Последование проскомидии, великого входа и причащения в славяно-русских служебниках XII–XIV вв. Источник Литургия св. Иоанна Златоуста в древних славяно-русских доуставных 1 служебниках (XII–XIV вв.) имеет весьма много отличий от современного последования её в печатном служебнике, особенно в изложении проскомидии великого входа и причащения. Чтобы иметь наглядное представление об этих отличиях 2 и в виду того, что русская литература по истории литургии вообще весьма не богата, – мы сочли не напрасным делом издать последования трёх указанных главных частей литургии по копиям, сделанным нами из нижеследующих памятников. I. Последование проскомидии по пергаменным рукописям библиотек: а) Московской Синодальной XII века 605/342, лист 2–10 об. и 604/348, л. 10 об.–11 об. – XIV века 598/345, л. 1 об.–7 об., 41–41 об., 600/348, л. 1–11; б) Типографской 127, л. 1–8 об., 128, л. 1 об.–4 (обе ркп. XIV в.); в) Румянцевского музеума XIV в. 398, л. 1–12, – 399, л. 1 об.–8 об.; г) С.-Петербургской Духовной Академии (бывшей Софийской) XII в. 518, л. 12–19, – XIII века 524, л. 1–4, – XIV века 526, л. 1–7 об; 522, л. 1 об.–14 (с вариантами из рукописи XIV в. Воскресенского монастыря 8, л. 1–8), – 523, л. 1 об.–14 об.; д) Казанской Духовной Академии (бывшей Соловецкой библ.) XIII в. 1016/702, л. 1 об.–9 об.; е) Императорской Публичной Библиотеки Q. I. 7 (из библиотеки графа Ф.А. Толстого 274), л. 1–4 об. и ж) Воскресенского монастыря 7, л. 2–12. II. Великого входа по рукописям: – Петербургской Духовной Акад. 518, л. 27; 524, л. 20–21 об.; 523, л. 27 об.–29 об.; 526, л. 15–17; 520, л. 9 об.–18; 522, л. 25–27; 566, л. 32–84; 532, л. 38 об.–41 об.; – Императорской Публичн. Библ. Q. 1. 7, л. 20–25 об.; – Троице-Сергиевской Лавры (служебник препод. Никона) 3 ; – Румянц. муз. 399, л. 16 об.–18 об.; – Синодальной библиотеки 598, л. 15 и греч. ркп. той же библ. 280, φυλ. 29–30 об.; – Типографской 127, л. 18 об.–21; – из Εχoλγιον’a 1566 г., изданного в Венеций (собственность А.С. Павлова ) и первопечатного Московского служебника 1602 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Введение. Следует ли вынимать частицу за ангелов на проскомидии? В современном греческом Евхологионе первую часть из третьей (девятичиновой) просфоры предписывается вынимать не в честь «честного славного пророка, предтечи и крестителя Иоанна», как в нашем славянском Служебнике, а «ες τιμν κα μνμην τν παμμεγστων Ταξιαρχν Mιχαλ κα Γαβριλ, κα παϑν τν πουρανων δυνμεων», т. е. в честь и память всеславных чиноначальников Михаила, Гавриила и всех небесных сил. § 1. У некоторых богословов мы находим свидетельства, оправдывающие этот обычай греческой церкви. Так, архиепископ фессалонийский или солунский Симеон в изъяснении последования проскомидии говорит: «изъемля копием крестообразно частицы из другой просфоры (т. е. из третьей), из печатие иерей творит память всех святых и полагает эти частицы с левой стороны. Одну частицу он приносит в честь и память честных небесных сил, и необходимо приносить за них αναγκαον προσφρειν πρ ατν, потому что они послужили таинству воплощения; и потому ещё, что они соединились с нами и мы составляем одну церковь ; и ещё, потому что они желают проникнуть в таинства церкви, подвизаясь и сами в (постепенном) восхождении (к совершенству); и потому наконец, что они пребывают с нами, будучи нашими хранителями и ходатаями пред Богом» 1 . § 2. Вслед за солунским архипастырем литургистом поминовение бесплотных сил на литургии признаёт уместным также эконом и эпитроп константинопольского патриарха Иеремии, пресвитер Иоанн Нафанаил 2 в книге « ϑεα λειτουργα μετ ξηγσεων διαφρων διδασκλων. In Venetia 1574 г.,» изданной у нас при патриархе Никоне (в 1656 году) на славянском языке под именем «Скрижали» 3 . « ερες, пишет пресвитер Нафанаил, πλιν κ τς τρτης προσφορς κβλλει σταυροειδς μερδας μετ τν λγχην ες μνμην πντων τν γων κα ϑτει ξ ριστερν το ρτου, κα τν μν ες τιμν κα νϑμησιν προσφρει τν τιμων πουρανων δυνμεων κα εναι ναγκαον ν προσφρειν δι νομ τν, τι κα ατο πηρτησαν ες τ μυστριον τς οκονομας ατο, κα τι νϑησαν μεϑ’ μν κα μεοτεν μα κκλησα φρνοντας οτοι τν νβασιν μν π τς γς πρς τος ορανος, κα διτι εναι φυλακταμας κα φνλττουσιν μς κα παρακαλοσι τν ϑεν δι’ μς κα μερνουστον» (φυλ. 30, κεφαλ. 74) 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

