17) Ргахс же 17) и воини, пристпающе и цетъ придюще и глаголах: аще ты црь спсис самъ. Б же и написано над нимъ писмены 18) и римскими 18) и сей црь же бшеною хлше глагол: аще ты хртосъ, спс себ и наю. вщавъ же прещаше глагол: ни л ты боишис бга, к въ томже сжденъ и мы уб въ правд: достйна бо по длмъ наю сей же ни сотвор. И глаголаше помни м, гди, 19) во с 19) . И реч аминь глю теб, днесь со мною бдеши въ ра. Б же часъ к 20) шестый, и тьма бысть по всей земл до часа девтаг. И померче солнце, и завса церковна раздрас посред. И возглашь гласомъ реч: че, въ рц тво предаю дхъ мой. И рекъ издше 21) . Видвъ же сотникъ бывшее, прослави бга, глагол: воистинн члвкъ сей првнъ б. Примечания: 1) т. е. велел бить его; 2) ибо объявил Себя Сыном Божиим; 3) здесь: почему; 4) надо Мной; 5) пятница накануне Пасхи; 6) по одну и по другую сторону; 7) вытканный целиком; 8) поведение воинов соответствует пророчеству 21-го псалма, 19-й стих которого цитирует евангелист; 9) к себе; 10) воины поят Иисуса уксусом ( цетъ), что было предсказано: ... и въ жажд мою напоиша м цта [ Пс.68:22 ]; 11) испустил дух; 12) чтобы не остались на кресте тела; 13) это делали для того, чтобы ускорить смерть осуждённого; 14) к Иисусу; 15) евангелист видит здесь исполнение пророчества псалмопевца [ Пс.33:21 ] и пр. Захарии: И воззртъ нань, прободоша: и восплачтс немъ [ Зах.12:10 ]; 16) здесь: начальники; 17) смеялись над Ним; 18) греческими и латинскими; 19) в Царствие Свое; 20) здесь: около, приблизительно; 21) испустил дух. Погребение Иисуса Христа [ Мф.27:57–66 ]: @1)@ Позд же бывш 1) , человкъ богатъ именемъ иже и самъ учис у сей пристпль къ прос тлес Тогда повел дати тло. И тло бвитъ плащаницею чистою и полож въ новмъ своемъ гроб, изсч въ камени: и возваливъ камень над гроба, иде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

2. После обедни. Ночью был сильнейший дождь. Посмотрим, что будет. Вот явление. Мужик вот уж в третий раз приходит ко мне за кр. поучением и купил их около 30 экз. Разумеется, я ему продаю их очень дешево. Позд. замеч. Мужик этот плут оказался. 3. Утро. Уснул я ныне в два часа. Однако ничего: и голова свежа, и сам здоров. А спал часа три, не больше. После обедни. Решено, однажды навсегда поучения на Воскр. и Праздничные дни – из дневных Евангелий. Позднейш. И ничего не сделано. 4. Четверг. Надо спросить Андрея Ст., не должен ли я покойному Никите Аггеевичу? 5. Перед всенощною. Нет, нет, да и больной. „Впрочем очень мало, в неделю один-два. Сейчас ко всенощной. Проповеди не готовлю: чередная есть. Я ни то, ни се. 8. Утро. 8-й час. Два года, как я был болен – в это время. – Утро холодное, точно осеннее, хоть ватное надавай. Вчера вечером был в гостях у о. Павла по случаю крещения его новорожденной, которой я был восприемником. Чувствую себя хорошо, вопреки ожиданию. Вечер. 10-й час. Был у Н. И. Салова. Мудрено на всех угодить. Не хорошо быть своекорыстным. Прекрасно быть добрым для всех. Весело на свете такому человеку. Хотел было писать, и писал, да отложил, отдумал. Погода стала теплее, но небо все покрыто облаками. Перо пишет нехорошо, иступилось. Не люблю писать плохим пером. А писать хочется. Нет, довольно. Помечтаю. О хорошем и мечтать хорошо. 