Глава I. История особенных церковных наказаний в древней Церкви и на православном востоке § 24. Настоящий отдел должен быть посвящен историческому рассмотрению особенных церковных наказаний, каковыми, с точки зрения теоретической, должны быть признаны те наказания, которые отражаются на правах специальных, вытекающих из особого положения клириков в составе церковного общества 493 . Нужно полагать, что различие между наказаниями клириков и наказаниями мирян обнаружилось в сфере деятельности церковного суда с первых же времен существования самой Церкви. Это различие естественным путем вытекало из различия самого положения тех и других в составе церковного общества. Если некоторые из канонистов утверждают, что первенствующая Церковь не знала этого различия 494 , то подобное утверждение должно быть признано сомнительным 495 . В послании Климента римского к коринфянам уже упоминается об отстранении коринфскою общиною пресвитеров от их должности 496 . Киприан упоминает об извержении и о временном запрещении духовных лиц 497 . Но особенную цену имеет для нас свидетельство Тертуллиана, которое дает ключ к уразумению тех воззрений Церкви, под влиянием которых сложилась церковная практика по вопросу о наказаниях духовных лиц. Тертуллиан 498 , первый из церковных писателей, прилагает к клиру название: «ordo», заимствуя это название из римской юридической жизни. Противополагая клир (ordo) 499 мирянам, народу (plebi), Тертуллиан переносит в сферу церковной жизни давно знакомое римской государственной жизни противоположение между ordo, под которым понималось сословие сенаторов в Риме (ordo senatorius) и сословие декурионов в муниципиях (ordo decurionum) – и между plebs, под каковое название подходили все остальные граждане, за исключением сенаторов и декурионов 500 . Сближение между клиром и сословием сенаторов и декурионов, оказавшееся возможным во 2-м веке христианской эры, должно было выступить гораздо более осязательно, когда Церковь соединилась весьма тесною связию с государством и когда на весь церковный строй был наложен, так сказать, штемпель византийского публичного права.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Многолетний опыт обучения истории Церкви студентов европейских и американских православных духовных школ подсказал мне хронологические рамки настоящего труда-это V, VI и VII века. Эти хронологические границы требуют краткого пояснения. Ведь история-процесс непрерывный, и ограничивающие пределы всегда выбираются историком с определенной целью, а именно-чтобы лучше представить собственное понимание событий. В мою задачу входит рассмотрение того периода истории Церкви, когда она- со своим богословием, своими учреждениями, богослужением и социальной деятельностью-вошла в общество Римской империи с ее политическими структурами, унаследованными от идеологии Рима. Этот период является решающим для нашего понимания Церкви сегодняшнего дня, и это касается не только особенностей в отношениях между Церковью и Государством, но также и тех решающих вероучительных выборов, которые выявились при расколах, разделивших христиан и до сих пор не изжитых. Церковь , неотделимая от своего Предания, не может решать сегодняшние проблемы без постоянного обращения к этим определяющим векам своего формирования. Хронологическим началом моей работы могло быть как царствование Константина (305–337), давшего христианам религиозную свободу, так и царствование Феодосия I (379–395), первого крещеного христианина на императорском престоле, или же царствование Юстиниана I (527–565), подавившего последние остатки язычества и утвердившего законом существование Империи как монолитно христианского общества. В двух первых вступительных главах достаточно подробно анализируются идеологические и юридические принципы, установленные при Константине и Феодосии. Без такого вступления нельзя понять ни византийское, ни латинское христианство . Однако изложение самой истории начинается с Халкидонского собора (451). Мой выбор именно 451 г. основан на том, что Халкидонский собор был во многих отношениях первым истинно «вселенским» собором, с подобающим представительством как Востока, так и Запада. От него же взяла начало и многовековая трещина в восточном христианстве, ясно указывающая на те проблемы, которым в будущем предстояло сделаться определяющими: это-разделения в результате христологических споров на Востоке и более резкое проявление нового осознания Западом римского примата. Эти проблемы, однако, не привели немедленно к окончательной схизме-сознание единства сохранялось в течение еще нескольких столетий, пока в середине VII века мусульманское завоевание не сделало разрыв между халкидонскими и нехалкидонскими общинами Ближнего Востока необратимым. Единство между Византией и Римом продержалось дольше, но те проблемы, которые в конце концов привели и к его разрыву, становятся ясными при изучении событий, которым посвящена настоящая книга.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В ноябре того же года в монастырь для расследования поданной ламентации прибыл игумен Аполлос — помощник благочинного монастырей о. Игнатия. Была опрошена братия, свой рапорт предоставил настоятель обители, донос был самым тщательным образом рассмотрен с фактической и юридической стороны, жалоба доносителей признана основанной на одних слухах и подозрениях, а сами доносчики попадали (согласно ст. 876 Свода законов, т. XV) в наказуемую категорию ябедников, затевающих тяжбы напрасно. Результаты докладывались Епархиальному начальству. Ожидаемого доносчиками результата — перемещения игумена Дамаскина в другой монастырь под надзор — не произошло. Однако и далее признания неосновательности поданной жалобы дело не подвинулось. Доносчики оставались в монастыре и «…видя, что от высшего начальства донощику не сделано ни малейшего замечания, возомнили, что написанное в доносе совершенно начальством оправдано, а потому с большей смелостью стали развращать братство и вооружать оное противу монастырского начальства…» (Л. 79–80). Неизвестные лица, подписав очередной донос именами некоторых Валаамских братий, отправили его графу Орлову (см. примеч. используя известность его как человека, отзывчивого на просьбы и жалобы и нередко входившего с различными предложениями в высшие инстанции. Рассмотрению обстоятельств этого послания и посвящено данное письмо. 