– Вот, брат, какие времена-то мы переживаем, чужие грехи духовникам исповедуем... Смирило это слово монаха, пал он к ногам старца и просил прощения за осуждение. Понял, что только за свои грехи даст человек ответ Господу и только их надлежит исповедовать». По прошествии 28 лет игумен монастыря перевел старца Онуфрия в Авраамиевский скит, где валаамский схимонах продолжил свое послушание повара. Известно, что старец любил смотреть на печной огонь и, как говорят, «часами всматривался в самое сердце пламени». «Все, кто знали его, – пишет валаамский биограф, – отмечали в нем присутствие истинной любви, смирения, нестяжательности, воздержания». Многие примеры из жизни подвижника подтверждают эти слова. Вот один из них, свидетельствующий о его глубочайшем смирении. Должен был как-то приехать в Авраамиевский скит игумен на праздник. Хозяин скита приказал повару приготовить ужин с рыбой, хотя день был постный. О. Онуфрий сделал, как ему благословили, и стал подавать пищу на стол. Увидел отец игумен рыбу и говорит: «Кто тебе благословил готовить рыбу в постный день? Становись на поклоны, самочинник». И без всякого прекословия стал на поклоны о. Онуфрий, и клал их, пока ужинали хозяин с игуменом. В монашество подвижник был пострижен с именем Азарий 26 ноября 1900 г. – только тогда, когда умерла жена его, а 10 октября 1902 г. – в великую схиму с именем Онуфрий. К тому времени он был переведен в скит Всех святых. «Как-то ночью о. Лонгин, келейник старца, увидел сильный свет, вроде зарева, пошел посмотреть. Свет был около кельи отца Онуфрия. Испугался о. Лонгин, подумал, не пожар ли? Пошел туда, ближе, свет стоит кругом, а нет ни огня, ни дыма. Тогда он подошел к самой двери и посмотрел в щель. Видит: стоит о. Онуфрий высоко в воздухе, весь как в огне. На следующий день о. Онуфрий посмотрел внимательно на о. Лонгина и велел ему молчать о том, что он видел, хотя о. Лонгин не сказал ему ни слова о виденном». Только после смерти старца поведал келейник эту историю. В 1907 г. старец заболел, пролежал в больнице целый год.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В современной практике на Утрене, Часах и Вечерне, поскольку эти службы соединяются, совершают звон только перед Утреней (по благословению настоятеля). К Повечерию с чтением Великого Покаянного Канона с понедельника по четверг включительно -благовест в постный колокол. Вторник. Звоны такие же, как и в понедельник Среда: К Утрени - благовест в постный колокол; К Часам - Часить; перед Вечерней к Литургии Преждеосвященных Даров - Звон в двои. Четверг - то же, что и во вторник; Пятница: к утренним службам так же, как и в среду; к вечерним службам - звоны не постные. Поскольку в воскресные дни в период Четыредесятницы на службу пост отменяется, то звоны к воскресным службам совершают в обычном порядке - благовестят в воскресный колокол и трезвонят так же, как и в обычный, месяцесловный, период. В первую неделю Великого Поста(в воскресный день) празднуется Торжество Православия. После воскресной литургии служат специальный молебен, посвященный этой теме. Это особенный чин, совершаемый епископом или настоятелем и духовенством в центре храма, с вынесением икон Спасителя и Божией Матери, пением Великого прокимна, возглашениями анафемы, вечной памяти и многолетия. Во время пения многолетия (по благословению настоятеля) совершается трезвон. После заключительной молитвы по возгласе Слава Тебе Богу, благодателю нашему во веки веков певцы поют: Тебе, Бога, хвалим. Священнослужители целуют св. иконы на аналоях и затем бывает отпуст. Следует помнить, что если Богослужение совершается не архиереем, то в конце литургии звонов не положено. 