Относительность почти торжествует победу. Между чернотой зла и белизной добра она пропихнула зазор серости, смешав одно с другим, и довольно успешно расширяет его, отвоёвывая себе пространство. Вместо абсолюта истины процветает плюрализм мнений. Отклонения от нравственных норм теперь, оказывается, могут быть не только отрицательными, но и положительными. Даже околонаучные книжки о положительных девиациях пишут, утверждающие, что «мы исходим из принципа полипарадигмальности в любой науке и принципиальной невозможности «установить» (познать) единственно верную Истину» ( См., например: Творчество как позитивная девиантность/Под ред. Я.И. Гилинского, Н.А. Исаева. СПб: Алеф-Пресс, 2015. С. 6.). Такая вот теперь девиантология! Нарушители норм теперь бывают и плохие, и хорошие. Представьте себе инспектора ДПС, который остановил водителя и выписал ему... премию за нарушение правил в лучшую сторону. Улыбаетесь? На сферу дорожного движения к счастью релятивизм не распространился, а вот в сферу нравственности проник. Найти человека (в т.ч. и среди педагогов), убеждённого в том, что между добром и злом не может быть полосы серой относительности, непросто. Убеждался в этом неоднократно. Торжество нравственного релятивизма, видимо, имеет религиозно-богословские корни. Православная антропология утверждает, что до грехопадения Адам был в естественном (безгреховном) состоянии, а после него погрузился в противоестественное (греховное). Западное богословие утверждает, что Адам перешёл из сверхъестественного состояния в естественное: «Римо-католики учат, что состояние первых людей было сверхъестественным, что с падением человека он лишился лишь благодати, как узды, что природа человека осталась неповрежденной» ( Зноско-Боровский Митрофан, прот. Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство. Сравнительное богословие. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998). Мы, православные, призываем, понуждаем, уговариваем человека вернуться в естественное состояние святости, а римо-католики считают, что человек уже находится в естественном состоянии и было бы, конечно, неплохо, чтобы он перешёл в сверхъестественное, но и естественным вполне можно довольствоваться. Разницу чувствуете? В православии стремление к святости - это возвращение к норме, а у католиков - положительная девиация. Для нас норма - это лучшее, для них норма - это среднее. Для нас норма - абсолютна и неизменна, для них - относительна и изменчива. И это понимание за 25 лет они нам почти навязали. Мы же стремились стать частью единого от Лиссабона до Владивостока Запада. Вот и согласились с этой экзотической трактовкой понятия «норма», усреднив её до абсурда.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

С первых дней существования Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры у нас было издательство и, соответственно, книжная торговля. И по роду своей деятельности настоятеля подворья я был в курсе появления той православной литературы, которая в те годы издавалась в Москве, — а было ее очень много, и в том числе мне как-то попал в руки этот журнал. Собственно говоря, я обратил внимание на то, что в редакции состоит архимандрит Макарий, с которым мы всегда были в добрых отношениях. Естественно, меня заинтересовало и содержание самого журнала; оно показалось мне заслуживающим внимания. Хочу сказать, что журнал и до сего дня сохраняет свое основное качество — очень высокий научный уровень, хороший уровень подборки материалов. В то же время это не издание для узкого круга специалистов, интересующихся какими-то отдельными проблемами, — я уже тогда обратил на это внимание. Вот мы и стали его распространять, а потом М. А. Журинская предложила мне войти в Редакционный совет, и я согласился. Сначала, правда, отказывался, поскольку не был автором, в отличие от других членов совета, но тут и у меня самого возникла мысль, что хорошо бы нам как-то помочь изданию этого журнала. Я всегда считал, что наша общая обязанность — поддерживать церковные периодические издания, которые редко могут рассчитывать на окупаемость и практически никогда не могут стать коммерчески прибыльными предприятиями. В свое время мы на подворье поддерживали газету “Татьянин день”; у нас была такая возможность, потому что мы были тесно связаны с типографией Лаврского полиграфического центра. Точно таким же образом мы начали поддерживать и “Альфу и Омегу”. Это была моя собственная инициатива, потому что, с одной стороны, журнал мне понравился, а с другой — я, как уже было сказано, считал своим долгом поддерживать церковную прессу. Так и состоялось наше сотрудничество, которое продолжается до сего дня, хотя формы поддержки сейчас другие, потому что у нас нет полиграфической базы, но тем не менее связь мы сохраняем. Я продолжаю участвовать в обсуждении каждого номера в целом и тех материалов, которые в нем публикуются, а с другой стороны — стараюсь способствовать распространению журнала. Сейчас в Саратовской епархии принято решение: мы рассылаем журнал во все библиотеки города и в библиотеки учебных заведений за счет епархии.

http://pravmir.ru/k-10-letiyu-zhurnala-a...

