1141 ...Афанасия н коего... – В миру Андрей Протопопов, бывший духовник царя Ивана, пользовавшийся его доверием. В начале 60-х гг. XVI в. стал иноком Чудова монастыря, в марте 1564 г. был хиротонисан в митрополиты Московские. После неудавшихся попыток остановить в Москве казни полководцев Овчины-Оболенского (сына фаворита Елены Глинской) и А. Б. Горбатого-Шуйского, лишенный старинного права «печалования», покинул митрополию и удалился в Чудов монастырь в марте 1566 г. Последнее упоминание о нем относится к 1568 г. 1142 ...Новгородского архиепископа Пимина... – Пимен Черный, стал архиепископом Новгорода в ноябре 1552 г. из иноков Кирилло-Белозерского монастыря. Скомпрометировал себя безоглядной поддержкой опричнины: ездил с благословением в Александрову слободу. С февраля 1570 г. – в опале; был обвинен в сношениях с Владимиром Старицким и Сигизмундом-Августом. Подвергся издевательствам: записан в скоморохи, ему была дана «жена» – кобыла и т. п., после чего сослан в Веневский Успенский монастырь, где и умер в ноябре 1572 г. 1143 ...Казанскаго Германа... – Герман (Полев), хиротонисан в марте 1564 г. из архимандритов Свияжского Богородицкого монастыря. В апреле 1566 г. принял предложение царя Ивана и переехал на митрополичий двор. В качестве условия поставления в митрополиты потребовал отмены опричнины, грозя самодержцу Страшным Судом. Скуратов-Бельский, Басманов, Грязной высказались против предоставления Герману митрополичьей кафедры, и через два дня Герман покинул митрополичий двор. Поддержал Филиппа. 6 ноября 1567 г. умер в Москве «в мор». По другим данным – обезглавлен по приказу Грозного. В 1595 г. причтен к лику святых. 1144 ...Суждалскаго Пафнотия... – Епископ Суздальский и Тарусский, хиротонисан в 1567 г. Суздаль, как известно, входил в «опричные» земли. Лишен сана в сентябре 1569 г. 1145 ...Рязанскаго Филофея... – Хиротонисан в 1562 г. из архимандритов Симонова монастыря, активно поддерживал опричнину. В начале 1569 г. лишен сана. 1146 ...Смоленскаго Феофила... – До 28 июля 1567 г. в качестве епископа Смоленского и Брянского называется Симеон, получивший этот сан в марте 1555 г., бывший до этого игуменом Кирилло-Белозерского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С сайта: ОКН Вологды – Колокольня, XVI-XIX вв. (vologda-okn.ru) Софийский собор возведен на средства царя Ивана Грозного в 1568–1570 годах. Построению собора предшествовало закладка в Вологде в 1566 году по воле и под личным надзором царя Ивана Грозного каменной крепости. Поскольку прежний деревянный Воскресенский собор оказывался за пределами новых укреплений, царь решил строить новый собор и архиерейский двор на новом месте – внутри кремля. Строительство собора интенсивно велось в 1568–1570 годах. Материалом для собора послужили материалы, заготовленные для строительства стен города: привезённый издалека булыжный и белый камень, кирпич. Летописец свидетельствует, что работали с особой тщательностью, на ночь кладка закрывалась лубьём для предохранения от дождя и холода. К 1571 году собор был достроен, но внимание Ивана Грозного оказалось отвлечено от работ в Вологде: в это время на Руси разразилась эпидемия, а на Москву напал крымский хан Девлет-Гирей. Последовавшая отмена опричнины полностью изменила замыслы царя в отношении своей северной резиденции. Существует ещё одна версия: согласно записанному в XVIII веке народному преданию, гнев царя будто бы вызвал кирпич, упавший на него из свода собора. Вологодский кремль долго оставался недостроенным. Неизвестно, когда именно был освящён главный престол собора. На основании сообщений летописца Ивана Слободского считалось даже, что собор долго стоял неосвящённым, но недавно опубликована купчая грамота, датированная 12 августа 1577 года, в которой идёт речь о продаже двора в Вологде «Карпу Гаврилову сыну, софийскому звонарю» косвенно, но красноречиво свидетельствует о наличии при соборе звонницы и, соответственно, нормальном ведении служб в соборе уже вскоре после окончания его строительства. Главный престол собора был посвящён Софии – Премудрости Слова Божия. 1 октября 1587 года, через три года после смерти Ивана Грозного, святителем Антонием, епископом Вологодским и Великопермским, был освящён придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи – небесного патрона Ивана Грозного; царь отмечал свои именины именно в день этого праздника.

