Это описание представляет как бы общий икраткий конспект позднейшего, более подробного и более сложноголитургийного чина первой эпохи; предуготовительное покаяние и примирение, а также две благодарственные молитвы над чашею и хлебом представляют часть начинательную, соответствующую позднейшим начинательным евхарийстийным молитвам, а благодарение после причастия соответствует евхаристийным молитвам по пресуществлении, поминовению святых, церкви и проч. Наконец, «осанна сыну Давидову» и «маранафа» – окончанию литургии: «благословен грядый во имя Господне.» § 4. Уже более сложную литургическую обстановку, хотя и далеко еще не во всех своих главных частях: имеет чин евхаристии у св. Иустинамученика. 222 Из иустиновского описания литургии открывается следующее, 1. за исключением освящения даров воспоминанием о тайной вечери, рассказанной в Нов. Завете, евхаристийное последование (собственно евхаристийные молитвы) предоставлено было личному вдохновению предстоятеля (ση δναμις), как и в Διδαχη. 2. Сакраментальное значениеимеет собственно литургия верных, которая сначала излагается Иустином как отдельный чин, а потом, в описании воскресного богослужения, апологет присоединяет к ней и чин литургии оглашенных. 3. В понятии евхаристийной жертвы у Иустина мыслятся как два нераздельные акта её: благодарение и воспоминание страданий Господа, – следовательно об отдельном от Евхаристии воспоминании Голгофской Жертвы, в смысле позднейшей проскомидии, – здесь не может быть речи. 4. Начинательная часть Евхаристии состоит: а) в общей молитве верующих о себе, новокрещенных, о всей церкви и проч., что соответствует позднейшим начальным молитвам литургии верных и проскомидийному поминовению всеобщему; б) в примирении всех лобзанием любви, которому соответствует позднейшие: евхаристийное «возлюбим друг друга» и проскомидийное: «священник должен быть примирен со всеми», а также прошение им у присутствующих и сослужащих прощения. 5. Потом дьяконы приносят предстоятелю хлеб, вино и воду (смешение). Не ясно: когда, где и кому приносились верующими дары. Дважды Иустин говорит, что верующие приносят свои даяния предстоятелю, у которого и складываются приношения. Но это говорится собственно не о евхаристийных приношениях, а о милостыне. Из отобранных у верующих даров дьяконы избирали потребное для евхаристии и приносили предстоятелю пред возношением евхаристийным, предварительно смешав воду с вином, ибо в одном случае Иустин называет: «хлеб, вино и воду», а в другом вместо «вино и воду», употребляет: «κραμα – смешение» или, как у Иринея, «ποτριον κεκραμενον " –чашу смешанную из воды и вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Перед объяснением проскомидии следует заметить, что стороны на дискосе во время проскомидии считаются в обратном порядке, против обыкновенного, т. е. левая считается правой, a правая — левой; иными словами, считаются по отношению к положению Агнца, a не по отношению к священнику. В иерусалимском служебнике есть примечание об этом; венецианская же редакция содержит подробное объяснение этому мелким шрифтом на двух страницах; славянская не говорит ничего. K сказанному ранее о веществе, необходимом для совершения Евхаристии, следует добавить, что иерей ни в коем случае не смеет совершать проскомидию над теми пятью хлебцами и тем вином, что были освящены на всенощном бдении во время литии. Наш, русский, служебник содержит особое примечание об этом, «увещание: и сие тебе ведомо буди, о иерее…» в конце последования вечерни. В греческом служебнике этого нет, но запрещение это также соблюдается и на Востоке. После произнесения слов «В воспоминание Господа…» иерей вонзает копие вертикально и режет с правой стороны агничной просфоры, т. е., как уже было указано, с левой руки самого литургисающего иерея, со словами: «Яко овча на заколение ведеся». Потом так же вонзает с левой стороны просфоры и режет по краю печати со словами: «И яко Агнец непорочен, прямо стригущего Его безгласен, тако не отверзает уст Своих». Затем таким же образом вонзает и режет по верхней линии печати, произнося: «Во смирение Его суд Его взятся», — и, наконец, по нижней стороне со словами: «Род же Его кто исповесть». Если совершается Литургия с диаконом, то он на каждое такое действие священника говорит, держа орарь в руке: «Господу помолимся». Если диакона нет, то священник никаких диаконских слов не произносит. Затем диакон говорит: «Возми, владыко», — и священник, вложив копие «от косвенныя десныя страны просфоры» (т. е. слева), подрезывает таким образом Агнец горизонтально и, приподымая слегка его копием, вынимает из просфоры, произнося: «Яко вземлется от земли живот Его». Все эти слова взяты из Исайи 53:7-8. [ 167 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

