на страшном суде пред Богом. И аз чернец Герасим взял Стихараль из Генадиевы пустыни, доколе мне велит Бог живу быти, а после моего живота отдати сей Стихарарь опять в Генадиеву пустыню в костромской уезд. Аще ли после Герасимова живота не отдаст кто сего Стихораря в Генадиеву пустыню, да будет проклят, и да судится со мною на страшном суде пред Богом, а подписал сей Стихарарь яз Герасим своею рукою. Впереди на белом листе скорописью: Лета 7162 (1654) мес. марта в 7 день отдал я сию книгу Мосей (приметно: дьяк) кригохранителю Дорофею. См. Предисловие. 416. (1323.) Стихирарь крюковый, полууст., XVI века, в большую четверть, 658 листов, заставки с красками и золотом при закладках в рамках. л. 1. Стихараль месячный. л. 204. Стихараль постный. С обор. л. 304 Подобники на 8 гласов. Стихи на погребение мирским. Стихиры препод. Сергию в 25 сентября. л. 315. Книга глаголема Ирмолой, творение Иоанна Дамаскина . л. 423. Стихиры евангельскыя и светилни, творение Льва деспота царя мудраго. л. 433. Охтай, сиречь осмогласник, о Бозе починаем, по уставу иже в святых отца нашего Савы. л. 565. Последование св. Четыредесятницы от мытаря и фарисея. Обиход постный. л. 573 об. Канон умершим, певаемый на панихидах (под крюками). л. 581 об. Никифора любомудреца распевныа строкы на Владычни праздники и нарочитым Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

…Были неприятные истории. Однажды в Москву в Зачатьевский монастырь привезли мощи Петра и Февронии. Выстроилась очередь, всех подгоняли. И какой-то служитель, чтобы ускорить процесс, взял Андрюшу, который был на руках у Людмилы, за голову и хотел приложить к ковчегу. Не рассчитал силу, ударил и разбил ему лицо. Остался шрам. В одном из столичных храмов какой-то человек, увидев Андрюшу, начал говорить Люде: — Ааа. Родила в невенчанном браке. Вот и получи такого ребенка. — Да нет, в венчанном, — ответила она. — Значит, в постный день зачала. — Да нет, не в постный. — Ну, значит, аборты делала. — Нет, не делала. — До брака гуляла?… Людмила пыталась уйти от него, а мужчина догонял и продолжал все это говорить. — Разное было… Помню, одна бабушка хотела как лучше, выдернула Андрюшку в храме у меня из рук: «Давай я причащу! Я умею с такими детьми!» А сын, как увидел чужое лицо, раскричался. Она сразу: «Заберите». Думала, что дурачок, а он все понимает. «Покупала в детских магазинах одежду для похорон» В последний год жизни Андрюши с ним стало тяжелее. Ему было уже шесть лет. Его часто мучили судороги, которые усиливались после высокой температуры. Начал чаще болеть. Ел только протертую через мелкое сито пищу. Даже блендер не подходил. Если попадался хоть крохотный твердый кусочек, мальчика сразу рвало, и кормление приходилось начинать заново. В туалет ходил он тоже с трудом и только с помощью. — Я не высыпалась. Это было настоящей пыткой. Только заснешь, тебя будят Андрюшины судороги, — вспоминает Люда. — А ему еще хуже. Это же боль, его всего выкручивало. И каждый приступ еще больше убивал его мозг…  В тот тяжелый год в мае Андрюша заболел бронхитом. Он не двигался, и у него скапливалась в легких жидкость. Пришлось купить портативный отсасыватель и откачивать ее. — Засовывала в нос эту трубку, включала… Бедный, как он все это выносил… Врач, которую они вызвали, сказала, что жить мальчику осталось две недели, максимум — месяц. Люда не была готова к такому исходу, не хотела в это верить, но говорит, что по Андрюше было видно, насколько ему уже тяжело. Он перестал улыбаться, гулить. А именно эти звуки он издавал почти в шесть лет.

