Либеро Джероза Скачать epub pdf Глава пятая. Харизма и формы объединения верующих В рамках соборной экклезиологии, сконцентрированной вокруг понятия communio, «charismata sunt necessaria pro vita Ecclesiae» (харизмы необходимы для жизни Церкви) 632 . В первой главе, посвященной богословскому обоснованию канонического права, была подробно показана их юридическая значимость, и в первую очередь значимость так называемой первичной харизмы 633 . Изучение ее конституционально-юридической роли дало современной канонистике возможность сделать первые шаги в направлении разработки подлинно общей теории харизмы в каноническом праве, а также, – и прежде всего, – переосмыслить богословские основания канонического права в том, что касается феномена ассоциации в Церкви 634 . Множественность и разнообразие новых ассоциативных форм, признанных Вторым Ватиканским собором и другими документами Магистерия 635 , а также множественность и разнообразие традицион ных форм церковных монашеских и секулярных объединений, требуют некоторых предварительных вероучительных разъяснений, прежде чем мы перейдем к рассмотрению кодексных норм относительно ассоциаций верующих (каноны 298_329), а также институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни (каноны 573_746). 18. Теологические основания и критерии различения 18.1 Конституциональный характер различных форм aggregationes fidelium (объединений верующих) Первое разъяснение касается различения, не вполне адекватного в каноническом праве, между конституциональным правом и правом, регулирующим разнообразные формы церковных объединений. Уже несколько лет назад анализ дискуссий вокруг систематики нового Кодекса канонического права позволил сформулировать это непростое различие следующим образом: если ключевым концептом конституционального права является соборное понятие communio, то право ассоциаций всецело сконцентрировано вокруг понятия consociatio (объединения, сообщества) 636 . В историко-экклезиологическом аспекте в первую очередь следует указать на тот факт, что многие церковные объединения, как древние (например, монашеские ордены и братства), так и новые (церковные движения), родились не из одного только человеческого желания объединиться, но благодаря объединяющей силе, полученной их основателем или основательницей как дар первичной харизмы. Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что такие формы церковной жизни, согласно учению Второго Ватиканского собора, часто не имеют специфических особых целей, но «преследуют общую цель всей Церкви» (AA 19,1).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

2-е в силу принесения обетов не утратил право собственности, то он вновь обретает право Пользования и распоряжения прежде принадлежавшим ему имуществом и доходами с него; всё полученное позже полностью принадлежит ему; 3-е при этом в обоих случаях имуществом, передаваемым ему не ради него самого, он должен распоряжаться в соответствии с волей пожертвователей. 707 § 1. Монашествующий почётный Епископ может избрать для себя место жительства даже вне обителей своего института, если Апостольским Престолом не предусмотрено иного. § 2. Что касается соответствующего и достойного содержания этого Епископа, то, если он служил какому-либо диоцезу, должен быть соблюдён кан. 402, § 2, если только содержание не захочет обеспечить его институт; в противном случае Апостольский Престол должен распорядиться иначе. Caput VII : De conferentiis superiorum maiorum – Глава VII : О конференциях старших настоятелей 708 Старшие настоятели могут для пользы дела объединяться в конференции или советы, чтобы совместными усилиями трудиться ради более полного достижения цели каждого института при непременном сохранении их автономии, характера и духа, либо для рассмотрения общих дел, либо для установления надлежащей координации и сотрудничества с конференциями Епископов, а также с отдельными Епископами. 709 Конференции старших настоятелей должны иметь свои уставы, утверждённые Апостольским Престолом, причём только им они могут быть учреждены даже как юридические лица и пребывают под его верховным руководством. Titulis III : De institutis saecularibus – Титул III: О сикулярных институтах 710 Секулярный институт есть институт посвящённой жизни, в котором верующие христиане, живя в миру, стремятся к совершенству христианской любви и стараются содействовать освящению мира, причём прежде всего «изнутри». 711 Член секулярного института в силу своего посвящения не изменяет собственного канонического положения мирянина или клирика в народе Божием, причём должны быть соблюдены предписания права, относящиеся к институтам посвящённой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