http://sobory.ru/article/?object=00233

«Совершая молебствие при заложении церкви, он был свидетелем чудесного исцеления крестьянина Акакия» 1006 . Авнежская обитель, возрожденная Махрищским настоятелем, была приписана к Махрищскому монастырю. В 1570 году Митрополит Кирилл (1568–1572) поставил Махрищского игумена на Суздальскую кафедру 1007 . Более полно об этом говорится в дипломатических документах. Когда в 1570 году 4 июня в Москве были послы из Литовской Руси, то царь им сказал: «И мы ныне идем в Пречистую Богородицу, что отец наш и богомолец Кирилл, Митрополит всеа Русии, з богомолцы нашими архиепископы и епископы и со всем освященным Собором в епископью Суздалскую и Торускую ставит епископа, и нам у того поставлениа быти» 1008 Митрополит Кирилл, посвятивший в епископы Махрищского игумена Варлаама, несомненно, хорошо знал его, будучи до своего Первосвятительства архимандритом Троице-Сергиева монастыря (1566–1568). Известны вклады, данные на молитвенную память кафедральному собору Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале вскоре после архиерейской хиротонии епископа Варлаама 1009 . 29-м апреля 1572 года датируется Соборный приговор, разрешивший царю Иоанну Грозному вступление в четвертый брак, в котором принимал участие епископ Суздальский и Тарусский Варлаам 1010 . Вскоре последовала интронизация нового Предстоятеля Русской Церкви, Митрополита Антония (1572–1581), в которой таким образом принимал участие епископ Варлаам. Новый Митрополит Антоний дал 20 декабря 1575 года жалованную грамоту епископу Варлааму 1011 . Епископ Варлаам явился очевидцем и списателем чудес, которые совершались молитвенным предстательством преподобной Евфросинии Суздальской. «Из этой повести, написанной епископом Варлаамом, узнаем, что житие долго оставалось неизвестным в Суздале и в 1577–1580 г. случайно найдено Варлаамом в Махришском монастыре, куда увез его из Евфимьева монастыря монах Савватий «для преписания чудес " » 1012 . В связи с этим он направился в Москву и возвестил царю Иоанну Грозному и Митрополиту Антонию «божественная и преславная чюдеса, иже содеяшася у гроба преподобный Еоуфросинии» 1013 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

