Синодальний у справах випустив з 31 липня 2014 р. 14:27 По благословению епископа Выборгского и Приозерского Игнатия , председателя Синодального отдела по делам молодежи , издан комплекс методических пособий по организации волонтерской деятельности. Шесть методических пособий, посвященных главным аспектам организации волонтерской работы, ее юридическим аспектам и основным практическим вопросам изданы общим тиражом девять тысяч экземпляров и раздаются в рамках образовательных проектов Синодального отдела по делам молодежи и Православного волонтерского центра на встречах с молодежью в епархиях, на православных молодежных фестивалях, на волонтерских акциях. Комплекс пособий включает следующие издания: «Волонтерство. Общие вопросы». Пособие посвящено основным аспектам организации православного волонтерского отряда. Рассматриваются история и современное состояние волонтерского движения; актуальные юридические вопросы волонтерской деятельности в России; рассказывается о структурах добровольческих объединений; описывается большое количество востребованных проектов; приводятся практические упражнения для сплочения волонтерской команды; даются несколько вариантов тем для беседы со священником и святоотеческие высказывания о добровольной помощи ближнему; «Организация волонтерских мероприятий». Пособие посвящено рассмотрению базовых вопросов, касающихся организации добровольческих акций. Рассматриваются форматы и виды различных мероприятий; описываются необходимые технические требования проведения акций; более подробно рассматриваются вопросы организации культурно-досуговых программ; приводятся образцы основных юридических документов, необходимых для проведения волонтерских мероприятий; «Волонтерская работа: социально-ориентированные акции» . В пособии рассматриваются вопросы организации социальной работы. Анализируются потребности и особенности различных групп нуждающихся в помощи людей. Подробно описываются формы и виды волонтерской помощи для каждой конкретной группы, даются практические советы по наиболее эффективной организации социального служения;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3699014...

На заседании Госдумы 25 сентября депутат Д.И. Савельев задал вопрос: «Кто знает, что такое нормальное воспитание и развитие, и кто будет определять эту норму?» Представляющая законопроект о социальном патронате зам. министра образования и науки Н.В. Третьяк ответила так: «Препятствует ли ситуация, сложившаяся в семье, нормальному развитию ребенка, решат совместно органы опеки и попечительства и семья» . Очень трогательная риторика, но про права семьи в законопроекте нет ни слова, а это значит, что решать будут органы опеки на свое усмотрение. А что значит «родители отрицательно влияют на поведение» ребенка? В законопроекте это не поясняется, а на практике эту формулировку можно применить к чему угодно. Например, сейчас государство ужесточает свою позицию по отношению к курению, а папа курит. Или мама любит смотреть сериалы или проводит много времени за компьютером. А, например, человек «нетрадиционной ориентации» скажет, что отрицательным примером для ребенка является твердый моногамный брак родителей. Нет абсолютно никаких критериев для вынесения оценки! Даже если бы они и существовали – кто может утверждать, что он человек совершенный, чуждый любых негативных качеств? Никто! А это значит, что под такую формулировку может попасть любой родитель! А попадет он или нет, зависит только от решения конкретного чиновника органов опеки. Так что социальный патронат может быть установлен над любой семьей! Подтверждает это и следующее. 20 сентября на круглом столе в Госдуме представительница комитета по вопросам семьи, женщин и детей огласила проект постановления (подзаконный акт), в котором говорится, что основанием для назначения социального патроната будет являться «выявление однократного акта насилия (как физического, так и психологического), не повлекшего опасности для жизни и здоровья » . При этом планируется использовать чрезвычайно широкое понимание термина «насилие». Но и это еще не все. На официальном сайте Госдумы РФ в «Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности» (в ней отражается информация о внесении и рассмотрении всех законопроектов) есть и страница, посвященная закону о социальной опеке. На ней опубликовано Заключение Правового управления от 23 мая 2012 года с оценкой юридической адекватности законопроекта. Двух из его положений мы коснемся. «Обращаем внимание, что законопроект содержит внутренние противоречия, касающиеся определения семьи, в отношении которой может быть установлен социальный патронат» . Дело в том, что в разных местах законопроекта основания для установления социального патроната сформулированы по-разному!