9. Вторник. Все забываю, Алексей А. Мухин ныне имянинник. Погода вечерняя. А вода селтерская полезна мне. 10. Среда. О получении денег дать знать Кон. Семен. Вечер. 10-й час. 11. Утро. Нет, полно. Долго не мог заснуть, уснуть в 12 ч. и спал до 8. 5 руб. сер. за уроки отданы. Федор П. Лякримов имянинник. 16. 2-й час. Хочется завтра отслужить обедню. Но не знаю, смогу ли. Кажется, смогу. 4-й час. Погода мрачная, довольно холодная. 6 й час. Нет, погожу, потому что сыроват воздух и я не совсем еще поправился. Пожертвования в пользу морских чинов, лишившихся своего имущества в Севастополе, надобно завтра собрать и в четверг послать.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

321 καρπομενοι – в действ. зал. этот глагол означает «приносить плоды», а в общем зал. – «собирать плоды»; др.-слав. пер. «объемлюще»; но и нынешний слав. перевод «плодяще» дает ту же мысль: пророки получали спасение от имеющего прийти Христа не столько для себя, сколько для других. Благодаря Христу и Мать Его, бывшая Виновницей Его, стала сутью всего служения пророков, всего Ветхого Завета. 322 πρκρισις – выбор, предпочтение; в данном случае Аарона перед его соперниками (Кореем, Дафаном и Авироном). 325 δ δουχε – держит факел ( δ ς, χω); поэт. позд. глагол, произведенный от наименования жреца, носившего факел на Элевсинских мистериях. 326 Мысль, высказанная в этом тропаре, уже неоднократно встречалась в праздничной службе, но здесь она получает новое развитие и силу: чудо, бывшее над прав. Анной, действительно имеет полную аналогию, однородно с чудом над жезлом Аароновым; и если такое чудо столько дало Аарону, то какую славу и достоинство должны были получить родители Пресв. Девы! 330 ρρητος отлично от φραστος (см. прим. 273) тем, что первое происходит от глагола φημ, ρ, означающего речь вообще, а второе от φρζω, означающего особенно выразительную, одушевленную речь. 331 τκος («рождество») тем отличается от γννησις («рождение»), употребленного в начале ирмоса, чем τκτω от γεννω – см. прим. 126 333 Начиналось (с рождения Богоматери) настоящее, полное боговоплощение, а сколько в этом акте должно было заключаться! «Облекийся» – φορσας – усиленный глагол φρω носить. 340 Чтобы все слышали хвалу, однако («и» – слав. «же», греч. τε), она не напоказ, а от самой души, искренняя, «духом истины». 343 ξιθεον – у классиков: «видный», «замечательный»; др.-слав. перевод ближе нынешнего к греч.: «достойно Богови». 346 Некоторые греч. рукописи и др.-слав. пер. «Яко воды морския, Человеколюбче, волны житейския погружают мя». 350 νθεντο – «возложили»; этот глагол употреблялся в класс, яз. о выставлении чего-либо в храме в жертву Божеству, о посвящении, пожертвовании Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

