Органически в канву вечера вплеталась его музыкальная часть, подготовленная учащимися. Это были преимущественно богослужебные тексты, посвящённые Радонежскому святому. Открыл вечер смешанный хор, исполнивший тропарь Преподобному лаврского напева. Его подвижническая жизнь была воспета в песнопении “Тихий свет на Маковце-горе”, исполненном секстетом учащихся. Становление Троицкой обители под духовным управлением её настоятеля — в исполнении квартета учащихся Регентской школы прозвучал светилен из службы Преподобному “Процвел еси, яко финикс”, музыка диакона Сергия Трубачёва. Тема победы на Куликовом поле — кондак акафиста преподобному Сергию “Возбранный от Царя сил”, музыка иеромонаха Нафанаила, прозвучал в исполнении смешанного состава. Особая милость Господня великому угоднику — ему явилась Сама Пречистая Дева. Явление Пресвятой Богородицы нашло музыкальное выражение в песнопении “Пре­чистая Мати”, исполненном смешанным составом. Завершая тему жизненного пути Преподобного, мужской хор исполнил молитву преподобному Сергию “О, священная главо” композитора С. Зу­бачевского. Традиционно лаврские Духовные школы называют большой кельей преподобного Сергия. Тема Духовной школы прозвучала в исполнении женского хора в сопровождении двух гитар в песне “Тихий звон несется с колоколенки” на музыку священника Олега Скобля, а слова были сочинены учащимися Регентской школы. В завершении вечера женским составом была исполнена песня “У Троицы окрыленные”, слова А. Карепановой, музыка Н. Скрягиной. Она посвящена жизни учениц Регентской школы. Приложением к этому песнопению послужил слайд-фильм, проиллюстрировавший быт и повседневную жизнь будущих регентш. Заключительным аккордом вечера стала стихира русским святым “Земле Русская”, исполненная смешанным составом. В подготовке и проведении вечера активно потрудились учащиеся Регентской школы и студенты Семинарии и Академии. Для украшения помещения, где проходил вечер, были нарисованы различные картины на сюжеты, взятые из жития преподобного Сергия. На вечере присутствовали студенты, братия Лавры, гости. Через неделю вечер был повторен на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве в митрополичьих палатах. Его посетили прихожане подворского храма, родители учащихся Школы, выпускницы прошлых лет, преподаватели. Затем на радио “Радонеж” прошла информация о вечере. О преподобном Сергии на протяжении веков было сказано и написано очень много, и этот вечер — дань благодарности учащихся Духовной школы игумену и печальнику Земли Русской. 2. Юбилей историка-архипастыря

http://pravmir.ru/iz-zhizni-svyato-troit...

30 марта 1963 года он был рукоположен в храме Антиохийского подворья архиепископом Леонидом Можайским (Поляко­вым) в сан иеродиакона. С 1961 года — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководитель объединённого хора Лавры и Московской Духовной академии и семинарии. В 1963 году он окончил Академию, успешно защитив кандидатскую диссертацию на тему: “Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов” (Загорск. Троице-Сергиева Лавра, 1962–1963 уч. год. 274 стр.). Был оставлен в качестве преподавателя по Церковному уставу. Распоряжением от 6 декабря 1963 года И. В. Воробьёв был освобождён от ведения уроков Священного Писания во втором классе Семинарии, которые были поручены иеродиакону Матфею. В письме на имя Патриарха Алексия I от 26 марта 1964 года за подписью ректора Академии протоиерея Константина Ружицкого и секретаря Совета Академии протоиерея Алексия Остапова испрашивалось благословение на рукоположение преподавателя иеродиакона Матфея в сан иеромонаха. “Иеродиакон Матфей состоит преподавателем Церковного устава и Священного Писания Ветхого Завета в Семинарии, а также регентом правого хора. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен поддерживает данное ходатайство Академии”. 17 марта последовала резолюция: “Согласен ПА”. 29 марта 1964 года в Покровском академическом храме иеродиакон Матфей был рукоположен в сан иеромонаха епископом Варфоломеем (Ганда­ров­ским). В 1964 году Академия отмечала 150-летие своего пребывания в обители преподобного Сергия, и на престольный праздник Покрова 14 октября 1964 года молодой преподаватель был награждён Патриаршей грамотой 2 . В это время нагрузка отца Матфея была такова: дежурный преподаватель на будних службах в Академическом храме, в праздничные дни он управлял вторым академическим хором 3 . В Лавре управлял любительским смешанным хором, братским хором. С июля 1961 года управлял народным хором, который пел ежедневные ранние Литургии в Трапезном храме. 1 августа 1963 года он назначен регентом лаврского хора. 22 ноября 1964 года наместник архимандрит Пимен издал распоряжение, в котором говорилось: “В целях улучшения монастырского клиросного пения старшим регентом Троице-Сергиевой Лавры назначается иеромонах МАТФЕЙ (Мормыль). Помимо управления братским хором в обязанности о. Матфея входит всестороннее наблюдение за строгостью, благоговейностью и церковностью клиросного пения в Лавре, а также устройство систематических спевок с братией из числа поющих на клиросе”. 14 декабря 1964 года на Филаретовском акте иеромонах Матфей прочёл доклад “Митро­полит Филарет (Дроздов) и Московская Духовная академия” 4 .