451 См., например, IV Sent. q. 22 a. 1 sol. 3, цитируется в: K. Rahner, Penitenza (Sacramento della), в: SacrM, Vol. VI (1976), coll. 305_332, здесь coll. 326; см. также каноны 959 и 987. 454 Giovanni Paolo II, Reconciliatio et paenitentia, op. cit., n. 32. Вторая литургическая форма – примирение нескольких кающихся посредством исповеди и индивидуального отпущения – даже не упоминается в кан. 960, потому что равнозначна первой форме в том, что касается нормативной стороны oбpядa.(Reconciliamio et paenitentia, op. cit., n. 32). Как следствие, в силу канона 2, следует обратиться к Ordo paenitentiae, op. cit., nn. 22_30. 456 Подробное рассмотрение этой сложной юридическо-пастырской ситуации см. в: L. Gerosa, Diritto ecclrsiale e pastorale, Torino 1991, сс. 176_180. 457 См. Ch. Von Schonborn, Sacrsmento della penitenza, celebrazioni penitenziali ed evangelizzazione, в: Communio 40 (1978), сс. 65_77, здесь с. 71. 458 Ясное и сжатое изложение этих кодексных норм см. в: L. Mismm, Il libro IV: La funzione di santificare nella Chiesa, в: Il nuovo Codice di diritto canonico. Studi, Torino 1985, сс. 165_193, здесь сс. 185_188. 460 См. H. Muller, Die Ausubung der geistlichen Vollmacht im Sakrament der Versohnung, в: Erfahrungen mit dem BuЯsakramenm, hrsg. von K. Baumgartner, Bd. II, Munchen1979, сс. 432_445, здесь с. 440. 462 В этом отношении см. K. Morsdorf, Der Kirchenbann im Lichte der Unterscheidung zwischen ausserem und innerem Bereich, в: Idem, Schriften zum kanknischen Recht, hrsg. von W. Aymans-K.-Th. Geringer-H. Schmitz, Paderborn-Munchen-Wien-Zurich1989, сс. 864_876, особенно с. 875. 463 В соответствии с законом за Святым Престолом сохранияются пять отлучений: связанное с профанацией даров евхаристии (кан. 1367); отлучение применившего физическое насилие против римского первосвященника (кан. 1370); отлучение за посвящение в епископский сан без соответствующего мандата (кан. 1382); за нарушение таинства исповеди (кан. 1388); за отпущение, данное соучастнику (кан. 1378 § 2). О предмете в целом см. V. De Paolis, Cessazione della pena, в: NDDC, сс. 147_152.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В 70-й статье устава духовных консисторий говорится, что рукоположение в священный сан есть дело, принадлежащее непосредственному рассмотрению и решению епархиального архиерея, который удостоверяется в достоинстве ищущего посвящения и, по рукоположении, снабжает его грамотой. Правильнее было бы сказать, что в существующей церковной практике не только рукоположение, как акт сакраментальный, но и определение на духовную должность, как акт юридический, есть дело, подлежащее непосредственному рассмотрению и решению епархиального архиерея, или, говоря языком западного канонического права, духовные должности замещаются в силу свободной епископской колляции. В настоящее время de jure не существует – ни приходских выборов, не только практиковавшихся в древней Руси в обширных размерах, но и переходивших даже в наем священно- и церковно-служителей на известный срок, с совершенным почти устранением епархиального архиерея от замещения духовных должностей в приходах 1059 , – ни прав патронатских, которые в неразвитом виде существовали и в московском государстве, в более развитом, хотя и довольно беспорядочном, виде в юго-западной Русо, благодаря ее непосредственному соседству и знакомству с западно-католическим церковным строем 1060 . Но само собой разумеется, что если de ju­re епархиальный архиерей действует в замещении духовных должностей независимо от постороннего влияния, то de facto он весьма часто ставится в необходимость внимать разным ходатайствам не только основательным, каковыми могли бы быть ходатайства лиц, действительно оказавших или оказывающих услуги известному церковному учреждению, но и не имеющим в своей основе ни одного из тех обстоятельств, из которых возникает западно-католический патронат. Принятие целесообразных мер к определению на духовные должности лиц достойных началось у нас довольно рано. Так еще в правиле митрополита Кирилла II 1274 г. требовалось, чтобы за достоинство кандидата поручились кроме отца духовного «семь попов иных с прочими добрыми свидетели».