Свящ. Конгр. Таинств, пусть лишь применительно к одобренному, но не завершённому браку, первая отметила в одном своем документе, вышедшем после пио-бенедиктинского Кодекса, что в этом случае «один лишь Римский Понтифик уполномочен предоставлять диспенсацию» 176 . Это исключительное право утверждается как факт, без упоминания о том, возникает ли оно из самой природы предмета или же его источником является только папское распоряжение. Позднее Свящ. Конгр. по делам Восточных Церквей уточнила, что «власть предоставлять диспенсацию от одобренного, но не завершённого брака поручена свыше одному лишь Римскому Понтифику» 177 . В недавнем заявлении, упомянув также браки, не имеющие таинственного характера, хотя и завершённые, Павел VI учит, что в этих случаях «диспенсацию ... может дать только Верховный Понтифик, когда он пользуется заместительной властью» 178 ; однако он не указывает источник возникновения этого исключительного права. Кан. 1142 нового Кодекса просто утверждает, что «незавершённый брак ... может быть расторгнут Римским Понтификом» прямым актом его заместительной власти. Первый вопрос, который встаёт в этой связи, таков: сохраняется ли за Папой только осуществление заместительной власти или же сама власть? Этот вопрос вызван и обоснован некоторыми заявлениями Второго Ватиканского собора, которые наводят на мысль о том, что заместительная власть относится к епископской или вообще к пастырской должности, без какого-либо различения, а не только к должности Верховного Понтифика. Действительно, Второй Ватиканский Собор заявляет: «Епископы правят порученными им отдельными Церквами как наместники и посланники Христа, советами, увещаниями, примером, а также полномочиями и священной властью... Эта власть, которую они лично осуществляют от имени Христа, является собственной, ординарной и непосредственной, хотя в конечном счёте её осуществление направляется верховной властью Церкви и может быть ограничено в известных пределах ради блага Церкви и верных» (L.G. 27). Другая соборная формулировка подтверждает: «Как преемникам Апостолов, Епископам в порученных им диоцезах принадлежит сама по себе вся ординарная, собственная и непосредственная власть, необходимая для осуществления их пастырского служения; однако при этом остаётся в полной неприкосновенности та власть, благодаря которой Римский Понтифик в силу своего служения может удерживать некоторые дела за самим собой или за иной властью» (C.D.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

По просьбе англосакс. аббата Фортреда понтифик запретил Эгберту, архиеп. Йоркскому († 766), отнимать мон-ри у частных лиц и передавать их своим приближенным ( Jaff é . RPR. N 2337). По свидетельству Арнона, архиепископа Зальцбургского (785-821), П. подтвердил решение своих предшественников Захарии и Стефана II о включении Карантании в состав диоцеза Зальцбург (MGH. Dipl. Kar. T. 1. P. 282). На месте семейной усадьбы близ ул. Виа-Лата (ныне Виа-дель-Корсо) в Риме П. основал мон-рь святых Стефана и Сильвестра (ныне ц. Сан-Сильвестро-ин-Капите). Согласно жизнеописанию П., для хранения мощей Римских пап Стефана I и Сильвестра I , перенесенных из пригородных катакомб, понтифик устроил ораторий на верхнем этаже монастырского здания. Внутри обители была возведена церковь, отделанная мрамором и украшенная мозаиками, с серебряным алтарным киворием (в средние века церковь неоднократно перестраивалась и приобрела совр. вид после реконструкций 1591-1601 и 1698; см.: Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. Vat., 1970. Vol. 4. P. 148-162). Под алтарем храма П. поместил мощи множества святых из катакомб (MGH. Epp. T. 3. P. 556; имена святых и дни их памяти перечислены в надписях, выполненных, вероятно, в то же время; см.: Goodson C. The Rome of Pope Paschal I. Camb., 2010. P. 208-211). Понтифик наделил обитель земельными владениями и приписал к ней ряд церквей и монастырей, в т. ч. монастыри на горе Соракт. Папскую грамоту об основании мон-ря святых Стефана и Сильвестра, адресованную аббату Леонтию, подписали 22 итал. епископа, 18 рим. пресвитеров и архидиакон (2 июля 761 - Federici. 1899). П. велел монахам совершать богослужение по греч. обряду (grece modulationis psalmodie), поэтому исследователи полагают, что монашеская община состояла из греков, в т. ч. беженцев из иконоборческой Византии ( Sansterre J.-M. Les moines grecs et orientaux à Rome aux époques byzantine et carolingienne (milieu du VIe siècle - fin du IXe siècle). Brux., 1980. Vol. 1. P. 36, 82-84, 92-94, 159-160).