http://pravmir.ru/samorodok-nashego-vrem...

Декор церкви, по большей части, классический, но некоторые его элементы все же тяготеют к эпохе барокко. С севера и юга входы в храм оформлены портиками с четырьмя колоннами, которые увенчаны фронтонами. Пилярстры, оформляющие здание, уплощены. Фасады Воскресенского храма покрыты цементной штукатуркой. А наличники больших прямоугольных окон декорированы нишами и выступающими карнизами – сандриками. Все выполнено очень лаконично и строго. Сегодня Воскресенский храм – единственное в Сергиевом Посаде церковное здание, построенное по канонам классицизма в начале XIX века. Это признанный архитектурный памятник и объект культурного наследия регионального значения. Воскресенская церковь — действующая. Ее престолы посвящены Обновлению Храма Воскресения Христова (Воскресению Словущему) , а также апостолам Петру и Павлу . На территории, возле храма, в 1995 году была установлена часовня в память о погибших воинах. Богослужения здесь проходят ежедневно. Рядом с храмом в 2017 году силами города была благоустроена живописная парковая зона. На территории церкви установлен мемориал – 30 мраморных плит с именами защитников Троице-Сергиевой лавры в период Смутного времени. Подворье управляется настоятелем, который назначается благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по представлению наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры . При храме действует гостиница и воскресная школа. Деятельность прихода [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Московская область, 141310, г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии, 17 Телефон: +7 496 547 36 45 (для справок) Электронная почта: voskrestsl@mail.ru Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений [ править править код ] Храм открыт ежедневно с 7:30 до 19:00. Вечернее богослужение – 17:00 Литургия – 8:10 Таинство Соборования на Подворье совершается в 12:00 ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней, см. информацию на сайте). Водосвятные молебны перед иконами Божией Матери «Неупиваемая чаша» и святителя Спиридона Тримифунтского совершаются еженедельно по пятницам, после Божественной литургии (если не выпадает на какой-либо праздник).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

Игнатия монахиня. Гимнографическое творчество преподобного Андрея Критского//Богословские труды. – 1984. – Сб. 25. Игнатия монахиня. Церковные песнотворцы. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой лавры, 2005. –  С. 116 – 167. Кедров Н. Канон великий. Творение св. Андрея Критского Иерусалимского. Славянский текст с русским переводом. – М., 1915. Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.78. Кириллин В.М. " Великий покаянный канон " св. Андрея Критского по древнерусской рукописи первой половины XIV в.//Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М., 1998. Кротов Я. Предисловие//Великий канон святого Андрея Критского. – М.: Вера и мысль, 1993. Мирри А., Балаховская А. Андрей Критский//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.  Ольга (Володина). Музыкальная культура Византии. –  М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1998. с.55–56. Пакостский Г. Благочестивое говеющих занятие, или Канон Андрея Критского иерусалимита, преложенный стихами церкви святых равноапостольных царей Константина и Елены, что при Градских Богадельнях, лишенным зрения Священником Гавриилом Пакостским. – СПб., 1829. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   2065. Сергей Правдолюбов, прот., Никифорова А.Ю., Лосева О.В., Романенко Е.В., Луковникова Е.А. Андрей, свт. Критский//Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия», 2000 – 2006. – Т. II.  Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 252 – 253, 429 – 430. Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.368–372. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.195–200.

