Примечания: 1 Рак И.В. Мифы Древнего Египта. СПб., Петро-РИФ. 1993. С. 154. 2 Там же. С. 181. 3 Там же. С. 178. 4 Диакон Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. Куда душа идет. М., Троицкое слово, 2001. С. 23. 5 Там же. С. 22. 6 Там же. С. 41. 7 Там же. С. 42. 8 Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель-Трейд, 2002. С. 309. 9 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., Республика, 1996. С. 230. 10 Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С. 816. 11 Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. С. 514. 12 Там же. С. 520. 13 Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., Nporpecc.VTA. 1992. С. 98. 14 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., Республика, 1996. С. 230. 15 Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель-Трейд, 2002. С. 655. 16 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., Республика, 1996. С. 390. 17 Брахман – это высшая абсолютная реальность, основа всего сущего, безличностное божество. 18 Бхагаван – это эпитет Бога, в индуизме он используется в основном по отношению к Вишну и Шиве. 19 Краткий путеводитель по мировым религиям. Под общей редакцией Дина Халверзона. СПб., Шандал. 2000. С. 103. 20 Письма Елены Рерих.1929–1938. Минск, 1992, т.2, С. 31. 21 См.: Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. В 2х томах. М., Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Изд. Отчий дом. 1997. 22 Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Магнитогорск, Амрита-Урал., 1994. С. 120. 23 Там же. С. 126–127. 24 Христианство. Энциклопедический Словарь. М., научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995. Т.1, С. 530. 25 Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С. 816. 26 Там же. С. 816. 27 Там же. С. 817. 28 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Kh.II., гл. XXIX О Промысле./Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., Индрик. 2002. С. 228.

http://azbyka.ru/spravedlivy-li-ucheniya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД И ДРУГИЕ 377 МУЧЕНИКОВ предыдущая статья МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД И ДРУГИЕ 377 МУЧЕНИКОВ [Греч. Μανουλ, Γεργιος, Πτρος, Λων, Σινιος, Γαβριλ, Ιωννης, Λων, Προδος κα τεροι τριακσιοι βδομκοντα πτ μρτυρες] († вскоре после 813), мученики (пам. 22 янв.; пам. визант. 22 и 23 янв.), пострадавшие в Болгарии во время войны с Византией (809-816). Войско болг. хана Крума после долгой осады захватило Адрианополь (813). Согласно хронике Продолжателя Феофана, все жители города во главе с Адрианопольским митр. Мануилом были переселены в Болгарию, где большинство вынуждено было остаться и после мирного договора 816 г., не имевшего статьи об обмене пленными. «Этот удивительный архиерей и его народ хранили на чужбине незыблемой христианскую веру и обратили к истинной Христовой вере многих болгар (этот народ еще не был обращен к благочестию) и повсюду сеяли семена христианского учения, отвращая скифов от варварских заблуждений и приводя их к свету богопознания. По этой причине воспылал на них гневом наследник Крума Мутрагон (Омуртаг.- Авт.) и, когда его попытка заставить их отречься от Христа не увенчалась успехом, предал после долгих пыток святейшего Мануила и многих уличенных вместе с ним мученической смерти» ( Theoph. Contin. V 4). Мануил занимал Адрианопольскую кафедру долгие годы, впервые он упоминается в источниках в 787 г. как участник VII Вселенского Собора ( Mansi. T. 13. Col. 384). Согласно Синаксарю К-польской ц. (архетип кон. Х в.), в плен было уведено 40 тыс. чел. Из текста сказания следует, что 4 архиерея и др. христиане были казнены не одновременно, а в Синаксарях под датой 22 янв. объединены разные события, происшедшие в 813-816 гг. В сказании сообщается, что через нек-рое время после смерти хана Крума (апр. 814) был казнен митр. Мануил: его распилили надвое и отрубили руки.

