Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРЕССИЙ Георгий [греч. Γεργιος Κορσσιος] (после 1566 или 1570 - после 1659/60), греч. врач и богослов-полемист. К. происходил из аристократической к-польской семьи, перебравшейся на о-в Хиос. Изучал медицину и философию в Падуе, в 1609-1615 гг. работал преподавателем в Пизе, а также какое-то время был практикующим врачом в Ливорно. В это время он безуспешно пробовал с помощью своего, по оценке Г. Подскальски, «дилетантского» памфлета о крепком теле (1612) участвовать в споре о новых идеях Г. Галилея. После возвращения на Хиос (ок. 1620) К. окончательно отошел от медицины и обратился к преподаванию богословия. На запрос о предоставлении ему места учителя в греч. общине Венеции он получил в 1627 г. отрицательный ответ (на это место был взят Митрофан Критопулос ). Из многочисленных, по большей части неизданных, произведений К. этого времени первым вышел из печати «Диалог об исхождении Св. Духа», к-рый К., вероятно, вел с лат. монахом (членом одного из нищенствующих орденов) ( Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 1. P. 240-243, N 168, существуют лат. переводы). 2-е издание патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара со своим делением на главы осуществил спустя долгое время после смерти К. Неск. сохранившихся в рукописях произведений содержат сведения о хронологии жизни К. С 1631 г. К. продолжительное время находился в К-поле, имея целью участие в противостоянии с протестантами, в чем ему помогало знание языков (латинского, итальянского). К. принял вызов на диспут о Filioque и о пресуществлении (см. Преложение Св. Даров , Транссубстанциация ) с посольским проповедником А. Лежером. Жесткая правосл. позиция К. вызывала недовольство протестантствующего патриарха Кирилла I Лукариса , в то время как патриархи Нектарий К-польский и Досифей Иерусалимский держались высокого мнения о К. В результате диспутов с Лежером К. составил пространные трактаты (не опубликованные до сих пор) о предопределении , а также посвященные учению о Евхаристии . После сент. 1638 г. К. по просьбе Кирилла II Контариса сделал набросок окружного послания, направленного против «Исповедания» Кирилла Лукариса.