1939 . Преображенский в Присеках, мужской, ныне село Присеки, Тверской губ., Бежецкого у., в 10 вер. от Бежецка, при р. Мологе. Это село еще в 1441 г. дано в Троицкий-Сергиев мон. по князе Юрье Дмитр. Крас­ном; впоследствии в нем образовался Преображенский мон., о котором упоми­нается в 1561 г., когда состоял при­писанным к Троицкой лавре. Церковь села основана в 1796 г. “Ист. Росс. Иер.”, II, 110; “Ист. опис. Троице-Сергиевы лавры”, 147; “Твер. губ. в.”, 1854 г., 7 (краткие свед.); “Акты Арх. Эксп.”, I, 296 (Ж. гр. 1577 г. Новгор. архиеп. Александра об освобожд. от пошлин 11 цер­квей в селах Тр.-Серг. м-ря); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 24; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., IV, “Ист.-стат. опис. Тр.-Серг. лавры”, 178 (упоми­нается 1561 г.). 1940 . Преображенский – Романовский, женский, упраздненный, в гор. Романове-Борисоглебске, Ярославской губ. О нем известно только, что в 1669 г. им управляла строительница Анисия. Не был ли этот м-рь впослед. при существующей ныне церкви Преобра­жения построенной в 1758 г.? Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 376. 1941 . Преображенский – Спасский на Всходне, мужской, ныне село Спас или Спасское, Московской губ. и уезда, в 14 вер. к сев.-зап. от Мос­квы, близ известной дер. Тушино, при рр. Москве и Сходне. По началу своему современен преп. Сергию Радонежскому, т. е. уже существовал в XIV ст., недолго управляем его преемниками, став жертвою смут во время самозванцев. По писцов. книгам XVI ст. в м-ре были 2 церкви камен. Преображения и строив­шаяся св. муч. Андрея Стратилата, келья игумена Ивакха, да 3 кельи с 6 черно­ризцами; м-рь имел во владении земли. В 1570 г. супруга кн. Петра Телятевского, в иночестве София, отдала в Троицкий Сергиев мон., на поминовение отца своего Федора Тушина и брата, ро­довое село свое Тушина и монастырь. Оставшаяся церковь Преображения с при­делом преп. Сергия – древней постройки. Ратшин, 282; “Ист. опис. Тр.-Сергиевы лавры”, 149; “Москов. губ. в.”, 1852 г., 4 (Опис. Москов. у.; село Спасское); Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 54 (опись м-ря и его владений в Горстовом стане); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1865 г., IV, смесь, 126 (вотчины м-ря в 1684 и 1752 год.); 1878 г., IV, Ист. опис. Тр. Серг. лавры, 181 (при­писан в 1570 г.); “Дворцов. разряды”, III, 304 (встреча мощей патриар. Иова 1652 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 259 (игум. Макарий 1566–73 г.); “Продолж. Древн. Вивлиоф.”, 1788 г., III, 190, 229 (упоминается в 1477 г. «мыт Свойнитцкий, что у Спаса на всходне»).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Феодор Борисович 1605. Лжедимитрий 1605–1606. Василий Иоаннович Шуйский 1606–1610. Междуцарствие 1610–1613. Михаил Феодорович Романов 1613–1645. Алексий Михайлович 1645–1676. Феодор III Алексеевич 1676–1682. Иоанн V и Петр I Алексеевичи 1682–1689. Петр I царь 1689–1721. Митрополиты В Киеве: Св. Михаил 988–992. Леонтий 992–1008. Иоанн I 1008–1035. Феопемпт 1035–1049. Св. Иларион 1051–1054. Ефрем 1055. Георгий 1062, † после 1072. Св. Иоанн II 1077–1088. Иоанн III 1089–1090. Св. Ефрем 1091–1096. Николай 1097–1104. Никифор 11104–1121. Никита 1122–1126. Вдовство 1126–1130. Михаил 1130–1145. Климент 1147–1155. Константин I 1156–1159. В Киеве же: Феодор 1161–1163. Иоанн IV 1164–1066. Константин II 1167, † после 1172. Никифор II упомин. с 1182–1197. Матфей упоминается в 1201, † 1220 г. Кирилл I 1224–1233. Иосиф 1237–1240. В Киеве и Владимире по переменно: Кирилл II 1243–1280. Во Владимире: Св. Максим Грек 1283–1305. Св. Петр с 1368 по 1325 по Владимире, с 1325–1326 в Москве. В Москве Св. Феогност 1328–1353. Св. Алексий 1354–1378. Св. Киприан 1380–1385. Пимен 1385–1390. Св. Киприан вторично 1390–1406. Св. Фотий 1410–1431 (рукоположен 1408)., Исидор 1437–1441. Сн. Иона 1449–1461 . Феодосий 1461–1465. Филипп I 1465–1473. Геронтий 1473–1489. Зосима 1491–1494. Симон 1496–1511. Варлаам 1511–1522. Даниил 1522–1539. Иоасаф 1539–1543. Макарий 1543–1564. Афанасий 1564–1566. Св. Филипп II 1566–1569. Кирилл III 1570–1577. Антоний 1577–1580. Дионисий 1581–1586. Патриархи Иов с 1586 митрополит, с 26 января 1589–1605 патриарх. Игнатий лжепатриарх 1605–1606. Гермоген 1606–1612. Междупатриаршество 1612–1619. Филарет Никитич 1619–1633. Иоасаф I 1634–1641. Иосиф 1642–1652. Никон 1652–1658. Питирим митрополит крутмцкий правитель 1658–1667. Иоасаф II 1667–1672. Питирим 1672–1673. Иоаким 1674–1690. Адриан 1690–1700. Стефан Яворский местоблюститель патриаршего престола 1700–1721. С 1721 Св. Синод в Петербурге. Императоры в Петербурге Петр I 1721–1725. Екатерина I Алексеевна1725–1727. Петр Алексеевич 1727–1730.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

