Заговоришь ли с людьми о храмовом благолепии, тут же кто-нибудь сморщится: «Суета сует! К духовной жизни отношения не имеет!» Неужели? А почему же подвижники составили такое прекрасное богослужение? Зачем святые гимнографы трудились, чтобы придать его содержанию самые совершенные формы? Зачем святые иконописцы вознесли свое дело на такую эстетическую высоту? Разве не потому, что понимали: органы чувств – телесный состав – и с душой связаны, и с духом? Скажешь ли о том, что кому-то нужна помощь психотерапевта, а в ответ всплеск гнева: «Вы вообще верующие или нет?! Как психотерапевт поможет душе?! Молиться надо и каяться!» Зачем же великие преподобные отцы рассуждали о трехсоставности человеческого естества? Зачем скорбели о его поврежденности, зачем искали пути облегчить гнет этой поврежденности на людей? Почему Великий Антоний шутил с братией? Почему Типикон называет «утешением» вкусную еду? Упомянешь ли о благословении священноначалия на карантинные меры – мученически заводит такой «богослов» глаза: «Среди каких маловеров я живу! И какие маловеры мною в Церкви управляют!» И это говорит современный человек, не умеющий снести и малое страдание! Который при головной боли тотчас пьет обезболивающие, зубы лечит с уколом, операции делает с общим наркозом… Но как доходит до рассуждений о чужих бедствиях, бывающих от болезней, – не плоть на нем! Исключительно дух… Преподобный Досифей, великий послушник аввы Дорофея, умирая от болезни легких, не мог молиться от страдания, и авва понял это и заповедал юноше хотя бы держать в уме память о Боге. А мы живем без страданий… не потому ли претендуем всё преодолеть силою своего великого духа? С чего бы? Подвижники ли? Да полноте! В лучшем случае убиваем время в интернете. Но это – в лучшем. А вообще-то подобному недопониманию свойственно порождать плоды, прямо противоположные заявленным, – когда христианский подвиг начинает восприниматься чем-то совершенно излишним. Нет-нет, формально вопрос так, само собой, не ставится. По крайней мере поначалу. Однако в самом деле – если не плоть на нас, то зачем нам аскетика? Зачем воздержание, если не плоть на нас? Зачем трезвение, зачем самоограничения? Зачем беречь органы чувств, зачем подвизаться?

http://pravoslavie.ru/136683.html

Во-вторых, для взлётного прыжка нужно не просто верить в светло-святое, праведное будущее, а возжелать его. Возжелать, возжаждать, возлюбить. Итак, с чего начинается катехизация? С вопроса – зачем ты? Зачем ты живёшь? Чтобы продолжалась жизнь человечества… И всё? Мало? Спорно. Ради счастья Родины, счастья народа. Что для тебя счастье? Сытость-безопасность-размножение? Спорно! Ради истины. Уже теплее, но что есть истина? Сегодня? Для тебя? А что такое добро? Красота? В чём они нераздельны? Читаем, обсуждаем, спорим, читаем. Особенно впечатляли рукописные книги от духовных чад владыки Варлама – «О любви и дружбе», «Как сохранить веру», «Краткие правила жизни». Ключ ко всему – «зачем»? Зачем мир? Зачем человек? Зачем пришёл Христос? Зачем Церковь? Читаем, обсуждаем, спорим, читаем. Зачем страдания? Они либо казнь, либо жертва. Зачем жертва? Она есть любовь. Ты же не спросишь «зачем любовь?», это предел «зачем»… «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечый». Через полтора года Екатерина первый раз исповедалась. Первый раз причастилась. Ещё через полгода они венчались. По благословению епископа Варлама, таинства на дому совершал отец Пётр Чебуракин. «Кто из моих земляков не учился любовной науке, Тот мою книгу прочти и, научась, полюби». Ну, и что, Овидий, разве любви ты учил? Любви-агапэ? Ну, для тебя, римлянина, – caritas, dilectio. Нет. Блуду ты учил, но не любви. Ибо ты её не знал. Фото предоставлено автором (Окончание следует) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/13/...