http://pravenc.ru/text/2057264.html

После кончины святителя Макария митрополитами Московскими последовательно были Высокопреосвященный Афанасий (1564–1566) и святитель Филипп (1566–1568; †1569). Их сменил настоятель Троице-Сергиева монастыря архимандрит Кирилл (1566– 1568). В 1570 году митрополит Кирилл (1568–1572) 16 поставил Махрищского игумена на Суздальскую кафедру. Более полно об этом говорится в дипломатических документах. Когда в 1570 году, 4 июня, в Москве были послы из Литовской Руси, то царь им сказал: «И мы ныне идем в Пречистую Богородицу, что отец наш и богомолец Кирилл, Митрополит всеа Русии, з богомолцы нашими архиепископы и епископы и со всем освященным Собором в епископью Суздалскую и Торускую ставит епископа, и нам у того поставлениа быти» 17 . Митрополит Кирилл, посвятивший в епископы Махрищского игумена Варлаама, несомненно хорошо знал его, будучи до своего первосвятительства архимандритом Троице-Сергиева монастыря. Начало святительства епископа Варлаама приходится на последние годы опричнины (1565–1572), введенной царем Иоанном Грозным. Несколько ранее, в январе 1570 года, опричному разорению подвергся Великий Новгород и был сведен с престола Новгородский архиепископ Пимен 18 . 25 июля 1570 года в Москве «на Поганой луже» царь подверг казни дьяка И. Выродкова, И. Висковатого и других 19 . В те же годы продолжалась Ливонская война. 23 мая 1571 года, в праздник Вознесения Господня, Москва, подожженная крымским ханом Девлет-Гиреем, полыхала пожаром. 1575–1576 годами датируется правление Симеона Бекбулатовича в качестве Великого князя, когда Иоанн Грозный выделил себе удел. Иностранец-очевидец об этом говорит, что государь, «как бы слагая с себя власть, управление передал Симеону, сыну царя Казанского, возложив на него чрез митрополита также диадему» 20 . Это вызвало неудовольствие, были такие, которые царю «супротив сташа... И на тех возъярися, казнил Ноугородцкого архиепископа Леонида» 21 . В 1579 году Стефан Баторий взял Полоцк, покоренный ранее, в 1563 году, Иоанном Грозным, и в Русской Церкви одной епархией стало меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Основным и наиболее влиятельным документом, отражающим точку зрения Лукариса, является его «Исповедание» (Confessio; греч. версия – 1633), где он признает только два таинства (Крещение и Евхаристию, как и Кальвин) и отвергает пресуществление. Для него реальное присутствие Тела и Крови Христовых существует только в духовном переживании верующих. Он требует причащения мирян от Святой Чаши. Одним из первых противников «Исповедания» Лукариса был униат Иоанн Матфей Кариофил (ок. 1566–1633) с его памфлетом «Осуждение «Исповедания»...» (Censura Confessionis, seu potius perfi ditae calviniense quae nomine Cyrilli patriarchae Constantinopolitani edita circumfertur; Рим, 1631). За ним идет православный автор Георгий Коресий (ок. 1566/1570после 1659/1660), который в различных (неизданных) сочинениях выступал против отрицания пресуществления и реального присутствия. Он полемизировал с протестантским проповедником А. Леже и приверженцем Кирилла Лукариса Феофилом Коридалевсом. Коресию вторил его друг Григорий Мирмегузианос (XVII в.). Феофил Коридалевс (ок. 1574–1646), преподаватель аристотелевской философии в патриаршей академии в Константинополе, выступил против «Исповедания» Кирилла Лукариса в проповеди по случаю интронизации патриарха Парфения I (1639) и осудил положительное отношение к «пресуществлению» митр. Петра Могилы , выраженное им в его «Православном исповедании». Трактат Феофила «О пресуществлении» (Πραγματεα περ μετουσισεως) утрачен. В целом Коридалевс отрицательно относился к использованию философских методов в богословии (то есть к схоластике). Многие богословы засвидетельствовали, что Коридалевс отрицал термин «пресуществление», и стали его оппонентами. Среди них: Георгий Коресий, Андрей Ставринос (Περ μετουσισεως κατ Κορυδαλο το καλβινολτρου λγοι δο; Рим, 1640), Мелетий Сириг, патриарх Иерусалимский Досифей II, Паисий Лигарид, Николай Комнин Пападопулос, Константинопольский патриарх Мефодий III. На позиции принятия пресуществления стоял также Неофит Родинос (ок. 1576/1577–1659), автор трактата «Свод божественных и священных догматов Церкви» (Σνοψις τν θεων κα ερν τς κκλησας δογμτων; Рим, 1628). Он отвергал чисто символическое и типологическое понимание Евхаристии и употреблял термины «пресуществление» (μετουσωσις) и «акциденции» (συμβεβηκτα). С его точки зрения, реальное присутствие воскресшего, то есть живого Сына Божия, следует изъяснять богословски и духовно. Особое внимание он уделял форме Евхаристии, то есть установительным словам Христа, со ссылками на свт. Иоанна Златоуста , свт. Василия Великого , свт. Кирилла Иерусалимского и свт. Григория Нисского . Эпиклеза, по его мнению, относится только к освященным Дарам и к их воздействию на причастника.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Стиси краесогласнии... (л. 409) Декламация, написанная по случаю возвращения из Москвы в Полоцк в 1659 г. чудотворной иконы Богородицы, которую 5 июля 1656 г. царь Алексей Михайлович взял с собой, отправляясь во время русско-шведской войны в поход на Ригу. Обильно украсив икону «златом и каменьми драгоценными», царь возвратил полоцкую святыню в 1659 г., передав ее с Каллистом, епископом Полоцким и Витебским, с Софийский собор (см.: Древняя российская вивлиофика. 2-е изд. Н.И. Новикова. М.. 1788. Ч. 3. С. 353–354). Здесь 1 апреля, в Страстную пятницу, «отроки» училища Богоявленского монастыря исполнили декламацию Симеона. Церемония торжественной встречи иконы началась накануне. когда икону приветствовали также «отроки» училища Богоявленского монастыря, исполнившие «пред великою градскою брамою, нареченною Витебскою» декламацию, составленную Филофеем Утчицким («Стихи краесогласныя, иже во сретение чудотворныя иконы Пресвятой Богородицы Полоцкой, егда бысть поведением Богоизбраннаго и Богом хранимаго Великаго Государя Царя и Великаго князя Алексиа Михаиловича всея Великия, Малыя и Белыя России самодерьжца. Паки во град Полоцкий з царьствующаго Богохранимаго града Москвы пренесения суть сложении, а от отрок училища монастыря Богоявленского Полоцкого пред великою градскою брамою, нареченною Витебскою, мовлены лета от создания мира 7167, а от Рождества Христова 1659 марта 30-го дня» – РНБ, F. XVII. 82. Л. 7–8 об.; писцовый список, южнорусская скоропись; на л. 7. на верхнем поле – помета руки Симеона Полоцкого : «Compositio P: Philothei Utczycki». В другом списке дата исполнения указана 31 марта 1659 г.: ГИМ. Син 877. Л. 4–8 об.). В чтении каждой декламации участвовали восемь «отроков». Имена исполнителей декламации у Витебских ворот Полоцка 31 марта 1659 г. известны, это: «Кондрат Онофриевич. Василий Гришанович. Василий Янович. Сава Капустин. Василий Кузмин. Матфий Юриевич. Иоан Михайлович. Димитрий Лавринович» (Син 877. Л. 4 об.). Повидимому. они же читали и декламацию Симеона в Софийском соборе 1 апреля. Некоторые из названных «отроков» входили в постоянный состав школьной труппы; так. среди «отроков», выступавших перед царем в Кремле 19 января 1660 г., были те же Кондрат Онофриев. Василий Гришанович. Василий Янович, Сава Капустин. Димитрий Лавринович (см.: Л И. Сазонова. Ранние московские декламации Симеона Полоцкого в контексте конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона //Славяноведение. 1998. 2. С. 65).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