С того времени введены в монастырь общежитие и порядок по образцу Киево-Печерской лавры; в монастырь этот начало стекаться ежегодно на праздники множество богомольцев, и он сделался славным не только во всей Литве, но и в странах соседних . В XVI столетии мы видим в Псковском крае еще следующие монастыри: Троицкий Сергиев в предместии Великих Лук, неизвестно когда основанный, но теперь, после долговременного запустения, восстановленный (около 1550 г.) иноком Козмодамианского монастыря Боголепом при помощи благочестивых людей; Николаевский близ Себежа, сожженный ливонцами в 1559 г.; Николаевский в Опочке, (упоминается около 1560 г.); Николаевский на реке Зарезинце в Прудской Засаде и Троицкий Кудин в погосте Кудине Торопецкого уезда, которые оба упоминаются в 1566 г.; Святогорский Успенский в сорока верстах от города Опочки, основанный по случаю явления чудотворной иконы Божией Матери (в 1569 г.) на высоком хребте гор, которые издревле назывались Синичими, а теперь прозваны Святыми; Демьянский Рождественский на устье реки Демьянки, упоминается около 1570 г.; Крестовоздвиженский в пригороде Выборе и Варваринский женский в том же пригороде, разоренные войсками Батория в 1581 г. Упомянем, наконец, и о пустыне Никандровой Благовещенской в Порховском уезде, где долгое время подвизался только один пустынник — преподобный Никандр, постриженник Крыпецкой обители, а уже по смерти его начал с 1585 г. устрояться монастырь трудами инока Исаии . В Беломорском крае первое место между обителями занимала обитель Соловецкая. Основание ей положили еще к концу прошлого периода (1429–1436) два святых старца — Герман и Савватий, но только ж основание. А истинным создателем ее должно признать по всей справедливости преподобного Зосиму, который, особенно в продолжение 26-летнего игуменства своего (1452–1478), умножил в ней число братства, устроил новые и более обширные церкви, кельи и прочие монастырские службы, учредил общежитие и весь внутренний порядок, обеспечил средства для ее содержания. Потом лучшим временем для этой обители было время 18-летнего игуменства (1548–1566) святого Филиппа, впоследствии митрополита Московского, которого труды как для внутреннего ее устройства, так и для внешнего благосостояния нам уже известны. Вскоре после Соловецкой обители основана обитель Богословская на реке Ваге, в 15 верстах от нынешнего Шенкурска новгородским посадником Василием Степановичем Своеземцевым, который в 1452 г. пожертвовал ей три своих села, а затем и сам постригся в ней под именем Варлаама и скончался в 1462 г. Впоследствии, с 1543 г., она начала получать от царя ругу и имела до 30 человек братства. С XV же века делается известным монастырь Николаевский на Северной Двине около Холмогор в Чухченемской волости, продолжавший существовать и в 1582 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435990/

Как показал А. А. Зимин , Иосифов Волоколамский мон-рь пользовался большим авторитетом в среде местных вотчинников, прежде всего Волоцкого и Рузского уездов, охотно пополнявших мон-рь своими земельными вкладами. По подсчетам исследователя, значительный рост таких вкладов произошел в 60-х гг. XVI в., что отражало надежды представителей этого слоя найти в сложных ситуациях поддержку в знаменитой обители и свидетельствовало о признании высокого авторитета игумена. Уменьшение количества вкладов с нач. 70-х гг. следует связывать, как отметил Зимин, с указом 1572 г. о запрете земельных вкладов в богатые мон-ри. При обменах земель царь старался, чтобы благосостояние мон-ря не пострадало. 13 июня 1570 г. взамен взятых ранее в государев обиход монастырских угодий по царскому указанию мон-рю были выделены др. недвижимые владения (АЮ. С. 176. 158). В 1566-1568 гг. Волоколамской обителью управлял игум. Лаврентий (впосл. архиепископ Казанский и Свияжский), однако затем Л. вновь стал настоятелем мон-ря. Очевидно, Л. нек-рое время находился в Москве при царе и затем вернулся к своим обязанностям. В 1566 г. он прислал в Иосифов мон-рь 2 Евангелия, Апостол, Псалтирь следованную и Служебник (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь. 1991. С. 39-40, 146). По благословению Л. в 1567 г. для мон-ря был переписан Торжественник, содержащий поучения на весь год ( Иосиф [Левицкий]. 1882. С. 91). В 1571 г. Л. дал вкладом в обитель печатное Евангелие, Псалтирь следованную, Служебник, Стихирарь и Ирмологий «в четверть дести и с уставом» (КЦДР. 1991. С. 40; см. также: Там же. С. 60, 87, 283). Позднее волоколамский игум. Евфимий (Турков) сделал во владычном Служебнике запись: «Служебник святаго боголюбиваго владыкы великого господина нашего Рязанскаго и Муромскаго епископа Леонида. Служити по нем единому игумену в соборе, а святого владыку поминати, доколе и церкви свята стоит, понеже велию веру стяжа к Богу и к Пречистеи Его Матери, и многими святыми образы златом и сребром украси, и книги божественыа написав…» ( Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 419; Иосиф [Левицкий]. 1882. С. 13-14). В 1571 г. в Иосифов мон-рь «инок Захареи Безстужов сын боярскои новоторжец» дал вкладом сборник учительного содержания, к-рый Л. «приговорил отдати в село в кое ни буди» (КЦДР. 1991. С. 368).

