Менее значения имели толкования единомышленников Кальвина: Цвингли (†1531 г.), Эколампадия (†1531), Буцера (†1551), Пелликана (†1556 г.) и др., хотя они объясняли почти все ветхозаветные книги. Преемниками Кальвина, но также менее его влиятельными и ценными были в XVI и XVII вв. Мерцер (†1570 г.), Пискатор (†1625) и Людовик Де-Дьё (†1642 г.). У последнего уже стал развиваться рационализм. Более авторитетными и ценными для библеистов были критико-текстуальные труды кальвинистов филологов: Друзия (†1616 г.) и Л. Капеллуса (†1689 г.). Первый издал текст древних греческих переводов или гекзапл Оригена (напеч. в 1622 г.), второй указал путь и метод истории ветхозаветного текста, и доселе остающийся часто руководственным в критико-текстуальных работах. Толкования их имели преимущественно филологический характер, иногда с совершенным опущением богословского смысла священного текста, заключали, особенно у Капеллуса, лишь выяснение текстуальных разностей между еврейским текстом и переводом LXX. К последователям же Кальвинова экзегетического направления причисляется арминианин Гуго Гроций (†1645 г.), который свои «Примечания на Ветхий Завет» (Раг. 1644 г.) наполнил параллелями из языческих легенд и писателей, и поставил ветхозаветное Откровение, в деталях его, на один уровень с последними, признавая и то и другое лишь проявлением «общего Господня промышления.» По признанию последующих исследователей, Гроций «нигде в Ветхом Завете не видел Христа.» Преемниками и подражателями Гроция были Фогель и Додерлейн (1775—1779 гг.). А ярым противником был Кокцей (†1669 г.), в своих толкованиях «всюду видевший Христа» и новозаветное спасение и наполнивший типологией все свои комментарии на учительные и пророческие книги (изд. в 1701 г. и позд.). Лучшим из учеников Кокцея справедливо считается Кампегий Витринга (†1722 г.), комментарий коего на Исайю (изд. 1714—1720, 1732 и 1749—51 гг.) бесспорно признается и доселе одним из лучших на эту книгу. Здесь соединяются и обширная историко-филологическая эрудиция, и глубоко-богословское освещение деталей и частностей экзегетики, и благочестивое понимание, в духе святоотеческого толкования, всей книги и ее богодухновенных пророчеств. Современный православный толковник у Витринги найдет немало полезного для себя. Менее видными последователями Кокцея были Венема (†1787 г.), Маркий (†1731 г.) и другие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ НА АПТЕКАРСКОМ ОСТРОВЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Санкт-Петербургский Преображенский храм на Аптекарском острове. Фотография не позд. апреля 2010 года Первоначально Аптекарский остров Санкт-Петербурга состоял в приходе Сампсониевской церкви, что на Выборгской стороне . Из-за переноса на другое место моста через Большую Невку жителям острова стало трудно добираться до приходской церкви, тогда последовало высочайшее повеление построить церковь на Аптекарском острове. Преображенская церковь, устроенная в одном из домов близ Ботанического сада, была освящена протоиерем Петропавловского собора Иоанном Клепецким 6 августа 1808 года. Имела небольшую колокольню, крест над алтарем, деревянную пристройку для паперти и деревянный навес у окон со стороны Ботанического сада, для стояния под ним прихожан в летнее время, так как церковь была довольно тесна. Иконы для нее написал академик С. А. Безсонов. 7 июля 1840 года была заложена новая однопрестольная церковь на 360 человек. Ее автором был К. А. Тон (в начале XXI века храм являлся единственной сохранившейся в Петербурге церковной постройкой этого зодчего), а за работами наблюдал А. И. Гомзин. Старая церковь была закрыта 21 июля 1846 года, иконостас и многие иконы были переданы в церковь села Сменцово Мышкинского уезда Ярославской губернии. Новый храм в русско-византийском стиле возводился на насыпном холме. Вчерне он был готов через два года, но освящение состоялось лишь 16 сентября 1845 года, так как отделку храма поручили видным художникам. Две местные иконы в трехъярусном иконостасе – " Спаситель " и " Божия Матерь с предвечным Младенцем " – были написаны " на золотом фоне " К. П. Брюлловым (он же – автор фигур евангелистов в парусах ), остальные образа исполнил академик В. К. Сазонов. Барельефы на фасаде вылепили Н. А. Рамазанов и М. Г. Крылов.