http://pravenc.ru/text/2578523.html

Духа от Отца и Сына. Возможно, понтифик также обсудил с Аргиром положение, сложившееся после битвы при Чивитате (см.: B ö hmer. Reg. Imp. N 1113). По-видимому, после Собора Николай, архиеп. Бари, и некий аббат Василий отправились в К-поль, доставив туда текст полемического «Диалога» кард. Гумберта (см.: Бармин. 2006. С. 138, 148). С этой миссией можно связывать действия имп. Константина Мономаха, который направил папе Римскому примирительное письмо и побудил сделать то же патриарха Михаила Кирулария (эти письма были получены в Беневенто в кон. 1053 или нач. 1054). Император и патриарх призвали Л. к совместным действиям против норманнов. В ответном послании Константину Мономаху понтифик выразил готовность сотрудничать с Аргиром и предложил византийцам привлечь к войне с норманнами имп. Генриха III. Он также попросил визант. императора усмирить патриарха, чьи действия, по его мнению, угрожали единству Церкви ( Jaff é . RPR. N 4333; Acta et scripta. 1861. P. 85-89). Ответ папы Михаилу Кируларию выдержан в более резких тонах; Л. упрекал его в присвоении титула «Вселенский патриарх», в анафематствовании лат. литургических обычаев и т. д. ( Jaff é . RPR. N 4332; Acta et scripta. 1861. P. 89-92). Между янв. и апр. 1054 г. понтифик направил в К-поль легатов - кард. Гумберта, канцлера Фридриха Лотарингского и Петра, архиеп. Амальфи. Вероятно, по поручению папы Доминик, патриарх Градо, написал Антиохийскому патриарху Петру III послание с просьбой высказать мнение о действиях К-польского патриарха (Acta et scripta. 1861. P. 205-208). Деятельность папских легатов в К-поле была неудачной, т. к. они занимались гл. обр. полемикой и участвовали в диспутах. Поскольку патриарх избегал общения с легатами, 16 июля 1054 г. они анафематствовали «Михаила и его приспешников» (Ibid. P. 153-154); после отъезда легатов патриарх также провозгласил против них анафему. Однако в лат. источниках приведена т. зр. кард. Гумберта, согласно которой миссия легатов завершилась успешно, им удалось установить доброжелательные отношения с визант.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

– «Она у Вас с собой?» – «Да, Святой Отец». – «Дайте мне ее так, как она есть». Тогда я поднес папе Иоанну уже приготовленный мною на всякий случай экземпляр моей книги – «La sainte Moscou» (вышла в Париже (Les Editions du Cerf), в 1949 г.) со сделанной уже мною надписью. «А есть здесь Ваш адрес?» – «Нет, Святой Отец». – «Так напишите вот внизу Ваш адрес». Что я и сделал. «А теперь я хочу, – сказал папа, – дать Вам от себя маленький подарок». И с этими словами он открыл ящик письменного стола и вынул маленькую кожаную коробочку с Ватиканским гербом и протянул ее мне. В ней была бронзовая медаль папы Иоанна в профиль. После этого я понял, что аудиенция кончилась и нужно уходить и, став на одно колено, я поцеловал его перстень. – «Да, я забыл Вас спросить, из кого состоит теперь Ваша семья!» – спросил папа. Я ему сказал. – «Я буду молиться за них!». Когда я вышел из кабинета папы, я посмотрел на часы: я пробыл у него 25 минут. Опять меня встретил в продолговатой комнате тот же немолодой уже прелат с одухотворенным, аскетическим лицом. «II Santo Padre е un Santo» («Святой Отец – Святой»), – сказал я ему. Те же слова сказал я человеку, обслуживающему подъемную машину. 