http://pravmir.ru/u-nee-na-rukah-umiral-...

Постный тропарь часа, «Иже в шестый день же и час», воспоминая распятие, просит о прощении грехов и спасении; Богородичен «Яко не имамы дерзновения» усиленно просит молитв Богоматери ввиду нашей греховности, искупленной страданиями Сына Ее (мысль об этих последних — самая общая; в Богородичне 9 часа она подробнее). Стих часа (Пс. 78:8, 9) «Скоро да предварят» заключает молитву исстрадавшейся души о помощи Божией и очищении грехов ради славы имени Божия. Постные тропари по Трисвятом «Спасение соделал еси», «Пречистому Образу», говорят о распятии, но Богородичен такого содержания только в среду и пяток («Препрославлена еси Богородице Дево»), в остальные же дни — молитвенно-покаянного содержания («Милосердия сущи источник»). Возглас священника: «Молитвами св. отец». Молитва часа, надписанная, как и в 9 часе, именем св. Василия Великого, «Боже и Господи сил», просит Бога Отца, Крестом Его Сына разорвавшего рукописание грехов наших (ср. постный тропарь), и победившего начала и власти тьмы (ср. Пс. 90, 6), принять наши благодарственные и просительные молитвы, избавить от грехов и врагов, «пригвоздить Своему страху плоть нашу» (из Пс. 118, 120) до воздержания и от мыслей лукавых, уязвить любовию к Себе души, чтобы, озаряемые светом Его (намек на полдень), мы приносили Ему непрестанное (не по часам только) исповедание и благодарение. История часа Псалмы 6-го часа уже в древнейших рукописных Часословах совпадают с нынешними. Точно так же и постные тропари по псалмах. Только в самом древн. Синайск. Часосл. VIII–IX b. тропарь этот хотя близок по тексту к нынешнему, но обширнее; на Славу полагается другой тропарь по дню недели. Часосл. Имп. Публ. б. и Софийск. при СПб. Ак. 1052 XIII b. указывают для субботы тропари: «Апостоли, пророцы, мученицы», и «Помяни, Господи, яко благ». Тропарей по Трисвятом в нек. Часосл. нет (в тех, что и для других часов). Часосл. Моск. Типогр. б. XIV b. и 48 XV b. не имеют второго тропаря; Синайск. XII b. не указывает для среды и пятницы особого Богородична «Препрославлена еси».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Вопросы. Что называется у нас молитвою? Часто ли мы должны молиться Богу? Для чего должно молиться вечером, ложась спать? Для чего должно молиться утром, когда встаем после сна? Зачем мы молимся перед столом? Зачем молимся после стола? Зачем мы молимся перед делом и после дела, например, перед ученьем и после? Где обыкновенно молимся мы по большей части? Какие, наружные действия употребляем мы, когда молимся? Зачем молимся стоя, а не сидя? Неужели же сидя и не должно молиться? Зачем мы молимся иногда на коленях? Зачем делаем мы поклоны, когда молимся? Зачем становимся во время молитвы перед иконами, или образами? Зачем делаем на себе крест, когда молимся? Что означается складыванием пальцев для креста? Что означает соединение вместе трех первых пальцев? Что означает соединение вместе и прижатие к ладони двух последних пальцев? Какой молитве Святой Троице учила мать детей своих, Колю и Лизу? Когда читать молитву: Во имя Отца.... она учила детей своих? Что показывается этой молитвой, когда читают ее в самом начале? Что показывается этой молитвой, когда читается она перед ученьем и перед обедом или ужином? Не запомнили ли вы, дети, что значит слово: аминь в молитве: Во имя Отца…? Зачем слово аминь прибавляется к молитве: Во имя Отца....? Не учила ли мать Лизу и Колю еще какой молитве Самому Богу, кроме молитвы: Во имя Отца...? Не знаете ли дети, о чем мы молимся в молитве: Слава Тебе, Боже? Когда читать эту молитву учила мать детей своих? Для чего должно читать молитву: «Слава, Тебе, Боже…» утром и вечером? Для чего после обеда и ужина? Для чего после дела, напр., после ученья? Какой молитве Иисусу Христу учила мать детей Колю и Лизу? Что значат слова: Иисус Христос в этой молитве? Что значит слово: помилуй в этой же молитве? XIX. Беседа о молитвах святым – Пойдемте скорее поздравлять папу и маму с ангелом. Поздравляем вас, папа и мама! нам сказывали, что сегодня все именинники. Так говорили знакомые нам дети Миша, Коля и Лиза друг другу, а потом своему отцу и матери, когда в день Всех Святых пришли из церкви от обедни и подошли к руке своего отца и матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

16/28 апреля 1898. Четверг. Утром обычное дело исправления перевода Нового Завета. Дошли до слова «дух», труднейшее из слов во всем Новом Завете, и не знаешь, что делать; употребить ли старое, давно вышедшее из употребления начертание «син», которого не найти ни в каких лексиконах, кроме «коодзикзен», – как советует Исайя Мидзусима; но это значило бы посадить мумию среди живых; сочинить ли новый иероглиф, как тоже советует Мидзусима, если первое не будет принято, но это значило бы посадить самодельную куклу среди живых. Кажется, самое лучшее – употребить тоже «син», но с кружком, который бы обозначал, что разумеется «дух» (син), а не Бог (ками). После обеда мы с о. архимандритом Сергием были в Иокохаме и провели вечер в Hotel Wright у полковника Василия Васильевича Иванова и Александры Сергеевны, вместе с их спутниками – черногорцем Степаном Лукичем Иванович и его женой Надеждой Яковлевной. Александра Сергеевна пожертвовала в Собор две пелены своего вышиванья, которые мы употребим для аналоев. Среди истинно добрых русских людей вечер провели очень приятно; только ехать туда и обратно было неладно – дождь все время. 17/29 апреля 1898. Пятница. В одиннадцать с половиною часов путешественный молебен в Соборе вышеозначенным четырем гостям, приехавшим для того. Служили мы соборне – отец архимандрит Сергий и я, с диаконом Кугимия и полным хором певчих. Потом предложили гостям завтрак японский, так как они вчера выражали желание отведать японской пищи, потом наш – постный (японский, впрочем, тоже был постный). Показали затем Семинарию, Женскую школу, библиотеку. Уходя Василий Васильевич и Александра Сергеевна дали на певчих пятьдесят ен и на Церковь пятьдесят. Я обещал эти деньги послать о. Феодору для доставления там, в Петербурге, Василию Васильевичу, вместе с двумястами десятью енами, пожертвованными им в прошлом году на заказ панагии для Миссии. Он спрашивал, что прислать из Петербурга? Пусть пришлет добрую панагию, в вечную память здесь себе и доброй его супруги. Пятьдесят ен я передал Обара и Надежде Такахаси для разделения всем в такой пропорции: часть каждому из певчих, учеников и учениц, две части – певчим учителям и учительницам, три части двум регентам – Обара и Кису (хор стоял, впрочем, вместе), иподиакону Кавамура и диакону Кугимия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

    Неизвестный.  Значит, Церковь была только в монастыре?     Духовник.  Нет. Единая Церковь была и в миру, и в монастыре. Но монастырь был самой несокрушимой для врага твердыней её святости.     Неизвестный.  Но если монастырь -- это древняя Апостольская Церковь в её чистоте, откуда же явились " игумены " , " старцы " , " послушники " , эти особые монастырские уставы, монастырские " правила " , " пятисотницы " , поклоны -- словом, весь уклад монастырской жизни? К чему всё это? Ведь обходился же без этого " монастырь в миру " , как ты называешь Апостольскую Церковь.     Духовник.  