http://pravenc.ru/text/2463443.html

Сангушко и Богуш Корецкий. В 1570 г. Зимненскому мон-рю принадлежало 6 сел с угодьями. Однако на месте мон-рей во имя арх. Михаила и св. Апостолов во Владимире-Волынском к кон. XVI в. уже находились приходские церкви. Ухудшение условий для монастырской жизни сопровождалось ослаблением влияния Владимиро-Волынских епископов на свою паству вследствие того, что на кафедру получали назначение недостойные архиерейского сана люди. Нуждаясь в средствах, кор. Сигизмунд II Август раздавал правосл. епископские кафедры светским лицам, готовым открыть ему кредит или оказать др. услуги. Так, в 1563 г. на Владимиро-Волынскую кафедру получил королевскую грамоту войт Луцка И. Я. Борзобогатый. Он не только не принял монашеский постриг, но и не расстался с должностью луцкого войта, вел торговлю и совершал нападения на соседей. Имения кафедры он активно использовал для собственного обогащения и обогащения родственников. После того как в 1565 г. король передал В.-В. е. Холмскому еп. Феодосию (Лозовскому), между ним и Борзобогатым началась война, во время к-рой сторонники Феодосия взяли штурмом епископскую резиденцию во Владимире. Все это произвело столь неблагоприятное впечатление, что в 1566 г. волынская шляхта ходатайствовала о том, чтобы епископские кафедры на Волыни давались лишь тем, за кого будет просить «все поспольство земли Волынския», т. к. «люди простые и неучоные... втекши к его королевской милости, хлебы духовные одерживают и их убожать и нищать». Занимая в течение длительного времени Владимиро-Волынскую кафедру, Феодосий вел жизнь крупного светского феодала, совершал с вооруженной свитой наезды на соседей и нападения на проезжих на дорогах, обогащал родственников за счет имений кафедры. В 1570 г. король по просьбе «всех обывателей земли Волынское» дал распоряжение, чтобы земли кафедры не отбирали за долги епископа. Все эти нестроения происходили в условиях, когда на волынскую шляхту все большее влияние стали оказывать протестант. учения, в т. ч. одно из самых радикальных - учение антитринитариев .

http://pravenc.ru/text/159136.html

Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 6 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 После недолго занимавшего древнейшую кафедру архиепископа Серапиона (Курцова; 1551–1552) 1 в Великий Новгород был поставлен архиепископ Пимен, по прозвищу Черный. Родился он, нужно думать, при Великом князе Василии III (1503–1533) 2 . Он был постриженником Кирилло-Белозерского монастыря. В Новгороде ко времени архиерейской хиротонии владыки Пимена свирепствовала эпидемия. Поэтому летописное сообщение о поставлении нового владыки пространнее обычного, так как при этом говорится о молебне, служившемся в Успенском соборе с молением о прекращении мора: “Того же году, месяца ноября, поставлен бысть Макарием Митрополитом архиепископ Великому Новуграду и Пскову старец Пимин Черной Андриановой пустыни; Царь и Великий князь Иван Василиевич всея Русии и Митрополит Макарей вносили мощи всех святых отец да, молив Бога и святя воды, отпустил богомолца владыку Пимина в Новгород. И приеха владыка в Новгород на николин день и служил в Софии Премудрости Божии первую обедню на Николин день; и от того дни явил Бог милосердие свое, преста поветрие” 3 . Соловецкий летописец называет точную дату архиерейской хиротонии владыки Пимена — 20 ноября 1552 года; а также дату его прибытия в Великий Новгород — 6 декабря. В летописце он называется “клириком честные обители Кирилова монастыря з Белаозера” 4 . Новый владыка сразу же начинает энергичную де­ятельность в епархии, в которой из-за эпидемии сильно оскудел церковный клир. В летописи об этом говорится: “…еще смертоносное поветрие не престало в Новеграде. Он же начя служыти во святей Софеи и поставляти по обителем игумены, а по всем церквам свя­щенникы, и оттоле начя милость Божия быти, помале и поветрие преста” 5 . В декабре 1554 года в Новгороде был отлит колокол, “чтобы избавил Бог и Пречистая Богородица православных крестьян от смертоносныя язвы и от напрасныя смерти” 6 . Позднее, в сентябре 1566 года, он сообщал царю еще об одном начавшемся поветрии в Новгородской епархии 7 .

