Примирение длилось недолго. В 587 г. в столице состоялся очередной Поместный Собор, на котором Константинопольский патриарх св. Иоанн Постник принял добавление к своему титулу, назвав себя «Вселенским патриархом». Уже тогда Рим в лице папы Пелагия II (579–590) выразил явное неудовольствие, и понтифик в пику восточному нововведению стал именовать себя «раб рабов Божьих» (servus servorum), но дальше этого не пошёл, опасаясь ссоры с императором. Однако св. Григорий чувствовал в себе гораздо больше сил и в 595 г. обрушился на новый титул Восточного патриарха со всей высоты положения Римской кафедры. В обширной переписке с императором он приводил многочисленные доводы, доказывающие всю ущербность именования своего собрата «Вселенским патриархом», и требовал немедленного исключения ненавистного словосочетания из титулатуры Константинопольского архиерея. Надо сказать, что, как это нередко бывает даже у выдающихся и святых людей, объективные мотивы переплелись у св. Григория Великого с субъективными. Не находя достаточных определений, чтобы дать максимально строгую оценку дерзостному поведению, как считал апостолик, Константинопольского патриарха, он тем не менее оставался верным сыном Римской кафедры, никогда не забывавшей о своём высоком предназначении. Эта двусмысленность позиции св. Григория явно проступает в его посланиях св. Маврикию. «В то время, – пишет он царю, – когда всё подпало под власть варваров, когда города разрушены, крепости срыты, провинции опустошены; когда поля остаются без рук, идолопочитатели свирепствуют и господствуют на погибель верующим: и в такое время священнослужители домогаются тщеславных титулов и гордятся тем, что носят новые, языческие наименования, вместо того, чтобы повергаться в прах, обливаясь слезами. Кто же это осмелился присвоить себе новое название, вопреки постановлениям Евангельским и каноническим определениям?» Дальше, в пылу спора, понтифик недвусмысленно намекает, что, впрочем, такие новации вполне в духе Константинопольской церкви, издавна известной своими епископами-ересиархами. «Разве у вас нашёлся только один, кто решился назвать себя «вселенским»? На самом деле в Константинопольской церкви, я знаю, было много таких пастырей, которые пали в бездну ереси и сделались не только еретиками, но и ересиархами». По его мнению, попытка доказать первенство любого из епископов в Кафолической Церкви является неправомерной: «Кто оскорбляет Святую Вселенскую Церковь , в чьём сердце бушует гордость, кто хочет пользоваться особенными титулами и, наконец, хочет этим титулом поставить себя выше прерогативы Вашей власти – того нужно наказать».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ч. на суждения Григория Великого (La Colección. 1992. P. 189-193). Впосл. кор. Реккаред также отправил письмо Григорию Великому, известив его о своем отречении от арианства и присоединении к Вселенской Церкви. Король с похвалой отзывался о Л., к-рый часто рассказывал ему о понтифике. Извиняясь за задержку с письмом, Реккаред утверждал, что вскоре после Собора он направил в Рим неких аббатов, но они потерпели кораблекрушение близ Массилии (ныне Марсель) и вернулись в Испанию ( Greg. Magn. Reg. epist. IX 227a). В ответном письме, датированном авг. 599 г., Григорий Великий одобрил действия короля, в т. ч. его отказ отменить законы, направленные против иудеев, и посоветовал ему не добиваться восстановления прежней границы между вестгот. и визант. владениями в Испании, т. к., по его словам, это было выгодно только византийцам (Ibid. 229). Тогда же понтифик послал Л. паллий , к-рый следовало надевать во время мессы. По-видимому, это означало, что он присвоил Л. полномочия папского викария в Испании (Ibid. 228). По словам Лициниана, на обратном пути из К-поля в Испанию Л. имел при себе текст первоначальной редакции «Моралий», полученный от Григория Великого (см.: Meyvaert. 