А.И. Никольский Служебники 731. Служебник , в четвертку, без начала и конца, 146 лл., уставом XIV–XV вв. и полууставом того же времени и XV в. 145 и 146 листы писаны скорописью XVI–XVII вв., с разрисованными буквами, в дощатом с тисненою кожею переплете. Чистые листы: 85 и 86. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга Служебник из Катромского манастыря». Состав: 1) молитвы входныя и чин проскомидии (1–12 об.); 2) чин литургии Иоанна Златоустаг о (13–58); 3) чин литургии Василия Вели (58 об.–84); 4) последование святаго масла освящаему седмию попов (87–141); 5) молитва хотящю иерею божествена служба совер(шати): «Господи Боже наш един благ и человеколюбец, един свяг, в святых почиваяй» (141 об.–142 об.); 6) еию молитву пред престолом глаголи (143–144): «Владыко Господи вседержителю не хотяй смерти грешником»; 7) сия молитва на литии (145–145 об.); 8) молитва над кутиею и канун славити (145 об.–146): «Иже вся совершаяй словом своим Господи, повелевый земле всяческия плоды растити на веселие и пищу». 732. Служебник , в четвертку, 217 лл., полууставом нескольких почерков XV в., в дощатом с тисненою кожею переплете; листы 139 об. и 174 писаны скорописью. На полях внизу листов: 1–9, 25–48, 69, 71, 75, 77, 82, 84, 85, 87, 90, 95, 98, 99 приписки: 1) позднейшею скорописью: «Сия книга Служебник из Кастромского манастыря»; 2) скорописью XVII в.: «Се яз книга глаголемая Служебник три службы попа Павла Семенова сына Красицина куплена у Офонасия у попа у уникацкого лета 7000 в его 27-го году 127 году Филарет Никитич в Петрово говено приехал из Литвы месяца июля во 18 день, на память святаго мученика Леонтия при благоверном царе великом князе Михале при отце его патриархе Филарете Московском всея Руси при архиепископе Арсении Тферском и Кашинском». Состав: 1) оглавление (I), 2) устав божественныя службы святейшаго архиепископа Константина града нового Рима вселенского патриарха кир-Филофея (2–7 об.); 3) чин литургии Иоанна Златоустаг о (7 об.–26 об.), начинается молитвою предложения: «Боже, Боже наш, иже небесный хлеб пищу всему миру»; 4) чин литургии Василия Вели (26 об.–38); 5) служба святого поста, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отзыв архипастыря Книга «О Божественной литургии» схиигумена Саввы является очень нужным трудом, имеющим целью дать подробное и ясное объяснение Божественной литургии, ее священнодействий и их значение. Не все присутствующие за богослужением понимают смысл всех священнодействий, совершаемых во время литургии. Книга о. схиигумена Саввы «О Божественной литургии» дает на это подробное, хорошее, понятное и ясное объяснение. В ней изложены необходимые понятия о православном богослужении, которыми можно очень хорошо воспользоваться всякому православному христианину для осмысленного понимания православного богослужения. Православное богослужение для прочитавшего эту книгу станет более интересным, понятным, богатым и содержательным, что в свою очередь принесет ему большую духовную пользу от присутствия за этим богослужением (литургией). Всякому православному христианину необходимо знать свое богослужение и хорошо понимать его. В этом очень поможет ему книга схиигумена Саввы: «О Божественной литургии». В книге подробно объясняется все касающееся литургии: ее установление Господом нашим Иисусом Христом, какие имеются литургии, когда они совершаются, на какие части разделяется литургия, т.