1116.  …к Левашову… — Еще в 1828 г. протоиерей г. Бузука Оренбургской губернии о. Петр Левашов подал Царю послание, в котором описывал нравственное падение русского общества и требовал принятия срочных мер, грозя неминуемым Судом Божиим. Ответа не последовало. В 1848 г. о. Петр сочинил повторное послание, в котором вновь высказал мнение о бедственном положении дел в Российской Империи: «Всеавгустейший Монарх! Ещё раз приемлю дерзновение писать к Тебе . Отечество наше уже на пути, оплаканном пророком Иеремиею, мера нечестия переполнена…» — Далее, обвиняя светские и духовные власти во многих прегрешениях, предупреждает Государя: «…не внимай советам льстивым; посади окрест престола твоего мужей верных и богобоящихся, а мужей таковых обрящешь, если сам будешь верен Господу, аще же ни, но ожесточишь сердце твое — Царство твое престанет быти в языке волий, приидет внезапу мятеж и низвращение подобно бури будет!!!» (Дело по доносам… АВМ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Кроме епископов, лично обозревает церковные учреждения протопресвитер военного и морского духовенства, а также подчиненные ему благочинные. Наконец возможно производство ревизии в разных учреждениях, напр. в консисториях и в учебных заведениях, состоящих в ведении церкви, специально делегируемыми для того лицами. Глава III. Церковный суд § 89. Круг ведомства церковного суда: 1) по делам спорным. Христиане первых веков, следуя наставлению апостола Павла ( 1Кор.6:1. 5–8 ), избегали языческих судов и свои спорные дела, даже касавшиеся гражданских отношений, представляли на рассмотрение епископов, решения которых, не имевшие исполнительной силы в государстве, опирались исключительно на нравственный авторитет епископов и на церковную дисциплину. Для того, чтобы с большим удобством следить за разными историческими стадиями в развитии круга ведомства церковного суда со времени христианских императоров, нужно различать спорные дела между христианами вообще и спорные дела духовенства в особенности. а) Спорные дела вообще могут иметь различный характер, начиная от чисто духовного и кончая чисто гражданским или частноправным. аа) Чисто духовные дела (causae mere spirituales, как они названы были на западе в средние века), относящиеся к вопросам учения, богослужения и обрядов церковных, насколько мог в них заключаться юридический элемент, подлежащий спору и судебному разбирательству, везде и во все времена считались исключительно подсудными духовному суду. Но далеко не всегда одинаково понимался объем самой категории «духовных дел». Самое видное место в этой категории заняли брачные дела, на востоке в X-XI вв. после издания закона Льва Мудрого, связавшего юридическую силу брака с церковным его благословением, и закона Алексея Комнена, предоставившего все в ведение духовного суда, на западе около того же времени, после того как средневековыми схоластиками установлена была сакраментальность брака, как одного из семи церковных таинств. А к брачным делам могли быть относимы не только такие, в которых вопрос касается условий действительности брака и прекращения его, но и дела об обручении, о приданом, о законности рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В Киево-Печерской лавре состоялась пресс-конференция, посвященная религиозной ситуации на Украине 27 марта 2019 г. 12:21 26 марта 2019 года в Киево-Печерской лавре состоялась пресс-конференция « Украинская Православная Церковь в марте: реакция международных организаций, судебные иски, религиозные конфликты в регионах — цифры и факты». В пресс-конференции приняли участие председатель Информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви  архиепископ Нежинский и Прилукский Климент , председатель Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Барышевский Виктор , председатель Юридического отдела Украинской Православной Церкви протоиерей Александр Бахов, глава пресс-службы Волынской епархии протоиерей Олег Точинский, верующие пострадавших общин. Во время пресс-конференции  была представлена интерактивная карта захватов храмов религиозных общин Украинской Православной Церкви, размещенная на сайте Юридического отдела УПЦ. Журналистов проинформировали об иске  Киевской митрополии Украинской Православной Церкви к Министерству культуры Украины — об отмене приказа об утверждении религиоведческой экспертизы по установлению перечня религиозных организаций (объединений), подпадающих под действие норм ч. 7 и ч. 8 ст. 12 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Кроме того, участники пресс-конференции рассказали о деятельности Украинской Православной Церкви в марте на международном уровне, о реакции международной общественности на нарушение прав верующих Украинской Православной Церкви, а также о правовой работе и судебных исках. На примере Волынской епархии были рассмотрены механизмы захватов храмов, характерные и для других регионов Украины, нарушения прав и случаи избиения верующих. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5400419.ht...