281 Сократ. Кн. 5, гл. 16 (PG 67, 605АВ.). Феофил боролся также с антропоморфитами, утверждавшими, что у Бога есть глаза, уши и прочие члены человеческого тела. 283 И действительно, в «Отечнике», называемом «Раем отцов», в главе о сокрушении есть весьма умилительное поучение Феофила о будущем состоянии душ умерших. А в конце его находится такое достопамятное изречение: «Будучи при смерти, архиеп. Феофил сказал: «Блажен ты, авва Арсений, потому что всегда помнил об этом часе»» (Vit. patr.//PL 73, 0861В.). 284 Так понял это правило и Иоанн Китрский. В своем 16-м правиле он истолковал слова «постный день святого Богоявления» как «день перед святым Богоявлением». Подобным образом поняли это правило и те, кто записал его в уставе о святом Богоявлении, и св. Марк Эфесский , который в уставе о празднике Богоявления прежде всех остальных приводит это правило Феофила. Тимофей Александрийский также считает, что навечерие Светов – день постный (там же, в уставе на Богоявление). Впрочем, отметь, что упомянутый Иоанн Китрский в том же правиле говорит, что здесь Феофил не позволяет разрешать пост на елей и вино после вечерни в навечерие Богоявления (как и Тимофей Александрийский позволяет разрешать пост Светов только на воду даже в субботу и воскресенье). Очевидно, постным этот день считает и Марк Эфесский (там же). Однако некий Нил (не знаю, монах или иеромонах) в своем комментарии возражает против толкования Иоанна Китрского и говорит, что Феофил имеет в виду вкушение пищи не после вечерни, а после совершающейся утром литургии св. Златоуста, когда навечерие Богоявления выпадает на воскресенье. Ведь после вечерни в навечерие Богоявления и Рождества Христова, какой бы день это ни был, в монастырях по предписанию устава разрешают пост на елей и вино. Не знаю, тот ли самый Нил в уставе о навечерии Богоявления пишет, что если навечерие выпадает на субботу или воскресенье, то бывает разрешение поста на елей и вино. 285 Я думаю, что под икономией здесь правило имеет в виду то решение, которое принял Александрийский собор при Афанасии Великом , а именно: вступившие в общение с арианами, когда обращаются в православие, должны анафематствовать ересь Ария и исповедовать веру никейских отцов, и таким образом они могут быть приняты (см. об этом Соборе в послании Афанасия к Руфиниану). А о том, что это решение приняли епископы Фиваиды, говорится по той причине, что на Александрийском соборе присутствовали епископы из Египта, а Фиваида была частью Египта. Ведь Египет, согласно географу Мелетию, разделялся на Верхнюю Фиваиду и Нижнюю Фиваиду. Кроме того, город Лик, епископу которого, Аммону, дано это наставление, находился в Фиваиде. Следовательно, Феофил упоминает о епископах Фиваиды, чтобы легче было убедить Аммона соблюдать обычай, по которому поступали его предшественники и о котором он ему пишет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

8 Amand D.. Une homélie grecque inédite antinestorienne du Ve siècle sur l’incarnation du Seigneur//revue bénédictine. Vol. 58. 1948. P. 223–263. Гомилия носит название: ες τν νανθρπησιν το κυρου. Проповедь расположена под двадцатым номером свода древних моральных проповедей свт. Василия Кесарийского (p. 225). 10 ср.: «но есть также таинственное и сокровенное учение (весьма вероятное для меня и для всякой боголюбивой души), по которому из достигавших совершенства прежде Пришествия христова никто не достигал сего без веры во христа. Ибо слово хотя ясно открылось уже впоследствии, в определенное время, однако же умам чистым было ведомо и прежде, как показывают многие прославленные до христа» ( Григорий Богослов , свт. слово 16. на память святых мучеников маккавеев//святитель григорий богослов , архиепископ Константинопольский. творения: в 2 т. т. 1: слова. м.: сибирская благозвонница, 2007 (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 1). с. 208) (далее – творения. т. 1). 11 Riggi C. lettura dell’ ad Diognetum secondo il codice F//texte und textkritik. Eine aufsatzsammlung/ed. J. Dummer. berlin, 1987 (texte und untersuchungen zur geschichte der altchristlichen literatur; bd. 133). P. 527 (чтение послания к Диогнету согласно кодексу F). Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Когда же ты услышишь о христе, то не считай Его одним только богом и не думай об одном только домостроительстве во плоти, но о том и другом вместе, и о Боге Слове и о плотском домостроительстве. Я знаю, что Христос алкал, знаю также, что Христос с помощью пяти хлебов и двух рыб напитал пять тысяч человек, кроме женщин и детей; знаю, что Христос жаждал, знаю также и то, что Христос превратил воду в вино; знаю, что Христос плавал на корабле, знаю и то, что Христос ходил по водам; знаю, что Христос умер, знаю и то, что Христос воскрешал мертвых; знаю, что Христос предстоял Пилату, знаю и то, что Христос сидит вместе с Отцем; знаю, что Христос терпел от иудеев оплевания, знаю и то, что Христу поклонялись ангелы; и одно привожу, доказывая Его Божество, а другое – доказывая Его человечество. Поэтому сказано то и другое вместе, так как я знаю, что Христос родился от Марии, и знаю, что Христос существовал прежде веков» ( Иоанн Златоуст ,свт. о честном и животворящем Кресте и о преступлении первых людей//Полное собрание творений святого отца нашего Иоанна Златоуста (далее – Пст). В 12 т. т. 2. Ч. 2. сПб., 1896. с. 889; сочинение находится в разделе Spuria).

