Сравнение греческого текста литургии Иакова с сирским и с изложением её у Кирилла Иерусалимского заставляет предполагать, что до половины пятого века эта литургия имела тот же самый тип, какой изучили мы по литургии Апостольских постановлений: т. е. таинственная часть (литургия верных) в ней отделялась от учительной (литургии оглашенных) и проскомидийное воспоминание Голгофской Жертвы соединялось с самою евхаристией. Λ сирский текст нашей литургии, содержащий в евхаристийном последовании даже особый и подробно обставленный чин воспоминания Голгофской Жертвы с поминовением умерших и живых, ставит это предположение вне всякого сомнения. Таким образом и в этой литургии, как и в ранее изложенной, мы можем искать только первоначальных элементов для позднейшего проскомидийного чина, а не самого этого чина. 1. Устройство храма предполагается в чине такое же, как и в Апостольских постановлениях. Правда, вгреческом тексте кроме престола (θυσιαστριον и τρπεζα) называются скевофилакий 245 и припрестолие(παρατρπεζον), 246 но, очевидно, это указание принадлежит позднейшей редакции, так как это название встречается в Россанском и Парижском 2509, но в Мессинском и Парижском 476 списках – нет; 247 в сирском тексте Ренодота и у Кирилла иерусалимского называется только престол (altar – θυσιαστριον). 2. Из священных предметов называются чаши (κρατρας), дискосы (δσκους, patenas) 248 и покровы. 249 3. Литургия оглашенных не изложена ни у Кирилла, ни в сирском тексте – знак того, что в древней редакции литургии Иакова евхаристия представляла отдельный от литургии оглашенных чин. 250 4. Священные одежды и облачение священнослужащих не упоминаются в чине, но несомненно предполагаются им; опущение оного в сирском тексте объясняется тем, что позднее чин облачения у сириян перенесен был в начальную часть литургии. И если, по Кириллу, новокрещенный, облачаясь в светлые и белые одежды, произносит: «да возрадуется душа моя...», то необходимо предположить то же самое и при облачении епископа в таковые же белые и светлые одежды. Таким образом облачение священнослужащих имело литургическую, хотя и простейшую обстановку. 251

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

10. Весьма краткая евхаристийная молитва с указанием на воплощение, жизнь, страдания, смерть и воскресение Господа и с особым воспоминанием тайной вечери. 11. Молитва пред пресуществлением, сходная с позднейшею проскомидийною: Господи ниспосли с высоты святыни твоея. 12. Призывание Св. Духа и пресуществление. 13. После возгласа: святая святым – и слов: Господь благословит и поможет, – Дух святый повелевает и освящает (сходно с позднейшим: Дух св. найдет...) следует, преломление и причащение, без особенной литургической обстановки. 14. Весь чин оканчивается весьма кратким благодарением и кратким отпустом. В сравнении с иустиновским изложенный чин представляет дальнейшую ступень развития как всего последования литургии, так и её начальной части. Если у Иустина многое еще представляется личному вдохновению священнослужителя, то здесь мы находим уже довольно стройную, хотя и краткую, формулировку и канонизацию всего чина, с молитвами: предуготовительными и евхаристийными, в которые входят прошения о принесенных дарах и за кого принесены. – Но, с другой стороны, прочие литургийные чины той же эпохи, как увидим, содержат не только более сложную литургическую обстановку тех моментов, какие изложены в рассмотренном чине, но и некоторые новые священнодействия с особенным литургическим значением (напр. умовение рук и проч.). Поэтому с вероятностно можно думать, что сделанное нами начертание древнейшего вида литургии Марка (по эфиопским апостольским постановлениям) представляет простейшую,после Иустина, форму литургийного типа первой эпохи и первичную попытку канонизации целого литургийного чина. § 6. Литургия Апостольских Постановлений – ahmuoxuйckaя(Daniel, IV, 14–17,–48–80; Bunsen, II, 515–532; Собрание литургий, I, 89–138. Цитируем по Даниелю). Апостольские Постановление (ποστολικα διαταγα) в своем теперешнем виде (в восьми книгах) представляют сборник канонико-литургической литературы и практики первых трех веков, составленный не позднее четвертого века. В него вошли творения разных лиц всей этой эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

