И прежних изданий на русском языке можно вспомнить ещё краткий обзорный материал анонимного еврейского автора «О религиозных партиях евреев во время Второго Храма» в сборнике «Очерки из исторического и юридического быта евреев» (Киев, 1866. 86 с.). Мне известно о существовании очерка известного талмудиста, историка медицины и востоковеда Льва Израилевича (Иехуды Лейбы Биньямина) Каценельсона «Саддукеи и фарисеи» в неком сборнике «Восход» (1897-1898), из контекста ясно, что он посвящен религиозно-гигиеническим особенностям этих двух учений; сам текст очерка мне отыскать не удалось. До революции была единственная работа православного автора, целиком посвященная саддукеям, - брошюра Священника I. Арсеньева «Саддукеи: происхождение этой иудейской партии и религиозно-политическия ея воззрения» (М., 1911. 40 с.), она републикована в «Википедии» - файл: Arsenyev. The Sadducees.djvu. Моя гипотеза о наличии в цареубийстве саддукейских ритуалов - не просто догадка или отвлеченное предположение. Она результат собственных почти двадцатилетних исследований. Во-первых, гипотеза связана с изучением следов карфагенских и тирско-сидонских ритуалов в позднейших изуверных культах или в инцидентах вроде теракта 11 Сентября 2001 года и сожжения людей в Одесском Доме Профсоюзов в Мае 2014 года. Во-вторых, она основана на изучении доступных материалов по истории алфавитов. В-третьих, она опирается на изучение финикийских торговых и финансовых обычаев и приемов, их влияния на формирование идеологии банковской системы. В-четвертых, она базируется внимательном рассмотрении трех еврейских религиозных типов в Книгах Маккавеев и в Новом Завете. В-пятых - на изучении свидетельств об участии американских банков в организации революции в России и в осуществлении регицида Дома Романовых в 1918-1919 годах. Мне известен громадный объем рассеянной, фрагментарной информации и частных исследований по названным вопросам. Основываясь на собственных исследованиях, я лишь дерзнул высказать данную гипотезу и осуществить наброски и черновики для будущих публикаций.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

По мнению В.Н. Синюкова, российское право «все более вырождается в наукообразное законодательство – замкнутое и непонятное обществу. При всей усложненности оно поверхностно, эклектично и мало кого в России по-настоящему трогает. К концу XX века мы не имеем ни одного оригинального, не говор уже эпохального, правового памятника – не считать же таковыми действующую Конституцию или новый Гражданский Кодекс» 8 . Юридическая наука оказалась неспособной к решению стратегических задач развития общества. И не потому только, что ей не хватает аргументов, способности решать актуальные проблемы. Наука настолько хорошо приспособилась к сложившемуся порядку жизни, типу господствующей идеологии, уравняв в истину с получением пользы, что вывести ее из этого состояния можно лишь разрушив мифологемы современности – утилитаризм, рационализм, индивидуализм, свободу как абсолютную ценность, демократию как цель. Правоведение утратило статус подлинной науки – служительницы истины и превратилось в наукообразную сферу практической политики и идеологии, которые зависят от изменчивых указаний конкретного момента. Отсюда – создание целой системы канонизированных мифов и идеологем, в рамках которых и проводится конвейер конференций, круглых столов и семинаров с бесплодными обсуждениями и дискуссиями. Например, какую важную роль выполняют права человека в обеспечении устойчивости общества; сколько признаков у правового государства; каковы основы федерализма; что есть достоинство личности как конституционно-правовой принцип и т.п. Подобного рода «проблемы» стали определять перспективу развития юридической науки. Видимость движения теоретической мысли создается полными изощренной схоластики трудами. В действительности ширится разрыв между наукой, юриспруденцией и жизнью. Общая теория права в продолжение всего XX столетия претендовала на чистоту эмпирической методологии и попросту отказывалась объяснять свою исходную познавательную позицию. Она стала неспособной объяснять правовые явления за пределами законов. В своем упрощении объекта она отказывается от познания сущности правовых явлений. В теоретической юриспруденции наблюдается торжество софистики. Это, в частности, проявляется в апологетической направленности науки в рассмотрении государственно-правовой действительности. Е.Л.Поцелуев в своей обстоятельной статье «Современное состояние теории государства и права: кризис или поиск собственной идентичности?» констатировал, что современное правоведение сводится к совокупности практически значимых данных, посвященных преимущественно «оформительским» либо иным сугубо прагматическим функциям права и служению сильных мира сего 9 . Однако, цель юридической науки нельзя понимать сугубо утилитарно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravo-...