Уходя от мира и начав замкнутую, обособленную не только внутренне, но и внешне, духовную жизнь, монастырь не мог оставаться таким, как это было во времена апостолов. Было иное взаимоотношение с миром, иначе протекала внутренняя борьба, создавался совершенно иной уклад жизни. И монастырь стал создавать свои методы для достижения духовных задач, применительно и к этим новым условиям замкнутой церковной жизни, и к этому новому внутреннему самочувствию людей, порвавших и внешнюю связь с мирской жизнью. " Монашеский устав " -- и богослужебный, и постный, и общежительный, все правила и весь строй монашеской жизни -- всё создано духовным опытом, молитвой, подвигом. В монастыре всё от внутренней жизни, а не от ума. Во всем веяние Духа благодати Божией, которая обильно напояла избранных Христовых воинов. Они проходили путь христианского совершенствования в этих новых условиях, и каждый оставлял в сокровищнице монастырского устава свою драгоценную лепту.     Неизвестный.  Но можешь ли ты подробнее сказать, что именно создал монастырь в смысле методов для достижения духовных задач?     Духовник.  Молитва, пост и послушание -- это то, чем жило монашество. И если вся Церковь создавала богослужебный и постный устав и укрепляла принципы послушания, то монашество создавало это по преимуществу. Ведь Церковь и монастырь -- не есть нечто противоположное друг другу или различное по существу. Монастырь -- определённая часть земной Церкви, но, ведя борьбу с врагом спасения, и Церковь в миру, и Церковь в монастыре, каждая делала своё дело, решала свои задачи в меру своих сил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Что же делать нам всем, братья и сестры, в эти пришедшие уже и продолжающиеся дни поста? Прежде всего, будем просить Царицу Небесную, чтобы Она дала нам пройти постный путь в благочестии и святости. Вспомним то, что мы читали сейчас в Евангелии: как Она поспешила к окрестностям Иерусалима, где жила праведная Елизавета, уже носившая недрах своих Иоанна Крестителя, и пробыла с ней три месяца (См.: Лк. 39–56). Три месяца Матерь Божия была около Своей родственницы, помогала ей, как мы теперь можем думать по-человечески, и помогая ей по хозяйству, и утешая ее словом, и радуясь ее радостью до тех пор, пока настало время Елизавете родить Предтечу Господня Иоанна. Матерь Божия, Сама переживая трудный период материнства, служила своей родственнице Елизавете, тем самым уже проявляя то сильное свойство, которое дал Ей Господь у креста: ходатайствовать за весь мир. Помолимся же Царице Небесной, чтобы и нам в эти постные дни помогла Она достойно вести нашу православную христианскую жизнь и радостно встретить праздник Рождества Христова. Пройдет совсем немного времени, и на этой неделе, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы запоем мы уже рождественские гимны: «Христос раждается – славите!» (Ирмос 1 Рождественского канона) . Вот пусть радость праздника ожидаемого, пусть слава Божия, явившаяся на земле, коснется и наших сердец. А мы приготовим путь Господень, правыми сделаем стези Его (См.: Мк.1:3 ) . Аминь. 1 декабря 1998 года  XI. Слово в преддверии Рождества Христова Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Осталось немного дней, братья и сестры, до праздника Рождества Христова. Прошлая наша беседа была в начале Рождественского поста, когда мы только готовились к празднику чрез постный подвиг и говорили о том, как предстоит проходить это служение, и я остановился на словах апостола Павла к своему любимому ученику Тимофею, который сказал следующее: «Беспрекословна великая благочестия тайна. Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознесся во славе» (См.

http://azbyka.ru/propovedi/chem-noch-tem...

