Кто ни встречает Господа - там встречает Его. И иного места он не назначил для свиданий... " Но только дома-то у нас какая будет молитва? " Господи, дай мне то и это, исцели, сохрани... " , редко-редко " наставь на путь " , почти никогда - " Благодарю Тебя, Господи! " , О " богохранимой стране нашей " , " о плавающих и путешествующих " или о тех, которые в темницах, в голову не придет помолиться - успеть бы собственные нужды изложить. Служба-то церковная - она нам навырост скроена. Да и все Православие нам очень сильно навырост. Именно поэтому о нем по нас судить не стоит. Ни по мирянам, ни по священнослужителям, ни по монахам. В том-то его и сила, что мы Православие под себя перекроить не можем. А то бы уже давно искромсали да маленьких кафтанчиков нашили. Каждый не прочь себе что-нибудь поудобнее смастерить. Но оно так устроено, что никак не перекраивается и не упрощается. Потому и стоит тысячу лет. Наталья, г. Москва. ДИАЛОГ ВТОРОЙ Постный день: Я не знаю, кому и зачем это нужно… Надеюсь, что фраза " православный журнал для сомневающихся " не является лишь украшением вашей обложки. Если это так, вероятно, именно вы мне и нужны. Я - простая москвичка 26 лет, у меня маленький сын. Меня крестили в детстве, сына покрестила я недавно. Отношений с церковью не было никаких, но когда крестили сына, священник сказал, что необходимо ходить с ребенком в храм, причащать его и воспитывать в вере. Я никогда не считала себя атеисткой, а теперь серьезно задумалась. Ведь я сама крещеная и если хочу " воспитывать ребенка " в вере " , то и сама должна ходить в церковь, соблюдать обряды. Вот тут и начались вопросы, на которые я хотела бы получить нормальные ответы, то есть нормальным русским зыком, а не по типу " ибо сказано... " Во-первых, я не понимаю смысла постов. Мне объяснили, что пост облегчает тело и очищает душу, но если честно, для меня это только слова. Каким таким образом очистится моя душа, если я не съем в среду котлету или салат со сметаной? Потом, я конечно знаю, что наличие поста в определенные дни недели или времена года - это церковная традиция, связанная с определенными событиями, но опять же, если речь идет о душе, то разве она может очищаться только в эти дни? А что с нею происходит в другие? Я, например, однажды в пятницу пришла в гости к своим родителям.

http://foma.ru/dialogi-o-vere.html

Я спрашиваю Людмилу, как она думает — как лучше общаться с мамами особых детей. Говорить ли с ними о диагнозе? — Не знаю. Все мы разные. Я не хотела говорить о болезни сына. Я хотела просто дружить. Кому-то легче все это обсуждать… Уже после смерти Андрюши я со своим младшим сыном (Людмила второй раз выйдет замуж) отдыхала по путевке в санатории и видела много семей с детьми с инвалидностью. Кто-то живет только своей семьей и никого не хочет даже близко подпускать. К их больному ребенку подбегают здоровые дети, хотят общаться, играть. Они: «Нет!» Отгораживаются от всех… А кто-то — другой.  Я там на пляже познакомилась с девушкой. Маленькая, худенькая, шустрая. И у нее огромный 18-летний лежачий сын. В два раза больше, чем она. Это был по развитию мой Андрюшка, но только в 18 лет. И она его тащила в море. Потом — на коляску. У меня сын заболел, она узнала, говорит: «Люда, мы в город. Тебе что-то нужно? Лекарства?» Я с нормотипичным ребенком до города не могу дойти, она с тяжелой инвалидной коляской — легко. Принесла мне лекарства и не взяла деньги. Она ходила на кинопросмотры, на танцы. Везде брала с собой сына в инвалидной коляске. Кормила, вытирала ему лицо. И мне было стыдно, что я ничем не могу ей помочь. «Наверное, в постный день зачала» Я спрашиваю  Людмилу, как относились к ним с Андрюшей в храмах. — Мы заехали в какой-то монастырь Ростова, не помню уже название. Специально для нас открыли мощи. Все прикладывались к стеклу, а мы — к самим мощам. Монахи подходили к Андрюшке, гладили его по голове, говорили с ним. Или ничего не говорили, просто молчали. И было приятно. Кто-то из них плакал. Не только в том монастыре, вообще батюшки часто, глядя на сына, плакали. А мне было непонятно — почему? Я сама не плакала. В одном из храмов Ростова познакомились со священником. — Моя мама сказала ему, что мы приехали помолиться, чтобы Господь исцелил Андрюшу. А он гладил его по голове, улыбался и говорил: «Зачем? Это же ангел. Молитвенник за всю вашу семью». И так по-доброму сказал…

http://pravmir.ru/u-nee-na-rukah-umiral-...

