Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла LIBER DIURNUS [Liber diurnus Romanorum pontificum - Ежедневник Римских понтификов], сборник шаблонов и формуляров офиц. документов, использовавшихся папской канцелярией в раннее средневековье. Как правило, L. d. открывается типовыми формулами, к-рые использовались в папских посланиях визант. императору и должностным лицам, королю, патриарху и т. д. Далее помещены образцы документов, связанных с рукоположением епископов в Риме (акты избрания клиром и народом, ходатайства о рукоположении, различные справки, исповедание веры, обязательства перед понтификом); формуляры прошений о разрешении на строительство, восстановление и освящение церквей и баптистериев, перенесение мощей святых (с текстами папских ответов); образцы папских привилегий и распоряжений, связанных с управлением Патримонием св. Петра, в т. ч. о назначении на должности и о передаче в управление мон-рей и благотворительных учреждений. Особый блок документов связан с избранием папы Римского (среди этих текстов - извещения для императора, экзарха, архиепископа и должностных лиц Равеннского экзархата; исповедание веры; окружные послания всем христианам и т. д.). Состав L. d. в рукописях различается (в среднем ок. 100 документов). Вероятно, сборник подвергался правке: менялась последовательность текстов, исключались устаревшие и вносились новые формуляры. Ни одна из сохранившихся редакций не является «сборником формуляров папской канцелярии», но все они состоят из аутентичных рим. документов ( Santifaller. 1976). Трудно установить, когда были созданы отдельные формуляры, включенные в L. d. По мнению В. М. Пайца, первоначальная редакция сборника была составлена в VI в. (это предположение разделял Л. К. Мольберг), а нек-рые формуляры восходят к V в. Т. фон Зиккель пришел к выводу, что самые ранние тексты относятся к понтификату Гонория I (625-638), самые поздние были включены в сборник при Льве III (795-816). Согласно Л. Дюшену , основная часть L. d. была создана после Вселенского VI Собора (680-681), дополнения внесены при папе Адриане I (772-795). Образцом для сборника мог послужить регистр папы Григория I Великого (590-604). Выдержки из L. d. приведены в «Собрании канонов» кард. Деусдедита (завершено в 1087) (Die Kanonessammlung des Kardinals Deusdedit/Hrsg. V. W. von Glanvell. Paderborn, 1905. S. 233, 331, 602).

http://pravenc.ru/text/2463641.html

[Папское гос-во, Церковное гос-во; лат. Status Pontificius, Status Ecclesiasticus; итал. Stato Pontificio, Stato della Chiesa], теократическое гос-во в Центр. Италии во главе с папой Римским, существовавшее в VIII-XIX вв. С IV в. благодаря дарениям рим. императоров (начиная со св. равноап. имп. Константина I Великого (306-337)) и частных лиц Римская Церковь приобретала значительные земельные владения в Италии, а также в др. частях Римской империи (на Сицилии, Сардинии и Корсике, в Юж. Галлии, Сев. Африке, Иллирике и др.). Эти владения с VI в. часто назывались патримонием (имуществом) св. Петра (patrimonium sancti Petri) по аналогии с имуществом императора (patrimonium principis). К понтификату свт. Григория I Великого (590-604) каждое имение-патримоний делилось на земельные комплексы-массы (massae), а те - на отдельные хозяйства-фунды (fundus). Патримонием управлял ректор (часто это был один из диаконов или субдиаконов Римской Церкви). Существовали также должности дефенсоров (defensores) и респонсалов (responsales), осуществлявших инспектирование патримониев по поручению папы Римского. Крестьяне патримония платили фиксированный натуральный оброк (pensiones) или деньги. К VII в. достаточно широкое распространение получила практика передачи земель в долгосрочную аренду (эмфитевзис), часто - на 3 поколения. Крупные арендаторы назначали собственных управляющих (conductores). В нач. VII в. существовало 14 патримониев в Италии (включая Сицилию, Сардинию и Корсику) и 4 - за ее пределами (в Далмации, Иллирике, Юж. Галлии и Сев. Африке). В VII-VIII вв. в результате вторжений лангобардов в Италию, арабов в Сев. Африку, славян и аваров на Балканы Римская Церковь лишилась большей части своих владений. Ок. 732-733 гг. патримонии в Юж. Италии, на Сицилии и в Иллирике были конфискованы визант. имп. Львом III Исавром из-за конфликта с Римом по поводу политики иконоборчества. Папа Римский Захария (741-752) провел реформу оставшихся патримониев (гл. обр. в окрестностях Рима), организовав большие поместья (domuscultae). Они находились в прямом управлении Римской курии и наряду с хозяйственной выполняли также и оборонительную функцию. Практику создания таких больших поместий продолжили папы Адриан I (772-795) и Лев III (795-816).