http://bogoslov.ru/person/2597470

    В 1841 году отец Парфений принял великую схиму и в том же году был отправлен на послушание в Россию. В1845 году он по благословению своих наставников поехал в город Томск, предварительно посетив Иерусалим. Исполняя послушание от­ца Арсения: ничего в пути не просить и не брать ни от кого ни копейки, - он через год достиг цели своего путешествия, испы­тав многие скорби и лишения.     В Томске отец Парфений жил в архиерейском доме у епис­копа Афанасия (Соколова), ставшего еще одним из его настав­ников. Именно по благословению и настоятельной рекоменда­ции владыки Афанасия отец Парфений и начал писать свою знаменитую книгу «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика Свя­той Горы   Афон инока Парфения». Этот труд и сделал его известным духовным писателем.     Впоследствии инок Парфений (Агеев) напишет еще много миссио­нерских, исторических, духовных и автобиографических про­изведений (в общей сложности около двадцати), но ни одно из них не сможет сравниться со «Сказанием о кото­рое по значимости и интересу к себе у современников и после­дующих поколений читателей остались непревзойденными.       В1854 году отец Парфений написал прошение митрополи­ту Филарету о принятии его в Гефсиманский скит, где в то вре­мя уже подвизались его бывшие сподвижники из Молдавии. Митрополит Филарет написал наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву) и обер-прокурору Святейшего синода, после чего последовало поло­жительное решение. После зачисления в насельники Гефси-манского скита отец Парфений практически нес послушание на Троицком Сухаревском подворье Лавры по вразумлению раскольников и обращению их к Православной Церкви. В ян­варе 1855 года митрополит Филарет рукоположил его сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха.     В 1855 году отец Парфений был переведен в Николаев­скую Бсрлюковекую пустынь, где с 1856 по 1860 год был стро­ителем. При нем владыка Филарет освятил храм в честь Казан­ской иконы Божией Матери. Но уже в 1858 году был утвержден проект учреждения нового по своему значению Спасо-Преоб-раженского Гуслицкого монастыря. На отца Парфения была возложена нелегкая миссия - возглавить эту обитель и понес­ти все труды по ее становлению. Монастырь должен был по­служить обращению и окормлению староверов. Владыка Фи­ларет вместе с наместником Троице-Сергиевой Лавры архи­мандритом Антонием, имевшим большой опыт воспитания новоначальных иноков, принимал самое активное участие в этом важном деле

http://isihazm.ru/?id=691

Шокина). Переоборудовал свой дом под филиал (подворье) Ильинского Свято-Троицкого женского монастыря. В новосозданной обители в 1900 г. помимо настоятельницы обитало 40 сестер; еще 16 находилось на испытании. Первым священником храма стал П.А. Синев. На богослужения сюда являлись не только монашки, но и крестьяне близлежащих селений: Мануково, Большое и Малое Аксеново, Морщихино, Василево. Таким образом, храм женской общины выполнял функции и приходской церкви. Народная молва о новой обители со святыми иконами из Афона и Троице-Сергиевой лавры разнеслась далеко вокруг, привлекая многих богомольцев и паломников. Вскоре оказалось, что деревянный храм, вмещающий всего около 100 человек, в иные дни не мог принять всех верующих. В начале 1908 г. женская община была переименована в Ильинский Свято-Троицкий женский монастырь. Настоятельница его, мать Евстолия, была возведена в сан игуменьи. Тогда же был заложен грандиозный каменный соборный храм стоимостью в полмиллиона рублей - сумма огромная для того времени. Вскоре игуменья Евстолия умерла. Погребена она была у алтаря в нижней (теплой) части собора. Новой настоятельницей с возведением в сан игуменьи указом Святого Синода была назначена монахиня этого же монастыря мать Евпраксия. В 1909 г. при монастыре была открыта церковно-приходская школа для девочек. Помимо грамоты в объеме начальной школы воспитанницы постигали ремесло рукоделия, вышивания золотыми нитями. Для живущих в отдаленных селениях было устроено общежитие, где девочки жили на полном пансионе под присмотром опытных сестер монастыря. Учителями были священник Петр Алексеевич Синев и его супруга Анна Ивановна, окончившая полный курс Ржевского епархиального училища. Шли годы. Громадный соборный храм все больше и больше поднимался ввысь. 27 мая 1912 г. состоялось торжество по случаю поднятия креста на центральную главу храма. Когда был освящен храм, автору этих строк пока установить не удалось. В 1923 г. по решению властей монастырское подворье было закрыто, дом реквизирован и переоборудован под Дом просвещения и комсомольский клуб.

