у седьмого придорожного камня. Навстречу великому франку вынесли флаги, горожане пели ему хвалебные гимны 261 . Не понтифик, а Карл Великий организовал 24 ноября 800 г. собрание в соборе Святого Петра для суда над папой. Заслушали всех свидетелей, но никаких серьезных доказательств вины папы не обнаружилось. Тогда понтифик заявил, обеляя себя, что готов клятвенно очиститься от всех обвинений, предъявляемых ему. И король из соображений политической целесообразности принял, конечно, его сторону. Апостолик с Евангелием в руках поднялся на амвон собора Святого Петра и произнес перед собравшимися сановниками и архиереями клятву. «Общеизвестно, дорогие братья, что злые люди восстали против меня и предложили меня изувечить. Они нагромоздили против меня тяжелые обвинения. Для выяснения обстоятельств происшедшего в город вместе со своими епископами и знатью прибыл милостивейший и сиятельнейший король Карл. Никто не осуждал и не побуждал меня к этому. Я по собственной доброй воле в вашем присутствии клянусь перед Богом, которому известно, что у меня на совести, а также перед святым князем апостолов Петром, в чьем храме мы находимся, что не запятнан никакими предъявленными мне здесь преступлениями, которые я не совершал по собственной или чужой воле. На то Бог мой свидетель» 262 . А 25 декабря 800 г., в праздник Рождества Господня, когда Карл со своим двором находился в Риме, папа Лев III при большом стечении народа возложил на главу Франкского короля императорскую корону. Хотя впоследствии и говорили, что франк ничего не знал о замыслах понтифика, и его инициатива была для него совершенно неожиданной, но в это слабо верится. Единственно, что можно принять из числа догадок, так это то, что Карлу явно не понравился способ, каким его венчал папа. Он справедливо опасался (и предчувствия его не обманули), что эта процедура могла быть многократно впоследствии интерпретирована 263 . Не случайно, коронуя сына Людовика, он сам (но не понтифик!) возложил корону на его голову. Так или иначе, но прошлого Карл вернуть не мог; пришлось принять все так, как есть. В храме раздались славословия: «Многие лета и победы над врагами Карлу, благочестивейшему и Богом венчанному августу, великому и миролюбивому императору!» 264 При этом Римский епископ по старой традиции пал ниц перед Карлом. Так Франкский король стал императором, правда, фактически пока что еще только Западной империи. Но в глазах современников никакой альтернативы на Востоке Карлу уже не было: ведь св. Ирина и Константин VI, как «еретики», незаконно занимали престол древних Римских императоров. «Так Римская империя, которая со времен Константина Великого , сына Елены, пребывала в Константинополе в лице греческих императоров, благодаря Карлу перешла с этого момента к королям, вернее императорам франков» 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Целенаправленная политика понтификов на ослабление власти Гогенштауфенов принесла свои плоды. Но они оказались «пирровыми» для Римской курии: опасаясь единой Италии, могущей стать большой угрозой папскому могуществу, апостолики привели полуостров в эпоху великой междоусобной войны. С гибелью Манфреда германское влияние на положение дел в Италии фактически прекратилось. Но теперь вместо Германского короля над Италией возвышался Французский монарх. Однако, скажем, забегая вперед, что и он не сумеет полностью подчинить себе эту страну. И после гибели германских Гогенштауфенов папам придется иметь дело не с одним государем, а со многими правителями самостоятельных итальянских государств и княжеств, среди которых, повторимся, самым могущественным являлся король Франции. В конце концов это обстоятельство и предопределит последующий закат средневекового папства 302 . Но это – дела на Западе. Что же касается Востока, то новый папа продолжил переписку с Константинополем. В