http://pravenc.ru/text/2578947.html

Вышел 40-й том «Православной энциклопедии»      Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии, Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины. Из биографий Римских Пап с именем Лев наиболее подробна посвящена деятельности Папы Римского Льва Великого (понтификат 440-461), спасшего Рим от варваров и активно влиявшего на ход Вселенского Собора в Эфесе 449 г. В статье присутствует подробный анализ христологии, сотериологии, учения о творении человека, учения о Боге и Троице Папы Льва Великого. Также значительные по объему статьи посвящены Папе Льву III (понтификат 795-816), короновавшему Карла Великого (800), Папе Льву IV (понтификат 847-855), восстановившему частично римские укрепления, Папе Льву IX (понтификат 1049-54), с чьей деятельностью связывают схизму 1054 г., Папе Льву X (понтификат 1513-21), чей портрет с кардиналами кисти Рафаэля из галереи Уффици хорошо знаком любителям ренессансной живописи, Папе Льву XIII (понтификат 1878-1903), ставшему узником Ватикана в связи с объединением Италии и долгим отсутствием урегулирования вопроса о политическом статусе римского папства. В данном томе «Православной энциклопедии» присутствует также статья о Латеранских соглашениях 1929 года.

http://pravoslavie.ru/91559.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ III Лев III, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. Р. 114 (РГБ) Лев III, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. Р. 114 (РГБ) († 12.06.816, Рим), св. (пам. зап. 12 июня), папа Римский (с 26 дек. 795). Согласно подробному жизнеописанию в Liber Pontificalis , Л. происходил из Рима. Его родители, Ацуппий и Елизавета (ее имя, редкое для Италии той эпохи, упом. в более поздних источниках), возможно, приехали в Рим из Юж. Италии или с Востока. Не исключено их греч. или даже араб. происхождение, поскольку в Житии прмч. Стефана Нового, составленном в нач. IX в., среди противников прп. Иоанна Дамаскина упоминается иконоборец по прозвищу Ацупий (Vita S. Stephani Iunioris//PG. 100. Col. 1120; см.: Ohnsorge. 1967; Beck. 1969). Родители отдали Л. в Латеранский дворец на воспитание и обучение. Вероятно, при папе Адриане I (772-795) Л. стал субдиаконом, а затем - кардиналом-пресвитером титула св. Сусанны. В Liber Pontificalis приведена стереотипная характеристика Л. (образованный, целомудренный, красноречивый и решительный человек, любил общаться с монахами и со священниками на духовные темы, часто посещал больных и раздавал милостыню), составленная из фраз, к-рые встречаются в жизнеописаниях пап Григория II (715-731) и свт. Захарии (741-752). Л. выполнял обязанности папского вестарария (vestararius), т. е. отвечал за хранение папской ризницы и казны. По этой причине еще до избрания на Папский престол он прославился заботой об украшении римских церквей (базилике ап. Петра подарил золотую кадильницу весом 17 фунтов, в «confessio» (усыпальницу) ап. Петра поместил украшенную драгоценными камнями золотую решетку, 3 серебряные короны, шелковый занавес и проч.; обновил крышу трансепта, отремонтировал крышу ц. св. Анастасии, полностью восстановил ц. св. Сабины и т. д.) и щедрой раздачей милостыни, снискав благосклонность римлян. После кончины папы Адриана I (25 дек. 795) Л. был единодушно избран его преемником; на следующий день состоялось его епископское рукоположение. В отличие от др. понтификов Л. не был ставленником к.-л. фракции или группировки рим. знати. Он опирался прежде всего на городской клир и папскую курию (согласно Liber Pontificalis, вскоре после интронизации он существенно увеличил выплаты рим. клирикам и, возможно, раздачу денег на большие праздники).