Итак, самая главная строгость поста — это отсутствие ежедневной полной литургии. Полная литургия совершается в недели Великого поста, это литургия Василия Великого. Все случаи, когда совершается литургия Василия Великого, легко запомнить: она совершается всего 10 раз в году: 5 недель Великого поста (5 воскресений), Рождественский и Крещенский сочельник (кроме совпадений их с субботой и воскресеньем: если сочельник попадет на субботу или воскресенье, то литургия Василия Великого переносится на самый день праздника), Великий Четверг и Великая Суббота. А десятый день очень простой — память самого Василия Великого, Обрезание Господне. Полная литургия совершается в субботу, потому что суббота — день не постный: не постный по устроению службы, не строго постный по еде — можно вкушать елей — и не постный по самому значению этого дня, о чем мы будем говорить впоследствии. В субботы Великого поста совершается литургия Иоанна Златоуста. Дни совершения Преждеосвященной мы с вами назвали те, которые приняты в нынешней редакции Устава. Но помните, что все будние дни Великого поста — это нормальное, законное место для Преждеосвященной, она возможна в любой будний день Великого поста. Если Благовещение Пресвятой Богородицы попадет на будний день или на субботу, то совершается литургия Иоанна Златоуста. Вербное воскресенье уже нельзя назвать неделей Великого поста, это уже не Великий пост, как и суббота Лазарева, это уже совсем особое время. Великий пост кончается в пяток ваий, в пяток перед Лазаревой субботой. 15. Недели и Субботы Великого Поста. М ы рассмотрим литургические темы и особенности богослужения воскресений и суббот Великого поста. Прежде чем приступить к рассмотрению этого материала, а оно будет в основном носить описательно-иллюстративный характер, мы постараемся подумать над тем путем, который начертан нам богослужебной жизнью Церкви Великим постом. Еще в предыдущих главах, касающихся богослужения будних дней Великого поста и совершения Евхаристии в течение Великого поста, мы обращались к проблеме Евхаристии и поста, которая так ясно является нам в устроении богослужебной жизни Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Но дело тем еще не кончилось. Прошло с этого времени еще лет одиннадцать. За эти годы затемнился свет земли Русской. Жили мы на Украине, в Полтавской губернии. Дал нам Господь на это страшное время свою домовую церковь, а меня удостоил быть при ней и чтецом, и певцом, и сторожем, и ктитором. Жена пономарила. Похаживали к нам в церковь молиться добрые люди и между ними один раб Божий, контролер соседнего сахарного завода со своей дочкой лет семи. Как-то раз в беседе с ним я рассказал ему повесть о том, как преподобный Макарий Желтоводский вразумил меня блюсти пост апостольский. Беседа эта происходила за неделю до конца Петрова поста 1922 года. Так она на моего собеседника подействовала, что по заключении ее он от всего сердца воскликнул, обращаясь к сидевшей с нами дочке Валентине: — Ну, Валя, видно нам с тобой надо будет эту неделю попоститься! Прощаясь, он уговорился со мной, что, как минует пост, он пришлет за нами лошадь и арбу, чтобы у него нам всем пообедать. Своей лошади у него не было, так решено было, что он попросит ее у одного нашего приятеля. — Только помните, — говорю я ему, — что нынче Петров день падает у нас на среду — день постный: в этот день за нами не присылайте. — Как постный! ведь это праздник? — Праздник — праздником, а постпостом: устав такой, рассуждать не приходится. Пришел Петров день. Смотрю, в обеденное время подъехала от контролера подвода: пожалуйста, ехать! — Там, видно, забыли, что сегодня день постный, и будут угощать скоромным, придется есть скоромное? Жена объявила, что скоромного есть не станет и поста не нарушит. Прислуга, много лет у нас жившая, свой человек — Аннушка, женщина старого, крепкого закала, возмутилась: — Оскоромитесь сегодня — весь ваш пост пропадет: будто весь пост ели скоромное! Сестра хозяина того имения, в котором мы жили, тоже с нами приглашенная на обед, вставила и свое слово: — Есть не будем — поставим хозяев в неловкое положение. А у контролера-то, всем нам известно, — едят и вкусно, и сытно, а наша еда всегда в полупроголодь: время переживаем голодное; сколько людей за эти годы уже умерло с голоду. Искушение!