отличие от покойного Урбана IV он не удовлетворился туманными, как ему показалось, заверениями Михаила VIII Палеолога и нашел присланное ему в Рим греческое исповедание веры полным погрешностей. Понтифик счел необходимым направить Византийскому царю латинское исповедание веры с обстоятельным изложением всех догматов, канонов и богослужебной практики Римской церкви, в особенности – учения о главенстве Апостольской кафедры в Кафолической Церкви. Папа потребовал от императора и всех восточных епископов собственноручных подписей под ними и легко отбил очередное предложение Палеолога. А суть последнего сводилась к тому, что вначале нужно примирить врагов Константинополя с Византией, а затем уже идти на церковную унию. Папа посчитал, что все следует делать как раз наоборот 303 . Тогда Палеолог предложил папе Клименту IV совместный Крестовый поход на Восток, и понтифик заколебался – уж очень заманчивым было это предложение. Тем не менее 17 мая 1267 г. апостолик ответил в Константинополь, что вопрос о любых совместных предприятиях может быть обсужден только после признания византийцами и священноначалием Восточной церкви его Апостольской власти. Этот вариант вполне устраивал папу: с одной стороны, он не отказывал Византийскому царю, с другой стороны, его совесть была чиста. Он был уверен, что никогда Палеолог не согласится принять это условие без опасения утраты императорского сана – настроения греков Римскому епископу были хорошо известны. Играя на различных фронтах в свои «шахматы», понтифик тем временем примирял Балдуина II и Карла Анжуйского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Арсений Загуляев Папа в затворе: 7 фактов о жизни Бенедикта XVI после ухода на покой Источник:  Нескучный сад 28 февраля 2013 года совершится то, о чем папа Римский Бенедикт XIV объявил чуть более, чем двумя неделями ранее. Впервые за почти 600 лет римский понтифик уйдет на покой по состоянию здоровья. Распорядок его последнего дня управления церковью будет таков. В 11.00 по римскому времени (в 14.00 по Москве) Бенедикт XVI встретится с кардиналами, а в 16.55 на площади Св. Дамаса попрощается с руководством госсекретариата Ватикана. Затем папа сядет в вертолет и улетит в свою летнюю резиденцию Кастель Гандольфо, в которой он пробудет до своего окончательного возвращения в Ватикан, запланированного на начало марта. С балкона резиденции Бенедикт XVI обратится к жителям Кастель Гандольфо, это и будет последнее публичное выступление. Как папа будет жить дальше? Йозеф Ратцингер сохранит имя Бенедикт XVI Папское имя Бенедикт XVI, которое взял себе кардинал Йозеф Ратцингер после избрания на папский престол, будет сохранено. К нему по-прежнему будут обращаться " Ваше святейшество " . Бенедикту XVI будет присвоен титул " папа на покое " и " почетный понтифик " , а не " епископ Рима на покое " , как предполагалось ранее. Об этом заявил глава Службы печати Святого Престола отец Федерико Ломбарди. Папа на покое будет жить в монастыре на территории Ватикана Вначале можно было предположить, что папа выберет себе для жительства какой-нибудь из католических монастырей за пределами Ватикана, чтобы не создавать иллюзию двоевластия. Два папы в пределах 200 метров друг от друга, это действительно бепрецедентно. К примеру, он мог отправиться в крупный монастырь Монтекассино на полпути между Римом и Неаполем, в котором находятся мощи его небесного покровителя св. Бенедикта Нурсийского. Однако его собственное решение – остаться на территории Ватикана. О том, что Бенедикт XVI давно хотел уйти на покой косвенно свидетельствуют ремонтные работы в монастыре Mater Ecclessiae в садах Ватикана, недалеко от радиовышки. Именно здесь понтифик намеревается жить. Монастырь был основан в 1992 году его предшественником Иоанном-Павлом II. До того в здании находилось общежитие садовников.