134 Вопрос о войне, хотя исторически связан с фактом международной вражды, не исчерпывается, однако, этою связью. Кроме войн международных бывали, бывают и впредь могут быть войны междоусобные — религиозные и социальные. Поэтому вопрос о войне требует особого рассмотрения, и ему будет посвящена одна из следующих глав. 135 Объем этого понятия расширяется и суживается сообразно историческим условиям. В средние века, когда уголовный характер простого убийства еще не был ясен для юридического сознания, подделка монеты влекла за собой мучительную смертную казнь, как преступление, вредное для целого общества, нарушающее привилегию государственной власти и в этом смысле политическое. 136 Первые преимущественно в Германии, последние особенно во Франции. 137 Относительно настоящего предмета эти два термина могут употребляться безразлично. 138 По мнению одного критика, мое предположение, что преступление непременно нарушает чье-нибудь право, есть ошибка. Независимо от какого бы то ни было субъекта права (единичного или собирательного, частного или публичного), а также независимо и от нравственной нормы — безусловного Добра, существует будто бы право само по себе — как самостоятельная объективная сущность, и собственная цель наказания состоит будто бы в удовлетворении этого самосущего права. Критик напрасно думает, что эта метафизическая личина древнего Молоха мне неизвестна. Но заниматься ею мне нет причины, так как за нее давно уже не стоит ни один серьезный криминалист. Слишком ясно, что право по самому понятию своему есть отношение субъектов, обусловленное теми или другими нравственно-практическими нормами, и что, следовательно, право бессубъектное и безотносительное есть Unding — мысль, в которой ничего не мыслится. 139 Очевидно, здесь нельзя идти дальше сложения (вещественных результатов): можно сложить труп убитого с трупом повешенного убийцы, и получатся два трупа, т. е. две отрицательные величины. 140 В XVIII-м столетии, в разгар движения против жестокостей уголовного права, некоторые писатели старались доказать, что мучения преступников не только бесчеловечны, но и бесполезны даже в смысле устрашения, ибо никого не удерживают от совершения преступления. Это мнение, если бы оно было доказано, сверх своей прямой цели отнимало бы еще всякий смысл у теории устрашения вообще. Ясно в самом деле, что если даже мучительные казни недостаточны для устрашения преступников, то еще менее такое действие могут иметь наказания более мягкие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4140...

На мне, как депутате от духовного ведомства, лежит обязанность до крайней точности убедиться в степени виновности обвиненного и, для сего, с полною осмотрительностию вникнуть в разъяснение всех положений этого обвинительного пункта, чтобы вывести юридическое достоинство их. Затем, собрав все обстоятельства, изложенные в целом делопроизводстве, в подкрепление сего обвинения, изыскать истину сих подкреплений, – сблизить группами однородные факты и показать соотношения разнородных, чтоб дать делу, так сказать, возможность говорить за себя самому. На сем основании, следя делопроизводство по основному журналу, начертавшему план всех его действий, и только лишь отголоском которого (а не новым актом, вследствие открывшихся в течение производства обстоятельств) может быть признан заключительный журнал Комиссии, представилось необходимым, для удобнейшего уразумения связи частей, разбросанных в деле, разделить записку сию на следующие главные отделы: I. Обвинения священника Ивановского и других лиц духовного звания; – преследования и поступки против них. II. Настоящие причины нежелания крестьян принадлежать Страхову, неповиновения и непокорности их; – обременение их помещиком, жестокое обращение с ними; – насилия им крестьянских девиц; – характер действий исследования по сему предмету. III. Беглый очерк дополнительных, из производства второй Комиссии извлеченных свидетельств о том, было ли точно возмущение, и как вели о сем дело местное начальство и следователи. Каждый отдел представляет в совокупности все главное, что по предмету, рассмотрению которого он посвящен, рассеяно в делопроизводстве. Частности, хотя по себе менее значительные, но заслуживающие всякого внимания, внесены в особые приложения, к Записке сей присоединенные. [Далее, на листах 13–193 – подробные материалы по результатам расследования данного дела Комиссией, старшим депутатом которой был архимандрит Игнатий, настоятель Троице-Сергиевой Пустыни. На листе 193, в конце – автограф: «Старший Депутат Архимандрит Игнатий». Затем, на листах 194–198, приводится «Перечень». – Ред.] Перечень достопримечательнейших фактов, доказывающих неправильность «переследования», для которого именно назначена была Высочайшим повелением вторая Комиссия, по делам Устюжского помещика Страхова