3455 Тип. праве вм. аминь. Вм. Господа ОН Ал. господина. ГСОЗМ Мир. Ал. апостол, АЮ Ник. сел Тип. посланный Конст. и поздн. посланник Ал. ниже апостол боле. Вм. я ОЗМСГ Мир. Н чит. е А се Мст. Тип. и сия Ал. неточно. 3457 Кир. чит. γαρ как и Слав. все согл. одн. греч. кроме Ал. и поздн. не чит. согл. др. Кир. чит. τνας как одни вм. ους др. и Слав. яжс МГ Мст. Ал., еже ЗН, ихже Конс. и поздн. Но да Писание исполниться Ал. (точно) вм. но да книгы сбудуться ГМ Мст. Н. чит. яко пред ядый ЗГ Мст. Н., нечит. согл. греч.:. М. Ал. поздн. Г. Мст. оп. хлеб, но МЭИ Ал. Конс. и поздн. чит. согл. греч. Въздвиже М Ал. Конст. и позд. вм. въздвнжеть ЗГН. Пяту свою ЗН Ал., но Г. оп. свою М. прельщение свое. 3459 Чистыми (καθαρο) называли себя последователи Новата, пресвитера, римской церкви, который учил, что падших во время гонений, также двоеженцев, как нечистых, недозволительно принимать в общение церкви, и что даже не должно принимать от таких людей покаяния. 3462 «Μ ξεναι δ πλς καθισιν πσκοπον ν κμ τιν βραχι πολει τινι κα ες μνος πρεσβτερος παρκε. οκ ναγκαον γρ πισκπους κεσε καθσιασθαι, να μ κατευτελζηται τ το πισκπου νομα κα αθεντα, λλ’ ο τς παρχας, ς προεπον, πσκοποι ν ταταις τας ηλεσι καθιστν πισκπους φελουσιν, νθα κα πρτερον τγχανον γεγοντες πσκοποι ε δ ε ροκοιτο oτo πληθνουσ τις ν πολλ ριθμ λαο πλις, ς ξιαν υτν κα πισκοπς νομσεσθαι, λαμβαντω». По латинскому переводу Дионисия Малого это правило читается: Licentia vero danda non est ordinandi episcopum aut in vico aliquo aut in modica civitate, cui sufficit unus presbyter, quia non est necesse ibi episcopum fieri, ne vilescat nomen episcopi et auctoritas. Non debent illi et alia provincia invitati facere episcopum, nisi aut in his civitatibus, quae episcopos habuerunt, aut si qua talis aut tam populosa est civitas, quae mereatur habere episcopum. 3463 «τι ο δε ν tας χμαις ka ν τας χραις καθστασθαι πισκπους, λλ περιοδετας τος μντοι δη προκατασταθντας μηδν πριτειν νευ γνμης το πισκπου το ν τ πλει». Дионисий Малый перевел это правило: Quod non oportet in vicis et regionibus episcopos constitui, sed curatores, eos autem qui ante hae constituti fuerunt, nihil agere sine consensu episcopi civitatis: similiter autem et presbyteros. nihil agere sine consensu episcopi». (Migne PL. LXVII, 76). По другому же его переводу это правило читается: «Quod non oporteat in villulis aut in agris episcopos constitui, sed visitatores. Yerumtamen jampridem constituti nihil faciant praeter conscientiam episcopi civitatis; similiter et presbyteri, praeter consilium episcopi nihil agant». (Migne; ibid 170).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

σα σθην νυσα νυκα νυσμαι νσθην δεισα δδοικα, δδια σπεισα σπεικα σπεισμαι σπεισθην Praesens Основа Futurum activi (medii) I. 2.4. Глаголы с основами на сонорные (большинство 1. δρω сдирать δερ/δαρ δερ II. Глаголы II класса (корень на губной + в инфекте дает πτ) 1. βλπτω вредить βλαβ βλψω 2. θπτω хоронить θαπ/ταφ θψω 3. κπτω рубить коπ κψω 4. κλπτω воровать κλεπ/κλοπ κλψω 5. κρπτω скрывать κρυπ κρψω 6. πτω бросать ιπ ψω III. Глаголы III класса III. 1. Глаголы с основами на заднеязычные (γ, κ, χ + =ττ, σσ) 1. λλττω изменять λλαγ λλξω 2. ρττω рыть ρυγ ρξω 3. πλττω ударять πληγ πλξω 4. πρττω делать πραγ πρξω 5. σφττω закалывать σφαγ σφξω 6. τττω устраивать ταγ τξω 7. φυλττω стеречь φυλακ φυλξω III. 2. Глаголы с основами на переднеязычные (δ, τ, θ + =ζ) 1. σζω спасать σωδ/σω σσω 2. γυμνζω упражнять γυμναδ γυμνσω 3. θαυμζω удивляться θαυμαδ θαυμσω 4. κομζω приносить κομιδ κομι 5. νομζω считать νομιδ νομι 6. σχζω разделять σχιδ σχσω III. 3. Глаголы на –ζω с основами на заднеязычные 1. ρπζω грабить ρπαγ ρπξω ρπσω 2. κρζω кричать κραγ κρξω 3. ομζω вопить ομωγ ομζομαι 4. στενζω стонать στεναγ στενξω 5. στζω колоть στιγ στξω 6. σαλπζω трубить σαλπιγγ σαλπγξω Aoristus Perfectum Perfectum Aoristus activi (medii) activi med.