http://religare.ru/2_99982.html

Рим, 10 марта, Apic/Благовест-инфо. Бенедикт XVI публично объявил о своем намерении «совершить паломничество в Святую Землю» с 8 по 15 мая текущего года. Это объявление Папа сделал в минувшее воскресенье из окна своей ватиканской резиденции после чтения молитвы «Ангелус». «Я совершу паломничество в Святую Землю, - объявил Бенедикт XVI, - чтобы, посетив те места, по которым ступал наш Господь во время Своей земной жизни, испросить у Него драгоценный дар мира и единства – для стран Ближнего Востока и для всего человечества». Предстоящая поездка станет двенадцатым по счету заграничным визитом понтифика (одиннадцатый – в Анголу и Камерун – намечен на 17-23 марта). Первой страной, которую посетит Папа в ходе своего паломничества, станет Иордания: там понтифик пробудет с 8 до 11 мая. Затем Бенедикт XVI отправится в Израиль, а один день (13 мая) проведет на Палестинской территории. В ходе своего визита понтифик посетит мечеть в Аммане, Храмовую гору, Стену Плача и, предположительно, иерусалимский мемориал Холокоста Яд ва-Шем. Как сообщают многочисленные публикации, появившиеся в прессе, 8 мая во второй половине дня Бенедикт XVI прибудет в столицу Иордании Амман. 9 мая Папа предположительно отправится на гору Нево, на которой умер Моисей. Эту гору (высотой 806 метров) посещал и Иоанн Павел II в ходе своей поездки на Святую Землю в 2000 году. Вероятно, в тот же день Бенедикт XVI посетит мечеть – второй раз за время своего понтификата. В ноябре 2006 года Папа заходил в Голубую мечеть в Стамбуле, теперь же намерен посетить возвышающуюся над Амманом мечеть короля Хусейна. 10 мая Бенедикт XVI предположительно совершит мессу на амманском стадионе, а затем посетит берег реки Иордан, где был крещен Христос. По словам католического архиепископа Багдадского Жана Слеймана, в ходе своего визита в Иорданию Папа встретится с иракскими епископами. Слейман сообщил, что он получил от латинского Иерусалимского патриархата приглашение посетить страну. Вероятно, понтифик покинет Иорданию 11 мая в середине дня.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В Liber Pontificalis упоминаются многочисленные дарения Н. рим. церквам, в т. ч. драгоценные ткани, сосуды, кресты, светильники. Основное внимание понтифик уделял украшению Ватиканской базилики. Особое покровительство он оказывал диаконии Санта-Мария-ин-Козмедин, при к-рой были построены здания для размещения папы и его свиты с ораторием св. Николая (Ibid. P. 152-154, 158, 161). В комплексе Латеранского дворца по указанию Н. был построен зал с ораторием Пресв. Девы Марии; в ц. Санта-Мария-Нова (Санта-Франческа-Романа) выполнены росписи или мозаики. Были отремонтированы также нек-рые храмы на пригородных кладбищах, в т. ч. базилика св. Себастиана на Аппиевой дороге, при к-рой восстановили мон-рь, основанный в V в. и впосл., по-видимому, пришедший в упадок (Ibid. P. 161). Согласно жизнеописанию, Н. рукоположил 7 пресвитеров и 4 диаконов, а также 65 епископов в разные города (Ibid. P. 167). Политика на Западе Отношения с епископатом Понтификат Н. был отмечен рядом конфликтов папы Римского с зап. епископами, особенно с митрополитами и участниками Соборов (при Каролингах Соборы стали органами высшей власти и управления во франк. Церкви). Стремясь поставить под контроль деятельность епископов, Н. укреплял власть Папского престола как апелляционной и надзорной инстанции, непримиримо относился к нарушениям канонической дисциплины. Так, в постановлениях Римского Собора (окт. 863) говорится, что епископы должны неукоснительно выполнять папские распоряжения, связанные с верой и дисциплиной; в противном случае они подвергались анафеме (MGH. Conc. T. 4. P. 155). Однако по собственной инициативе понтифик редко вмешивался в дела епископов, поскольку церковные иерархи постоянно соперничали друг с другом и нередко жаловались в Рим на своих противников. Принимая апелляцию, Н. рассматривал дело и выносил окончательный вердикт, не подлежавший обжалованию. Как правило, его действия вызывали недовольство митрополитов, которые