http://drevo-info.ru/articles/3136.html

В период после-монгольский тип школы грамотности, по единогласному утверждению историков, становится безусловно господствующим, единственным типом русской школы. Научение грамоте при помощи священных книг и для их понимания – такова задача и цель древнерусской школы до Петра Великого. Древнерусские жития святых дают многочисленные подтверждения этого положения. Памятник 13 века – житие св. Авраамия Смоленского, ограничивается лишь одной фразой об образовании этого святого. Автор этого жития хотя „по близости к святому не мог не знать подробностей о его юности“, но „скрыл их под теми неопределенными чертами, которыми позд- —577— нейшие слагатели житий прикрывали недостаток сведений о молодости святых“ 958 . Довольно неопределенно говорит он и об школьном учении святого: „егда же бе отрочатем, в возраст смысла пришедшю, родителя его даста книгам учити“ 959 . В другом памятнике того же века – житии Варлаама Хутынского, точнее определяется, каким книгам отдавали тогда учиться. „По времени вдан бысть учитися божественным книгам, тем же вскоре некако, но ясно извыче божественныя писания, елико мощи и толкованием глаголати, яко и многолетним разуму его дивитися и похвалити“ 960 . В начале XIV века Прохор, еп. Ростовский, не имея сведений о жизни св. митрополита Петра на юге, не будучи в состоянии „назвать ни матери его, ни места рождения святого, ни монастыря, где он постригся 961 , очерчивает его школьное образование общею фразою: „нача учитися грамоте и вскоре навыче всей книжной премудрости“ 962 . На грани XIV и XV веков 963 митроп. Киприан, взявшись переработать сочинение Прохора, заменил первую половину фразы последнего о школьном образовании более краткой: „вдан бывает отрок родителема своими книгам учитися“. А что значит это „книгам учитися“, он объясняет дальше, поправляя вторую половину фразы: здесь обучение книгам сводится к тому же обучению грамоте, о котором говорит Прохор 964 . —578— В первом или во втором десятилетии XV века 965 инок Епифаний рассказывает о св. Стефане, просветителе Перми: „и еще детищем сый, измлада вдан бысть грамоте оучитию же вскоре извыче всю грамоту, яко до года, и конархайтнему чтец бысть в сборней церкви; бе оубо превзыде паче многих сверстников в роде своем... и бысть отрок... и грамоте прилежаше и книгам всяким вычению издався. Ти тако Божиим дарованием вмале много извыкноувшоу ему, естественною остротою ума своего, научи же вся в граде Устыозе всей грамотничнеей хитрости и книжной силе“ 966 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Владимирская икона Божией Матери. Икона не позд. XII в., Константинополь (?). Московский Никольский храм в Толмачах при ГТГ Владимирская икона Божией Матери , одна из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы , по преданию, была написана Евангелистом Лукой . Празднование 21 мая , 23 июня , 26 августа По желанию благочестивых современников апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Младенцем на руках. Когда иконописец принес эту и две другие иконы Богородице, Она повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: " Отныне ублажат Мя вси роди " , – присовокупив, – " …благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами " . Владимирская икона Божией Матери писана, как гласит предание, на доске того стола, за которым в юности Спасителя трапезовали Иисус Христос , Дева Мария и Иосиф Обручник . Она единственная икона в России, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия. На правой руке Божией Матери сидящий, прильнувший к ней Младенец. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвятой Богородицы и обнимает ее за шею. Из-под покрова на голове Богородицы (мафория, или омофора) видна Его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят " пяточка " ), по которой и узнают Владимирскую икону. Левая рука на уровне груди чуть касается одеяния Спасителя. Образ Богоматери почти лишен движения: голова наклонена к Младенцу, руками Она поддерживает Иисуса Христа. Головы Богоматери и Младенца обращены друг к другу. До 450 г. икона пребывала в Иерусалиме , до XII века – в Царьграде (Константинополе), а далее ее судьба связана с Россией . Цареградский патриарх отправил святыню в Киев Юрию Владимировичу Долгорукому . Это было свидетельством признания утвердившегося на Руси христианства.