http://pravenc.ru/text/2561912.html

A. 819//MGH. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 150). О Соборе 817 г. упоминается в 2 хрониках (Chronicon Laurissense breve. A. 816//MGH. SS. T. 1. P. 122; Chronicon Moissiacense. A. 815//Ibid. P. 311-312) в связи с предписанием всем монахам об обязательном следовании Уставу прп. Венедикта Нурсийского. Еще один документ, связанный с ахенской реформой, «Записка о служениях монастырей» (Notitia de servitio monasteriorum), представляет собой список налогов и служений, к-рыми мон-ри были обязаны императору (изд.: Corpus Consuetudinum Monasticarum. Vol. 1. P. 493-499; см.: Kettemann. 1999). Для проведения ахенской реформы имп. Людовик Благочестивый назначил посланников (missi), которые должны были объезжать мон-ри и контролировать соблюдение имп. предписаний (ср. более ранние постановления: 20-й канон Майнцского Собора - MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 266-267). Аббатство Корвей. Основано в 815 или 816 г. Аббатство Корвей. Основано в 815 или 816 г. Роль св. Бенедикта Анианского в проведении реформы до конца неясна. Согласно Ардону, Бенедикт Анианский составил дополнения к Уставу прп. Венедикта Нурсийского для его применения на практике (Vita Benedicti abbatis Anianesis et Indensis auctore Ardone. 36-38//MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 215-217). Однозначно можно сказать только, что Бенедикт Анианский развивал идею единого устава для всех мон-рей (forma unitatis - Ibid. 36//Ibid. P. 215-216), к-рую, видимо, от него воспринял имп. Людовик Благочестивый. Дабы доказать превосходство Устава прп. Венедикта Нурсийского над др. монашескими уставами, Бенедикт Анианский составил компиляцию всех известных ему уставов (Ibid. 38//Ibid. P. 216-217), сравнив их с Уставом прп. Венедикта. Его труд сохранился в 2 редакциях - «Concordia regularum» (старое изд.: PL. 103. Col. 701-1380; новое изд.: Concordia regularum/Ed. P. Bonnerue. Turnhout, 1999. 2 Bde. (CCCM; 168, 168A)) и «Codex regularum» из аббатства св. Максимина в Трире (Monac. lat. 28118, IX в.; изд.: PL. 103. Col. 393-665). В 817 г. Бенедикт Анианский вместе со своим сторонником Арнульфом, аббатом Нуармутье, отправился в монастырь св.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

Вып. 3. СПб., 1999. С. 110–112. Публикация З.М. Гусейновой. Автограф (сентябрь 1903) – ОР РНБ, ф. 816, оп. 3, ед. хр. 2629. Музыкальные переложения и сочинения 1. Хоровые церковные песнопения на чувашском языке. Издание Православного миссионерского общества. Казань, Типолитография Н.Д. Данилова, 1887. 2. Хоровые церковные песнопения на татарском языке. Издание Православного миссионерского общества. Казань, Типолитография И.Ф. Молдавского, 1889. 3. Хоровые церковные песнопения на черемисском языке. Издание Православного миссионерского общества. Казань. 4. Главнейшие песнопения Божественной литургии, молебного пения, панихиды и всенощного бдения, переложенные для хора мужских голосов Ст.В. Смоленским. Вып. I-III. СПб., 1893. Издание журнала «Церковные ведомости». Вып. I. Песнопения Божественной литургии. Вып. II. Песнопения благодарственного молебного пения и литургии. Вып. III. Песнопения всенощного бдения. 5. Ектении и некоторые краткие песнопения на Божественной литургии (Ектения великая, Ектения малая, Ектения сугубая, Ектения просительная, «Буди имя Господне»). Переложение Ст. Смоленского. СПб., Синодальная типография, 1900. Приложение к журналу «Церковные ведомости». «Буди имя Господне» – автограф, партитура для женского и детского хора дев сопровождения, б/д: ОР РНБ, ф. 816, оп. 3, ед. хр. 2654. 6. Стихиры Св. Пасхи. СПб., 1905. Издание автора. 7. «Хвалите имя Господне». СПб., 1905. Издание автора. 8. Панихида на темы из древних роспевов для хора мужских голосов. СПб., 1905. Издание Общества ревнителей русского исторического просвещения памяти императора Александра III. Вып. XIII. Последование панихиды древними роспевами – одноголосная запись, гектографированный оттиск с пометами Смоленского (26 февраля 1902): ОР РНБ, ф. 816, оп. 3, ед. хр. 2658. 9. Великий прокимен на Рождество Христово, Пасху и Троицын День//Хоровое и регентское дело, 1909, 1. Приложение. «Кто Бог велий» – автограф, партитура для смешанного хора без сопровождения (24 апреля 1908 с посвящением С.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