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Подобно тому как сословие сенаторов и декурионов представляло собою известное число граждан, образовавших особое состояние, как особое юридическое положение, с совокупностию известных прав и привилегий, – подобно этому и сословие клириков должно было представляться таким же «ordo», возникающим вследствие посвящения, исключительно управомочивающим к определенным должностным функциям и ведущим за собой известные преимущества и привилегии. Сближение, в частности, должно было сказаться и на церковно-судной практике в отношении к духовным лицам. Для сенаторов и декурионов существовали в римском праве, как наказания, две главные меры: 1) remotio, degradatio, – наказание, состоявшее в исключении из сословия, в потере достоинства, и 2) prohibitio honoris s. suspensio, – наказание, состоявшее в запрещении предпринимать какие-либо должностные функции, без исключения из «ordo»; запрещение могло быть назначено на определенный срок, или же неопределенно 501 . С двумя названными типическими наказаниями мы встретимся и при рассмотрении церковно-судебной практики. Итак, мы представим теперь систему особенных церковных наказаний, освященных каноническим законодательством, с подведением отдельных мер под две категории, сообразно с объясненным выше распадением церковной дисциплины на две области: исправительную и очистительную. Как меры, входившие в последнюю из указанных областей, сводились к одному основному типу – извержению (καθαρεσες, depositio), так и область исправительной дисциплины, в сущности, имела своим главным нервом одну типическую меру – временное запрещение (φορισμς, suspensio). Другие меры дисциплины исправительной, кроме указанной, практиковавшияся в древней Церкви, частию имели только местный характер, как напр. отлучение епископов в африканской церкви, частию имели только хотя и общий, но неширокий круг применения, как напр. то наказание, о котором говорят трулльский 502 и VII вселенский соборы 503 , частию, наконец, происхождением своим обязаны не церковному законодательству, а императорскому, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В-четвёртых, в Церкви существует более почтительное, консервативное отношение к ранее принятым правилам (Трул. 2 и VII Всел. 1), чем это характерно для государственного права, – присутствует тенденция не изменять даже их форму, что неминуемо придётся делать при кодификации. Эта кажущаяся «косность» церковного права Византии, по замечанию Д. Вагскала, связана с другим взглядом на право, не совпадающим с представлениями о формально выстроенной правовой системе. Церковное право на Востоке – это, в первую очередь, не правовые доктрины, принципы, стройная система, формальные процедуры, это не автономный вид социального регулирования, отделённый от богословия и нравственности, но, прежде всего, органическая часть общественного и идейного мироустройства, скорее интуиция права, нежели чётко сформулированные принципы права. В качестве вывода параграфа 1.1 сообщается, что в византийском церковном праве, вероятнее всего, даже и не ставилась цель провести в изучаемый период кодификацию права. Главная цель заключалась в другом – консервировать каноническое Предание, сохраняя состав и форму прежних канонов, добавляя к нему лишь новые правила, а в тех систематизациях, которые всё-таки были осуществлены, ставилась скромная задача создать аппарат для поиска необходимых правил (Номоканоны L и XIV титулов). В параграфе 1.2 приведена классификация сборников церковного права по двум признакам: по формальному распределению материала (историко-хронологические и систематические) и по содержанию (сборники чисто канонические, сборники государственных постановлений о Церкви и смешанные – так называемые номоканоны). Вторая глава «Сборники церковного права, предшествовавшие Номоканону XIV титулов» посвящена анализу памятников, составленных в IV-VII века. При рассмотрении соответствующих сборников (это же касается и третьей главы) кратко излагаются сведения, если они есть, об авторе, времени и месте составления, описывается содержание памятника. В параграфе 2.1 рассматривается Корпус канонов (ранее именовавшийся также «Понтийским сборником). Этот не сохранившийся до нашего времени памятник был сборником поместного происхождения, содержащим правила как общецерковного, так и регионального значения (каноны трёх Вселенских и пяти поместных соборов), размещённые в нём в порядке сплошной нумерации. Причём правила поместных соборов были помещены в этом сборнике с правилами Никейского собора задолго до того, как был признан их общецерковный статус первым правилом IV Вселенского собора.