674 Pontifex maximus – верховный понтифик (лат.) – первоначально – председатель коллегии жрецов в Древнем Риме. В христианской практике Понтифекс максимус впервые назвал папу, правда, в ироническом смысле, Тертуллиан . С V в. Понтифекс максимус стало почетным наименованием пап и окончательно утверждено Тридентским собором как часть полного папского титула («верховный понтифик Вселенской Церкви»). Понтификат (лат. ponmificamus) – время пребывания в должности папы римского, один из титулов которого с V в.– верховный понтифик. 681 Конгрегация пропаганды веры (Propaganda fidei) была создана папой Григорием XV (1621–1623) в 1622 г., ее задачей являлось подчинение центральной папской власти миссионерской деятельности Церкви на «заморских» территориях. На рубеже XV и XVI вв. вследствие географических открытий границы «мира» непомерно расширились.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

«Это религиозное подчинение воли и ума должно быть признано особым образом, в отношении авторитетной учительской власти римского понтифика, даже если он говорит и не с кафедры». «Римский понтифик, предводитель собрания епископов, по причине своего достоинства обладает непогрешимостью, когда как пастырь и высочайший учитель всех верных, укрепляя в вере братьев, возвещает в определённом «Деянии» единое учение, относящееся к вере или нравственности. Поэтому по справедливости говорится, что решения папы непреложны сами по себе, а не с одобрения Церкви, так как возвещены содействием Святого Духа. Следовательно, решения папы не подлежат никакой оценке, никакой апелляции, никакому суду. Ибо римский понтифик выражает мысль свою не как частное лицо, но как высочайший учитель Вселенской Церкви, в котором обитает лично дар непогрешимости самой Церкви, и он излагает и защищает учение Католической (Вселенской) веры», «Римский понтифик, в силу своей должности местоблюстителя Христова и пастыря всей Церкви, имеет внутри Церкви полную, высочайшую и вселенскую власть, которую он должен осуществлять всегда свободно... Не может быть вселенского собора, если он не утверждён в таком качестве или, по крайней мере, не объявлен как признанный со стороны преемника Петра. Это преимущественное право римского понтифика – созыв соборов, председательство на них и утверждение их решений». Все эти положения не только несовместимы с евангельским православным учением о Церкви, но являются хулой на Духа Святого, миссию Которого, как источника единства и непогрешимого предводителя Церкви принимает на себя один человек. Так что перед нами – торжественное утверждение папского антропоцентризма в середине XX века. Уже говорилось, что на Втором Ватиканском соборе были расширены епископские полномочия. Если мы обратимся к текстам, то убедимся, что когда расширяются епископские полномочия, тогда расширяются и непосредственная власть и полномочия папы над епископами, так что ничего лучшего, чем папский антропоцентризм, Второй Ватиканский собор предложить не смог.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

В ответ папа Бонифаций VIII (1294–1303) в булле " Clericislaicos» от 1296 г. запретил французскому духовенству обложение без разрешения Римской курии и пригрозил церковными наказаниями тем, кто посягает на церковное имущество. Иными словами, самому Филиппу Красивому. Это было по меньшей мере недальновидно. Но Бонифаций, в котором было мало от клирика и много от светского правителя, человек необузданных желаний и амбиций, просто не знал слов «компромисс» или «примирение». Для него не существовало никаких сомнений в том, что Святейший престол обязан господствовать над всеми государствами мира. Тогда король запретил вывоз налогов, собранных на его землях с духовных владений, в Италию, чем лишил понтифика существеннейшего источника дохода. Апостолик благоразумно смягчил санкции, установленные