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

242 Сербск. служеб. ркп. собр. Григоровича (Румянц. муз) 1713, л. 9 об.; Слип. Служебн. ркп. Ватиканск. библ. 9. 243 Служебн. язд. Венец. 1519, 1554, 1557, л 17об. 18; Угро-Валихийск. служеб. Румянц. муз. 25, л. 27 об. 246 Ευχολογ, ркп. м. Синод, библ. 280. л. 30; Тттл. ркп. той же библ. 381. л. 29; Ευχολογ, ркп. Гумянц. муз. 403, л. 14 – 49 об.; Ευχολογ. Goar. pag. 91, 92, 96, 102, 106. 247 Служсб. изц. Венец 1319, 1554, 1570 гг. л. 23 об.. 21; Утро-Валах. библ Рум. муз. 25, л. 33, 36. 248 Ευχολογ. Goar. pag. 97. 102, 106; ркп. Румянц муз. XVI в. 403, л. 15, 19 об; Ευχολογ. Edit. Venet. 1566 ап л. 17. 249 Служеб. изд. Венец. 1519, 1554, 1570 гг. л. 23 об., 24; Служебн. Угро-Валах. 25, л. 35, 36. 270 Τ Каτευθυνθτω ερες δει μετ τν συνηνωμνων ατο στοχων, τν δελφν τ γνυ κλινομνων, και ν тαις εχας τοτο γνεται. Mign. Patrol. Curs, complem. t. 99 pag. 1869 (S P. N. Theod. Studit. explicatio divinae liturgiae praesanctificatorum). 273 История российская с самых древних времен. В. Татищева. Изд. 1774 г. т. III, примеч. 553, стр. 502. 274 Comment, rerum moscovit. S. Herbersteiui, pag. 26 (Historiae rutenicae scriptor. exteri seculi XVI edit. Adalbert, de Starczevski vol. 1). «В сороковой день, замечает Герберштейн, над новорожденным младенцем совершалось таинство крещения». 275 Σνταγμα καννων Ρλλη και Πτλη, pag. 369. Петр, диакон и хартофилакс великой церкви на вопрос в 1092 году: «в какое время должно быть крестимо дитя», отвечал: «если больно, то нет срока, но крестится тотчас; если же здорово, то спустя 40 дней». 278 «Δε γινσκειν τι τ γεννησθν βρφος, ν ρα κα σθενον μ θηλξη, λλ κα πρς θνατον φορ, ο χρ περιμνειν, ς τινες κακς φασ την πμπτην μραν τν κτην μραν και οτω βαπτζειν ατ; λλ» ατ τ ρα, γεννηθναι, μνον πολυθναι κα εθς βαπτισθναι. να μ τελευτση φτιστον». Служ. ρκп. Типограф, библ. 129, л. 133 об.; Tcattmov Иоанна Кантак. ркп. м. Синод, библ. 279, л. 213 об. 290 Греческий подлинник этой граматы издан профессором Московского университета Л. G. Павловым в его известном сочинении. «Номоканон при большом требнике». Изд. Одесс. 18 72 г. в приложениях под IV, на стр. 228, 229. 291 Сербск. Требн. ρκп. м. Синод. библ. 307, л. 4 об.; 324. л. 55; ркп. Севаст. собр. 1449. л. 7; Требн. изд. венец. 1538 г. л. 244; 1570 г. л. 234 (Румянц. муз.). 295 Служебн. м. Синод, библ. 307, л. 7 об.; 324, л. 60; ркп. собран. Севаст. 473, л. 11 об.; Венец. Требн. 1538 г. л. 249, 1570 г. л. 258. 296 Τακτικ. ркп. м. Синод, библ. 279, л. 222; Ενχολογ. 281, л. 335; 343, л. 6 об., 7; ркп. гобр. Севаст. 473, л. 11 об. 301 Ευχολογ, ркп. м. Синод, библ. Ν: 280, л. 91; 281. л. 335 об.; 343, л. 7 об.; Ibid. ркп. собран. Севаст 473, л. 12 об. 318 «Куколь, той есть именуется венец сошьвена, читаем мы оиисавие венца в одном намятнике, камочка червлена, или крашенина синя, и вышито на нем три крестика, – то есть одеяние главе. И держит то священник в церкви и снимает с младенца после отпуста священия».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010