-pass. passivi относится к III классу) δειρα δδαρκα δδαρμαι δρην βλαψα ββλαφα ββλαμμαι βλφθην, βλβην θαψα τταφα τθαμμαι τφην коψα κκοφα κκομμαι κπην κλεψα κκλοφα κκλεμμαι κλπην, κλφθην κρυψα κκρυφα κκρυμμαι κρφην, κρφθην, позд. – κρβην ιψα ιφα ιμαι (φ)θην λλαξα λλαχα λλαγμαι λλχθην, λλγην ρυξα ρρυχα ρρυγμαι ρχθην ηληξα ππληγα ππληγμαι πλγην, πλχθην πραξα ππραχα, ππραγα ππραγμαι πρχθην, πργη σφαξα σφαγα σφαγμαι σφγην, σφχθην ταξα τταχα τταγμαι τχθην τγην φλαξα πεφλακα πεφλαγμαι φυλχθην σωσα σσωκα σσωσμαι σθην γμνασα γεγμνακα γεγμνασμαι γυμνσθην θαμασα τεθαμακα τεθαμασμαι θαυμσθην κμισα κεκμικα κεκμισμαι κομσθην νμισα νενμικα νενμισμαι νομσθην σχισα σχισμαι σχσθην

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

А на Москв бысть замятня велика и мятеж великъ зло. Бяху людие смущени, яко овца, не имуще пастуха, гражанстии народи възмятошася и въсколибашася якои пьани. Овии сдти хотяху, затворившеся въ град, а друзии бжати помышляше. И бывши промежи ими распри велиц: овии с рухлядью въ град вмщахуся, а друзии из града бжаху, ограблени суще. И створиша вче, позвониша въ вся колоколы. И всташя вчемь народи мятежници, недобрии человцы, людие крамолници: хотящих изити из града не токмо не пущаху вонъ из града, но и грабяху, ни самого митрополита не постыдшася, ни бояръ лучших не усрамишася, ни усрамишася сдинъ старець многолтных. Но на вся огрозишася, ставше на всх вратех градскихъ, сверху камениемь шибаху, а дол на земли с рогатинами, и с сулицами, и съ обнаженымъ оружиемь стояху, и не дадуще вылсти из града, и едва умолени Быша позд нкогда выпустиша их из града, и то ограбивше. Граду же единаче в мятежи смущающуся, аки морю мутящуся в бури велиц, и ниоткуду же утшениа обртающе, но паче болших и пущих золъ ожидаху. Сим же тако бывающимъ, и потом приеха к нимь въ град нкоторый князь литовьскый, именемь Остй, внукъ Олгердов. 433 И тъй окрпивъ народы, и мятеж градный укротивъ, и затворися с ними в град въ осад съ множествомъ народа, с тми, елико осталося гражан, и елико бжанъ збжалося с волостей, и елико от инх градов и от странъ. Приключишася в то время бояре, сурожане, 434 суконники 435 и прочии купци, архимандрити и игумени, протопопы, прозвитеры, дьяконы, черньци, и всякъ възрастъ – мужескъ пол и женескъ, и съ младенци. Князь же Олегъ обведъ царя около своей земли и указа ему вся броды, сущаа на рц на Оц. Царь же перешед рку Оку и преже всх взя град Серпохов и огнемь пожже. И оттуду поиде к Москв, напрасно устремився, духа ратнаго наполнися, волости и села жгуще и воююще, а народ христианский скуще и всяческы убивающе, а иныи люди в полон емлюще. И прииде ратью к граду Москв. А сила татарскаа прииде мсяца августа 23 в понедельник. И приехавши не вси плъци к граду, начаша кличюще въпрашивати, въпиюще и глаголюще: «Есть ли зде князь Дмитрий?» Они же из града с заборолъ 436 отвщавше, рекошя: «Нтъ». Татарове же, отступивше недалече, и поехаша около града, обзирающе и разсматряюще приступы и рвы, и врата, и забралы, и стрлници. И пакы стояху, зряще на град.