Тогда нам открывается, что самый страшный грех, непоправимая трагедия человека есть неверие. Иные люди верят в простоте сердца, как евангельские пастухи, а иные приходят через поиски ума, как волхвы. У каждого свой путь к Богу, свой путь к вере, и свои испытания. Сейчас, оглядываясь назад, вспоминаю, какие напряженные дискуссии были у нас на факультете психологии, какая неравнодушная аудитория! Мы много спорили на разные мировоззренческие темы. Тогда я ещё только-только формировал своё христианское мировоззрение, и очень часто было так: читаешь дома Священное Писание , святоотеческие творения , а потом приходишь на лекции и слышишь там совершенно противоположные и даже враждебные христианству учения. Происходит внутренний конфликт. Одно время я даже хотел из-за этого перевестись с факультета психологии, но по промыслу Божию остался учиться и очень много приобрёл. В частности, некоторый иммунитет к различного рода учениям. Сейчас, много лет спустя, я понимаю, насколько это важно, когда человек укрепляется в вере, укрепляется в православном мировоззрении, и может спокойно вникать в нерелигиозные учения, в какие-то еретические мнения. Вникать в них, но не принимать их. Увидеть их изнутри и помочь уже другим людям разобраться в них. Ум ведёт только до определённой точки У святого Исаака Сирина есть слово о трёх степенях познания. Первая ступень – это познание умом. А вот уже следующая ступень – это ступень веры. Умом человек ищет Бога, но ум без веры подобен морю волнующемуся. И в этом состоянии, когда море волнуется и штормит, если человек искренне хочет познать истину, то Господь открывается ему Сам. И не человек находит истину, а истина находит человека. В этот момент Господь прикасается к человеку, прикасается к его сердцу таинственным, мистическим образом. И человек удостоверяется в истине, и он уже переходит на другую ступень – ступень веры. О том, как правильно подчинять себя Богу Во время учёбы я около 3 лет пытался попасть к старцу архимандриту Науму (Байбородину), чтобы узнать волю Божию о себе, и никак у меня не получалось. А потом, когда закончил учёбу, всё произошло очень быстро: сдал экзамены, вещи в спортивную сумку – и в Сергиев Посад . И сразу же попадаю к батюшке! Он благословил меня остаться в Сергиевом Посаде, и после этого я уже не вернулся домой в Оренбург. Жил я на одном из подворий Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в течение года, занимался разными сельскохозяйственными работами. Думаю, это время было мне дано для того, чтобы я мог остаться наедине с собой и разобраться в себе.

http://azbyka.ru/way/ierej-dimitrij-seli...

Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Изд. Миссионерского отдела Московского патриархата РПЦ, 1998. Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. Заочный Библейский институт евангельских христиан-баптистов. М., 1992. Рацингер Й. Введение в христианство. Брюссель, 1988. Архим. Рафаил (Карелин) . Христианство и модернизм. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, М., 1999. Секты против Церкви. Процесс А. Дворкина. РПЦ, М., 2000. Уолтер М. Царство культов. Изд. «Логоо, СПб., 1992. Боа К. Лабиринты веры. Литтл П. Путь к истине. Вена, 1992. Уайт Е. Великая борьба. К., 1993. Франс Р. Кризис совести. Изд. «Триада», М., 1997. Буйон А. За гранью будущего. Изд. «Источники жизни», 2001. Бюнс В. Игра с огнем. Германия, 1989. Калиновский П. Переход: последняя болезнь, смерть и после. Изд. МП «Берегиня», Запорожье, 1993. Воробьевский Ю. Путь в Апокалипсис: шаг змеи. М., 1999. Эпштейн И. Иудаизм. Изд. Мемориального фонда еврейской культуры, Нью-Йорк, 1959. Люди погибели. Изд. Московскою подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, М., 2000. Светлов Э. У врат молчания. Брюссель, 1986. Диак. Кураев А. Куда идет душа. Изд. «Троицкое слово», 2001. Ландсберг А., Файе Ч. Встречи с тем, что мы называем смертью. Изд. «Мысль», М., 1992. Мень А. История религий. М., 1997. Шапарь В.Б. Психология религиозных сект. Минск, 2004. Хасен С. Секреты манипуляций сознанием. СПб., 2003. Прабхупада Бхактиведанта Свами. Наука самоусовершенствования. Изд. Международного общества сознания Кришны, Бук-Траст, 1992. Кришна. Верховный Бог-Личность. Изложение десятой песни «Шримад-Бхагаватам». Изд. Бук-Траст, 1992. Блаватская Е.П. Из пещер и дебрей Индостана. Изд. «Муза», 1991. Рерих Н. Алтай-Гималаи. Путевой дневник. Изд. «Виеда», Рига, 1992. Тер-Акопян Алла. Мозаика Агни-йоги. Изд. «Хеловнеба», Тбилиси. 1990. Фурник В. От рождения до погребального костра. Тимальские этюды. Изд. «Наука», редакция Восточной литературы, М., 1987. Безант А. Братство религий. Изд. «Виеда», Рига, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