е. на проскомидия (как она совершается), на литургию оглашенных и на литургию верных. В ней осмысленно объясняются ектении и все последование литургии. К ней прилагается объяснение непонятных церковных слов. Все сделано для правильного и полного понимания Божественной литургии. Книга богата содержанием и интересна. В книге помещаются 9 молитв перед причащением. У кого их нет, их можно найти в этой книге и воспользоваться ими для приготовления себя к святому причастию. Книга дает некоторые сведения и об инославных литургиях (римско-католической и протестантской) и указывает на отличия их от православной литургии. Эта книга, несомненно, обогатит Вас и пополнит Ваши знания о Божественной литургии, основном и самом важном христианском Богослужении. Хорошо, наконец, написано и заключение книги, в котором автор говорит о великой пользе присутствия христианина за Божественной литургией, которое приносит ему великие духовные плоды: высокое религиозное настроение, бодрость в крепость, день проходит в радостном настроении, в семью приносится благословение Божие и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Собрание древних литургий Евхаристия, установленная Иисусом Христом на Тайной Вечери везде и во все времена — одна и та же. Однако последования литургии меняются от народа к народу, от эпохи к эпохе. История Церкви знает великое множество литургий. В наше время Церковь использует только литургии Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова (и все чаще — литургию ап. Иакова, представленную в нашем сборнике). В наше собрание древних литургий вошли: Литургия ап. Иакова (сирийский извод) Литургия апостола Иакова (церковнославянский извод) Галликанская литургия Литургия св. апостола и евангелиста Марка Медиоланская литургия Мозарабская литургия Тексты даны в редакции игумена Силуана (Туманова), кроме Литургии ап. Иакова в церковнославянском изводе. Сирийское последование  Божественной литургии Святаго Апостола Иакова, Брата Божия и Первоиерарха Иерусалимскаго В редакции иг. Силуана (Туманова) Предисловие Литургия ап. Иакова существует в двух видах: греческий текст очень поздний (VIII-IX веков), а Сирийский извод гораздо более ранний. Он удержался в Сиро-Яковитской Церкви и как бы законсервировался в ней. Хотя Сиро-Яковитская Церковь и монофизитская по своей христологии, но ничего монофизитского мы в этом изводе не находим. Следовательно, в основном,  чин сирийской литургии ап. Иакова сложился до отделения монофизитов, то есть до Халкидонского Собора 451 г. и относится к первой половине V века . Конечно, это не первоначальный вариант, ибо и здесь немало позднейших наслоений. Достаточно сказать, что он начинается с Проскомидии, которая сформировалась только на рубеже VII-VIII веков. Еще Ренодот показал, что в этих анафоральных молитвах имеются многочисленные заимствования из " Огласительных слов " (350 г.) свт. Кирилла Иерусалимского, который, например, писал: " После этого мы вспоминаем небо и землю, солнце и луну, звезды, всякую тварь словесную и бессловесную, ангелов, архангелов, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, многоочитых Херувимов и шестокрылатых Серафимов... " (Совпадение с молитвой Префации буквальное !). Совпадают и многие выражения Анамнесиса и Эпиклесиса и т. д. Таким образом, почти несомненно, что первоначальный греческий чин сложился под редакцией свт. Кирилла Иерусалимского в период с 350 по 387 г. А учитывая столь развитое учение о Св. Духе (в Эпиклесисе), которое могло быть только следствием II Вселенского Собора (381 г. - в котором участвовал свт. Кирилл!), греческий протограф можно датировать последним периодом его жизни: 381-387 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=896...

