426 Группа из семи студитов, сосланных в 815 г. в Саккудион: Иосиф, Афанасий, Анф, Епифаний, Тимофей, Орест и Нектарий. Ред. 427 Десять студитов-исповедников: Евфимий, Ефрем, Афродисий, Аммон, Иперехий, Стефан, Парфений, Игисим, Симеон и Дорофей. См. письмо 196. Ред. 429 Речь идет о поддержке, которую свт. Петр Никейский оказывал преп. Феодору во время михианской схизмы. Ред. 430 Свт. Петр, епископ Никейский, был сослан вместе с другими епископамииконопочитателями летом 815 г.; в конце 815 начале 816 г. пошли слухи о его общении с иконоборцами, а летом 816 г. молва о его падении укрепилась; но в конце того же года свт. Петр вновь был сослан, после чего его твердость в вере стала вне подозрений. Ред. 431 Письмо датируется началом 816 г. Адресат игумен Кафарского монастыря Иосиф, обвенчавший Константина VI с Феодотой, что положило начало михианской схизме. Ред. 432 Из этих слов следует, что до михианской смуты преп. Феодор и Иосиф находились в дружеских отношениях. Ред. 439 Св. прмц. Феврония, дева Сирийская. Память ее в Православной Церкви совершается 25 июня/8 июля. Ред. 440 Предположительно датируется 816–818 гг. Лев, патриций и сакелларий (в обязанности сакеллария входил надзор за деятельностью чиновников центрального аппарата), является также адресатом писем 293, 400, 478, 521. Предложенные отождествления этого лица ненадежны. Ред. 445 Св. равноапостольная прмц. Фекла Селевкийская. Память ее в Православной Церкви совершается 24 сентября/7 октября. Ред. 446 Написано в Метопе в 815 начале 816 г. Адресат Мосх, брат Ирины и Калы, которым адресованы несколько писем преп. Феодора (161, 200, 211). Ред. 449 Написано в Метопе в 815 г. Евсхимон, епископ Лампсака, прославлен как исповедник, пострадавший от иконоборцев. Память в Православной Церкви совершается 14/27 марта. Ред. 452 Написано в Метопе в 815 начале 816 г. Иларион, архимандрит монастыря св. Далмата, прославленный исповедник. Память преп. Илариона Нового совершается 6/19 июня. Ред. 455 Как следует из письма 151, имеется в виду «новый Янний» Иоанн Грамматик, которому император Лев V поручил сломить сопротивление самых активных иконопочитателей. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

В 16 часов Папа предположительно посетит лагерь палестинских беженцев в деревне аль-Айда недалеко от Вифлеема. Кроме того, понтифик может посетить один из благотворительных центров. Затем Папа покинет Палестину – на церемонии прощания будет присутствовать президент Аббас. 14 мая Бенедикт XVI намерен провести в Галилее, на севере Израиля. Программа этого дня пока находится в стадии разработки. По всей вероятности, понтифик посетит Назарет и, возможно, совершит мессу на Горе Свержения, что находится в 2 км от этого города. В Назарете, городе, где протекало детство Христа, Папа намерен посетить храм Благовещения. Кроме того, возможно, понтифик встретится с религиозными лидерами Галилеи. Утром 15 мая Бенедикт XVI планирует встретиться с православным Патриархом Иерусалимским. Затем в 10 часов понтифик намерен посетить храм Гроба Господня. В 11 часов понтифик прибудет в армянский квартал Старого Города в, где встретится с армянским патриархом Иерусалимским. В 13.00, за несколько часов до начала иудейского шаббата, в аэропорту «Бен Гурион» состоится церемония прощания, в которой примет участие президент Израиля. В 14 часов самолет израильской компании El-Al с Папой на борту вылетит в Рим. Эта поездка станет первым визитом Бенедикта XVI в Святую Землю. До него места земной жизни Христа посещали Павел VI (4-6 января 1964 ) и Иоанн Павел II (20-26 марта 2000). Поездка Бенедикта XVI продлится 8 дней – то есть несколько дольше, чем визиты его предшественников.   Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С десятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что верховному понтифику не дозволено дополнять Символ веры . В самом деле, как было показано выше (9), дополнение Символа необходимо лишь для того, чтобы прояснить догматы веры. Затем, в Ветхом Завете с течением времени догматы веры все более и более прояснялись в связи с тем, что по мере приближения пришествия Христа все более очевидной становилась истина веры, о чем уже было сказано (7). Но коль скоро с появлением Нового Закона эта причина была устранена, то [тем самым] отпала всякая необходимость в [каких-либо] новых прояснениях догматов. Следовательно, похоже на то, что верховный понтифик не вправе составлять новую редакцию Символа. Возражение 2. Далее, никто не вправе делать то, что запрещено вселенской церковью под угрозой анафемы. Но вселенской церковью запрещено под угрозой анафемы предлагать новую редакцию Символа. Так, в актах Эфеского собора сказано, что «по обнародовании Символа Никейского собора священный синод объявляет незаконным провозглашение, написание или составление любого другого «Верую» помимо того, которое было установлено отцами на Никейском соборе под водительством Святого Духа», а также что отступники подлежат анафеме, и то же самое было повторено в актах Халкедонского собора. Следовательно, похоже, что верховный понтифик не вправе составлять новую редакцию Символа. Возражение 3. Далее, Афанасий был не верховным понтификом, а патриархом Александрии, и тем не менее он составил Символ, который был провозглашен в церкви. Следовательно, похоже, что не только верховный понтифик, но и любой епископ вправе предлагать новую редакцию Символа. Этому противоречит следующее: Символ [веры] был установлен на вселенском соборе. Но, как сказано в «Декреталиях» 18 , такой собор вправе созывать только верховный понтифик. Следовательно, верховный понтифик может предлагать новую редакцию Символа. Отвечаю: как уже было сказано, новая редакция Символа [веры] необходима лишь для того, чтобы пресечь возможное возникновение заблуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

В силу своей должности этой безошибочностью обладает Римский Понтифик, Глава Коллегии Епископов, когда он, как верховный Пастырь и учитель всех верных Христу, утверждающий в вере братьев своих (ср. Лк 22:32 ), окончательным образом провозглашает какое-либо учение о вере и нравах 80 . Поэтому его определения по праву называются непреложными сами по себе, а не по согласию Церкви, ибо выносятся они при содействии Святого Духа, обещанном ему в лице блаженного Петра и, следовательно, не нуждаются ни в каком утверждении иных лиц и не подлежат никакой апелляции в другой суд. Ибо в этих случаях Римский Понтифик выносит решение не как частное лицо, но излагает или защищает учение католической веры как верховный учитель вселенской Церкви, в котором единственно присутствует благодатный дар безошибочности самой Церкви 81 . Безошибочность, обещанная Церкви, наличествует и в составе Епископов, когда они вместе с Преемником Петра осуществляют верховное учительство. Этим определениям никогда не может быть отказано в согласии Церкви благодаря тому действию Святого Духа, которым всё стадо Христово оберегается и движется вперёд в единстве веры 82 . А когда либо Римский Понтифик, либо весь состав Епископов вместе с ним приходят к тому или иному решению, то выносят они его согласно самому Откровению, которого все обязаны держаться, с ним сообразовываясь – Откровению, которое в неприкосновенности передаётся письменно или через законное епископское преемство, и прежде всего заботами самого Римского Понтифика, а также свято хранится и верно излагается в Церкви благодаря предозаряющему Духу Истины 83 . Для того, чтобы должным образом проникать в него и верно его излагать, Римский Понтифик и Епископы, в зависимости от своей должности и от важности вопроса, ревностно трудятся, прибегая к соответствующим средствам 84 . Однако никакого нового общеобязательного откровения, которое входило бы в Божественную сокровищницу веры, они не принимают 85 . 26 . Епископ, облечённый полнотой таинства священства, есть «домостроитель благодати высшего священства» 86 , особенно в Евхаристии, которую он приносит сам или заботится о том, чтобы её приносили другие 87 ; а благодаря Евхаристии Церковь непрестанно живёт и возрастает.