В октябре 1595 года власти Троице-Сергиева монастыря выменяли поместье. С этого времени на протяжении 150 лет Богородицкая вотчина находилась в ведении Троице-Сергиева монастыря. Во времена польско-литовского нашествия в XVII веке земли в центральной части Московской губернии были разорены. Из 17 поселений, входивших в состав Троице-Сергиева монастыря, возродились лишь четыре, среди них Богородское, так оно теперь называется, но уже как бесхрамовая деревня. С того времени целых триста лет не слышали окрестности поселка со святым названием колокольного звона. До сего дня. Пока не началось восстановление храмов по всей округе и жители поселка не обнаружили в архивах сведения о далеком прошлом своего поселения. А узнав, обратились с коллективным письмом к настоятелю Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, архиепископу Феогносту с просьбой помочь им воссоздать в поселке храм в честь Успения Божией Матери, который когда-то стоял на этой земле. Владыка не оставил просьбу без ответа. И не только благословил сам, но и обратился за помощью к Святейшему Патриарху Алексию II, который и освятил 14 октября 2000 года первый камень предстоящего строительства. Но еще раньше, за два года до этого знаменательного события, по благословению Святейшего было учреждено Богородское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Дело в том, что местные жители попросили проводить службы в их поселке, не дожидаясь, когда будет возведен новый собор. И для этих целей приспособили одноэтажную каменную постройку. В короткий срок к ней были пристроены два помещения и получился небольшой деревянный храм. Он был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского. Прошло двенадцать лет со дня освящения первого камня Святейшим Патриархом. Сейчас Успенский храм практически построен и со внешней стороны отделан, осталось привести в порядок внутреннее убранство, что и делается сейчас. В приделе пророка Илии изготовлена крестильная купель, красиво украшенная резьбой по белому камню. Уже привезен мрамор, чтобы выложить им пол. Будет сделана роспись. В главном приделе тоже ведутся работы по благоукрашению. Расписывают стены, делают высокий многорядный иконостас с большим количеством икон, эскизы которых почти закончены. Занимается этим замечательный художник и иконописец, преподаватель Иконописной школы МДА Александр Солдатов. Опытный мастер работает с большой группой художников из Троице-Сергиевой Лавры, которые помогут храму обрести свое лицо. Недалек тот день, когда под его сводами зазвучит славословие Богу на первой литургии. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Богородское_по...

Собранный материал представлен в виде синодика с краткими биографическими комментариями. Синодик содержит около пятисот кратких жизнеописаний и состоит из двух томов. В первом томе представлены сведения о братии и пострижениках Троице-Сергиевой лавры, ее скитов, подворий и приписных монастырей — от Патриархов до послушников, всего более двухсот биографических справок. Второй том состоит из трех глав: в первой приводятся имена и судьбы начальствовавших, профессоров и преподавателей Московской духовной академии, во второй главе собраны сведения о священнослужителях Сергиево-Посадского благочиния, в третьей содержатся жизнеописания проживавших в городе и окрестностях монахинь и мирян. В предисловии к изданию также отмечается, что «в книгу не включены имена святых, прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, празднование которому по благословению Святейшего Патриарха Кирилла было установлено в 2011 году, — а это еще около ста подвижников. О них готовится отдельное издание». «В издании рассматриваются периоды захвата власти, массовых грабежей церквей, расстрелов священнослужителей (1917–1920), изъятия церковных ценностей (1921–1923), раскулачивания и коллективизации (1929–1931), Большого террора (1937–1938), преследований христиан накануне и во время Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы (1939–1952)», — говорится в предисловии. В книге рассматривается период с 1917 по 1952 гг., однако отдельные лица подвергались гонениям вплоть до середины 80-х годов. Следует отметить, что с 1953 г. характер репрессий изменился — расстрелов было мало, однако верующих арестовывали, закрывали храмы, священнослужители лишались государственной регистрации. При подготовке издания были использованы материалы Российского государственного архива древних актов, Государственного архива Российской Федерации, Центрального государственного архива Московской области, Центрального архива Федеральной службы безопасности Российской Федерации, архивов Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Московской духовной академии и других архивов, базы данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке», а также издания по истории Русской Православной Церкви ХХ — начала XXI веков, публикации, посвященные истории городов и монастырей Московской области, ее церковным деятелям, воспоминания родственников и духовных чад насельников лавры, и тех, кто оказывал помощь изгнанникам за веру. В увековечивании памяти пострадавших за веру особое участие принял насельник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Георгий (Тертышников; 1941—1998).