2-я седмица В неделю к Вечерне - благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна). В седмичные дни особенных звонов нет, поскольку в эти дни не совершается полиелей, даже если выпадает день святого, имеющий знак полиелейной службы. 3-я седмица Неделя 3-я Великого поста - Крестопоклонная. В субботний день перед началом Всенощной крест переносят с жертвенника на престол. (Без звонов). В конце всенощного бдения крест выносится из алтаря и кладётся на аналой в центре храма для поклонения верующим. Звоны к началу и во время службы совершаются как обычно, а в конце Всенощной, во время пения Великого Славословия, совершают перезвон по 3 удара от большого колокола к малым, и, когда, взяв на главу, понесёт настоятель крест на середину храма, начинают трезвон, который длится до возложения креста на аналой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

Ч. V. С. 378–379. 282.Смерть 4-летней малютки без Причастия не должна смущать, – надеялись на выздоровление 219 . Вы очень сильно приняли к сердцу кончину вашей четырехлетней малютки и крепко печалитесь и о ней, и о том, что она не сообщена Святых Христовых Таин пред кончиной ее; приписываете это нерадению Вашему... Но Вы – верующий христианин, должны искать утешения в вере и уповании на непостижимый нам Промысл Божий и любовь Его к человеку... Не беспокойтесь и о том, что она не причащена Святых Таин перед смертью ; но, конечно, недавно была приобщена сей Божественной Трапезы, и это не от Вашего нерадения произошло, а потому, что не надеялись на такой скорый переход ее в Вечность; да она же – невинный младенец, и Церковь на ектеньях не молит о прощении грехов младенцев, но: «упокой, Господи, душу младенца N в Царствии Небесном». И в том отложите смущение, будто выразились в Вашей мысли хулы на Святого Духа. Это действие вражие, а не Ваша мысль; враг не хочет добра и спокойствия, а возмущает разными средствами; Вы не повинуйтесь ему в смущении и не приписывайте себе в этой мысли вины. Ч. V. С. 404–405. 283.Молитва без помыслов – дело совершенных, нам не нужно от них смущаться 231 . Вы смущаетесь, что во время молитвы не можете собрать своих мыслей, но рассеиваетесь: молиться без развлечения – есть дело совершенных; но мы, немощные и находящиеся в борьбе (со страстями), должны собирать скитающиеся мысли наши и смиряться при нахождении помыслов, и, отнюдь, не смущаться; ибо смущение подает врагу силу больше на нас вооружаться, а смирение прогоняет его. А если бы всегда имели молитву чистую без развлечения, то опять не избежали бы тщеславных и гордых помыслов, от врага наносимых. Помните, Бог приемлет молитву смиренных. Ч. V. С. 417. 284. Живя у родных, можно просить себе постный стол из послушания Церкви 232 . Вы находитесь в недоумении относительно поста; бывши у родных, надобно обедать и кушать скоромное, а требовать, чтобы для Вас готовили постное, боитесь подать повод, что Вы ставите себя выше других, и себя превозносите. Спрашиваете, чт в таком случае делать? Не налагаю на вас уз, но даю такой совет: по моему мнению, просить родных готовить для вас постный стол не сомневайтесь. Это не значит выказать себя выше других. Совсем нет, вы исполняете долг и послушание Церкви, – чем же возвышаться? Глядя на Вас, найдутся и другие подражатели Вам. А если Вы будете кушать скоромное, то и другие примером вашим увлекутся, и не поболят о том, что погрешают; а вы будете в этом виновны сугубо – за себя и за других. Что Вам до того, чт будут о вас говорить, – не внимайте тому, и будьте покойны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