в своей булле, и на время ссора затихла 413 . Но затем папе донесли, что Французский король распоряжается имуществом и самим духовенством Франции так, словно Римского епископа вообще не существует. Бонифаций VIII разразился резким письмом, но Французский король ответил, что, подрывая незыблемую королевскую власть, понтифик пытается превратить Францию в свой лен. Тогда 18 ноября 1302 г. понтифик издал еще одну буллу, " Unam Sanctam», в которой заявил, что у Кафолической Церкви есть только один глава – Римский епископ. И короли обязаны служить ему 414 . Деятельный Филипп Красивый дерзко и быстро дал ответ. Он созвал Собор в храме Notre Dame, в Париже, где папская булла была торжественно сожжена в присутствии представителей всех сословий и галликанского епископата. Папского легата с позором изгнали прочь, а все сословия Франции подтвердили, что папа не является источником власти для их короля. А, стало быть, не обладает и теми полномочиями, которые себе присвоил. Впервые в истории Западной церкви епископат встал на сторону светского владыки, бросив понтифика 415 . Это событие папа воспринял как объявление войны. Но его надежды на то, что Германский император Альбрехт Австрийский (1298–1308) станет союзником, не оправдались. А Филипп Красивый направил отряд в Ананьи, где располагался папский двор, с приказом арестовать Бонифация VIII. Понтифик от неожиданности и горя сошел с ума и 11 октября 1303 г. скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он подчеркнул, что «в ночь раздора мы, верующие в единого Бога, взираем на Того, Кого пророк Исайя называет " судьёй народов " , добавляя замечательное пророчество о мире: " Перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать " (Ис. 2:4). В это время разрушений верующие призваны созидать братство и во имя Всевышнего открывать пути примирения». «Не оружие, не терроризм, не война, а сострадание, справедливость и диалог: вот подходящие средства для стяжания мира», – заявил понтифик, отметив «важность искусства диалога между небом и землёй, диалога между людьми». «Слово Всевышнего, светильник на жизненном пути (см. Пс. 118:105), направляет нас на поиск ближнего, на принятие и долготерпение, а не на внезапный порыв мести и безумие воинственной ненависти. Как же важно для нас, верующих, быть свидетелями диалога!», – сказал глава Ватикана. Такое впечатление от слов главы Ватикана, что Папа Франциск убеждён, что католики и иудеи веруют в одного и того же Бога, а, стало быть, разделение между ними имеет чисто политический и бытовой характер. А значит – легко может быть преодолено. Если это так, остаётся только один вопрос: все ли католики примут такую экклесиологию Папы Франциска? Похоже, Римо-католическую церковь ждут непростые времена по итогам деятельности папы-реформатора. «Если применить эти выводы к иудейско-христианскому диалогу, – продолжил Франциск, – то мы сближаемся через встречу, внимание и братский взаимообмен, осознавая себя слугами и учениками Божественного Слова – живительной почвы, в которой прорастают наши слова: " Для созидания мира нужно быть строителями диалога. Не только своими силами и возможностями, но и с помощью Всевышнего " ». По его словам, «диалог с иудаизмом имеет для христиан особое значение, поскольку мы имеем иудейские корни. Господь Иисус является первым гарантом еврейского наследия в христианстве». «Мы, христиане, нуждаемся в вас, дорогие братья; мы нуждаемся в иудаизме, чтобы лучше понять себя ( выделено нами. – РНЛ)», – сделал понтифик откровенное признание.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/09/pa...