http://azbyka.ru/otechnik/Prokl_Konstant...

Он не разделяется от чего–либо расстоянием места, Сам будучи Своим местом, Сам все вмещая, а Его не вмещает ничто. И что может вместить природу бестелесную и невещественную, и беспредельную, и неисследимую, и неподверженную гибели, и нетленную, и непостижимую? По мнению благочестивых людей таким–то образом должно мыслить Бога. Это — наша надежда, как написано: « сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа » (Ин. 17:3). За это и порицают нас еретики, поистине безрассудные люди, читающие и непонимающие. Когда же ты услышишь о Христе, то не считай Его одним только Богом, и не думай об одном только домостроительстве во плоти, но о том и другом вместе, и о Боге — Слове и о плотском домостроительстве. Я знаю, что Христос алкал, знаю также, что Христос с помощью пяти хлебов и двух рыб напитал пять тысяч человек, кроме женщин и детей; знаю, что Христос жаждал, знаю также и то, что Христос превратил воду в вино; знаю, что Христос плавал на корабле, знаю и то, что Христос ходил по водам; знаю, что Христос умер, знаю и то, что Христос воскрешал мертвых; знаю, что Христос предстоял Пилату, знаю и то, что Христос сидит вместе с Отцем; знаю, что Христос терпел от иудеев оплевания, знаю и то, что Христу покланялись ангелы; и одно привожу, доказывая Его божество, а другое, доказывая Его человечество. Поэтому сказано то и другое вместе, так как я знаю, что Христос родился от Марии, и знаю, что Христос существовал прежде веков. Итак, прославим Иисуса Христа, несокрушимую стену, основание, утвержденное на скале. Он сам говорит Петру: « ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее » (Мф. 16:18). Подобным же образом говорит и Павел: « никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » (1 Кор. 3:11). Итак, умоляю вас, чтобы нам со всей кротостью обращать внимание друг на друга. В настоящей жизни мы прельщаемся пищей и питьем, и разнообразными удовольствиями, а в будущей — суд и наказание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Анатолий начальник сказал: „Клянусь этим благом, я говорю истину. Мне около шестидесяти лет; не знаю, чтобы прежний Феодор антиохийский, епископ нашего города, читался в священных диптихах, а разве Феодор, умерший три года тому назад, который был из Галатии. Марин префектианец сказал: „Клянусь этим святым Писанием о всем, что знаю, говорю истину. Мне около шестидесяти трех лет; и я не знаю, было ли внесено или провозглашалось ли в священных диптихах имя прежнего Феодора, который был епископом сего города. Феодор же, который теперь читается, был из Галатии и умер три года тому назад“. Евстахий сказал: „Клянусь этим благом, что знаю, говорю истинно. Мне около семидесяти лет; и я не знаю, что Феодор, бывший некогда епископом города Мопсуеста был внесен или провозглашался в священных диптихах нашей святейшей церкви. Тот же Феодор, который теперь читается в диптихах, умер три года тому назад и был из Галатии“. Анатолий сказал: „Клянусь этим святым Писанием, все, что знаю, говорю истинно. Мне семьдесят три года; и я не знаю, помещался ли в священных диптихах святейшей церкви, или провозглашался ли прежний Феодор, бывший епископом нашего города. А который ныне именуется, тот есть Феодор галатиянин, умерший три года тому назад». Руфин архитектор сказал: „Клянусь этим благом, все, что знаю, говорю истинно. Мне семьдесят лет; и я ни от родителей моих не слыхал и не знаю, и ни от другого кого не слыхал, что было внесено или провозглашалось в священных диптихах имя Феодора, который был некогда здесь епископом. Феодор же, который ныне читается в священных диптихах, умер три года тому назад“. Комита, ходатай по делам и отец города, сказал: „клянусь этим святым Писанием, о всем, что знаю, говорю истину. Не знаю и не слыхал, что читалось имя Феодора, который был некогда, как говорят, епископом нашего города. Мне же сорок 136 лет“. Феодор, ходатай по делам, сказал: „Клянусь этим благом, о всем, что знаю, говорю истину. Мне пятьдесят лет; и я не знаю и не слыхал, что в священные диптихи внесено было имя прежнего Феодора, который был в этом городе, как говорят, епископом“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Толкование Поскольку постный день, т. е. навечерие Богоявления 284 , совпал с воскресным скоромным днем, настоящее правило определило, что нам следует с мудростью и рассуждением распорядиться относительно этих двух противоположных вещей. Вкушая немного фиников (или смокв и изюма), таким разрешением поста да почтим скоромный воскресный день и избежим ересей, последователи которых не почитают воскресенье и доказывают это тем, что совершенно ничего не вкушают в этот день (см. также Гангр. 