А между тем это есть действительно передовые позиции, сдав которые, человек, и сам того не замечая, обращается в духовное бегство перед мирской жизнью. Каждый раз перед постом, напоминая вам устав постный, я чувствую всю необходимость защищать эти передовые позиции духовной жизни. Мирские слова так и слышатся: «Не всё ли равно, в субботу есть рыбу, или в пятницу, или в среду, или в четверг? Не лучше ли не раздражаться, не сердиться, не завидовать?» Мирские слова! Мирской лукавый разум! Да где же это в Типиконе сказано, что надо раздражаться? Где там сказано, что надо завидовать? Где там говорится о том, что надо говорить неправду или враждовать? Откуда взялось это «лучше»? Прекрасно не завидовать, великолепно не раздражаться, конечно, не нужно нарушать заповедей Божиих, но почему это значит, что надо нарушать устав постный? Какая тут связь? Как будто бы, если человек начнёт соблюдать пост, он непременно будет завидовать, говорить неправду, гневаться и блудить. Оставим это лукавое мирское «лучше» и посмотрим, отчего такой упадок поста и почему должна быть ревность о его исполнении. За уставами о посте стоит не книжная кабинетная мудрость, не отвлечённые рассуждения и не какая-то пустая внешняя форма – за этими уставами стоит подвижническая жизнь, стоит молитва , стоит борьба со страстями, стоит вся та духовная драгоценность, которую для нас соблюдает Святая Церковь в своих уставах. Уставы постные есть сама жизнь. Они написаны славянскими буквами в Типиконе, но за этими буквами молитвенные подвиги, великая духовная жизнь угодников Божиих, отшельников, затворников – сонм святых, почитаемых Святой Церковью. Святая Церковь ревностно, строго, властно охраняла незыблемость уставов постных. Она карала тягчайшими наказаниями и запрещением нарушителей этих уставов. Она чувствовала то, что и мы начинаем чувствовать сейчас, уже потерпев урон: что здесь надо дать решительный отпор врагу и защитить внутреннюю духовную жизнь от нападающего на неё обмирщения. Пост даёт нам постоянное чувствование церковности.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Устав 1633 года, вышедший после остракизма, постигшего устав, редактированный Логином, был направлен против его слабых сторон и действительно устранял многие недостатки этого edimo princeps. Он сократил состав дисциплинарных статей, согласил их между собою и уничтожил противоречия. Сокращения коснулись не только качества статей, но и самого их объема, что особенно заметно в выдержках из Никона Черногорца. Но главное, что в этом отношении сделано было уставом 1633 г., это исключение статьи «От правил св. отец и от преданий апостольских...», которой и было вызвано тяжелое нарекание в еретичестве, постигшее нееретический труд Логина. Из двух рубрик о посте в Воздвиженье удержана только одна, опущено известие об поздравлении игумена в его кельях и об угощении им, исключены выдержки из Никона, помещенные в уставе 1610 г. после правил о посте св. апостолов. Все эти сокращения, упрощения и исправления текста дают уставу 1633 года крупное преимущество пред его предшественником и обличают в справщиках внимательное отношение к делу и крупный критический такт. Но, к сожалению, следующее издание 1644 г. не пошло дальше по этому пути, а сделало несколько шагов назад и возвратилось к типу первопечатного устава. Главная часть выпущенной статьи была введена снова, извлечения из Никона увеличены в объеме, большая часть статьи от правил апостольских оставлена, но рядом с этим сделано несколько поправок и изменений в тексте, которые подвинули дело исправления и были приняты в следующих изданиях. Так, в статье «О житии, пощении и пребывании всего лета» рядом с Воздвижением поставлено и с ним уравнено Усекновение Предтечи. В прежних уставах эта статья печаталась в ее древнейшей редакции, куда еще не взошел день Усекновения, а записывался он в месяцеслове как