1995). Согласно Исидору Севильскому, «Моралии» были составлены по инициативе Л., к-рому Григорий посвятил сочинение ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 27). В июле 595 г. Л. получил от понтифика соч. «Пастырское правило», а также неполный текст окончательной редакции «Моралий» (без книг 11-22) ( Greg. Magn. Reg. epist. V 53). По-видимому, Л. не получил остальные части сочинения, т. к. их не было в распоряжении Исидора ( Meyvaert. 1995. P. 63-65). Дата кончины Л. неизвестна. Последнее адресованное ему письмо Григория Великого было составлено в авг. 599 г.; понтифик упоминал, что Л. жаловался на приступы подагры. Преемником Л. на Гиспальской кафедре стал его брат Исидор. По словам Ильдефонса Толетского, Исидор († 4 апр. 636) занимал кафедру 40 лет, следов., он стал епископом ок. 596 г. (см.: Garc í a Moreno. 1974. P. 94). Однако, согласно стихотворной эпитафии в честь Л., Исидора и их сестры Флорентины, Л. умер 2 марта 602 г. ( Mart í n. 2010). Эту датировку обычно считают ошибочной, т. к. Исидор утверждал, что Л. скончался раньше кор. Реккареда, умершего скорее всего в дек. 601 г. Сочинения

http://pravenc.ru/text/2463203.html

Надо сказать, избрание папы без участия императора Запада понравилось далеко не всем. Заволновались епископы Галльской церкви, да и король Генрих IV посчитал, что такое избрание не вполне канонично. Он даже направил в Рим своего посланника епископа Григория для удовлетворения своих претензий. При встрече с ним понтифик объяснил, что сам никогда не стремился к власти и лишь смиренно принял Божий выбор. Как утверждают, король удовлетворился данными словами и не стал оспаривать хиротонию Гильдебранда 137 . Очевидно, он не раз впоследствии пожалел об этом. Верный своей идее подчинить весь мир Западной церкви, а саму Церковь Римскому епископу, лишенный врожденного аристократизма своих великих предшественников и их дипломатического таланта, категоричный Гильдебранд находил врагов даже в тех ситуациях, которые к этому совсем не располагали. Генрих IV в этом отношении не стал исключением. Едва взойдя на престол, Григорий VII попытался не вполне дипломатично напомнить Роберту Гвискару, что тот является вассалом Римского понтифика. А затем сформулировал ряд требований, в числе которых числилось наказание некоторых норманнских вождей, грабивших папские владения. Но, скажем откровенно, было совершенно безосновательно полагать, что норманны, эти прирожденные грабители, будут делать какое-то исключение для себя, даже если речь шла о Римском епископе. Это требование лишь в некоторой степени, да и то только «теоретически», можно было назвать обоснованным. Но хуже всего другое: понтифик забыл, что норманны являются его стратегическими союзниками, а потому портить с ними отношения было ему себе дороже. Разумеется, Гвискар ответил отказом – он едва ли мог совладать без потери авторитета с собственными вассалами; кроме того, его откровенно позабавила попытка апостолика навязать ему свой сюзеренитет. И тогда Гильдебранд решился на открытую войну, собрав в марте 1074 г. под своими знаменами всех врагов Роберта. К этому времени он уже получил письмо Византийского императора Михаила VII, умолявшего папу прийти ему на помощь во главе крестоносного воинства, и Григорий VII публично объявил, что сразу же после победы над норманнами его войско отправится на Восток помогать грекам. Как и следовало ожидать, Гвискар был анафематствован понтификом, что, однако, дало не тот результат, на который Гильдебранд рассчитывал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Едва услышав об инициативах Рожера Сицилийского, Людовик VII Французский активно поддержал норманна, но при условии, что новый Крестовый поход следует начать непосредственно с... Византии. Как и несколько лет назад, Французский король обратился за советом к своему духовнику аббату Сугерию, и тот не только благословил это начинание, но и сам занялся вооружением армии. Понтифик также был не против того, чтобы подчинить себе Восточную церковь – пусть даже таким путем. А св. Бернард решил непосредственно возглавить крестоносную армию (!), чем, впрочем, вызвал только новый приступ изжоги у апостолика. Восточную империю спасло умение Мануила I находить друзей среди врагов и ссорить их со