166 (1658) году приходные и расходные Давыдовой пустыни Строителя Иеромонаха Андреяна, за его рукою, писано на четырех тетрадях. 166 (1658) году книги переписные Среды Стратилацкой пустошам за рукою Василья Салманова, писаны на тетради. 167 (1659) году приходные и расходные из Вереи Спаса вход Иерусалимского монастыря Казначея старца Корнилия, за рукою Иеромонаха Лазаря, писаны на четырех тетрадях. 167 (1659) году приходные и расходные Иконома Иеромонаха Сосипатра за его Сосипатровою рукою, писаны на четырех тетрадях. 167 (1659) году приходные и расходные села Богословского посельского старца Иева, писаны на пяти тетрадях, за рукою Иеродьякона Селивестра. 167 (1659) году книги Пятницкого монастыря полавошным оброчным деньгам, за рукою черного Священника Арсения, писаны на двух листах. 167 (1659) году книги приемные на конюшенной двор, писаны на листу конюшенного старца Леонида за рукою. 168 (1660) году книги Пятницкого монастыря оброчные полавочным деньгам, за рукою черного Священника Арсения, писаны на двух листах. 168 (1660) году книги оброчным пустошам села Рожествена большого посельского старца Сергия, за рукою черного Священника Леонида. 169 (1661) году книги Пятницкого монастыря оброшные полавочным деньгам черного Священника Арсения, за его письмом, а писаны на двух листах. 169 (1661) году книги приходные и расходные Понойского промыслу старца Моисея, за рукою старца Пармена. 170 (1662) году книги оброчным полавочным деньгам Пятницкого монастыря черного попа Арсения, за его рукою, писаны на двух листах. 170 (1662) году книги описные Воскресенского Московского подворья церковные Строителя Филофея, что он принял у Строителя Иоасафа, писаны на двух тетрадях. 170 (1662) году книги переписные Левкиева монастыря Строителя Иосафа, на его Иосифовою рукою, писаны на 14 листах. 171 (1663) году книги Пятницкого монастыря полавочным оброчным деньгам, за рукою черного попа Арсения. 172 (1664) году книги Пятницкого монастыря Строителя Иеромонаха Митрофана, за его Митрофановою рукою писаны на двух листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