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

135 Вопрос о войне, хотя исторически связан с фактом международной вражды, не исчерпывается, однако, этою связью. Кроме войн международных бывали, бывают и впредь могут быть войны междоусобные — религиозные и социальные. Поэтому вопрос о войне требует ос обого рассмотрения, и ему будет посвящена одна из следующих глав. 136 Объем этого понятия расширяется и суживается сообразно историческим условиям. В средние века, когда уголовный характер простого убийства еще не был ясен для юридического сознания, подделка монеты влекла за собой мучительную смертную казнь, как престу пление, вредное для целого общества, нарушающее привилегию государственной власти и в этом смысле политическое. 137 Первые преимущественно в Германии, последние особенно во Франции. 138 Относительно настоящего предмета эти два термина могут употребляться безразлично. 139 По мнению одного критика, мое предположение, что преступление непременно нарушает чье-нибудь право, есть ошибка. Независимо от какого бы то ни было субъекта права (единичного или собирательного, частного или публичного), а также независимо и от нравс твенной нормы — безусловного Добра, существует будто бы право само по себе — как самостоятельная объективная сущность, и собственная цель наказания состоит будто бы в удовлетворении этого самосущего права. Критик напрасно думает, что эта метафизическая л ичина древнего Молоха мне неизвестна. Но заниматься ею мне нет причины, так как за нее давно уже не стоит ни один серьезный криминалист. Слишком ясно, что право по самому понятию своему есть отношение субъектов, обусловленное теми или другими нравственно — практическими нормами, и что, следовательно, право бессубъектное и безотносительное есть Unding — мысль, в которой ничего не мыслится. 140 Очевидно, здесь нельзя идти дальше сложения (вещественных результатов): можно сложить труп убитого с трупом повешенного убийцы, и получатся два трупа, т. е. две отрицательные величины. 141 В XVIII-м столетии, в разгар движения против жестокостей уголовного права, некоторые писатели старались доказать, что мучения преступников не только бесчеловечны, но и бесполезны даже в смысле устрашения, ибо никого не удерживают от совершения престу пления. Это мнение, если бы оно было доказано, сверх своей прямой цели отнимало бы еще всякий смысл у теории устрашения вообще. Ясно в самом деле, что если даже мучительные казни недостаточны для устрашения преступников, то еще менее такое действие могут иметь наказания более мягкие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Объектом профессионального внимания российских историков ГУЛАГ стал лишь на рубеже 1980–1990-х годов; когда исследователи получили доступ (до сих пор существенно ограниченный) к необходимым архивным материалам. Большое значение в этой ситуации имел Указ Президента Российской Федерации 658 от 23 июня 1992 г. «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека». Указ, «учитывая законное право граждан на получение правдивой информации о творившемся произволе» 19 , предписывал рассекретить в трехмесячный срок все документы по вопросам организации и деятельности судебных и внесудебных органов, исправительно-трудовых учреждений, применения принудительного труда и т.д., за исключением материалов по оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. Начавшийся вслед за выходом указа процесс рассекречивания архивных фондов сопровождался активной публикацией новых документов, в научный оборот вводились пласты неизвестных ранее архивных материалов, достоянием гласности стали сотни опубликованных воспоминаний бывших узников ГУЛАГа 20 . Научные публикации по истории ГУЛАГа, насыщенные новым фактическим материалом, касались, в основном, таких проблем, как количество и состав заключенных, организация и численность лагерей, их месторасположение и экономическая роль, рассматривалась также проблема принудительного труда в СССР, описывались общие тенденции советской карательной политики. Многие работы при этом носили в значительной степени характер статистических и документальных публикаций. Несомненным достижением российской историографии можно считать появление научных изданий, посвященных институциональным и региональным аспектам проблемы ГУЛАГа, которые ввели в научный оборот большое количество новых материалов из ведомственных и региональных архивов. В современной отечественной науке оформились два главных подхода к проблеме ГУЛАГа: исторический и юридический. Основные тенденции в развитии исторического направления были рассмотрены выше. Для представителей юридического направления характерен взгляд на ГУЛАГ, прежде