своими недоброжелателями. Он обратился за помощью к Конраду III, и тот, не очень любя, мягко говоря, хитрых франков, на которых попутно списал свои неудачи во 2-м Крестовом походе, поддержал василевса. Однако вплоть до 1151 г. опасность оставалась зримой, и лишь после смерти аббата Сугерия данная инициатива переставала волновать Людовика VII 523 . Тем не менее Апостольский престол категорически высказался против войны Германии с Сицилией. Легат папы аббат Вибальд, прибывший со специальным поручением, уведомил Германского короля, что понтифик не сочувствует его союзу с Восточной империей против Рожера I. Под влиянием этих слов Конрад III извинительно оправдывался в том духе, что, находясь в Константинополе, сам-де был «немножко тронут греческим непослушанием и гордостью» – апостолику то и нужно было. Зато Мануилу I Комнину папа Евгений III написал совсем иное: будто ему крайне неприятен союз Рожера I Сицилийского с Германией (которого в действительности не было и быть не могло в силу качественно несходных между собой интересов обоих монархов) против Византии. Мол, такое могущественное государство, как Византия, где господствует божественная религия, закон и гражданский порядок, не должно быть разрушено «нечестивыми людьми» 524 . Но и Конрад III умел владеть ситуацией, если чувствовал себя обманутым – а в данном случае можно быть уверенным, что Мануил Комнин уведомил своего друга о папском послании. И прибывший на встречу с Рожером I Сицилийским в Чепрано летом 1150 г. папа Евгений III ощущал на себе сильнейшее давление германских епископов. Поэтому он не рискнул официально взять норманна под свой омофор. В отместку тот приказал архиепископу Палермо венчать на королевство без согласия понтифика своего сына Вильгельма I (1151–1166), что и произошло на Пасху 1151 г. 525 Это стало страшным ударом по репутации понтифика и его чувствам. Теперь папа волей-неволей был вынужден принять сторону Германского короля и Византии, вступив с ними в союз против Сицилии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В период существования коммунистической Югославии, с началом «холодной войны» Римская курия поддерживала деятельность усташской эмиграции и рассматривала ее как составную часть антикоммунистического движения Запада. А. Павелич, один из самых одиозных преступников времен Второй мировой войны, вместе еще с 500 католическими священниками бежал из Хорватии и попал в Рим, где в Ватикане ему было предоставлено первое убежище. Скончался Павелич 26 декабря 1954 г. в Мадриде, приняв причастие и личное благословение папы . После окончания Второй мировой войны Св. Престол принимал более активное участие в общественно-политической жизни католических стран, в результате предпринятых усилий Ватикан в начале 80-х гг. ХХ в. превратился в один из признанных центров мировой политики. В послевоенный период Пий XII стремился консолидировать католическую Европу в противовес коммунистической системе, путем объединения стран-агрессоров с другими европейскими государствами в различного рода союзах. Не случайно договор о европейском экономическом союзе был подписан в Риме 25 марта 1957 г. при благословении папы Пия XII. Более того, в Ватикане понтифик собрал ряд знаменитых экономистов, разработавших программу экономического развития, главным пунктом которой была широкая экспансия экономики католических стран. Инициатива папы встретила поддержку в США: президент Труман и две наиболее авторитетные фигуры американской политики – Д. Даллас и Д. Рокфеллер выразили готовность принять участие в финансировании указанного проекта и одобрили идею комбинирования религии и политики . Основным направлением политики Иоанна Павла II, избранного в 1978 г., стало расширение дипломатических и политических связей Ватикана, причем не с традиционными католическими странами, как, например, Испания и Австрия, а главным образом с США. Понтифик осуществлял многочисленные визиты, расширял диалог с протестантскими странами Северной Европы и представителями других вероисповеданий, в том числе с Израилем и исламским миром.