27 октября 1659 года гетманом Левобережья стал сын Богдана Хмельницкого Юрий. Он подписал с Москвой новый договор. Предложенные ему князем А. Н. Трубецким к подписанию статьи существенно отличались от мартовских статей 1654 года. Именно в этом новом договоре 1659 года и появился впервые следующий пункт: " А митрополиту Киевскому, так и иным духовным Малыя России, быть под благословением святейшего патриарха Московского " (статья Характерно, что именно текст статей 1659 года вошел впоследствии в " Полное собрание законов Российской империи " и воспринимался как оригинальный документ 1654 года. На самом деле, как сказано, это была переработка мартовских статей Богдана Впрочем на деле пункт о подчинении Киевского митрополита Московскому Патриарху в 1659 году не был воплощен в жизнь. Тем не менее уже в октябре 1659 года князь А. Н. Трубецкой назначил местоблюстителем киевского митрополичьего престола епископа Лазаря Барановича. Последний принял это назначение. Таким образом, Киевская митрополия фактически разделилась на две части. На территории Польского государства продолжал свою архипастырскую деятельность митрополит Дионисий Балабан, а в землях подконтрольных Московской державе высшая церковная власть была в руках епископа Лазаря. С этого времени Москва стремится усилить свое влияние, в том числе и церковное в украинских землях. В 1661 году в Москве местоблюститель Патриаршего престола Питирим рукоположил во епископа Мстиславского Мефодия Филимоновича, который тогда же был назначен местоблюстителем Киевской митрополии. Это деяние имело скандальные последствия. В 1662 году Патриарх Никон проклял за это митрополита Питирима, а Константинопольский Патриарх провозгласил анафему В результате большинство украинского духовенства отказалось повиноваться новоявленному местоблюстителю. Так что первая попытка прямого поставления в Москве кандидата на Киевский престол потерпела неудачу. В 1667 году на Поместном Соборе в Москве было принято решение о повышении Черниговской епархии в архиепископию. С этого времени Лазарь Баранович стал архиепископом. Однако, поскольку это решение было принято без согласования с Константинополем, Цареградский Патриарх не признал его

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Вскоре после кончины 31 декабря 1563 года Митрополита Макария в Москве состоялся Собор, который усвоил главе Русской Церкви право скреплять грамоты красным воском и носить белый клобук. Можно говорить, что возглавил этот важный Собор Новгородский архиепископ Пимен 22 . Он же возглавил последовавшие вскоре выборы нового Предстоятеля Русской Цер­к­ви, а потом интронизацию Митрополита Афанасия 23 . При Митрополите Афанасии на Руси началась опричнина. Царь покинул Москву и перебрался в Александрову слободу, из которой прислал затем послания. 3 января 1565 года Митрополит Афанасий послал к царю в Слободу архиепископа Пимена с Чудовским архимандритом Левкием. На праздник Богоявления Господня они служили в Слободе, а затем царь отпустил их назад в Москву 24 . 28 июня 1566 года, после оставления Митрополитом Афанасием кафедры, в Москве проходил земский Собор по вопросу о продолжении Ливонской войны, духовенство на котором возглавил Новгородский архиепископ Пимен 25 . 2 июля 1566 года был дан соборный отказ послам польского короля на заключение перемирия. Духовенство при этом возглавил арихепископ Пимен 26 . А 25 июля он возглавил интронизацию нового Митрополита Филиппа 27 . В результате этого настоятель одного из новгородских монастырей был поставлен во главе всей Русской Церкви, то есть соловецкий игумен превратился из подчиненного архиепископа Пимена — в начальствующего над ним. За семнадцать с лишним лет пребывания в Великом Новгороде архиепископ Пимен много сделал для преуспеяния вверенной ему епархии. Активная деятельность архиепископа обусловлена необходимостью борьбы с получившей распространение в то время ересью Феодосия Косого. Увеличение числа пожаров, когда горели храмы и иконы в них, связывается с деятельностью еретиков 28 . Энергичный иерарх закладывает и освящает новые церкви в епархии, а также устраивает монастыри. В 1554 году он заложил церковь великомученика Пантелеимона “над гробом блаженнаго Николая Кочанова” 29 (†1392; пам. 27 июля). Затем в 1557 году он “обложил” Никитскую церковь 30 , в 1560 году освятил придел Космы и Дамиана в Андреевской церкви на Щитной улице. В 1562 году был построен храм в честь Богоматери Одигитрии на монастырском подворье Хутынского монастыря в Великом Нов­го­роде, “совершено в едино лето сентября в 25 день” 31 . В 1566 году он освятил новую церковь Рождества Богородицы на Волотовском погосте, а в 1568 году — новый храм святителя Николая Чудотворца на Разважьей улице 32 . В Новгороде в это время отливаются колокола 33 . 500-пудовый колокол-благовест­ник “Пиме­нов­ский”, который отливали Матфей и Косьма, Иван Грозный в 1570 году вывез из Новгорода 34 . При архиепископе Пимене была увеличена пошлина, взимаемая с псковского духовенства 35 . Актовый материал (см. в прил.) и летописные записи свидетельствуют о поставлении архиепископом Пименом духовенства. 29 января 1560 года он “благословил игумена Ефрема Шумля Островского на Клопско” 36 .