2Пет.1:11. 89 Еф.1:17. 90 Еф.1:19–21. 91 Кол.3:1–3. 92 Евр.1:3. 93 . Евр.4:14. 94 Слово «исповедание» (η ομολγια) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (ην, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода «надежда» (η ελπς) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 95 Евр.6:19. 96 Евр.8:1. 97 Евр.9:24. 98 Евр.10:12–13. 99 Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 100 Евр.10:20. 101 Ин.14:4. 102 Ин.14:3. 103 Св. Григорий Богослов. Собрание творений… Т.1. С.648 (PG 36. 592А) 104 2 Кор. 12:2–4. 105 2Кор.12:2. 106 2Кор.12:3–4. 107 2Кор.12:3–4. 108 Евр.1:3. 109 Евр.6:20. 110 Последование Литургии, ектения «Вся святыя помянувше» после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 111 Евр.10:19–22. 112 Евр.12:18–19. 113 Евр.12:22–24. 114 Откр.3:12. 115 Лк.23:43. 116 Пс.46:9. 117 Пс.96:1. 118 ο λαικς — лаик, мирянин. 119 Ср.: 1 Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 120 δημοσα — перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон Δ,7: «Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию» (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 121 αξωμα διδασκαλικν — учительское достоинство есть власть «учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (μνοις) архиереям и тем, кому они поручают» (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553). 122

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

— Кто может просить о совершении такого последования — только родители, другие родственники, кто угодно? — В первую очередь родители. Но в последовании говорится и об утешении скорбящих сродников. Поэтому обращаться может всякий, нуждающийся в утешении в связи с кончиной младенца. — Можно ли его совершать, если ребенок был причислен к другой религии, или прошел обряд там, где действенность крещения не признается (у украинских раскольников, в секте)? — Еще раз обратите внимание на то, что значительная часть последования посвящена утешению родителей и сродников. Если таковые допустили причисление младенца к другой религии, то почему они желают утешения от Православной Церкви? Это какая-то духовная всеядность. Тут, скорее, следует начать с покаяния и обращения к Православной Церкви. Впрочем, если ситуация обусловлена тем, что родители относятся к разным религиям или конфессиям, она могла бы разрешаться решением архиерея. Ситуация на Украине носит особый характер и требует авторитетного разъяснения Священноначалия Украинской Православной Церкви . — Можно ли за умерших некрещеными младенцев ставить свечки за упокой, если можно — зависит ли такая возможность от того, совершался ли этот чин, или нет? Можно ли писать их имена в записках? — Свеча — это, во-первых, форма жертвы, и, во-вторых, внешнее выражение нашей молитвы. И жертвовать (в храм или нищим) ради усопшего, и молиться о его благой посмертной участи можно и нужно. А вот так называемые записки — это просьба совершить поминовение членов Церкви на проскомидии, то есть в связи с совершением таинства Церкви — Евхаристии. Здесь поминаются только крещеные люди. — Можно ли обратиться в храм за совершением последования в отношении младенцев, умерших много лет назад? — Почему бы и нет? Если родители или другие родственники до сих пор нуждаются в молитвенном утешении. — Можно ли совершать это чин в отношении младенцев, погибших из-за абортов? — Младенцы, убитые посредством аборта, не отличаются от других «усопших младенцев, не приемших благодати святаго Крещения».

http://patriarchia.ru/db/text/5241457.ht...

Когда выходит государственный закон, тогда последствия ложатся на каждого гражданина, т.к. Бог наказывает весь народ. Но когда нет государственного закона, тогда допустимому наказанию подвергается только лицо, которое согрешает. (К несчастью, опустились до того, что не жалеют отдать двадцать тысяч драхм за пасхального агнца, а за один аборт – убиение ребёнка – не хотят платить ни драхмы! Поэтому и постарались те женщины, чтобы был закон, дабы им делали аборты даром в народной больнице. Однако, они не знают, что существует божественная правда, которая для нашего блага не позволяет пройти этому незаметно, но наказывает нас здесь, чтобы мы покаялись и не оказались «сверхобременёнными» долгами.) Это сказал мне Старец передать тому депутату, и я, в свою очередь, ему передал. Здесь следует заметить, что Старец хотел, чтобы мы, христиане, были организованными и не принимали «со скрещенными руками» антихристианскую мораль, которую нам предлагают. Молодые монахи должны знать очень хорошо церковный устав, все последования, что говорится, когда говорится: и потом, на последовании, после того как их изучат, смогут, например, заняться вместо Псалтири или канона на этот промежуток – или на большее время, сколько захочет, – молитвой. Так дух не бывает бесплодным. Благодать Божия не приходит с соблюдением! Молодой монах спросил Старца, каково его мнение о книгах, в которых сообщается о трезвении и непрестанной молитве. И Старец сказал ему: – Эти книги не для всех. Они в основном для братьев, имеющих смиренный помысел, и простых. Тем, у кого помысел говорит: «такими молитвами я достигну такой духовной высоты, что ко мне придёт Божия Благодать, и я стану трезвенник» – не помогут. Они, в отношении к Богу, ставят в качестве цели – трезвение и спотыкаются об неё, говоря: «Сколько времени прошло, а я нечего не достиг. Когда же я стану трезвенник? Через сколько месяцев? Через сколько лет?» Благодать Божия не приходит с соблюдением (т.е. с ожиданием)! Нельзя сказать, в какое время придёт Божия Благодать. Это в воле Божией. Может вначале, может через годы, может и перед смертью . Во время проскомидии