http://pravoslavie.ru/5638.html

Не утвердив решения своих легатов, подписавшихся под соборными актами, папа в марте 862 г. направил послание «всем верным», в котором во всеуслышание объявил, что не принял суд над св. Игнатием и не признает св. Фотия Константинопольским патриархом. Его, по мнению понтифика, следует вообще исключить из церковного общения во всех приходах, поскольку он является «преступнейшим захватчиком». В письме к самому св. Фотию Римский епископ вновь напоминает о необходимости испрашивать «порядок во всех делах и церковных установлениях» у Римского престола, как главы Кафолической Церкви. Примеры св. Тарасия и св. Никифора, добавляет папа, мало подходят под случай с самим св. Фотием – непонятный тезис, который понтифик не счел нужным обосновывать. И, что удивительно, апостолик вновь дает понять патриарху, что вопрос в принципе может быть решен положительно, если св. Фотий заручится поддержкой Римского епископа и признает его власть над Константинопольской Церковью. Разумеется, св. Фотий был не настолько слаб в понимании интересов Восточной церкви, чтобы менять «право первородства на чечевичную похлебку». Он обстоятельно и очень аргументированно ответил на упреки папы в неканоничности своего поставления. Отметив, что римская практика не является универсальной, а Восточная церковь живет по своим правилам, освященным веками и Святыми Отцами, патриарх переходит в наступление. Патриарх напрямую указывает те правила, бытующие на Западе, которые осуждены на Востоке. Сюда относятся, в частности, субботний пост, опресноки, бритье священниками бород, целибат и, наконец, Filioque 730 . Папа был в буквальном смысле слова взбешен ответом патриарха. Мало того что ему отказали в просимых епархиях, не признали примата Римской кафедры, так еще и указали на недопустимые, с точки зрения св. Фотия, правила церковной дисциплины и обряда! Письмом от 18 мая 862 г. понтифик вновь напомнил Константинопольскому архиерею о главенстве Римского престола. «Все, что утверждается авторитетом Римских первосвященников, все это должно твердо и нерушимо содержаться, и никакое самоволие не должно иметь места!» «Ты говоришь, – продолжает папа Николай I, – ни Собора Сардикского, ни декреталий святых первосвященников вы не имеете и не принимаете? Этому мы не верим. В особенности нужно это сказать о Соборе Сардикском, который происходил в ваших странах, и который приняла вся церковь Константинопольская».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но главное: служение понтифика просто не предполагает самоотвод или пенсию, как не допускало его, например, служение апостолов. Поэтому отказ Бенедикта от папского трона заставляет говорить о несомненном кризисе, в который оказывается ввергнута Церковь с его уходом. Содержание любого учебника по истории Западной Церкви строится на описании бесконечных конфликтов, политических кризисов и внутренних раздоров, терзавших ее. Но все эти сложности проистекали из категорической важности Церкви, ее значимости для жизни Европы и остального мира. Сегодня ситуация резко изменилась. Стены курии никто не осаждает, на безопасность папского престола не покушаются. И все же Папа оставляет трон, прикрываясь малоубедительной и банальной формулировкой – «я устал, я ухожу». Причиной отречения в таком случае может быть только одно: разочарование и чувство беспомощности, о которых понтифик прямо говорит в своей речи. У него не осталось сил руководить Церковью и бороться за нее в современных условиях. Признание шокирующее! Это вызов и приговор европейской цивилизации. Хочется удивленно воскликнуть: до какой черты мы откатили мир, если пожилой понтифик не в силах просто дожить на своем служении срок, отпущенный ему Господом? Ведь все предыдущие столетия воинствующая Церковь жила с уверенностью, что, кому-кому, а собственному монарху она всегда сможет обеспечить стабильность и достойный покой. Ан нет! Бенедикт XVI унаследовал от Иоанна Павла II множество проблем, как внутрицерковных, так и внешних. Что бы ни говорили, вслед за своим предшественником он стремился быть Папой для всех, всего мира. Но если Иоанн Павел добротой и условной широтой взглядов стремился разбудить в людях первичный интерес к духовной жизни, Бенедикт старался раскрыть им необходимость принять внутренний выбор и ответственность за его последствия. Удивительным образом, и здесь стратегия, определенная понтификом для Католической Церкви, повторила судьбу Евросоюза. Еврозона, настигнутая кризисом, оказалась перед угрозой распада. Германия как наиболее стабильная страна была вынуждена начать проводить внутри нее политику ответственности и ограничений перед лицом вызовов мира.