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

О. П. Иван Елкин Народное название кабака. Происхождение названия связано со старым обычаем прибивать у входа в кабак еловую ветку или небольшую елку. Иван Златоуст Народное название дня свт. Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, 13/26 нояб. В этот день крестьяне молились свт. Иоанну, чтобы он не допустил «озябание зяби», молились, чтобы зима землю снегом прикрыла, озимые поля сохранила. «На Златоуста – все поле пусто, – говорили крестьяне. – Всякая зябь на Златоуста останавливается в росте». Иван купала см.: Иванов день. Иван медвяный см.: Алфей глинник. Иван милостивый (Иван) Народное название дня свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, 12/25 нояб. По народным приметам, дождь или снег на Ивана Милостивого означал оттепели до Введения (см.: Введеньев день). «Опрокинута осень на стылую озимь». Иван молчальник (Безмолвник) Народное название дня прп. Иоанна Безмолвника, епископа (557– 558), 3/16 дек. В этот день полагалось молча постоять перед иконами, помолиться Богу и св. Иоанну Безмолвнику. «Иван молчит, добрая молва дело растит». См. также: Декабрь, 2 число ст. ст. Иван постный Празднование Усекновения честныя главы св. Иоанна Предтечи 29 авг./11 сент. Среди русских крестьян этот праздник еще был известен под названием Головосека. Один из иностранных путешественников по России, Александр Гвагнин Веронский (XVI в.), заметил, что русские ни одного святого не почитают так строго постом, как св. Иоанна Крестителя. Народ русский глубоко чтил день памяти мученической кончины св. Иоанна Крестителя и проводил его в строгом посте, продолжавшемся 24 часа. «Иван Постный обыденкой живет, да всеё матушку-Русь на посту держит!», «Поститель Иван – пост внукам и нам!», «Иван Постный не велик, а перед ним и Филиппов пост – кулик!», «Кто на Ивана, Крестителя Господня, скоромь жрет – тот в рай не попадет!», «На Постного Ивана вся скоромь мертвым узлом затянута (запрещена)», «Не соблюдешь Иван-пост, прищемишь в аду хвост!», «Кто Ивану Крестителю не постит – за того и сам набольший поп грехов не умолит!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если на трапезе было «утешение» – чаша с хмельным питием, то келарь перед ее вкушением говорил: «Господи благослови». Монахи вставали, держа перед собой чаши. Игумен благословлял, и монахи, мысленно произнося Иисусову молитву, их выпивали. По окончании трапезы келарь говорил молитву: «За молитв святых отец наших (современное произношение молитвы: «Молитвами святых отец наших…». – Ε. Ρ.), Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Настоятель ударял в «кандею», чтец прекращал читать, творил три земных поклона перед настоятелем и, взяв благословение, уходил. Игумен, взяв «Хлебец Богородицы», передавал его диакону для совершения чина возношения Панагии. После вкушения «Хлебца» игумен читал благодарственные молитвы: «Благословен Бог, милуя и питая нас от своих богатых даров, Своею благодатию и человеколюбием всегда, и ныне, и присно, и во веки веком». Братия отвечала: «Аминь». Игумен благодарил служебников за трапезу: «Бог простит и помилует послуживших нам». Братия творили земной поклон перед игуменом и расходились по кельям, не задерживаясь в трапезной. Посты и праздники Монашеская трапеза, как мы уже говорили выше, самым тесным образом связана с богослужением. Количество и состав блюд, трапез в течение дня – все это зависело от того, каким значком отмечен этот день в богослужебном уставе. Если великий праздник случался в среду или пятницу, то разрешалось есть рыбу, масло и вино (там, где допускались хмельные напитки). В средний праздник было разрешение на вино, масло и сущ. Если малый праздник со славословием случался в постный день, то рыбу не ели, а только пищу, приготовленную с маслом, и вино. Бывали и такие малые праздники, в которые на трапезе было разрешение только на вино, а еду варили «без посластия» – без масла. Вот как реально этот устав воплощался в обиходе Кирилло–Белозерского монастыря. В двунадесятые праздники обязательно был ужин с рыбой, даже если этот день приходился на среду или пятницу. В великий праздник, например, на память святого Иоанна Богослова (26 сентября), также полагались рыба и калачи, но если он совпадал со средой или пятницей, то ужин отменялся, хотя за обедом рыбу оставляли. В праздники преподобных Сергия Радонежского, Савватия Соловецкого, святителя Николая Чудотворца, святителя Алексия Московского , на Покров Пресвятой Богородицы братия вкушала рыбу. Но, опять же, если праздник приходился на постный день, то был только обед, и к обеду подавали уже не свежую рыбу, а сущ. На память преподобного Павла Обнорского устав о трапезе был таким же, как и в праздник святого Савватия Соловецкого, но в постный день подавали уже не сущ, а икру (то есть праздник оценивался на порядок ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таков устав Рождественского поста, напечатанный в Типиконе, но если только этим напоминанием ограничиться, мог ли бы я со спокойной пастырской совестью думать, что этого и достаточно? Мог ли бы я, по совести, сказать себе, что мои духовные дети, может быть, несколько забыли этот постный устав, и если им напомнить его, то этого будет довольно? Вот в том-то и беда, что нет этого чувства. Не может быть вполне спокоен пастырь, что одного этого напоминания достаточно. Когда мне приходится с амвона, а не на исповеди лишь говорить о посте, я всегда чувствую себя настроенным особенно воинственно, и это потому так, что я чувствую себя на передовых позициях в отношении врага, нападающего на Церковь , и при этом на таких позициях, которые воины Христовы вот-вот и сдадут совсем. А между тем это есть действительно передовые позиции, сдав которые, человек, и сам того не замечая, обращается в духовное бегство перед мирской жизнью. Каждый раз перед постом, напоминая вам устав постный, я чувствую всю необходимость защищать эти передовые позиции духовной жизни. Мирские слова так и слышатся: «Не все ли равно, в субботу есть рыбу, или в пятницу, или в среду, или в четверг? Не лучше ли не раздражаться, не сердиться, не завидовать?» Мирские слова! Мирской лукавый разум! Да где же это в Типиконе сказано, что надо раздражаться? Где там сказано, что надо завидовать? Где там говорится о том, что надо говорить неправду или враждовать? Откуда взялось это «лучшее»? Прекрасно не завидовать, великолепно не раздражаться, конечно, не нужно нарушать заповедей Божиих, но почему это значит, что надо нарушать устав постный? Какая тут связь? Как будто бы уж, если человек начнет соблюдать пост, он непременно будет завидовать, говорить неправду, гневаться и блудить. Оставим это лукавое мирское «лучше» и посмотрим, отчего такой упадок поста и почему должна быть ревность о его исполнении. За уставами о посте стоит не книжная кабинетная мудрость, не отвлеченные рассуждения и не какая-то пустая внешняя форма – за этими уставами стоит подвижническая жизнь, стоит молитва , стоит борьба со страстями, стоит вся та духовная драгоценность, которую для нас соблюдает Святая Церковь в своих уставах. Уставы постные есть сама жизнь. Они написаны славянскими буквами в Типиконе, но за этими буквами молитвенные подвиги, великая духовная жизнь угодников Божиих, отшельников, затворников – сонм святых, почитаемых Святой Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