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аще толик можетъ бсъ, к и не хотщ человк престроти сего, и преводити къ своем по изстпльша благаг колик можетъ агглъ во предленное врем вс на лчшее превест человче 1076 : Аще всехладный сверъ толик возможе, к въ каменню жестокость претворити мгчайшее воды что уб сотворитъ югъ; Аще воздхъ хлажденъ, вс себ повинти творитъ: кто бо постоитъ против лица мраза 1077 : как уб къ себ теплота вс не прелагаетъ: кто бо постоитъ против лица теплоты; вримъ убо, хладный же и черный угль ума нашег позд нкогда, ил скоре, горщь же и свтовиднъ быти прилогомъ бжественнйшаг гн. з. нкое и въ настощемъ свидтельство и нашем втайн полагаемо имже умъ изшедъ емлетс уб страстныхъ бременъ, и к въ нощи работы, зыка же, не вдше, слышитъ, не ктом зыка бсвъ скверна и тлительна праваг разма 1078 , но зыка свта свтоносныхъ агглъ, пребражающихъ умъ тла на безтлесное, зыка просвтительна дш. и. Слышахъ недгющихъ тломъ неслабн, и не могщихъ употребити рекшихъ ко мн: как можемъ без избавитис и страстей; Къ нимже глаголати подобаетъ, к не токм сндныхъ, но и воплемъ сердца потребити и изгнати возможете же и подметники: Воззваша бо, глаголетъ, ко гд, внегда скорбти имъ, и избави ихъ 1079 , и паки писано Из чрева адова вопль мой, услышалъ гласъ мой: и да взыдетъ из животъ мой 1080 . Тмже, дондеже прейдетъ сирчь грха, воззов, глаголетъ, къ бг вышнем 1081 , к да величайшее дар, и самый той прилогъ грха истребитъ своею и страстнаг ума изгладитъ, и 1082 покажетъ, же у насъ полны 1083 немщи. Аще уб не вждь, к молитвою и хощетъ т гдь услышати молщас. Познавъ убо влчнюю сдьб, не печалй постничества паче же потщис избыти врага молитвою и блгодарнымъ. Аще уб гонтъ вы пмыслы немощи и града постническа, бгайте въ сирчь, въ молитв и

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Бяше же заповдь преподобнаго игумена къ всм братиам сицева: аще когда съключится таковое искушение, или хлба не достанет, или будет оскудние всякого брашна, то не исходити того ради из монастыря, въ весь нкую или в село и не просити у мирянъ потребных телесных, но сдти тръпеливе в монастыр, и просити, и ожидати милости от Бога. Да яко же братиам веляше и заповдаше, сице паче и сам сиа же творяше и тръпяше, и пребысть три дний или четыре не ядущи ничтоже. Минувъшим же трем днемь, а четвертому наставающу и свитающу, взем сикиру прииде къ единому от старець, живущему въ монастыри его, емуже имя Данилъ, и рече ему: «Слышах, старче, яко хощеши сни създати пред келиею си. И азъ того ради приидох, да руц мои не празнуета, и съзиждю я теб». Отвща Данилъ и рече ему: «Ей, зло хощу и имам издавна таковая приготованиа, но ожидаю древодли от села. Теб чинити боюся, егда како велику мзду възмеши от мене». Рече же ему Сергий: «Аз не зло велика