http://drevo-info.ru/articles/3589.html

И позд нкогда прииде в себ, помысли своа съгршениа, прииде къ преподобному Алимпию и покаяся к нему. Блаженный же рече к нему: «Чадо, добре сътворилъ еси, исповдавъ Богови грхи своа пред моим недостоинъствомъ, рече бо пророкъ Давидъ: “Исповмь на ся безакониа Господеви, и тъй отпустить нечестие сердца моего”». 1023 И много поучивъ его еже о спасении души, и взем вапницю, 1024 и шаровными вапы, имиже иконы писаше, и сим лице ему украси и струпы гнойныа замазавъ, и сего на пръвое подобие, благообразие претвори. И приведе-го въ божественую церковь Печерьскую, дасть ему причастие святыхъ тайнъ и веле ему умытися водою, еюже священници умываются, и ту абие спадоша ему струпии и исцел. Виждь ми разумъ блаженнаго! Христу бо уподобися: 1025 якоже бо Господь прокаженаго исцелвъ и повел ему показатися священникомъ и принести даръ за очищение его, сице убо и сий святый бгаа величаниа; якоже и Христосъ слпаго исцелвъ, и не ту абие прозрвъ, но повеле ему ити к Силуамли купли и измытися, такоже и сий блаженный преже вапы украшаеть образ смръдящий невриа ради, честь же творить и служителемь Божиимъ, да и тии обещници будуть с нимь чюдеси. Водою же того омывъ, не токмо телесных проказъ очисти, но и душевных. Того же исцеленнаго правнукъ окова кивот златом над святою трапезою за очищение того. И сему скорому исцелению вси удивишася. Рече же к нимъ преподобный Алимпие: «Братие! Внимайте сему рекшему: “Не можетъ рабъ двема господинома работати”. 1026 Якоже и сий преже поработися врагу, чарование грхом, послди же приде къ Богу, отчаався преже же спасениа своего, и болма проказа нападе на нь неврьствиа ради его. “Просите убо, – рече Господь, – и не просто просите, но с врою просите, и приимите”. 1027 И егда же покаяся къ Богу и мене послуха постави, и скорый на милость сего ущедры и исцели». И отъиде исцелвый в дом свой, и славя Бога и того рождьшую пречистую Матерь, и преподобных отець наших Антониа и Феодосиа, и блаженнаго Алимпиа. Се бо новый нам Елисй, иже Неомана Сирианина от проказы исцел. 1028

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 УЖУРСКИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Петропавловский храм в г. Ужуре, не позд. 2009 г., фотография с сайта uzhur-city.ru Постройка храма в небольшом хакасском улусе, будущем городе Ужур , была разрешена митрополитом Тобольским и Сибирским Павлом (Конюскевичем) , при условии, что она будет осуществлена на средства прихожан - " собственным коштом " . Средства на церковь дал кызыльский князь Гавриил Ульчугачев. Строительство началось в 1770 году. В те времена крещеных хакасов по официальным данным церковной статистики насчитывалось более 1700 человек. Чтобы сделать новую веру более понятной для недавних кочевников, храм построили в виде юрты, а священников обязали знать хакасский язык. 28 января 1775 года церковь была освящена во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла . В 1778 году при храме был учрежден приход, состоявший в 1781 году из села Ужурского (10 дворов) и деревень: Басагорской (48 дворов), Кызыйской (52 двора), Игитской (53 двора), Ачинской (65 дворов), Камнерекской (5 дворов) . В 1821 - 1824 годах русскими переселенцами был возведён каменный Петропавловский храм с сохранением первоначальной архитектурной особенности - в виде юрты. В 1826 году был устроен придел , выполненный уже в традиционном стиле русского храмового зодчества, и освященный в честь Богоявления Господня . В путевых записках епископа Енисейского и Красноярского Никодима (Казанцева) , посетившего село в 1863 году, отмечен иконостас Ужурской церкви " в польском иль общесибирском вкусе " , а также " иконы в богатых ризах " . В начале 1910-х годов в приходе, кроме села, числились деревни: Кулунская, Андроновская, Усть-Изыкчульская, Баитатская, Лопатинская, Усть-Сосновская, Васильевская и Столбинская (около 6 тыс. человек). При церкви имелась библиотека (более 500 томов). Действовало церковно-приходское попечительство. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика, не позднее 1919 года был открыт второй штат (священник и псаломщик).

http://drevo-info.ru/articles/13671957.h...