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

Поэтому во время пребывания в Халебе (21 апр.- 21 июня 1659) он не предъявлял претензий митр. Митрофану, а проезжая через Хомс по дороге в Дамаск, встретил митр. Афанасия с притворным радушием. Халебский митрополит умер от дизентерии 13 сент., что предоставило М. свободу в устроении дел своей бывш. кафедры. Он не замещал ее 13 лет, передав управление епархией свящ. Неофиту. В авг. 1659 г. М. созвал в Дамаске Собор для суда над Хомским митрополитом, обвиненным во множестве канонических нарушений. 28 авг. тот был низложен, но не принял решений Собора и бежал в Халеб (видимо, под защиту своего рода), где оставался до кончины в нояб. 1660 г. В марте 1660 г. был смещен с настоятельства баламандский игум. Савва, к к-рому у М. оставались некие, видимо серьезные, претензии со времени их совместного путешествия. Богатая московская милостыня позволила патриарху рассчитаться с долгами его престола и развернуть активную строительную деятельность. Вскоре после возвращения в Дамаск (1 июля 1659) М. приступил к сооружению роскошного здания патриарших палат. Осенью в кафедральном соборе был установлен новый мраморный престол и произведены др. обновления. Зимой 1659/60 г. Павел Алеппский, пребывавший в Халебе в качестве патриаршего наместника, организовал строительство ряда адм. зданий, видимо примыкавших к митрополичьей резиденции. В Великий пост 1660 г. М. впервые с начала века совершил чин мироварения. В июле 1660 г. патриарх отправился в очередной объезд епархий: посетил Сайднаю, Рас-Баальбек, Бейрут, Триполи и Хаму, где встретил Пасху 14 апр. 1661 г. и рукоположил во митрополита этого города Неофита, племянника прежнего патриарха Евфимия III. Казнь халебского паши, известного своей жестокостью и вымогательствами, позволила М. безбоязненно приехать в родной город (17 мая 1661) и надолго остаться там. Во время поездки патриарха его наместниками в Дамаске были архидиак. Павел Алеппский и Аккарский митр. Николай. В июле 1661 г. Павел присоединился к отцу в Халебе. На этом эпизоде останавливаются дневниковые записи Павла в его книге о странствиях М.