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Вольфганга , и Бамберг. Вероятно, в это время Л. принял апелляцию Роберта Жюмьежского, архиеп. Кентербери, изгнанного в сент. 1052 г. эрлом Годвином. Понтифик велел вернуть Роберту кафедру и, вероятно, отлучил от Церкви назначенного Годвином архиеп. Стиганда ( Jaff é . RPR. N 4331). После праздника Рождества Христова в Вормсе состоялось имп. собрание, на котором Л. попросил Генриха III отправить войско для изгнания норманнов из Италии. В ходе переговоров Л. передал имп. аббатству Фульда некие мон-ри и земли, принадлежавшие Папскому престолу, а также даровал Бамбергскому епископу паллий (Ibid. N 4287). В ответ император уступил папе права на земли к югу от Рима (MGH. SS. T. 5. P. 132). По сведениям Германа из Райхенау, Генрих III предоставил папе войско (auxilia delegavit). Однако Лев Остийский сообщал, что вскоре после отправления воинов имп. канцлер Гебхард, еп. Айхштетта (впосл. папа Римский Виктор II ), настоял на возвращении войска. В распоряжении Л. осталось не более 500 человек. Герман утверждал, что папское войско состояло из авантюристов, охотников за наживой и преступников, бежавших от наказания (Chronica monasterii Casinensis. II 81). Т. о., хронисты полагали, что император фактически обманул Л. и лишил его необходимой поддержки. Однако в янв. 1054 г. понтифик все еще надеялся на прибытие императора в Италию (exspectamus promissum et proximum adventum - Acta et scripta. 1861. P. 87). По-видимому, деятельность Л. привела к появлению у него могущественных противников среди имп. прелатов, окружавших Генриха III. В Хронике Фрутольфа Михельсбергского сообщается об инциденте во время мессы, к-рую совершал Майнцский архиеп. Лиутпольд I: Л. низложил диакона, к-рый с пренебрежением отнесся к его повелению соблюдать рим. богослужебные обычаи, и архиепископ пригрозил прервать мессу, если понтифик не отменит свое решение (MGH. SS. T. 6. P. 196-197; см.: Munier. 2002. P. 139-142). Недовольство епископов проявилось во время пребывания Л. в Мантуе, где понтифик созвал Собор (21 февр.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

«Встреча продлилась около 40 минут. И на ней Папа Франциск подчеркнул важность сотрудничества и дружбы между религиозными общинами во имя развития диалога, который послужит миру в Ираке и во всем регионе. Понтифик также поблагодарил великого аятоллу за то, что он встал на защиту слабых перед лицом насилия самых тяжелых лет, подчеркивая святость человеческой жизни и призывая к единству иракского народа», - сообщил Бруни. В свою очередь духовный лидер шиитов Ирака отметил недопустимость войн и насилия в Ближневосточном регионе, а также ущемления прав проживающих там народов, особенно акцентировав внимание на палестинцах. «Его святейшество говорил о несправедливости, репрессиях, бедности, религиозных и интеллектуальных преследованиях, ущемлении основных прав, войнах и насилии, перемещении многих людей в регионе, особенно палестинцев на оккупированных территориях», - говорится в заявлении, которое приводит пресс-служба великого аятоллы Али Систани. После посещения Наджафа понтифик отправился на самолёте в Нассирию для участия в межрелигиозной встрече в древнем городе Уре, на родине ветхозаветного патриарха Авраама. В своем обращении Франциск говорил о недопустимости вражды и насилия во имя Бога, «самым большим оскорблением которого является ненависть к ближнему». Среди участников встречи - представителей разных местных религиозных общин были езиды (народ, преимущественно проживающий на севере Ирака и исповедующий езидизм), подвергшиеся истреблению со стороны Вечером 6 марта Папа Франциск возглавил Божественную литургию в багдадском кафедральном соборе Святого Иосифа. Епископу Рима сослужил Патриарх Халдейской Католической Церкви кардинал Луис Рафаэль Сако. В воскресенье 7 марта, в третий день апостольского визита в Ирак, Папа отправился на самолёте в Эрбиль; в местном аэропорту его встретили представители религиозных и гражданских властей Курдского автономного района. Понтифик возглавил мессу на стадионе города Эрбиля, на котором, по данным службы печати Святого престола, присутствовали 10 тыс. человек. По другим данным, участников, тепло приветствовавших понтифика, могло быть больше. Рассчитанный на 30 тыс. мест стадион был достаточно заполнен, отмечает корреспондент ТАСС. «В эти дни, проведенные рядом с вами, я слышал голоса, полные боли и страха, но я слышал и голоса надежды и умиротворения. Ирак навсегда останется в моем сердце. Прошу вас, братья и сестры, работать вместе во имя мирного будущего и процветания для всех», - сказал понтифик по завершении