http://bogoslov.ru/event/6171872

XVI век часто воспринимается как эпоха Иоанна Грозного, но не предпочтительнее ли православным христианам связать ее с именем святителя Макария? Для кого-то история человечества — это история войн. Подобная однобокая унылая историософская позиция — ничто иное как злопамятство. Недопустимо забывать о том светлом, что было в жизни наших предков. В XVI веке налицо явный духовный подъем, проявлявшийся, в частности, в расцвете соборной жизни Русской Церкви. По первосвятительскому благословению диакон Иван Федоров начинает великое дело книгопечатания. На московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры находится икона святителя Макария, освященная 15 ноября 1998 г. В клеймах, живописующих его житие, есть и этот момент — благословение книгопечатания. Впервые богатейшая история православной иконописи обогатилась изображением печатного станка. Дни жизни Святителя не назовешь бестревожными. Первосвятителю приходилось вставать на защиту Православия, дабы сохранить вверенную ему Христом паству от губительного соблазна ересей, возглавлять церковное моление во время бедствий. Его святительским попечением распространяется свет православной веры. Церковь ведет активную миссионерскую работу. “Троицу, Отца, Сына и Святаго Духа, апостольски проповедати повелел еси, непросвещенную лопь и иныя северныя языки ко Христу привел еси…” (Канон, песнь 4). Ревностное служение святителя Богу и Церкви Его сохранил в памяти православный народ. До нас дошли ранние иконописные изображения его, что говорит о почитании Святителя как местночтимого святого. Наконец, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года митрополит Макарий был канонизирован. В его лице мы имеем любящего неленостного предстоятеля о нашем духовном преуспеянии перед Христом Спасителем. Чая духовного просвещения, Церковь молитвенно обращается к Святителю в великолепных словах акафиста: “Пастырю добрый, святителю Христов Макарие чудный, благочестия столп был еси, многими добродетельми украсився: собеседниче святых мужей, книжниче премудрый, иконописче нарочитый, просветителю изрядный, ересей искоренителю, молитвенниче неленостный, моли спаситися душам нашим”.

http://pravmir.ru/prazdnovanie-pamyati-s...

В Тучково уцелело мраморное надгробие надворного советника Способина, а рядом с ним – гранитный памятник его отца иерея Иоанна Ястребова. В порядок тучковский некрополь был приведен недавно, когда сельский храм стал центром подворья Троице-Сергиевой лавры, а до этого пребывал в запустении. Долгое время оставалась закрытой и Владимирская церковь. В 1965 году оттуда были вывезены старинные ценные иконы, которые ныне находятся в коллекции Радищевского музея в Саратове. Перед установкой в иконостас иконы были поновлены. На обороте одной из них значится: «Ciu все иконы исправлены в 1877 году Г. Владимира Живописцомъ Н.И. Лапотниковымъ». Иконы находились в аварийном состоянии и были по существу спасены экспедицией от полного разрушения. При реставрации они были укреплены и освобождены от поздней записи. Первой в 1975 году реставраторы раскрыли икону " Святой благоверный князь Федор " . К данному иконостасу относятся 29 икон. Еще одна входит в собрание Государственной Третьяковской Галереи. Местонахождение двух – образа Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Константина Муромского чудотворца неизвестны. В советское время церковь использовалась под склад. В годы репрессий тучковский священник Василий Виноградов был арестован и осужден. Современное состояние [ править править код ] Сегодня храм в Тучково вновь благолепен и внутри, и снаружи. Он сравнительно невысок и даже кажется приземистым. На бугре, поросшем деревьями и кустарником, точно прямо из земли вырастают пять куполов: 4 голубых со звездами по краям и золоченый посередине. В погожий день особенно ярко сияют золотые кресты возрожденной святыни. Имеет статус подворья Троице-Сергиевой лавры . Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 602330, Россия, Владимирская область, с. Тучково, д.30 Проезд: из райцентра пгт. Красная Горбатка перемещаемся в его северный пригород Селиваново. В центральной части Селиваново, на главной улице АЗС «Лукойл» и развилка дорог с указателями «Ковров» на север и «Ольгино 30» на восток. Двигаемся на Ковров, 1,5 км до переезда через ж/д пути, и 1,5 км после переезда. В конце дачной местности за последним домом указатель «примыкание второстепенной дороги слева». Сворачиваем влево, на запад, с асфальта на щебёнку, 1,5 км до развилки в лесу. На развилке хорошо укатанная щебеночная дорога уходит влево к пионерлагерям, а направо через 3 км леса само Тучково. Далее, на дальнем краю села, дощато-бревенчатый мост (знак «г/п 7 тн») через р. Колпь, через него на косогор к церкви – Владимирское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Владимирс...