пользовались большим политическим влиянием и не желали подчиняться папе Римскому. Важные события понтификата Н. были связаны с мерами, к-рые он принял по отношению к Иоанну VII, архиеп. Равеннскому (850-878), подвергшемуся каноническим санкциям за неповиновение папе Римскому, и к Гинкмару, архиеп. Реймсскому (845-882), одному из самых влиятельных каролингских прелатов, который выступал то как оппонент, то как союзник и даже помощник понтифика. Наибольшую обеспокоенность франк. правителей и прелатов вызвало смещение архиепископов Кёльна и Трира по решению Римского Собора 863 г. Понтифик получил многочисленные ходатайства о прощении низложенных прелатов; кафедры Кёльна и Трира долгое время не замещались (см. в разделе о расторжении брака кор. Лотаря II).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Весной 1050 г. понтифик находился в Юж. Италии. В Салерно, где «весь церковный чин был объят ложью симонии», он созвал Собор, на котором рассматривались вопросы, связанные с симонией, клятвопреступлениями, браками (или конкубинатом) священнослужителей, неуплатой десятины и «первых плодов». Салернский кн. Гваймарий IV «обещал повиноваться ему и верно исполнять его повеления». Посетив Мельфи, столицу норманнского графства Апулия, понтифик «просил [норманнов] оставить свою жестокость и более не притеснять бедных» (Storia. 1935. P. 130-131). Экспансия норманнов в Юж. Италии, где они захватывали визант. и лангобардские владения, сопровождалась острыми конфликтами с местным населением. В Беневенто князья Пандульф III и Ландульф VI, не признававшие власть императора, отказались принять Л. и были отлучены им от Церкви. Понтифик направился в Гаргано, оттуда - в Сипонто, где он созвал Собор и сместил 2 архиепископов за симонию (Vita Leonis IX. II 14; cp.: Storia. 1935. P. 131; см.: Munier. 2002. P. 133). К празднику Пасхи Л. вернулся в Рим и созвал Собор в Латеранской базилике, на котором присутствовали 55 епископов, в основном из Италии и Бургундии, а также 34 аббата (29 апр. 1050). По словам Бонизона, участники Собора запретили всем христианам принимать причастие от пресвитеров и диаконов, не соблюдавших целомудрие. После этого клириков, содержавших наложниц, отстранили от служения в Риме и в соседних регионах, прежде всего в Тусции (Тоскана, части Лацио и Умбрии) ( Bonizo. Liber ad amicum. 5//MGH. Lib. T. 1. P. 589). В этом реформаторам помогли ревностные монахи, среди к-рых, очевидно, был св. Иоанн Гвальберт, встречавшийся с Л. (ActaSS. Iul. T. 3. P. 349, 352). На Соборе обсуждалось также евхаристическое богословие Беренгария (см. ст. Беренгар Турский ), к-рый был отлучен от Церкви. В сочувствии взглядам Беренгария заподозрили его оппонента Ланфранка , которому пришлось доказывать свою невиновность (PL. 150. Col. 413). По инициативе примицерия Удона на Соборе было установлено почитание св.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

«Римский понтифик, руководитель епископского собрания, по причине своего достоинства обладает непогрешимостью, когда как пастырь и высший учитель всех верующих, подкрепляя своих братьев в вере (см. Лк.22:32 ), возвещает определенное учение, касающееся веры или нравственности. Поэтому справедливо говорится, что решения папы непреложны сами по себе, а не с согласия Церкви, поскольку были возвещены при содействии Святого Духа... Следовательно, решения папы не подлежат никакому иному одобрению, никакому уклонению, никакому суду. Ибо Римский понтифик выражает не собственное мнение как частного лица, а как высший учитель Вселенской Церкви, лично на котором основана непогрешимость самой Церкви, излагает и защищает учение католической веры». «Римский понтифик как викарий Христа и пастырь всей Церкви обладает в Церкви полной, высшей и вселенокой властью, которую может всегда свободно осуществлять... Не может быть Вселенского Собора, который не был бы подтвержден как таковой или, по крайней мере, не принят преемником Петра. Созвание Соборов, председательство на них и их утверждение – привилегия Римского понтифика» 55 . Вышеприведенные выдержки являются