всего как на систему исправительно-трудовых учреждений, где отбывали наказание в виде лишения свободы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Страдалец говорит своим друзьям: Вам надлежало бы сказать: зачем мы преследуем его? Как будто корень зла найден во мне. Убойтесь меча, ибо меч есть отмститель неправды, и знайте, что есть суд ( Иов. 19:28–29 ). В связи с этими словами Иова, обращенными к его друзьям, святитель Григорий Великий , предлагая нравственно-аллегорическое понимание данного библейского текста, припоминает, что среди нас существуют «очень многие люди, которые знают о последнем суде [Божием] на словах, но своими порочными делами они свидетельствуют о том, что не знают [о нем]. Поскольку человек не боится этого как надлежит, то он еще и не познал, какой ужасающей бурей придет [суд]. Ведь если бы он умел взвешивать груз страшного испытания, он стал бы со страхом ожидать дня гнева... Значит, нужно [уже] теперь страшиться Судию, покуда Он еще не выносит суд, покуда долготерпит, покуда еще терпит зло, которое видит, дабы не случилось, что, когда Он прострет руку отмщения, оно не было тем строже, чем дольше Он ожидает до суда» 773 . Он пошлет на него ярость гнева Своего... Вторая речь Софара (Иов. 20:1–29) Теперь перейдем к рассмотрению содержания второй речи Софара. Она, как и предыдущая речь Вилдада, почти целиком посвящена теме горькой судьбы живущих на земле беззаконников и богопротивников; совершенно ясно, что и Вилдад и Софар определенным образом подразумевают здесь судьбу самого Иова, считая его грешником. Вместе с тем речь Софара отличается от схожей с ней речи Вилдада одной весьма важной чертой: если Вилдад говорит о горькой судьбе беззаконников, не увязывая ее напрямую с темой Божественного суда, воздаяния этим людям Самим Богом, то Софар, напротив, активно подчеркивает, что их грядущая гибель – закономерный плод обращенной против них Божественной ярости, Господнего правосудного гнева. Бог Софара – это Бог мстящий, Бог, казнящий всякого грешника, воздающий по справедливости; при этом понимание такой Божественной справедливости у Софара ярко выраженное юридическое, законническое по своему характеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИЖИЦКИЙ [польск. Giycki] Ян Марек Антоний (7.05.1844, с. Михновка Староконстантиновского у. Волынской губ.- 27.06.1925, Краков), польск. историк католицизма и унии на западнорус., польск. и лит. землях. Род. в семье обедневших наследников магнатского рода Гоздава. В 1865 г., после окончания Каменецкой гимназии, поступил на юридический фак-т Новороссийского ун-та (Одесса). На следующий год перевелся в Дерптский (Тартуский) ун-т, где занялся сравнительным изучением слав. и нем. лингвистики. В 1870 г. получил степень кандидата «славянских наречий» и преподавал в гимназиях в Дерпте, а затем в Митаве. Изучал церковную историю, историю образования и мон-рей, нравы и обычаи в Литве и на Украине. Составил перечень школ Гродненской губ. нач. XIX в. В 1895 г. вышел в отставку и занялся историческими исследованиями в области школьного дела и монашеских орденов, опираясь на архивы польск. монашеских школ и мон-рей, а также на собранную им б-ку, к-рая после его смерти была приобретена крупными польск. научными центрами - АН Польши, краковской Ягеллонской б-кой и др. В серии монографий Г. была рассмотрена история Полоцкой ДА и связанных с ней учебных заведений, история монашеских орденов доминиканцев , кармелитов , иезуитов , василиан , францисканцев и тринитариев на территории Литвы, Украины и Белоруссии. Неск. работ были посвящены униатам, их мон-рям и священнослужителям. Г. сотрудничал в польск. периодических изданиях «Gazeta Warszawska», «Ateneum», «Kwartalnik Historyczny», «Miesicznik Heraldyczny». Соч.: Kilka sów o dwóch szkóach dawnych na Podlasiu. Pozna, 1888; O bazylianach w Humaniu. Kraków, 1889; Bazylianie na mudzi. Kraków, 1891; Unici w Kurlandii//Przegld Powszechny. 1895. N 11; Z przeszoci zakonu bazyliaskiego na Litwie i Rusi//Przegld Naukowy i Literacki. 1904. N 32; Lista opatów bazyliaskich w Grodnie. Kraków, 1905; Materiay do dziejów Akademii Poockiej i szkó od niej zalenych. Kraków, 1905; Spis klasztorów unickich bazylianów w województwie woyskim. Kraków, 1905; Z przeszosci powiatu wokowyskiego. Kraków, 1905; Siedziba bazylianów w Toporkaniach. Kraków, 1906; Wspomnienie o trynitarzach na Woyniu, Podolu i Ukrainie. Kraków, 1909; Zakony mskie obrzdku laciskiego na Litwie i Rusi w zaborze rosyjskim tudzie Infantach Polskich i Kurlandii. Warsz., 1916; Z przeszoci karmelitów na Litwie i Rusi. Kraków, 1918. Лит.: Razymiski Z. I. Wspomnienie pomiertne: J. M. Gozdawa G.//Rocznik Towarzystwa Heraldycznego we Lwowie. 1924/1925. N 7. S. 233-243; Rolle K. Giycki//Polski Sownik Biograficzny. Kraków, 1960. T. 8. S. 22-23; Warmiski J. Gizicki//Encyklopedia Katolicka. Lublin, 1989. T. 5. S. 1096-1097; Pэлiriя i царква на Бeлapyci//Энцыкл. дabeдhik. Mihck, 2001. С. 73. И. С. Яжборовская Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164969.html