http://pravmir.ru/arrivederci-roma/

Бóльшую часть понтификата Л. путешествовал по Германии, Италии и Франции (в Риме папа провел всего ок. 9 месяцев). Во время длительных поездок Л. созывал Соборы, налаживал отношения с церковными и светскими властями, решал спорные вопросы. Путешествия понтифика были эффективным инструментом церковной реформы и укрепления папского авторитета (Ibid. P. 301). Возможно, в этом курия руководствовалась примером имп. двора, также не имевшего определенной резиденции: Л. вел себя «словно странствующий государь, идущий из города в город, от Собора к Собору» ( Parisse. 2001. P. 92). Созывая Соборы, Л. опирался не только на традицию папских синодов, на которых присутствовали гл. обр. субурбикарные епископы, но и на практику имп. собраний, в к-рых участвовали прелаты со всей империи. Соборную политику Л. продолжили его преемники (см. статьи Клермонский Собор , Латеранский I Собор ). Соборы выполняли функции законодательного собрания и церковного трибунала: понтифик рассматривал дела прелатов, к-рых обвиняли в симонии, реже - в нарушении целибата. Во время путешествий Л. возглавлял церковные торжества, освящал храмы, даровал привилегии мон-рям (см.: Munier. 2002. P. 261-294; Iogna-Prat D. Léon IX, pape consécrateur//Léon IX. 2006. P. 355-383). Понтификат Вскоре после интронизации Л. совершил паломничество в мон-рь Гаргано и начал подготовку к Собору, созванному в Латеранской базилике на 2-й неделе после Пасхи (апр. 1049). На Соборе присутствовали 10 епископов, гл. обр. из Ср. Италии, а также архиеп. Халинард Лионский (PL. 143. Col. 595-596). Согласно Тульскому Житию, понтифик напомнил собравшимся о необходимости соблюдать нормы канонического права в соответствии с решениями первых 4 Вселенских Соборов и папскими декреталиями . Участники Собора осудили симонию и конкубинат клириков, нарушения канонического права в сфере брака (были запрещены браки между близкими родственниками) и практику продажи алтарей, подтвердили обязательность выплаты десятины. Миряне, покушавшиеся на церковное имущество, были отлучены от Церкви.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

После окончания Собора, длившегося с перерывами почти год, Отцы просили императора по обыкновению придать своим решениям силу закона, что и было сделано, когда Юстиниан II подписал соборные акты. Затем по традиции царь направил послание Римскому папе Сергию I (687–701), в котором просил того утвердить решения Собора. Но тут-то и возникли серьёзные трудности. Хотя на Трулльском Соборе присутствовал папский апокрисиарий и римские легаты, подписавшие акты наравне с другими Отцами, понтифик категорично отказался согласовать принятые Собором каноны и даже запретил их публично оглашать. Императору папа ответил, что скорее умрет, чем подпишется под актами Трулльского Собора 827 . Мотивы его действий, конечно, были для всех очевидны и понятны. Когда об этом стало известно в Константинополе, император Юстиниан II направил в Рим магистриана Сергия с приказом арестовать двух лиц из папского окружения и доставить их в столицу. Самому папе царь приказал немедленно выехать в Константинополь для объяснения. Видимо, не вполне уверенный в том, что апостолик выполнит его указание, Юстиниан II отправил в Рим протоспафария Захария, из чего не делалось тайны. В результате папа сумел использовать время в свою пользу, проведя необходимые разъяснительные и организационные мероприятия. И когда