По уставу великой Константинопольской церкви IX в. 1129 предпразднства Р. X. нет. Рождественская служба начинается с навечерия ( παραμον) 24 декабря. На вечерне этого дня на обычных по уставу вел. церкви псалмах «Приклони Господи» и «Господи воззвах» положен тропарь, гл. 6: «Бога из тебе воплощшагося разумехом Богородице, того моли спастися душам нашим». По входе патриарха певец произносил прокимен, гл. 6: «Господь воцарися», со стихом: «Облечеся Господь». Диаконы становились на солее до начала антифонов на литургии. После прокимна и Господи помилуй следовала молитва антифона и пелись три малых антифона на амвоне. На слава 2-го антифона пелся тропарь, гл. 6: «Препрославленную Христову матерь»... По молитве эктении – «Премудрость» и седение 1130 . Начинались паремии в количестве 7, – те-же, что и ныне, с пением современных же тропарей по 3-й и 6-й паремиях. После 7-го чтения из Исаии, – эктения и 3 антифона на амвоне; первый: «Заступи мя Господи», 2-й – псалом 2-й с припевом молитвами Богородицы, 3-й – псалом 29, – тройное аллилуиа вечернее ( δειλινν?). После этого – молитва Трисвятаго и Трисвятое. Диаконы по солее входили в алтарь и бывало седение синтрона 1131 . Если не было поста, то евангелие возносилось в синтрон, патриарх садился на левой стороне, говорился прокимен гл. 1: «Господь рече ко мне», после чего бывало чтение из Исаии: «Приложи Господь глаголати ко Ахазу» (нынешняя 8-я паремия); Прокимен гл. 6: «Помолитеся и воздадите»..., стих: «Ведом во Иудеи Бог»..., Апостол и евангелие – нынешние навечерия. Причастен: «Хвалите Господа»... Когда же навечерие приходилось в день постный (т.е. во все дни седмицы, кроме субботы и воскресения) – по Трисвятом сразу же следовал второй прокимен (т.е. «Помолитеся и воздади- те»), потом – апостол и евангелие. А последнего чтения из Исаии, с прокимном пред ним, не было. После вечерней службы (т.е. вечерни и литургии) начиналось чтение из св. Григория Богослова и других отцов и продолжалось до панихиды (особая служба, заменявшая нынешнее бдение). В конце устава о навечерии праздника делается опять указание относительно того, в постный или не постный день случится навечерие, – если первое – то седения в синтроне не бывало, но на боковых скамьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В неделю к Вечерне - благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна). 4-я седмица На 4-й седмице поста особых звонов нет, так же, как и на 2-й седмице, поскольку и здесь не совершается служб с полиелеем. (Тем не менее - 24 февраля, когда празднуется 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи и 9-го марта - дня 40 мучеников, полиелей должен совершаться обязательно, даже в период поста.) В неделю к Вечерне - благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна). 5-я седмица В четверг празднуется память Марии Египетской. Накануне вечером читается Покаянный Канон. Эта служба именуется - Марьино стояние. К Вечерне, Утрене и Литургии - благовест в полиелейный колокол, трезвон, соответственно, без большого. В пяток - вечер акафиста. К Вечерне - звон в полиелейный колокол. В субботу к Утрене - звон в полиелейный колокол. Воскресные звоны - как обычно. К Вечерне - благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна). Звоны Страстной седмицы По прошествии Великой Четыредесятницы период поста заканчивается, и начинается особенная седмица, именуемая Страстной. Каждый день этой седмицы празднуется особенно, поскольку этот период посвящен воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя. Звоны в этот период совершаются так: в первые три дня, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, звонят по-постному благовестят в постный колокол, и далее - звоны в двои, а с четверга, когда совершают Литургию Василия Великого, в звонах начинают использовать уже большие колокола. В Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду - благовест к началам богослужений в постный колокол, трезвон в двои. Великий Четверг Начиная с Утрени Великого Четверга благовест совершают уже не в постный колокол, но в красныя. По уставу К. Никольского - благовест в полиелейный колокол, трезвон во вся без большого. Перед Литургией - трезвон, поскольку Литургия здесь уже Василия Великого, которая совершается в соединении с Вечерней, где читается Евангелие. На Утрени читаются 12 Евангелий, поэтому звонят благовест в праздничный колокол. Далее, во время службы, перед чтениями Евангелий совершают удары в праздничный колокол по числу читаемого Евангелия, перед 1-м чтением - 1 удар, перед 2-м - 2 удара и т. д. По прочтении всех 12 Евангелий - краткий трезвон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