760 Город Гадир (Γαδε/ρα) или Гадес (так называли его римляне) нынешний Кадис в Испании; самый отдаленный город на западе, известный древним. См.: Пиндар. Немейские оды, 4, 69: «Но нет пути на закат дальше Гадира». Ред. 763 В ТФС примеч.: «Святой отец разумеет брата своего, архиепископа Иосифа». По мнению же Фатуроса (Pars I. S. 285), здесь и далее под именем «человека Божия» подразумевается мандатор Никита, с которым Ипатий и Лукиан отбыли из Вониты в Константинополь. См. письмо 139. Ред. 776 В конце лета 816 г. несколько игуменов-иконопочитателей (в том числе преп. Никита Мидикийский) в порядке церковной икономии вступили в общение с иконоборческим патриархом Феодотом. Игумен Никита Мидикийский и игумен Флувутский вскоре (летом осенью 816 г.) раскаялись в своем отпадении. Ред. 788 Это и следующие письма (228, 229) написаны в 815–818 гг. Августа Мария внучка св. Филарета Милостивого, первая жена императора Константина VI, с которой он развелся, чтобы жениться на Феодоте. Ред. 797 Т. е. вследствие общности имени непочтительное отношение к иконе Христа есть оскорбление Самого Христа. 798 Таким образом, преп. Феодор принципиально выступает против всякого формального примата (το πρωτεον) в Церкви, признавая распорядок (το τακτικν) необходимым лишь для пользы, и в пользу превосходства Петра над другими апостолами он здесь не высказывается. Ред. 805 Это и следующие четыре письма (247, 248, 249, 250) написаны во второй половине 816 г. и адресованы студитам исповедникам, о которых идет речь в письме 181. Ред. 815 Пристав государственного совета, принадлежавший к особому корпусу гвардии византийского императора, императорский курьер. Это письмо и следующее (257) написаны в 815–818 гг. Ред. 826 К нему же адресовано письмо 335, в письме 457 говорится о кончине Анфа. Вероятно, как видно из письма, он служил архиепископу Иосифу. Ред. 837 Разумеются св. патриархи Тарасий и Никифор, которые из икономии были вынуждены отчасти уступить царскому желанию (относительно признания второго брака Константина VI законным), чтобы не навлечь на Церковь больших бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

705 Написано во второй половине 816 г. Преп. исповедник Фаддей скончался 22 ноября или 29 декабря 816 г.; память преп. Фаддея Студита совершается 29 декабря/11 января. Ред. 707 В 815 г. Игнатий добровольно пришел в Саккудион, где находились в ссылке свт. Иосиф Фессалоникийский, преп. Навкратий и другие студиты. Позднее он удалился оттуда. Ред. 712 В ТФС отсутствует фраза: «Прошу тебя, не посрами меня, лучше же сказать, подвизающегося [с тобой] Христа». Ред. 725 Эконом Иосиф, виновник михианской смуты, после недолгого сопротивления примирился с иконоборцами. Ред. 739 Вероятно, это письмо написано в конце 816 начале 817 г, как и письма 206, 207. К этому же Петру адресовано письмо 353. Очевидно, он общался с патрициями, к которым направлены следующие два письма преп. Феодора: 206, 207. Кроме того, можно предполагать, что сам Петр происходил из рода патрициев. Ред. 740 Для писем 208 и 209 нет точных данных для установления времени написания. Приблизительный период: 816­818 гг. Ред. 741 Написано в 815–818 гг. Судя по эпитетам: «отец мой», «священная и честная глава» и т. д., письмо адресовано к епископу (см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 302, примеч. 2). Ред. 743 Одно из значений греческого слова μσχος «аромат» (ср. русское «мускус»). Почившему адресовано одно из посланий преп. Феодора (88). Ред. 749 По предположению Ж. Паргуара, имеется в виду преп. Иларион Далматский, бывший экзархом столичных монастырей. Ред. 750 Вероятно, разумеется подписка (не собираться друг с другом и не учить православному почитанию святых икон), о которой говорится в письме «К монашествующим» (149). Письмо датируется 815–818 гг. В S в заглавии добавлено: «Вероучительное о святых иконах». Ред. 756 Нет хронологических данных для точной датировки письма. Его можно отнести к 815–818 гг. Из письма 138 известно, что Мелетий пал во время иконоборческого гонения, но под влиянием монаха Иоанна снова присоединился к Православию. Из письма 327 узнаем, что Мелетий оставил падшего монаха Григория, с которым вместе находился. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Вскоре святой основал мон-рь Инден (позднее Корнелимюнстер) (Ibid. 35//Ibid. P. 215; Chronicon Moissiacense. Anno 814//MGH. SS. T. 1. P. 311). Согласно свидетельству Ардона, Людовик Благочестивый наделил Бенедикта Анианского властью над всеми мон-рями империи. Однако, по мнению совр. историков, это была не формальная должность генерального настоятеля, а скорее функции координатора реформ ( Geuenich. 