Arhiva A avut loc edina comisiei Adunrii Intersoborniceti în problemele organizrii vieii mnstirilor i a monahismului 24 martie 2015 13:56 23 марта 2015 года на Патриаршем подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Москве состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Заседание возглавил председатель Комиссии митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Это заседание стало первым после проведенной в октябре ротации состава Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. По ее итогам, в частности, глава Нижегородской митрополии стал членом и председателем комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Как сообщил главный редактор СМИ Нижегородской митрополии священник Василий Спирин, сопровождавший владыку Георгия в поездке, заседание было посвящено вопросам организации работы Комиссии. Президиум Межсоборного присутствия в январе предложил членам Комиссии для рассмотрения пять тем: «Внутренний устав монастырей», «Юридические аспекты поступления в монастыри и ухода из них», «Священнослужение монахов в женских монастырях и на приходах», «Практика откровения помыслов в монастырях, духовное руководство монашествующими и мирянами в монастырях», «Ученое монашество сегодня: актуальные вопросы и перспективы развития». По всем пяти темам на заседании были сформированы рабочие группы, которые должны подготовить соответствующие документы. Также утвержден график создания документов: до 2018 года Комиссия должна подготовить пять документов для рассмотрения президиумом Межсоборного присутствия. Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4016698...

Правозащитники проверят факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви в г. Золочев 15 июля 2020 г. 15:37 Правозащитная организация со специальным консультационным статусом при Экономическом и социальном совете ООН NGO «Public Advocacy» (НПО «Общественная правозащита») начала проверку фактов, изложенных в заявлении Юридического отдела Украинской Православной Церкви о нарушениях прав верующих в г. Золочев Львовской области, сообщает сайт Protiktor.com . «В частности, нами подготовлены запросы в органы местного самоуправления г. Золочев и к государственным органам областного уровня с просьбой подтвердить или опровергнуть наличие публичных обращений органов государственной власти и местного самоуправления о " запрете Московского Патриархата " и иных подобных высказываний со стороны публичных политиков и государственных служащих», — говорится в сообщении. Запросы направлены в рамках участия NGO «Public Advocacy» в процедуре рассмотрения исполнения государством Украина международных обязательство по соблюдению прав человека Универсального периодического обзора ООН и в рамках контроля рассмотрения Украиной совместной международной коммуникации специальных докладчиков ООН о нарушении прав верующих Украинской Православной Церкви, которая была направлена государству Украина 30 октября 2018 года. Ранее NGO «Public Advocacy» выступила организатором специального мероприятия в штаб-квартире ООН в Женеве, посвященного положению религиозных конфессий православного вероисповедания Украины, Черногории, Северной Македонии и Ближнего Востока. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5663571.ht...