http://pravenc.ru/text/2463257.html

Из биографий Римских Пап с именем Лев наиболее подробна посвящена деятельности Папы Римского Льва Великого (понтификат 440-461). В статье присутствует подробный анализ христологии, сотериологии, учения о творении человека, учения о Боге и Троице Папы Льва Великого. Также значительные по объему статьи посвящены Папе Льву III (понтификат 795-816), короновавшему Карла Великого (800), Папе Льву IV (понтификат 847-855), восстановившему частично римские укрепления, Папе Льву IX (понтификат 1049-54), с чьей деятельностью связывают схизму 1054 г., Папе Льву X (понтификат 1513-21), чей портрет с кардиналами кисти Рафаэля из галереи Уффици хорошо знаком любителям ренессансной живописи, Папе Льву XIII (понтификат 1878-1903), ставшему узником Ватикана в связи с объединением Италии и долгим отсутствием урегулирования вопроса о политическом статусе римского папства. В данном томе «Православной энциклопедии» присутствует также статья о Латеранских соглашениях 1929 года. Несколько статей 40-го тома рассказывают о подвижниках, носивших имя Левкий. В их числе и русский преподобный Левкий, основатель Левкиева в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, статья о котором содержится также в 40-м томе, а также Левкий (Аишев), игумен Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Также том содержит статью о выдающемся немецком ученом-энциклопедисте Готфриде Вильгельме Лейбнице (1647-1716). Присутствует подробная информация о первых сочинениях великого рационалиста Нового времени, отчет о его пребывании при дворе курфюрста Майнцского, деятельности в Париже и Лондоне, а также в Ганновере. Приводятся данные о его философско-теологическом учении, метафизике и теологии, теодицее, этике и телеологии. Рассказывается о рецепции идей Лейбница в России. Другим выдающимся немецким ученым, о котором содержится статья в данном томе, стал Готхольд Эфраим Лессинг — один из ведущих представителей немецкого Просвещения. Автор статьи констатирует огромное влияние Лессинга на европейскую культуру и, в частности, на формирование идеологии «Бури и натиска».

http://patriarchia.ru/db/text/4400858.ht...

Lombardia. Pt. 1: Milano. P. 200; Kinney D. The Evidence for the Dating of S. Lorenzo in Milan//J. of the Society of Architectural Historians. Chicago, 1972. Vol. 31. P. 95). Почитание К. засвидетельствовано в Риме, где папа Симмах (498-514) освятил во имя мученика алтарь в храме св. Андрея на Ватиканском холме (LP. T. 1. P. 261; Inscriptiones Christianae Urbis Romae/Ed. G. B. De Rossi. R., 1888. T. 2. P. 224; см.: Alchermes J. D. Petrine Politics: Pope Symmachus and the Rotunda of St. Andrew at Old St. Peter " s//The Catholic Historical Review. Wash., 1995. Vol. 81. P. 1-40). К понтификату Льва III (795-816) относятся сведения о мон-ре мч. К., находившемся близ базилики св. Лаврентия (Сан-Лоренцо фуори ле Мура) (LP. T. 2. P. 23). Древнейшие изображения К. (в виде седого человека с небольшой бородой) сохранились среди мозаик храмов Равенны - единоличное в одном из медальонов на своде капеллы архиепископского дворца (кон. V в.) и в составе процессии мучеников на юж. стене центрального нефа базилики Сант-Аполлинаре-Нуово (60-е гг. VI в.). На распространение почитания К. повлияла широкая известность сочинения Пруденция. Не позднее нач. VIII в. скорее всего в Сев. Италии было составлено Мученичество К.- прозаическая переработка поэмы Пруденция (BHL, N 1626; CPL, N 2060; см.: Bless-Grabher. 1978. S. 75-77). К повествованию Пруденция восходят краткие сказания о К. в сочинении Григория Турского «О славе мучеников» и в поэме Флодоарда Реймсского «Победы Христа в Италии», а также гомилия св. Петра Дамиани . Беда Достопочтенный внес память К. в составленный им мартиролог, опираясь на прозаическое Мученичество ( Quentin. 1908. P. 68). Поминовение К. указано в «исторических» мартирологах IX в. Ок. 920 г. франк. агиограф и муз. теоретик Хукбальд составил пространное Мученичество К., источником для к-рого послужила поэма Пруденция (изд.: Dolbeau. 1977). Особое почитание мученика сложилось в еп-стве Сабиона (нем. Зебен, обл. Трентино-Альто-Адидже, Италия); из грамоты кор. Людовика Немецкого (845) известно о посвящении К.