Чудов монастырь пережил еще два крупных опустошительных пожара – в 1701 и 1737 гг. и для его восстановления требовались немалые средства, но Коллегия Экономии выделила на это только 2000 рублей. Тем не менее опись 1763 г. показывает вполне удовлетворительное состояние церквей и всех зданий монастыря как полностью сложившегося комплекса, известного по фотографиям и обмерным чертежам XIX–XX вв. с неизбежными, но не очень существенными изменениями в общем объемно-пространственном решении и более заметными изменениями в облике отдельных сооружений, обработке их деталей, характере обновлявшихся неоднократно росписей и колористическом решении ансамбля. Соборная церковь Архангела Михаила оставалась еще пятиглавой с центральной позолоченной главой и малыми главами, крытыми белой жестью и выкрашенными в зеленый цвет. С трех сторон церковь окружала крытая железом паперть с 12 окончинами и каменными лестницами. От собора к Благовещенской церкви и к архиерейским покоям в комплексе зданий северного ограждения монастырского двора вели каменные на столбах крытые переходы с окошками. Если были надземные переходы между зданиями, позд нее не сохранившиеся, то должны были быть и выходы на них. Они могли осуществляться при помощи узких лестниц внутри самих галерей, но могли вести непосредственно из зданий. Возможно, два заглушенных окна на западном фасаде Михайловской церкви, отмеченные выше, служили для этой цели – выхода в переходную галерею. Тогда внутри храма у его западной стены должна была быть лестница, ведущая на площадку перед выходом из здания. Вряд ли переходные галереи могли быть на уровне пола храма, то есть по верху подклета, – в этом случае они сильно осложняли бы передвижение по двору. Такие переходы были обычным явлением в Чудовом монастыре – они отмечены на плане А. А. Потапова начала XX в. вдоль дворовых фасадов северных и западных корпусов, а также от собора к колокольне и далее, к архиерейским покоям. У переходов возле храма с западной стороны стояла пятиярусная колокольня. Нижние ярусы были прямоугольными в плане, а верхние – восьмиугольными. На четвертом ярусе размещалась библиотека, а на пятом, с 8 открытыми проемами-слухами висели 12 колоколов; верх колокольни оканчивался фонарем также с 8 слухами, который завершался главой с железным крестом.

http://sobory.ru/article/?object=45848

Сщ позд въ день той ( Ин.20:19 ) – пропущено сщ времени. Толик сщ (т. е. множеств рыбъ) не проторжес мрежа ( Ин.21:11 ). При таких пропусках запятая, отделяющая данный оборот от главного предложения, обычно опускается. § 53. Оборот «Дательный с неопределенным» Дательный с неопределенным – это такой оборот, где в придаточном предложении после союзов к, внегда, зан, прежде даже не, а иногда глагола бысть (в значении «случилось» или без этого значения, но тогда в соединении с союзами внегда или коже) подлежащее ставится в дательном падеже, а сказуемое – в неопределенной форме глагола. Возьмем предложение: Волны вливахс въ корабль, к оуж погржатис ( Мк.4:37 ). Здесь подлежащее стоит в дательном падеже, сказуемое погржатис – в неопределенной форме глагола, причем, подлежащее и сказуемое стоят после союза к. При переводе этого оборота на русский язык он принимает форму придаточного предложения дополнительного или обстоятельного. Приведенный пример в русском переводе примет такой вид: «Волны вливались в корабль (так), что он уже погружался». § 54. Оборот «Винительный с неопределенным» Винительный с неопределенным – это такой оборот, где в придаточном предложении подлежащее ставится в винительном падеже, а сказуемое – в неопределенной форме глагола. Возьмем такое предложение: Хощ васъ безпечальныхъ быти ( 1Кор.7:32 ). Здесь подлежащее васъ стоит в винительном падеже, а сказуемое быти – в неопределенной форме глагола. При переводе на русский язык этот оборот принимает форму придаточного дополнительного предложения. Приведенный пример в русском переводе примет такой вид: «Хочу, чтобы вы были беспечальны». Словарь церковнославянских слов А – тотчас, вскоре, вдруг. Авва – отец. – один из потомков Аарона. Со времен Давида священники служили при храме поочередно. Захария, отец Иоанна Крестителя, принадлежал к очереди Авия. Агглъ – Ангел. Аггелъ – злой дух, бес. Агнец – 1) ягненок; 2) Иисус Христос; 3) ветхозаветная жертва, прообразовавшая Христа; 4) четвероугольная часть, вынутая из просфоры на проскомидии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