Вопрос длительности Великого поста и постного периода в Иерусалиме является делом сложным, и мы можем только предложить здесь гипоте­зу, согласно которой добавление восьмой недели постного периода свя­зано с созданием литургического восьминедельного цикла. Позвольте сразу подчеркнуть, как указал Верхелст 59 , что необходимо различать Ве­ликий пост как литургический период и Великий пост как постный пе­риод, так как последний может начаться (на одну неделю) раньше того, как литургический Великий пост действительно начнется, и включает Великую неделю. Исторически доподлинно известно, что в Палестине в определен­ный период имело место увеличение длительности предпасхального поста с семи до восьми недель. Святой Дорофей Газский, палестинский старец середины VI в., в своей 15-й дидаскалии объясняет разницу двух способов подсчета τεσσαροκοστ, tessarakoste, «сорока [дней Великого поста]»: первый, «от Апостолов», длится семь недель (шесть недель по­ста плюс Великая седмица) 60 ; второй, «от Отцов», длится восемь недель (XV, 159). Дорофей говорит, что в последнем случае добавляется первая «подготовительная» 61 неделя, и из счета великопостных дней исключа­ются субботы и воскресенья, а также количество дней поста точно соот­ветствует сорока 62 . Такое хронологическое развитие, от первого, семинедельного периода поста (апостольского) ко второму – восьминедельно­му (отеческому), – поддерживает нашу гипотезу. И следующим нашим вопросом будет, когда это изменение могло произойти в Иерусалиме. Все святоградские литургические книги – AL, GL, и AI – содер­жат шестинедельный Великий пост и следующую за ним Великую не­дели. Этот шестинедельный пост (tessarakoste), без Великой недели, за­свидетельствован уже св. Кириллом в тексте, произнесенном на послед­ние дни поста (пятница ваий) 63 , датированном 350 г. по Р. Х. или чуть раньше: ν τας διελθοσαις τς τεσσαρακοστς μρας, «в эти последние дни поста» 64 . Не похоже, что св. Кирилл учитывает подготовительную неделю, предваряющую шесть; следовательно, поэтому постный период около 350-го года должен был иметь семь недель.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л. 3. Книга глаголема Ирмолой, творение Иоанна Дамаскина . Впереди Трипеснец в великий четверг, в конце (л. 71 об.) Степенна, творение Дамаскина. Канон на св. Пасху. Припелы, бол. частию без крюков, и канон усопшим. л. 93. Октаик, сиречь осмогласник, о Бозе починаем, по уставу иже в святых отца нашего Савы. л. 153. Стихераль месячный. л. 239. Стихораль постной. л. 290. Богородичник на 8 гласов, за сим последование стихирамь и ирмосомь в Охтае, в Треоди и по месяцеслову. На первых листах внизу: Стихораль Троецкой Сергиева монастыря. 420. (1339.) Стихирарь крюковый, полууст., XVI века, в четверть, 237 листов. л. 1. Стихирарь месячный, начин., по причине утраты листов, с 25 сентября стихирами препод. Сергию. В заключение многолетие под крюками с прибавочным словом. См. 409. л. 134. Светилны и стихиры евангельския, творение Лва царя премудраго и деспота. л. 142. Стихераль постный, прерыв. стихирами на Вознесение Господне. 421. (1332.) Стихирарь крюковый, полууст., XVI века, в четверть, 520 листов. л. 7. Стихираль месячный. Впереди оглавление, стихиры препод. Сергию и в неделю по памяти св. ап. Филиппа. л. 171. Стихиры, творение Павла аморейскаго. л. 178. По оглавлению: Починкы ирмосом Богородичника и Октая, из Триоди, из Минеи. л. 204. Книга глаголема Ирмолой, творение препод. отца нашего Иоанна Дамаскына. л. 290. Канон на Пасху. Припелы на Господьскыа празникы. Имена знамению. Подобники и Богородичники на 8 гласов. л. 299. Стихараль постный. На л. 352, 353 и 430 отрывки из обихода постного. л. 431. Светилны и стихиры евангелскыя, творение господина Лва царя премудраго деспота. л. 430. Чин Охтаика начало створяем на 8 гласов по уставу иже в святых отца нашего Савы. В конце ркп., без крюков, кенаникы (κοινονις – причастен) праздничныя. На лицевой странице первого порожнего листа: Княж Варламовской Оболенсково († 1528 г.). См. пергам. синодик ризницы 2 л. 76 об. 422. (1360.) Стихирарь крюковый, полууст., XVI века, в осьмую долю, 185 листов. л. 1. Стихирарь месячный, без надписи.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010