http://bogoslov.ru/article/2684691

Евхаристия ). Каноном 2 осуждался трактат Иоахима Флорского о Троице, направленный против тринитарного учения Петра Ломбардского († 1160). Однако сам Иоахим Флорский избежал осуждения, т. к. некогда передал сочинение на рассмотрение в Римскую курию и неоднократно подтверждал свою приверженность учению католич. Церкви. Учение Петра Ломбардского было признано офиц. католич. доктриной. Тем же каноном осуждалось учение Амальрика Бенского, но содержание доктрины не раскрывалось. Канон 3 посвящен общим мерам по противодействию ереси. Отлучению от Церкви и анафеме подлежали все выступавшие против католич. вероучения, изложенного в предшествующих канонах. Светским властям предписывалось принимать меры против еретиков. Те, кто сражались против еретиков, пользовались теми же привилегиями, что и крестоносцы. Епископы, виновные в потворстве еретикам, подлежали смещению со своих кафедр. Этот канон в дальнейшем стал одним из юридических оснований инквизиции . В канонах Л. С. затрагивались взаимоотношения с Православными Церквами. Строго осуждалась распространенная «среди греков» практика «очищения» (букв.- «омовения») алтарей, на к-рых служили по лат. обряду, и перекрещивания тех, кто были крещены католиками (канон 4). Провозглашался примат папы Римского как главы Вселенской Церкви, устанавливался иерархический порядок вост. Патриархатов: К-польский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Патриархи были обязаны присягнуть папе Римскому и получить от него паллий (канон 5). Л. С. ввел или подтвердил меры, направленные на поддержание церковной дисциплины. На уровне церковных провинций и диоцезов следовало ежегодно созывать Соборы (канон 6). В юрисдикцию епископов было передано рассмотрение дел о преступлениях каноников (ранее такие дела решал капитул) (канон 7). Устанавливались процессуальные нормы расследования в случае обвинения католич. прелатов в уголовных преступлениях, влекущих за собой извержение из сана, и канонических нарушениях, получивших широкую огласку и послуживших соблазном пастве (канон 8).

http://pravenc.ru/text/2463165.html

В Российской академии наук пройдет международная конференция, посвященная преподобному Савве Строжевскому 6 декабря 2007 г. 17:35 11 декабря по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Президентском зале Российской академии наук в рамках Юбилейных торжеств, посвященных 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского , состоится международная церковно-научная конференция «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в Православном мире». Конференцию, организованную Саввино-Сторожевским ставропигиальным мужским монастырем и Институтом славяноведения Российской академии наук, откроет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Важным аспектом работы мероприятия станут доклады сербских ученых, посвященные средневековым русско-сербским духовным связям, параллелям исторического развития Сербии и России, житиям святителя Саввы Сербского и преподобного Саввы Сторожевского. В конференции примут участие представители научного и богословского сообществ из Франции, Сербской Республики и России. Среди отечественных и зарубежных докладчиков:   архимандрит Савва (Фатеев), наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря «Духовничество преподобного Саввы Сторожевского и других духовников его обители»;   иеромонах Петр (Драгойлович) (Сербская Православная Церковь) «Роль святителя Саввы в истории Сербии»;   Ольга Абеленцева, кандидат исторических наук (СПб Институт истории РАН) «Канонический и юридический статус Саввино-Сторожевского монастыря в досинодальный период»;   Сергей Беляев, кандидат исторических наук (Институт всеобщей истории РАН) «Место Саввино-Сторожевского монастыря среди других обителей Московской Руси»; Мирьяна Бошков, доктор филологических наук (Университет г. Нови Сад, Сербия) «Русская тема в сербском хронографе»;   Анна Плотникова, доктор филологических наук (Институт славяноведения РАН) «Святой Савва Сербский в фольклорной традиции»;   Елена Саенкова, кандидат искусствоведения (Государственнная Третьяковская галерея) «Сербские сюжеты в русской иконописи»;   профессор князь Дмитрий Шаховской (Свято-Сергиевский богословский институт, Франция) «Преподобный Савва и герцоги Лейхтенбергские». 600-летие преставления преподобного Саввы Сторожевского, одного из самых почитаемых русских святых, широко празднуется по всей России в 2006-2007 гг. Торжествам, по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви, придан всероссийский общецерковный статус. Юбилейный год 600-летия со дня преставления преподобного Саввы дал новый толчок в научно-богословских исследованиях. Празднование столь значимой юбилейной даты позволило по-новому взглянуть на многие богословские и научные проблемы. Многие из них будут рассмотрены на предстоящей конференции. Пресс-служба юбилейных торжеств 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/334411.htm...