http://pravoslavie.ru/58176.html

Игорь Рысин Скачать epub pdf Осмысление догмата об Искупительной Жертве Иисуса Христа в творениях Ефрема Сирина Догматическое учение святого Ефрема Сирина не становилось предметом тщательного исследования ни в русском, ни в зарубежном богословии, – к такому предварительному выводу можно прийти после прочтения статьи « Ефрем Сирин » в Православной энциклопедии: к небольшому разделу, посвященному богословию сирийского Отца Церкви, не прилагается ни одного (!) источника литературы. Возможно, это объясняется тем, что, как пишут авторы раздела Н. Н. Селезнев и С. Брок, «Мысль Е.С. отвергает намеренную систематизацию, и даже систематическое изложение его богословия несет в себе опасность придания ей несвойственных форм» (Православная энциклопедия. Т. 19). Однако попытки описать догматическое учение святого Ефрема и в русском, и в зарубежном богословии все же предпринимались (краткая историография приводится, например, в книге прот. Г. В. Флоровского «Восточные Отцы Церкви», значительно более обширная – в книге Игнасио Ортиса де Урбины «Сирийская патрология»). В своей статье из зарубежных работ мы остановимся только на вышеупомянутой «Сирийской патрологии» и «Догматике» преподобного Иустина (Поповича) . Из отечественных исследований рассмотрим сначала труды по патрологии, затем труды по догматическому богословию, а именно приведенные в них в разделе о деле нашего спасения цитаты из творений святого Ефрема Сирина , и напоследок некоторые другие материалы по этому предмету. Заранее скажем, что в первую очередь нас интересует вопрос о том, есть ли в творениях святого Ефрема слова, ясно и недвусмысленно доказывающие истинность церковного учения об Искуплении, получившего в модернистских сочинениях название «юридической теории Искупления». Архиепископ Филарет (Гумилевский) отмечает, что «почти нет ни одного догматического предмета, которого не касался бы св. Ефрем» ( Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви, с. 119) и указывает свойство догматических творений святого: «Св. Ефрем не входит в намеренное рассмотрение оснований, на которых утверждается истина, а только указывает на эти основания при излиянии чувств и благоговейных мыслей» (Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви, с. 119). Непосредственно о раскрытии догмата об Искуплении Ефремом Сирином архиепископ Филарет ничего не пишет.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/do...

В VI веке чётко обозначилась независимость статуса канонов от законов, причём первые получили верховенство над вторыми. В церковно-правовых сборниках был произведён переход от хронологической (Корпус канонов) к предметной систематизации материала (Синагога L титулов). Повышалось качество упорядочивания материала в сторону лучшей организации изложения норм права (Собрание канонов LX титулов и Синагога L титулов; Собрания законов XXV и LXXXVII глав и Трёхчастный сборник). Кроме того, стал отчётливо проявляться консервативный характер развития собственно церковного законодательства: новые нормы добавлялись в сборники к уже имеющимся старым, а старые сохранялись без каких-либо изменений даже в тех случаях, если между ними возникали коллизии. С этой особенностью была связана такая характерная черта церковного права Византии, как зависимость её свода от самих источников. Как отмечает Д. Вагскал, каноны не существуют в Предании в качестве развоплощённых норм или абстрактных правил. Наоборот, правила последовательно связываются с их изначальным источником: I Всел. 2, Григ. Нис. 4. Закономерным следствием такого отношения к источникам стало то, что нормы церковного права при помещении их в сборники сохраняли свою форму и за редким исключением (Синагога L титулов) не подвергались переработке. Таким образом, происходившая систематизация имела некодифицированный характер. Последняя, самая большая по объёму третья глава посвящена рассмотрению наиболее влиятельного систематизированного сборника по церковному праву в истории Православной Церкви – Номоканону XIV титулов. Этот Номоканон, как по структуре, так и по полноте источников государственного права превосходит Номоканон L титулов, вскоре уступивший ему первенство по влиянию и значению. В параграфе 3.1 описывается структура данного сборника, когда он принял свой современный вид в конце XII века. Номоканон состоит из вводной части и содержательной части, изложенной в 14 титулах. Во вводную часть входят 2 вступительных стихотворения патриарха Феодора Вальсамона, 2 отдельных введения, перечень входящих в Номоканон канонов, оглавление 14 титулов с указанием наименований всех глав и, наконец, изъяснение самого патриарха Ф. Вальсамона о том, что послужило поводом к составлению толкования на Номоканон и каким образом он это сделал.