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Как в искупительном подвиге Спасителя, вся Его земная жизнь имеет значение, а момент Гефсимании и Голгофы является только кульминационным пунктом Жертвоприношения, возношения на Крест, так и всё последование Литургии, символически изображающее в литургических формах всю земную жизнь Богочеловека, от рождения в проскомидии до конца Литургии, важно и неотъемлемо. Момент преложения Даров с возношением Их, при словах «Твоя от Твоих...» есть только кульминационный пункт Жертвоприношения, Жертвовозношения. Дары прелагаются благодатию Св. Духа, но призывается Св. Дух в течение Литургии несколько раз, ибо каждый момент Литургии важен для тайнодействия. Евхаристия совершается не одними словами Спасителя «Приимите, ядите...» – " Пийте от нея вси...» и не одними только словами молитвы эпиклезы «Сотвори убо Хлеб Сей... Преложив Духом Твоим Святым», а всем чинопоследованием, всем контекстом молитв. Херувимская песнь После возгласа «Яко да под державою...» певцы начинают пение «Херувимской песни», во время которой священник читает соответствующую молитву и совершает каждение. Практика в этом моменте не везде одинакова. Наш служебник предписывает такую последовательность: 1) открываются царские врата: 2) священник читает молитву «Никтоже достоин...»; 3) в это время диакон кадит, а если священник служит один, то кадит он после прочтения молитвы: 4) священник с диаконом читают вполголоса саму Херувимскую песнь и, 5) поклонившись перед престолом и приложившись к нему, отходят к жертвеннику. Греческий служебник в венецианской редакции дает такую последовательность: 1) чтение молитвы; 2) чтение самой Херувимской вполголоса; 3) каждение иереем и 4) отход к жертвеннику. С. Булгаков считает 163 , что священник может читать молитву «Никтоже достоин...» во время каждения. Каждение совершается как по нашей, так и по греческой практике при чтении про себя 50-го псалма и «умилительных тропарей, елико изволит». Иерусалимский литургикон вносит свою подробность: если день воскресный, то читается «Воскресение Христово видевше...» и 50-й псалом, а если день будний, то «Приидите, поклонимся» трижды и опять-таки 50-й псалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

На сирской литургии ап. Иакова он произносится по удалении «слушающих» (оглашенных) пред Символом веры (ср. у нас на проскомидии) по чину, похожему на пение у нас прокимна — священник: «Господь воцарися, облечеся в силу, аллилуиа» и краткое прославление Сына Божия, как хлеба жизни; диакон: «Облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится, аллилуиа», и такого же содержания прославление; священник: «Дому Твоему подобает святыня Господи в долготу дний, Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», диакон: «Господь воцарися» [ 420 ]. В римском чине богослужения этот псалом употребляется на воскресных Laudes (Вступит. гл., 315). На песненной вечерне он, должно быть, составлял 2-й антифон, от которого к XV b. остался только припев «Вселенную» (там же, 341), но тогда песненная вечерня имела уже нынешний воскресный прокимен (там же, 342). Студийская и иерусалимская воскресная вечерня имела такой прокимен искони. 2-Я ЧАСТЬ ВЕЧЕРНИ Дальнейшее последование вечерни, как сказано, более молитвенного, чем хвалебного содержания. Эта вторая и главная часть вечерни имеет много общего с литургией: те же (а на праздничной, древнейшей, вечерне и в том же порядке) ектении; в древней вечерне и утрене сходство это увеличивалось еще присутствием молитв за оглашенных, просвещаемых, кающихся и т. п. У вечерни сходство это еще более, чем в утрене: конец вечерни — Ныне отпущаеши, Трисвятое и тропарь — вполне совпадает с концом литургии, концом, который, впрочем, совершается священником уже про себя, после благодарственных за причащение молитв. Итак, вторая часть вечерни, как и конец утрени [ 421 ], — это, собственно, литургия без Даров, но не лишенная вполне молитвенной благодати настоящей литургии, так как священник здесь (после входа) приступает к тому же престолу благодати. И заключает она молитвы уже об одних верных. СУГУБАЯ ЕКТЕНИЯ Ее содержание Начинается эта часть вечерни (как и утрени) с одного из самых усердных, какие знает устав, молений, называемого в просторечии сугубой ектенией [ 422 ], а в богослужебных книгах «прилежным молением» (εκτενς δησις) [ 423 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