http://pravenc.ru/text/2561412.html

П. А. сопровождал патриарха Макария в 2 его путешествиях ко дворам правосл. государей Вост. Европы (1652-1659 и 1664-1669; их подробное описание см. в ст. Макарий III ). Во время 1-го пребывания в Москве (1655-1656) П. А., лично известный царю Алексею Михайловичу и патриарху Никону (Минову), получил предложение остаться в должности переводчика Посольского приказа, но отклонил его. Несмотря на почет, оказанный антиохийским гостям, они испытывали сильный психологический дискомфорт из-за непривычного бытового уклада, суровых постов, долгих богослужений и настороженного отношения к иностранцам, характерных для Русского гос-ва. Вернувшись в Сирию в апр. 1659 г., патриарх Макарий благодаря богатой московской милостыне смог приступить к перестройке и украшению храмов и архиерейских резиденций. Строительством патриарших палат и реконструкцией ряда др. зданий, принадлежавших Патриархии в Дамаске, летом 1659 г. руководил П. А. Вскоре после смерти Халебского митр. Митрофана, находившегося в натянутых отношениях с патриархом, П. А. был направлен в Халеб в качестве патриаршего наместника и, оставаясь там с дек. 1659 по март 1660 г., начал строительство диван-ханэ - здания для офиц. мероприятий при Халебской митрополии. В июле 1660 г., перед тем как отправиться в объезд епархий, патриарх Макарий оставил П. А. и Аккарского митр. Николая своими наместниками в Дамаске. В этот период дамасский паша проводил перепись немусульманского населения провинции и П. А. приложил немало усилий для того, чтобы подкупить чиновников, ведавших переписью, и занизить число христиан-налогоплательщиков. Архидиакон принял также ряд мер по упорядочению церковной жизни и уменьшению выплат, вносившихся христианской общиной в казну дамасской администрации. Через год П. А. присоединился к отцу, пребывавшему в Халебе. Этот город в нач. 60-х гг. XVII в. стал фактической резиденцией Антиохийского патриарха (Там же. С. 650-670). Информация о следующем периоде жизни П. А. (до 2-го путешествия) носит отрывочный характер; судя по всему, в 1662-1663 гг.

http://pravenc.ru/text/2578541.html

Св. Иоанн Предтеча. Тропарь и Кондак св. Иоанну Предтече. Разворот из Часослова Якова Крайкова. 1566 г. (Народная б-ка Кирилла и Мефодия. Л. 46 об.— 47) Яков, болг. первопечатник, книгоиздатель кирилловского шрифта и книготорговец, работавший в Венеции в 60-70-х гг. XVI в. Скудные сведения о К. сообщают предисловия и послесловия 4 его изданий: Часослова (1566), Псалтири с восследованием (1569), Требника (или Молитвенника 1570 г.) и сборника молитв «Различные потребии» (1572); возможно, ок. 1570 г. с изданий Вуковичей он перепечатал Служебник и Октоих (гласы 5-8). Разные самонаименования («Крайковь сын» в Псалтири, без упоминания отчества и с указанием разных мест происхождения: из «подкрылий великих гор Осоговских близ Коласиского города [ныне Кюстендил, Болгария], из места, называемого Камена Река» в Часослове и из Софии в Молитвеннике и сборнике) вызвали разногласие исследователей. В пользу отождествления Якова Крайкова и Якова из Камена-Реки говорят совпадение имен, времени и места деятельности, языка, художественного оформления, принципов подбора и компиляции текстов. В послесловии к Часослову К. также сообщил, что происходит от «племени священнического» и «многие времена и лета» трудится над священными книгами, что в Венеции «обрел старые литеры» книгоиздателя Божидара Вуковича у его сына Виченцо, которыми давно не пользовались (последнее издание Вуковичей датировано 1561). К. мог быть арендатором типографии Вуковичей или печатником-типографом, т. к. в Псалтири и Требнике издателем указан Иероним («Иеролим») Загурович, венецианский купец из Котора. Болгарское происхождение К. однозначно признаётся в болг. и отчасти в рус. научной лит-ре, в македонской он считается македонцем, в сербской не выделяется из общего числа слав. издателей, работавших в Венеции. Поскольку и в Кюстендиле и в Софии в XVI в. было смешанное слав. население (болгарское и сербское), а орфография венецианских кириллических книг устойчиво была ресавской, болг. происхождение К. устанавливается скорее на основании таких деталей, как наименование равноап. Кирилла в месяцеслове и заглавии пасхальных таблиц «учителем словенским, сиречь болгарским» (но не сербским), включение фрагментов творений болгарского царя Петра.

http://pravenc.ru/text/2458923.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010