постный, где кроме того помещался и постный устав на этот день. Из статьи «От правил апостольских» исключена рубрика о праздниках богородичных и предтечевых по явному противоречию ее содержания с положительным правилом устава, так как в ней разрешается наряду с богородичными днями есть рыбу в Рождество и Усекновение Предтечи. Исправлено крупное противоречие в уставе 1610 г. насчет употребления рыбы в Великий пост следующим образом: «на праздник св. Иоанна Предтечи Обретения Главы и на 40 мучеников варение и сочиво с маслом древяным единою днем. Аще ли в субботу и неделю дващи днем». По прежней редакции в эти дни, как мы видели, разрешается рыба. Но затем справщик, удержав прежнюю редакцию, пропустил следующую, оказавшуюся совершенно излишней заметку: «...аще ли случится праздник Иоанна Предтечи Обретения Главы или 40 мучеников на Федоровой неделе, то не ясти рыбы». Но раз употребление рыбы было запрещено для этих дней и в заурядные недели Великого поста, тем больше это непозволительно в 1-ю неделю. Но оговорив только рыбу, устав при этой редакции давал место положению: нельзя ли в таком случае на первой неделе есть масло? Но это противоречит уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Духовная жизнь ребенка, как, конечно, и взрослого, никогда не должна «зацикливаться» на обряде. Обряд – это именно обряд , то есть лишь одежда, покров таинственной реальности. Обряд может изменяться соответственно времени, культуре – духовная реальность остается неизменной. Обряд может отступать на второй план, если того требует высший закон христианства – закон любви. Но обряд не главное! И он собою не определяет и не исчерпывает всей тайны жизни с Богом. Если так воспитывать ребенка, он никогда не будет воспринимать Церковь как тоскливый пыльный шкаф. Богослужебная жизнь храма, обряд, его будут радовать, но если их по какой-то причине нет, христианство его не закончится, не иссякнет. Например, ребенок попадает на лето к неверующей (или не посещающей храм) бабушке, или в лагерь. Если за беготней на речку, волейболом, песнями у костра под гитару он забудет про Бога (в храм-то не ходит), то вера такого человека мало чего стоит. Или же бабушка кормит котлетами, а ее надо слушать, значит, посту конец, ешь что хочешь, развлекайся как хочешь. Как ведет себя ребенок, у которого вся его религиозность не сведена к привычным обрядовым формам, для которого его вера – это живое чувство? В том же лагере он найдет время уединиться и помолиться, побеседовать с Богом. Он не будет смеяться над пошлыми шутками ребят, если они касаются веры, Бога, Церкви. Он знает, что можно съесть котлету и сладкий пирог, испеченный бабушкой, но если сегодня постный день, лучше отказаться от второго куска пирога. Если предлагают мороженое – откажись: «спасибо, но сегодня просто не хочется», дают конфету – возьми, искренне поблагодари, но скажи, что съешь потом. Ты ее действительно съешь, но, например, завтра. Наконец, пост не сводится к пище. Всегда можно в постный день пожертвовать развлечением, отказаться от телевизора. И делать это должен ребенок не по принуждению, а с радостью и свободно, исходя из собственного желания. Кто-то скажет, что это невозможно. Что ребенок просто не сможет отказаться от сладостей, которые предлагают, или от интересного кинофильма. Но на самом деле это реальность. Ребенок, который не может сознательно и совершенно свободно отказаться от удовольствия, – просто ребенок с болезненно неразвитой волей. Четырехлетний, может быть, и не сможет, но этого от него никто и не требует. А восьмилетний обязан не быть рабом желаний, но властвовать над ними. Если этого нет – это исключительно вина родителей.

http://azbyka.ru/parkhomenko/otodvinut-s...