Памятные подарки юным артистам вручал иеромонах Мелитон (Присада), настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — храма Явления Богородицы преп. Сергию Радонежскому. Гран-При фестиваля получил ансамбль духовного пения «Вдохновение» Санкт-Петербургского детского дома-интерната Организаторами фестиваля выступили   Благотворительный фонд имени Преподобного Сергия Радонежского, Сергиево-Посадское районное агентство социальных инициатив «СПАСИ». Ставший уже традиционным фестиваль творчества детей-инвалидов, призван содействовать в преодолении общественной изоляции и изменении отношения к детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями здоровья. Организаторы надеются, что фестиваль будет способствовать снятию барьеров между детьми-сиротами с инвалидностью, детьми-инвалидами, живущими в семьях, и окружающими их сверстниками. В этом году фестиваль приурочен к 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Фестиваль прошел при поддержке Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, администрации и Общественной палаты Сергиево-Посадского муниципального района и администрации г. Сергиев Посад. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 февраля, 2024 26 ноября, 2023 26 сентября, 2023 12 сентября, 2023 10 мая, 2023 1 февраля, 2023 23 октября, 2022 30 июля, 2022 24 июля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-sergievom-posade-pro...

Насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры , заместитель заведующего библиотекой лавры, настоятель храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке иеромонах Пафнутий (Фокин) выступил с сообщением «Святитель Феофан Затворник и Свято-Троицкая Сергиева лавра». Доцент кафедры филологических и церковно-практических дисциплин Тамбовской духовной семинарии кандидат педагогических наук иерей Питирим Золотов в своем выступлении сделал акцент на работе святителя Феофана по переводу святоотеческих трудов. Далее были заслушаны доклады и.о. проректора по научно-богословской работе Калужской духовной семинарии кандидата теологии иерея Даниила Салищева «Учение святителя Феофана Затворника о мытарствах в свете православной антропологии» и преподавателя Екатеринодарской духовной семинарии, настоятеля храма Архистратига Божия Михаила г. Краснодара иерея Евгения Игнатова «Тексты Священного Писания в составе проповедей святителя Феофана, Затворника Вышенского». Работа пленарного заседания завершилась докладом преподавателя кафедры философии, теологии и религиоведения Кубанского государственного университета Е.В. Буховича «Свет русской святости: проблема границ патристики». После перерыва работа конференции продолжилась. Преподаватель Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова доктор филологических наук В.В. Каширина рассказала о публикации отрывков из творений святителя Феофана Затворника в «Шамординских листках». Заместитель заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Екатеринодарской духовной семинарии, штатный клирик Свято-Троицкого собора г. Краснодара иерей Андрей Кретов продолжил тему переводческой деятельности святителя Феофана, затронутую ранее на пленарном заседании, докладом «Устав преподобного Венедикта Нурсийского в переводе святителя Феофан, Затворника Вышенского». Тема святителя Феофана как переводчика стала основной и в выступлениях студента магистратуры Московской духовной академии , клирика Православной Церкви в Америке иерея Николая Крэйгла «Святитель Феофан как переводчик аскетической литературы (на примере " Добротолюбия " )» и студента Екатеринодарской духовной семинарии С.В. Старостенко «Образ женского подвижничества в истории Православной Церкви (на материале перевода " Митерикона " , выполненного святителем Феофаном)».

http://patriarchia.ru/db/text/6097412.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010