http://bogoslov.ru/article/2684691

Данная статья сама не вводит никакой юридической ответственности, она является отсылающей к другим нормативноправовым актам. Нормы уголовного и административного права содержат целый ряд положений, устанавливающих ответственность за правонарушения в сфере свободы совести. Этой теме посвящена глава 16 данной книги. К числу иных видов ответственности следует отнести гражданско-правовую, наступающую в связи с обращением в суд с гражданским иском лица, права которого были нарушены действиями других юридических или физических лиц или органов власти, а также дисциплинарную ответственность, к которой привлекаются должностные лица, нарушившие законодательство или иным образом не выполнившие свои обязанности. Завершающая статья 27 посвящена вопросам, связанным с вступлением в силу рассматриваемого Закона. Религиозные организации были обязаны привести свои уставы и иные учредительные документы в соответствие с данным Законом и пройти перерегистрацию в установленный срок (первоначально до 31.12.1999 г., затем срок был продлен до 31.12.2000 г.). Перерегистрация призвана была обеспечить ликвидацию фактически прекративших свою деятельность и допускающих нарушения законодательства религиозных организаций. Помимо этого, предполагалось частично ограничить правоспособность религиозных организаций, не имеющих документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет при условии их ежегодной перерегистрации до наступления указанного пятнадцатилетнего срока. Однако Конституционный Суд (см. ниже) дал иное толкование относительно применения указанной нормы Закона. Разногласия по поводу применения некоторых норм Закона стали причиной обращения заинтересованных лиц в Конституционный Суд, акты которого стали важным разъяснением содержания этих норм. 23 ноября 1999 г. Конституционный Суд Российской Федерации вынес решение по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого п. 3 ст. 27 . Поводом для рассмотрения явились поданные независимо друг от друга и соединенные в одном производстве жалобы религиозного общества Свидетелей Иеговы в Ярославле и религиозной организации «Христианская церковь Прославления» (Абакан, Республика Хакасия). Органы власти, ссылаясь на данную норму Закона, отказывали жалобщикам в возможности пользоваться следующими предусмотренными Законом правами:

http://pravoslavie.ru/60935.html

В статье 103 М. С. Иванова рассматривается вопрос широкого распространения ветхозаветных псалмов в христианской Церкви 104 . Причину популярности Псалтири автор объясняет, прежде всего, внутренними достоинствами самой Книги, «ее особой духовной окрыленностью, поэтической выразительностью и богословской глубиной» 105 . Приводя слова святого Василия Великого о том, что «Книги Псалмов объемлет все, что представляют все другие Священные Книги» 106 , автор называет Псалтирь «малой Библией ». Также М. Иванов рассматривает вопрос многообразия содержания Псалтири, указывая, что она является «прежде всего Книгой молитв» 107 , и «псалмы касаются всех основных библейских тем» 108 . Статья 109 митрополита Филарета (Денисенко) представляет собой пространное обобщение его публичных бесед и содержит анализ облика Христа в контексте эпохи, с использованием исторических источников. Автор опирается не только на Священное Писание , но и на труды святых отцов. Статью отличает использование многочисленных научных терминов и оборотов: «борьба против внешнего формально юридического понимания…» 110 , «любовь Христа сочетается с объективным знанием психологической обусловленности человеческих действий» 111 , но при этом ее нельзя назвать строго экзегетической. Публикации о выдающихся ученых – библеистах Статья 112 архимандрита Симона (Новикова) посвящена деятельности святителя Филарета (Дроздова) на ниве библеистики, а именно – его вкладу в экзегетическую науку. Называя святителя первым русским экзегетом, показавшим образцы научного толкования, автор также освещает работы митрополита Филарета в области герменевтики и исагогики. Приводя в пример множество последующих трудов ученых, автор подчеркивает влияние святителя на разнообразные богословские области науки. В конце статьи дается приложение со списком трудов митрополита Филарета по изучению Библии. Статья 113 архимандрита Симона (Новикова) посвящена рассмотрению биографии и деятельности профессора МДА М. Д. Муретова (1851–1917 гг.). Автор подробно анализирует статьи М. Д. Муретова по экзегетике Евангелий, родословной Христа, синоптической проблеме. При этом отмечается, что, хотя проф. Муретов оставил после себя множество работ, посвященных исследованию отдельных, интересующих его вопросов, однако систематического труда по Четвероевангелию не создал. Стоит отметить, что характерной особенностью статей архим. Симона является публикация списка трудов рассматриваемых им личностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРАТСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ добровольные объединения мирян, обычно при приходских храмах (реже при монастырских), задачей Б. п. является попечение о храме, просветительская, образовательная, благотворительная деятельность, защита Православия. Б. п. на Украине и в Белоруссии в XVI-XVII вв. Происхождение Б. п. связано с развитием различных видов объединений правосл. мирян: приходских общин, «медовых» союзов, ремесленных цехов, групп коллективных патронов. Наиболее архаичной формой объединения мирян на украинско-белорус. землях является «медовое» братство, главная функция к-рого сводилась к ритуальному употреблению меда в дни, посвященные первоначально богам - покровителям местной общины, затем христ. праздникам. С развитием общественных отношений при храмах формировались союзы представителей определенных профессий или социальных групп - ремесленные цеха, братства представителей городской верхушки и т. д. Наиболее поздней формой союзов следует считать коллективные объединения мирян - патронов храма. Между различными видами союзов не существовало четкой границы, наименование «братство» применялось по отношению ко всем рассмотренным союзам мирян (напр., из 26 братств, наиболее активно действовавших в кон. XVI в. на украинско-белорус. землях, 7 объединений регулярно сытили мед и по этому признаку могут считаться «медовыми» братствами, 4 союза являлись ремесленными цехами, 6 - общегородскими объединениями, 2 совмещали в себе различные признаки). В сер. XVI в. ряд приходов Перемышльской и Львовской епархий сочли необходимым юридически закрепить традиц. для правосл. общин права и функции и по образцу католич. союзов образовать особые приходские братства, получившие наименование «духовных»: были созданы Львовские Благовещенское (1542) и Никольское (1544) братства, Дрогобычское Крестовоздвиженское (1556), Вишенское Троицкое (1563) и, возможно, Перемышльское Рождества Иоанна Крестителя (1571). Все они получили письменное подтверждение своих прав от епархиальных архиереев. Эти права заключались в способствовании «душевному избавлению и по смерти покою и на память вечноя предком и родителям их». Братчики брали на себя обязательства помогать заболевшим и обедневшим членам братства и участвовать в похоронах, на деньги братчиков ежегодно служились 4 заупокойные службы и 1 молебен. Кроме того, отдельные общины, обычно в крупных городах, где проблема защиты правосл. храмов от посягательств католиков стояла очень остро, имели письменное подтверждение своего права опеки над храмом (львовские мещане получили такое право по отношению к Успенской ц. еще в сер. XV в.).

http://pravenc.ru/text/153359.html

Газета сообщала, что гр. Фредерикс освобождается из-под стражи под залог в 50 т. руб. Этот залог женою на другой день был внесен, но старый граф продолжал оставаться под стражей. Оставался он под арестом и после жалобы министру юстиции. И только 24 сентября Фредерикс был освобожден под внесенный залог 148 . Объяснить и понять перипетии злоключений старого министра Двора невозможно. И невольно еще раз хочется поставить вопрос: что в действительности затягивало работу Чр. Сл. Ком. – «историческое» расследование или «криминализация» преступлений, т.е. сторона общественная или судейская? Общественная сторона не требовала ни арестов, ни содержания в Петропавловской крепости, ни юридического «крючкотворства», ни многомесячного заключения в тюрьмах. Со стороны общественной совершенно было безразлично, что читал бы в своем каземате привлекаемый к уголовной ответственности министр старого режима Щегловитов. Между тем по предложению министра юстиции в июле Президиум Чр. Сл. Ком. рассматривал ходатайство Щегловитова о разрешении ему читать специальные юридические журналы и известный московский орган «Вопросы Философии и Психологии». Препятствий не нашлось – и то хорошо. 5. Дело об «измене» Я сознательно поставил при рассмотрении работы Чрез. След. Комиссии на последнее место вопрос, наиболее тесно соприкасающийся с основной темой, которой посвящена моя книга. Мне казалось, что дело царской четы яснее выявится на общем фоне деятельности Комиссии. В сущности, это «дело», как мы знаем из показаний самого первого министра юстиции Временного Правительства, должно было сводиться только к выяснению деятельности имп. Николая II и имп. Алекс. Федор, со стороны заключающегося в ней криминала, устанавливаемого статьей 108 Уг. Улож. Постановка была, очевидно, туманна и неясна, как это достаточно отчетливо видно из воспоминаний тов. председателя Комиссии Завадского. Он пишет: «Мне тогда же говорили со ссылкой на Н.П. Карабчевского, что А.Ф. Керенский думал о предании суду даже отрекшегося Императора 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