Слава Богу, что я член Единой Святой, великой, Соборной и Апостольской Церкви, Матери моей Божественной, и наследием ее вседрагим пользуюсь; слава Богу, что я в ней обретаю всегда спасение от грехов моих и уповаю обрести, по милости Божией, совершенное спасение. Неисправен часто и весьма часто я бывал в служении вечерни, утрени и обедни, Таинств и молитвословий; неискренно, холодно, лениво и нерадиво исправлял и читал оные, иногда с ропотом и негодованием. Нерадиво и холодно преподавал благословение о имени Господнем. Грешен пред Богом и людьми! Грехи и страсти, как болезненные нарывы, созревают и лопаются – у кого на жизнь, у кого на смерть, у кого проходят в слезах покаяния и умиления, у кого – в отчаянии и ожесточении невозвратном и в самоубийстве. Последнее ныне бывает особенно часто, бывает нередко и первое. Не видя восстающей и высящейся пред собою гордости (гордого человека), нельзя научиться и смирению, а сталкиваясь с презрительною и высокомерною гордостию, можешь видеть всё безумие ее и научиться смирению как мудрости христианской и смирением стяжать высокая. За всё благодари Бога, и за то, что Он посылает тебе гордых сродников и товарищей в сожитие. 7 сентября Сегодня ночью от ночной грезы утонул в блудной нечистоте: сделалось излияние семени от излишества с вечера в употреблении молока в постный день. А молоко разрешил выпить потому, что будто бы крепило живот и к постной пище аппетита не было (херес у М. Дмитриева пил без всякого вкуса), а это было пред сильным дождем ночью; знай вперед. Ночью вставал, умывал руки, молитву очищения читал со слезами. Слава долготерпению Божию! Отступите от злых обещаяся, но кийждо час согрешаю. Вперед не ешь молока без крайней нужды в постный день. Ходящие к литургии, вникайте, входите всегда в дух любви Спасителя, особенно когда произносит священник от лица Иисуса Христа слова Его: Приимите, ядите... и Пийте от нея вси... И эту любовь несите в домы и во всякое место, ею проникнитесь ко всем людям, особенно к присным в вере. 7 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Желаю Вам, дорогой Владыко, здоровья, бодрости, помощи Божией во всех делах Ваших. Искренно любящий Вас сыновней любовью, Ваш недостойный, многогрешный Д. Огицкий. Москва. 23.IV.58 Д. 32. Л. 55–56. Подлинник. Автограф. 17. 11 мая 1958 г. Христос воскресе! Ваше Преосвященство, высокочтимый и родной Владыко! Вчера получил Ваше письмо вместе с «Некоторыми замечаниями на замечания Димитрия Петровича». Я не сразу сообразил, какие мои «замечания» имеются в виду, но потом увидел, что речь о сделанных мной карандашом пометках на проекте стенного календаря на 1959 г., данном мне для просмотра Ольгой Андреевной после одного из наших последних заседаний. Делал я их наспех у себя в гостинице, немного «по вдохновению», не придавая им важного значения. Возвращая проект календаря Ольге Андреевне, я сказал, что нахожу этот проект хорошим и что у меня не имеется никаких серьезных возражений против напечатания его без всяких изменений. Что же касается пометок, сделанных мною карандашом, то они касаются мелочей и представляют лишь pia desideria 77 , из которых, быть может, что-либо окажется пригодным для использования, но на которых я вовсе не настаиваю. Это же я хочу повторить и сейчас. Ваши «замечания» я внимательно прочел и со всеми 9 пунктами согласен. И хорошо было бы, если бы стенной календарь уже теперь был бы сдан в печать, чтобы не было задержки с печатанием. Теперь относительно предлагаемого Вами для меня особого меню на великопостные воскресенья. Я хотел бы, чтобы оно было распространено и на великопостные субботы, при условии, конечно, что скоромной «колбаски» будет не в общепринятом, а лишь в каноническом смысле. Мне бы хотелось, чтобы и другие члены нашей комиссии не считали бы вопрос о переходе в эти дни с режима постного на «непостный» (в каноническом смысле этого слова)... чем-то нестоящим внимания. Ведь правила церковные одинаково строгими наказаниями угрожают не желающим считаться с необходимостью такого перехода, как и нарушителям поста. И вот что тут получается. Воскресенье, суббота. Церковь настойчиво твердит «поста несть», «поста несть» (Типикон), правила Ее за пост в эти дни грозят отлучением и извержением [Правило святых] Апост[олов] 64, Гангр[ского собора правило] 18, Трульск[ого собора правило] 55), строгие аскеты беспокоятся, как выйти из создавшихся впоследствии коллизий, стараются создать хоть некую фикцию скоромного дня «яко да не наречется пост», а у нас ничтоже сумняшеся пишут «день постный». Правда, 1-е