Завоевание новой территории, духовное ли, или всего лишь политическое, не избавляет от главного условия любого завоевания — ведения военных действий. Когда прошла первая волна всеевропейского энтузиазма по поводу связанных с новыми территориями возможностей, пришла пора задуматься над первой задачей для мира, продолжающего считать себя христианским, — евангельской проповедью в землях, подвергшихся такому завоеванию. Доказательству приоритета миссии перед войной (а не наоборот), первенства Креста перед пушками в деле обретения новых земель посвящены лекции знаменитого доминиканского богослова XVI столетия Франсиско де Виториа. Его деятельность богослова, юриста, королевского консультанта и основателя саламанкской школы неосхоластики включала в себя и рассмотрение права христианских государей на войну во имя миссии, становящейся тем самым законным правом такой войны . Имея среди своих предков, принявших крещение евреев, Франсиско в книге " Relecciones de Indis et de jure belli " («Рассуждения об Индии и о праве на войну», 1539 год) обосновывает соучастие индейских племен во всех политических, юридических и религиозных правах христианского мира. Недаром «Новые законы о Индии», принятые в 1542 году испанскими кортесами под прямым влиянием правовых идей Виториа, ставили индейские племена, их имущество и земли под защиту испанского монарха. Именно здесь Виториа формулирует свои знаменитые истинные и ложные поводы к войне. Именно здесь указывается на равную нелегитимность военных действий из-за экспансии императорской или папской власти, религиозных отличий или стремления приобрести новые территории. И именно здесь природное право народов объявляется выше всякого другого права. Этот юридический натурализм заставляет доминиканского богослова в своём списке законных предлогов к войне (tituli idonei ac legitimi) поместить между охраной свободы торговли и защитой христианских подданных испанской короны также и jus propaganda fidei . Как сюзерен каталонских монархов, Папа Римский повелевает им вести такое распространение веры всеми средствами — и этот приказ римского первосвященника есть следующий пункт " Los Justos Thmulos " Виториа.

http://bogoslov.ru/article/408379

Работа съезда открылась частным совещанием попов и мирян 3/VIII с/г. Первое заседание было посвящено выяснению принципиальных вопросов, которые надлежало решить съезду. Ввиду неподготовленности ЦК “Живой Церкви” постановлено было избрать предсъездную комиссию в состав коей вошли протоиереи: ЦВЕТКОВ – Смоленск, СТРАХОВ – Тверь, НОВИКОВ – Смоленск, СОЛОВЬЕВ – Москва, и д[р]угие. Комиссия разработала повестку дня. Повестка распадается на три основных вопроса: 1) подлежащее безусловному и немедленному рассмотрению съе[з]дом, 2) желательно решить съездом но не обязательно и 3) подготовительные к Всероссийскому Собору. Все вопросы числом 14 делятся на три отдела по признакам их однородности 1) юридическо-кононический 226 , 2) финансово-экономический и 3) внутреннего управления. Наиболее важные вопросы были внесены в первый отдел как-то: 1) правовое положение церкви в РСФСР вообще и имущественное право в частности, 2) борьба с контр-революцией (монашеское засилие, белый епископат, контр-рев[олюция] в приходах) и 3) брачное право, во 2-ую группу вошли 227 : 1) социально-экономическое обеспечение, 2) о единой церковной кассе и наконец к третьей группе относятся вопросы: 1) утверждение устава “Живой Церкви”, 2) разработка плана церковного управления и 3) создание кадр пастырей. Съезд открылся 6-го Августа. Первое заседание носило декларативной характер, избран был Президиум во главе с КРАСНИЦКИМ, принято единогласно письмо-декларация во ВЦИК, выражающая благодарность за разрешение на открытие съезда. 8-го числа состоялось второе собрание съезда были поставлены на повестку дня следующие вопросы: 1) Доклад о монашестве (докладчик КЕДРОВ), 2) об ученом монашестве (докладчик АДАМОВ) и 3) борьба с контр-революцией (докладчик КОЛОКОЛОВ). По первому вопросу после непродолжительных прений единогласно была принята резолюция о закрытии городских монастырей и превращение провинциальных монастырей в трудовые коммуны. По второму вопросу принята резолюция о предоставлении права монахам свободного сложения с себя монашеского сана и перехода 228 в белое духовенство, при чем прием в белое духовенство может производится по усмотрению Епархиальных Управлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010