службы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ [Лат. Leontius] († после 475), еп. г. Арелат (ныне Арль, Юж. Франция). Вероятно, в сане диакона присутствовал на Вазионском (Везонском) Соборе (нояб. 442) вместе со св. Иларием , еп. Арелатским. Избран на кафедру после кончины еп. Равенния, преемника Илария. Последние упоминания о Равеннии содержатся в его послании папе Льву I Великому и в канонах Арелатского Собора (451 или 452). Л. упоминается в письмах папы Илария (Илара), преемника Льва I Великого. В послании от 25 янв. 462 г. понтифик сообщил Л. о своем восшествии на Папский престол и попросил передать это известие др. епископам Галлии ( Hilar. Ep. 4). Папа Иларий обращался к Л. как к первенствующему епископу Юж. Галлии; т. о., привилегии, к-рые еп. Равенний получил от Льва Великого, перешли к его преемнику, несмотря на оговорку папы Льва, что эти полномочия были даны лично Равеннию. В др. послании, к-рое папа Иларий отправил Л. в ответ на его поздравление, понтифик призвал советоваться с ним по важным вопросам (Ibid. 6). Из последующих посланий папы Илария следует, что статус Л. был выше, чем статус обычного митрополита провинции, т. к. митрополиты Юж. Галлии подчинялись власти Арелатского епископа, к-рую папа именовал «единовластием» (ad monarchia tua pertinentes). По-видимому, понтифик относился к Л. как к своему представителю в Галлии, хотя епископ не всегда выполнял его распоряжения (см.: Mathisen. 1989. P. 228-234). Переписка Л. с папой Иларием была посвящена разрешению конфликтов между церковными иерархами Юж. Галлии. От диак. Иоанна, доставившего в Рим послание Фридериха, брата вестгот. кор. Теодориха II (захватил Нарбону в 462), понтифик узнал о неканонических действиях Нарбонского еп. Гермеса (Эрмета). Неясно, в чем состояла вина Гермеса, но папа считал, что он занял кафедру незаконно. Возможно, Гермес был архидиаконом Нарбонского еп. Рустика ( Leo Magn. Ep. 167) и впосл. стал епископом г. Бетерры (ныне Безье).

http://pravenc.ru/text/2463509.html

581 Каноники (κανονικα) благочестивые девы, служившие при храме и занесенные в церковные списки; в отличие от инокинь не давали пожизненных обетов. Ред. 599 Император Анастасий I (491–518 гг.) сочувствовал монофизитам (в частности, в дворцовом храме Архангела в Трисвятое была сделана монофизитская вставка «распныйся за ны»); его обвиняли и в склонности к манихейству (согласно письменным источникам, манихейкой была его мать). См.: ODB. Vol. I. P. 86–87. Ред. 600 Патриарх Никифор отказался поддержать иконоборческую политику императора Льва V Армянина и в марте 816 г. отправился в изгнание сначала в основанный им монастырь рядом с Хрисополем, а оттуда в монастырь св. Феодора на о. Проконнис, где и скончался 2 июня 828 г. (см.: Lardiero C. J. The Critical Patriarchate... P. 138 sqq). Ред. 603 Минеей малой, Анфологионом, Трефологионом или Тропологионом называется Минея праздничная или цветная, в которую первоначально входили только избранные церковные песнопения. Ред. 617 Имеется в виду не непосредственная встреча Навкратия со св. Феодором, а посещение «через письма». Ред. 619 Имя «Навкратий» означает «господствующий на море», но преп. Феодор здесь дает более глубокую этимологию этого имени: «господство над умом» (νους κρτος). Ред. 621 См. письмо преп. Феодора к чаду Афанасию (114), где оплакивается гибель в кораблекрушении студитов. Ред. 631 Письмо, вероятно, написано зимой 815–816 гг. Иоанн был преемником на кафедре Сардийской митрополии низложенного с нее по политическому делу свт. Евфимия. Ред. 636 Написано в 816 г. из Вониты. Адресат исповедник Макарий, игумен Пеликитский; память совершается 18/31 августа. Ред. 639 Указаний на точную датировку письма не имеется. Написано приблизительно в период с 815 по 818 г. Ред. 641 Турмарх начальник небольшой пограничной области с расквартированным там конным отрядом турмой. 647 Максиминит настоятель монастыря св. Максимина в Константинополе (см.: Fatouros. Pars II. S. 283). Ред. 648 Письмо датируется летом 816 г. Письмо обращено к Григорию Кентрокукуру, о котором упоминается в письме 112. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