для православных не только ниспровержением евангельской православной экклесиологии, но и хулой на Духа Святого. Его, Святого Духа, миссию как источника единства и непогрешимого водителя Церкви перенимает человек. Это торжество подтверждения папского антропоцентризма в двадцатом веке. Говорилось, что решения II Ватиканского Собора возвысили институт епископства. Однако, изучая документы Собора, можно убедиться, что каждый раз, когда возвышается институт епископства, вместе с тем возвышается и непосредственная власть и юрисдикция папы над епископами. Поэтому II Ватиканский Собор не принес никакого улучшения. Характерна критика профессора К. Муратидиса хваленой соборности епископов как якобы достижения II Ватиканского Собора: «Что касается коллегиальности епископов (Colle-gialitas), о которой так много говорили и на которую возлагали так много надежд, в Конституции о Церкви, названной «Nota explicativa praevia», эта коллегиальность при помощи юридических тонкостей была лишена всякой фактической власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Крайне раздосадованный тем, что византийские союзники, на которых он так надеялся, не прибыли к дню битвы, желая направить энергию сыновей Севера в другую сторону, апостолик благословил их занять Сицилию, что ему потом ставилось в вину строгими «клюнийцами». Конечно, в Константинополе также не понравилось, что понтифик так легко «дарит» чужакам исконные византийские земли, за которые было пролито столько крови. Но папе было уже все равно: Лев IX умер 19 апреля 1054 г. на 53-м году жизни 850 . Когда это случилось, Григорий Гильдебранд был во Франции, откуда поспешил принять участие в выборе нового папы. По его подсказке понтификом был избран германский прелат Гебхард, епископ Эйхштадта, страстный поклонник императора Генриха III, принявший имя Виктора II (1055–1057). Но это было еще впереди, а пока вернемся к событиям, приведшим к Великому расколу Кафолической Церкви. Глава 4. Великий раскол 1054 г. После умиротворения Западной Церкви, настал черед Константинополя, к патриархам которого Григорий Гильдебранд и папа Лев IX относились с высокомерным презрением. Выступив против епископа Беренгария, отрицавшего учение о пресуществлении, Гильдебранд сильно охладил и без того малодружеские отношения с Восточной Церковью. А папа Лев IX решил ревизовать статус Константинопольского патриарха, найдя его излишне завышенным и неканоничным. В своем послании в Константинополь Лев IX доказывал, будто Константинопольская Церковь является только «дочерью» Римской Церкви, испокон века главенствующей на Востоке и Западе, и никак престол «Нового Рима» не может называться «вселенским». Видимо, в ответном послании с Востока ему напомнили характеристики пап последних двух столетий, далеко не лицеприятные, но Лев IX не растерялся. Спокойно и хладнокровно, как будто читая лекцию, понтифик оправдывался от этих обвинений, доказывая, что между officium (священным саном) и meritum (личными заслугами) нет никакой устойчивой связи 851 . Наверное, этого можно было и не делать, поскольку еще со времен древней Церкви это разделение считалось общепризнанным. И речь должна была идти не о «личных заслугах», а о том, что многие папы последних столетий подрывали авторитет самой Римской Церкви, издревне имевшей большой авторитет во всем православном мире – несомненный факт для христианского Востока. Такой же безусловный, как и прерогативы Константинопольской кафедры, полученные еще со времен II Вселенского Собора. Почему папа должен был восстанавливать авторитет Апостольского престола за счет уничижения Константинопольского патриарха? Этот вопрос, гораздо более актуальный, чем притязания Рима, понтифик вполне благоразумно для себя не затрагивал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