възданиа требую от тебе, но имаши ли гнилыя хлбы, зло бо хотниемь въсхот ми ся ясти таковыя хлбы. Иного же бол сего ничтоже не требую, ни прошу от тебе мздовъздааниа: у мене николиже обртаются таковии хлби. А не глаголи, старче, еже ожидати тебе иного древодли мимо мене; и кто есть теб инъ сице древодль, якоже азъ?» Старець же Данилъ изнесе ему решето хлбовъ гнилых, скрилевь, глаголя: «Аще сицевыя въсхотся теб вещи той, и се съ тщаниемь въздаю ти; бол же сего не имам». Отвща Сергий: «Досыти ми есть и се, и довлет ми сие преизлише. Но обаче снабди а до девятаго часа, азъ бо преже даже руц мои не поработасте и преже труда мъзды не приемлю». И то рек, препояса чресла своа крпко и нача длати и тесати от утра до вечера. И дьскы вся истеса, тако же и столбы издолъбе и поставль, Богу помагающу ему, сни съгради до вечера и съвръши а. Позд же сущи, яко въ вечернюю годину, Данилъ старець пакы изнесе ему решето хлбовъ уреченных, цна мъзды его, еже руц его поработаста. Сергий же приимь сиа, и предложи а пред собою, и сътворь молитву благословениа, и нача ясти с водою токмо, и не б варива, ни соли, ни влагы; и обое съвокупя и обд, и вечерю ядяше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бяше же заповдь преподобнаго игумена къ всм братиам сицева: аще когда съключиться таковое искушение, или хлба не достанет, или будет оскудние всякого брашъна, то не исходити того ради из монастыря въ весь нкую или въ село и не просити у мирянъ потребных телесных, но сдити тръплив в монастыр, и просити, и ожидати милости от Бога. Да яко же братиамь веляше и заповдаше, сице паче и сам сиа же творяше и терпяше, и пребысть три дний или четыре не ядущи ничто же. Минувшим же трем днемъ, а четвертому наставающу и свитающу, взем секиру прииде къ единому от старецъ, живущему въ монастыри его, ему же имя Данил, и рече ему: «Слышах, старче, яко хощеши сни създати пред клиею си. И азъ того ради приидох, да руц мои не празъднуета, и съзиждю я теб». Отвща Данилъ и рече ему: «Ей, зло хощу и имамъ издавна таковаа приготованиа, но ожидаю древодли от села. Теб чинити боюся, егда како велику мъзду възмеши от мене». Рече же ему Сергий: «Аз не зло велика възданиа требую от теб, но имаши ли гнилыа хлбы, зло бо хотниемъ въсхот ми ся ясти таковыа хлбы. Иного же бол сего ничто же не требую, ни прошу от тебе мздовъздааниа: у мене николи же обртаються таковии хлби. А не глаголи, старче, еже ожидати тебе иного древодли мимо мене; и кто есть теб инъ сице древодль, яко же аз?» Старецъ же Даниль изнесе ему решето хлбовъ гнилых, скрилевъ, глаголя: «Аще сицевыа въсхотся теб вещи той, и се съ тщанием въздаю ти; бол же сего не имам». Отвща Сергий: «Досыти ми есть и се, и довлет ми сие преизлише. Но обаче снабди я до девятаго часа, аз бо преже даже руц мои не поработасте и преже труда мъзды не приемлю». И то рекъ, препоаса чрсла своа крпко и нача длати и тесати от утра до вечера. И дьскы вся истеса, тако же и столъбы издолбе и поставль, Богу помагающу ему, сни съгради до вечера и съвръши я. Позд же сущи, яко въ вечернюю годину, Данилъ старецъ пакы изнесе ему решето хлбовъ уреченных, цна мъзды его, еже руц его поработаста. Сергий же приимъ сиа, и предложи а пред собою, и сътворь молитву благословися, и начя ясти с водою токмо, а не б варива, ни соли, ни влагы; и обое съвокупя и обд, и вечерю ядяше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