правило Феофила Александрийского 78 , по-видимому, дает для этого основания, но все же в этой категорической формулировке чувствуется что-то как бы не вполне церковное. Но обо всем этом я пишу не для практических выводов, а просто так – хотелось поделиться сомнениями. В календаре, конечно, пусть остается «день постный» во избежание кривотолков и да не горшее что будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Разделы портала «Азбука веры» За некоторое время до начала Великого поста многие начинают задаваться вопросом, как его проводить и насколько серьезно стоит соблюдать постный устав. Понятие поста присуще большинству религиозных систем. Те или иные посты в различной трактовке, те или иные аскетические упражнения были свойственны и языческим системам. В настоящий момент и мусульмане имеют пост. Но, конечно, христианство придало посту более глубокое, более осмысленное значение, не только ритуальное, как в более ранних или в более простых системах, каковой, например, при всем великолепии философии является ислам. Потому что для христианина любая аскетическая практика, подразумевая не монашество, не отшельничество, а самую простую аскетическую практику, которая рекомендована любому христианину, не самоценна — «Суббота для человека, а не человек для субботы». А потому пост представляет собой определенную помощь в сосредоточении, в переживании тех или иных событий Священной Истории, в молитвенной практике. В связи с этим пост может быть связан как с копиями событий Евангельского повествования, так и с некоторым приношением празднику, приношением христианину события. Прежде всего, Великий пост связан с последующими переживаниями страданий Господних. И особая строгость, особая печаль Великого поста связана, несомненно, с распятием, а не с воскрешением. В противовес ему, Рождественский пост представляет собой некоторое сосредоточение в подготовке к абсолютно светлому событию, к рождению будущего Спасителя, поэтому и сам по себе не содержит скорби. Таким же «проскинезисом» (почитанием, уважением), сказали бы греки, в честь Богородицы является Успенский пост, а проскинезисом в честь апостолов является Петров пост. Особые однодневные посты — тоже разные. Понятно, что день строгого поста на Усекновение главы Иоанна Предтечи есть скорбный день, что, соответственно, и подчеркивается строгим постом. Однако такой же строгий пост положен и в праздник Крестовоздвижения, но там ничего скорбного нет. Наоборот, он победительный, утверждающий.

http://azbyka.ru/postnyj-ustav-sushhestv...

Нелюбимый Петров пост Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было. 27 июня, 2016 Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было. Почему Петров пост нелюбим некоторыми верующими христианами? В данной статье «Правмир» попытается разобраться в причинах этого явления. Ну вот, у нас появилась еще одна возможность попоститься в течение недолгого времени! 27 июня, в понедельник, начался Апостольский или  Петров пост , подготавливающий нас ко дню Святых Петра и Павла , который празднуется 12 июля. Что же это для нас: «радость поутру» или «плач и скрежет зубов»? Я заметил, что православные христиане очень редко противятся (даже если им очень хочется) Великому или Рождественскому посту, но не молчат, когда дело доходит до летних постов: Петрова и Успенского. Для двух этих постов, особенно для Петрова поста, всегда находятся благовидные причины не поститься. Мы говорим: «Я обычно не пощусь в этот пост». Действительно, Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было. Забавно, как мы любим сплошные седмицы, полагая, что именно так и должно быть, и совершенно обделяем вниманием эти «малые посты», как их называют в некоторых книгах. Если же мы все-таки заострим на них свое внимание, то они начинают казаться нам чем-то, что к нам не относится. «Это же монашеский устав», – говорим мы. Или: «Вот те раз! Ты знал, что когда праздник Петра и Павла выпадает на пятницу, это все равно постный день?». А затем мы приходим к ложному выводу как к чему-то само собой разумеющемуся: если праздник не перекрывает собой постный день, то значит и пост, готовящий нас к нему, не настолько важен. «К чему утруждаться? Да и время такое отпускное». Из своего священнического опыта могу сказать, что никакие возражения и воззвания не в силах остановить это цунами оправданий. Кто-то из нас уже решил для себя, что достаточно поститься только во время Великого и Рождественского поста.

http://pravmir.ru/nelyubimyj-petrov-post...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010