173 Свящ. Конгр. Таинств, Декр. Catholica Doctrina (07. 05. 1923); Приложение: A.A.S. 15 (1923), p. 391: «Чтобы эти выводы верно понимались и применялись, следует иметь в виду, что при диспенсации от одобренного, но не завершённого брака Понтифик пользуется так называемой экстраординарной, или служительной, властью, которая предполагает, что нельзя позаботиться о спасении душ иначе (то есть с пользой и успешно), кроме как посредством диспенса- ции от одобренного, но не завершённого брака, то есть посредством расторжения действительного брака, хотя при этом и нарушается правило нерасторжимости одобренного брака». 176 Свящ. Конгр. Таинств, Декр. Catholica Doctrina (07. 05. 1923): A.A.S. 15 (1923), р. 389: «Quamvis uni tantum Romano Pontifici competit dispensationem concedere...». 177 Свящ. Конгр. Воет. Ц., Инструкция (13. 07. 1953), Ï «Cum uni Romano Pontifici sit divinitus commissa potestas dispensandi super matrimonio rato et non consummato...». См. СНоа X., Законы Церкви.., т. II, 2361, стлб. 3155. 178 Апост. посл. De Episcoporum muneribus (15. 06. 1966), V: A.A.S. 58 (1966), p. 469: «... но не те Божественные законы (как естественные, так и позитивные), диспенсацию от которых может дать только Верховный Понтифик, когда он пользуется заместительной властью, как это случается при предоставлении диспенсации от одобренного, но не завершённого брака, от тех браков, в которых речь идёт о привилегии веры»; см. также Апост. посл. Episcopalis potestatis (02. 05. 1967), IV: A.A.S. 59 (1967), р. 387. 182 Апост. посл. De Episcoporum muneribus (15. 06. 1966): A.A.S. 58 (1966), р. 467: «...Утверждая, что в диоцезах, вверенных Епископам, им принадлежит сама по себе вся власть на том основании, что ‘она требуется для осуществления их пастырского служения’, Собор вместе с тем снова исповедует, что во всех Церквах Нам принадлежит непосредственная власть, присущая преемнику Петра по прирождённому праву, ради блага всего Господня стада оставлять за собой некоторые дела». 183 Павел VI, Выступл. на открытии третьего этапа Второго Ватиканского Собора (14. 09. 1964): A.A.S. 56 (1964), рр. 815–816.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Прибыв в сентябре 816 г. в Реймс, понтифик все же венчал на царство Людовика и его жену Ирменгарду в кафедральном соборе, и благочестивый франк не рискнул нарушить традицию. Для папы же главным было наглядно продемонстрировать для всех, что власть Людовику дана через него Богом. Впрочем, сам Людовик не придал акту венчания особого значения и продолжал считать годы своего правления от дня смерти отца. Но смена декораций чувствуется даже сегодня по нюансам описания тех событий древними летописцами. Если Карл Великий являлся полновластным хозяином Западной церкви, то Людовик лишь с согласия папы Стефана решился созвать в 816 г. в Ахене Собор для укрепления монашеской дисциплины. После Собора Стефан отправился в Рим, но уже 24 января 817 г. скончался 438 . Новый папа Пасхалий (817–824), выдвиженец клерикальной партии, был посвящен в сан уже на следующий день, 25 января 817 г., и опять без согласия императора. Его легат привез Людовику письмо, в котором Пасхалий стандартно объяснил срочность своего избрания внутренними нестроениями в Риме и необходимостью водворить порядок, и франк простил его. Нет никакого сомнения в том, что заинтересованные современники не пропустили эти два эпизода: новый король явно уступал Карлу Великому, который никогда не позволил бы так обращаться с собой. Слабость нового императора франков (относительная, конечно) проявилась и во внутренних делах. Лично его сознание дышало имперским духом, подогреваемым в Риме. Весьма характерна его переписка с некоторыми духовными лицами, которую можно охарактеризовать, как беседу двух единомышленников. В частности, укрепляя императора в имперском политическом идеале, архиепископ Лиона Агобард так писал Людовику Благочестивому: «Все народы, пребывающие под владычеством франков, отныне должны признавать один и тот же Божественный закон, и все они – франки, аквитанцы, лангобарды, бургунды, алеманы, саксы – не более чем единое во Христе тело. Терпимо ли, – далее вопрошал архиепископ, – чтобы в одной местности, в одном городе, а то и под одной крышей жили подданные одного императора, но при этом по разным законам?»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010