Итак, сильное влияние Иерусалимского и Студийского уставов сказалось и на мирских церквях, то есть на приходских храмах, что, вне всякого сомнения, стало определяющим в период, когда мы захлебывались от консерватизма, во второй половине XVI и в начале XVII века, и кончился тот период расколом. Тогда были прописаны очень жесткие постные нормы. На сегодня очень многие достойнейшие священнослужители высказывают твердую убежденность, что постный устав — как и когда поститься — существует только для монастыря. А для прихода и для духовенства его не существует. Несомненно, монастырский устав жизни — единственно возможный способ жизни монастыря. Но существует мнение, что ежели монах служит на приходе, то и его не касается постный устав, потому что он не в том мире, отгороженном от потрясаемого постоянно разными волнениями внешнего мира. Только календарные постные дни. То есть, для христианина существуют по календарю среда, пятница и многодневные посты, но не более того. И во вполне православной России устанавливались обычаи, часто далекие от постного устава. У Ивана Сергеевича Шмелева — а уж он-то и православный, и большой традиционалист — можно увидеть, что в Великий пост в предреволюционные времена было принято во вполне православных, глубокоцерковных семьях есть рыбу, не выделяя среды и пятницы, и никому не приходило в голову переходить на сухоядение. В стремлении жестко соблюдать пост бывает нелепица. В 70е годы XX века официальный церковный календарь печатал напоминания, что в Лазареву субботу и канун Благовещения разрешено вкушение рыбной икры, что было издевательством над прихожанами. Кто и где мог достать рыбную икру? А в ЦК (центральном комитете коммунистической партии), где икра была, посты не соблюдали. Примерно также сегодня выглядят распоряжения, в какие дни Великого поста можно «вкушать елей», а когда надо заниматься сухоядением. Еще один момент. Старинная русская болезнь — вместо того чтобы стремиться совершать нечто посильное, надо заламывать невероятные нормы, в том числе и для самого себя, и с них постоянно срываться. Это сказалось, между прочим, и в нашей монастырской практике.

http://azbyka.ru/postnyj-ustav-sushhestv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010