По исполнении заамвонной молитвы раздробления хлебов не бывает, но сразу же иереи погружают заготовленные стручцы в сосуд, и во время пения не только иереями, но и обитателями дома стихиры «Источник исцелений», иереи, начиная с литургисующего, исполняют для хозяина дома и живущих с ним молитву «Отче Святый, врачу душ и телес» и после возгласа «Яко Твоя есть сила» помазуют их лицо, грудь и руки. И, помазав всех, иереи снова погружают свои стручцы в сосуд и помазуют весь дом, делая елеем кресты на отдельных его частях при пении стихир: Источник исцелений, Святии бессребреницы, Благодать исцелений. Помазав дом, возвращаются и собираются в комнату, в которой по обыкновению находится празднующий, и поют: Благодать приимше. Затем, один кадит, другой говорит: «Премудрость, прости, услышим...» И литургисующий читает евангелие от Луки (19: 1–10). Ектения: Помилуй... О благочестивейших... О еже милостиву... О еже проститися нам всякому прегрешению... Еще молимся о рабах Божиих... Господи, помилуй (40 раз) и возглас: «Яко милостив...» И происходил отпуст. «И возвращаются в домовый храм; произносят: Благословлю Господа... и бывает раздробление хлеба и раздаяние. Все берут по частице и отходят. Если же есть на большее произволение призвавшего, то и вкушают с ним. Должно знать, что литургисавший по окончании последования гасит свою светильню и оставляет (остальные) шесть; так поступают и прочие: тоже гасят после литургии; а литургию каждый совершает по одной и так до семи. Если последование бывает в субботу четыредесятницы, то употребляются преждеосвященные; если же вне четыредесятницы, каждый раз совершается проскомидия». Приведенное последование св. елея показывает как началось развитие чина елеосвящения в обоих характерных для рассматриваемого периода отношениях: 1) в сближении между собою исторически сложившихся частей его и 2) в семикратном повторении их под влиянием седмеричной системы. В отношении сближения главных выработавшихся исторически частей его – освящения елея и помазания им больного – здесь наблюдается следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

(Октоих, Минея, триодь, Типикон), в богослужебных книгах, относящихся к общественному богослужению, под восследованием разумеется иногда самое изложение молитвословий и песнопений, назначаемых для службы (в Служебнике: «Последования» утрени и вечерни), а иногда только указания на них («Последования» Типикона). Изложение молитв или указание на них заключается в последовании только одного рода, т.е. или изменяемых или неизменяемых; отсюда двоякого рода последования: одни содержат в себе только неизменяемые молитвословия (таковы в Служебнике и Часослове последования утрени и вечерни), другие же последования содержат одни изменяемые молитвословия (таковы последования Триодей, Минеи, Типикона). Должно полагать, что самое название «восследование», «последование» (κολουθα – «следование») произошло от того, что молитвы и песни, находящиеся в последовании, всегда поют вслед за другими молитвами, которых нет в «последовании» и которые находятся в другой богослужебной книге. Исключением служит весьма немного последований, в которых неизменяемые молитвы соединяются с изменяемыми. Есть различие между «последованием» и «чином». Словом «чин» в богослужебных книгах, относящихся к общественному богослужению, озаглавливается или полное изложение или полное указание всех молитв, назначенных для богослужения, как изменяемых, так и неизменяемых, с означением их последовательности одних за другими. Таковы, например, в Служебнике: «чин Божественной Литургии», в котором излагается вся проскомидия; «чин благословения колива», «чин литии» и другие. Так, 1 и 2 главы Типикона, указующие все постоянные и изменяемые молитвословия вечерни, надписываются: «чин малыя вечерни», «чин великия вечерни». Напротив, где в Типиконе указываются не все молитвословия для богослужения, там нет надписи «чин», в книгах, относящихся к частному богослужению, например, в Требнике, слово «последование» иногда надписывается над молитвословиями того богослужения, которое по Уставу Церкви должно следовать за другим богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды ( парастасы ). Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами . Существует традиция приносить с собой продукты на эти службы. Все, что ставят на панихидный стол, является нашей милостыней в молитвенную память об ушедших близких. Самое важное поминовение усопших воцерковлённых христиан совершается во время Божественной Литургии. Для этого мы подаем записку об упокоении на проскомидию . Когда священник поминает православных христиан на проскомидии о здравии и упокоении, то из просфор вынимаются частички, и в конце литургии они погружаются в Чашу с молитвой « Омой, Господи, грехи всех, здесь поминавшихся, Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих ». Завершающая часть панихиды называется  литией . Это богослужение представляет собой весьма краткое моление и может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и мирянином. Если панихида длится около 20 минут, то лития около 5ти. «Гражданская панихида» – бессмысленное выражение, родом из богоборческих времен. Такое мероприятие логичнее называть светской церемонией прощания с покойным. Устав совершения панихиды Устав совершения панихиды находится в Типиконе, гл. 14 . Все молитвословия панихиды находятся в особых книгах: «Последование за усопших» и «Последование парастаса». Также они находятся: а) в Октоихе — пред последованием субботы 1го гласа (иногда и пред субботой 5го гласа) без седальна по 3й песни; б) в Псалтири в «Последовании по исходе души» без великой ектении. На панихиде поется канон Октоиха текущего гласа, чаще всего — канон 6го или 8го гласа. Краткий устав-схема чинопоследования полной панихиды I часть II часть III часть Может ли мирянин совершить панихиду? Только сокращённую, мирянским чином. См.: Панихида для чтения мирянами . Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок:

http://azbyka.ru/panixida

Так в Церковном Уставе об участии диакона в отправлении всенощного бдения говорится: «Взем же диакон стихарий свой и орарий, емлет благословение от священника, и целовав десницу его, облачится во стихарь обычно“. (Уст. Ц. гл. II, чин великия вечерни). Тоже самое полагается и в уставе об облачении диакона пред литургиею: «Таже приходит ко священнику диакон, держа в десной руке стихарь с орарем, и подклонив ему главу глаголет: Благослови владыко стихарь с орарем“, и получив благословение, » отходит к себе во едину страну и облачится в стихарь, моляся“ (См. служебн. Проскомид,). Равно без благословения священнического диакон не может совершать и каждения в церкви, и устав об этом положительно заповедует следующее: «диакон, прием кадильницу и фимиам вложив в ню, глаголет ко священнику: Благослови владыко кадило, или: «и прием диакон кадильницу и фимиам, приходит ко священнику, и прием благословение от него, кадить св. трапезу окрест“ (Служ. Чин литург.). Наконец, вообще без благословения священнического диакон не может даже и начать ни одного священнодействия. Напротив того пред начатием каждого из них он должен предварительно возгласить: Благослови владыко, и только потом, по обычном начале от священника, произносить ектению, или совершать другие священнодействия по уставу. В силу всего этого, само собою разумеется, нельзя ни под каким условием одобрить действия тех из диаконов, которые за отсутствием или по причине болезни священника, без предварительного его благословения, сами облачаются в стихарь и отправляют например всенощное бдение, совершая при этом каждение, произнося ектении, и т.п., или провожают покойников в могилу с чтением заупокойной ектении. Вычитывание известного последования на изгнание злых духов, хотя, по древнему обычаю и чиноположению церковному, может быть также совершаемо диаконами и иподиаконами и даже простыми чтецами, и притом в священных облачениях, соответствующих каждому чину; но при всем этом к самому совершению этого последования они могут приступать не иначе, как «за соизволением и благословением начальствующих“, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Так в церковном уставе об участии диакона в отправлении всенощного бдения говорится: «Взем же диакон стихарий свой и орарий, емлет благословение от священника, и целовав десницу его, облачится во стихарь обычно» (Уст. Ц. гл. II, чин великия вечерни). То же самое полагается и в уставе об облачении диакона пред литургиею: «Таже приходит ко священнику диакон, держа в десной руке стихарь с орарем, и подклонив ему главу глаголет: Благослови владыко стихарь с орарем», и получив благословение, «отходит к