ПРОСКОМИДИЯ, или акт приношения и приготовления вещества для таинства евхаристии принадлежит к тем частям литургии, которые при позднейшем образовании современного состава восходят в своей основе к апостолам. Естественною необходимостью иметь для таинства хлеб и вино объясняется ее существование в апостольской литургии, а связь последней с агапами, или вечерями любви ручается за то, что приношения были делом не одних служителей церкви, но и всех верующих. Устрояемые на общий счет, они обязывали каждого своего участника являться с доступными для него приношениями, одна часть которых назначалась для братской трапезы, а другая – для таинства евхаристии. И действительно, насколько было сильно влияние агап на практику литургических приношений, об этом можно судить потому, что вызванный ими обычай являться на собрания не только с хлебом и вином, но и другими предметами питания – молоком, медом и т. п. имел место на литургии после ее отделения от вечерей любви. Показателем этого являются третье и четвертое апостольские правила, 24 правило III карфагенского собора и памятник III–IV в. «Testamentum Domini nostri Jesu Christi». Все они запрещают приносить на евхаристию какие либо иные продукты, кроме хлеба и вина. «Если епископ или пресвитер, говорит третье апостольское правило, вопреки установлению Господа относительно жертвы, приносит к алтарю что-нибудь, другое, напр., мед, молоко, или сикеру вместо вина, или насекомое, или летающее, или какое-нибудь животное, или овощи, то поступающий против постановления да извержется» 1 . «В таинстве тела и крови Господней. замечает 24-ое правило карфагенского собора, ничего не следует приносить, кроме того, что преподал сам Господь, т. е. кроме хлеба и вина с водою». Тот же самый смысл имеет постановление «Testamentum " a: «намеревающиеся креститься да не приносят с собою ничего, кроме одного хлеба для евхаристии» 2 . Совершившееся с течением времени отделение евхаристии от агап не сопровождалось какими либо существенными изменениями в практике приношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Разделы портала «Азбука веры» В настоящее время многие молодые священники сталкиваются с проблемой совершения литургии Преждеосвященных Даров. В служебнике указания относительно чина литургии находятся в разных местах. На сегодняшний день накопилось много новых практических вопросов по совершению литургии. Настоящая публикация призвана помочь священнослужителям в совершении чина литургии согласно установившейся современной практике. Общие сведения Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова , папы Римского, совершается: — в среду и в пятницу в период Святой Четыредесятницы; — четверг 5й седмицы Великого поста; — 24 февраля (1е и 2е Обретение главы святого Иоанна Предтечи) и 9 марта (40 мучеников Севастийских), случившиеся в постные дни, т.е. в дни с понедельника по пятницу в период Святой Четыредесятницы; — в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; — а также в храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период. Приготовление Святых Даров. На полной литургии, предшествующей литургии Преждеосвященных Даров, на проскомидии священник заготовляет, кроме Агнца для данной полной литургии, еще Агнцы по числу литургий Преждеосвященных Даров на грядущей седмице. Каждый Агнец священник взымает и начинает со слов: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», а завершает прободением со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе…» Все Агнцы священник полагает на Дискосе, а затем взымает частицы и располагает их по чину. И бывает чинопоследование полной литургии. Во время освящения Святых Даров все Агнцы освящаются как Единый Хлеб (Агнец). При возношении «Святая Святым» священник возносит все Агнцы вместе. Затем один Агнец, предназначенный для данной полной литургии, раздробляет по чину погружает часть «Иисус» в Чашу и вливает теплоту. Прочие же Агнцы священник с помощью лжицы напояет Святой Кровию и полагает их в Дарохранительнице печатью вниз. Далее следует полная литургия по чину. Последование литургии Преждеосвященных Даров.

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-liturgiy...

Чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров. (святого Григория Двоеслова) ПОНЯТИЕ О ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННОЙ ЛИТУРГИИ Литургией Преждеосвященных Даров называется богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде – на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике. Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии. В последовании Преждеосвященной литургии содержатся такие особенности: а) в ней нет первой части полной литургии – проскомидии; б) литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием изобразительных; в) по отпусте изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии); г) на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров. О ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСАХ Церковные службы часов, освящающие определенное время дня, связаны с важнейшими священными событиями евангельской истории. Служба первого часа, который соответствует по нашему счету времени 7-му часу утра, напоминает верующим о суде над Господом Иисусом Христом у Пилата. Кроме того, служба этого часа содержит благодарение Богу за наступление дня и моления о ниспослании благословения Божия на предстоящий день. На третьем часе (соответствует 9-му часу утра) воспоминаются события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругания над Ним и бичевание Его после суда у Пилата. Кроме того, этот час посвящен воспоминанию события сошествия Святого Духа на апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы. На шестом часе (соответствует 12-му часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Введение Глава 1. Источники и методика исследования литургии в рукописных книгах § 1. История изучения литургии по рукописным евхологиям § 2. Списки литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого XI–XV вв. § 3. Структура литургического чинопоследования и особенности функционирования входящих в него текстов § 4. Методика выделения типов и редакций литургии Глава 2. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого первого типа § 1. Анафора литургии Иоанна Златоуста 1.1. Различия, отражающие варианты византийской литургической традиции 1.2. Языковые различия § 2. Молитва Херувимской песни «Никтоже достоин» § 3. Основной состав последования литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого первого типа и их соотношение между собой 3.1. Состав последования греческих ЛИЗ и ЛВВ 3.2. Основной состав последования древнерусских ЛИЗ и ЛВВ § 4. Древние восточные молитвы в последованиях ЛИЗ и ЛВВ 4.1. Молитвы предложения Ги бе нашь положивыис самъ агнець непороченъ... и Влдко ги исе хе хлбе животныи… 4.2. Молитва кадила 4.3. Молитва Малого входа Блгдателю всехъ и твари вско сдтелю... 4.4. Молитва Трисвятого Сте стыи бе нашь... 4.5. Молитва Херувимской песни Влдко животвори блгымъ дателю... 4.6. Молитва на «Лобзание мира» Ги исе хе любви творче... § 5. Реконструкция древнеболгарских последований ЛИЗ и ЛВВ, лежащих в основе древнерусской редакции § 6. Дополнительные молитвы в ЛИЗ и ЛВВ 6.1. Подготовительные молитвы перед службой 6.2. Молитвы, сопровождающие причащение 6.3. Молитвы в конце службы § 7. Чин проскомидии § 8. Диалог священнослужителей § 9. Чин соединения Даров Глава 3. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого второго типа § 1. Южнославянские последования ЛИЗ и ЛВВ 1.1. Рукописи второго типа, сохраняющие архаичные черты 1.2. Рукописи второго типа, непосредственно предшествующие правленым по Диатаксису редакциям § 2. Чудовский литургиарий 2.1. Состав последования 2.2. Место Чудовской редакции литургий в славянской рукописной традиции 2.3. Особенности перевода Чудовской редакции Глава 4. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого третьего типа § 1. Диатаксис патриарха Филофея Коккина 1.1. Южнославянские переводы Диатаксиса 1.2. Русский перевод Диатаксиса 1.3. Разновидности русского перевода Диатаксиса в рукописной традиции конца XIV–XV века § 2. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, зависящие от Диатаксиса Филофея Коккина Глава 5. Языковые особенности славянских переводов литургии § 1. Литургические рубрики Основные этапы изменения ЛИЗ и ЛВВ первого типа § 2. Лингвистическая характеристика редакций литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого Заключение 1. Где и кем литургия была впервые переведена на славянский язык? 2. Литургия у южных славян 3. Литургия в Древней Руси Приложение Таблицы состава чинопоследований Литература  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 89. Каноны об усопших О разнообразном совершении панихид и заупокойных молений. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы поговорим о поминании усопших. Почему сегодня? Потому что сегодня, с одной стороны, день Успения Б.М., а значит, есть повод поговорить об усопших вообще, а с другой — пятница. А именно вечер пятницы согласно Уставу является временем совершения панихиды, потому что, во-первых, само название “панихида” в переводе с греческого означает всенощную службу, которая начинается после вечерни, а во-вторых, поименное поминовение усопших вечером не будет очень обременительным, ибо после нее предстоит трапеза, а затем краткие службы в виде малого повечерия и полунощницы, за которыми последует отдых. Во всяком случае, не только несоответственно по времени, но и обременительно совершать панихиду после утрени, а тем более, около полудня и в особенности неуместно это делать после литургии, когда было совершенно поминовение на проскомидии. На 25 и 26 занятии мы уже говорили о том, как и по каким правилам совершать домашние заупокойные моления, и в частности, знакомились с двумя канонами за усопших из которых один за единоумершего, а другой – общий, за многих умерших. Там же мы говорили о порядке домашнего их исполнения. Теперь поговорим о том, как это последование можно разнообразить. В частности, не все знают, что заупокойные каноны на панихиде меняются в соответствии с гласами недели и находятся в Октоихе на субботних утренях. В современном совершении панихиды у нас вместо этих канонов обычно поются одни лишь припевы и одни и те же ирмосы случайно взятые, которые на панихиде петь вообще не положено. Дело в том, что на панихиде, как и на молебне, канон должен петься без ирмосов. Относительно канона на молебне в Часослове дается прямое указание: начинаем канон… без ирмосов. И в Октоихе содержится примечание, что по примеру того, как во Святей Горе на молебнах не поют ирмосов всех песней, так после 50 пс. сразу поется припев и молебные тропари канона по ряду. И в Типиконе имеется довольно определенное указание о том, что канон во Октоихе усопших по гласу совершается НА ЧЕТЫРЕ.

http://azbyka.ru/video/89-kanony-ob-usop...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010