Заведующий кафедрой теории и истории государства и права Южного федерального университета доктор юридических наук А.И. Овчинников в докладе «Правосознание и его архетипы в фокусе святоотеческой антропологии» отметил важность правосознания как основного контекста понимания и интерпретации права, нормативно-правовых актов смыслопорождающим элементом толкования права. В выступлении было рассмотрено правосознание с позиции нового междисциплинарного направления — правовой теологии. Синтез учения об интуитивном праве и правосознании одного из основателей психологической теории права Л.И. Петражицкого с идеями христианского персонализма и христианского понимания естественного права позволяет разработать теологическую концепцию правосознания, углубляющую современные представления о сущности права. Доклад студента 2 курса магистратуры церковно-практического отделения Санкт-Петербургской духовной академии А.А. Тарнакина «Принцип гласности в церковном суде: за и против» был посвящен коллизии между наличием фундаментального принципа гласности светского судопроизводства России и закрытым рассмотрением всех дел в церковных судах Русской Православной Церкви. Были рассмотрены история появления принципа гласности в судебных уставах Александра II и мнения выдающихся российских ученых-канонистов относительно перспектив внедрения данного принципа в духовный суд. Суждения автора доклада были основаны на изучении практики работы современного церковного суда Пятигорской епархии . Студент 1 курса магистратуры МДА (профиль «Современное каноническое право») Леонид Певень в докладе «Симфония отношений Церкви и государства при императоре Юстиниане Великом» рассмотрел проблему практической реализации принципа симфонии во время царствования святого императора Юстиниана. В завершение первой части конференции состоялась презентация книги игумена Евфимия (Моисеева) «Апостол Германии. Бонифаций, архиепископ Майнцский: просветитель, миссионер, мученик» (М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви; Тула, 2020).

http://patriarchia.ru/db/text/5869166.ht...

В дис. «О церковной власти», по словам З., им были поставлены канонико-догматические и систематические задачи. В 1-й части - «Основоположения церковной власти» - рассмотрена историческая перспектива «священной власти» на христ. Востоке и на Западе в сравнении с гос. и социальным устройством. Во 2-й части - «Способы применения церковной власти» - проанализированы формы церковного устройства: порядок оглашения и крещения вступающих в Церковь; общественное богослужение; степени церковной иерархии; избрание и посвящение во епископа; формы епархиального управления, принципы организации окружного церковного правления; церковный суд; оказание благотворительной помощи. В работе «Право Православной грековосточной русской Церкви как предмет специальной юридической науки» З. выделил неск. типов гос. устройства в зависимости от отношения к Церкви: «юридический» (секулярный), либеральный, теократический. Особенностями положения Церкви в России З. считал ее верность догматам, канонам, уставам и преданиям древней Вселенской Церкви и «высокое уважение ее царской властью» (С. 96), он сетовал, что «в наш век... с такой энергией под покровом то результатов современной государственной науки, то модных принципов свободы совести, к нам врываются готовые разрушить эту естественность идеи и веяния атеизма, индифферентизма и положительной вражды ко всякой религии» (С. 114-115). Из видов церковного устройства, образовавшихся под влиянием «союза Церкви с государствами и нациями», З. подробно остановился на синодально-национальной и синодально-гос. формах в Византии и России. Он утверждал, что синодально-гос. форма в России более совершенна с канонической т. зр. в сравнении с византийской, поскольку самостоятельное значение церковного права как основания церковного управления не только признавалось гос-вом, но и было обеспечено светским законодательством. Покровительственное отношение государя к Церкви, по З., «состоит в том, что он придает церковным учреждениям и актам церковной власти характер государственных и чрез это придает им такую же обязательную силу, какую имеют чисто государственные учреждения и исходящие из них распоряжения» (С. Х). Через самодержавную власть, по мнению З., Русское гос-во возвысилось до «степени могущественной культурной державы», могло реализовать «высшую идею справедливости» и «водворить между своими подданными гражданскую свободу» (Государь, Церковь и народ: Ко дню священного коронования Их Императорских Величеств//БВ. 1896. Т. 2. 5. С. 264-280).

http://pravenc.ru/text/182557.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010