себе во едину страну и облачится в стихарь, моляся» (см. служебн. Проскомид.). Равно без благословения священнического диакон не может совершать и каждения в церкви, и устав об этом положительно заповедует следующее: «диакон, прием кадильницу и фимиам вложив в ню, глаголет ко священнику: Благослови владыко кадило», или: «и прием диакон кадильницу и фимиам, приходит ко священнику, и прием благословение от него, кадить св. трапезу окрест» (Служ. Чин литург.). Наконец, вообще без благословения священнического диакон не может даже и начать пи одного священнодействия. Напротив того пред начатием каждого из них он должен предварительно возгласить: Благослови владыко, и только потом, по обычном начале от священника, произносить ектению, или совершать другие священнодействия по уставу. В силу всего этого, само собою разумеется, нельзя ни под каким условием одобрить действия тех из диаконов, которые за отсутствием или по причине болезни священника, без предварительного его благословения, сами облачаются в стихарь и отправляют например всенощное бдение, совершая при этом каждение, произнося ектении, и т. п., или провожают покойников в могилу с чтением заупокойной ектении. Вычитывание известного последования на изгнание злых духов, хотя, но древнему обычаю и чиноположению церковному, может быть также совершаемо диаконами и иподиаконами и даже простыми чтецами, и притом в священных облачениях, соответствующих каждому чину; но при всем этом к самому совершению этого последования они могут приступать не иначе, как «за соизволением и благословением начальствующих», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В совокупности этих двух уровней богослужебная структура Литургии представляет собой развернутую двухслойную композицию, включающую в себя: 1) последование священнодействия и молитвословия (на схеме – ряд А) 2) последование песнопений, перемежающихся с возгласами священнослужителей, чтением Священного писания молитв (на схеме – ряд Б). Архитектоника Литургии включает в себя три основные части: Проскомидию, Литургию оглашенных и Литургию верных. Проскомидия совершается священнослужителями в алтаре. Ее назначение – в приготовлении Святых Даров для предстоящего совершения Таинства. Так как она не сопровождается пением, и непосредственно не связана с общественным действом мы ее не рассматриваем. Различие двух остальных частей Литургии определяется прежде всего, наличием двух сакральных сфер, определяющих место каждой из этих частей в плане общего предназначения службы. Так Литургия оглашенных своим наименованием свидетельствует о том, что в ней имеют право принимать участие и люди некрещеные (то есть оглашенные). Поэтому смысловой характер текстов Литургии оглашенных можно определить как назидательно проповеднический. Сюда включены тексты псалмов 102, 145 (так называемых «изобразительных»), которые «представляют собой выходящие из глубины души < > восторженно радостное прославление и благодарение (так идущее к Евхаристии) Бога за его милосердие, сказывающееся особенно в отношении грехов и помощи несчастным» 14]. Сакральная сфера Литургии верных – иная по своему характеру. Все здесь сосредоточено на совершении Божественной Евхаристии и Причащения. Поэтому эту часть Литургии можно называть евхологической (молитвенно созерцательной). В каждой из двух частей Божественной Литургии выделяются особо значимые моменты совершения священнодействия, сопровождаемые пением или чтением. В Литургии оглашенных таковыми можно считать Малый Вход с Евангелием, который согласно распространенному толкованию, напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на всемирную Проповедь 20 . А также «Таинство слова» – чтение Священного писания (Апостол, Евангелие). На Литургии верных – это Великий Вход со Святыми Дарами, во время которого Дары переносятся с жертвенника на престол для дальнейшего совершения Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В XII в. в последовании ЛИЗ вводятся неконстантинопольские литургические чины. Появляется диалог священнослужителей. Он, по-видимому, тоже не был строго кодифицирован и представлен в двух вариантах. Важно отметить, что текст диалога не совпадает с константинопольским оригиналом XII в., известным по переводу Льва Тосканца, и, следовательно, восходит к неконстантинопольской традиции. В XII в. в литургию перед константинопольским чином соединения Даров Исполнение ст го д ха вставляется сиро-палестинский чин смшение ст го д ха. По-видимому, эта