Аббат Дезидерий. Фрагмент росписи ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи. Кон. XI в. После кончины Рихерия его преемником был избран мон. Петр, но папа Римский Виктор II (1055-1057) отказался утвердить результаты выборов под предлогом того, что монахи не попросили разрешения на выдвижение кандидатуры Петра у него и у императора. Амат Монте-Кассинский называл др. причину отказа папы - неопытность благочестивого старца Петра в «мирских делах». Вмешательство папы Римского вызвало протест монахов, и понтифик направил в М.-К. кард. Гумберта , к-рый заставил Петра отказаться от должности аббата и настоял на избрании Фридриха Лотарингского (1057 - Italia Pontificia. 1935. P. 137-138; Amatus. Historia Normannorum. III 49; Chronica monasterii Casinensis. II 89-92; см.: Hoffmann. 1967. S. 317-319). Новый аббат сразу же был назначен кардиналом-пресвитером титула св. Хрисогона и получил от папы Римского Виктора II грамоту с новым подтверждением владений и привилегий мон-ря (PL. 143. Col. 831-834; Italia Pontificia. 1935. P. 138-139). В этом документе, составленном кард. Гумбертом, о М.-К. говорилось как о «главном училище монашеских правил» (monasticae normae principale gymnasium), к-рое всегда пользовалось покровительством Папского престола. Оговаривалось, что аббаты М.-К. были обязаны получать утверждение в должности от Римских понтификов. В более ранних папских грамотах говорилось только о поставлении, но не об утверждении аббата папой Римским (напр., в привилегии папы Льва IX (1049) - PL. 143. Col. 604-605). Вскоре папа Виктор II скончался, и менее чем через 3 месяца настоятельства Фридрих Лотарингский был избран на Папский престол с именем Стефан IX(X) (2 авг. 1057). Продолжив антинорманнскую политику папы Льва IX, он вывез монастырские ценности в Рим, чтобы потратить их на снаряжение войска для борьбы с норманнами ( Amatus. Historia Normannorum. III 50; Chronica monasterii Casinensis. II 97). Однако впосл. ценности были возвращены, а понтифик щедро одарил обитель (Chronica monasterii Casinensis. II 100). По указанию папы Стефана IX (X) на должность аббата был избран Дезидерий, препозит мон-ря св. Бенедикта в Капуе. Вскоре понтифик направил его вместе с др. легатами в К-поль для заключения союза с византийцами против норманнов. Когда легаты находились в Бари, они узнали о кончине папы (29 марта 1058) и прервали свою миссию. При помощи норманнского вождя Робера (Роберта) Гвискара, к-рый предоставил коней и охрану, Дезидерий прибыл в М.-К., где его избрание было подтверждено на монашеском капитуле ; кард. Гумберт совершил чин посвящения. В марте 1059 г. папа Николай II назначил Дезидерия кардиналом-пресвитером титула св. Цецилии и апостольским викарием мон-рей Юж. Италии и вручил ему грамоту с подтверждением прав и привилегий М.-К. (Italia Pontificia. 1935. P. 140-142; Amatus. Historia Normannorum. III 52; Chronica monasterii Casinensis. III 9, 12).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Впервые Римским папой стал иезуит-латиноамериканец Конклав выбрал понтификом аргентинца Хорхе Марио Бергольо, именуемого теперь Франциском I 14.03.2013 1783 Кардиналы в Ватикане с третьей попытки смогли избрать нового папу Римского, сообщает « Первый канал ». Главой католиков всего мира впервые стал не европеец. Понтификом избран выходец из Латинской Америки, член ордена иезуитов, 77-летний аргентинец Хорхе Марио Бергольо. Он по традиции взял себе новое имя. Отныне его будут называть Франциск I. В обращении «Граду и миру» новый понтифик призвал паству «следовать путем любви и братства». «Давайте молиться друг за друга и за весь мир», - сказал Франциск I с балкона собора Святого Петра, обратившись к пастве с просьбой «помолиться за него». Вообще, слово «первый» применительно к новому понтифику приходится употреблять постоянно, отмечает издание. Это не просто первый папа не из Европы за более чем тысячу лет. Впервые