18). Ведь и долг, и древний обычай, и предание Церкви требуют, чтобы мы, православные, непременно почитали воскресный день и праздновали его, радуясь воскресению из мертвых, которое в этот день даровал нам Господь. Потому воскресенье называется в Божественных Писаниях и днем первым, как начало нашей жизни, и днем восьмым, как превзошедшее седьмой день, т. е. иудейскую субботу, потому что считается следующим после седьмого дня (см. Василия Велик. 91). Таким разрешением поста, не нарушив его и не разрешив вкушение другой более жирной и тяжелой пищи, да почтим и постный день навечерия, ожидая часа вечерни, которая по Божией воле совершится после 9-го часа. Смотри также Апост. 64. Из наставления, которое получил Аммон для города Лика Правило 2 С теми, кто был в общении с арианами и доныне удерживает церкви, нужно поступать по обычаю, т. е. поставлять других, о которых известно, что они православные, а тех оставлять в общении, применяя к ним такое же правило, какое применяли православные епископы Фиваиды и в остальных городах. Те, которых поставил еп. Аполлон и которые вступили в общение с арианами, имеющими церкви, да подвергнутся епитимии, если сделали это добровольно; если же из послушания своему епископу, да пребывают в общении, поскольку они не знали, что поступили неразумно. Впрочем, если весь народ отвергает их вместе с прочими, пусть будут рукоположены другие; если же принимает их вместе с теми, с кем они вступили в общение, пусть и к ним применяют тот обычай, которому следовали все православные епископы Фиваиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Духа, а успенский продолжается 15 дней, и когда называет рождественский пост четыредесятницей) 1052 . Кроме годичных постов многодневных есть ещё годичные посты единодневные. Из этой второй категории постов пост в день Воздвижения св. креста существовал у нас, вслед за Греками, уже в период до-монгольский 1053 , хотя митрополит Максим в своём Правиле о постах и упускает странным образом сказать о нём. Затем, этот Максим в названном своём Правиле заповедует пост в кануны Рождества Христова и Богоявления или в так называемые сочельники рождественский и крещенский; он пишет: „А иже канон Рождьства в кый день причтется, не достоить ясти мяса ни рыбы право говеющим; аще ли причтется канон в суботу или в неделю, устава не раздрешающа(), хлеб и вино ,да ядять по вечерни; пакы пристигнеть канон просвещении в суботу или в неделю, якоже и прежде (т. е. как и в канон Рождества), по службе Иоанна Златоустог о, хлеб и вино да ядять дóндеже (не ранее как) по вечерни” 1054 . Канун Рождества есть день (последний) рождественского поста, и, само собой разумеется, что есть день постный; а отсюда – не было, по-видимому, и нужды нарочито узаконить в этот день поста. Но дни постных недель относительно воздержания в продолжение их от пищи разделялись на три класса: самое строгое воздержание предписывалось в среду и пяток, менее строгое в понедельник, вторник и четверг и ещё менее строгое в субботу и в воскресение. Узаконение Максима относительно поста в наш постный день и состоит в том, чтобы назначить, каким постом должен быть он содержим, именно – средо-пятничным, какой бы день недели он ни был. Предписание относительно поста в канун Богоявления есть так сказать двойное: во-первых, вообще предписывается соблюдать пост в этот день; во-вторых, – соблюдать пост именно такой, какой положено было соблюдать в среды и пятки. Когда Максим говорит, что не должно есть мяса в канун Рождества, в какой бы день он не случился; то тут или простая необстоятельность речи (забывающей, что канун этот во всяком случае есть день постный), или же указание на то, что в его – Максимово время все или некоторые ели ещё мясо в субботы и в воскресения рождественского поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Тут видим, как святой, приводя в пример древних отцов-постников, указывает на плоды правильного подхода к постному деланию. И наконец, услышим от прп. Феофана Затворника : «Лучше не связывать себя … неизменным постановлением, как бы узами; а когда так, когда иначе, только без льгот и саможаления; но и без жестокости, доводящей до изнеможения». Одним словом – всего должно быть в меру. Поскольку постный устав один, а телесные и духовные силы у всех разные, то меру эту поможет определить духовник. 