палестинская особенность появляется на Руси в составе ерминии архиерейской литургии, которая нам известна по компиляции «Толковая служба» [Афанасьева 2012: 103–107]. Два литургических элемента – диалог священнослужителей и чин Соединения Даров – в служебниках и в «Толковой службе» полностью совпадают, но при этом не встречаются в греческих евхологиях. Это может свидетельствовать о том, что ерминия архиерейской литургии повлияла на последование литургии, из нее в последование были вставлены описания этих обрядов. Древнейший русский служебник Син. 604:1220-х гг., уже содержит диалог и чин соединения Даров, тождественный «Толковой службе», значит, эта ерминия была известна на Руси в домонгольский период. ЛВВ, возможно, примерно в это же время (с XII в.) сокращается, и появляются ее неполные чинопоследования, начинающиеся с особой молитвы Трисвятого, заимствованной из ЛИЗ. Такие последования ЛВВ не встречаются в греческой традиции, поэтому мы предполагаем, что эти перестановки могли быть сделаны на Руси. В ЛВВ в это время вставляется молитва кадила из литургии Иакова и особая молитва предложения Вл дко ги ис е хе хлбе животныи, вытеснившая молитву предложения Ги бе нашь положивыис самъ агнець непороченъ. Также к этому периоду можно отнести появление в ЛВВ вместо молитвы Херувимской песни молитвы проскомидии из литургии Иакова, однако она употреблялась в ЛВВ не повсеместно и недолго, поэтому сохранилась лишь в двух списках. Нам представляется, что прямого влияния литургии Иакова на византийские литургии в рассматриваемый период не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

е. сорокоуст начинают совершать от фоминого воскресения и до того дня, как исполнятся, кончатся сорок дней (Типикон, послед. вечера сырной Недели)]. Из такого указания как бы выходит, что в число 40-а дней входят и воскресные дни. Употребленное выражение Типикона «приношение и памяти» об усопшем указывает: во 1-х, на чин кутии, приносимой в память усопших, совершаемый, по указанию Служебника, на литургии, после заамвонной молитвы – и по отпусте вечерни (Служ., Чин над кутией). Во 2-х, на ектению за упокой на литургии, после Евангелия. В Служебнике, после сугубой ектении, читаем: «аще ли будет о усопших приношение, диакон или священник глаголет ектению за упокой. Несмотря на вышеизложенные отмены поминовения об усопших в указанные дни, бывает поминовение об них почти повседневное – именно: в молитвословиях, относящихся к службам круга суточного (сн. выше). Всегда оно бывает: А. На литургии: а) на проскомидии, б) по освящении даров. Тогда диакон, сказано в Служебнике, а обыкновенно и иерей, поминает диптиха, сиречь помяник усопших. В. В большую часть дней года совершается после вечерни и после утрени лития за упокой. В седмичные дни, кроме субботы, бывает, после отпуста вечерни, обычное исхождение в притвор и лития об усопших (Тип., гл. 9). Также и после утрени и первого часа (Тип., гл. 9). И в субботы, егда поем «Бог Господь» (а не аллилуиа), по окончании утрени обычная лития в притворе (Тип., гл. 12). Положено совершать литию за упокой в притворе и в дни Великого поста. В последовании понедельника первой седмицы Великого поста читаем: «по отпусте (вечерни) исхождение в приговоре поем, яко же обычай, стихиру храма святаго. Глаголются же от иерея обычные молитвы и поминает усопшия». С четверга же Страстной седмицы лития за упокой в притворе не бывает до Недели фомины (Тип., послед. Нед. 1-й седм. Вел. поста). С утрени же Недели (воскресения) ап. Фомы литии в притворе прежде 1-го часа бывают и оглашения Студитова (Тип., послед. Нед. ап. Фомы). И в последовании утрени в Неделю (воскресение) мытаря и фарисея читаем: «Ведомо буди, яко от сея Недели начинаем чести в притворе, по отпусте литии, оглашения Федора Студита » (Тип., послед. Нед. мытаря и фарисея). Лития об усопших Лития об усопших короче панихиды. На литии, после начального возгласа священника, читается: «Трисвятое», «Отче наш» и поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся», произносится краткая ектения об усопших: «Помилуй нас, Боже», молитва иерея: «Боже духов» – и бывает отпуст, после коего провозглашается: «Вечная память», как праведнику, ибо, по слову апостола, «В память вечную будет праведник» ( Пс.111:6 ). В Чине литии по усопшим читаем: «Вся братия рекут гласом: Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братия наша присно поминаемые», трижды (Тип., гл. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010