в истории понтификом стал выходец из Латинской Америки. Впервые понтифик принадлежит к ордену иезуитов. И опять же впервые глава церкви в качестве своего небесного покровителя выбирал святого Франциска Ассисзкого. Почти всю свою жизнь новоизбранный понтифик провел в Аргентине. В сан кардинала Хорхе Берголио возвел Иоанн Павел II. Архиепископ необычайно любим своей паствой, он известен личной скромностью: живет в маленькой квартире, пользуется общественным транспортом и даже, по слухам, готовит сам себе еду. При этом, отмечает Первый канал, архиепископ «известен рядом жестких консервативных высказываний, но, каким он будет папой консерватором или новатором, эксперты сейчас могут только гадать». По словам биографа папы Серхио Рубина, «он умеренный епископ с довольно современными взглядами на церковь». Известно, что Бенедикт XVI был первым, кому Хорхе Берголио позвонил сразу после своего избрания, а потом совершил молитву о почетном папе, своем предшественнике. О чем они говорили не известно. Паломники и туристы из Аргентины на площади Святого Петра в Ватикане праздновали избрание папой своего соотечественника крайне эмоционально. В самом Буэнос-Айресе тысячи людей вышли на улицы, во всех храмах устроили праздничный трезвон во все колокола.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/14/vp...

Предполагается, что вечером 11 мая Бенедикт XVI прибудет в тель-авивский аэропорт «Бен Гурион», где его встретит президент Израиля Шимон Перес, а также политические и религиозные лидеры страны. В 12 часов Папа, вероятно, отправится на вертолете на гору Скопус (826 метров высотой), находящуюся на востоке Иерусалима. Там его примет мэр Святого Города. После отдыха в своей резиденции – в здании нунциатуры на Елеонской горе – Бенедикт XVI планирует встретиться с президентом страны Шимоном Пересом. Встреча начнется предположительно в 16.30 в президентской канцелярии. Ожидается, что в 17.30 Папа отправится в мемориал Холокоста Яд ва-Шем. Этот мемориал посещал в свое время его предшественник, Иоанн Павел II. До сих пор не ясно, зайдет ли понтифик в музей, вокруг которого ведутся дипломатические споры между Израилем и Святым Престолом. Причина споров – выставленная в музее фотография Папы Пия XII, надпись под которой обвиняет этого понтифика в замалчивании Холокоста. Если до приезда Бенедикта XVI эту надпись не изменят, возможно, он не станет посещать мемориал. В тот же день, в 18.45, предположительно состоится межрелигиозная встреча, в которой примут участие христиане, иудеи, мусульмане и друзы Святой Земли. 12 мая в 9 часов утра понтифик предположительно посетит Храмовую гору, где встретится с главой мусульман-суннитов - верховным муфтием Иерусалима. Часом позже понтифик, вероятно, отправится к Стене плача, где встретится с главными раввинами Израиля (ашкеназским и сефардским), после чего посетит Главный раввинат («Хекаль Шломо»). В 12 часов Бенедикт XVI предположительно посетит горницу, в которой по преданию проходила Тайная Вечеря и в которой апостолы собирались с Вознесения до Пятидесятницы. Часом позже в летинском патриархате Иерусалима предположительно состоится встреча понтифика с католическими епископами Святой Земли. Затем Папа намерен посетить Гефсиманский храм и отслужить, в 16.30, торжественную мессу в долине Кедрона около Гефсиманского сада. 13 мая Бенедикт XVI планирует посетить Палестину. По предварительным сведениям, в 8.30 вертолет с Папой на борту отправится в Вифлеем, где понтифика примут президент Палестинской Автономии Махмуд Аббас, премьер-министр Салам Файяд (который недавно объявил о своей отставке) и другие гражданские и политические лидеры Палестины. В ходе своего визита в Вифлеем Бенедикт XVI намерен посетить базилику Рождества Христова и отслужить, в 10 часов, мессу на площади Яслей – опять-таки, по примеру своего предшественника Иоанна Павла II.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010