113–121). Автограф (1905) с приложением нотных и крюковых примеров – РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 27, л. 63–98. 50. Чтения из истории русского церковно-певческого искусства (читаны в 1905–1906 гг. в Обществе любителей древней письменности)//РМГ, 1910, 3 (стб. 71–76), 4 (стб. 107–110), 11 (стб. 273–279), 12 (стб. 314–318). Черновые автографы, отрывки (15 августа 1906, 19 октября 1906) – ОР РНБ, ф. 816, оп. 3, ед. хр. 2649, 2650, 2651, 2652, 2653. 51. Мусикийская грамматика Николая Дилецкого. Посмертный труд С.В. Смоленского, изданный на средства председателя Императорского Общества любителей древней письменности графа С.Д. Шереметева. СПб., 1910. Рукопись (июль-сентябрь 1905) с приложением двух писем редактора Московской духовной академии епископа Евдокима от 1 февраля 1907 года и библиотекаря Московской духовной семинарии К. Попова от 29 января 1907 года о розыске подлинника «Мусикии» – РГИА, ф. 1119, оп. 3, ед. хр. 69. Подготовительные материалы – там же, ед. хр. 27, л. 13–25; ед. хр. 30, л. 1–7. 52. Вступительная лекция по истории церковного чтения (читана в Московской консерватории 5 октября 1889 г.)//Хоровое и регентское дело, 1911, 6/7. С. 133–149. Автограф – РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 22, ед. хр. 27, л. 146–161. 53. Значение XVII века и его «кантов» и «псальмов» в области современного церковного пения так называемого «простого напева»//Памяти С.В. Смоленского [Музыкальная старина. Вып. 5]. СПб., 1911. С. 47–85. То же – отдельный оттиск. Автограф (без окончания) – РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 20. Программа лекции, составленная 23 марта 1908 г. в доме гр. С.Д. Шереметева (машинопись) – ОР РНБ, ф. 816, оп. 3, ед. хр. 2685. Примеры к статье (корректуры и литографированные экземпляры с правкой автора, 1908) – ОР РНБ, ф. 816, оп. 3, ед. хр. 2632. Черновой автограф (30 марта 1908 года) – ОР РНБ, ф. 816, оп. 3, ед. хр. 2631. Рукопись под заголовком «О [значении] 3-х голосных русских кантов и псальмов конца XVII в. в области нынешнего церковного пения так называемого «простого напева " » (до 17 февраля 1908 года) – РГИА, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

650 Вероятно, святой отец говорит о константинопольском храме св. Апостолов, к клиру которого принадлежал Григорий. 656 Письмо написано в 816 г. Послано одновременно с предыдущим письмом. О Феофиле нам известно только из этого письма. Ред. 663 Письмо написано во второй половине 816 г. Преп. Афанасий Исповедник был игуменом в монастыре апп. Петра и Павла. Скончался, вероятно, в 826 г. К нему же написано письмо 231. Память св. Афанасия празднуется 22 февраля/7 марта. Ред. 668 Букв.: Но если и трудна такая жизнь для плоти, но все же, братия, она ходатаица вечной жизни и подражательница образу жизни святых. Ред. 672 Письмо написано во второй половине 816 г., как и следующие три письма: 172, 173, 174. Адесаты этих четырех писем относятся к группе десяти студитов, подвергшихся бичеванию за исповедание иконопочитания. Их имена известны из письма 181: Евфимий, Ефрем, Афродисий, Аммон, Иперехий, Стефан, Парфений, Игисим, Симеон и Дорофей. Ред. 681 Письмо датируется 817 г. Адресат письма исповедник св. Феофилакт Никомидийский, ставленник свт. Тарасия. Память празднуется 8/21 марта. Ред. 684 Т. е. иконопочитатель, сторонник VII Вселенского Собора, проходившего в Никее в 787 г. Из семи Вселенских Соборов два заседали в Никее: I Вселенский Собор (325 г.) и последний VII Вселенской Собор (787 г.). Ред. 687 Преп. Никиты Мидикийского. Известно, что он после исповеднических подвигов пал, вступив в общение с патриархом Феодотом. Позже раскаялся и направился в столицу, чтобы новым исповедничеством искупить свое падение. Об этом покаянии здесь и идет речь. Ред. 699 Вероятно, написано в 816 г. Адресаты группа десяти студитов-исповедников, претерпевших бичевание летом 815 г Ред. 702 Речь идет о десяти Критских мучениках; пострадали при императоре Декии в 249–251 гг.; память совершается 23 декабря/5 января. Ред. 703 Речь идет о трех отроках еврейских: Анании, Азарии и Мисаиле (они же: Седрах, Мисах и Авденаго). Царь Навуходоносор приказал бросить их в огненную пещь за отказ поклониться золотому истукану. Но они остались невредимы ( Дан. 3:49–50 ). Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010