4. Ожидание быстрых результатов Как бы неофиту не хотелось быстро постигнуть постную науку, скорее всего, пройдет не один год, пока пост станет для него делом в полную меру посильным и привычным. Великими подвижниками и постниками не рождаются, ими становятся. Пост, будучи аскетической практикой, требует навыка, который приобретается опытом, а его можно набираться годами. Человеку, не имеющего опыта в посте, будет сложно соблюдать предписания устава, и чем это чревато уже было сказано выше. Поэтому начинать поститься лучше с малого. Как младенцам не дают сразу твердую пищу, но кормят молоком и кашами, так и человеку, начинающему поститься, стоит делать это с разумением. Кому-то может показаться, что постный устав не так уж и строг и нужно сразу стараться выполнять его предписания, чтобы стремиться к большим духовным подвигам. Но подобное форсирование событий скорее навредит неопытному постнику, чем поможет добиться быстрых результатов. Постэто не спринтерская дистанция, а марафон длиною в жизнь. Спешка тут неуместна. Будет много постов, будет возможность разнообразить свою постную практику большим усердием. А начинать лучше под руководством духовника. Как спортсмену нужен хороший тренер, чтобы добиться хороших результатов, так и постящемуся в помощь советы духовника, мудрость святых отцов и многовековой опыт Церкви. 5. Сам себе уставщик Выше была показана зависимость чувств и ощущений во время поста от физиологии человека. Но не только в физиологии дело. « Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше » ( Мф.6:21 ).

http://azbyka.ru/oshibki-postjashhihsja

Полюбилось князю Владимиру это место, и устроил он тут сельцо, которое и называлось Берестово. От сельца этого и следов не оказалось, но тогда оно было излюбленным местом князя Владимира. Здесь он построил загородный дворец и любил уединяться сюда от забот и тревог государственной жизни. До принятия христианства самим Владимиром, князь этот отличался любовью к роскоши, к неге, к удовольствиям, и не одну бессонную ночь проводил с своей дружиной в этом дворце. Но вот Владимир становится христианином. Озарённый святой верой, начинает он думать уже о другом; безумные пиры, нескончаемая нега и бесцельные удовольствия перестают занимать князя, а за ним – и его приближённых. Его забота теперь – просветить и других светом Христовой веры; его лучшее удовольствие – молитва и христианское благо ближнему, всему народу. И в Берестове строит он церковь во имя Преображения Господня (1015 г.), которая как бы знаменовала и преображение самого князя под влиянием новой веры, и преображение всех, кто из язычества обратился в христианство . Старшим пресвитером, этой новой церкви был поставлен некто Илларион, который был, по словам летописца, «человек добрый, книжный и постный», значит соединял в себе лучшие качества христианина того времени. Нужно заметить, что книжное искусство было мало кому знакомо тогда, нужда же в нём и в людях книжных была большая, ибо как распространить было и самое учение Христово без книг? Этот «добрый, книжный и постный» Илларион часто ходил с Берестова к Днепру, подолгу оставался на холме, где теперь «ветхий» (старый) Печерский монастырь (см. выше: где ныне церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, гл. VI), предаваясь уединённым размышлениям, распевая псалмы и творя молитвы. Здесь же благочестивый Илларион ископал себе в лесу и небольшую пещеру, всего в шесть аршин, длины, я в пещере этой уединялся для сказанных духовных наслаждений. Но не долго так жил пресвитер Илларион. Мудрый сын Владимира Великого Ярослав, любя книжных людей и дорожа такими истинными пастырями, каким был Илларион, поставил его митрополитом всей земли русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010