http://sobory.ru/article/?object=50520

8 августа 1991 г. Введенская, Пятницкая церкви и Пятницкий колодец были возвращены Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в полуразрушенном состоянии и вот уже более 20 лет проводятся работы по восстановлению церквей. В Введенском храме еще не закончен иконостас и внутреннее убранство храма. Пятницкая часовня была отреставрирована в 1962 году архитектором В. И. Балдиным. На первом этапе городчатым осиновым лемехом покрыли все три яруса кровли по древнему образцу. А на втором – установили вновь изготовленные колонны по стенам ниже восьмерика в обрамлениях окон и портала и устроили выстилку с фигурной оградой (1976 г.) Накануне первого престольного праздника в храм прибыла первая икона святой вмч. Параскевы Пятницы. Это была цветная литография со старинной иконы, предположительно XIII века. На ней святая держит в руке свиток с Символом Веры в виде знака вопроса. Ее образ оказался чудотворным, что было засвидетельствовано множеством людей. В августе 1996 года прихожанка храма Галина Скерис заказала Ирине Беляковой, иконописцу из г. Вашингтона, написать копию иконы св. вмч. Параскевы Пятницы. Образцом послужила фотография храмового образа. Икона писалась во время Успенского поста и была закончена на Успение. Затем икона совершила большое путешествие в Турцию и Грецию, где была освящена на святых мощах вмч. Параскевы в Афинах и прибыла в Пятницкий храм. В ноябре 2003 г. получено благословение на возведение храма Всемилостивого Спаса в поселке Звездочка . Храм этот по проекту – двухэтажный, на первом этаже уже проводятся богослужения, хотя строительные работы еще не завершены. В настоящее время Пятницкое подворье по-прежнему объединяет лаврское и академическое духовенство. Пятницкий колодец В Троице-Сергиевой Лавре и ее ближайших окрестностях расположены сразу три источника, вода которых издавна считается верующими целебной. Пятницкий колодец, по одной из версий, был создан самим Сергием Радонежским, Успенский ключ связан с чудом, происшедшим во время ремонта собора, а третий почитаемый родник, возможно, был выкопан святым Саввой Звенигородским.

http://azbyka.ru/palomnik/Пятницкое_подв...

Будущее России и конец мира. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1996. Будущее России и конец мира. М.: Братство прп.Германа Аляскинского; Российское отделение Валаамского общества Америки, 2000. Будущее России и конец мира. Рига: Православное мировоззрение. 1991. Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди – христианское православное видение. М., 2004. Вкус истинного Православия: Блаженный Августин , епископ Иппонский. М.: Братство прп.Германа Аляскинского; Российское отделение Валаамского общества Америки, 1995. Пер. кн. «The Place of Blessed Augustine in the Orthodox Church» («Место блаженного Августина в Православной Церкви»). Душа после смерти. М.: Православное мировоззрение. 1984. Душа после смерти. М.: Скит; Ставропольский краевой комитет Общества Красного Креста, 1992. Душа после смерти. СПб.: Глагол, 1994. Душа после смерти: Современные посмертные опыты в свете учения Православной Церкви. М., 1991. Душа после смерти. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1997. Душа после смерти. М.: Паломник, 2004. Знамения времени. Тайны книги Апокалипсис. М.: Братство прп.Германа Аляскинского; Российское отделение Валаамского общества Америки, 2000. Как сегодня быть православным: Лекция отца Серафима «Жить в соответствии с православным мировоззрением». Изд. Свято-Успенской Почаевской лавры, 2000. НЛО в свете православной веры. М., 1990; 2-е изд.: 1991. Письма отца Серафима Роуза . Джорданвилль (Нью-Йорк): Изд. Свято-Троицкого монастыря, 2005. По стопам св.Патрика, просветителя Ирландии, и св. Григория Турского . Куйбышев, 1990. Православие и религия будущего. М.: Православная книга, 1991. Православие и религия будущего. Алма-Ата, 1991. Православие и религия будущего. Скит; Ставропольский краевой комитет Общества Красного Креста, б/г. Православие и религия будущего. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1996. Православие и религия будущего. М.: Подворье Свято–Троицкой Сергиевой лавры, 1996. Православие и религия будущего. СПб.: Общество Святителя Василия Великого , 1997. Православие и религия будущего. М.: Паломник, 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