– Встречается ссылка в одной части Вопрошания на другую. в 4 ст. Савиных глав делается ссылка на 25 ст. Кирика словами «и Клим бяше ». Здесь естественно видел заимствование у Кирика другим лицом. Если бы Савины главы писал тот же Кирик, ему не нужно бы было припоминать распоряжение митр. Климента и переписывать его в другой раз в своем вопрошании. – Внутренние черты памятника свидетельствуют о единстве главного лица, дававшего ответы. «Владыка» первой части – Нифонт хорошо знает обычаи Царьграда и греческой земли (ст. 10, 19), но тоже можно сказать и о владыке с которым беседовал Савва (ст. 4) – наконец, мы увидим, что разные части памятника дают возможность рассмотреть различие в положении и характерах духовников-вопрошателей. 191 «Писах же в Велицем Новгороде, аз грешный и худый Калугер Ангоновской Кирик диакон, Доместик церкви Святыа Богородица. при Царе Гречестем Иоане. Князю же Святославу сыну Олгову в княжении живущю в Новгород лто а, а от рода лет л. Бог же ему да продлжит лта. И еще при Архиепископе Новогородстем Боголюбивом Нифонт. Рожения моему досюда бяше лт а мсяцев ты, а недль а тид дни а дhiu . ф без трею днии, а часов а (а) т. . . а нощных толикоже». Тр. Общ. Ист. и Тр. ч. IV. Кн. I, 129. Вот приписка к статье, где говорит о себе Кирик. В самой статье дважды упоминается год ее надписания – 6644 – Вопрошание. ст. 6 «И се владыце рех: и еще бескымы есмь, помышлять сем в себе но ли к старости, тоже ся постригу, но ни буду лучше ….. но худ есмь и болен». – Ст. 8 «а постригания деля чернец, попип еси постригаи и в съыму». 196 Ж. М. Н. Пр. Ч, 271, 291 стр. «А еже о крещении детинем, то дьржите оу себе оустав блаженнаго Нифонта (т. е. 10, 40 и 46 ст. Вопрошания Кирика), якоже в Молитвенице): (позд. вар. «в монагануне», ср. Пр. Соб. 1861, 1, 448) кажет». кто знает, может быть повелением архиеп. Илии – Иоанна Вопрошание и попадает в Новгородскую Кормчую, где оно встречается уже в к. XIII в. (Новг. Кормчая, Моск. Син. Б-ки 132). Может быть его заботам мы и обязаны сохранением драгоценного памятника. 197 «И се пакы чернец николи покаялся у мене» (ст. 8). «А смерд деля помолвих, иже по селом живут, а покаются у нас»... (ст. 89). «Аже отроци холостии каются у вас» (ст. 67). Таким образом, на исповедь к Кирику ходили чернецы и смерды, бывали у него на исповеди и холостые отроки. 198 Ст. 45. Пр. 68 VI Всел. собора запрещает повреждать и резать книги св. Писания и св. отцов. Но Кирик спрашивал о всяких книгах. В Дубенском сборнике эго правило читается: «по грамотам ходити ногами, аще кто изрезав помещет, а слова будут знати, не творяше в том греха». Свед. и зам. о малоизв. и неизв. нам. XLI – LXXX, стр. 314. 199 Ст. 94, 18, 73, 71, 78, 83, 95 Кирик ссылается на 16 и 18 ст. «Заповеди» в ст. 1 Вопрошания. Суворов. Отцы зап. католического права, 160–161.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010