http://pravenc.ru/text/1681259.html

Вероятно, при папе Римском Льве III (795-816) П. был рукоположен сначала в субдиакона, затем во пресвитера, а позже поставлен аббатом мон-ря св. Стефана (Сан-Стефано-Маджоре) при Ватиканской базилике. Автор жизнеописания П. в Liber Pontificalis , традиционно написанного в стиле панегирика и составленного, по-видимому, на основе жизнеописания папы Римского Льва III, превозносит добродетели П.: он не только обустроил монашескую жизнь в своем мон-ре, но и активно участвовал в приеме паломников, заботился о больных и тайно раздавал милостыню бедным, что сделало его известным в Риме. После кончины папы Римского Стефана IV(V) (816-817) П. был единодушно избран папой 24 янв. и получил епископское посвящение 25 янв. 817 г. Франкские источники - «Анналы королевства франков» (Annales regni Francorum), составленные до 829 г., и 2 биографии франк. имп. Людовика Благочестивого (814-840) (одна была написана ок. 836 Теганом Трирским, 2-я - ок. 840 автором, к-рого принято называть Астрономом) - сообщают об этих событиях нейтрально, отмечая законность всей процедуры и отсутствие нарушений. Заняв Римскую кафедру, П. по примеру своих предшественников сразу же отправил Людовику Благочестивому дары и послание, в к-ром заверил императора в законности своего избрания на Папский престол и в готовности сохранять дружбу. В сопроводительном послании (excusatoria epistola) П. объяснял обстоятельства своего избрания, непричастность к к.-л. заговорам, упоминал о своем нежелании быть избранным, а также приносил извинения за то, что вся церемония прошла без участия императора ( Jaff é . RPR. N 2545). Затем к Людовику Благочестивому было отправлено новое посольство во главе с номенклатором Теодором. Папа просил императора о возобновлении договора о дружбе и о подтверждении территориальных уступок, полученных Римскими понтификами при кор. Пипине Коротком (751-768) и короле и имп. Карле Великом (768-814, император с 800) (Ibid. N 2548). Ответом стала привилегия «Pactum Hludovicianum» (817), в основе к-рой лежали соглашения 816 г.

http://pravenc.ru/text/2579157.html

Битва при Остии. Фрагмент росписи станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514–1517 гг. Худож. Рафаэль Битва при Остии. Фрагмент росписи станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514–1517 гг. Худож. Рафаэль Закончив строительство укреплений «города Льва», Л. велел восстановить укрепления Остии (работы начались еще при папе Римском Григории IV) и Порто. В Папской области при Л. были восстановлены укрепления Орты и Амелии, заново отстроена на новом месте Чивитавеккья, разоренная сарацинами в 812 г. (согласно Liber Pontificalis, место было указано папе ап. Петром, явившимся в одеянии военачальника; строительство укреплений завершено в 854). Из церковного строительства в Риме следует упомянуть восстановление Ватиканской базилики св. ап. Петра. В жизнеописании подчеркивается, что Л. сделал ее еще величественнее, чем она была, установив в ней золотые светильники и серебряные ворота. На небольшой ц. св. Андрея, примыкавшей к базилике, были установлены новые колокола. Также Л. отстроил Латеранский дворец. При Пасхалии I (817-824) из дворца украли подаренный Карлом Великим папе Римскому Льву III (795-816) золотой крест, украшенный драгоценными камнями, к-рый использовался в папских процессиях; Л. распорядился изготовить копию этого креста. Папа покровительствовал мон-рям и делал щедрые дары обителям в Ср. Италии, прежде всего мон-рю Субиако близ Ананьи, основанному свт. Венедиктом Нурсийским ; в Субиако Л. возглавил освящение монастырского храма. Взаимоотношения с правителями из династии Каролингов у папы складывались по-разному. Если отношения с имп. Лотарем I были хорошими, то с его сыном Людовиком II Итальянским они были натянутыми, хотя сторонам всегда удавалось достичь согласия. В 850 г. Л. помазал в Риме Людовика II императором и соправителем отца, Лотаря I. Также понтифик совершил помазание малолетнего Альфреда Великого (король Уэссекса в 871-899/901), посланного в Рим в 853 г. своим отцом кор. Этельвульфом. В сохранившемся фрагменте послания, адресованного Этельвульфу, Л. упоминал, что нарек Альфреда своим духовным чадом, предоставил ему титул и даровал почетное одеяние рим. консула.