«Взирая на " Бессмертный полк " , понимаешь, что политическая мотивация, которая иногда выводит людей на улицы (не имеет значения, " за " или " против " ), ничто по сравнению с этой глубинной нравственной мотивацией. В безрелигиозном обществе такая мотивация не работает. Поэтому, в каком-то смысле, вне зависимости от отношения людей к вере, феномен " Бессмертного полка " имеет ярко выраженное религиозное и нравственное измерение»,  заявил Святейший Патриарх Кирилл. «То, как мы ныне празднуем День Победы, является знаком того, как важно для нашего народа демонстрировать свою приверженность нравственным принципам, на которых основывается жизнь нашего народа, и свидетельствовать об этих принципах. Думаю, " Бессмертный полк "  — это знак не только нашему народу, народам бывшего Советского Союза, но и сигнал вообще всему миру. И я не удивлюсь, если это замечательное начинание будет распространяться и на многие другие страны, ведь оно может стать мощным объединяющим началом», — заключил Святейший Владыка.  Повестка дня включает рассмотрение вопросов об исполнении решений Высшего Церковного Совета и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (докладчики — ответственные лица согласно протоколам заседаний Высшего Церковного Совета), документов, посвященных духовному образованию, и ряда других вопросов. В состав Высшего Церковного Совета под председательством Святейшего Патриарха входят: К участию в заседании были приглашены:  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС; архимандрит Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Максим Козлов , первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви; священник Александр Стародубцев, руководитель проекта дистанционного образования Учебного комитета Русской Православной Церкви; игумения Ксения (Чернега) , руководитель Юридической службы Московской Патриархии; А.В. Щипков , первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Новоселов был убежденным сторонником «имяславия», он полагал, что его разгром на Афоне во многом предопределил трагический путь России в дальнейшем. Но Синодальное послание, посвященное рассмотрению вопроса об Имени Божием, возмутило Новоселова не только по существу, но и по форме – как выражение усвоенного православной иерархией ложного католического взгляда на значение авторитета в Церкви. «Наша иерархия привыкла смотреть на себя (и привила этот взгляд пастве) глазами римского католика, видящего в своем первоиерархе непогрешимого судью в области веры... Изрекая строгий, безапелляционный приговор афонитам-имяславцам, Синод исходил из сознания иерархической непогрешимости» 35 . Следует отметить, что вопрос о почитании Имени Божия является непростым, в нем богословская проблематика тесно соединяется с проблематикой философии имени. В защиту имяславия выступили священники Павел Флоренский и Сергий Булгаков , философы В.Ф. Эрн, А.Ф. Лосев и др. Многие были недовольны поспешностью решения столь сложного богословского вопроса и Константинопольскими патриархами, и Святейшим Синодом. Для решения всех церковно-юридических и богословских вопросов, связанных с Афонским делом, на Соборе 1917–1918 годов в отделе «Внешняя и внутренняя миссия» был создан «Подотдел об Афонском движении, связанном с почитанием Имени Божия». К сожалению, в связи с недолгим временем работы Собора (подотдел собирался всего три раза) никаких решений по этому вопросу принято не было. Окончательного разрешения он не получил и по сей день. Большевистский переворот знаменовал начало новой эпохи в жизни Русской Православной Церкви – эпохи притеснений, гонений, преследований. Михаил Александрович Новоселов был одним из тех, кто твердо встал на защиту Православия в трудное для него время. Так, он был членом Временного Совета объединенных приходов города Москвы, и мы встречаем его имя на выпущенном этим Советом в начале февраля 1918 года воззвании-листовке, которая призывала верующих защищать храмы от посягательств богоборной власти, рекомендуя в случае посягательств власти на церковное имущество «тревожным звоном (набатом) созвать прихожан на защиту церкви», не прибегая, впрочем, к силе оружия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010