1989). Ардон сообщает, что Бенедикт Анианский вместе с другими аббатами и монахами принял ряд постановлений, которые затем были представлены императору (Vita Benedicti abbatis Anianesis et Indensis auctore Ardone. 36//MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 215). Вероятно, эти предложения были рассмотрены Ахенскими Соборами (авг.-сент. 816 и июль 817), которые приняли решение о том, что все монашеские общины должны следовать не только единому монашескому уставу (una regula), но и единым обычаям (una consuetudo), тогда как каноники, канониссы и члены других немонашеских общин могут руководствоваться собственными уставами (в частности, были приняты «Institutio canonicorum» и «Institutio sanctimonialium» - MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 308-456). Сохранились список вопросов, рассматривавшихся на Ахенском Соборе 816 г. (Statuta Murbacensia), и частная запись его решений (т. н. Руанский документ) (изд.: Corpus Consuetudinum Monasticarum. Siegburg, 1963. Vol. 1. P. 435-436, 441-450). Капитулярий Людовика Благочестивого, изданный после синода 816 г., сохранился в 3 рукописях IX-XII вв. (изд.: Ibid. P. 457-468). Постановления Ахенского Собора 817 г. изложены в капитулярии Людовика Благочестивого (изд.: Ibid. P. 473-481). Решения обоих Соборов представлены в капитулярии, известном как «Collectio capitularis», или «Правила Бенедикта Анианского», который в средние века неоднократно копировался и рассматривался как основной документ ахенской реформы (изд.: Ibid. P. 515-536). При этом в Анналах королевства франков нет упоминаний об этих Соборах. В них говорится лишь об Ахенском Соборе 818 г., на котором были рассмотрены некие вопросы, относящиеся к Церкви и монашеству (Annales regni Francorum.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

459 Письмо датируется 815–818 гг. Этот доместик (чиновник) Политиан известен лишь из данного письма. Ред. 468 Датировка неопределенна. Адресат скорее некий монах по имени Ипат или Ипатий, чем не названный по имени сановник в звании ипата (консула) (см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 218–219; Fatouros. Pars II. S. 227). Ред. 469 Ни адресат, ни дата письма не установлены. Если упомянутый в конце Калогир одно лицо с монахом, умершим на руках свт. Иосифа Фессалоникийского, то письмо написано не позднее конца 815 г. (см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 219; Fatouros. Pars II. S. 228). Ред. 476 Протерий по заданию преп. Феодора посещал в Константинополе Студийский монастырь. Речь идет о его благополучном проникновении в город и выходе за его стены. Ред. 477 Смысл фразы (λλ οκ οδ’ οπως το φλαξαι απο της συγκοτου σου πρσηγαγες) непонятен. Насколько известно, Навкратий, ближайший ученик и сподвижник преп. Феодора, с юности был монахом. Ред. 484 После освобождения из темницы Иосиф был сослан в Саккудион, находившийся неподалеку от Метопы, где пребывал преп. Феодор. Ред. 486 О «десяти» вместе с мч. Фаддеем и «семи» вместе с архиепископом Иосифом Фессалоникийским см. примеч. к письму 81. Ред. 490 Согласно письму 41, под δ скорее всего подразумевается Афанасий Студит, под λ Литоий или Навкратий. Ред. 494 Имеются в виду десять студитов-исподведников: Евфимий, Ефрем, Афродисий, Аммон, Иперехий, Стефан, Парфений, Игисим, Симеон и Дорофей. Ред. 498 Написано в Воните летом 816 г. (см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 233) или в Метопе зимой 815–816 гг. (см.: Fatouros. Pars II. S. 233). Ред. 505 Письмо датируется 815–818 гг. Адресатом является, вероятно, родственник преп. Феодора патриций Никита или его брат. Ред. 508 Преподобный оплакивает гибель монахов Зосимы и Гаиана, утонувших во время плавания, предпринятого по его поручению в начале 816 г. Ред. 525 Речь идет о подвиге десяти студитов во главе с Евфимием, анафематствовавших иконоборца Антония Силейского, патриарха Константинопольского, и подвергшихся за это бичеванию. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Чтобы не создавать очередного раскола, император собрал всех заинтересованных лиц в Константинополе в начале 887 г. на Собор, причем в число приглашенных попали не только епископы и игумены, но и рядовые монахи, пресвитеры, диаконы. Возглавлял «игнатиан» митрополит Неокесарийский Стилиан. В своей речи царь напрямую предложил «игнатианам», если те опасаются вступать в общение с патриархом св. Стефаном, направить просьбу папе в Рим дать разрешение на служение с клириками, поставленными св. Фотием. Естественно, «игнатиане», довольные отставкой св. Фотия, согласились и направили послание папе Стефану V 124 . В своем письме в Рим Стилиан долго обличал св. Фотия, просил простить народ Константинополя за заблуждения относительно свергнутого патриарха, неожиданно и неприятно для понтифика заметив, что это произошло под руководством папских легатов, а затем сформулировал главную просьбу. «О, честный глава! Ведь никто из бывших в общении с Фотием не сделал этого по собственному побуждению, но лишь по насилию предержащей тогда власти. Молим твое преподобие: пожалей отчаявшихся людей! Через это ты и сам удостоишься милости Божией, дабы молитвами Богородицы и всех святых управлять как можно дольше Апостольской церковью». Получив столь лестное для себя (за небольшим исключением) послание митрополита, понтифик не без удовольствия вмешался в дела Константинопольской Церкви в роли почетного и абсолютного судьи. Однако апостолик решил все же начать сначала, а потому в первоочередном порядке вернулся к вопросу поставления патриархом св. Фотия. В своем ответном письме он выразил недоумение тем обстоятельством, что в послании восточного клира речь говорилась о низложении св. Фотия, а в послании императора – о добровольном оставлении им патриаршего престола. Эта разница слишком существенна, заметил понтифик, чтобы пропустить ее мимо. А поэтому потребовал прислать в Рим восточных епископов, дабы исследовать все обстоятельства дела, а затем уже вынести окончательное суждение. «Ибо святая Римская церковь служит как бы зеркалом и образцом для прочих церквей, и что она постановит, то остается нерушимым на вечные времена» 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта смерть многое изменила на политической карте Запада. Авторитет духовной власти Римского епископа и лично папы Захария к тому времени был столь велик и безусловен, что этот понтифик фактически распределял королевские троны. Его власть как предстоятеля Римской церкви особенно проявилась в ходе реформы Галльской церкви, случившейся при Франкском короле Карломане (741–747), находившемся под сильнейшим влиянием святителя Германии св. Бонифация. В 743 г. король созвал Собор в Австразии, решения которого папа Захарий охотно одобрил. В преамбуле капитулярия Собора приводятся слова короля: «Именем Господа нашего Иисуса Христа я, Карломан, герцог и князь франков, по совету служителей Бога и моих оптиматов, собрал епископов и священников, находящихся в моем королевстве, чтобы получить от них совет о средствах восстановления законов Бога и Церкви, извращенных предшествующими князьями, и дать возможность христианскому народу спасти свою душу и не быть втянутым в погибель лжепастырями» 129 . В 744 г. папа санкционировал новый Собор в Эстинне, на котором был решен вопрос о ранее секуляризованных церковных землях. Они остались в номинальной собственности Церкви и с тех пор считались прекариями (временными владениями) короля. Главное, что понтифик распространил власть св. Бонифация на всю Франкскую державу, что не могло не вызвать бурной и негативной реакции самих франков. Их настроения можно понять, если мы учтем, что св. Бонифаций являлся англичанином. Но папа был неумолим... В 747 г., видимо, не без участия папы, легаты которого оказали сильное влияние на благочестивого и набожного наследника Карла Мартелла, Карломан явился в Рим и пал ниц перед Захарием с просьбой благословить его пострижение в монашеский чин. Едва ли могут быть сомнения в том, что на этот поступок его активно подталкивал брат Пипин, желавший взять власть в свои руки и править единолично. Ему еще пришлось потратить немало усилий, дабы «разобраться» со своим братом Грифоном и могущественными аристократами, но Пипин не страдал отсутствием характера и ума, и эти задачи оказались ему по плечу. После этого распря у франков закончилась, и Пипин (747–768) стал единственным наследником власти своего отца. Но еще более яркое событие произошло двумя годами позже, когда новый Лангобардский король Ратхис (744–749 и 756–757) повторил поступок Карломана. В 749 г. он нарушил ранее подтвержденный мирный договор, объявил войну Пентаполису и осадил Перуджу, однако затем кардинально изменил свои планы, приняв монашеский постриг и прекратив войну 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010