http://pravenc.ru/text/2463259.html

1986. Vol. 56. P. 427-476). В кон. 1111 или в 1112 г. имп. Алексей I отправил к П. посольство для переговоров о восстановлении церковного общения между Римом и К-полем и о союзе против имп. Генриха V. В ответ П. отправил в Византию посольство во главе с Мавром, еп. Амальфи. В послании, адресованном императору, главным условием восстановления церковного единства П. назвал безусловное подчинение К-польской Церкви Риму ( Blumenthal. 1978. P. 73). П. поддерживал военные действия против мусульман на Пиренейском п-ове. В 1100-1101 гг. он направил послания в Кастильско-Леонское королевство, приказав рыцарям не отправляться на Св. землю, а сражаться с «моавитянами и маврами» у себя на родине (PL. 163. Col. 44-45, 64-65). В 1116 г. П. одобрил военную кампанию, начатую Рамоном Беренгером III, гр. Барселонским (1107-1115), и назначил епископом Барселоны его ставленника католич. св. Олегария . П. допускал применение силы не только в противостоянии с иноверцами. В письме рыцарям из замка Сан-Джиминьяно он утверждал, что не виновен в грехе убийства тот, кто поднял меч на «святотатца или разбойника ради защиты справедливости» (si quis vestrum pro defensione justitiæ sacrilegorum aliquem raptoremve prostravit, teneri homicidio non videtur - Ibid. Col. 366). Понтификат П. часто рассматривался историками как неудачный; его обвиняли в слабости и нерешительности. Однако совр. исследования начиная с посл. трети XX в. показали, что политика П. сыграла важную роль в поиске решения конфликта с герм. императорами и в становлении структур Римской курии. П. возвел в кардинальское достоинство 66 чел., из к-рых не менее 12 были коренными римлянами, 6 происходили из др. частей Папской области, 10 - из владений норманнов в Юж. Италии, 8 - из Сев. Италии, 3 - с герм. земель, 2 - из Франции. При этом лишь треть новых кардиналов были монахами ( Robinson. 1990. P. 48). При П. получила дальнейшее развитие практика судебных апелляций в Рим по каноническим вопросам, причем дела начали рассматривать не только лично папа Римский, но и отдельные кардиналы, к-рым он делегировал такие полномочия (Иоанн из Гаэты, кард.-диак. и канцлер Римской Церкви (папа Геласий II в 1118-1119), Маврикий, кард.-еп. Порто, и Альберт, кард.-еп. Сабины). С П. связано возобновление строительных работ в Риме. По его инициативе были восстановлены и перестроены церкви св. Варфоломея на о-ве Тиберина, св. Адриана на Форуме, Увенчанных мучеников на Целии (см. Клавдий, Никострат, Семпрониан, Касторий и Симплиций ), в базилике св. Петра отремонтирован ораторий свт. Льва I Великого , куда перенесли останки пап Римских Льва II (681-683), Льва III (795-816) и Льва IV (847-855).

http://pravenc.ru/text/2579159.html

В 779 г. была введена всеобщая церковная десятина (налог, взимавшийся в пользу духовенства), а в постановлении 789 г., известном как «Всеобщий наказ» (Admonitio generalis), были сформулированы несколько десятков нормативных правил, преимущественно религиозно-нравственного характера. В ходе жестоких военных кампаний были крещены саксы. Деятельность Карла, неоднократно посещавшего Рим в качестве «протектора» и паломника, не осталась без благодарности со стороны римского понтифика. На Рождество 800 г. папа Лев III (795–816), лично обязанный франкскому королю спасением от обидчиков, увенчал его в Риме императорской короной. Этот акт был призван не просто возродить Римскую империю на Западе, но и провозгласить верховную роль папы в качестве политического арбитра. В это время получает хождение так называемый «Константинов дар» (donatio Constantini), согласно которому папа обладал не только высшей духовной, но и высшей светской властью. Согласно этому тексту, имеющему вид законодательного акта, изданного от лица Константина Великого , император (якобы исцеленный от проказы и крещенный папой Сильвестром) признает за римскими понтификами, которые суть «наместники блаженного Петра», земного наместника Сына Божия, «первенство власти, большее, нежели земное владычество нашей императорской светлости», и, после совета «со всеми сатрапами, сенатом и оптиматами, а равно и со всем римским народом», принимает решение закрепить за Римской церковью первенство (principatum) как над четырьмя восточными Патриархатами (Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским и Константинопольским), так и над всеми церквами вселенной. Кроме того, папе Сильвестру и его преемникам были устроены императорские почести (в том числе диадема, пурпурное облачение, конный эскорт, знамя и другие знаки отличия), а римское духовенство наделялось правами сената. Наконец, император передает во власть папы «город Рим и все провинции, области и города Италии или западных провинций» и считает уместным «перенести нашу Империю и царскую власть в восточные страны, построив город нашего имени в лучшем месте византийской провинции», поскольку «несправедливо, чтобы земной император обладал властью там, где Император Небесный установил первенство священства и главу христианской религии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010