Захария явился в Рим, выяснилось, что византийское войско, расквартированное в Равенне, отказывается исполнять приказ императора и прибыло к Вечному городу, чтобы защитить апостолика. Дошло до того, что Захарии пришлось искать убежища у папы (!), а затем под оскорбительные выкрики народа апостолик организовал его экстрадицию обратно в Константинополь 828 . Спустя многое время, в 705 г., когда Юстиниан II сумел вернуть себе царство, попытка найти компромисс с Римом была продолжена. Царь отправил к папе Иоанну VII(705–707) двух митрополитов и просил пересмотреть 102 канона, принятых в 692 г. в Трулле, а при необходимости даже исправить или отвергнуть. Будучи робким человеком, устрашённый жестокостью Византийского василевса, опасаясь за свою жизнь, понтифик прочитал каноны, но, ничего не исправив, вернул их через митрополитов обратно императору. Этот шаг можно было понять по-разному: и как нежелание папы реципировать Трулльский Собор, и как согласие с этими канонами, поскольку он не правил их, а подпись легатов и апокрисиария под соборными актами была получена ещё в 692 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Любопытно отметить, что еще совсем недавно Ватикан упорно настаивал на том, что Папа приезжает на Украину именно как глава государства, а не как религиозный лидер. Несмотря на столь очевидное лицемерие Украинская Православная Церковь Московского Патриархата обратилась к своей пастве с призывом не проводить в любой форме акций протеста во время визита в Киев и Львов Папы Римского Иоанна Павла II 23-27 июня. Об этом сообщил на пресс-конференции управляющий делами УПЦ МП епископ Митрофан/Юрчук/. По его словам, УПЦ МП призвала верующих " с 23 по 27 июня не организовывать и не принимать участия ни в каких провокационных мероприятиях протеста " , мотивируя такое решение уважением к чувствам верующих римско-католической и украинской греко-католической церквей и пониманием их желания принять своего иерарха, а также заботой " о мире и спокойствии в обществе во время визита Папы Римского " . Ситуация могла стать непредсказуемой, когда понтифик внезапно пожелал посетить в Киеве Софийский собор, хотя официальной программой визита это не предусматривалось и против этого возражала Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Сотрудник пресс-службы Католической Церкви в Киеве отец Марк Морозович в субботу заявил, что Папа Римский планирует посетить собор " как частное лицо " . К счастью, здравый смысл возобладал и понтифик отказался от своего внезапного желания. Между тем, в воскресенье с утра у Софийского собора собралось около 300 противников визита Папы Римского. Софийский собор - всемирно известный памятник истории, архитектуры и монументальной живописи первой половины XI века. Этот храм времен Киевской Руси особо почитается православными. Собор является национальным музеем, однако в нем иногда проводятся богослужения. Православие.Ru http://www.pravoslavie.ru/news/010625/01.htm   СЛАВЯНСКАЯ ПАРТИЯ РАСЦЕНИВАЕТ ВИЗИТ ПАПЫ КАК ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПРОВОКАЦИЮ АНТИПРЕЗИДЕНТСКИХ СИЛ Донецк, 22 июня 2001 г. Визит Папы Римского на Украину - " не религиозная, а политическая акция, задуманная правой оппозицией в контексте антипрезидентского заговора " . С таким заявлением выступила накануне приезда понтифика на Украину, Славянская партия этой страны.

http://pravoslavie.ru/7468.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010