—397— перенося тяготы темниц, многообразно подвергаясь опасностям за евангелие. По прошествии же времени, достигши царствую­щего града людей 1471 , отсюда взошел к царству (небесному). Ибо Нерон, воспылав гневом, как некогда Ирод в Палестине, когда волхвы объя­вили Христа царем, – оставляет все другие роды казней и решает пригвоздить треблаженного к кресту; так что не только в хождении по морю Петр является подражателем Господа, но и в повешении на древе. Однако, как богобоязненный и мудрый, он и во время предсмертных мук зная, какое отличие Господа от раба, об одной милости просил врагов (своих), чтобы не в одинаковом (со Христом) виде прибили его к древу, но чтобы голову пригвоздили к той части креста, которая обращена к земле; ибо недостойно даже в страдании рабу получить равное с Влады­кою. Сказал и – получил, чего желал, и через крест отошел к Распятому и Воскресшему, сам увенчавшись мученическим венцем, а нам оставив повод к нынешнему празднику. Эти дары благодарения и мы посильно воздали тебе, любезная и священная глава, за многие доб­лестные подвиги (твои). Пора, затем, обратить речь к другому подвижнику, – общнику твоей доб­лести, тарсянину, отошедшему ко Христу, правда, различным (от тебя) способом мученичества, но с одинаковою целью благочестия. Павел божественный, велегласная труба Еванге­лия, сначала жестокий ненавистник христиан, а впоследствии – сильнейший защитник Церкви; позд- —398— нее (других) апостолов он был возрожден благодатью и по времени занимал второе место среди учеников Христа, но достоинству же добро­детели был равен (им), – чтобы не сказать более и не постыдить седины двенадцати, – горя­чий ревнитель Моисея, как едва ли кто другой, ограда закона, оплот ветхого завета крепкий и незыблемый. И пока он не изменил образа мы­слей, великою опасностью был для провозвестни­ков Христа, и всюду приводила, в смятение и в бегство наших; – поистине, согласно предречению Иакова, «Вениамин хищный волк» 1472 , терзающий лучших (людей) нового завета и рассеивающий стада.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В несокрушении голеней у Господа исполнилось прообразовавшее это обстоятельство, запрещение раздроблять кости пасхального агнца ( Мф. 19:31–37 ). Погребение Господа Иисуса Христа 57. Позд же бывш, человкъ богатъ именемъ иже и самъ учис у Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; Позде же бывшу (когда настал вечер). Это вечер пятницы, когда Господь после трехчасовых крестных страданий Своих скончался, время после девяти часов дня, по еврейскому счету, или после трех по полудни, по нашему. Пришел (прийде), т. е. на Голгофу, к месту распятия И. Христа, чтобы взять тело Его для погребения (ст. 59). Из Аримафеи, из города, который находился невдалеке от Иерусалима. По всей вероятности, это был город Рама, где родился пророк Самуил (2, 18). Человек богат, именем Иосиф, по сказанию евангелиста Марка, благообразен советник, т. е. знаменитый член верховного судилища у Евреев синедриона ( Мк. 15:43 ); а, по сказанию евангелистов Луки и Иоанна ( Лк. 23:50 ; Ин. 19:38 ), человек добрый, правдивый и, подобно Никодиму (3 гл.), тайный, из страха от Иудеев, ученик Христов. Из страха от Иудеев, т. е. из опасения насмешек и преследования со стороны их. Св. Златоуст пишет об Иосифе: «Он отваживался теперь на явную смерть, ибо возбуждал всеобщую против себя ненависть, когда обнаруживал свою любовь к Иисусу и дерзнул просить тело Его, и не прежде отступил, пока приял оное, дерзнул даже не только приять тело и погребсти Его, но и положить в своем новом гробе. Прежде Иосиф н Никодим боялись показывать себя учениками Христовыми, но теперь они вполне уверовали во Христа, открыто и небоязненно показывают веру погребением Его». «Господь умер. Некому воздать Ему последний долг, пишет один духовный писатель (Воскр. Чт. XXIX г.). Кто осмелится почтить погребением Того, Который умер на кресте, яко злодей? Кто осмелится идти на перекор приговору начальников и всего народа, идти на перекор всеобщему мнению? Не значит ли это сильнее слов обличить в неправде и преступлении Его судей и распинателей и потому обратить их злобу на себя? Кто отважится приступить с почтением к кресту казненного, когда и неразлучные ученики Его оставили Его, лишь только Он был взят под стражу? Кто решится явить себя учеником Распятого, когда и самый ревностный из учеников Петр отрекся от Него? Если незнатные и бедные ученики не решались на это, хотя, по незнатности своей, они легко могли избегнуть преследований, как люди не опасные; то как решиться вельможе, члену того судилища, которое приговорило Господа к смерти? И однакож Иосиф решается...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010