твоя от твоихъ тебе приносити темже ты и ныне Владыко ты ныне Владыко ты и ныне Владыко пресвятый призри влдко презря вся моя прегрешения безъчисленная согрешения разьдвигни оуста моя и (л. 4) напълни исполни исполни исполни твоего хваления. срдце сердце же сердце же чсто съзижи в мне. и дхъ правъ правыи правыи обнови в оутробе моеи и приими мя дьрзающа входити в стилище. твое. и възнести принести твоя отъ твоих. и предалъ еси стмь своимь апсмъ оучнкомъ оучнкомъ ученикомъ и апостоломь и мы от тех приимъше таине твоие страшнымъ твоимъ таинамъ обещници обьщници причастници бываемъ (л. 4 об.), не по нашемоу достоиньствоу не по нашему недостоинству не по нашему недостоинству нъ твоего ради млсрдия члвколюбия отъмыи отмыи влдко омыи влдко гноусъ отъ дша моея отъ дша моея отъ дша моея и сквьрноу от плъти и скверну отъ плоти и всего мя отиноудь ости силою твоею невидимою. и дхвною нет духовною десницею твоею десницею твоею нет: твоею нес бо вещи оутаящися оутающияся утаитися отъ Тебе могущия от Тебе нъ вся обнажена и обличена явлена явлена явлена предъ очима твоима соуть соуть пред очима твоима веде же влдко. яко (л. 5) и несъделанныхъ несъдеянныхъ незделанныхъ несоделанныхъ моих зрита очи твои. в книгахъ и в книгахъ и в книгахъ и в книгахъ же твоих вся написаются напишються напишються вси написана суть темь же темь же темь же не отвьрзи омьрзи омерзи омрази моего недостояния недостоиньства недостоиньства недостоиньства ни лица твоего отврати от менее да невъзвращюся смереныи смеренъ и посрамленъ посрасленъ (sic) да не возвращюся со студом посрамленъ от Тебе и стоуденъ от Тебе нъ сподоби мя достоино поработать стмь твоимъ таинамъ. яко подобаетъ Ти всяка слава честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, нне и прсно и во веки векомъ аминь. (л. 5 об.). Влдко мол. пов. зас. предъ службя мол. в. томоуж ги бе нашь вседержителю ныне хотяща хотящюе хотящю ми пристоупити к страшней ти нет: ти нет: к страшней ти и и чюднеи таине страхомь одьржими одьржимъ одержимъ есмь и не смеем