В Государственной Думе России прошло заседание круглого стола, посвященного теме «Концепция законопроектов о поправках в закон " О соотечественниках " » 2 июня 2010 г. 13:38 1 июня 2010 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации прошел круглый стол на тему «Концепция законопроектов о поправках в Федеральный закон " О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом " ». Законопроекты о поправках в указанный закон были внесены Правительством России и депутатами К.Ф. Затулиным и И.А. Яровой. В работе круглого стола приняли участие депутаты Государственной Думы, члены государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия», ученые и эксперты. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата представлял секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья священник Сергий Звонарев. Участники встречи высказались о сильных и слабых сторонах законодательных инициатив, внесенных на рассмотрение Государственной Думы. Представитель ОВЦС изложил церковную позицию по обсуждаемым законопроектам, а также по действующему ныне закону «О соотечественниках» от 1999 года. Было отмечено, что в указанных предложениях и в самом законе не учитывается роль Русской Православной Церкви и других традиционных религий в деле духовно-нравственной поддержки и консолидации соотечественников, проживающих за рубежом. Это обстоятельство побудило Отдел внешних церковных связей разработать проект нормативных предложений для внесения в закон «О соотечественниках». С точки зрения Церкви Российское государство могло бы содействовать социально значимым инициативам религиозных организаций, оказанию ими духовной помощи соотечественникам, сохранению языка и культуры. Органы государственной власти Российской Федерации могли бы также оказывать юридическую, консультативную и иную помощь в создании религиозных организаций (приходов) за рубежом. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/196773.htm...

Состоялось первое в 2018 году заседание Бюро Президиума Всемирного русского народного собора 13 марта 2018 г. 11:10 7 марта 2018 года в Малахитовом зале гостиницы «Даниловская» в Москве состоялось первое в этом году заседание Бюро Президиума Всемирного русского народного собора под председательством заместителей главы Собора епископа Воскресенского Саввы  и О.А. Костина. Участники заседания заслушали отчет о деятельности ВРНС за 2017 год и о прошедших в январе-феврале 2018 года мероприятиях, посвященных 25-летию Собора, начавшихся в регионах России: Хабаровском крае, Новосибирской и Самарской областях, Калмыкии. Было принято решение продолжить активную проектную деятельность, посвященную юбилею Собора в региональных отделениях ВРНС, в том числе на площадках ведущих вузов и авторитетных общественных организаций. Также на заседании члены Бюро подробно обсудили концепцию и формат проведения юбилейного ВРНС в 2018 году. Выступавшие особо обращали внимание на важность адекватного раскрытия роли Всемирного русского народного собора в новейшей российской истории, вклада организации в преодоление раскола общества, продвижение идеи гражданского мира и общественного диалога. В заключение членами Бюро были рассмотрены юридические и организационные вопросы, связанные с деятельностью региональных отделений ВРНС. Пресс-служба ВРНС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5160773.ht...

3. Завет Божий. Слово «Завет», или «Союз» (евр. брит, месопотамск. бритум), первоначально было юридическим термином. Союзы регулировали отношения между племенами и царствами. Но Моисеев Завет заключает в себе новый смысл: он говорит о тайне избрания Богом определенной группы людей, предназначенных для Его провиденциальных целей. Он говорит о создании нового народа, образованного из нестройной толпы рабов, в том числе и иноплеменных. Народ этот творится по воле Божией, а не естественным путем. В основу его жизни полагается Завет с Богом. В Его Домостроительстве Израилю предстоит стать духовной общностью, Церковью. Синайский Завет выражен в формуле, напоминающей брачный договор: «Вы будете Моим народом, а Я буду вашим Богом». Иными словами, цель Завета — единение Сущего с людьми . На Синае смысл ее полностью еще не раскрыт. Ягве лишь возвещает: «Вы будете у Меня царством священников и народом святым» (19,6). Священник — служитель Бога, святой — это тот, кто посвящен Ему. Заключая новый Завет, Господь Иисус открывает путь, ведущий от национальной Церкви к Вселенской. И Вселенская Церковь сохранит для своего призвания термины Синайского Завета. «Но вы — род избранный, — говорит ап. Петр христианам, — царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. Некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр 2,9-10). Входя в Завет, верные становятся «соработниками» Бога, участниками Его замыслов и деяний (1 Кор 3,9). Символика Завета включает обряд окропления кровью (Исх 24,8). Кровь, означающая жизнь, служила знаком единства и родства при заключении союзов. Окропленные ею становились единокровными, независимо от своего происхождения. Поскольку лишь Творец властен над жизнью, кровь запрещалось употреблять в пищу. С явлением в мир Богочеловека Кровь и Плоть Самого Воплотившегося станет Его священной Трапезой, предлагаемой верным. Она соединяет их в единую духовную семью (Церковь) и дарует единение с Богочеловеком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010