В 1956 году в нем был оборудован крытый каток с искусственным льдом. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону " Успение Божией Матери " передали в Князь-Владимирский собор. В июне 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь (Святейший Патриарх Алексий являлся священноархимандритом обители). В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе. В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Восстановление закрашенных масляной краской фресок продолжается по сей день. http://templespiter.ru/view_cercov.php?id=34 С Благовещенского моста, что ведет на Васильевский остров из центра Санкт-Петербурга, хорошо виден храм Успения Пресвятой Богородицы. 1721 год считается годом основания подворья. Исторически это место принадлежало разным монастырским подворьям: в середине XVIII века Свято-Троицкому Сергиеву монастырю (ныне Лавре), затем Псковскому Архиерейскому дому. С 1856 по 1874 годы оно находилось в ведении хозяйственного управления при Святейшем Синоде. В 1875 году, по предложению митрополита Киевского и Галицкого Арсения (Москвина), старинное подворье стало принадлежать Киево-Печерской лавре. Учреждение монастырского подворья относится к первой трети XVIII века, вслед за строительством и заселением Санкт-Петербурга. К 80-м годам XIX века, уже во время служения на Киевской кафедре митрополита Платона (Городецкого), дом и церковь подворья сильно обветшали, маленький храм с трудом вмещал молящихся. Была утрачена гармоничная организация как внутреннего, так и внешнего пространства церковных строений. С 1891 года митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев), часто приезжавший в Санкт-Петербург на заседания Святейшего Синода, ходатайствует и способствует масштабной перестройке подворья и своей резиденции. Пребывание Киевского митрополита явилось почетной функцией подворья. Резиденция духовного владыки, а также домовое имущество, церковно-богослужебные предметы, архиерейская ризница, должны были всецело соответствовать высокому статусу этого духовного учреждения.

http://sobory.ru/article/?object=00746

Также в храме молились строители, благотворители, благоукрасители и прихожане новоосвященного храма, православная молодежь. Богослужебные песнопения исполнил братский хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире на телеканалах  «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Трансляция была выведена на большой экран, установленный рядом с храмом.  На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма священномученика Ермогена, Патриаршего подворья в Гольянове г. Москвы иерей Алексий Довгополов был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями.  На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Димитрия Лунина, студента Сретенской духовной академии , несущего послушание в храмах Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы, в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес иерей Павел Ермилов, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе г. Москвы. По окончании Литургии настоятель храма иерей Алексий Довгополый приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству образ Спаса Нерукотворного. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Затем состоялось вручение церковных наград. Указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимании к помощи в строительстве храма священномученика Ермогена, Патриаршего подворья в Гольянове г. Москвы, были удостоены: Префект Восточного административного округа г. Москвы Н.В. Алешин поблагодарил Святейшего Владыку за награду. «Эта награда принадлежит очень большому количеству людей. Вы знаете, что храм строился за счет народных средств, поистине народными усилиями. И силами прихода, и силами простых жителей, которые жертвовали средства, и организациями, предприятиями округа, которые помогали, каждый как мог... И благодаря таким усилиям родилось поистине чудо. Сегодня храм уже стал не только духовным центром района, он стал эстетическим центром, можно сказать, наверное, визитной карточкой района. И, конечно, Вам огромное спасибо за поддержку. Настоятель уже сказал, что в самые сложные моменты, когда действительно было непросто, Вы находили возможность нас поддержать, вдохновить. Благодаря Вам наш район обрел такое чудо. Спасибо Вам!» — сказал Н.В. Алешин. В дар Его Святейшеству префект преподнес картину с изображением района Гольяново.

http://patriarchia.ru/db/text/6025144.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010