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

И поють «иже херови». и поп оумывает руки. Поя Псмъ ке. от полу. «оумыю в неповинныхъ руце мои». Млтва. по переносе. «Никтоже достоинъ...». (л. 18). И поклонятся предъ стою трапезою г. и реч: «Блгвите сщнии. Ги блви отче». Дьякон: «Дхъ стыи наидеть на тя и сила вышняго осинитъ тя». Поп: «Да помянеть вы Гсдь. въ царстви своемь» (л. 18 об.). Дьякон: «Буди намъ по глу твоему. Влко живо творяи блгимъ подателю...», как выше. 9 . Ркп. Синодальной библиотеки XIV в. 598, л. 15 и об. таи: «оумыю въ неповинных р.» мол. таи по дары идущи: «Блгодателю всехъ твари всяческымъ сдетелю...». (л. 15 об.), как выше. поклониться стареи поп предо тряпезою г. и они стануть прос. оба полы. и егда г. се поклонився рчет: «Блгвите сщнии»: и они ркоут: «многа лет. оче. Дхъ стыи наидетъ на тя...» и «моли за ны отче». и отвещаеть имъ: «Да помянеть вы Гсдь въ царствии своемь всегда». Они ркут: «Буди намъ по глаголу твоему». И отступят на своя места. и творят мол. таи: «Влко Ги животворяи блгимъ дателю...». 10 . Ркп. Типографской библиотеки XIV в. 127, л. 18 об.–21 Млтва попереносная. Таи. «Никтоже достоинъ...». (л. 20). Оумываяся гли се: «оумыю в неповинных руце»; мол. поставя стыя дары: (л. 20 об.). «Влдко животворяи...». поклониться поп пред тряпезою. г-ждь гля се: «Многа лета отче. дхъ стыи...». (л. 21). 11 . Ркп. Воскресенского монастыря XIV в. 8, л. 32–33 После молитвы: «никтоже достоинъ»; мол. оумываючеся: «Оумыю въ неповиньныхъ руце мои...». По переносе. архиереи. поклонься и речеть: «блсвте сщнии»: и отвещають: «многа лет. влдко. дхъ. стыи наидеть на тя. и сила вышняго осенить тя. и моли за на чстныи влдко»: онъ же рчет: «да помянеть вы гь въ црствии своемь». они же ркоут: «боуди намъ по глоу твоему»; дьяконъ: «исполнимъ млтвы». 12 . Рук. Петербургской Академии XV в. 566, л. 32–34 «Никтоже же достоинъ... (не вся молитва сохранилась) славы его. осанна иже въ вышнихъ. благословенъ грядыи во имя гне». Егда же изыдеть из стыхъ дверии глеть: «помяни насъ ги егда приидеши въ царствии». поступить: «Помени насъ влко егда» пакы: «Помяни насъ стыи. егда приидеши въ царствии». Егда же станеть на амбоне глеть велми: «поменет всехъ васъ гдь въ царствии своемь». Поступить и глеть: «возмите врата князи ваши и внидетъ царь славы. Гдь силъ той есть царь славы». егда же станетъ предъ царскими дверьми, глеть: «Богъ въ сионе велеи. и высокь есть надъ всеми богы. Отверзете мне врага правды и вшедъ въ неи исповемся Господеви. сии врата Гспе праведнии внидутъ въ не» 71 . и входит въ. стыи жертвенникъ и полагаетъ стыя дары на стеи трапезе. Глть: «благообразный иосифъ...». Таж. «царю небесный». Таже покажаетъ ихъ по чину ихъ. глеть: «стъ. стъ. стъ». Таже пакы: «святъ стъ стъ» и свиваетъ ихъ и аеромъ же покрываетъ ихъ блюдо и чашу, глеть: «дхъ святый найдеть на тя и сила вышняго осенитъ тя». и покажаеть кадельницею. г-щи. и покланяется и глеть: «возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подъножию ногъ его яко святъ есть». Таж. по приносе дьяконъ: «исполнимъ молитвы наша...».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 89. Каноны об усопших О разнообразном совершении панихид и заупокойных молений. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы поговорим о поминании усопших. Почему сегодня? Потому что сегодня, с одной стороны, день Успения Б.М., а значит, есть повод поговорить об усопших вообще, а с другой — пятница. А именно вечер пятницы согласно Уставу является временем совершения панихиды, потому что, во-первых, само название “панихида” в переводе с греческого означает всенощную службу, которая начинается после вечерни, а во-вторых, поименное поминовение усопших вечером не будет очень обременительным, ибо после нее предстоит трапеза, а затем краткие службы в виде малого повечерия и полунощницы, за которыми последует отдых. Во всяком случае, не только несоответственно по времени, но и обременительно совершать панихиду после утрени, а тем более, около полудня и в особенности неуместно это делать после литургии, когда было совершенно поминовение на проскомидии. На 25 и 26 занятии мы уже говорили о том, как и по каким правилам совершать домашние заупокойные моления, и в частности, знакомились с двумя канонами за усопших из которых один за единоумершего, а другой – общий, за многих умерших. Там же мы говорили о порядке домашнего их исполнения. Теперь поговорим о том, как это последование можно разнообразить. В частности, не все знают, что заупокойные каноны на панихиде меняются в соответствии с гласами недели и находятся в Октоихе на субботних утренях. В современном совершении панихиды у нас вместо этих канонов обычно поются одни лишь припевы и одни и те же ирмосы случайно взятые, которые на панихиде петь вообще не положено. Дело в том, что на панихиде, как и на молебне, канон должен петься без ирмосов. Относительно канона на молебне в Часослове дается прямое указание: начинаем канон… без ирмосов. И в Октоихе содержится примечание, что по примеру того, как во Святей Горе на молебнах не поют ирмосов всех песней, так после 50 пс. сразу поется припев и молебные тропари канона по ряду. И в Типиконе имеется довольно определенное указание о том, что канон во Октоихе усопших по гласу совершается НА ЧЕТЫРЕ.

http://azbyka.ru/video/89-kanony-ob-usop...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010